Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Анализ стихотворения А. А. Фета «Воздушный город»

Наталья Зайцева
п. Жуково, Смоленская область
Урок в 10-м классе
Важныммоментом в работе над стихотворением является эмоциональный настрой учеников навосприятие произведения. Чтобы понять замысел автора, разобраться в егочувствах, ученик должен сам испытать нечто подобное, проникнуться авторскоймыслью. Поэтому работу над стихотворением А. А. Фета начинаем с обращения кчувствам ребят.
Любители вы наблюдать за плывущими облаками? Какие чувства вы при этом испытываете?Что представляете?
—Мненравится наблюдать за облаками. Порой они принимают причудливые формы: можноувидеть очертания какого-нибудь животного, забавную мордочку, а иногда целую композицию.Но стоит только отвести взгляд, как картина меняется или исчезает, словнокто-то повернул калейдоскоп.
—Когдасмотришь на бегущие облака, даже если не видишь чего-то необычного в них,испытываешь необыкновенное успокоение и умиротворение. Я могу подолгу лежать исмотреть в небо, следить за бегущими облаками.
—Уменя иногда не возникает каких-то конкретных мыслей, но на душе становитсяспокойнее, приятнее, забываешь о неприятностях, а иногда даже засыпаешь.
—Когдая смотрю на облака, я мечтаю о прекрасной жизни, о счастье, о чём-то необычном,иногда это мечты о самом заветном. И мне всегда кажется, что мои мечтыисполнятся.
—Аменя посещает почему-то безотчётная грусть, и возникает чувство внутреннегонедовольства.
Лирическийгерой стихотворения Фета тоже любил наблюдать за облаками. Посмотрим, что онпредставлял и какие чувства испытывал.
(Учительили подготовленный ученик читает стихотворение Фета. )
Какиекартины возникают перед вами?
—Лирическийгерой наблюдает за облаками и видит город, образ которого уже не раз вставалперед ним. Видимо, эта картина стала мечтой героя. Этот белый город медленноуплывает на север, а герой остаётся на “уснувшей земле”.
Какиечувства испытывает лирический герой и с чем это связано?
—Когдалирический герой повествует о городе, созданном причудливыми облаками, он, мнекажется, испытывает радость от того, что является свидетелем такого чудесногоявления, такой метаморфозы. Радуется он и тому, что только ему доступно такоевидение. А заканчивается стихотворение грустной нотой. Герой словно обманулся всвоих ожиданиях: этот город, поманивший его за собой, сам уплывает, а геройостаётся на грешной земле, словно привязанный, один, лишённый возможности уйтивслед за своей мечтой.
Чтовы можете сказать о лирическом герое, его мыслях?
—Мнекажется, что лирический герой — романтик. Когда уснула вся земля, он выходитполюбоваться облаками. Словно песня, звучит его рассказ об увиденной картине.Может быть, поэтому он называет её “причудливым хором облаков”. Хор — это хорошоорганизованная группа. Используемый в первой строфе ассонанс (звуки [о] и [а])передают мелодию этого хора.
Какуюроль играет эпитет “причудливый”? Почему так назван хор?
—Наверное,потому, что картины, возникающие в воображении лирического героя и созданныеигрой облаков, необыкновенны, сказочны, чудесны.
Посмотримв словаре Ожегова значение слова “причудливый”.
—Этослово имеет два значения: 1) вычурный, замысловатый; 2) капризный, с причудами.
Вкаком значении, по вашему мнению, использует автор это слово?
—Конечноже, это слово употреблено в первом значении. Облака создали замысловатуюфигуру, в данном случае — образ города.
Амне кажется, что автор имел в виду ещё и второе значение. Почему?
—Этакартина воздушного города не только замысловата, доступна лишь одномулирическому герою, но и капризна: она в любой момент может растаять,рассыпаться, что и происходит в конце стихотворения. Облака не рассыпаются, ноуплывают, оставив героя ни с чем.
Чтонового для понимания характера лирического героя даёт вторая строфа?
—Мнекажется, что этот воздушный город — это город мечты героя. Вспомнимфразеологизм “воздушные замки”. Он обозначает что-то несбыточное, недоступное.Воздушный город стал недоступен герою, хотя образ его превращается в навязчивуюмечту. Герой называет город “знакомым, родным”, — значит, не раз уже рисовалсебе картину этого города. И повтор словосочетания “мой город” усиливаетощущение того, что этот город — мечта именно героя, только его. Отсюда илогическое ударение на местоимении “мой”.
Обратитевнимание на цветовое оформление строфы. Как цвет помогает нам понять настроениеи мысли героя?
—Мечтагероя окрашена светлыми тонами: “белый город”, “розовое небо”. Она чиста. Ивдруг — “тёмная земля”. Мне кажется, здесь не просто цветовой контраст“белый–тёмная”, а ещё и антитеза: идеальная, чистая мечта героя и грешнаяземля, на которой нет места его белому городу.
—Еслисравнить первую и вторую строфы, то можно найти ещё одну антитезу,показывающую, что лирический герой неуютно чувствует себя на земле. Земляуснула. Мне кажется, что эта метафора говорит об отсутствии жизни, важной длялирического героя, а облака плывут, они полны жизни, а вместе с ними живёт игерой. Его мысли, стремления не связаны с грешной землёй, а устремлены к небу, вмикрокосмос.
—Лирическийгерой — романтик. Для него, как и для романтиков, характерен разрыв междумечтой и действительностью. Ассонанс (звуки [о] и [а]) передаёт тихую,задушевную, немного грустную мелодию неба, которая прерывается с исчезновениемоблаков.
—Оченьгрустно звучит последняя строфа. Исчезают облака, пропадает воздушный город —рушится мечта героя, он остаётся один на “тёмной, уснувшей земле”.
Каксинтаксис помогает раскрыть основную мысль этой строфы?
—Спомощью инверсии выделяются слова “воздушный” и “плывёт”. Мечта героя“воздушна”, то есть хрупка, способна рассыпаться, уплывает на север. А дальшеотточие. Я его понимаю как знак крушения мечты героя. А ещё в нём можнозаметить цепь уплывающих облаков. Антитеза “манит” — “не даёт” подчёркиваеттрагедию героя, а в неопределённом местоимении “кто-то” заключена какая-тоугроза счастью героя.
Каквы можете объяснить знак тире в последней строфе и определить принадлежностьслова “да” к части речи?
—Помоему мнению, “да” — это не противительный союз, а усилительная частица,синонимичная “а вот”. Знак тире здесь — это знак бессоюзного предложения, вкотором вторая часть по смыслу противопоставляется первой.
—Амне кажется, что этот знак символизирует разрыв героя с мечтой.
Можноли сказать, что это стихотворение относится к пейзажной лирике?
—Конечно,к чисто пейзажной лирике его отнести нельзя, потому что это большей частьюфилософское стихотворение. Пейзаж — это только повод к размышлению о жизни, омечте и действительности.
Заключительноеслово учителя. Особенности лирики Фета таковы, что его пейзажная лирикапереходит в философскую. Надо быть очень внимательным к слову, образам, чтобыпонять стихи поэта. Их нельзя читать между делом, в них надо вдумываться, чтобыпроникнуться чувством автора.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lit.1september.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.