Образ царя-реформатора (по роману А. Н.Толстого «Петр 1»)
Вчетвертом классе на уроке истории я впервые услышал об императоре Петре 1.Запомнилось, что он выиграл войну у шведов, отобрал прибалтийские земли ипостроил новую столицу Петербург. В шестом классе запечатлелся величавый образполководца, созданный Пушкиным. В восьмом -почему-то (уже и не помню) мыпрошлись по параграфам, посвященным Петру. очень бегло.
Итак бы и остались у меня об этом великом человеке самые отрывочные впечатления,если бы не роман Толстою. Образ Петра 1 поразил меня своей силой. Оначувствуется во всем: в росте, в физической мощи, в размахе чувств. в работе иразгуле.
Конечно,по современным меркам это дикарь. Ведь он своими руками пытает и казнит, бьетприближенных (хотя и задело!), непомерно пьет, устраивает дикие забавы. Но ведьи время было дикое! А он сумел вытащить и него Россию, сделать ее передовойдержавой, привить культуру дворянам. Сегодня, когда наша страна все большеотстает от других, особенно задумываешься: «Что же это за человек такой,что сумел повернуть на другую сторону все царство?»
Писательпочти не дает развернутых описаний внешности царя. рисуя его как бы мазками.Вот Петр — юноша: «У Петра все шире округлялись глаза от любопытства. Ноон молчал, сжав маленький рот. Почему-то казалось, что если он вылезет наберег. — длиннорукий, длинный. — Лефорт засмеется над ним». А вот в зрелыегоды после взятия Нарвы: «Петр стремительно вошел в сводчатую рыцарскуюзалу в замке… Он казался выше ростом, спина была вытянута, грудь шумнодышала...» И лишь глазами иностранца писатель дает развернуто егоописание: «Это — человек высокого роста, статный, крепкого телосложения,подвижный и ловкий. Лицо у него круглое, со строгим выражением, брови темные,волосы короткие, кудрявые и темноватые… На нем был саржевый кафтан, краснаярубашка и войлочная шляпа».
Толстойчасто подчеркивает нервность натуры царя: дрожащие ноздри выкатившиеся глаза,дергающаяся в гневе голова, пропущенные буквы во время письма, когда онторопится, пропущенные слова, когда «горячась, он начинал говоритьнеразборчиво, захлебывался торопливостью, точно хотел сказать много большетого. чем было слов на языке». Петр всегда торопился, потому что с раннейюности понял, что перед ним стоит великая задача: сделать Россию такой жекультурной,.богатой и сильной, как европейские государства. Ночи порой царьпроводит без сна, думая: «Удивить-то он удивил. а что из того? Какой онабыла — сонной, нищей, неповоротной, такой и лежит Россия. Какой там стыд! Стыду богатых, сильных… А тут непонятно, какими силами растолкать людей, продратьим глаз...» И тут же мыслит, как человек далекой нам и страшной в своемварварстве эпохи: «Указ. что ли, какой-нибудь издать страшный? Перевешать.перепороть...» И он порол, вешал, стриг бороды, гнал людей на каторжныенепосильные работы. Все это так, надо помнить, какой ценой дался России выход вЕвропу. Но ведь и до Петра пороли и вешали… А он, хотя, по словам Пушкина, иписал указы, точно кнутом, действовал во благо державы.
ПетрАлексеевич понял также, что учиться надо всем, и ему в первую голову. Снаивностью он говорит немецкой принцессе: «Знаю четырнадцать ремесел, ноеще плохо, за этими сюда приехал… У вас королями быть -разлюбезное дело… Аведь мне, мамаша, мне нужно сначала самому плотничать научиться».
Самаяпоразительная черта характера, которая удивляла и иностранцев, и своих, — этото, что Петр не гнушался иметь дело с простыми, «подлыми» людьми.Мало того, ради дела ему незазорно было подчиняться ремесленникам, которыеназывали его запросто по имени… Петр учился не только ремеслам, но и наукам,искусствам, особенно военному делу. Знал он и несколько иностранных языков,лично экзаменуя людей, посланных за границу. Недаром Пушкин писал о нем:«То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник...»Почти все егоцарствование прошло в войнах. Сами преобразования служили, прежде всего, длядостижения победы над Швецией. Каков же Петр в бою? Толстой показывает нам, чтоэтот герой не стремится, подобно Карлу XII, постоянно подчеркивать своюхрабрость. После поражения под Нарвой царь уезжает, не боясь что его обвинят втрусости. Он выше этого. В этот период особенно наглядно проявляетсяхарактернейшая его черта: неудачи и трудности не только не могут заставить егоизменить цели. но побуждают еще решительнее бороться за ее осуществление.«Конфузия — урок добрый… -говорит он, узнав о; разгроме русской армии,для создания которой положил чуть ли не десять лет жизни. — Славы не ищем… Иеще десять раз разобьют, потом уж мы одолеем...» Но неоднократно видимПетра и в самой гуще сражения, когда он считает это необходимым.
А.Толстой в конце романа подчеркивает, что Петр считал войну делом тяжелым итрудным, будничной страдой кровавой, нуждой государственной. противопоставляяего шведскому королю, который воюет ради славы. Противопоставление это видно ив полководческих дарованиях обоих монархов: талантливый Карл. увлеченныйпобедами, в конце концов терпит поражение от Петра, для которого победа исудьба своей державы неразделимы.
Былобы смешным пытаться дать полную характеристику Петра Великого. АлексейНиколаевич Толстой не сумел этого сделать за всю жизнь, оставив романнеоконченным. Но мы знаем, что в первую четверть XVIII века император пережилславу победы под Полтавой, на море. мира с побежденным врагом, возвышенияРоссии.
Многоев Петре непонятно и неприятно нам сегодня. Но главное: любовь к стране, умениеучиться у других — мы не можем не ценить…
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/