Реферат по предмету "Финансовые науки"


Фундаментальный анализ на рынке ценных бумаг

Содержание
Введение
1. Фундаментальный анализ как методактивного управления портфелем ценных бумаг
1.1 Понятие, цели и инструментыфундаментального анализа
1.2 Постулаты фундаментальногоанализа
1.3 Макроэкономический и отраслевойанализ
1.3.1 Основные показателимакроэкономического анализа
1.3.2 Отраслевой и региональныйанализ
1.4 Оценка финансово-хозяйственногоположения эмитента
1.4.1 Оценка деловой активностиэмитента
1.4.2 Финансовый анализ эмитента
1.4.3 Особенности фундаментальногоанализа различных типов Эмитентов
Заключение
Список использованных источников
ценный бумагамакроэкономический эмитент

Введение
Участникбиржевой торговли рассчитывает получить максимальный доход и выбрать из всегомногообразия котируемых активов инструментов те, которые являются наиболееэффективными с точки зрения инвестиционных предпочтений. Но какпроанализировать все многообразие изменяющихся и зачастую неожиданновозникающих причин, прямо или косвенно влияющих на установление биржевыхкурсов?
Ответ наэтот и многие другие вопросы можно получить, используя методы, приемы анализа,которые выработала теория и практика фондового рынка.
Подойтик оценке инвестиционной привлекательности активов можно двояко. Во-первых, сточки зрения их рыночной конъюнктуры, исследуя динамику курсов и,следовательно, анализируя рыночную стоимость биржевых активов. Во-вторых,изучая финансово-экономическое положение эмитента, отрасли, к которойпринадлежит актив, и т.д., и на основе этого выявляется «внутренняя», или такназываемая реальная, стоимость актива. Выводы аналитиков и являются основой длязаключения сделок.
Всоответствии с подобными подходами исторически сложились два направления ванализе рынка. Сторонники первого направления создали школу техническогоанализа, а последователи второго — школу фундаментального анализа.
Основыфундаментального анализа были заложены в 1934 г. в публикации «Анализценных бумаг», авторами которой были американцы  Бенджамин Грэм и ДэвидДодд. Именно они впервые ввели термин «фундаментальный анализ» иопределили его как инструмент предсказания будущих биржевых цен акций иоблигаций. Для этого необходимо исследовать: финансовые показатели компаний;доходы предприятий; дивиденды компаний; динамику рынка капитала; особенностиразвития отрасли; состояние экономики страны в целом (провестиобщеэкономический анализ).
Именнопоэтому в более поздних публикациях фундаментальный анализ определяется какпроцесс «исследования состояния экономики, отрасли и финансового положениякомпании для определения рыночной стоимости акций компании».
Фундаментальныйанализ изучает движение цен на макроэкономическом уровне. Первостепенной цельюфундаментального анализа является определение тех ценных бумаг, чья оценказавышена либо занижена. Такая цель связана с укоренившимися представлениями отом, что все ценные бумаги обладают неотъемлемой, или внутренней, стоимостью, ик ней с течением времени должны приближаться их текущая рыночная стоимость иликурс, по которому они продаются.
Цель курсовой работы –выявить фундаментальные факторы, влияющие на цену акций.

1. Фундаментальный анализкак метод активного управления
портфелем ценных бумаг
1.1 Понятие, цели иинструменты фундаментального анализа
Фундаментальный анализ –это оценка множества внешних и внутренних факторов, существенно влияющих нафинансовую и хозяйственную деятельность компании, результаты которой находятотражение в рыночной стоимости ее ценных бумаг. Таких факторов великоемножество. Это и деятельность конкурентов, и политическая ситуация в стране, иэффективность менеджмента, и неукоснительное соблюдение прав акционеровобщества, и финансовое положение компании.
Главной целью примененияфундаментального анализа является определение текущей рыночной стоимости ценнойбумаги и последующий ее мониторинг для принятия соответствующих инвестиционныхрешений.
Припроведении фундаментального анализа следует принимать во внимание и оцениватьмножество факторов, оказывающих существенное влияние на хозяйственную ифинансовую деятельности предприятия. Все они отражаются на рыночной стоимостиакций компании: общая политическая обстановка; финансовое положениепредприятия; эффективность управления компанией; соблюдение прав акционеров;деятельность конкурентов и др.
Дляпроведения фундаментального анализа сначала нужно собрать и обработатьинформацию, поскольку необходимо определить стоимость одной акции.Следовательно, для осуществления фундаментального анализа необходимаинформационная открытость (прозрачность) экономики и доступ к данным компаний,иначе фундаментальный анализ будет неэффективным.
Процесссбора информации представляет собой выделение и оценку каждого фактора,оказывающего воздействие на спрос и предложение ценных бумаг на рынке:
- гибкость спроса ипредложения;
-  состояние экономикигосударства;
- внешних факторов,определяющих спрос и предложение конкретного актива: общий уровень цен иуровень цен на связанные активы; изменение валютного курса; политическийклимат.
Основнымизадачами фундаментального анализа являются[1]:
-  поискинвестиционных возможностей вложения средств в акции корпораций с максимальновозможной доходностью и минимальным риском, т.е. фактически — определениеинвестиционной привлекательности предприятия (страны, региона, отрасли) поэкономическим показателям;
- исследованиеликвидности финансовых инструментов компании;
- определениестепени их оцененности и их сравнение с показателями аналогичных ценных бумагсхожих компаний;
- расчет реальнойстоимости самой инвестиционно привлекательной и недооцененной компании исравнение ее с текущей рыночной капитализацией;
- определениеуровня цен, при достижении которого вкладывать средства в ценные бумаги даннойкомпании целесообразно.
Припроведении сравнений используются финансовые и производственные показатели,помогающие проанализировать факторы, которые могут оказывать влияние (и влияют)на курсы финансовых инструментов, котируемых в биржевом и во внебиржевомобороте. Согласно основному постулату экономической теории цены активов нарынке складываются под влиянием спроса и предложения. Однако и спрос, ипредложение сами находятся под влиянием большого числа различных факторов.Факторы, непосредственно влияющие на будущие значения спроса и предложениялюбого актива на рынке, называются курсообразующие. Например, курсообразующимифакторами рынка акций являются[2]:
1. Макроэкономическиефакторы: степень экономического роста; состояние рыночной конъюнктуры; динамикацен; инвестиционный спрос; потребительский спрос; внешняя торговля; валютныйкурс.
2. Микроэкономическиефакторы: динамика прибыли компании; политика в области дивидендов; прогнозбудущей рентабельности; уровень издержек; степень загруженностипроизводственного аппарата (заказы); управленческое звено; сбытовыевозможности.
3. Факторы рынкакапиталов: ликвидность инвестиций; процентная ставка для облигаций; доходностьиностранных инвестиций; налогообложение.
4. Факторы техникарынка: техника (купля-продажа) для поддержания курса; возможность полученияконтрольного пакета; спекуляции.
5. Политическиефакторы: социальная политика; экологическая политика.
6. Психологическиефакторы: слухи; эффект примера; оптимизм и пр.
Всеэти (а также множество других) факторов указывают на многопараметричностьфункции стоимости ценных бумаг, что осложняет проведение фундаментальногоанализа фондового рынка. Поэтому экономисты рекомендуют до проведения анализачетко изъяснить конечный результат. Методология для двух основных вариантовоперирования на фондовом рынке различна:
— прижелании торговать (работать) на фондовом рынке следует выбирать наиболеепростые и эффективные способы определения целесообразности купли-продажиактивов или перевода в них располагаемых денежных средств;
— прижелании играть на фондовом рынке (т.е. получать только финансовый результат),основная цель проводимого анализа — прогнозирование будущего изменения курса сбольшой степенью вероятности и использование полученных результатов длямаксимизации прибыли.
Влюбом случае необходимо решить указанные выше задачи фундаментального анализа.Это происходит последовательно на соответствующих организационных этапах:
I.Сначала выделяются наиболее предпочтительные для инвестирования страны,регионы, отрасли и компании.
II.Затем анализируется состояние ликвидности ценных бумаг выбранных компаний.
III.Далее выявляются наиболее ликвидные акции, недооцененные по финансовым ипроизводственным показателям.
IV.На наиболее трудоемком четвертом этапе проводится детальный анализ самыхинвестиционно привлекательных компаний:
- исследуютсяперспективы их деятельности;
- выявляется ихистинная стоимость.
Затемреальная стоимость компании сопоставляется с ее рыночной капитализацией (дляопределения прогнозируемой доходности инвестиций). Наконец, прогнозируемаядоходность вложений сравнивается с альтернативными вариантами инвестирования.Полученный результат используется для расчета возможной доходности операций сакциями данной компании. На его основе можно сделать вывод о целесообразностивложения средств в определенные финансовые инструменты конкретной компании.
1.2 Постулатыфундаментального анализа
Основополагающимиподходами при проведении фундаментального анализа являются:
Традиционный- подход «сверху вниз» (Top-Down Approachto Investing): начинается смакроэкономического анализа, затем следует анализ состояния отрасли, а потомпереходят к микроэкономическому анализу (анализу состояния компании). Именно наоснове полученной тенденции для экономики в целом инвестор выбирает подходящиеотрасли, а затем — компании из этих отраслей, поскольку глобальная тенденцияможет отразиться на них благоприятно. В данном случае от общих условий,например конъюнктуры, исследователь переходит к индивидуальным деталям,например к особенностям отдельных компаний. Например, при низкой инфляции имеетсмысл вложить средства в бумаги компаний сектора розничной торговли ввидувероятного роста платежеспособного спроса населения. Затем следует ознакомитьсяс динамикой курсов ценных бумаг сетей универсальных магазинов или иных крупныхкомпаний розничной торговли и выбрать наиболее подходящую;
Альтернативный- подход «снизу вверх» (Bottom[3] — Up Approach toInvesting): действия в обратном направлении. Конкретные акции, показывающиенестандартные результаты, выбираются до начала изучения глобальных тенденцийэкономики. Компании — эмитенты акций оцениваются на основе специализированныхотчетов, котировок или личного впечатления (знакомства) от услуг или продуктовданной компании. Основная идея данного подхода — отдельные компании могутпоказывать хорошие результаты, даже когда отрасль в целом находится взатруднительном положении. Особый класс инвесторов (букв. «придонныерыбаки» — Bottom Fishers[4]) пытаются поймать момент,когда цены акций уже достигли дна, но еще не начали расти. В целом прииспользовании данного подхода вывод, сделанный на основе одной компании,распространяется на всю экономику.
Обычнопри построении прогнозов используют метод «сверху вниз», поскольку вэтом случае меньше вероятность допущения ошибок. Однако на практике частоприменяется и сочетание двух подходов. Подходы не являются взаимоисключающими.Схематически взаимосвязь областей фундаментального анализа можно представитьследующим образом:
Структурафундаментального анализа ценных бумаг/> /> /> /> /> /> />
Макроэкономический анализ   /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Отраслевой анализ   /> /> /> /> /> /> /> /> />
Микроэкономический анализ  

Областифундаментального анализа:
1. Анализмакроэкономических факторов:
· Состояниенациональной экономики;
· Экономическаяполитика государства;
· Политическаяситуация;
· Правовоерегулирование;
· Конъюнктурамировых товарных и финансовых рынков.
 2.Анализотраслевых факторов:
· Конкуренциявнутри отрасли;
· Текущаяцикличность;
· Этап жизненногоцикла и состояние отрасли.
 3. Анализмикроэкономических факторов:
· Менеджменткомпании;
· Модель построениябизнеса;
· Рыночнаяпродуктовая ниша;
· Техническоесостояние, применяемая технология;
· Научный иинновационный потенциал;
· Финансовоесостояние;
· Инвестиционныепроекты;
· Дивиденднаяполитика;
· Структураакционерной собственности;
· Качествокорпоративного управления;
· Сделки с акциямикомпании.
Логичнеефундаментальный анализ начинать с исследования среды, в которой протекаетдеятельность компании. В рамках общеэкономического анализа, во-первых,рассматриваются конъюнктурные аспекты, во-вторых, исследуются монетарныефакторы воздействия на движение акций. Развитие конъюнктуры оценивается припомощи множества называемых конъюнктурных индикаторов. Особое вниманиеуделяется индикаторам, позволяющим сделать заключение о перспективах развития(они называются «опережающие индикаторы», или «биржевыебарометры»). Монетарные воздействия формируются под влиянием множествафакторов нередко противоположной направленности. Прежде всего это заметно наликвидности, зависящей от размера денежной массы, динамики процента, валютныхкурсов, а также цен и уровня заработной платы.
Вследза общеэкономическим анализом проводится исследование конкретных, выбранныхзаранее отраслей экономики, которые представляют определенный интерес.Фактически отраслевой анализ — переходный момент к анализу компаний, посколькуна этом этапе выявляются бесперспективные для дальнейшего рассмотрения отрасли.Однако это не означает, что в подобных отраслях совершенно отсутствуетпредприятие, способное привлечь к себе внимание, выделившись, например, своейспецифической продукцией или гибкой структурой, требующей меньших издержек. Врамках отраслевого анализа предпринимается попытка проанализировать влияниединамики процента, валютного курса, уровня заработной платы и т.п. на отдельныеотрасли. Так, спад конъюнктуры на внешнем рынке отражается на отраслях страдиционно высокой долей экспорта сильнее, чем на отраслях, ориентирующихся навнутренний рынок. То же можно сказать и об отраслях, которые из-за ассортиментасвоей продукции быстрее реагируют на конъюнктурные воздействия, чем другиеотрасли.
Послевыявления перспективных промышленных групп проводится исследование тольковыбранных компаний в сочетании с разработкой определенных балансовых и курсовыхпоказателей. С помощью анализа отдельной компании и сопоставления курсов акцийможно сделать предположение о вероятной тенденции курса отдельной акции.
Для инвестора,применяющего фундаментальный анализ, наиболее рациональным являетсятрадиционный подход: начиная с общего и постепенно переходя к частному. Таккак, если переходить от частного к общему, можно попасть в ситуацию, когдавыбранная компания-эмитент с выгодными финансовыми показателями находится внеперспективной отрасли, которая через несколько лет может прийти в упадок.
Согласно традиционномуподходу фундаментальный анализ проводится на нескольких этапах, спускаясьсверху вниз. Первый уровень – анализ мировой экономики, второй уровень – анализэкономики страны, третий уровень – анализ отраслей промышленности и секторовуслуг, четвертый заключительный этап – это анализ инвестиционнойпривлекательности компании. Каждые этапы имеют свои определенные особенности.

1.3 Макроэкономический иотраслевой анализ
1.3.1 Основные показателимакроэкономического анализа
Одним из главных факторовопределяющих динамику доходов фирмы является макроэкономическая ситуация нарынке. Быстрорастущая экономика привлекательна для фирм, так как существуютвозможности для увеличения доходов. Состояние экономики страны во многомопределяет ее инвестиционную привлекательность на международном рынке. Состояниемакроэкономики описывается рядом ключевых показателей, таких как ВВП, инфляция,ставка процента, безработица, бюджетный дефицит.
Существуетнемало макроэкономических индикаторов, с помощью которых можно с той или инойстепенью достоверности охарактеризовать состояние экономики. Рассмотрим толькопоказатели первой группы важности.
Учетныеставки можно назвать зеркалом большой экономики. Любое их изменение, какправило, приводит рынки в движение. Процентную ставку устанавливает центральныйбанк страны; это та ставка, под которую центральные банки стран дают кредиткрупнейшим кредитным банкам. Все остальные ставки в стране (например, ставка,под которую банки выдают кредиты своим клиентам) определяются в конечном итогепроцентной ставкой центрального банка. Можно сказать, что процентная ставкаопределяет стоимость денег внутри страны.
Изменениепроцентной ставки — это инструмент, с помощью которого центральный банкрегулирует уровень инфляции в стране. При превышении инфляцией допустимогоуровня в стране начинается процесс повышения процентных ставок, инфляцияснижается, но высокие процентные ставки отрицательно сказываются на экономике,так как кредиты дороги и находится не много желающих брать их для развитияпроизводства, создания новых предприятий и т.д. Тогда начинается обратныйпроцесс — снижение процентной ставки. Процесс этот циклический, длительностьцикла зависит от состояния экономики страны.
Чембольше процентная ставка по данной валюте по сравнению с другими валютами(большой процентный дифференциал), тем больше будет желающих среди иностранныхинвесторов купить данную валюту, чтобы разместить средства в депозит подвысокую процентную ставку. Высокие процентные ставки делают данную валютупривлекательной в качестве инструмента инвестирования, а значит, спрос на неена международном валютном рынке повышается, и курс этой валюты растет.Правительству большинства стран выгодно иметь высокие процентные ставки.Исключение составляют экспортно-ориентированные страны (например, Япония) — дляних выгодны низкие процентные ставки, ведь низкий уровень процентных ставокстимулирует развитие экономики.
Довольносильное влияние на финансовые рынки оказывает неожиданное изменение процентныхставок (когда большинство участников торгов, экономисты и аналитики не ожидаютподобных действий от руководства центрального банка).
ВВП(внутренний валовой продукт)
ВВП — это денежная стоимость всех товаров и услуг, произведенных в стране заопределенный период. ВВП является важнейшим обобщающим индикатором силы илислабости экономики.
Опережающийрост ВВП одной страны по сравнению с приростом ВВП другой указывает напреимущество инвестирования в экономику первой. Например, если ВВП Еврозонырастет большими темпами, чем ВВП США, то это в долгосрочной перспективе ведет кукреплению евро относительно американского доллара.
Сальдофедерального бюджета
Характеризуетсоотношение между доходами государства и его расходами. При превышении уровнядоходов государства над его расходами образуется положительное сальдо(профицит). При превышении уровня расходов государства над его доходамиобразуется отрицательное сальдо (дефицит). Дефицит и его увеличение ведут кослаблению валюты.
Торговыйбаланс
Торговыйбаланс — это разница между суммой экспорта и суммой импорта товаров даннойстраны (Trade Balance = Export — Import).
Торговыйбаланс отражает прежде всего конкурентоспособность товаров данной страны зарубежом. Он тесно связан с уровнем курса национальной валюты, поскольку большаяположительная величина торгового баланса, его положительное сальдо(преобладание экспорта над импортом) означают приток в страну иностраннойвалюты, что повышает курс национальной валюты. Отрицательная величина торговогобаланса (дефицит торгового баланса — импорт преобладает над экспортом) означаетнизкую конкурентоспособность товаров данной страны на внешних рынках; это ведетк росту внешней задолженности и падению курса национальной валюты. Данныевыходят ежемесячно.
Показателиинфляции: CPI и PPI
Процесс,при котором цены на товары и услуги постоянно растут, называется инфляцией.Определенный уровень инфляции является нормальным для экономики и дажесвидетельствует о ее здоровье. Значительный рост инфляции, однако, можетвызвать серьезные проблемы и привести к экономическому спаду. Современнаяэкономическая теория считает, что оптимальный уровень инфляции долженсоставлять 2 — 3%. Чтобы получить более своевременные и подробные индикаторыинфляции, большая часть участников рынка использует отчеты по индексу цен напотребительские товары и индексу цен производителей, рассчитываемым Бюротрудовой статистики Министерства труда США.
Индексцен производителей (Producer price index — PPI), ранее (до 1978 г.) известныйкак индекс оптовых цен, отслеживает изменения в продажных ценах различных видовпродукции на разных стадиях производства, получаемых производителями данныхтоваров. Этот индекс включает в себя данные по ценам на различных уровняхоптовой торговли.
Индексцен на потребительские товары (Consumer price index — CPI) отслеживаетизменение цен товаров и услуг постоянного спроса, входящих в фиксированнуюпотребительскую корзину. CPI считается основным показателем инфляции, так какон отражает изменение стоимости конечной продукции, которая учитывает стоимостьрабочей силы, кредитных ресурсов, платежеспособного спроса и другихмакроэкономических показателей. Как правило, отклонения на 0,2 от ожидавшегосязначения бывает достаточно, чтобы вызвать заметную реакцию валютного рынка.
Реакциярынка на выход данных о показателях CPI и PPI зависит от текущей экономическойситуации в стране. Например, CPI и PPI оказались выше ожидаемых, что говорит орезком увеличении инфляции, и выход этих показателей произошел наканунезаседания ФРС по пересмотру процентной ставки. Увеличение инфляции даетоснование ожидать повышения процентной ставки, и рынок отреагирует укреплениемдоллара.
Рыноктруда: Nonfarm Payrolls
Этотиндикатор показывает количество созданных в стране за отчетный месяц новыхрабочих мест (проходящих по платежным ведомостям предприятий). Оценка делаетсяна основе опроса около 400 тыс. компаний и 50 тыс. домашних хозяйств. Данныеобновляются ежемесячно (первая пятница месяца) и корректируются с учетомсезонных колебаний, чтобы по ежемесячным изменениям параметра была виднатекущая тенденция. Считается, что увеличение его значения на 200 тыс. в месяцсоответствует увеличению ВВП на 3%.
Вотличие от всех рассмотренных выше показателей, динамика которых анализируетсядля прогнозирования долгосрочных тенденций, Nonfarm Payrolls оказываеткраткосрочное влияние на валютные курсы — обычно движение цен на этой новостине превышает нескольких часов, но сам ход цены бывает достаточно сильным — порядка 100 пунктов.
Влияниепубликаций новостей на ценовую динамику
Новости,в первую очередь публикация данных о тех или иных экономических показателях ииных фундаментальных факторах, а также собственно новости политического,природного и экономического происхождения публикуются ведущими информационнымиагентствами, среди которых: Reuters, Dow Jones, Bloomberg, Financial Times,CNN, CNBC, Telerate и др.
Вожидании публикации запланированной новости рынок готовится к ней. Экспертыдают прогнозные оценки значения того или иного индикатора, аналитики составляютпрогнозы поведения курсов валют в зависимости от степени совпадения прогнозныхпоказателей с реальными данными.
Послепубликации реальных значений индикаторов и в зависимости от этих опубликованныхзначений происходит то или иное движение курса валют. Если новость опубликованаи ожидания экспертов не оправдались (причем существенно), необходимо ждатьдвижения курсов валют, что чаще всего и случается.
Основныезакономерности поведения цены при выходе новости:
1.Рынок прежде всего реагирует на неожиданности. Поскольку дилеры банков знаютпредварительный прогноз экономического показателя, в первые минуты после егопубликации они сравнивают прогноз и реальное значение. В случае совпаденияспрогнозированного и реального значения показателя сильного движения валютногокурса, как правило, не происходит.
2.Выход новости не может изменить существующий тренд. При анализе возможноговлияния фундаментальных факторов крайне важно учитывать направление тренда.Если новость фундаментального характера противоречит действующему тренду, товремя ее влияния на динамику рынка может ограничиться часом или несколькимичасами. Если же фундаментальный фактор подтверждает тренд, то происходит егонекоторое ускорение с последующим возможным откатом.
Несмотряна то, что большинство экономических индикаторов публикуется во всех странах,валютный рынок в большей степени реагирует на данные по США. В принципе, этонеудивительно, ведь США являются мировым лидером по всем показателям — американский ВВП составляет более 20% от всего мирового ВВП. Американскиефинансовые рынки считаются наиболее сильными, упорядоченными и сбалансированными.Поэтому очень часто игроки могут проигнорировать утренние данные по Еврозоне иболее резко среагировать на такие же данные по США. Ввиду того, что долларявляется основной мировой валютой платежей и накопления, все изменения вэкономической и финансовой жизни США отражаются абсолютно на всех мировыхвалютах.
Макроэкономическиеданные по Еврозоне в основном оказывают воздействие на курсы европейских валюти в меньшей степени — на другие региональные денежные единицы. Данные по Европепубликуются как по всей Еврозоне в целом, так и по странам в отдельности. Но накурсы валют наиболее сильное влияние оказывает публикация макроэкономическихпоказателей лишь по Еврозоне. Некоторые данные по Германии также могут привестик сильному воздействию на курс евро. Макроэкономическая статистика по Франции иИталии хоть и публикуется, но редко может оказать влияние на ход торгов. Данныепо остальным странам Евросоюза не оказывают какого-либо воздействия на игроков.
Публикациямакроэкономических показателей по Великобритании оказывает сильное влияние накурс фунта стерлингов и часто — на курс евро, так как Великобритания являетсяосновным партнером Евросоюза.
Данныепо Японии в первую очередь оказывают влияние на курс иены и другие азиатскиевалюты. Но если макроэкономическая статистика приводит к сильному изменениюкурса USD/JPY, то это может повлиять и на другие основные валюты. Кросс-курсыEUR/JPY и GBP/JPY так же сильно реагируют на всю информацию, приходящую изЯпонии.
Данныепо Канаде в основном оказывают давление лишь на курс USD/CAD, правда, отметим,что если в этой паре происходят сильные изменения, то основные валютные парытакже могут прийти в движение.
Информацияиз Швейцарии крайне редко оказывает влияние на курсы основных валют, дажеUSD/CHF, как правило, не реагирует на макроэкономическую статистику страны.
Макроэкономическаяинформация по остальному миру, включая и Россию, крайне редко может оказатьсильное влияние на валютный рынок.
Можновыделить два временных аспекта влияния фундаментальных факторов на валютныйкурс:
1.Короткий цикл — не более одних суток. Характерен для всех неожиданных новостей,а также для многих макроэкономических показателей, которые не относятся кпервой группе важности. Краткосрочное влияние на курс оказывают индикаторы закороткие периоды (неделя или месяц).
2.Длинный цикл — от нескольких недель до нескольких лет. Характерен для факторов,связанных с общим состоянием национальной и мировой экономики (динамики ВВП,инфляции, безработицы и процентных ставок и т.п.). Тренд изменения валютногокурса определяется на протяжении месяцев и лет.
Большинствопоказателей публикуется ежемесячно, и время их выхода заранее известно.Наиболее важные макроэкономические индикаторы США выходят обычно в 16:30 и18:00 по московскому времени.
Данныео состоянии экономики Еврозоны, Германии и Франции публикуются отдельнопримерно в 9:45, 10:00 и 14:00 по московскому времени.
Данныео состоянии экономики Великобритании можно получить в 12:30 по Москве.
Расписаниевыхода наиболее важных новостей на ближайший период времени можно найти вторговом терминале Bank Foreign Exchange в разделе «Новости» (сайткомпании «ФИНАМ»).

1.3.2 Отраслевой ирегиональный анализ
Второйэтап фундаментального анализа – анализ отрасли. Задача отраслевого анализа состоитв том, чтобы определить границы анализа при последующем рассмотрении отдельныхпредприятий. Это осуществляется путем отсеивания отраслей, не представляющихинтереса в данном плане. Разумеется, в рамках той или иной отрасли речьпостоянно заходит об особой ситуации в отдельных компаниях. Следуетподчеркнуть, что отраслевому анализу всегда должен предшествоватьобщеэкономический (макроэкономический) анализ.
Отраслевой(индустриальный) анализ предполагает изучение законодательного регулированиядеятельности отрасли, делового цикла в данной отрасли, ее структуры,конкурентоспособности, уровня издержек, трудовых отношений, длительностипроизводственного цикла, а также осуществление классификации отраслей поотношению к уровню деловой активности и по стадиям развития. В результатеосуществляется качественный прогноз развития отрасли.
 Когда уже готовмакроэкономический анализ, необходимо его спроецировать на отдельные отраслиэкономики. Не все отрасли одинаково чувствительны к текущему бизнес циклу. Так,например, акции компаний занимающихся добычей нефти зависят от цены на нефть,акции компаний цветной металлургии от цен на цветные металлы. Акции данныхкомпаний чувствительны к текущему бизнес циклу, так как именно в периодырасцвета экономики наблюдается усиление конкуренции фирм за ресурсы. Но, кпримеру, компании, работающие в сфере розничной торговли, производящие продуктыпитания, то есть продукты которых неэластичны по спросу менее подверженыколебаниям бизнес циклов. Вторым фактором, определяющим чувствительностькомпании к бизнес циклу, является операционный леверидж.
Операционный леверидж –это соотношение постоянных и переменных затрат. Компании с большей долейпеременных затрат менее чувствительны к бизнес циклам, так как они могутбезболезненно урезать производство тем самым сократив затраты. Компании сбольшей долей постоянных затрат, не смогут также оперативно сократить затратывместе с падением продаж и будут вынуждены терпеть убытки, то есть фирмы свысокой долей переменных затрат имеют больший финансовый леверидж, так какмалое изменение условий, в которых работает бизнес, оказывает существенноевлияние на прибыльность компании.
Другим важным аспектомфундаментального анализа отрасли является определение стадии ее развития илидругими словами жизненный цикл отрасли. Типичный жизненный цикл рынка можетбыть описан пятью стадиями. Первая стадия так называемый стартап. На этойстадии происходит зарождение новой индустрии, стадия с высоким ростом выручки,рынок не насыщен новым продуктом, прибыль компании отрицательная. Оценкакомпании базируется целиком на будущем росте. Вторая стадия – бурная экспансия,на этой стадии рынок растет очень быстрыми темпами, выручка компании растеттакими же стремительными темпами, компания начинает приносить прибыль, котораяполностью реинвестируется. Третья стадия сильный рост – и выручка и прибыльрастут, компания уже может выплачивать некую сумму в дивидендах. Но при этом укомпании уже появляются конкуренты, входящие в отрасль; фирма обладает какой-тооперационной историей, которую можно использовать для оценки бизнеса. Четвертаястадия – зрелость. На зрелом рынке темп роста выручки замедляется, при этомприбыль все еще растет быстрее выручки, так как компания повышаетэффективность. На этой стадии фирмы платят наибольшие дивиденды. Оценка такойкомпании будет уже базироваться на текущих активах, чем на ожидаемом росте. Ипоследняя стадия – снижение, выручка компании падает, прибыль снижается,компании постепенно выходят с рынка. Оценка производится в основном в соответствиис текущими активами.
Отраслевойанализ является рациональным, поскольку, как показывает опыт, экономическоеразвитие отрасли не обязательно идет параллельно с развитием общеэкономическойконъюнктуры. Среди отраслей имеются как определяющие ее развитие, так иразвивающиеся вслед за конъюнктурным циклом. Однако наряду с указанными,существуют циклические отрасли, которые развиваются параллельно с конъюнктурой.
Кциклическим отраслям относятся:
— автомобильнаяпромышленность, которая опережает развитие конъюнктуры, имеет более резкие, чемэкономика в целом, отклонения цикла. Ее развитие зависит в основном от движенияпроцента, динамики покупательной способности и курса доллара;
—  химическая промышленность, у которойцикл развивается почти параллельно конъюнктурному. Но на эту зависимую отсырьевых ресурсов отрасль оказывает воздействие в первую очередь движение ценна нефть. Большое значение для данной отрасли играет не только курснациональной валюты, но и курс доллара вследствие ее сильной экспортнойориентации;
—  электропромышленность — эта отрасльнемного отстает от экономического цикла, при этом она имеет более низкуюамплитуду цикла, чем экономика в целом. Особое воздействие на нее оказываютинновации и развитие рынка;
— машиностроение — отрасль, которая развивается вслед за общеэкономическимразвитием и зависит от движения валютного курса и процентных ставок, влияющихна инвестиции;
— строительная промышленность — типичный пример запаздывающей отрасли,которая особенно реагирует на движение процентных ставок и инвестиционнуюполитику органов государственной власти;
— промышленность потребительских товаров и текстильная промышленность.Являясь опережающими, эти отрасли сильно зависят от индивидуального конечногоспроса, особенно влияет на них уровень доходов населения. Наряду с этим важнуюроль играют цены на материалы и уровень инфляции;
/>— банки и страховые фирмы — этафинансовая отрасль опережает общую конъюнктуру, но сильно зависит от движенияпроцентных ставок.
Длядвижения биржевых курсов особое значение наряду с отраслевой прибылью имеют дваиндикатора, которые как бы подают опережающие сигналы, — поступление отраслевыхзаказов и объем промышленного производства. Они указывают на ожидаемую динамикутоварооборота и прибыли соответствующей отрасли.
Индикаторыпоступления заказов и объема промышленного производства позволяют сделатьопережающую оценку будущей отраслевой прибыли. При ориентации на товарооборотне следует забывать о компонентах издержек. В фазе оживления конъюнктурыснижение издержек в расчете на единицу продукции при расширении объемапроизводства не эффективно, так как возникают непропорционально высокие расходына реализацию относительно небольшого объема продукции при постояннойпроизводственной мощности. Данные условия оказывают негативное воздействие наприбыль, а следовательно, и на биржевые курсы.
Динамикаприбыли соответствующей отрасли является существенным фактором воздействия надвижение курса акций. Кроме того, наряду с индикаторами поступления заказов иобъема промышленного производства прибыль зависит от движения валютных курсов,особенно доллара, а также от того, ориентируется отрасль на экспорт или наимпорт.
1.4 Оценкафинансово-хозяйственного положения эмитента
1.4.1 Оценка деловойактивности эмитента
Анализотдельных компаний — это исследование динамики будущих доходов компаний. Приэтом на передний план выдвигаются вопросы динамики товарооборота или динамикиоставшейся после вычета расходов прибыли, а также финансовые вопросы вотношении обеспеченности предприятий собственными и заемными средствами.
Необходимыеданные берутся из отчетов фирм о состоянии дел, о прибылях и убытках. Наосновании обобщения и анализа показателей делаются соответствующие выводы, втом числе и об оценке отдельных акций на конкретном рынке.
Любойанализ начинается с обработки данных предприятий за прошедший период для того,чтобы определить, какие существенные изменения произошли в структуре компанийили в их стратегии. При этом нельзя забывать и финансовую сторону. Необходимыесведения лучше взять из отчета о состоянии дел или его отдельных частей,например из баланса или отчета о прибылях, убытках и т.д.
Оценка деловой активностина качественном уровне может быть получена в результате сравнения деятельностиданной компании и родственных по сфере приложения капитала компаний. Такимикачественными (т.е. неформализуемыми) критериями являются: широта рынков сбытапродукции, наличие продукции, поставляемой на экспорт, репутация коммерческойорганизации, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихсяуслугами коммерческой организации, в устойчивости связей с клиентами и др.
Количественная оценка ианализ деловой активности могут быть сделаны по двум направлениям:
- степеньвыполнения плана (установленного вышестоящей организацией или самостоятельно)по основным показателям, обеспечение заданных темпов их роста;
- уровеньэффективности использования ресурсов компании.
Текущая деятельностьлюбой компании может быть охарактеризована с различных сторон. В нашей странеосновными оценочными показателями традиционно считаются объем реализации иприбыль. Помимо них в анализе применяют показатели, отражающие спецификупроизводственной деятельности компании.
При анализе необходимопринимать во внимание влияние инфляции, которая может существенно искажатьдинамику основных показателей. Устранение этого негативного влияния и получениеболее обоснованных выводов о динамике показателей осуществляются по известнымметодикам, основанным на применении индексов цен.
Для характеристики деловойактивности акционерных компаний в учетно-аналитической практике экономическиразвитых стран помимо темповых показателей используют коэффициент устойчивостиэкономического роста.
Собственный капиталакционерной компании может увеличиваться либо за счет дополнительного выпускаакций, либо за счет реинвестирования полученной прибыли. Таким образом,коэффициент отдачи на собственные средства показывает, какими темпами в среднемувеличивается собственный капитал за счет финансово-хозяйственной деятельности,а не за счет привлечения дополнительного акционерного капитала.
В зависимости отвыбранной финансовой политики, роль разных источников финансированиядеятельности компании может быть неодинаковой. Мировой опыт показывает, чтобольшинство крупных промышленных компаний крайне неохотно прибегает к выпускудополнительных акций как постоянной составной части своей финансовой политики.Они предпочитают рассчитывать на собственные возможности, т.е. на развитиепроизводства главным образом за счет реинвестирования прибыли. Причин томунесколько. В частности, дополнительная эмиссия акций — это дорогостоящийпроцесс, нередко сопровождающийся спадом рыночной цены акций фирмы-эмитента.
Второе направление оценкиделовой активности — анализ и сравнение эффективности использования ресурсовкоммерческой организации. Известно множество показателей, применяемых в ходетакого анализа. Обычно логика обособления подобных показателей такова. Любоепредприятие имеет три вида основных ресурсов: материальные, трудовые и финансовые.
Рассмотрим основныепоказатели деловой активности (Activity ratios).
Показателиоборачиваемости активов (assets turnover) и оборачиваемости собственногокапитала (equity turnover) характеризуют уровень деловой активности предприятияи рассчитываются как отношение годовой выручки от реализации продукции (работ,услуг) к среднегодовой стоимости соответственно активов и собственногокапитала. Эта группа коэффициентов позволяет проанализировать, насколькоэффективно предприятие использует свои средства. Показатели деловой активностиособенно важно сравнивать со среднеотраслевыми, так как их величина можетсущественно колебаться в зависимости от отрасли.
1. Коэффициентоборачиваемости рабочего капитала (Net working capital turnover) показываетнасколько эффективно компания использует инвестиции в оборотный капитал и какэто влияет на рост продаж. Чем выше значение этого коэффициента, тем болееэффективно используется предприятием чистый оборотный капитал. Рассчитываетсяпо формуле: NCT = чистый объем продаж / чистый оборотный капитал.
2. Коэффициентоборачиваемости основных средств (Fixed assets turnover) или фондоотдача. Этоткоэффициент характеризует эффективность использования предприятием имеющихся враспоряжении основных средств. Чем выше значение коэффициента, тем болееэффективно предприятие использует основные средства. Низкий уровень фондоотдачисвидетельствует о недостаточном объеме продаж или о слишком высоком уровнекапитальных вложений, или о неэффективной технологии производства. Однако, значенияданного коэффициента сильно отличаются друг от друга в различных отраслях.Также значение данного коэффициента сильно зависит от способов начисленияамортизации и практики оценки стоимости активов. Таким образом, может сложитьсяситуация, что показатель оборачиваемости основных средств будет выше напредприятии, которое имеет изношенные основные средства, и меньше где основныесредства были только установлены. Рассчитывается по формуле: FAT = чистый объемпродаж / долгосрочные активы.
3. Коэффициент оборачиваемостиактивов (Total assets turnover) характеризует эффективность использованиякомпанией всех имеющихся в распоряжении ресурсов, независимо от источников ихпривлечения. Данный коэффициент показывает сколько раз за год совершаетсяполный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в видеприбыли. Этот коэффициент также сильно варьируется в зависимости от отрасли. Рассчитываетсяпо формуле: TAT = чистый объем продаж / активы предприятия.
4. Коэффициентоборачиваемости запасов (Stock turnover) отражает скорость реализации запасов.Для расчета коэффициента в днях необходимо 365 дней разделить на значениекоэффициента. В целом, чем выше показатель оборачиваемости запасов, тем меньшесредств связано в этой наименее ликвидной группе активов. Особенно актуальноповышение оборачиваемости и снижение запасов при наличии значительнойзадолженности в пассивах компании. Рассчитывается по формуле: ST =себестоимость реализованной продукции / товарно-материальные запасы.
5. Коэффициент оборачиваемостидебиторской задолженности (Average collection period) показывает среднее числодней, требуемое для взыскания задолженности. Чем меньше это число, тем быстреедебиторская задолженность обращается в денежные средства, а, следовательно,повышается ликвидность оборотных средств предприятия. Высокое значениекоэффициента может свидетельствовать о трудностях со взысканием средств посчетам дебиторов. Рассчитывается по формуле: CP = (счета к получению / чистыйобъем продаж) * 365.
Следует помнить, что рекомендуемыезначения показателей, как правило, существенно различаются для разных отраслей,и полное представление о финансовом состоянии компании можно получить толькопри анализе всей совокупности финансовых показателей с учетом особенностейдеятельности предприятия.
1.4.2 Финансовый анализэмитента
Оценивая состояние любогопредприятия, приходится анализировать огромное количество различных критериев,от структурных до общеэкономических. Предполагая доступность этих данных, чтодля российских компаний часто остается желаемым, но не действительным, мыостановимся на основных характеристиках экономического состояния эмитента.Коэффициенты:
Ликвидность (LiquidityRatios)
Коэффициенты ликвидностихарактеризуют способность быстро погасить собственные долговые обязательстваперед кредиторами.
1. Коэффициент абсолютнойликвидности (Cash ratio).
Показывает, какая долядолговых обязательств может быть покрыта за счет денежных средств и ихэквивалентов в виде высоколиквидных активов предприятия(ценные бумаги, депозитыи т.д.). Этот показатель позволяет определить, имеются ли у предприятияресурсы, способные удовлетворить требования кредиторов в критической ситуации.Нижняя граница показателя, по рекомендациям аналитиков, — 0,2. Длястратегических инвестиций абсолютная ликвидность менее значима, чем длякраткосрочных вложений. Рассчитывается по формуле: Абсолютная ликвидность =(денежные средства + краткосрочные фин. вложения) / текущие обязательства.Рекомендуемые значения: 0,2 — 0,5.
2. Коэффициент срочнойликвидности (Quick ratio).
Отношение наиболееликвидной части оборотных средств (денежные средства, дебиторскаязадолженность, краткосрочные финансовые вложения) к краткосрочнымобязательствам. Хорошим показателем является значение этого индикатора больше1. Однако реальные значения для российских предприятий редко составляют более0,7 — 0,8, что признается допустимым. При снижении коэффициента срочнойликвидности предприятие может столкнуться с временным дефицитом ликвидныхсредств, однако эта проблема может быть разрешена, в том случае еслипредприятие имеет кредитную линию в кредитных учереждениях или высокийкредитный рейтинг, позволяющий выгодно продать собственные облигации нафинансовом рынке. Рассчитывается по формуле: QR = (денежные средства + краткосрочныефинансовые вложения + счета к получению) / текущие пассивы. Рекомендуемыезначения: 0,3 — 1.
3. Коэффициент текущейликвидности (Current Ratio) .
Рассчитывается какчастное от деления оборотных активов на краткосрочные обязательства ипоказывает достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованыдля погашения краткосрочных обязательств. В состав оборотных активов принято включатьденежные средства, краткосрочные финансовые вложения, дебиторскую задолженность,запасы сырья, материалов, товаров и готовой продукции. При исчислении данногокоэффициента ряд экономистов предлагает исключить из рассмотрения всенеликвидные активы. Оптимальное значение коэффициента ликвидности должнонаходиться в пределах от единицы до двух или иногда до трех. Нижняя границаобусловлена тем, что оборотных средств должно быть по меньшей мере достаточнодля погашения краткосрочных обязательств, иначе компания окажется под угрозойбанкротства. Превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствамиболее чем в три раза также является нежелательным, поскольку можетсвидетельствовать о нерациональной структуре активов. Превышение оборотныхсредств в три раза может быть оправдано низкой ликвидностью части текущихактивов. Рассчитывается по формуле: CR = текущие активы / текущие пассивыРекомендуемые значения: 1 — 2
4. Чистый оборотныйкапитал (Net working capital).
Разность между оборотнымиактивами предприятия и его краткосрочными обязательствами. Чистый оборотныйкапитал необходим для поддержания финансовой устойчивости предприятия,поскольку превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствамиозначает, что предприятие не только может погасить свои краткосрочныеобязательства, но и имеет резервы для расширения деятельности. Оптимальнаясумма чистого оборотного капитала зависит от особенностей деятельностикомпании, в частности от ее масштабов, объемов реализации, скоростиоборачиваемости материальных запасов и дебиторской задолженности. Недостатокоборотного капитала свидетельствует о неспособности предприятия своевременнопогасить краткосрочные обязательства. Значительное превышение чистогооборотного капитала над оптимальной потребностью свидетельствует онерациональном использовании ресурсов предприятия. Важное аналитическоезначение имеет рассмотрение темпов роста собственного оборотного капиталапредприятия на фоне темпов инфляции. Рассчитывается по формуле: NWC = текущиеактивы — текущие пассивы Рекомендуемые значения: > 0.
Косвенные показателиликвидности.
На практике косвеннымииндикаторами наличия у предприятия проблем с ликвидностью могут быть задержкивыплаты заработной платы сотрудникам, дивидендов акционерам, неплатежи прочимкредиторам предприятия. Согласно закону № 6-ФЗ РФ от 8 января 1998 г. «Онесостоятельности (банкротстве)» «юридическое лицо считается неспособнымудовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или)исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующиеобязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с моментанаступления даты их исполнения». К такому предприятию может быть примененапроцедура банкротства
Следует помнить, чторекомендуемые значения показателей, как правило, существенно различаются дляразных отраслей, впрочем как и для разных предприятий одной отрасли, и полноепредставление о финансовом состоянии компании можно получить только при анализевсей совокупности финансовых показателей с учетом особенностей деятельностипредприятия.
Финансовая устойчивость(Gearing ratios)
Финансовая устойчивостьопределяется структурой капитала. Показатели структуры капитала отражаютсоотношение собственных и заемных средств в источниках финансирования компании,т.е. характеризуют степень финансовой независимости компании от кредиторов. Дляоценки структуры капитала используются следующие отношения:
1. Коэффициент финансовойнезависимости (Equity to Total Assets)
Характеризует зависимостьфирмы от внешних займов. Чем ниже значение коэффициента, тем больше займов укомпании, тем выше риск неплатежеспособности. Каких-либо жестких нормативовсоотношения собственного и привлеченного капитала не существует, как, впрочем,не существует жестких нормативов в отношении финансовых коэффициентов в целом.Тем не менее среди аналитиков распространено мнение, что доля собственногокапитала должна быть достаточно велика — не менее 50%. Считается, что впредприятие с высокой долей собственного капитала инвесторы, и особеннокредиторы, вкладывают средства более охотно, поскольку оно с большейвероятностью может погасить долги за счет собственных средств. Кроме того,компании с высокой долей привлеченных средств, как правило, должны производитьзначительные выплаты по процентам, и соответственно средств, остающихся дляобеспечения выплат дивидендов и создания резервов, будет меньше. Установлениекритического уровня в размере 50% является результатом следующих рассуждений:если в определенный момент кредиторы предъявят все долги к взысканию, токомпания сможет продать половину своего имущества, сформированного за счетсобственных источников, даже если вторая половина имущества окажется покаким-либо причинам неликвидной. Интерпретация этого показателя зависит отмногих факторов: средний уровень этого коэффициента в других отраслях, доступкомпании к дополнительным долговым источникам финансирования, особенноститекущей производственной деятельности. Низкий коэффициент финансовойустойчивости и высокая доля краткосрочных кредитов во внешних займах вдвойнеухудшают финансовую устойчивость предприятия. Рассчитывается по формуле: ФН =собственный капитал / активы предприятия. Рекомендуемые значения: 0,5 — 0,8
2. Суммарныеобязательства к суммарным активам (Total debt to total assets). Еще одинвариант представления структуры капитала компании. Демонстрирует, какая доляактивов предприятия финансируется за счет долгосрочных займов. Чем показательменьше, тем лучше финансовая устойчивость компании. Рассчитывается по формуле:TD / TA = (долгосрочные обязательства + текущие обязательства) / активыпредприятия. Рекомендуемые значения: 0,2 — 0,5
3. Долгосрочныеобязательства к активам (Long-term debt to total assets).
Показывает, какая доляактивов предприятия финансируется за счет долгосрочных займов. Рассчитываетсяпо формуле: LD / TA = долгосрочные обязательства / активы предприятия.
4. Суммарныеобязательства к собственному капиталу (Total debt to equity). Отношениекредитных и собственных источников финансирования. Также, как и TD/TA, являетсяеще одной формой представления коэффициента финансовой независимости. Чемменьше коэффициент, тем более стабильным является финансовое положениепредприятия. Рассчитывается по формуле: TD / EQ = (долгосрочные обязательства +текущие обязательства) / собственный капитал. Рекомендуемые значения: 0,25 — 1.
5. Долгосрочныеобязательства к внеоборотным активам (Long-term debt to fixed assets) демонстрирует,какая доля основных средств финансируется за счет долгосрочных займов. Рассчитываетсяпо формуле: TD / FA = (долгосрочные обязательства + текущие обязательства) /долгосрочные активы.
6. Коэффициент покрытияпроцентов (Times interest earned) .
Характеризует степеньзащищенности кредиторов от невыплаты процентов за предоставленный кредит идемонстрирует: сколько раз в течение отчетного периода компания заработаласредства для выплаты процентов по займам. Этот показатель также позволяетопределить допустимый уровень снижения прибыли, используемой для выплатыпроцентов. Рассчитывается по формуле: TIE = прибыль до вычета налогов и % покредитам / % по кредитам. Рекомендуемые значения: > 1.
Следует помнить, чторекомендуемые значения показателей, как правило, существенно различаются дляразных отраслей, и даже внутри одной отрасли, и полное представление офинансовом состоянии компании можно получить только при анализе всейсовокупности финансовых показателей с учетом особенностей деятельностипредприятия.
Рентабельность(Profitability ratios)
Коэффициентырентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность компании.
1. Коэффициентрентабельности продаж (Return on sales), %.
Демонстрирует долю чистойприбыли в объеме продаж предприятия. Главный и наиболее распространенныйпоказатель рентабельности. Для российских предприятий неотрицательныйкоэффициент, с учетом уровня инфляции — уже хороший показатель. Для западныхпредприятий рентабельность сильно варьируется по отраслям. Рассчитывается поформуле: ROS = ( чистая прибыль / чистый объем продаж )*100
2. Коэффициентрентабельности собственного капитала (Return on shareholders’ equity),сокращенно ROE.
По сути, главныйпоказатель для стратегических инвесторов (в российском понимании — вкладывающихсредства на период более года). Позволяет определить эффективностьиспользования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Обычноэтот показатель сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в акциидругих предприятий. Под собственным капиталом обычно понимается суммаакционерного капитала и резервов, образованных из прибыли предприятия.Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистойприбыли заработала каждая единица, вложенная собственниками компании.Показатель рентабельности собственного капитала также характеризуетэффективность работы менеджеров компании-эмитента. Однако коэффициент имеет иоборотную трактовку — если у компании в отрасли доход на акционерный капиталмного меньше, чем у остальных, то у данной компании, при выполнении рядаусловий существуют перспективы роста, а, следовательно, повышение рыночнойстоимости акций. Рассчитывается по формуле: ROE =(чистая прибыль / собственныйкапитал)*100%.
3. Коэффициентрентабельности активов предприятия (Return on assets), %. Также немаловажныйпоказатель. Позволяет определить эффективность использования активовпредприятия. Коэффициент рентабельности активов показывает, сколько денежныхединиц чистой прибыли заработала каждая единица активов. Показательрентабельности собственного капитала характеризует эффективность работыфинансовых менеджеров компании и специалистов в области управленческого учета. Рассчитываетсяпо формуле: ROA = ( чистая прибыль / активы предприятия )*100%.
4. Коэффициентрентабельности оборотных активов (Return on current assets), %. Демонстрируетвозможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношениюк используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этогокоэффициента, тем более эффективно и быстро используются оборотные средства. Уразных отраслей желаемый коэффициент рентабельности разный — так у отраслей сбольшими капитальными вложениями и длительным производственным цикломрентабельность оборотных активов будет, как правило, ниже чем у отраслей сменьшими капитальными затратами и быстрым производственным циклом. Рассчитываетсяпо формуле: RCA = ( чистая прибыль / текущие активы )*100%.
5. Коэффициентрентабельности внеоборотных активов (Return on fixed assets), %. Демонстрируетспособность предприятия обеспечивать достаточный объем прибыли по отношению косновным средствам компании. Чем выше значение данного коэффициента, тем болееэффективно используются основные средства, а также тем быстрее окупятся новыеинвестиции в основной капитал. Рассчитывается по формуле: RFA = ( чистаяприбыль / долгосрочные активы )*100%.
6. Коэффициентрентабельности инвестиций (Return on investment), %.
Показывает, сколькоденежных единиц потребовалось предприятию для получения одной денежной единицыприбыли. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторовконкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. Рассчитывается поформуле: ROI = ( чистая прибыль / собственный капитал + долгосрочные обязательства)*100%
7. Рентабельность продажпо маржинальному доходу (Gross Profit Margin), %. Показывает, отношениемаржинального дохода предприятия к выручке от реализации. Рассчитывается поформуле: GPM = ( выручка от реализации за вычетом переменных затрат / выручкаот реализации ) * 100%  
Следует помнить, чторекомендуемые значения показателей, как правило, существенно различаются дляразных отраслей, и полное представление о финансовом состоянии компании можнополучить только при анализе всей совокупности финансовых показателей с учетомособенностей деятельности предприятия.

1.4.3 Особенностифундаментального анализа различных типов
эмитентов
Прианализе отдельных предприятий определяется их доходность. Поскольку существуеттесная связь между динамикой доходности предприятия и движением курса егоакций, для аналитика большое значение имеет то, как предприятие собирается вбудущем утвердиться на рынке. Прогноз доходности строится на этой рыночнойпозиции. Однако доходность предприятия или фирмы характеризуется не простонабором цифр, а складывается из многих отдельных значений, которые вытекают изтак называемого анализа показателей. Особый интерес представляют показатели,имеющие эмпирическую связь с движением акций, а также показатели, которымипредпочитают пользоваться профессионалы-аналитики.
Показателиможно разделить на три категории:
-  балансовые;
-  показатели,относящиеся к курсам;
- показатели,относящиеся к акциям.
Балансовымипоказателями являются, например, оборот, поток наличности и нетто-итог.Показатели, которые относятся к акциям, рассчитываются на одну акцию. В ихчисле следует назвать дивиденд на одну акцию, кэшфлоу[5]на одну акцию или итог на одну акцию. На расчет показателей, относящихся ккурсам, воздействуют соответствующие курсы акций. Такими показателями являютсядивидендный фактический доход, отношение «курс/прибыль» (KGV) или отношение «курс/кэшфлоу» (KCV).
Аналитическийпоказатель отношение «курс/прибыль» как соотношение между фактическим курсом иприбылью в расчете на одну акцию зачастую используется для того, чтобы отличитьзаниженную акцию от завышенной. Отношение «курс/прибыль» показывает, какоекратное итога в данный момент платится за акцию. Иначе говоря, сколько летпотребуется фирме, чтобы при постоянном размере годовой прибыли заработатьсумму, равную сегодняшней стоимости акции этого предприятия.
Послерасчета этих показателей компании они сравниваются с аналогичными показателямидругих компаний данной отрасли или со средним отношением «курс/прибыль» на всемрынке. Это позволяет отличить относительно «дешевые» акции от относительно«дорогих».
Курсовойпоказатель отношение «курс/кэшфлоу» (KCV) рассчитывается на основе действительного курса акций, деленного накэшфлоу в расчете на одну акцию компании.
Так же, как и дляпоказателя KGV, существенным моментом для KCV является деление акций наотносительно «дешевые» и «дорогие». Однако показания сопоставлений рациональнытолько до тех пор, пока отраслевые предприятия имеют друг с другом связи.Поэтому сопоставление показателей KCV компаний или предприятий, как и сопоставление показателей KGV, принимается лишь в рамках отрасли.Причина этого — в делении отраслей на капиталоемкие и зарплатоемкие. Отсюда вытекаютразличия в кэшфлоу, которые, в свою очередь, изменяют показатель KCV. В связи с этим такие зарплатоемкиеотрасли, как, например, банки, строительная промышленность илиавтомобилестроение, имеют, как правило, незначительный кэшфлоу, а следовательно,наиболее высокий аналитический показатель KCV. Капиталоемкие отрасли (электропромышленность,машиностроение) за счет высоких амортизационных отчислений имеют значительнобольший кэшфлоу и более низкий показатель KCV.
Рассмотрениепоказателя KCV позволяет также составитьпредставление о цене акций в связи с так называемым поглощением[6].Практика показывает, что покупатели, желающие приобрести контрольный пакетакций, в качестве покупной цены стараются предложить не более чем трехкратныйкэшфлоу. Для держателей акций с очень низким KCV это хорошая возможность приумножить свои инвестиции всвязи с широким предложением компенсаций со стороны заинтересованныхпокупателей.
ПоказательKCV служит также для оценки компаний,которые планируют размещать свои акции на бирже.
Инвестор,намеревающийся выгодно купить акции, должен использовать оба показателя: и KGV и KCV.
Дивидендныйфактический доход показывает, какой процент на покупку одной акции выплачиваетсяинвестору при постоянном размере дивиденда. Если инвестор из-за изменения курсаакций не получает желаемой курсовой прибыли, то он, по крайней мере, можетрассчитывать на более или менее высокий процент со своего капитала. При этомкурсовые потери уменьшаются за счет дивидендов. Однако дивидендный доход приоценке акций играет подчиненную роль, также ограничено и его свойство по защитекурса акций. Что касается инвесторов, то они ищут такие акции, которые за счетнизкой оценки обещают высокую курсовую прибыль. Дивидендный фактический доходпринимается во внимание лишь косвенно, поскольку он не имеет большого значения.
Фундаментальныйанализ является ведущим направлением в современном анализе акций и помогаетделать важные выводы в отношении оценки движения акций. Тем не менее, немалоотносящихся к биржевому курсу явлений нельзя объяснить с его помощью и уж темболее прогнозировать. С этой задачей может справиться технический анализ.
Рассмотрим некоторыепоказатели, которые могут быть рассчитаны при фундаментальном анализе акций.Назовем их — инвестиционные критерии (Investment ratios)
1. Прибыль на акцию (Earnings per ordinary share), сокращенно EPS.
Один из наиболее важныхпоказателей, влияющих на рыночную стоимость компании. Показывает долю чистойприбыли в денежных единицах, приходящуюся на одну обыкновенную акцию.Увеличение прибыли на одну акцию свидетельствует о росте компании-эмитента и,как следствие, при прочих равных условиях приводит к росту размера дивидендов иросту курсовой стоимости акций. Рассчитывается по формуле: EPS = ( чистаяприбыль — дивиденды по привилегированным акциям ) / число обыкновенных акций.
2. Дивиденды на акцию (Dividends per ordinary share).
Показывает суммудивидендов, распределяемых на каждую обыкновенную акцию. Повышение дивидендовсвидетельствует о росте прибылей компании и, как правило, является сигналомкурсовой стоимости акции, в случае если до этого акции не поднимались в своейстоимости. Рассчитывается по формуле: DPS = дивиденды по обыкновенным акциям /число обыкновенных акций.
3. Соотношение цены акциии прибыли (Price to earnings).
Один из главныхпоказателей, которым руководствуется большая часть рядовых инвесторов итрейдеров рынка ценных бумаг. Этот коэффициент показывает, сколько денежныхединиц согласны платить акционеры за одну денежную единицу чистой прибыликомпании. Он, также, показывает, насколько быстро могут окупиться инвестиции вакции компании, и позволяет сравнивать цены акций на относительной основе.Акции по $50, торгующиеся с коэффициентом P/E, равным 10, относительно дешевлеакций по $20, торгующихся с коэффициентом 30. Рассчитывается по формуле: P / E= рыночная цена акции / EPS.
4. Коэффициент выплаты(Payout ratio).
Процент чистой прибыликомпании, идущий на выплату дивидендов. Нормальный уровень для западныхкорпораций 25-50%.
Следует помнить, чторекомендуемые значения показателей, как правило, существенно различаются дляразных отраслей, и полное представление о финансовом состоянии компании можнополучить только при анализе всей совокупности финансовых показателей с учетомособенностей деятельности предприятия.

Заключение
Специалистпо ценным бумагам имеет в своем распоряжении много аналитических инструментов,но фактически все они основываются на концепции приведенной, или текущей,стоимости, т.е. внутренняя стоимость акции в действительности не что иное, какприведенная стоимость всех будущих потоков денежных средств, которые, скореевсего, получит владелец ценной бумаги в рамках соответствующего горизонтаинвестиций. Эти выгоды обычно имеют форму дивидендов, либо процентов (текущийдоход), а также доходов от прироста капитала или убытков (при изменениикурсов), либо и того и другого одновременно.
Анализценных бумаг вообще и фундаментальный анализ в особенности правомерны дляданной экономической и финансовой среды. В самом широком смысле фундаментальныйанализ исходит из того, что некоторые ценные бумаги могут быть неверно оцененына рынке в данное время. Далее в рамках фундаментального анализа предполагаетсяпровести различие между теми ценными бумагами, которые оценены правильно, итеми, которые оценены неадекватно, и тщательно изучить внутренниехарактеристики каждой из рассматриваемых компаний-эмитентов.
Фундаментальный анализначинается не с компании, а со среды, в которой протекает ее деятельность. Припрогнозировании биржевых курсов в данной среде возникает ряд неопределенностейи проблем. Фундаментальный анализ дает возможность преодолеть их с помощью

Список использованныхисточников
1. Коттл С., МюррейР.Ф., Блок Ф.Е. Анализ ценных бумаг Грэма и Додда. М.: Олимп Бизнес, 2007
2. Б.Б. Рубцов.Мировые фондовые рынки: современное состояние и закономерности развития. М: ФА2000
3. Мэрфи Д.Дж.«Технический анализ фьючерсных рынков». М: «Сокол»,1996
4. Элдер А. «Как игратьи выигрывать на бирже». М.: «Диаграмма», 2001
5. Найман Э.Л.«Малая энциклопедия трейдера» М.: «Вира-Р Альфа-Капитал»,1999
6. Даль В.И.толковый словарь живого великорусского языка, том I. М.: Русский язык, 1981
7. Суверов С.Фундаментальный анализ на российском рынке. Обобщение опыта // Рынок ценныхбумаг. 2006. N 17. С. 21.
8. Кравченко П.П.Как не проигрывать на финансовых рынках. М.: ИАУЦ НАУФОР, 1999, с. 208


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экономико-статистический анализ себестоимости зерна в ООО Племзавод Москаленский Москаленского
Реферат Экономическое развитие России в первой половине XIX века
Реферат Валютные правоотношения: субъекты и объекты
Реферат Субъекты коммерческой деятельности
Реферат Экономический анализ оптового товарооборота
Реферат Incompetent Texts In Camus Sartre And Celine
Реферат 2. Основная часть Возникновение теории массовой и элитарной культур
Реферат Общеэкономическое значение рекламы. Ее особенности в России
Реферат 115582, г. Москва, Ореховый бульвар, д
Реферат Основные принципы диалектической и формальной логики и их содержание
Реферат Бессарабия в составе Румынии
Реферат Правовое регулирование электронного документооборота
Реферат Самоубийство, как девиантное поведение
Реферат Евразия как специфическая цивилизация
Реферат Подготовка публикаций в текстовом редакторе Word с использованием графики