Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Поэт и поэзия в лирике А. Ахматовой

Отстранной лирики, где каждый шаг — секрет,
Гдепропасти налево и направо,
Гдепод ногой, как лист увядший, слава,
По-видимому,мне спасенья нет.
А.Ахматова
“Поэтв России больше, чем поэт”, — гласит известное изречение. Возможно, именно этимобусловлено пристальное внимание к теме поэта и поэзии в русской литературе.Поэт и толпа, поэт и правда, поэт и зло — размышления об этих проблемах сталитрадиционными в отечественной поэзии. Пророк, изгой, сеятель “разумного,доброго, вечного”, небожитель, слуга народа — таким представляли себе поэтавеликие лирики. Свой вклад в развитие этой темы внесла и А. Ахматова.
Мысльо предназначении художника органично входит в творчество автора. Пожалуй, этово многом обусловлено биографическими факторами: Ахматова долгое время жила иполучила образование в Царском Селе — Где столько лир повешено на ветки, Но имоей как будто место есть...
Всемсвоим творчеством на протяжении всей своей жизни Ахматовой приходилосьопровергать мысль о том, “что быть поэтом женщине нелепость”. И в самом деле,за три века русской поэзии в ней до смешного мало женских имен, и ни одно изних не сравнится по силе чувства и глубине мысли, по поэтическому таланту с А.Ахматовой. Право на звание поэта ей пришлось отстаивать в длительной борьбе.Она не хочет быть просто женщиной, только женщиной, чье существованиеограничено лишь любовными переживаниями, какими бы сильными они ни были: Нет,царевич, я не та, Кем меня ты видеть хочешь, И давно мои уста Не целуют, апророчат.
“Однаждыпоздним летом” героиня встречает свою Музу, и с тех пор они неразлучны, каксестры. Муза Ахматовой — смуглая иностранка; этот образ восходит, вероятно, к,“смуглой леди” шекспировских сонетов. При этом Муза — не только подруга, но исоперница; любовь и поэзия властвуют над душой героини поочередно: то Музаотнимает “золотое кольцо” — подарок возлюбленного, то любовь мешает проявлениюпоэтического дара: И я не могу взлететь, А с детства была крылатой.
Отношениягероини и ее Музы складываются далеко не безоблачно. “Муза ушла по дороге”, —пишет Ахматова: земной мир слишком убог для нее, он представляется могилой, гденечем дышать. Иногда Муза теряет свой веселый нрав, свою силу. В ожиданиинебесной гостьи “жизнь, кажется, висит на волоске”, и забываются почести,свобода, юность. Муза — это бессонница и голос совести, чье бремя вынужденанести героиня всю жизнь; это мучительная лихорадка и обуза, но, к сожалению,являющаяся не слишком часто: Как и жить мне с этой обузой, А еще называютМузой, Говорят: “Ты с ней на лугу...” Говорят: “Божественный лепет...” Жестче,чем лихорадка, оттреплет, И опять весь год ни гу-гу.
Поэзия,несомненно, создается для того, чтобы обжигать сердца людей, чтобы сеять в ихдушах добро и правду, — в своем понимании высокого предназначения поэзииАхматова подхватывает идеи великих предшественников, Пушкина и Некрасова. Жизньи любовь коротки, а искусство вечно — о поэзии, о песне эти строки: Позволь мнемиру подарить То, что любви нетленней.
Поэзия(как и любовь, впрочем) для Ахматовой не только радостный дар, но и страдания,пытка, от которой часто хочется отречься; но освобождение невозможно, ибо“жажда песнопенья” — неотъемлемая часть самого существования героини: Я такмолилась: “Утоли Глухую жажду песнопенъя!” Но нет земному от земли И не былоосвобожденья.
Дарпоэта — его богатство, Богом данное, но поэт обречен не копить его, арасточать. Задача поэта — неблагодарна, но благородна, она сродни Христовой.Подобно Христу, поэт идет по миру — один, — чтобы творить свое благое дело. И,подобно Христу, он обречен за это узнать “учеников злорадное глумленье иравнодушие толпы”.
Славапредставляется героине неизбежным спутником таланта, “увядшим листом” у негопод ногой или же назойливой гостьей, погремушкой, трещащей над ухом. Героине нестрашно забвение: Забудут? — вот чем удивили! Меня забывали сто раз...
Муза— птица Феникс, вновь и вновь восстающая из пепла, чтобы жить и творить, и ейне грозит забвение.
Иногдапоэтесса воспринимает свой дар как трагическую отметку судьбы, предрекающуюкатастрофы и гибель близким: Я гибель накликала милым...
Таковоее ремесло.
Еготайны автор раскрывает в цикле, так и назван ном — “Тайны ремесла”. Процесстворчества предстает героине как некая истома, греза, видение, в которомпостепенно проступают слова и рифмы, а затем — И просто продиктованные строчкиЛожатся в белоснежную тетрадь.
Всемизвестны строки: Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведаястыда...
Упоэта любой жизненный “сор” Должен превращаться в лирическую ситуацию. Стихирастут из прозы жизни, из черной почвы быта, и в этом — подлинная сущностьискусства. Поэт отовсюду, “налево и направо”, “без чувства вини”, заимствуеттемы и образы своей поэзии. Он должен быть ясен и открыт для мира и читателя,“распахнут настежь”.
Мирдолжен полностью войти в стихи, все бессловесное — воплотиться в них: Многоееще, наверно, хочет Быть воспетым голосом моим: То, что, бессловесное,грохочет, Иль во тьме подземный камень точит...
Длятого и существует “священное ремесло” поэта: С ним и без света миру светло.
Поэти правда, поэт и долг — вот еще один мотив лирики Ахматовой. Гражданский пафос— неотъемлемая черта ее творчества. Художник не смеет поддаваться голосу, зовущемуотречься от своей Родины, не смеет внимать лести отступников, не смеет даритьим свои песни. Он всегда должен быть со своим народом. Он — не умолкающий голоспамяти, “вечный судия” делам минувшего и настоящего, пророк, вещающий правду итолько правду, какова бы она ни была.
Великиепоэты, современники и гении давно умершие, — Шекспир, Данте, Пушкин, Блок,Пастернак, — воспеты Ахматовой в ее творениях. Через понимание их творческойсудьбы, глубинной сущности и целей их поэзии она шла к определению высокогопредназначения искусства. Поэтический талант — это и божественный дар, итяжелый крест, требующий от несущего его огромной силы и мужества. Поэт творит,чтобы жить, и не может иначе.
Поэзия— весь мир, и смысл жизни поэта тить его в словах и рифмах: Вселенную передсобой, как бремя Нетрудное в протянутой руке”.… Несу…
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Модальный аргумент С. Крипке против теории тождества
Реферат Теорії і техніки особистісної психокорекції основаної на теорії екзистенціалізму
Реферат Спиральная антенна
Реферат Ошибки при заключении договоров подряда
Реферат Oleanna And Trifles Essay Research Paper Engl
Реферат Воспитание согласованных действий у детей шестого года жизни в строительной игре и на занятиях по конструированию
Реферат Экономическая природа и содержание потребительского спроса и предложения товаров
Реферат Андрей Ильенков © Армейские байки ©
Реферат Изучение предпочтений потребителей в выборе ночных клубов г. Хабаровска
Реферат Организация труда осужденных
Реферат Оценка состояния и перспектив развития экономических отношений между Россией и Чехией
Реферат Недействительность сделок. Правовые последствия недействительности сделок
Реферат Disney V Time Warner Essay Research Paper
Реферат Чистейший образ Натальи Николаевны Пушкиной
Реферат Проблемы женской занятости