Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова«Герой нашего времени»
Нетничего на свете прекраснее женщины Тютчев Окольно посвящено стихов, рассказов,романов, повестей русской женщине! Ей посвящают музыку, во имя нее Совершаютподвиги, делают открытия, стреляются, сходят с ума. О ней поют. На ней держитсяземля. В русской литературе женщины воспеты особенно впечатляюще. Писатели,изображая в произведениях лучших своих героинь, выражали через них своюжизненную философию. И, на мой взгляд, роль женщины в обществе самая важная. Оженских образах девятнадцатого столетия принято говорить«пленительные». И это правда. Женщина источник радости, силы ивдохновения. Лермонтов писал: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничемне жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когдаогонь кипит в крови». Эти слова как нельзя лучше раскрывают характерглавного героя Печорина и его отношение к женщинам. Их в романе три: Бэла, княжнаМери и Вера.
Бэлаюная черкешенка, о которой мы узнаем из рассказа Максима Максимыча. Печорин,увидев ее на свадьбе, был пленен ее внешностью и какой-то необычайностью. Онапоказалась ему воплощением непосредственности, естественности, то есть всеготого, чего Печорин не встречал в знакомых ему светских дамах. Его очень увлеклаборьба за Бэлу, но когда все преграды были уничтожены и Бэла с радостью приняласвою судьбу, Печорин понял, что он обманут: "… любовь дикарки немногимлучше любви знатной барышни, невежество и простодушие одной также надоедают,как и кокетство другой". Не следует забывать, что это мнение не автора, аПечорина, который, как известно из содержания романа, быстро во всемразочаровывался.
УБэлы сильный цельный характер, в котором есть и твердость, и гордость, ипостоянство, ведь воспитывалась она в традициях Кавказа.
Совсемдругой выглядит княжна Мери. О ней мы узнаем из дневника Печорина, в которомподробно описано «водяное общество „Пятигорска, где пребывал герой.Уже в первом разговоре с Грушницким о княжне Мери звучит ироничный, нескольконасмешливый тон повествования.
МериЛиговская совсем молода, хороша собой, неопытна, кокетлива.
Она,естественно, не особенно хорошо разбирается в людях, не видит фарсовостиГрушницкого, недопонимает рассчитанности игры Печорина. Ей хочется жить так,как принято в их знатном кругу, с некоторым тщеславием, блеском. Меристановится предметом соперничества между Грушницким и Печориным. Этанедостойная игра одного губит, другого забавляет. У Печорина, впрочем, есть исвоя цель: бывая у Лиговских, он имеет возможность видеть там Веру.
Думаю,что в такой обстановке княжне Мери было очень трудно стать самой собой и,возможно, проявить свои лучшие качества.
ПочемуПечорину так скучно и одиноко? Ответить на этот вопрос значит раскрыть причинуего горестей. Печорин неординарная личность, следовательно, он по-своему искалэто в женщинах, искал ту, которая могла бы целиком захватить его душу. Нотаковой не было. И, на мой взгляд, Лермонтов ставил перед собой задачу шире,чем показ молодых, неопытных, несчастных девушек, раздавленных эгоизмомПечорина.
ЛюбовьПечорина дана в набросках. Лермонтов не показал целиком этого чувства. Печоринплакал, когда загнал коня, но не догнал Веру.
Однакоэто был всего лишь временный порыв души, но не более.
Утромон вновь стал самим собой. Вера это всего лишь больное прошлое Печорина. Он небыл счастлив с ней, потому что она была чужой женой, что, разумеется, былоневыносимо для самолюбия Григория. Нет! Это не для Печорина! Может быть, поэтому,чтобы компенсировать потерянное равновесие, он так холоден с юными, влюбленнымив него женщинами.
Лермонтовотрицает свою причастность к Печорину, заявляя, что портрет героя составлен изпороков всего общества. Однако я уверена, что отношения Печорина и Веры этоотражение трагической неразделенной любви Лермонтова к Вареньке Бахметьевой.Лермонтов любил Вареньку всю свою короткую жизнь. Он писал о ней: “У ногдругих не забывал я взор твоих очей, любя других, я лишь страдал любовьюпрежних дней». Как похож любовный почерк самого Лермонтова на почеркПечорина. Лермонтов был красив, его любили многие женщины, но он постоянновозвращался к образу своей любимой.
Ожизни М.Ю. Лермонтова написана замечательная книга Новикова «О душах живыхи мертвых», о нем создано много критических статей и заметок. Если Пушкинявляется создателем первого реалистического романа о современности, тоЛермонтов автор первого реалистического романа в прозе. Его роман отличаетсятой глубиной психологического анализа, которая, позволила Чернышевскому видетьименно в Лермонтове непосредственного предшественника Толстого. М.Ю.
Лермонтов,по моему мнению, не случайно уделил огромное внимание женским образам в своемромане. Ни одна серьезная проблема, тем более проблема героя и времени, неможет быть рассмотрена вне прекрасной и лучшей половины человечества, вне ееинтересов, переживаний и чувств. Одно из открытий, сделанных писателем, былоиспользование принципа: расскажите, кто любит этого человека, и я составлю онем представление. Мне кажется, что изображение женских характеров в романепридало главному герою и самому роману неповторимость, свежесть и четкость еговосприятия, а также тот комплекс переживаний, который глубоко проникает в душуи остается там навсегда.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта sochinenia1.narod.ru/