Реферат по предмету "Философия"


Контент-анализ, как метод исторического исследования

Контент-анализ(contents — англ.: содержание, содержимое) –научный метод, предполагающий формализованное исследование содержания текстовыхмассивов в целях выявления и измерения, представленных в них социальных,культурных, ментальных особенностей. Контент-анализ применяется при изученииисточников, инвариантных по структуре или существу содержания, но внешне бытующих,как несистематизированный, беспорядочно организованный текстовой массив. Сутьконтент-анализа, как исследовательского метода, состоит в восхождении отмногообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста. Вуказанном смысле, контент-анализ является одной из номотетических процедурой,используемых в сфере применения идеографических методов.
Терминcontent-analysisвпервые начал применяться в конце XIX –нач. XX вв. в американской журналистике (см.раб.: Б.Мэттью, А.Тенни, Д.Спиид, Д.Уипкинс). У истоков методологииконтен-анализа находились американский социолог Г. Лассуэл и французскийжурналист Ж.Кайзер.
Так,в начале 60-х гг. Г. Лассуэл осуществил попытку политологического анализа СМИ,исходя из учета формальных критериев. Он ввел в научный оборот некуюабстрактную единицу: «слово». Целью работы Лассуэла было получение собственносоциологического результата на нетипичном для социологии материале: текстахпечатных изданий. Исследователь проделал огромную работу, но, поскольку в методикеЛассуэла качественные оценки не были адекватно соотнесены с количественныеметоды, результаты его трудов с трудом поддавались верификации.
Вначале 60-х гг. Ж. Кайзер разработал оригинальную методику статистическогоанализа периодики. В ее основе лежал подход к тестовому массиву, какинформационной системе. Тем самым Кайзер сформулировал теоретическую базупоследующего распространения социологических методов в сферы изучения всехнарративных источников, включая эпиграфический и эпистолярный материал.
Вработе Ж. Кайзера акцентировалось внимание на внешней форме организацииматериала: его расположении, оглавлении, оформлении и т.д. Кайзер разработалцелый комплекс исследовательских процедур, обеспечивающих полную формализацию,как единичного газетного номера, так и совокупности однотипных периодическихизданий. Тем самым Ж.Кайзер сформулировал систему, позволяющую фиксироватьразвитие тенденций в публикациях СМИ.
Своедальнейшее развитие «кайзеровское направление» методологии контент-анализаполучило в работах Э. Морэн. Э. Морен ввела в научный оборот термин «единицаинформации» — семантический блок, содержание которого отвечает на вопрос: «Очем говориться?» Последнее обстоятельство сделало возможным изучение любых форморганизации текстового материала, причем, как на терминологическом уровне, таки на уровне фразы, абзаца, статьи и даже целых книг. Тем самым, Э.Морэнразрушила критерий однородности, применявшийся ранее при статистическойобработке нарративов. Взамен, она предложила идеологию «семантических групп»,которые, по ее мнению, должны учитываться по тематическому признаку. Крометого, Э.Морэн разработала концепцию «тона» материала, который определялсясоциометрически: «положительная информация», «отрицательная», «нейтральная».
Вотечественной историографии методика контент-анализа описывается, каксовокупность (комплекс) исследовательских процедур, направленных отформирования абстрактного объекта исследования и формулирования его конкретныхзадач, до интерпретации результатов и их статистической обработки.
Висточниковедческих исследованиях контент-анализ используется не менее трехдесятков лет. Суть применения контент-анализа в источниковедении состоит вформализации источникового материала.
Очем идет речь?
Адекватностьлюбого источника есть, по существу, его потенция к субъективации.Абстрагирование в процессе формализации, опосредовано содержанием сознания,исследователя и потому, с неизбежностью, также оказывается субъективацией.Отсюда, формализация источника, in natura, оказывается созданием нового источника,т.е. творческим актом.
Всоциологии контент-анализ позволяет отслеживать тенденции развития социальныхпроцессов, с целью прогноза функционирования социальных систем или ихкомпонентов. В источниковедении этот метод выступает средством фундированиясуждений о содержании источников.
Таковоразличие.
Вотечественной историографии контент-анализ, как правило, применялся длявыявления тенденций трансформации взглядов конкретных авторов во временномаспекте, либо при сравнении позиций различных авторов по одному и тому жевопросу.
В90-е годы отечественные историки чаще всего использовали контент-анализ висследованиях послеоктябрьской прессы и зарубежной периодики. В те времена,подобные исследования изначально не могли не быть ангажированными. Поэтому ещена уровне формирования категориального аппарата таких исследований, в них, какправило, закладывалась возможность фальсификации результатов.
Всилу известных экономических, социальных и политических причин, с конца 90-хгг., методически арсенал исторической науки практически не пополнялся. Вотпочему вопросы методологии контен-анализа, как метода историческихисследований, и теперь сохраняют свою актуальность.
Описываяпроцедуру контент-анализа, можно выделить несколько этапов, а именно:
Начальныйэтап исследования: На этом этапе, как правило, формулируется т.н. «эмпирическаятеория» исследования. То есть, в ходе подготовки к проведению контент-анализа,ученый, как правило, систематизирует гипотезы, существующие в контексте даннойпроблематики и «отсеивает» те из них, которые не поддаются верификации наданных обусловленного информационного массива.
Крометого, на первом этапе такого исследования формируется идеологияисследовательской программы. Иначе говоря, в этот момент формулируются философские(теоретические) предпосылки, определяются основные задачи исследования и,вытекающие из них, базовые правила процедуры, а также выявляется логическаяпоследовательность операций по фальсификации всего корпуса существующихгипотез.
Сметодической точки зрения, именно на этом этапе происходит актуализациясистемного соотношение цели, объекта и средств исследования и определяется ихоптимальную конфигурацию в процессе предстоящей работы.
Операциональныйэтап исследования: На втором этапе исследования создается основа дляверификации используемых дефиниций и терминов. Как правило, в этот момент всплошном текстовом массиве выделяются относительно автономные части – «единицыконтекста», релевантные, как содержанию всего текстового массива, так и общей совокупностисформулированных дефиниций и терминов.
Приэтом, при выявлении латентной информации, представляется целесообразнымиспользовать двухэтапную методику Р.Л.Лебедева-Р.В.Рывкина (см.: Лебедев Р.Л.,Рывкин Р.В. О двух функциях категорий в контент-анализе// Методологические иметодические проблемы контент-анализа. Тезисы рабочего совещания социологов.М.-Л., 1973, Вып.1., с 71), которая предполагает существование в тексте двухкатегорий анализа: категорий структурирования, как средства извлечения латентнойинформации и категорий интерпретации, зависимых от первых.
Этапсчета: На третьем этапе исследования проводится собственно контент-анализ. Тоесть, осуществляется сбор информации, учет индикаторов, первоначальнаяобработка результатов, включающая установление видов и содержания отношенийсвязей между элементами счета (индикаторами контент-анализа). Причем, последнее- как внутри совокупности данных, так и по отношению к самой совокупности, какцелостной информационной системе.
Наданном этапе, принципиальную важность обретает то обстоятельство, чтополученные данные должны гарантировать временную, интерсубъективную иинструментальную стабильность исследования, а также в полной мересоответствовать (находится в контексте) его теоретических посылок.
Вслучаях, если полученные данные расходятся с теоретическими посылками, наприменение контент-аналитических процедур завершается и исследование начинаетсясызнова.
Остаточныйанализ данных. На четвертом этапе осуществляется агрегирование (интерпретациячислового материала в целях его обобщения), структуризация и группировкаполученных данных для формирования адекватных моделей в контексте задач,поставленных на первом этапе исследования.
Вцелом, нужно сказать, что анализ полученного материала впрямую зависит от трехрежимов восприятия информации:
режима«настройки», режима восприятия основной и режима восприятия возвратнойинформации. Причем, если первые два режима важны на первом и втором этапахконтент-анализа, то третий режим приобретает особое значение на четвертом этапеи оказывается полностью обусловленным качеством работ на этапах 1.-3.
Отдельноследует остановиться на проблеме отбора источникового материала.
Длятого чтобы применение контен-анализа было успешным, источник должен отвечатьопределенным требованиям. То есть, прежде всего, при выборе источника нужноопределить, в какой мере его содержание соответствует поставленной задаче.Необходимо также изучить все существующие источники по данной проблеме и, еслипонадобиться, выявить оптимальный размер репрезентативной случайной выборки.
Обычновыделяют три уровня стратегии исследовательского поиска при обработке текстовыхмассивов: формулятивный, описательный и экспериментальный планы. В историческихисследованиях чаще всего используют описательный план, целью которого являетсясистематическое качественно-количественное описание источника.
Описательныйплан всегда содержит элементы экспериментального. Сбор информации в контекстеданного плана осуществляется на основе тотального или выборочного обследования(с обязательными расчетами размеров допустимой выборки). Описательный планпредполагает особую строгость интерпретации понятий и точность в регистрацииданных. Исследование по описательному плану обычно завершается классификациейданных, характеризующих структуру объекта исследования. К сказанному следуетдобавить, что изначально, описательный план, как правило, готовится в виденаброска, который уточняется и дополняется по мере «вживания» историка висточниковый материал и при реализации последовательности процедурных шагов.Принципиальное значение для реализации описательного плана контен-анализа имееттехнический инструментарий историка.
***
Взаключение необходимо сказать, что контент-анализ является весьма продуктивнымметодом исторических исследований, позволяющим порой получать весьманеожиданные результаты при изучении, как отдельных нарративных источников, таки больших несистематизированных информационных массивов.
Список литературы
МанекинР.В. Контент-анализ, как метод исторического исследования.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.