Анализ сна о Миколке (по роману Ф. М.Достоевского «Преступление и наказание»)
Сны,как известно, имеют огромное влияние на душевное и психическое состояниечеловека. Во сне происходят вещи, которые могли бы произойти с человеком в егореальной жизни, но обязательно есть какая-то деталь, противоречащая здравомусмыслу. Один из типов сна — это болезненные сны, они отличаются «яркостьюи чрезвычайным сходством с действительностью», именно поэтому сны,увиденные в болезненном состоянии, «производят сильное впечатление нарасстроенный и уже возбуждённый организм человека».
Напротяжении романа Родион Раскольников пять раз видит сны. Первый сон он видитпосле встречи с пьяной девочкой на К-ом бульваре. Этот сон относится как раз кболезненным снам. Действие происходит в далёком детстве Раскольникова. Жизнь вего родном городке настолько обычна и сера, что «время серенькое»,даже вечером, в праздничный день. Да и весь сон предстаёт нам в отнюдь нерадостных тонах: «чернеется лесок», «дорога всегда пыльная, ипыль на ней всегда такая чёрная». Контрастирует с грустным тоном лишьзелёный купол церкви, а единственным радостным цветом являются красные и синиерубашки пьяных мужиков, но радость эта распространяется только на них.Пространство делится на две противоположные части: кабак и церковь на кладбище.Кабак в памяти Родиона Раскольникова олицетворяет пьянство, зло, низость игрязь его обитателей и многие другие пороки, но самое главное, что весельепьяных людей не внушает окружающим, в частности маленькому Роде, ничего, кроместраха. Чуть дальше вдоль дороги находится городское кладбище, а на нём — церковь. Совпадение их местонахождения обозначает, что какой бы ни был человек,он всё равно начнёт свою жизнь в церкви и закончит её там же на кладбище. Самыеприятные воспоминания Раскольникова связаны именно с церковью и кладбищем,«он любил эту церковь и старинные в ней образа, большею частию безокладов». Даже могилку своего младшего брата, которого Родион совсем непомнит, он вспоминает с умилением, ему просто-напросто приятно думать об этойцерквушке. Церковь не зря находится шагах в трёхстах от кабака. Это небольшоерасстояние показывает, что человек в любой момент может прекратить свою пошлуюжизнь и, обратясь к богу, который всё простит, начать новую праведную жизнь. Новсё-таки кабак — мир пьянства, пороков и пошлости. Отрицательное влияние кабакана окружающий мир столь сильно, что даже большая телега, куда впрягают ломовыхлошадей, на которых любил смотреть Родя, на этот раз является местом трагедии,разыгравшейся у него на глазах.
Сонэтот — очень важная часть романа. В нём впервые появляется убийство, убийствоне только задуманное, но и осуществлённое. И после сна в голове у Раскольниковавозникает мысль: «Да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор,стану бить по голове, размозжу ей череп… буду скользить в липкой тёплойкрови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью… стопором. Господи, неужели?». Раскольникову будет тяжело совершить этоубийство, потому что его отношение к насилию мало изменилось с детства. Не зряместоимение «он» употребляется подряд и к маленькому Роде, и кРаскольникову-студенту: «ОН обхватывает отца руками… ОН хочет перевести дыхание…ОН проснулся весь в поту...» несмотря на прошедшие годы, несмотря назадуманное убийство, несмотря на то, что Родион давно уже не так набожен, как вдетстве, он до сих пор питает отвращение к насилию, тем более к убийству. Такжевпервые в этом сне появился образ топора, который потом будет развиваться напротяжении всего романа. Топор предстал здесь как орудие убийства, надёжное, ноне совсем, конечно, эстетичное, хотя, что может быть эстетичного в убийстве.Следующий образ — это образ замученной кобылёнки. Дальше в романе мы встретимего ещё раз, этой кобылёнкой будет Катерина Ивановна Мармеладова: «Уездиликлячу! Надорвалась!». Она также как и эта савраска будет замученапьяницей, в её случае это будет Семён Захарыч Мармеладов, разница лишь в том,что он не основная причина её смерти.
Еслисмотреть на композицию романа в целом, то этот сон находится в экспозиции. Он ивыполняет функции экспозиции — знакомит читателя с образами, которые потомбудут встречаться на протяжении романа. Этот сон, скорее всего, самый яркий изапоминающийся и несёт самую большую смысловую нагрузку во всём произведении