Новаторство комедии «Горе отума»
Искусствоживого изображения у Грибоедова таково, что исследование его отодвинуло всеостальные моменты. Исследованием сюжета «Горе от ума» занималисьгораздо менее. Но сила и новизна «Горя от ума» была именно в том, чтосамый сюжет был громадного жизненного, общественного, исторического значения.“Сильное место в сюжете” это выдумка о сумасшествии Чацкого .
Возникновениевыдумки — наиболее сильное место в любовной драме Чацкого. Оно основано насобственных словах героя. Пытаясь разгадать, кого любит Софья, и не доверяяочевидности, Чацкий как бы примиряется с концом своей любви. Он горькоиронизирует над своей отвергнутой любовью, называя ее с у м а с ш е с т в и ем:
Потом
Отсумасшествия могу я остеречься;
Пущусьподалее — простить, охолодеть,
Недумать о любви, но буду я уметь
Терятьсяпо свету, забыться и развлечься.
Наэто горькое признание Софья говорит (про себя):
Вотнехотя с ума свела!
Софья,выведенная из себя словами Чацкого о Молчалине, из мести повторяет это:
Онне в своем уме.
Искусствов еле заметных усилениях. Интересно, что слух пущен через безыменных г. N ипотом г. D.
Распространениеи рост выдумки.
IIIДЕЙСТВИЕ
Явление1
Чацкий.От сумасшествия могу я остеречься.
СофьяВот нехотя с ума свела!
Явление14
Софья.Он не в своем уме.
Г.N.Ужли с ума сошел?
Явление15
Г.N.С ума сошел.
Явление16
Г.D.С ума сошел.
ЗагорецкийЕго в безумные упрятал дядя плут.
Явление17
ЗагорецкийОн сумасшедший.
ЗагорецкийДа, он сошел с ума.
Явление19
ЗагорецкийВ горах изранен в лоб, сошел с ума от раны.
Явление21
ЗагорецкийБезумный по всему...
ХлёстоваВ его лета с ума спрыгнул!
ФамусовБезумных развелось людей, и дел, и мнений.
ХлёстоваУж кто в уме расстроен.
Явление22
ХлёстоваНу, как с безумных глаз...
IVДЕЙСТВИЕ
Явление6
ЗагорецкийВ уме сурьезно поврежден.
Явление14
ФамусовСама его безумным называла!
Распространениевыдумки основано на изображении переимчивости. Однако дело не в вере, в переменемнений, дело в полной общности с о г л а с и я. В конце III действия Чацкий ужеобъявлен сумасшедшим. На вопрос Платона Михайловича:
Ктопервый разгласил?
НатальяДмитриевна отвечает:
Ах,друг мой, все!
Истарый друг Чацкого должен уступить:
Ну,все, так верить поневоле.
Делоне в вере выдумку, даже не в доверии;
Полечат,вылечат, авось
— говорит Хлёстова, явно не веря. “Никто не поверил, но все повторяют”. Слепаянеобходимость повторять общий слух, при недоверии.
Ещеболее ясно соглашается Репетилов
Простите,я не знал, что это слишком гласно.
Выдумкаприобретает характер сговора, заговора. /.../
Выдумкао сумасшествии Чацкого — это разительный пример “сильного положения в сюжете”,о котором говорит Бомарше. Смена выдумок, рост их кончается репликой старойкнягини:
Ядумаю, он просто якобинец,
ВашЧацкий!!!
Выдумкапревращается в донос. /.../
КонецIII действия совершенно менял трактовку комедии вообще и главного лица в ней, вчастности. Горячий сатирический монолог Чацкого о “французике из Бордо” являетсяодним из идейных центров пьесы. Этот монолог обрывается следующим образом:
Ив Петербурге, и Москве,
Ктонедруг выписных лиц, вычур, слов кудрявых,
Вчьей, по несчастью голове
Пять,шесть найдется мыслей здравых,
Ион осмелится их гласно объявлять,
Глядь...
(Оглядывается,все в вальсе кружатся с величайшим
усердием.Старики разбрелись к карточным столам).
Конецтретьего действия.
Центркомедии — в комичности положения самого Чацкого, и здесь комичность являетсясредством трагического, а комедия — видом трагедии. /.../
Грибоедовбыл человеком двенадцатого года “по духу времени и вкусу”. В общественной жизнидля него был уже возможен декабрь 1825 г. Он относился с лирическим сожалениемк падшему Платону Михайловичу, с авторской враждебностью к Софье Павловне, сосмехом учителя театра и поэта, чующего будущее, — к Репетилову, с личной,автобиографической враждой к той Москве, которая была для него тем, чем быластарая Англия для Байрона.
Грибоедов,едва достигнув 18-летнего возраста, участвует в Отечественной войне 1812 г. Вкомедии с особой силой дан послевоенный равнодушный карьеризм. Удачливыйкарьерист нового типа Скалозуб дан уже самой фамилией. Однако неразборчивоепосмеивание имеет характер совершенно определенный. Скалозуб говорит о путяхкарьеры. Самым выгодным оказывается пользоваться выгодами, предоставляемымисамой войной: “Иные, смотришь, перебиты”. Преступность скалозубовскогокарьеризма, основанного на потерях армии, очевидна. Пылкий восторг передудачливостью его карьеры со стороны Фамусова, смотрящего на него как нажеланного зятя, более даже важен, чем борьба Фамусова с Чацким. Предупреждениео Скалозубе как о главном военном персонаже эпохи было одним из главныхвыступлений в политической комедии.
Беспредметное,полное равнодушие ко всему, кроме собственной карьеры, посмеиванье и шуткишутника Скалозуба — самое ненавистное для сатиры Грибоедова, как позже былиненавистны любители смешного и писатели по смешной части Салтыкову.
ПоСкалозубу, “чтобы чины добыть, есть многие каналы”. И здесь назван один “канал”этого удачника, который носит имя по щедрости шуток, по той беспредельнойшутливости, которая без разбора отличает новый “полк шутов”: “Шутить и онгоразд, ведь нынче кто не шутит” (Лиза), шутливости, которая враждебнее всегошуткам Чацкого, так как стремится подменить их собою. Этот канал “чтоб чиныдобыть” — “иные, смотришь, перебиты”. Преступное довольство выгодностью смерти.От преступности этому шутнику недалеко, как этой комедии до драмы. ФигураСкалозуба в «Горе от ума» предсказывает гибель николаевского военногорежима.
«Гореот ума» — комедия о том времени, о безвременье, о женской власти и мужскомупадке, о великом историческом вековом счете за героическую народную войну: насвободу крестьян, на великую национальную культуру, на военную мощь русскогонарода — счете неоплаченном и приведшем к декабрю 1825 г.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.bobych.spb.ru/