Реферат по предмету "Философия"


Основные идеи марксистской философии

Министерство образования наукиРоссийской Федерации
ГОУ ВПО «Чувашский государственныйпедагогический университет им. И.Я.Яковлева»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
На тему: «Основные идеи марксистскойфилософии»
Выполнила студентка 2 курса з/о
Художественно-графического факультета
Борзова Е.В.
Проверил преподаватель:
Трифонов Г.Ф.
Чебоксары 2010

Содержание
Введение
1. Марксизм, какнаука об обществе и ее истории
2. Философские идеиК.Маркса
3. Философские идеиФ.Энгельса
Заключение
Список литературы

Введение
Марксистская философия — это совокупное понятие, обозначающее философские воззрения Карла Маркса(1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895), а также взгляды их последователей.Применительно к ней употребляются термины «диалектическийматериализм» и «исторический материализм», введенные в обиход в90-х гг. XIX в. Позже они оказались привязаны к партийно-идеологическимтрактовкам философских составляющих марксизма как теории, идеологии и практикисоциалистического преобразования общества. Существуют классическая инеклассическая версии марксистской философии. В первом случае это философскиеидеи самих Маркса и Энгельса, во втором — различные интерпретации этих идей.Классический философский марксизм не есть завершенная философская система, таккак в нем отчетливо прослеживается эволюция, выделяются этапы творчества «молодого»и «зрелого» Маркса, «позднего» Энгельса, налицотрансформация многих категорий. При общности исходных установок, мысль Маркса иЭнгельса часто шла различными путями, различен их интеллектуальный вклад вфилософские построения марксизма.
Философские понятия ипостроения марксистской классики во многом продолжают традиции классическойнемецкой философии, прежде всего объективного идеализма Гегеля и антропологизмаФейербаха. Объективный идеализм Гегеля превращается в новую форму материализма,в его учении молодые' Маркс и Энгельс увидели способ преодоления разрыва междуидеалом и действительностью (идеал присущ самой действительности, развиваясь вней диалектически-противоречиво). Антропологическая философия Фейербаха с ееакцентом на отдельного человека трансформируется в социально-философскую ифилософско-историческую концепцию, которую Маркс и Энгельс разрабатывалисовместно. В ней они обосновывали необходимость человеческой свободы иэмансипации, саморазвития и совершенствования.
Социалистические идеалыфранцузских и английских утопистов тоже подкрепляются философскими аргументамидиалектико-гуманистического характера. Основоположники марксизма, критикуясовременную им действительность, стремились найти новый мир.
Маркс и Энгельс исходилииз убеждения, что нельзя изменить мир посредством идей, изменения сознания. В«Тезисах о Фейербахе» (1845) Маркс критикует весь предшествующийматериализм за его пассивно-созерцательный характер, а идеализм — за пониманиечеловеческой активности лишь как духовной деятельности. Тому и другому онпротивопоставляет понятие практики как деятельности предметной, материальной.По Марксу, общественная жизнь является «по существу практической».Так в философию вводится новая предметная область — сфера преобразовательнойдеятельности людей, которую философия раньше игнорировала.

Марксизм, как наука обобществе и его истории
Формулировка основныхидей материалистического понимания истории становится первой попыткой Маркса иЭнгельса создать позитивную науку об обществе и его истории, которую онипротивопоставляли прежней философии и философии вообще. В истории и социумеизменение в общем и целом идет от материального к идеальному, от экономическогобазиса к идеологической надстройке; общественное бытие людей определяет их сознание.Новое общество теоретически выводится из противоречий самого общества на данномэтапе его развития, и прежде всего из противоречия между производительнымисилами и производственными отношениями. Знание об обществе, подчеркивают Маркси Энгельс, не выводится путем спекулятивного философского рассуждения, авыявляется эмпирически, как это делает «позитивная наука». Их цель,заявляют они, построить учение об обществе и его истории как науку, которую онипрямо противопоставляют всей прежней философии и даже философии вообще (Энгельспозже писал, что с возникновением материалистического понимания истории — исторического материализма философии истории пришел конец). И эта наукапризвана не просто констатировать деление истории общества на формации, а каждойформации — на ее составные элементы и классы, но и объяснить, почему та илииная общественная формация устроена именно таким образом, а главное — почемуобщество развивается, переходя от формации к формации. Общество — нехаотический агрегат и не «твердый кристалл», а некая целостность,способная к саморазвитию. Его различные части должны так или иначесоответствовать друг другу. Такое соответствие в принципе существует междупроизводительными силами и производственными отношениями. Маркс и Энгельспришли к мысли о недостаточности обоснования коммунизма однимифилософско-гуманистическими соображениями, к тому же носящиминормативно-оценочный, телеологический характер (изначально заданная сущностьчеловека утеряна в современном им мире, но с необходимостью должна бытьобретена вновь, восстановлена). Но отсюда не следовал и не последовал переход ккоммунистическому обществу. Такое общество должно быть подготовлено, с точкизрения Маркса и Энгельса, не только негативно — через противоречие, но ипозитивно — через развитие положительных предпосылок и не только на уровнечеловека, но прежде всего на уровне собственно общественных структур.Коммунистическая формация, как следующая за капиталистической, теперьтеоретически выводится не из понятия человеческой сущности (фиксирующего скорееидеал, чем нечто изначально данное), а из целого комплекса предпосылок, — вконечном итоге из необходимости разрешения противоречий, которые всеконцентрируются вокруг частной собственности на средства производства. В«Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс писали о том, чтокоммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частнойсобственности.
Философские идеи К.Маркса
В отличие от такихнемецких мыслителей, как Кант или Гегель, Маркс не опубликовал трудов, вкоторых его философия была бы изложена в развернутом, систематическом виде. Егофилософские взгляды представлены либо в посмертно изданных рукописях(«Экономическо-философские рукописи 1844 года», «Тезисы оФейербахе», «Немецкая идеология»), либо в полемическихпроизведениях («Святое семейство», «Нищета философии»),либо вплетены в контекст экономических и социально-политических работ(«Манифест Коммунистической партии», «К критике политическойэкономии», «Капитал», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта»,«Критика Готской программы» и др.).
Маркс увлекся гегелевскойфилософией в годы учебы в Берлинском университете. И это не было простой данью«философской моде», господствовавшей в 30-е г. XIX в. Маркс искал вэтой философии ответ на вопрос, как преодолеть разрыв между идеалом идействительностью, характерный для кантианства. Ответ Гегеля: идеал присущсамой действительности, в которой он диалектически-противоречиво развивается, — показался Марксу убедительным, и он принял гегелевскую философию в том еетолковании, которое предложили левые последователи Гегеля — младогегельянцы Б.Бауэр, А. Руге, М. Штирнер и др. Суть этого толкования состояла в том, чтоидеал как воплощение разума — это не нынешняя прусская монархия, а будущаядемократическая республика, за которую надо бороться прежде всего путемфилософской критики религии — духовной опоры монархии, а затем и критики самогопрусского государства. С гегельянских позиций Маркс переходит нафейербахианские, разочаровавшись в идеалах демократических общественных реформ,которые исповедовали младогегельянцы. В философии Фейербаха Маркс увиделобоснование идеи человека как высшего существа и требование ниспровергнуть всеотношения, в которых человек предстает униженным, порабощенным, презренным,беспомощным существом. Развивая этот тезис, Маркс в 1843 г. формулирует идеюпролетарской революции как средства, при помощи которого можно разрушить всеунижающие человека общественные институты.
В работе«Экономическо-философские рукописи 1844 года» (1844), выступая взащиту гуманизма, основанного на идее свободной, универсальной творческойсущности человека, Маркс писал, что реализации этой сущности препятствуетотчуждение как противоречие, заключающееся в превращении объективированных, т.е. опредмеченных, результатов человеческой деятельности в отчужденные — вышедшие из-под контроля и власти человека, управляющие самим человеком, чтоведет к обесчеловечиванию человека в капиталистическом обществе. По егоконцепции, существуют различные виды человеческого отчуждения: отчуждениечеловека от процесса и результатов своего труда, от природы, от своейсобственной родовой сущности, отчуждение человека от человека и от общества. Воснове всех форм отчуждения лежит отчуждение труда, базирующегося начастнособственнических отношениях. Проблема, по мнению Маркса, должнаразрешиться путем «снятия» отчуждения и присвоения человеком своейподлинной родовой сущности, что возможно только через ликвидацию частнойсобственности. В гегелевской терминологии это есть отрицание отрицания. ПоМарксу, это есть не что иное, как общественное состояние, означающее«возвращение человека к самому себе».
Лейтмотив философскихисканий Маркса — мысль о том, что нельзя изменить мир посредством сознания,идей, поскольку реальные интересы людей порождаются их бытием, в процессе ихреальной жизни. Маркс вводит в философию сферу практически-преобразовательнойдеятельности людей, которой раньше философы не интересовались. Практическаядеятельность, т. е. переработка природных предметов для нужных человекуматериальных благ, а также интеллектуальная практика, духовная деятельность,практическая борьба за улучшение жизни человека являются важными видамидеятельности, от которых зависят все остальные.
По Марксу,производственные отношения формируют классовую структуру общества, где одниклассы господствуют, а другие подчиняются, этим отношениям (которые Марксхарактеризует как «экономический базис» общества) должнысоответствовать и другие общественные отношения, и прежде всего юридические иполитические, а также определенные формы общественного сознания, в которых все это,так или иначе, осознается. Господствующий класс в том или ином обществезаинтересован в сохранении и укреплении своего господства, и он добиваетсяэтого с помощью права и государства, а также посредством распространенияопределенных взглядов, которые Маркс и Энгельс называют идеологией. Основнаязадача идеологии — представить соответствующий классовый строй как«нормальный», «естественный», «цивилизованный»,отвечающий разуму или природе человека и т. п. Тем самым идеология выдаетинтерес господствующего класса за общий интерес всех членов общества. Поэтому,с точки зрения Маркса и Энгельса, реальные отношения предстают в идеологии вперевернутом виде, как в камере-обскуре. В истории наблюдаются разные типыпроизводственных отношений, и каждый раз отношения людей между собойобусловливаются их отношением к средствам производства. Если одни люди владеютсредствами производства, а другие — нет, то этим последним ничего не остается,как работать на первых, на собственников, владельцев. Отсюда происходитразделение людей на классы, образующие в обществе социальную иерархиюгосподства: рабовладельцы господствуют над рабами, феодалы — над крестьянами,капиталисты — над рабочими. Отсюда же вытекает возможность дать периодизациюистории, классифицируя типы общества — общественные формации — в соответствии сразличными формами собственности на средства производства, с разными способамипроизводства. В «Немецкой идеологии» эта периодизация выглядит следующимобразом; племенная, античная, феодальная, капиталистическая и будущаякоммунистическая формы собственности и соответственно типы общества. Изменениев общем и целом идет от базиса к надстройке, от материального к идеальному,поскольку «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, ихобщественное бытие определяет их сознание». Но оно совершается не плановои постепенно, а через возникновение противоречий, их обострение искачкообразное разрешение. И так как изменение затрагивает интересы различныхклассов, оно совершается в ходе классовой борьбы, в ходе революции, где одниклассы выступают как прогрессивные, а другие — как консервативные илиреакционные.
Свой метод мышленияМаркс, ссылаясь на Гегеля, определял как диалектический. По Марксу, диалектикав ее рациональном измерении включает в позитивное понимание существующего ипонимание его отрицания, т. е. его необходимой гибели, каждую осуществленнуюформу она рассматривает в движении, следовательно, и с ее преходящей стороны,она ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична иреволюционна. Диалектический метод с необходимостью включает историческийподход, направленный на воспроизводство реальной истории с ее случайностями, илогический — тот же исторический, только освобожденный от исторической формы имешающих случайностей.
Логический подходиспользован Марксом при написании работ «К критике политическойэкономии» (1859), «Капитал» (т. 1 — 1867), отчасти«Манифеста Коммунистической партии» (1848). Именно с помощьюлогического подхода Маркс обосновывал переход от капиталистического общества ксоциалистическому — через разрешение внутренних противоречий капитализма. Вконечном счете конкретно-исторический анализ событий опирается у него напонимание общей логики общественного развития. При этом логико-диалектическийанализ истории не снимает гуманистической веры Маркса в историю как продукт ирезультат человеческой деятельности, свободного исторического творчества.
Отдельные высказывания ивыражения Маркса, такие, например, как: действие законов «с железнойнеобходимостью», развитие экономической общественной формации как «естественноисторическийпроцесс», действительно дали повод характеризовать впоследствии еговзгляды как объективистско-детерминистские, уподобляющие развитие обществаприродным процессам. В работах Маркса, определенный перегиб в сторонуматериальных и объективных факторов был, по сути, неизбежен, тем более что онставил своей целью доказать не просто желательность, а объективнуюнеобходимость коммунизма. И то, что выделяет в истории общества логическийподход, это не что иное, как результаты человеческой деятельности, причемустойчивые результаты, образующие объективную «цепь развития»,объективную закономерность. Но для Маркса главное было показать, каким образомиз взаимодействия этих результатов друг с другом и с человеком может возникнутьобщество, в котором, как считал Маркс, свободное развитие каждого являетсяусловием свободного развития всех, т. е. коммунизм.
Философия Маркса — этосоциальная философия, ориентированная на освобождение человека. При этомчеловек рассматривается прежде всего как практически действующее существо,взаимоотношения которого с природой (развитие производительных сил) — основадругих взаимоотношений в обществе. Хотя человек — существо социальное,отношения людей в обществе никто специально не организовывал; они складывалисьстихийно, в зависимости от того или иного уровня развития производительных сил.Стихийно сложилось разделение людей на классы — в зависимости от владения или «невладения»этими производительными силами. Возникло подчинение одних людей другим, а вкапиталистическом обществе — еще и подчинение людей вещам как отчужденнымрезультатам их собственной деятельности. Освобождение от отношений господства иподчинения предполагает сознательный контроль над организацией и развитиемобщества; средство для этого — переход к общественной собственности,предпосылки к чему создаются капитализмом. Для отдельного человека это означаетуниверсальность потребностей, способностей, средств потребления; это«абсолютное движение становления» человека.
Философские взгляды Ф.Энгельса
Если социальная философиямарксизма — творение главным образом Маркса, хотя и Энгельс внес в него свойвклад, то попытка построить всеобщую философию, охватывающую природу, обществои мышление (позже это было названо диалектическим материализмом), былапредпринята Энгельсом. Эта философия излагается в его работах«Анти-Дюринг» (1876-1878) и «Диалектика природы»(1873-1886). Занявшись в 70-х гг. проблемами естествознания, Энгельс задалсявопросом: действуют ли в природе те же общие диалектические закономерности,которые им и Марксом были зафиксированы в обществе? Он предложил своюинтерпретацию гегелевской философии, разделив ее на систему и метод, выявляя противоречиемежду «консервативной» системой и «революционным» методом.Энгельс выразил свое отношение к гегелевской философии и ее роли в развитиидиалектического знания о природе, истории, человеческом познании и мышлениисначала в «Анти-Дюринге», а затем в небольшой обобщающей работе«Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886).Согласно Энгельсу, основной порок всей прежней философии заключается в попыткахрешить неразрешимую задачу — построить завершенную систему абсолютных истин вусловиях, когда развитие человеческих знаний не может завершиться. Требовать отфилософии разрешения всех противоречий — значит требовать, чтобы один философсделал такое дело, которое под силу только всему человечеству в егопоступательном развитии. И если человечество понимает это, подытоживает своюмысль Энгельс, то философии в старом смысле слова приходит конец. Однако, поЭнгельсу, забыть о достижениях предшествующей философской традиции нельзя.
С диалектической точкизрения как нет абсолютной истины, так и нет абсолютного заблуждения. В прошлойфилософии немало поучительного, считает Энгельс, и это особенно касается такоговеликого творения, как «гегелевская философия, которая имела огромноевлияние на духовное развитие нации. Ее надо было „снять“ в ее собственномсмысле, т. е.… уничтожить ее форму и спасти добытое ею новоесодержание». Поддерживая, с одной стороны, общие антиспекулятивныенастроения, Энгельс, с другой стороны, шел «против течения», выступаяв защиту гегелевской диалектики.
Энгельс сознавалэвристическую ценность идей гегелевской «Науки логики». В рукописи«Диалектика природы» (опубликованной впервые в 1925 г.) он опиралсяна нее, определяя три закона диалектики: закон взаимоперехода количества вкачество, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицанияотрицания. В целом диалектика представлена как наука о всеобщих законахдвижения и развития природы, человеческого общества и мышления. Энгельсстремился решить задачу обобщения конкретно-научного знания. При этом он исходилиз того, что науки открывают в природе и обществе такие закономерности, которыемогут быть охарактеризованы как диалектические. Для подтверждения этого выводаЭнгельс стремился показать, что само развитие наук идет в направлении всебольшей их диалектизации или, иначе, что науки открывают в природе и обществевсе больше таких закономерностей, которые могут быть охарактеризованы какдиалектические. По мысли Энгельса, именно диалектика является дляестествознания наиболее важной формой мышления; только диалектические подходыпредставляют аналог и, следовательно, метод объяснения для происходящих вприроде процессов развития, всеобщих связей природы, для переходов от однойобласти исследования к другой. Поэтому философский материализм в егомеханистических версиях неизбежно будет вытеснен «современным»материализмом (так Энгельс называл диалектический материализм, как он его самобосновывал). По убеждению Энгельса, марксистский материализм является посуществу диалектическим. Поэтому философия, противопоставляющая себясовременным наукам и возвышающаяся над ними, окажется отныне невостребованной.На примере естествознания Энгельс тем самым дал пример универсалистскоготолкования диалектики как ключа ко всем проблемам теории и практики. В егоработах просматривался замысел построить путем обобщения некоторых данныхконкретных наук общую картину развития природы от низших и простейших форм довысших и сложнейших, включая затем переход к человеку и обществу (об этомсвидетельствуют тексты «Диалектики природы»). Однако этот замыселостался неосуществленным.

Заключение
В 80-х гг. XIX столетияидеи марксизма (сам термин тоже появляется в этот период) стали основой многихполитических проектов в социалистических и социал-демократических партиях.Превратившись в инструмент пропаганды и политической борьбы, многие идеи Марксаи Энгельса были идеологизированы. Они стали объектом вульгаризации. Энгельснегативно оценил эти тенденции. Его тревоги выразились в многочисленныхписьмах; наиболее содержательные моменты его переписки получили впоследствииназвание «Писем об историческом материализме» (это письма, которыеЭнгельс написал в 90-е гг. молодым марксистам Ф. Мерингу, К. Шмидту, И.Боргиусу, И. Блоху и др.). Энгельс протестовал против сведения марксистского ученияоб обществе к одностороннему «экономическому материализму» иподчеркнул значение идеи о взаимовлиянии экономической основы, базиса обществаи всех надстроечных форм (идеологии, права, религии, морали, политики и пр.).Впервые в марксизме отчетливо прозвучали аргументы в защиту концепциимногофакторности исторического процесса, многомерности влияния элементов жизниобщества на социальную эволюцию.

Список литературы
· http://www.philosophy.ru/iphras/library/marx/marx12.html
· http://slovari.yandex.ru/dict/phil_dict


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Философские воззрения Н. Гумилёва
Реферат Сооружения электроснабжения железных дорог
Реферат Банковская система Республики Беларусь (правовой аспект)
Реферат The Oral History Усн а Історі я
Реферат Соціально-економічна характеристика столичного економічного району. Проблеми та перспективи його розвитку
Реферат If I See A Ghost Are My
Реферат Виды пневмоний дифференциальная диагностика и их лечение
Реферат Ливанский кризис 1958 года
Реферат Вычислительная техника для ракет и космических систем
Реферат Формирование и развитие сельскохозяйственной пропаганды
Реферат Диагностика и консервативное лечение асимметрии таза у детей
Реферат Задачи административного права как отрасли права
Реферат Crime And PunishmentSummaryPart One Essay Research Paper
Реферат Крушение мировой колониальной системы.Проблемы неоколониализма
Реферат The Welfare State A Cost Benefit Analysis