Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Софья в комедии Грибоедова "Горе от ума"

Софья в комедии Грибоедова «Горе отума».
Борис Голлер
ПоведениеСофьи с Молчалиным было неблагопристойно! И более того: оно было скандально итаило в себе вызов!  Факт, который следовало осмыслить с точки зрения его местав сюжете пьесы. Ибо Грибоедов не хуже своих критиков знал, как должна себявести барышня “из общества”.  “… Все это, — писал, едва ли не самыйблагожелательный к Софье, Гончаров, — не имеет в ней характера личных пороков,а является, как общие черты ее круга”. Поступки Софьи оттеснялись, такимобразом, в область обыденного аморализма фамусовского круга.
Этобыла грубая ошибка! Не было подобного аморализма. Если на что другое здесь изакрывали глаза, то уж поведение барышни судили весьма строго.  Чем,собственно, и занимается всю пьесу Фамусов — отец Софьи? Как не тем, чтобоградить дочь от каких-нибудь шагов на скользком пути? /.../
Барышню,нарушившую запреты, ожидал разрыв с обществом. Или удаление от общества. /.../
Икогда мы слышим первые слова Софьи в пьесе — еще из-за двери ее комнаты, гдеона просидела всю ночь, запершись с Молчалиным: “Который час?” И потом опять тоже ленивое “Который час?” — “Неправда” (когда Лиза всячески торопит ее). Мыдолжны представлять себе, что эта девица ходит по лезвию ножа!
Чтона самом деле в доме Фамусова бунт. Против привычной морали.
“Тынаходишь главную погрешность в плане: мне кажется, что он прост и ясен по целии исполнению: девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку (непотому чтобы ум у нас грешных был обыкновенен — нет! и в моей комедии 25глупцов на одного здравомыслящего человека); и этот человек разумеется впротивуречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто проститьне хочет, зачем он немножко повыше прочих...” Известный ответ Грибоедова накритику Катенина.
Отрешимсяот привычностей и просто спросим себя: о чем здесь идет речь в первую голову?Вернее, о ком? о нем или о ней?  Ну конечно, о ней! На всякий непредумышленныйвзгляд! Ну, а потом уже — о нем. Об этом самом — “умном человеке”, который“разумеется в противуречии с обществом”. Кстати, отметим про себя эту несколькозаниженную по нашим меркам оценку главного героя: “немножко повыше прочих...”
Еслибы Грибоедов мыслил свой план иначе — по Кюхельбекеру, он и высказался быпо-другому: “Молодой человек… (таких-то достоинств) приезжает в дом…(такой-то и такой-то), и тут с ним происходит… (то-то и то-то)”. Короче, данЧацкий, даны прочие характеры, они сведены вместе...”
Нокакое действие, происшествие выдвигает автор как зачин всех прочих событийпьесы? Как главную пружину ее?
Единственное.Любовь этой девушки.
Этоона — Софья — держит банк в этой игре. И все козыри (до времени) у нее наруках. А все остальные персонажи — в том числе и Чацкий (“главное лицо”), иМолчалин, и Скалозуб, и батюшка Фамусов, не говоря уже про гостей бала, — зависят от этой ее игры. И стало быть, располагаются на картине по сторонам отнее — как от некой оси. (Гости бала ведь тоже не сами по себе, так, за здоровоживешь, объявляют Чацкого сумасшедшим. Но по манию ее — Софьи, “с подачи”Софьи!..)
Кстати,лишь такое объяснение выдерживает нагрузку первых вступительных сцен пьесы,занятых лишь одним: историей любви Софьи к Молчалину. Перипетиями этой любви. Иразрешает сомнения — от странного списка действующих лиц: в нем простопоименованы сперва все персонажи подлинной завязки пьесы.
«Гореот ума» — это пьеса Софьи.
Этововсе не значит — “о Софье” или преимущественно о Софье. Почему? Пьеса и о Чацком- и, может, больше, чем о ней. И о Молчалине, и о Фамусове, и о Скалозубе, и огостях, что составляют вместе пресловутый “круг” — общество.
НоСофья “прокладывает курс” в пьесе. Именно ею движим, как любят выражатьсяшекспироведы, “магистральный сюжет” комедии.
Невероятнаядерзость грибоедовского плана и состояла в том, что Чацкий — “главное лицо” — приезжает в дом, где все главное уже произошло. Без него. Еще Гончаров отметилэто “страдательное” положение Чацкого. Герой поставлен в пьесе в “страдательномзалоге”. То есть, он “не действует сам, но подвергается действию со стороныобъекта” (по определению).
Аобъект этот — Софья. Это единственный из ведущих персонажей пьесы, действиякоторого абсолютно самостоятельны и не зависят ни от чьих других. /.../
Скольни страшен Чацкий для фамусовского круга как “подрыватель основ и краеугольныхкамней”, ему ведь не дано по пьесе ничего взорвать. Все взорвано уже. И преждеего появления. А на его долю остается задача (неблагодарная, прямо скажем,особенно в глазах Софьи!) — по мере сил служить катализатором. Помочь нечаянновыявлению или обнаружению этого взрыва.
Ах!Боже мой! что станет говорить
КнягиняМарья Алексевна!
Ав самом деле, что она станет говорить?.. если все откроется? Что Чацкийворотился в Москву? был на бале у Фамусова, надерзил всем, его даже сочлинемного не в себе?.. Ну, и это, разумеется, — так, вскользь, отчасти! Ноглавное, что скажет она (и чего боится Фамусов)… И здесь, как нипарадоксально, присоединяется к ней, кроме всей толпы фамусовского бала, еще иЧацкий… и Катенин, и Пушкин:
— Софья преступила границы поведения, поставленные барышне ее круга. Она нарушилаприличия!..
Среди“универсалий” пьесы, в силу сложных причин с самого появления пьесы на свет идолго еще остававшихся в тени, может, на первом месте следует назвать самуконкретную (и довольно простую) историю, рассказанную в пьесе драматическимисредствами. Единство противоречий равноправных мотивов. Драматургию комедии.
“баррикада,перегородившая дворец”...
Вступительныймотив пьесы — беспокойство.
БеспокоитсяЛизанька — “служанка… на часах”. Притом “на часах” — в буквальном смысле…Переводит часы, устраивает трезвон: барышня слишком засиделась с Молчалиным.Вбегает Фамусов — его поднял с постели этот трезвон. Ему снилось ночью, чтогде-то — музыка. /.../
Подземнаямузыка глубинного беспокойства будоражит дом.
Фамусовчуть было не застукал дочь в ее комнате с Молчалиным. Но отступился… Лизеудается спровадить его. Он не поверил ей — сделал вид, что поверил. Его тревогаявно не сегодня родилась.
Спокоентолько один человек. Сама Софья! Хоть все это ходит кругами возле нее иподступается к ней. /.../
Впромежутке между первым появлением Фамусова и вторым она успевает проститься сМолчалиным словами: “Идите; целый день еще потерпим скуку”. /.../
Этотдень ожидания — и есть время пьесы.
Этойдевушке не повезло в общественном мнении. После — в истории русскойлитературы… Софья была заведомо виновна. Она полюбила “не того”. Ее осудили,не выслушав.
Нет,не автор! При всем, мягко скажем, неоднозначном отношении к ней он-то выслушалее до конца. Ей единственной, пожалуй, даны по пьесе все или почти всемотивировки поступков. Из всех персонажей комедии, включая Чацкого, этот,несомненно, результат самой филигранной отделки и психологической разработки.Может, это вообще — самое тонкое, что написано автором «Горя отума».  И вместе с тем ( в какой-то мере потому) Софью как раз и труднопонять. Куда трудней, чем других. “Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой”,- скажет ей Чацкий.
СофияГрибоедова — главная загадка комедии. /.../
Ноэта любовь к Молчалину! — скажете вы. Ну что ж!.. Тем трагичней и только — чток Молчалину! Трагическая любовь!.. Когда собственно качество чувства, силачувства определялись предметом, на который оно обращено? /.../
КМолчалину и впрямь толкнула ее “доброта души”. Или то, что она приняла задоброту. Уступчивость, мягкость, терпимость. Что не часто встречалось на еепути. Чего, может быть, недоставало ей самой… /.../
Тольконе “выдумала” Софья! Вот беда! Не выдумала! — сотворила! Любви дано творитьсобственную действительность — “по образу и подобию своему”… Пусть даже послетворение окажется недолговечно.
Это- творческое чувство в основе своей. И та “энергия характера”, какую Белинскийнаходил в Софье, была энергия творческая.
То,что назвал Толстой — “энергией заблуждения”...
Счастливали она — Софья — в этом заблужденьи своем?..
Несмотряна резкую очерченность основных конфликтов и почти откровенный “фельетонизм”многих сцен, образы Грибоедова написаны в манере “сфумато”. Они грешат или,напротив, они удивляют своей неопределенностью. И первые критики Грибоедовабыли правы, когда винили его в отсутствии “плана”. То есть той самой“определенности”. Бесконечно чуткий Пушкин уловил это сразу, возможно, толькосразу не осознав как систему: “Софья начертано неясно… Молчалин не довольнорезко подл… Что такое Репетилов? в нем 2, 3, 10 характеров”.
Иначе,наверное, и не могло быть в пьесе, в основу которой положено необъяснимое:безумный парадокс между масштабом чувства и предметом чувства. /.../
Сейчас“пьеса Софьи” (драма), которая развивалась до приезда Чацкого и успела подойтиуже к опасному рубежу, упрется в другую — в “пьесу Чацкого”. Тоже драму.Которая только должна начаться. И возникнет сшибка, конфликт, обвал...
Параллельноеголосоведение этих двух драм и составит собой контрапункт комедии. /.../
Чацкийс самого приезда своего добивается любви Софьи — или правды о Софье…Продолжает добиваться — с упорством влюбленного и слепотой влюбленного, — и дажетогда, когда все давно ясно.
Чтож! Его право!..
АСофья столь же упорно защищает свою любовь. И это право ее!..
Поединоких двоих и есть главный конфликт пьесы. Тем еще усложненный, что это конфликтдвух близких людей. Которые не только выросли вместе и знают друг друга. Норавновелики — по способности к борьбе и по силе переживания. По бунтарскойприроде своей. А тот, другой конфликт — Чацкого “со всем обществом”, сфамусовским кругом — возникнет лишь на почве личного. Вырастет из него… И уженельзя будет понять, где конец одного и где начало другого. Потому что при этомконфликт общественный сделается личным, а личный, сугубо интимный — общественным.
Этои есть драматургия Грибоедова. /.../
Софья- главная ценность для Чацкого в фамусовской Москве. За ней, в сущности, илиради нее он и вернулся сюда. Но она и — главная цена, которую он должензаплатить за свой непримиримый конфликт “со всем обществом”. /.../
Софья- прямая родня Чацкого по духу. Но главный бой Чацкого выйдет против нее. Иединственное, что по-настоящему останется в развалинах, когда он потребуеткарету и уедет, — это тоже она!
Грибоедовсоздавал новую традицию. Особого типа комедии. Российской. Грустной комедии.Печальной. Как после комедии Островского и Чехова.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.repetitor.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблема зависимости от социальной сети
Реферат Функции государства и их содержание
Реферат Предвыборная агитация в средствах массовой информации
Реферат Депозитные операции их виды Депозитная политика в кредитной организации банке
Реферат Nuclear Regulatory Commission Essay Research Paper The
Реферат Современная роль компьютера в археологии
Реферат Ю.С. Гиренко «СТАЛИН – ТИТО»
Реферат Антропогенные факторы формирования ландшафтов северной части западного берега р. Иордан
Реферат Naturalization Essay Research Paper Steps to Become
Реферат Брендель, Кайо
Реферат THings Fall Apart Essay Research Paper No
Реферат Основные этапы развития психологии
Реферат Cмена формата наших ежегодных встреч с конференции на фестиваль пришлась по душе членам сообщества сказкотерапевтов
Реферат Проектирование технологического процесса механической обработки детали и специального станочного
Реферат Сопоставление использования библеизмов в институциональном дискурсе разных культур