Рецензия на роман Ч.Т. Айтматова«Плаха»
Однимиз наиболее ярких произведений современной русской литературы является романЧингиза Айтматова «Плаха». В его произведении затрагиваются насущныепроблемы общества, вопросы добра и зла, отношения между человеком и природой,между человеком и обществом. Ч. Айтматов писал: «Трудно установить, чтотакое людская жизнь. Во всяком случае, бесконечные комбинации всевозможных человеческихотношений, всевозможных характеров настолько сложны, что никакойсверхсовершенной компьютерной системе не под силу сынтегрировать общую кривуюсамых обычных человеческих натур».
Таксказано о людях, но ведь их существованием мир не исчерпан. Скорее всего,потому писатель избирает три основных русла наблюдений: природное, социальное иуглубленно-личностное. Вечное царство природы в романе многокрасочно имногонаселенно. Бескрайние степи, зеленые долины и приозерье, высокогорныетропы все поражает своей неповторимой красотой. «И не видно было ни конца,ни края этой земли. Всюду темные, едва угадываемые дали сливались со звезднымнебом» таким выглядит край в предутреннюю пору. Днем он исполненнеостановимого движения. «Щбо над степью измеряется высотой взлетевшегокоршуна». На «десятках километров» «несть изобилующих вэтой благодати», стада яков.
Сглубоким восхищением списывает автор величественное бытие, особенно в тотмомент, когда на какое-то мгновение воцаряется «изначальноеравновесие» «солнце в небе, пустынные горы, полная тишина, отсутствиелюдей в равной мере принадлежали как жвачным, так и хищникам».«Изначальное равновесие» природы попирается людьми. В древностиохотники приходили «вооруженные стрелами», «потом появились сбабахающими ружьями». Но «прошло время, и человекобоги» сталиустраивать облавы на машинах, «прилетать на вертолетах» не охотники,а «расстрелыцики», косящие все живое, «как будто сено наогороде». Бессмысленное массовое уничтожение, порождающее среди животныхстрах «апокалиптических размеров», угроза земному процветанию.Параволков Акбара и Ташчайнар олицетворяют мир зверей. Волчья сущность быть«молниеносным ножом по глоткам антилоп» позволяет воплотитьнеистребимую силу, неиссякаемую жизнеспособность диких степных зверей: отвагу вохоте, «великий природный инстинкт сохранения потомства»,«извечно жестокую борьбу за продление рода». Во время отстрела Акбараи Ташчайнар неожиданно уподобляются трусливым сайгакам. Так нарушаются всеестественные предначертания мира. Поэтому Акбаре казалось, что «вездевоцарился хаос и само солнце, беззвучно пылающее над головой, тоже гонимовместе с ними в этой бешеной облаве».Своеобразно толкуется«внутреннее состояние» волков. Чем изощреннее издеваются люди надними, лишая их потомства, тем более одухотворяется Акбара. Нет болееглубочайшей проблемы, чем потеря потомства. Отсюда ярость зверя, который готовмстить человеку, мстить за причиненную боль. Гибель волчат в результатеотстрела сайгаков превращает Акбару в охотника на людей.Человек же охотится нетолько на зверей, но и ненавидит себе подобных.
Айтматовобъясняет причины преступлений против исконной гармонии сущего. Не случайнопосле сцены облавы следуют фразы о вынужденном бегстве Акбары: «Печально игорько тянулись по снегу скомканные цветы ее следов» дается суровая оценкатех, кто «скомкал цветы» вольной, степной жизни. «Людибездомные», «перекати-поле», «профессиональныеалкоголики»: Обер-Кандалов, Мишка-Шабашник, Абориген-Узюрбай, Гамлет-Галкини их шофер Кепа. Все они любят «ударить по-черному», полностьюсознание отшибить водкой, так как давно «озлобились на мир» и от«него пытаются урвать лишь средства для паразитического существования.Неудивительно, что эта группа, сама себя нарекшая „хунтой“, подчинившаяся»бычьей свирепости", окончательно презрела все нормы поведения.
Участиев массовом уничтожении диких животных для «хунты» только«разминка» перед садистским убийством человека.Айтматов пытаетсяосмыслить происхождение этой злобы и ненависти между людьми. Для этого он даетхарактеристику " анашистов". Собиратели наркотической травы внутреннеблизки группе Обер-Кандалова. «Анашисты» находятся во власти однойпотребности обогащения. Среди добытчиков дикой конопли те же законыбеспрекословного служения «хозяину» предприятия.
Срединих происходит душевное омертвение, которое необратимее наркомании, хотя,видимо, эти недуги продуманно предстают в тесной связи между собой. Особенноустрашает судьба молодежи: двадцатилетнего смышленого от природы Петрухи исовсем еще юного, пугливого и добродушного Леньки. Главарь«анашистов» Гришан благоденствует за их счет.Ч. Айтматов показывает,откуда у людей берется тяга к наживе, обогащению. Главный герой«Плахи» Авдий Каллистратов, слушая Петруху, мечтающего об автомашине «Волга»,прямо отвечает: "… во все времена держится незыблемый мир обывателя"на «трех китах массового сознания».
Такаяпсихология присуща и некоторым сельским жителям. Прежде всего Базарбаю, которыйради своего обогащения крадет для продажи из логова Акбары волчат. Полнуюпротивоположность Базарбаю составляет Бостон, целая жизнь которого направленана сохранение гармонии: трудовой, общественной, природной. Поэтому Бостон ивступает в затяжной конфликт с приспособленцем и пустословом парторгом,разоблачает поведение Базарбая. Ничтожные и завистливые, они равнодушны ксвященным заветам разумного бытия.
Вобщении с окружающими Бостон убежденно отстаивает эти заветы: «чтоб длячабана земля была своя, чтобы чабан за нее болел», ценить самому жизнь втруде", быть «хозяином своему делу». В своей душе он бережнохранит добро людей, красоту природы. Жестокой несправедливостью к героювоспринимаются неожиданно происшедшие события. Акбара уносит беззащитногомаленького сына Бостона. «Задыхаясь и хрипя, как запаленная лошадь»,он гонится за волчицей, а затем стреляет в нее и по трагической случайностиубивает вместе со зверем своего Кенджеша.Утрачено теплое, доверительноесообщество людей, и каждый из них, вне зависимости от личного опыта,приближается к падению.
Бостонтоже встал на этот путь, совершил свой невозвратный шаг к гибели убил Базарбая.Бостон «преступил некую черту и отделил себя от остальных»,почувствовав, «что отныне он отлучен от них навсегда». Поэтомунаступает для него «конец света».Человеком, который вбирает в своесознание все ипостаси земных трагедий, олицетворяет нравственность, служитдобру, является Авдий Каллистратов. Авдий Каллистратов недоучившийся священник,еретик, по определению духовных наставников семинарии, удаленный из нее за«новомысленнические представления о Боге и человеке в современнуюэпоху».
Авдийпытается найти «нехоженые тропы к умам и сердцам своих сверстников».Поэтому он принимает предложение редакции журнала на ряд очерков опроникновении в молодежную среду наркотических средств. Так вчерашний семинаристоказывается в обществе «анашистов», а затем среди членов«хунты». Авдий пытается возродить угасающие духовные начала,человеческое общение по принципам высшей справедливости, самоутверждения. Оннесет в мир светлые, справедливые идеи, идеи добра. Авдий будто открывает«закономерность, согласно которой мир больше всего и наказывает своихсынов за самые чистые идеи». И далее одна эта закономерность идемонстрируется в длинной цепи тяжелейших страданий Каллистратова: в рукахГришана, затем Обер-Кандалова, вплоть до распятия Авдия.
Роман«Плаха» дает людям возможность осознать свою ответственность за все,что происходит в мире. Чингиз Айтматов в своем романе направляет человека кидее гуманизма, милосердия, веры в доброе начало в человеке. Он призывает людейне нарушать ту гармонию, которая существует в природе, встать на путь истины,добра.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта goldref.ru/