Реферат по предмету "Литература и русский язык"


«Проза, выстраданная как документ»: колымский эпос В.Шаламова

Ничипоров И. Б.
Вистории литературы ХХ века «Колымские рассказы» (1954 – 1982) В.Шаламова сталине только значительным явлением лагерной прозы, но и своеобразным писательскимманифестом, воплощением оригинальной эстетики, основанной на сплаведокументализма и художественного видения мира, открывающем путь к обобщающемупостижению человека в нечеловеческих обстоятельствах, к осознанию лагеря вкачестве модели исторического, социального бытия, миропорядка в целом: «Лагерь– мироподобен. В нем нет ничего, чего не было бы на воле, в его устройстве, социальноми духовном». Основополагающие постулаты эстетики художественногодокументализма сформулированы Шаламовым в эссе «О прозе» (1965), которое служитключом к интерпретации его рассказов. Исходным выступает здесь суждение о том, чтов современной литературной ситуации «потребность в искусстве писателясохранилась, но доверие к беллетристике подорвано». Своеволие творческоговымысла должно уступить место мемуарному, документальному по своей сутивоссозданию лично пережитого художником опыта, ибо «сегодняшний читатель спориттолько с документом и убеждается только документом». Переосмысляя давние«лефовские» увлечения, Шаламов по-новому обосновывает идею «литературы факта», полагая,что «нужно и можно написать рассказ, который неотличим от документа», которыйстанет живым «документом об авторе», «документом души» и представит писателя«не наблюдателем, не зрителем, а участником драмы жизни». Стремление писателя«исследовать свой материал собственной шкурой» ведет к установлению его особыхэстетических отношений с читателем, который поверит в рассказ «не как винформацию, а как в открытую сердечную рану». Приближаясь к определениюсобственного творческого опыта, Шаламов подчеркивает интенцию создать «то, чтобыло бы не литературой», поскольку его «Колымские рассказы» «предлагают новуюпрозу, прозу живой жизни, которая в то же время – преображеннаядействительность, преображенный документ». В искомой писателем «прозе, выстраданнойкак документ» не остается места для описательности в духе «писательскихзаповедей Толстого». Здесь возрастает потребность в емкой символизации, интенсивновоздействующей на читателя детализации, причем «подробность, не заключающая всебе символа, кажется лишней в художественной ткани новой прозы». На уровнетворческой практики обозначенные принципы художественного письма получают уШаламова многоплановое выражение. Интеграция документа и образа приобретаетразличные формы и оказывает комплексное воздействие на поэтику «Колымскихрассказов». Способом глубинного познания лагерного бытия и психологиизаключенного подчас выступает у Шаламова введение в дискурсивное пространствочастного человеческого документа. В рассказе «Сухим пайком» (1959) напряженныепсихологические наблюдения повествователя о том «великом равнодушии», что«владело нами», о том, как в «незначительном мышечном слое… размещалась толькозлоба», переходят в портретирование Феди Щапова – «алтайского подростка», «единственногосына вдовы», которого «судили за незаконный убой скота». Его противоречивоеположение «доходяги», сохраняющего, впрочем, «здоровое крестьянское начало» ичуждого всеобщему лагерному фатализму, концентрированно раскрывается вфинальном психологическом штрихе к непостижимым парадоксам лагерного бытия исознания. Это композиционно выделенный, выхваченный из потока забвения фрагментчеловеческого документа, запечатлевший – нагляднее любых внешних характеристик– отчаянную попытку физического и морального устояния: «Мама, – писал Федя, –мама, я живу хорошо. Мама, я одет по сезону…». Шаламовский рассказ предстаетпорой инвариантом писательского манифеста, становится «документальным»свидетельством о потаенных гранях творческого процесса. В рассказе «ГалинаПавловна Зыбалова» (1970 – 1971) примечателен мелькнувший автокомментарий о том,что в «Заговоре юристов» «документальна каждая буква». В рассказе же «Галстук»(1960) скрупулезное воссоздание жизненных путей арестованной по возвращении изяпонской эмиграции Маруси Крюковой, надломленного лагерем и капитулировавшегоперед режимом художника Шухаева, комментирование вывешенного на воротах лагерялозунга «Труд есть дело чести…» – позволяют и биографию персонажей, итворческую продукцию Шухаева, и многоразличные приметы лагеря представить вкачестве составляющих целостного документального дискурса. Стержнем этогомногоуровневого человеческого документа становится «вживленная» вповествовательный ряд творческая саморефлексия автора о взыскании им «правдыособого рода», о желании сделать этот рассказ «вещью прозы будущего», о том, чтобудущие писатели – не сочинители, но доподлинно знающие свою среду «людипрофессии» – «расскажут только о том, что знают, видели. Достоверность – вотсила литературы будущего». Сквозные в колымской прозе ссылки автора насобственный опыт подчеркивают его роль не просто художника, носвидетеля-документалиста. В рассказе «Прокаженные» (1963) эти знаки прямогоавторского присутствия выполняют экспозиционную функцию по отношению и косновному действию, и к отдельным звеньям событийного ряда: «Сразу после войнына моих глазах в больнице была сыграна еще одна драма»; «я тоже шел в этойгруппе, чуть согнувшись, по высокому подвалу больницы…». Автор подчас выступаетв «Колымских рассказах» и в качестве «свидетеля» исторического процесса, егопричудливых и трагических поворотов. Рассказ «Лучшая похвала» (1964)основывается на историческом экскурсе, в котором художественно постигаютсяистоки и побудительные основания русского революционного террора, рисуютсяпортреты революционеров, что «героически жили и героически умирали». Живыевпечатления от общения повествователя со знакомым по Бутырской тюрьмеАлександром Андреевым – бывшим эсером и генеральным секретарем обществаполиткаторжан – переходят в финальной части в строго документальную фиксациюсведений об исторической личности, ее революционном и тюремном пути – в виде«справки журнала «Каторга и ссылка»». Подобное наложение высветляеттаинственные глубины документального текста о частном человеческомсуществовании, за формализованными биографическими данными приоткрываетиррациональные повороты судьбы. В рассказе «Золотая медаль» (1966) посредствомсимволически емких фрагментов петербургского и московского «текстов»реконструируются значимые пласты исторической памяти. Судьбы революционеркиНатальи Климовой и ее прошедшей через советские лагеря дочери становятся вхудожественном целом рассказа отправной точкой исторического повествования осудебных процессах над революционерами-террористами в начале века, об их«жертвенности, самоотречении до безымянности», их готовности «смысл жизниискать страстно, самоотверженно». Повествователь выступает здесь какисследователь-документалист, который «держал в руках» и приговор членам тайнойреволюционной организации, подмечая в его тексте показательные «литературныепогрешности», и личные письма Натальи Климовой «после кровавой железной метлытридцатых годов». Здесь происходит глубокое вчувствование в саму «материю»человеческого документа, где особенности почерка, пунктуации воссоздают «манеруразговора», свидетельствуют о перипетиях отношений личности с ритмами истории.Повествователь приходит к эстетическому обобщению о рассказе как своего родавещественном документе, «живой, еще не умершей вещи, видевшей героя», ибо«писание рассказа – это поиск, и в смутное сознание мозга должен войти запахкосынки, шарфа, потерянного героем или героиней». В частных документальныхнаблюдениях откристаллизовывается историософская интуиция автора о том, как вэнтропии общественных потрясений произошел надрыв «лучших людей русскойреволюции», вследствие чего «не осталось людей, чтобы повести Россию за собой»и образовалась «трещина, по которой раскололось время – не только России, номира, где по одну сторону – весь гуманизм девятнадцатого века, его жертвенность,его нравственный климат, его литература и искусство, а по другую – Хиросима, кроваваявойна и концентрационные лагеря». Сопряжение «документально» выстраиваемойбиографии героя с масштабными историческими обобщениями достигается и врассказе «Зеленый прокурор» (1959). «Текст» лагерной судьбы Павла МихайловичаКривошея – беспартийного инженера, собирателя антиквариата, осужденного зарастрату казенных средств и сумевшего бежать с Колымы, выводит повествователя к«документальному» воссозданию истории советских лагерей с точки зрения техизменений в отношении к беглецам, в призме которых прорисовываются внутренниетрансформации карательной системы. Делясь своим опытом «литературного» освоенияуказанной темы («в ранней юности мне довелось почитывать о побеге Кропоткина изПетропавловской крепости»), повествователь устанавливает зоны несоответствиялитературы и лагерной действительности, создает собственную «летопись побегов»,скрупулезно прослеживая, как к концу 30-х гг. «Колыма была превращена вспецлагерь для рецидива и «троцкистов»», и если раньше «за побег не давалосьникакого срока», то отныне «побег стал караться тремя годами». Для многихрассказов колымского цикла характерно наблюдаемое в «Зеленом прокуроре» особоекачество шаламовской художественности, основанной прежде всего не намоделировании вымышленной реальности, но на образных обобщениях, прорастающихна почве документальных наблюдений, очеркового повествования о различных сферахтюремной жизни, специфических социально-иерархических отношениях в средезаключенных («Комбеды», «Баня» и др.). Текст официального документа вшаламовском рассказе может выступать конструктивно значимым элементомповествования. В «Красном кресте» (1959) предпосылкой художественных обобщенийо лагерной жизни становится обращение повествователя к абсурдистским по своемусодержанию «большим печатным объявлениям» на стенах бараков под названием«Права и обязанности заключенного», где фатально «много обязанностей и малоправ». Декларированное ими «право» заключенного на медицинскую помощь наводитповествователя на размышления о спасительной миссии медицины и врача как«единственного защитника заключенного» в лагере. Опираясь на «документально»зафиксированный, лично выстраданный опыт («много лет принимал я этапы в большойлагерной больнице»), повествователь воскрешает в памяти трагические историисудеб лагерных врачей и приходит к отточенным до афоризмов, словно бывыхваченным из дневника обобщениям о лагере как «отрицательной школе жизницеликом и полностью», о том, что «каждая минута лагерной жизни – отравленнаяминута». На воспроизведении малого фрагмента внутрилагерной официальнойпереписки основан рассказ «Инжектор» (1956), где авторское слово полностьюредуцировано, за исключением краткой ремарки о «четком почерке» резолюции, наложеннойначальником прииска на рапорт начальника участка. Доклад о «плохой работеинжектора» в условиях колымских морозов «свыше пятидесяти градусов» вызываетнелепую, но при этом формально рациональную и системную резолюцию онеобходимости «дело передать в следственные органы для привлечения з/кИнжектора к законной ответственности». Сквозь удушающую сеть казенных, поставленныхна службу репрессивного делопроизводства слов просматриваются сращениефантастического гротеска и яви, а также тотальное попрание здравого смысла, позволяющеелагерному всеподавлению простирать свое влияние даже на неодушевленный миртехники. Исполненными мрачных коллизий предстают в изображении Шаламоваотношения живого человека и официального документа. В рассказе «Эхо в горах»(1959), где происходит «документальное» воссоздание биографии центральногоперсонажа – делопроизводителя Михаила Степанова, именно на подобных коллизияхзавязывается сюжетная канва. Анкета Степанова, бывшего с 1905 г. членом партии эсеров, его «тоненькое дело в зеленой обложке», куда проникли сведения о том, какв бытность командиром отряда бронепоездов он отпустил из-под стражи Антонова, скоторым сидел когда-то в Шлиссельбурге, – совершают решающий переворот в егопоследующей «соловецкой» судьбе. Вехи истории агрессивно вторгаются здесь виндивидуальную биографию, порождая порочный круг разрушительных отношенийличности и исторического времени. Человек как бессильный заложник официальногодокумента предстает и в рассказе «Берды Онже» (1959), этой лагерной вариации тыняновскогосюжета о подпоручике Киже. «Ошибка машинистки», «занумеровавшей» уголовнуюкличку заключенного (он же Берды) в качестве имени другого человека, заставляетначальство объявить случайно попавшегося туркмена Тошаева «беглецом» Онже Бердыи обречь его на лагерную безысходность, на то, чтобы пожизненно «числиться вгруппе «безучетников» – лиц, содержащихся в заключении без документов». В этом,по определению автора, «анекдоте, превратившемся в мистический символ»примечательна позиция заключенного – носителя пресловутой клички. «Развлекаясь»игрой с тюремным делопроизводством, он утаил принадлежность клички, поскольку«каждый рад смущению и панике в рядах начальства». Средствомдокументально-художественного запечатления реальности нередко служит в «Колымскихрассказах» сфера предметно-бытовой детализации. В рассказе «Графит» (1967)через заглавный предметный образ происходит символизация всей создаваемой здеськартины мира, намечается открытие в ней онтологической глубины. Как фиксируетповествователь, для документов, бирок умершим «допущен только черный карандаш, простойграфит»; не химический карандаш, а непременно графит, «который может записатьвсе, что знал и видел». Тем самым вольно или невольно лагерная системаконсервирует себя для последующего суда истории, ибо «графит – это природа», «графит– это вечность», «номер личного дела не смоют ни дожди, ни подземные ключи», апри пробуждении в народе исторической памяти придет и осознание того, что «всегости вечной мерзлоты бессмертны и готовы вернуться к нам». Горькой ирониейпронизаны слова повествователя о том, что «бирка на ноге – это признаккультуры» – в том смысле, что «бирка с номером личного дела хранит не толькоместо смерти, но и тайну смерти. Этот номер на бирке написан графитом».Противостоящим беспамятству «документом», особенно актуализирующимся тогда, когда«документы нашего прошлого уничтожены, караульные вышки спилены», может статьдаже телесное состояние бывшего заключенного. При пеллагре – характернейшей длялагерников болезни – с руки отшелушивается кожа, образуя своего рода «перчатку»,которая более чем красноречиво выступает, по Шаламову, «прозой, обвинением, протоколом»,«живым экспонатом для музея истории края» («Перчатка», 1972). В рассказе «ТачкаII» (1972) воспоминание об арестантской тачке, художественно осмысляемой как«символ эпохи, эмблема эпохи», вступает в разветвленные ассоциативные связи и сдокументально воспроизведенными формулами приговоров об «отбывании срока наКолыме», и с «личным делом» самого повествователя, которое «распухло, отяжелело,будто пропиталась кровью бумага», и с лукаво затемняющими суть происходящеголагерными эвфемизмами – вроде того, что «на Колыме тачка называется малоймеханизацией». На неопровержимый жизненный, сотворенный «от руки, от тачки и кайла»документ в виде «всех этих миллиардов кубометров взорванных скал, всех этихдорог, подъездов, путей» накладывается лживый, также документально воссозданный,официальный дискурс статьи «Проблема тачки» из газеты «Советская Колыма» заноябрь 1936 г., где в бодряческом ключе говорится о перспективе увеличенияемкости тачек, о якобы диктующих этот процесс «требованиях, которые предъявляютсами рабочие». В рассказе же «Шахматы доктора Кузьменко» (1967) в подчеркнутодокументальном характере воспоминаний о шахматах на тему «Смутное время вРоссии» ювелирной работы заключенного скульптора Кулагина, который, вследствиеприобретенной в лагере алиментарной дистрофии, в порыве безумия сгрыз двешахматных фигуры, а также в символическом мотиве «партии без двух фигур» –проступают таинственные нити, сопрягающие трагедийные перепутья различныхисторических эпох. Статус своеобразного творческого документа, манифестаприобретает здесь и фрагмент диалога повествователя с доктором Кузьменко о том,что если художественно-историческому сознанию ХIХ в. свойственны тенденция к«толкованию события», «жажда объяснения необъяснимого», то «в половинедвадцатого века документ вытеснил бы все. И верили бы только документу». Такимобразом, синергия художественного мышления и документализма является главным«нервом» эстетической системы автора «Колымских рассказов». Ослаблениехудожественного вымысла открывает у Шаламова иные оригинальные источникиобразных обобщений, основанные не на конструировании условныхпространственно-временных форм, но на вчувствовании в доподлинно сохраненные вличной и общенациональной памяти «зигзаги» лагерного бытия, в содержание исловесную ткань различного рода частных, официальных, исторических документов, вонтологические глубины предметного мира. Автор предстает в «колымском» эпосе икак чуткий художник-документалист, и как пристрастный свидетель истории, убежденныйв нравственной необходимости «помнить все хорошее – сто лет, а все плохое –двести», и как творец самобытной концепции «новой прозы», обретающей на глазахчитателя достоверность «преображенного документа».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Развитие чувств младших школьников средствами фольклора
Реферат Greek Family Essay Research Paper An Analysis
Реферат 1. Модель: определение, назначение. Классификация моделей
Реферат Особенности ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь табачных изделий, подлежащих маркировке акцизными марками
Реферат What Are The Characteristics Of The Literature
Реферат «Направление моделирования»
Реферат Современное индусское право
Реферат Разработка плана деятельности предприятия
Реферат Источники финансирования предприятия
Реферат Лазеротерапия
Реферат Система органов местного самоуправления муниципального образования на примере городского округа
Реферат Лазерный метод получения водных суспензий наночастиц металлов
Реферат Анализ финансовой деятельности предприятия на примере ООО Эдегни
Реферат Картины мира. Философская теория бытия
Реферат Вскрытие Белки