Реферат по предмету "Литература и русский язык"


"Недоумение счастья". (Тема любви в рассказах И. Бунина)

«Недоумение счастья». (Темалюбви в рассказах И. Бунина)
Прекрасновсё в любви – несёт ли нам Страдания она или бальзам.
Страданьяради истинной любви Блаженством, о влюблённый, назови.
Саади.
ИванАлексеевич Бунин – замечательный русский писатель, поэт и прозаик, человекбольшой и сложной судьбы. Он много писал о любви, ее трагедиях и редкихмгновениях настоящего счастья. Истинная любовь для Бунина есть вечная красотаприроды, для него она прекрасна только тогда, когда чувство естественно, неложно, не выдумано. Любовь и существование без нее для писателя – двевраждебные жизни, и если любовь погибает, то другая жизнь бессмысленна и уже ненужна. Через все творчество Бунина проходит тема чистого и прекрасного чувства.Бунин пишет в одном из своих рассказов: \«Всякая любовь – великое счастье,даже если она не разделена\».
Героямбунинских рассказов присущи необычайная сила и искренность чувства. Любовьзахватывает человека, все его помыслы и силы. Чтобы любовь не исчезла и неиссякла, нужно расстаться навсегда, что показано во всех рассказах Бунина.
Егогерои жаждут любви и, опаленные ею, гибнут. Любовь у писателя недолго живет,она как короткая, яркая и ослепительная вспышка, до глубины пронизывающая душивлюбленных, в конце концов, приводит к трагедии – самоубийству, гибели,небытию.
Всюжизнь человек пытается найти ответ на вопрос: \«Что такое любовь?Солнечный удар, томление духа или благодать?\» Мне кажется, что именноИ.А. Бунин попытался разгадать самое необъяснимое, загадочное чувство.
Втысяча девятьсот двадцать пятом году в приморских Альпах Бунин написал рассказ\«Солнечный удар\». В этом произведении, в отличие от произведенийраннего творчества писателя, любовь взаимна, но все же трагична! Сюжет оченьпрост. На пароходе случайно встречаются он и она, подогретые вином, теплотойночи и романтическим настроением. Герои, сойдя с парохода, проводят ночь вгостинице, а утром расстаются. Вот и все. Но за весьма простым и банальнымсюжетом скрывается конфликт героя самим с собою. Писатель смог передатьмучительные переживания героя. Перед нами происходит смена настроения мужчины.Сначала поручику становится тоскливо, сердце сжимается “нежностью”. Он пытаетсяскрыть своё смятение. Потом происходит своеобразный диалог с самим собой, онстарается засмеяться, пожать плечами, закурить, отогнать печальные мысли и неможет. Он постоянно находит предметы, напоминающие незнакомку: “шпильку дляволос, смятую постель”, “недопитую чашку”; он чувствует запах её духов. Такрождается мука, тоска. От лёгкости и беззаботности не остаётся и следа! Бунинхотел показать, какая пропасть легла между прошлым и настоящим. “Номер без неепоказался каким-то совсем другим, чем был при ней. Он был ещё полон ею – ипуст. Это было странно! Еще пахло ее хорошим английским одеколоном, еще стоялана подносе ее недопитая чашка, а ее уже не было…” Нужно было поручикучем-нибудь занять, отвлечь себя, куда-нибудь идти, и он бродит по городу,пытаясь спастись от наваждения, не понимая, что с ним всё-таки происходит.
“Сердцеего поражено слишком большой любовью, слишком большим счастьем”. Мимолётнаялюбовь явилась для поручика потрясением, она психологически изменила его.
Повремени рассказ можно поделить на две части: ночь, проведённая с женщиной, идень без неё. Вначале создан образ мимолётного блаженства – забавного случая, ав финале образ тягостного блаженства – ощущения большого счастья. Женщина имужчина, живя уже другой жизнью, постоянно вспоминают эти минуты счастья(“много лет потом вспоминали эту минуту: никогда ничего подобного не испытал завсю жизнь ни тот, ни другой”). Они как бы оказались пожизненно в плену своихвоспоминаний.
Отсюдаи удачное название рассказа: солнечный удар будет воспринят не только как боль,но и как миг счастья.
Мучениялюбящей души, горечь потерь, сладкая боль воспоминаний – такие незаживающиераны оставляет в судьбах бунинских героев любовь, и время не властно над ней.
Врассказе «Темные аллеи» изображена случайная встреча людей, любивших друг другатридцать лет назад. Ситуация достаточно заурядная: молодой дворянин легкорасстался с влюбленной в него крепостной девушкой Надеждой и женился на женщинесвоего круга. А Надежда, получив от господ вольную, стала хозяйкой постоялогодвора и так и не вышла замуж, не имела семьи, детей, не узнала обыкновенногожитейского счастья. «Сколько ни проходило времени, все одним жила, — признаетсяона Николай Алексеевичу. – Все проходит, да не все забывается.… Простить я васникогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, таки потом не было». Она не могла изменить самой себе, своему чувству. А НиколайАлексеевич понял, что потерял в Надежде «самое дорогое, что имел в жизни». Ноэто минутное прозрение. Покидая постоялый двор, он «со стыдом вспоминал своипоследние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своегостыда». И все-таки ему трудно представить Надежду своей женой, хозяйкойпетербургского дома, матерью своих детей.…Этот господин придает слишком большоезначение сословным предрассудкам, чтобы предпочесть им подлинное чувство. Но онрасплатился за свое малодушие отсутствием личного счастья.
Однимиз любимых произведений Бунина был рассказ \«Чистый понедельник\».Молодые люди, он и она, познакомились однажды на лекции в литературно — художественном кружке и полюбили друг друга. Они стали встречаться, проводитьвместе свободное время. Он ухаживал за ней и хотел более серьёзных отношений,но она была загадочно молчалива, никогда не давала ему выходить из-подконтроля. Герои в рассказе молоды, красивы, богаты, принадлежат к одному кругу,но несчастливы. Героиня – натура очень сложная, загадочная, во многом непонятная герою. Она зачем-то училась на курсах, зачем-то разучивала начало\«Лунной сонаты\», зачем-то повесила над диваном портрет босогоТолстого. А на вопрос: \«Зачем?\» — пожимала плечами: \«А зачемвсе делается на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках?\»Жизнь героев самая обычная для людей их круга. Каждый вечер они встречаются иедут в ресторан обедать, затем идут в театр, либо на концерт, либо натеатральный капустник. Но в душе героиня внутренне чужда всему этому.\«Похоже было на то, что ей ничего не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды,ни театры, ни ужины за городом...\» Ее внутренняя жизнь открывается нам вПрощеное воскресенье, когда героиня вдруг предлагает поехать на кладбище, и мывместе с героем узнаем, что она часто ходит в кремлевские соборы, в монастыри,любит читать русские летописные сказания. Ей кажется, что только в монастырях ив духовных песнопениях сохранилось \«чувство родины, ее старины\».Героиня пытается найти смысл в окружающем ее мире, но не находит. Даже любовьгероя не приносит ей счастья. Не найдя красоты, духовности в современном еймире, героиня уходит из него туда, где, как ей кажется, они есть: в прошлое, вдопетровскую Русь, в монастырь. Таким образом, в этом рассказесоциально-психологический барьер мешает соединиться героям.
Почемугерои в рассказах Бунина всегда расстаются? Возможно, писателю не хотелосьговорить о празднике любви, превращающемся в будни. Возможно, в разлуке и “естьвысокое значение”, только в таком случае любовь остаётся где-то в сердце на всюжизнь, поэтому в рассказах Бунина, какой бы сильной ни была любовь, финалвсегда печален.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.