Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Рецензия на повесть В. Распутина "Пожар"

Рецензия на повесть В. Распутина«Пожар»
Молчал,задумавшись, и я,
Привычнымвзглядом созерцая
Зловещийпраздник бытия,
Смятенныйвид родного края.
Н.Рубцов «Во время грозы»
Труднопредставить себе современную русскую литературу без книг Валентина Распутина. Всвоих произведениях он раскрывает таёжную романтику, единство людей с природой,изображает характеры, завораживающие своей силой, первозданностью,естественностью. Такие характеры Распутин открыл в сибирских селениях.
Наматериале сибирской деревни написаны такие повести, как «Последнийсрок» (1970), «Деньги для Марии» (1967), «Вверх и вниз потечению». Однако Распутина интересует не только личность с ее духовныммиром, но и будущее этой личности. Автор поднимает высокие нравственныепроблемы добра и справедливости, чуткости и щедрости человеческого сердца,чистоты и откровенности в отношениях между людьми. «Горит село, горитродное...» Эти строки, взятые из народной песни, являются эпиграфом кпроизведению В. Распутина.
Пожарыиздавна на Руси были привычным делом. Дома-то стояли деревянные, вот иногда ивыгорало по полдеревни. И сейчас пожары случаются часто, вроде бы они обычноеявление. Зачем же писать об этом? Возможно, что-то особенное заинтересовалоРаспутина? А возможно, пожар — просто повод к размышлению о жизни. Героиписателя — коренные сибиряки. Главная проблема, которая волнует лучших из них иавтора, нравственная: веками накопленный опыт, точки его соприкосновения с темновым, что пришло сегодня, взаимодействие старого и нового, приобретения ипотери. Эта повесть — разговор по душам о том, что болит сегодня и что можно инеобходимо сделать нам немедленно. Одной из композиционных особенностейявляется то, что свои мысли о прошлом и настоящем, о нравственных иэкономических проблемах В. Распутин вкладывает в уста главного героя — ветеранавойны и труда шофера Егорова. Иван Петрович видит, что пламя охватывает нетолько строения, оно выжигает души людей, оставляя пустоту и чернь. Егоровуверен в правоте своих взглядов, не зря автор подбирает для него основательные,весомые слова: «Правда — это река, ложе которой выстелено твердымкамнем… Правда проистекает из самой природы… поправить ее нельзя».Валентин Распутин, рассказывая о происходящих событиях, часто обращается квоспоминаниям. И не может понять его герой, почему в затопленной деревнеЕгоровке все жители были рачительными, бережливыми хозяевами, добросовестнымиработниками, любящими свою землю, твердо стоящими на ногах. Может, потому, чтоэто был их дом, их земля, которую завещали им предки. И отношения между людьмибыли чуткими, справедливыми и доверительными. И стояло бы это село, если бы…Если бы не уничтожили, не затопили старую деревню, если бы не приехали «архаровцы»- безответственные люди, не имеющие дома и семьи, твердых моральных убеждений.Их цель — заработать деньги и весело пожить.
Споявлением новых безалаберных жителей, руководствующихся принципом «несвое — не жалко», меняются и облик деревни, и психология людей. Привычнуючестность, «совестливость, отношение к труду как к святому призванию»стали называть архаизмом, а то, что было позором и грехом, — считать «задоблесть и ловкость». Легкая и бездумная жизнь приводит к воровству и пьянству.Происходит переосмысление нравственных ценностей: сосновцы косо смотрят навсякого, кто по старинке «качает права и говорит о совести».«Архаровцы» угрозами держат в подчинении весь поселок. Людиразбрелись, всяк живет сам по себе. Страшно то, что Афоня Бронников, говоря:«Я работаю честно, живу честно...», продолжает: "… ихватит". На остальных ему наплевать. А Иван Петрович хочет и сам житьчестно, и чтобы так жили другие. С чего же начался в Сосновке этот нравственныйразлад?
Сосновка- временное пристанище, неуютное и неопрятное. Бесперспективность работыпорождает неуверенность в завтрашнем дне, хищническое отношение к природе,развращает жителей. Кроме того, бывшие хлеборобы заняты несвойственным имделом: корчуют, валят лес. Уничтожают, а не созидают! Деревья вырубаютварварски и безжалостно, не оставляя ни подрост, ни молодняк. У всех на первомместе план и заработок. «Несворачиваемая правда», по мысли Егорова,состоит в том, что бесхозяйственная вырубка леса повлечет тяжелые экономическиепоследствия: обмелеет река, начнется заболачивание местности. Лес — это нетолько деревья, это грибы, ягоды, орехи, дичь и пушнина, чистый воздух.«План!? — возмущается Иван Петрович. — Лучше б мы другой план завели — нена одни только кубометры, а и на души!» Выросший среди русской природы,Валентин Распутин умеет ценить ее красоту, ее своеобразие. Желая приблизитьчитателя к истокам родной речи, он мастерски использует диалектные выражения:«вечер мякотный, тихий», «как растеплило днем, так и неподжало» к вечеру, — читаешь это и чувствуешь себя жителем поселка.… Ислучился в Сосновке пожар. Село строили наспех, кое-как, о средствах тушенияпожара не думали. И оказалось, что в критической ситуации людей организоватьнекому, а отдельным лицам даже выгодно, чтобы сгорели склады.
Намой взгляд, пожар высветил социальную и нравственную разобщенность жителей.Автор делит своих героев на «архаровцев» — приезжих и на«законников» — коренных сосновцев. Немало тех, кто отстаиваетгосударственное имущество до конца: Афоня Бронников, Семен Кольцов — «надежный человек», Борис Тимофеевич Водников — мужик свой",дядя Миша Хампо. Все они идут в огонь, как в атаку. Но есть и те, кто пришелпросто «погреть руки». «Архаровцы» вроде работают азартно,«вдохновенно», но работают там, где можно поживиться. Пьяные,поддавшись общему порыву, они ведут себя почти героически. Но это продолжаетсянедолго: одни спят, другие, не скрываясь, воруют водку, валенки — все, чтоможно, убивают Хампо. Дядя Миша погибает, спасая добро, а Соня умирает какмародер и убийца. Пожар — итог общего неблагополучия: горят старые порядки,горят души честных тружеников, кому дорога родная земля.
Ноне только это страшно. Я думаю, страшно и то, что все это приводит к душевнойусталости и беспорядку «внутри себя». «Страшное разорение»чувствует Иван Петрович, «будто прошла в нем иноземная рать»,вытоптала все, оставила лишь куски от того, что раньше было устоявшейся жизнью.От этой неустроенности и решает он уехать из поселка. «Чтобы чувствоватьсебя „сносно“, нужно быть дома», — рассуждает главный герой.Дома — в себе, в своем внутреннем хозяйстве, дома — в избе, квартире, дома — народной земле. Имея эти три «дома», человек обретает уверенность вжизни, «твердь под ногами », глубоко пускает корни, бережет иукрашает землю, на которой он живет. По мысли В. Распутина, пожар — это нетолько стихийное бедствие, это и предупреждение. Подумайте, люди! Надо лиразорять родной край, уничтожать старое, нарушать законы общества и природы,чтобы создать новое?! В конце повести главный герой задает вопрос: «Чтоделать будем?» — и слышит ответ Афони: «Жить будем...»
ВалентинРаспутин заканчивает повествование на оптимистической ноте, оставляя читателямнадежду на изменения к лучшему. А чтобы эти изменения произошли, человекунеобходимы "… дом с семьей, работа, люди, с кем править праздники ибудни, и земля, на которой стоит твой дом".
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.