РоманБулгакова «Мастер и Маргарита» прочитало огромное количество людей, онпереведен на многие языки и поставлен на сценах театров бесчисленное количествораз. Однако, он, этот роман, все еще не раскрыт до конца, мы еще далеки отосмысления всех истин, прямо или косвенно преподносимых нам автором. Критики ипублицисты все еще бьются над бесконечными загадками: кто такой Воланд, гдеискать истоки сюжета, кто прототипы героев, можно ли трактовать роман каксвоего рода римейк Евангелия? И каждый человек, читая и перечитываябессмертные строки Булгакова (ведь «рукописи не горят»), находит свою истину,испытывает свои чувтва, так непохожие на чувства других и так не похожие начувства испытанные впервые при прочтении. На мой взгляд, чтобы лучше понятьроман Булгакова, его стоит перечитать хотя бы дважды. Иначе истина можетускользнуть. Читатель, впервые открыв страницы «Мастера и Маргариты», следит засюжетом, вчитывается в диалоги и пытается угадать развязку. Но взяв в рукикнигу во втрой раз и зная практически все события, пытливый ум следит теперь заразвитием философских идей, за неодназначной трактовкой автром вечных истин иза чудесными превращениями добра во зло и наоборот. Потом может быть и третий ичетвертый раз.
Мнебыло очень интересно читать «Мастера и Маргариту». Не скрою, иногда поступки ислова героев казались мне непонятными и лишенными смысла, иногда мне казалось,что герои не должны переступать черту, отделяющую порок от праведности ибезумие от разума. Но Булгаков писал свой роман не в угоду публике и критикам.Как мы знаем «Мастера и Маргариту» многие трактуют как духовное завещаниеписателя, и поэтому, наверное, очень многие его мысли резко очерчены в романе.И от этого все строчки наполняются сакральным смыслом.
Мнеочень интересна была фигура Понтия Пилата, прощенного в конце Мастером, хотя походу действия выясняется, что Пилат был не так уж и виновен в смерти Иешуа,ведь он все-таки пытался спасти его. В Евангелие мы этого не найдем. И вообще вромане все перевернуто с ног на голову, и Воланд, этот дьявол во плоти, представляется нам чуть ли не ангелом: «ваш роман прочитали, — заговорил Воланд, поворачиваясь кмастеру, — и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. Так вот,мне хотелось показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этойплощадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзаетбессонница. Она мучает не только его, но и его верного сторожа, собаку. Есливерно, что трусость — самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем невиновата. Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы. Ну что ж, тот, ктолюбит, должен разделять участь того, кого он любит».Получается, что Воланд, чуть ли не оракул, устами которого разговаривает с намиИешуа, Иисус, которого распяли. Но и этот Иешуа, получается любит распявшегоего Пилата и прощает его, или это Мастер прощает прокуратора, или Воланд?
Романраскручивается как бесконечный клубок ниток, кажется, что все событиявзаимосвязаны, и, в то же время, никакой связи нет. Те, кто вначале кажутсяжестокими и плохими, в конце оказываются милосердными и хорошими. СначалаВоланд пугает, эти бесчисленные убийства и превращения, этот страшный бал счередой убийц и душегубов, да он ведь и сам Сатана! Но вот он позволяетМаргарите простить Фриду, вот он возвращает Мастеру его квартиру и лампу, вотон достает сожженую рукопись, и мы невольно вместе с Мастером восклицаем: «Всесилен, всесилен!» Иногда Воланд кажется даже всесильнееБога, потому что так просто, походя, распоряжается жизнями и душами моквичей,занимает квартиры и перемещает отдельные личности в пространстве. Но москвичисами виноваты, «квартирный вопрос их испортил», а потому наступила властьВоланда.
Оченьинтресно мне было следить и за приключениями свиты Воланда. Именно из репликБегемота и Азазелло мы узнаем об основных пороках того времени, именно глазамиэтих героев мы видим общество того времени. И поэтому именно в диалогах этихгероев так много сатиры. Ведь «Мастер и Маргарита» — прежде всего, социальныйроман, высмеивающий людские грешки и обращающий на них внимание, и, благодарямастерству Булгакова-писателя, Москва тех годов очень ярко предстает переднашим мысленным взором: «Они, они! — козлиным голосом запел длинный клетчатый, вомножественном числе говоря о Степе, — вообще они в последнее время жуткосвинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение,ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят втом, что им поручено. Начальству втирают очки!». Смешных моментов очень много в романе, и иногдадумается, почему нельзя вот так в реальной жизни сказать «Брысь!» и преместитьтаких вот лиходеевых куда-нибудь в Ялту или еще дальше. Вообще, похожденияВоландовской свиты похожи на сказку, потому что они наказывают плохих ипоощряют хороших, но не забывают и напроказничать. Без них не было бы в романеэтого колорита, напоминающего где-то похождения Остапа Бендера из «Золотоготеленка» и «Двенадцати стульев».
Повторюсь,но очень интересно было читать страницы, посвященные Понтию Пилату. В Библииего образ мы находим очерченным очень поверхностно, а в романе нам переданы всеего чувства и мысли. Читая о нем, я невольно представляла себя на его месте, даи каждый, наверное, делал то же самое. Здесь Булгаков ставит извечную проблемуответственности за свои деяния. Пилат облечен властью, он может повелевать инаказывать, и вот к нему приводят «преступника» Иешуа, ион его выслушивает и проникается состраданием к нему. Но почему? «Га-Ноцри уходил навсегда, истрашные, злые боли прокуратора некому излечить; от них нет средства, кромесмерти. Но не эта мысль поразила сейчас Пилата. Все та же непонятная тоска, чтоуже приходила на балконе, пронизала все его существо. Он тотчас постарался ееобъяснить, и объяснение было странное: показалось смутно прокуратору, что ончего-то не договорил с осужденным, а может быть, чего-то не дослушал». Потом то, что не дослушал Пилат дветысячи лет назад, объяснит ему полубезумный писатель Мастер. Вот так причудливопереплетается время. Во время чтения меня постоянно волновал вопрос: ктоглавный герой романа, Мастер или Понтий Пилат? Потом я поняла, что это,наверное, решает каждый для себя. Для меня героем стал Пилат, слишком многовыпало ему пережить при жизни, и после, но все же он был «отпущен». Страданияего так сильны, и сердце его переполнено такой тоской, ведь где-то в душе онпонимает, что войдет в историю как прокуратор, отдавший приказ убить Бога, какне пародаксально это звучит. И как потом он раскаивается, и этот молчаливыйприказ убить Иуду, предавшего Иешуа, преподносится нам, как еще одна попыткаискупить свою неискупимую вину. По билейским законам нельзя убивать, даже еслиубийство – это отмщение, но в «Мастере и Маргарите» все вверх ногами: «Я, прокуратор, пятнадцать лет наработе в Иудее. Я начал службу при Валерии Грате. Мне не обязательно видетьтруп для того, чтобы сказать, что человек убит, и вот я вам докладываю, чтотот, кого именовали Иуда из города Кириафа, несколько часов тому назад зарезан». Вот так прокуратор пытался «спасти» Иудуи сделать все возможное для человека, которого обрек на смерть: похоронить его,и отблагодарить людей, помогавших Иешуа.
Интересноследить и за развитием женских судеб в романе, и конечно, в первую очередьсудьбы Маргариты. В Евангелие мы также найдем ее — это Мария Магдалина, святаяблудница. Но также как священна Мария Магдалина, так и Маргарита в романеБулгакова играет свою священную роль. Она скорее мать, чем жена, королева, чемнищенка, святая, чем грешница, несмотря даже на то, что мы видим ееправительницей на балу всех грешников. Маргарита – это пример всепрощающей ивсепоглащающей любви. Она способна любить всеми проклятого, безумного Мастера,и эта любовь перерождает ее. Наверное, она даже не Мария Магдалина, а скореепрародительница Ева, давшая начало всему людскому роду на земле. Вообще мотивысмерти, перерождения и новой жизни очень сильны в романе. Мастер перерождаетсяв больнице, встречая там своего наставника Бездомного, Маргарита перерождается,помазавшись волшебной мазью, Пилат, перерождается «убив» Иешуа и Иуду, и одинлишь Воланд вечен.
Нетсомнения в том, что роман «Мастер и Маргарита», действительно, великоепроизведение. Для меня он как настольная книга, и я знаю, что сколько бы раз яего не перечитывала, я всегда найду что-то новое. Наверное, можно перечитатьроман следя, например, только за жизнью Мастера, или только за действиямиВоланда, но тогда придется перечитать его огромное количество раз, но, можетбыть, тогда мы все-таки сможем понять, кто является носителем той силы, «что вечно хочет зла и вечносовершает благо», потому чтомне, например, кажется, что это не обязательно Воланд. Роман «Мастер иМаргарита» – это еще и гимн простому человеку, который, поверив в себя,способен совершать великие поступки, так же как и сделал это, поверив в себя ив слова несчастного заключенного, жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.easyschool.ru/