Реферат по предмету "Медицина"


История развития лечебной физической культуры и спортивной медицины в России



1

Министерство образования и науки Украины

Открытый международный университет развития человека “Украина”

Горловский региональный институт

Кафедра физической реабилитации

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Спортивная медицина

ТЕМА:

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ В РОССИИ

Выполнил:

студент 2-го курса группы ФР-08

дневного отделения

факультета “Физическая реабилитация”

Кучер Иван Дмитриевич

2009

ПРЕДИСЛОВИЕ

Спортивная медицина является частью общей медицинской науки, частью клинической медицины и включает в себя все то, что должно обеспечить совершенствование здоровья и функционального состояния как здорового, так и больного человека средствами физической активности. Поэтому в определении упоминается и гиподинамия, изучение влияния которой является прерогативой спортивной медицины. Это необходимо, во-первых, потому, что нельзя изучать влияние интенсивной физической нагрузки, не изучая одновременно влияние гиподинамии; во-вторых, потому, что число лиц с так называемым детренированным сердцем в современном обществе растет и надо уметь дозировать им физическую нагрузку; в-третьих, потому, что определенные сроки искусственно создаваемой гиподинамии у спортсменов могут оказывать положительное влияние на рост спортивных достижений в дальнейшем (А.Г.Дембо).

Существенным в определении спортивной медицины является также то, что она изучает не только положительное, но и отрицательное влияние физической нагрузки, возможное при нерациональном ее использовании. Такое понимание спортивной медицины требует пересмотра понятия о врачебном контроле. Официальная формулировка сводила это понятие только к изучению состояния здоровья и тренированности в целях содействия интенсивному использованию средств и методов физического воспитания для укрепления здоровья, физического совершенствования и достижения наилучших спортивных результатов. И это было справедливо на первых этапах развития физкультурного движения в нашей стране. Наиболее острой и основной проблемой спортивной медицины в то время была организация врачебного контроля за занимающимися физической культурой и спортом [Граевская Н.Д., 1995]. При этом подразумевалось, что объект исследования, т.е. спортсмен, всегда здоров, поскольку спорт и здоровье -- это синонимы (А.Г.Дембо). Поэтому в настоящее время следует говорить не столько о врачебном контроле, сколько о широкой системе врачебных наблюдений за спортсменами и лицами, занимающимися оздоровительной физкультурой.

КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ

Развитие лечебной физкультуры (ЛФК). В России движения с лечебной целью начали применять в XVI--XVII вв., причем уже в те времена использовали сочетание движений с тепловыми процедурами при травматических повреждениях. В конце XVIII в. многие ученые и общественные деятели (М.В. Ломоносов, А.П. Протасов, С.Г. Зыбелин и др.) в своих работах развивали профилактическое направление в медицине, отводя значительную роль физическим упражнениям в борьбе за здоровье цодрастающего поколения. Среди ученых того времени был хорошо известен основоположник русской терапевтической школы М.Я. Мудров, выступавший за использование физических упражнений и труда с лечебной целью. К сторонникам этого направления относился также Н.И.Пирогов, рекомендовавший применять специальные упражнения после огнестрельных повреждений.

Значительная роль в распространении в России знаний по лечебной гимнастике (ЛГ) и массажу принадлежит Г.К.Соловьеву, Е.Н.Залесовой и др.

В работах П.Ф.Лесгафта приведено научное обоснование использования средств физического воспитания с лечебной целью, подчеркивается важность их профилактического значения. Однако в тех условиях ЛГ, преследующая цель всестороннего оздоровительного воздействия, не могла найти полного развития. Она применялась только в виде механотерапии, корригирующей гимнастики.

Впервые лечебная физкультура была введена в санаториях и на курортах в 1923--1924 гг. В 1926 г. И.М.Саркизов-Серазини (1887--1964) организовал первую кафедру лечебной физкультуры, где получили подготовку большинство первых докторов и кандидатов наук в этой области, среди них В.Н.Мошков, В.К.Добровольский, Д.А.Винокуров, К.Н.Прибылов и др. Большая заслуга в развитии ЛФК принадлежит первому наркому здравоохранения Н.А.Семашко (1874--1949). По его рекомендации с начала 30-х годов открываются отделения и кабинеты ЛФК в физиотерапевтических и травматологических НИИ, кафедры ЛФК в институтах усовершенствования врачей и некоторых медицинских вузах, где разрабатывались методы ее применения при разных заболеваниях.

Богатейший опыт, приобретенный во время Великой Отечественной войны, позволил в послевоенный период значительно расширить сферу применения ЛФК. В настоящее время физические упражнения, массаж как одно из основных средств лечения используются в больницах, санаториях, поликлиниках, на курортах.

Усиление внимания к роли нервной системы в патогенезе заболеваний создало предпосылки к применению ЛФК при таких заболеваниях сердечнососудистой системы, как гипертоническая болезнь, хроническая коронарная недостаточность и инфаркт миокарда (А.А. Лепорский, В.Н. Мошков, В.К. Добровольский, И.И. Хитрик, И.Б. Темкин и др.).

Развитие хирургии с особой остротой поставило проблему борьбы с послеоперационными осложнениями. Несмотря на то что медицина 30--50-х годов еще не обладала экспериментальными данными об отрицательном влиянии гиподинамии, многие хирурги пришли к заключению, что основной причиной большинства послеоперационных осложнений явилось злоупотребление покоем. Анализ причин и механизмов осложнений в первые дни после операции, проведение ранней послеоперационной гимнастики, совершенствование ее методик и очевидность высокой эффективности ЛФК убедительно доказали целесообразность применения физических упражнений, начиная с первых часов после операции (П.И.Дьяконов, П.А.Куприянов, В.К.Добровольский и др.).

Анализ эффективности ЛФК в грудной хирургии показал, что успех операции во многом зависит от полноценного использования в лечебных целях физических упражнений. Детально была разработана методика ЛГ как в дооперационном, так и в послеоперационном периоде (В.К.Добровольский, Е.И.Янкелевич, В.А.Епифанов и др.).

Разительны успехи применения физических упражнений в травматологии, ортопедии, нейрохирургии. Компенсация, а иногда и ликвидация тяжелейших нарушений различных функций после травм опорно-двигательного аппарата, головного и спинного мозга и периферических нервов стали возможны лишь благодаря своевременному и полноценному использованию ЛФК в комплексном лечении пострадавших (В.В.Гориневская, Е.Ф.Древинг, З.М.Атаев, А.Ф.Каптелин, В.А.Епифанов, В.Л.Найдин и др.).

Интенсивное развитие хирургии органов брюшной полости, хирургии суставов, урологии, оперативной гинекологии, хирургической стоматологии позволило существенно усовершенствовать методы ЛФК и расширить показания к их применению (А.А.Соколов, Д.Н.Атабеков, К.Н.Прибылов, И Г.Васильева, А.И.Журавлева, Ф.А.Юнусов и др.).

Трудно переоценить значение ЛФК в педиатрии. Большой вклад в исследование влияния различных средств ЛФК на организм ребенка внесли С.М.Иванов, А.В.Чоговадзе, М.И.Фо-нарев и др.

В 1961 г. при Совете научных медицинских обществ Министерства здравоохранения СССР* было организовано Всесоюзное научно-медицинское общество по ФК и ЛФК, а с 1979 г. оно было преобразовано во Всесоюзное научное общество по ЛФК и спортивной медицине.

В последние десятилетия определенный вклад в разработку научно-практических вопросов ЛФК внесли чл.-кор. АМН СССР (РАМН) профессор В.Н.Мошков, профессора И.Б.Темкин, Г.Н.Пропастин, З.М.Атаев, А.Ф.Каптелин, М.М.Круглый, И.И.Хитрик, В.Н.Максимова, Е.И.Янкелевич, Н.А.Белая, Л.А.Бутченко и др.

Отличительной особенностью развития ЛФК на современном этапе стала возрастающая роль физической реабилитации в системе восстановительного лечения больных. Это определило основные направления ЛФК: научное обоснование и разработку новых методов ЛФК в комплексном лечении пациентов с заболеваниями сердечнососудистой системы, органов дыхания, с заболеваниями и повреждениями органов брюшной полости и малого таза, с травмами и заболеваниями центральной и периферической нервной системы, с заболеваниями и повреждениями локомоторного аппарата, а также после хирургических вмешательств.

Научные исследования характеризуются углубленным изучением механизма действия дифференцированных методик восстановительной терапии (физические упражнения, коррекция положением, тракционное лечение, массаж и др.) при лечении больных на этапах реабилитации: стационарное -- поликлиническое -- санаторно-курортное долечивание. Комплексное применение средств ЛФК при различных заболеваниях и повреждениях проводится на основании изучения изменений иммунной системы организма и метаболизма, тестирования физической работоспособности больного с использованием различных методов контроля за функциональным состоянием организма при физических нагрузках. Созданы программы двигательной активности, разработаны методы врачебного контроля в процессе воспитания детей (дошкольного возраста, школьников) и студентов, при занятиях взрослого населения массовыми формами физкультуры. Программы основаны на анализе механизмов адаптации лиц разного пола, возраста, профессиональной принадлежности к физическим нагрузкам разного объема, интенсивности и направленности с учетом уровня физической работоспособности, функционального состояния и критериев здоровья.

ЛФК занимает достойное место в современной медицине, отражая ее профилактическую направленность и задачи полного восстановления здоровья и трудоспособности больного человека.

Развитие врачебного контроля. Один из основополагающих принципов системы физического воспитания -- ее оздоровительная направленность. Врачебный контроль (ВК) в процессе занятий физическими упражнениями призван способствовать осуществлению этого принципа. ВК рассматривается как государственная система, обеспечивающая правильное использование средств физической культуры и спорта для оздоровления населения.

Теоретические основы ВК в России были заложены трудами П.Ф. Лесгафта и В.В. Гориневского, а первые кабинеты В К стали создаваться в 20-е годы в Главной военной школе физического воспитания и Государственном центральном институте физической культуры*. Первым руководителем отдела, а затем и кафедры ВК стал В.В. Гориневский (1923).

В 1925 г. вышло в свет первое «Руководство по врачебному контролю» (В.В. Гориневский, Г.К. Бирзин); несколько позже -- другие методические разработки и инструкции.

Первый большой опыт медицинского обеспечения массовых соревнований был получен на 1-й Всесоюзной спартакиаде в 1928 г., когда впервые были обоснованы показания и противопоказания к занятиям физическими упражнениями, разработаны оценочные таблицы и стандарты для учета влияния физических нагрузок на организм.

В 1930 г. Президиумом ЦИК СССР было принято постановление, в соответствии с которым на органы здравоохранения возлагалось руководство ВК и санитарным надзором за местами занятий физическими упражнениями. Это был первый государственный акт, заложивший принципиальные основы системы медицинского обеспечения физкультурников и спортсменов -- реализация тезиса первого наркома здравоохранения Н.А.Семашко: «Без врачебного контроля нет советской физкультуры».

Дальнейшее развитие ВК связано с именами З.П. Соловьева, Б.А. Ивановского, В.Е. Игнатьева и др. Введение Всесоюзного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» явилось основанием для разработки методик ВК при массовых обследованиях спортсменов и физкультурников, принципов нормирования физических нагрузок для лиц разного возраста, пола и уровня физической подготовленности. Началась систематическая подготовка кадров на кафедрах медицинских институтов, открылись лаборатории ВК в разных городах страны, где функционировали НИИ физкультуры (Москва, Ленинград*, Харьков, Тбилиси). Уже к началу Великой Отечественной войны сформировалась широкая сеть кабинетов ВК при спортивных сооружениях и учебных заведениях.

Ведущую роль в развитии ВК играла лаборатория при Центральном НИИ физической культуры (ЦНИИФК), руководимая С.П.Летуновым, по праву считающимся основоположником современной спортивной медицины. Он не только сформулировал ее методологию и главные направления исследований, но и заложил основы ведущих разделов спортив-ноймедицины. В 40-е годы при ЦНИИФК была создана первая «клиника здорового человека» -- стационар для спортсменов.

Памятными вехами, сыгравшими значительную роль в становлении врачебно-физкультурной службы, следует считать создание в 1951 г. врачебно-физкультурных диспансеров (ВФД) -- учреждений нового типа, решавших задачи профилактики и лечения, а также участия советских спортсменов в Олимпийских играх 1952 г. Ведущую роль в развитии ВК как научной дисциплины сыграли Н.Д.Граевская, Ю.И.Данько, А.Г.Дембо, Д.Ф.Дешин, В.К.Добровольский, С.М.Иванов, В.Л.Карпман, Г.М.Куколевский, Г.И.Красносельский, З.С.Миронова, Р.Е.Мо-тылянская, Г.А.Минасян и др.

Развитие ВК как научной и практической дисциплины, его возрастающая роль в решении проблем физической культуры и спорта привели к тому, что в начале 70-х годов термин «врачебный контроль» был заменен названием «спортивная медицина», что шире отражает содержание этого раздела научных исследований. К сегодняшнему дню определена и медицинская специальность -- «лечебная физкультура и спортивная медицина».

В 1971 -- 1985 гг. был организован НИИ медицинских проблем физической культуры Министерства здравоохранения УССР (Киев). В 1986 г. из состава Всесоюзного НИИ физкультуры был выделен Институт медико-биологических проблем спорта, в котором открылся центр допинг-контроля.

Вопросы предпатологии и патологии в спорте изучались в Ленинграде (А.Г. Дембо, Л.А. Бутченко) и в ряде крупных ВФД страны (М.Б. Казаков, Л.Н.Бахтин, Л.Н.Марков и др.). Успешно разрабатывались также проблемы спортивной кардиологии (В.Л. Карпман, Н.Д. Граевская, В.В. Куколевский и др.). В Центральном НИИ травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова МЗ России (ЦИТО) сформировалась школа спортивной травматологии во главе с З.С. Мироновой. В Тартуском университете широко изучаются вопросы гормонально-эндокринной регуляции мышечной деятельности (А.А.Виру). Под руководством Р.Е. Мотылянской, С.В. Хрущева, С.Б. Тихвинского разрабатываются медицинские проблемы детского спорта.

При сборных командах по различным видам спорта возникла новая организационная форма работы -- комплексные научные группы по ВК, в состав которых входят спортивные врачи, тренеры и научные сотрудники.

В настоящее время в спортивной медицине (СМ) выделено 5 основных направлений, которые представлены как в элитном спорте, оздоровительной физкультуре, при занятиях с детьми, так и в ВК за физическим воспитанием по государственным программам, в индивидуальных и групповых занятиях.

Основные направления СМ: 1) диспансерное обследование соответствующих контингентов; 2) углубленные медико-биологические обследования (УМО); 3) врачебно-педагогические наблюдения; 4) клинические вопросы спортивной медицины; 5) медицинское обеспечение спортивных соревнований.

Каждое из этих направлений имеет свои особенности, отличается методами и методическими подходами.

Научные и практические аспекты СМ касаются не только спорта, но и физической культуры и физического воспитания. Накапливая материал о диапазоне и вариантах так называемой нормы в разных условиях существования организма, о его функциональных резервах и адаптационных возможностях при предъявлении к нему повышенных требований, о пограничных состояниях между нормой и патологией и ранних проявлениях функциональных нарушений, зачастую еще не фиксируемых в клинической практике, СМ внесла существенный вклад в создание науки о здоровом человеке, теории адаптации и тем самым в развитие многих теоретических и клинических медицинских дисциплин [Журавлева А.И., Граевская Н.Д., 1993].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

2. ЗациорскийВ. М. Основы спортивной метрологии.-- М.: Физическая культура и спорт, 1979.--152 с.

3. Теория и методика физического воспитания том 1/ Под ред., Круцевич Т.Ю. - К.: Олимпийская литература, 2003. - 424 с.

4. Теория и методика физической культуры / Под ред., Ю.Ф. Курамшина, В.И.Попова. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, - 1999. - 374 с.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.