"..."
Цельтворчества — самоотдача,
Ане шумиха, не успех.
Б.Пастернак
Всегдатрудно говорить о каком-то одном стихотворении в творчестве любого поэта: онвыразил себя во всем, что написал. Но еще труднее говорить о поэте, которыйсобирался стать музыкантом.
Находясьпод влиянием музыки А. Н. Скрябина, Борис Пастернак шесть лет серьезнозанимался композицией. Но все же поэт в его душе одержал победу над музыкантом.
Воттаким образом появился один из лучших поэтов России XX века, представительпоэзии «серебряного века», член футуристической группы«Центрифуга». В начале нашего столетия, особенно в послереволюционныйпериод, дежурными темами были строительство новой жизни, энтузиазм, любовь кпартии, а Пастернак писал о лесе, о траве, о петухах, о любви, о поэзии, о чудечеловеческого существования.
Эстетикаи поэтика Пастернака в наибольшей степени основывались на представлении ослитности чувственного, окружающего поэта мира, где невозможно отделитьчеловека от природы, а поэзию от жизни. Поэт стремился не просто воспроизвестижизнь в ее узнаваемости и конкретности, — он хотел донести свои впечатления оней до читателей будущих времен, стремился отразить не только внешнюю сторонусобытий, но и их глубинную сущность: Во всем мне хочется дойти До самой сути, Вработе, В поиске пути, В сердечной смуте. Это были «строчки с кровью»не только потому, что поэту пришлось дорого за них расплачиваться, но и потому,что каждая из них рождалась в напряженном труде.
Дляпоэта работа, поиски жизненных основ, попытки разобраться в себе и в людях —смысл жизни. Именно поэтому следующая строфа этого стихотворения углубляетобраз: хочется понять сущность всего, добраться «до оснований, до корней,до сердцевины». Дальше речь идет о сущности поэзии, о назначении ее, какпонимал это поэт: схватывать «нить событий», открывать новое в жизни.Мне кажется, что все это поэт видит в «свойствах страсти, лишь она способнатолкать человека на поиски прекрасного, неповторимого».
Те,кто общался с поэтом, отмечали его удивительную способность одухотворятьокружающий мир. У него все взаимосвязано, нерасторжимо, звук и зрительный образприобретают невероятную объемность. Ты в ветре, веткой пробующем, Не время льптицам петь, Намокшая воробышком Сиреневая ветвь! Это другое стихотворение, нокак точно оно передает тайну поэзии Пастернака. Вы спросите, в чем заключаетсяэтот секрет? По-моему, поэзия Пастернака, как и окружающий мир, живет своейжизнью. Именно об этом поэт говорит в конце стихотворения «Во всем мнехочется дойти до самой сути», сравнивая поэзию с музыкой Шопена: Такнекогда Шопен вложил Живое чудо Фольварков, парков, рощ, могил В свои этюды. Заэтой строфой мне слышится музыка Шопена, блистательная, легкая, взволнованная.
Поэт,одаренный талантом и страстью к работе, и нас заставляет задуматься о многом. Ипрежде всего вот о чем: неужели и эти прозрачные и легкие строки, в которыхнет, по-моему, никакой муки, — тоже «строчен с кровью»? А кажется,что написаны они на одном дыха-ши. Но все же финал стихотворения весьманапряжен, и этим Пастернак, как мне кажется, пытается выразить неопределенностьбудущего, судьбы: Достигнутого торжества Игра и мука — Натянутая тетива Тугоголука.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/