Женские характеры в драме«Гроза»
Когда-то Добролюбов назвал главную героиню драмы “Гроза” Катерину“лучом света в темном царстве”. Еще раньше, анализируя пьесы Островского,созданные в первой половине 60-х гг, “Свои люди — сочтемся”, “Не в свои сани несадись”, “Не так живи, как хочется”, “Бедность не порок”, он определил и самопонятие “темного царства” — для критика оно было синонимом патриархальногоуклада жизни, в наибольшей степени сохранявшегося именно в среде русскогокупечества. Катерина, по мнению Добролюбова, не принадлежит к атому миру ивсецело противопоставлена ему, и потому из всех женских персонажей в драме, даи не только женских, лишь она одна является персонажем положительным.Добролюбов создал черно-белую картину “темного царства”, в котором нет и неможет быть ничего положительного, светлого, и противопоставил женскиеперсонажи друг другу по принципу их принадлежности или непринадлежности этомумиру. Но устраивала ли Островского подобная трактовка, был ли он согласен сопределением понятия “темное царство” и противопоставлением действующих лицпод углом зрения Добролюбова? Думаю, что такая точка зрения была упрощением тойкартины, которую создал драматург.
Из полудесяткаженских персонажей “Грозы” на первом плане, несомненно, характеры МарфыИгнатьевны Кабановой и ее невестки Катерины. Это два основных, во многомпротивоположных образа, которые в значительной мере формируют взгляд читателяи зрителя на весь мир, обозначенный Добролюбовым как темное царство. Каквидно, Островский, в отличие от Добролюбова, не выводит Катерину за пределыпатриархального мира, мало того” она немыслима без него. Разве можнопредставить Катерину без искреннего и глубокого религиозного чувства, без еевоспоминаний о родительском доме, в котором, вроде бы, все то же самое, что ив доме Кабановых, да не то, представить ее без ее певуче-песенного языка?Катерина воплощает в себе поэтическую сторону патриархального уклада русскойжизни, лучшие качества русского национального характера. Но люди, которые ееокружают, в своих душевных свойствах страшно далеки от нее, особенно Кабаниха.Стоит сравнить их слова и действия. Речь Кабанихи нетороплива и монотонна,движения медленны; живые чувства просыпаются в ней только тогда, когда разговоркасается обычаев и порядков старины, которые она яростно защищает. Кабаниха вовсем опирается на авторитет старины, который представляется ей незыблемым, иждет того же от окружающих. Ошибочно полагать, что Кабаниха подобно Дикомупринадлежит к типу самодуров. Такая “самодурная пара” в драме была быизбыточной, а Островский не повторяется, каждый его образ — художественноуникален. Дикой психологически гораздо примитивнее, чем Марфа Игнатьевна, он большесоответствует типу самодура, открытому Островским в его ранних пьесах; Кабановазначительно сложнее. Ни одно из ее требований не продиктовано ее прихотью иликапризом; она требует только неукоснительного соблюдения порядков,установленных обычаем и традициями. Эти обычаи и традиции заменяют ейюридические законы, диктуют незыблемые моральные правила. Сходным образомотносится к традициям и Катерина, для нее эти обычаи и традиции, эти правила —святое, но в ее речи и поведении и в помине нет мертвенности Кабанихи, онаочень эмоциональна, и традицию она тоже воспринимает эмоционально, как нечтоживое и действенное. Переживания и чувства Катерины отражаются не только в еесловах — образ этот сопровождается многочисленными авторскими ремарками; вотношении Кабанихи Островский куда менее многословен.
Главноеразличие между Катериной и Кабанихой, различие, которое разводит их на разныеполюса, заключается в том, что следование традициям старины для Катериныявляется душевной потребностью, а для Кабанихи это попытка обрести необходимуюи единственную опору в предчувствии крушения патриархального мира. Она невдумывается в суть порядка, который оберегает, она выхолостила из него смысл,содержание, оставив только форму, превратив его тем самым в догму. Прекраснуюсущность старинных традиций и обычаев она превратила в бессмысленный обряд, чтосделало их противоестественными. Можно сказать, что Кабаниха в “Грозе” (так же,как и Дикой) олицетворяет собой явление, свойственное кризисному состояниюпатриархального уклада жизни, а не присущие ему изначально. Мертвящеевоздействие кабаних и диких на живую жизнь с особой очевидностью проявляетсяименно тогда, когда жизненные формы лишаются прежнего содержания и сохраняютсяуже как музейные реликвии. Катерина же представляет собой лучшие качествапатриархальной жизни в их первозданной чистоте.
Такимобразом, Катерина принадлежит патриархальному миру — в его первоначальномзначении — в гораздо большей степени, чем Кабаниха, Дикой и все остальныеперсонажи драмы. Художественное назначение последних — обрисовать причиныобреченности на гибель патриархального мира настолько полно и многосторонне,насколько это возможно. Так, Варвара идет по линии наименьшего сопротивления —приспосабливается к ситуации, принимает “правила игры” в “темном царстве”, вкотором всё построено на обмане и видимости. Она научилась обманывать ипользоваться случаем; она, как и Кабаниха, следует принципу: “делай, чтохочешь, только бы шито да крыто было”.
ВФеклуше представляет собой еще один аспект в изображении умирающегопатриархального мира: это невежество, стремление по-своему объяснитьнепонятное, причем объяснить так, чтобы немедленно обнаружилось превосходствосвоего, то есть превосходство защищаемых догм. Феклуша — жалкое подобие древнихстранниц, которые когда-то бродили по Руси и были распространительницаминовостей, источником чудесных сказаний и особой одухотворенности. В “темномцарстве” диких в Феклуше тоже нуждаются, но не за этим: Глаше, девке в домеКабановой, она нужна для того, чтобы удовлетворить естественное любопытство искрасить скуку однообразной жизни, Кабанихе — чтобы было кому посетовать нагубительные перемены и утвердиться в превосходстве своего перед всеминоземным. Этот образ стал почти фарсовым, не способным вызвать в читателе изрителе никаких положительных эмоций.
Итак, всем женским характерам в драме “Гроза” отведено свое местосистеме персонажей с точки зрения их соотнесенности с образом “темногоцарства”, без любого из них этот образ был бы неполным или односторонним. Катеринапредставляет собой его лучшую сторону, существование которой не признавал илиотвергал Добролюбов, Кабаниха, Варвара, Феклуша — типы характеров, яркопроявляющихся на этапе разложения какого-либо жизненного уклада как симптомыего глубокого кризиса. Ни одно качество, присущее им, не является органическойчертой патриархального мира. Но этот мир выродился, патриархальные законыопределяют взаимоотношения людей по инерции, этот мир обречен, ибо он самубивает все лучшее, что он создал. Он убивает Катерину.