АлександрБлок – одна из самых трагических фигур в истории русской культуры. В его личнойсудьбе и в его творчестве отразилась судьба России и русской интеллигенции нарубеже веков. Трагическое мироощущение и отождествление личной судьбы ссудьбой родины – вот, пожалуй, две главные черты его поэтического облика. Ониопределяют характер лирического героя блоковской поэзии, в том числе героя еголюбовной лирики. Тема любви является одной из ведущих в творчестве А. Блока,она даёт возможность поэту наиболее полно и искренне выразить душевныепереживания, отношения со страшным для него миром, с людьми, своёмироощущение. Любовь для Блока – чувство сложное, неоднозначное, по-разному воспринимаемое им в различные периоды недолгой его жизни.
Вначале своего творчества Блок не знал и не хотел знать реального мира, он, каксимволист, отрицал его.
Поэтомуи любил поэт любовью серафима не женщину, а богиню, вносящую свет в мрачнуюжизнь. Смысл его существования – почти рабское служение непостижимой,недосягаемой Прекрасной Даме. Он даже не видит её глаз, её лица: “Она стройнаи высока, всегда надменна и сурова”. Хотя поэт подозревает, даже знает, что Онавовсе не Лучезарная и не богиня, Она ему необходима именно такой:
Какты лжива и как ты бела!
Мнеже по сердцу белая ложь…
Вранней лирике Блока тема любви сливается с темой тоски, одиночества,недостижимости счастья. Ей сопутствует ожидание и предчувствие каких-топеремен:
Вхожуя в тёмные храмы,
Свершаюбедный обряд.
Тамжду я Прекрасной Дамы
Вмерцании красных лампад.
Налирического героя давит действительность, и он ищёт в любви не просто счастья,а отрыва от мира земного и перехода в светлый мир иной:
Итогда, поднявшись выше тлена,
Тыоткроешь Лучезарный Лик.
И,свободный от земного плена,
Япролью всю жизнь в последний крик.
Такписал юный Блок, не замечая окружающего, не зная людей, интуитивноотгораживаясь от страшного мира своей неземной любовью.
Подъёмосвободительного движения вывел поэта из состояния созерцательности, заставилпристально вглядеться в события окружающей жизни. Характер блоковскоготворчества начинает сильно меняться. Вместо храмов – кабаки, образ
Лучезарнойбогини распадается от столкновения с реальностью. Лирический герой прощается сосвоим прошлым:
Ужне мечтать о нежности, о славе,
Всёминовалось, молодость прошла!
Твоёлицо в его простой оправе
Своейрукой убрал я со стола.
Теперьпоэта окружают обыкновенные мужчины и женщины с их земной любовью и её земнымипроявлениями. “Я забыл тебя”, признаётся он, обращаясь к Прекрасной Даме, ноэто не совсем так. На самом деле любовь к ней сохраняется, но приобретает ещёболее трагический характер, так как страшный мир, неумолимая реальностьврывается в судьбе людей, их отношения, их жизнь, рождает глубокое отчаяние.
Темне менее, героинями стихотворений Блока становятся реальные женщины, частоотнюдь не идеальные:
Изхрустального тумана,
Изневиданного сна
Чей-тообраз, чей-то странный…
(Вкабинете ресторана за бутылкою вина.)
По-прежнему,как и в “Стихах о Прекрасной Даме”, всё связанное с образом любимой туманно. Нотеперь её окружает не радостно льющийся свет, а метель и вьюга, цыганскиепесни и пляски, “дальних скрипок вопль туманный”. Это страшный мир навязываетсвои законы и порядки:
Амонисто бренчало, цыганка плясала
Ивизжала заре о любви.
Любовьв стихах этого периода предстаёт грязной, навязанной обузой. Поэт видит лишьунижение в земных проявлениях чувств. Поцелуи и объятия кажутся ему чем-тотяжким, низменным, поэтому “тесно дышать от объятий”. Отношения между мужчинойи женщиной полны какого-то пьяного бреда и лицемерия. Но лирический герой, каки другие, обречён на эту бессмысленную любовь. Она стала обязанностью, ведь вэтом мире нет настоящего сильного чувства:
Ячту обряд: легко заправить
Медвежьюполость на лету,
И,тонкий стан обняв, лукавать,
Имчаться в снег и темноту.
Сампоэт подчиняется правилам этой игры чувствами, сердцем человека. Он не ждёт,как прежде, неземного счастья от Лучезарной, он холоден и расчётлив. И поэтомурад, что такая любовь мимолётна:
Да,есть печальная услада
Втом, что любовь пройдёт, как снег.
О,разве, разве клясться надо
Встаринной верности навек?
Героистихотворений Блока обречены порой на жестокость по отношению к любимой. Оттоготема любви человека в этом мире зла и страдания звучит очень мрачно иисполнена трагизма:
Яобречён в далёком мраке спальной,
Гдеспит она и дышит горячо,
Склонясьнад ней влюблённо и печально
Вонзитьсвой перстень в белое плечо!
Поэтутяжко понимать гнусность, несуразность таких отношений. На него давит этотобраз жизни. И Блок задумывается:
Чемночь прошедшая сияла,
Чемнастоящая зовёт,
Всётолько – продолженье бала,
Изсвета в сумрак переход.
Нои теперь, рисуя бессмысленность и неприглядность любви, превращённой встрадание, невозможной в этом страшном мире, Блок хочет увидеть в ней светлое,радостное. Во сне или в пьяном бреду ему является нежный образ, лёгкий, какптица, и прекрасный, как звезда:
Изглубины невиданного сна
Всплеснулась,ослепила, засияла
Передомной – чудесная жена!
Ввечернем звоне хрупкого бокала,
Втумане хмельном встретившись на миг
Сединственной, кто ласки презирала,
Яликованье первое постиг!
Яутопил в её зеницах взоры!
Яиспустил впервые страстный крик!
Дажесвою прекрасную, полувоздушную Незнакомку встречает поэт каждый раз в кабаке.Поэтому он утверждает, как это ни жутко, что “истина в вине”. Горько это подтверждениеокриков “пьяных чудовищ”, но в том страшном мире всё лучшее и светлое приходитименно в минуты оглушения вином.
Всё,что связано с Незнакомкой, олицетворяющей любовь и красоту, живёт особойтаинственной жизнью: “вздохнули духи, задремали ресницы, зашептались тревожношелка”. Сама она “берег очарованный и очарованная даль”, “звезда, мечтание”.
Иэто воспоминание о неземном, о прекрасном и возвышенном ещё более удручает. Ещёрезче вырисовывается низменность отношений между людьми, пронзительнее звучатобвиняющие вопросы Блока: “Разве это мы звали любовью? Разве так суждено межлюдьми?” Люди разучились любить, они не умеют выражать искренне и красиво своичувства, они слишком далеки друг от друга, у них нет взаимного понимания. Неищут люди своего счастья, а когда оно ускользает, так и не дойдя до человека,бессильно плачут и оглушают себя вином:
Япригвождён к трактирной стойке:
Япьян давно. Мне всё-равно.
Вонсчастие моё – на тройке
Всеребристый дым унесено…
Поройгерои стихотворения Блока хотят сильных чувств, бросаются на их поиски, но всёнапрасно. В этой жизни, этом страшном мире все чувства продажны, всё – игра. Ичеловеку, начавшему игру против правил, остаётся только подчиниться им илиудалиться. Человек оказывается бессилен, любовь давит его:
Любовью,грязью иль колёсами
Онараздавлена – всё больно.
Иво всём виновен окружающий страшный мир, сковавший всех. Единицы восстаютпротив него и погибают. Страшный мир проник в самое сильное и чистое чувствочеловека – любовь. Поэтому любовная лирика Блока столь пессимистична, в ней звучит обвинение этому миру:
Страшныймир! Он для сердца тесен!
Внём – твоих поцелуев бред,
Тёмныйшорох цыганских песен,
Торопливыйполёт комет!
Блокне мог отдаться этим чувствам. Любовь к женщине в страшном мире грязна. Поэтомувсе силы своей души, всё умение глубоко, до самозабвения, до слёз любить Блокобращает к России. Тема любви в лирике Блока, на мой взгляд, трансформируетсяв тему родины. Любовь к России просветлённая, она полна надежд и веры всчастье. В ней, в этой любви, находит лирический герой выход из страшногомира. Блок любит повторять, что всё его творчество о России. Не случайно поэтому так гармонично сливаются эти две темы, тема любви и тема родины, в еголирике. Россия – главная любовь поэта, именно она “как слёзы первые любви”, еёмечтает видеть поэт счастливой. Поэтому даже в самые тяжёлые годы своей жизни, хотя страшный мир и отягощал это святое чувство, Блок сохранил любовь к России,с которой “и невозможное возможно”, которая не пропадёт и не сгинет никогда.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/