Реферат по предмету "Разное"


3. Психологические последствия сексуального насилия пережитого в детском или подростковом возрасте 8 Заключение 9 Список литературы 11

1506 Психология Психологический анализ насилия Курсовая 25 2007 1000 Координаты: электронная почта acher@wiseowl.ru Icq 170552870, телефон 89168119086. www.wiseowl.ruОглавление Введение 21. Психологические механизмы насилия 42. Психология сексуального насилия 5^ 3. Психологические последствия сексуального насилия пережитого в детском или подростковом возрасте 8Заключение 9Список литературы 11 Введение На современном этапе изучения механизмов и предпосылок психологических последствий, травмирующих жизненных событий актуальной становится задача изучения особенностей различных видов экстремальных стрессоров. Отечественные психологи до недавнего времени основное внимание в рамках этой проблемы уделяли пострадавшим от массовых катастроф - войн, землетрясений, межнациональных конфликтов. Но не менее важные и серьёзные социальные и психологические вопросы вызывают последствия индивидуального, уникального травматического жизненного опыта. Согласно зарубежным исследованиям, одним из наиболее жестоких событий такого рода является сексуальное насилие. Проблема сексуального насилия существует несколько веков, но предметом научного интереса стала совсем недавно, в начале 70-х гг. нашего века - в США, а затем в Европе. За три десятилетия накопилось внушительное количество литературы, посвященной разным аспектам этой проблемы, как практического, так и теоретического характера, ведётся широкомасштабная социальная работа. В России до последнего времени этот вопрос не был темой широкого обсуждения, а тем более - глубоких монографических исследований психологов. Появляющиеся в 90-е годы исследования посттравматического стресса, в том числе поднимающие проблему сексуального насилия над детьми (в частности, Шелкова и др., 1996; Черепанова, 1997), являются первыми в данной области. Кроме собственных исследований отечественных авторов, повышенное внимание уделяется также ознакомлению с опытом зарубежных коллег, результатом чего являются издаваемые переводные труды по проблеме насилия. От констатации социальной проблемы и признания факта её существования на протяжении долгого времени, психологи перешли к её серьёзному научному анализу. В настоящее время в состоянии нашего общества можно отметить несколько тенденций, увеличивающих необходимость изучения последствий сексуального насилия. С одной стороны, ухудшается криминогенная обстановка, более частыми и повседневными становятся проявления девиантного поведения, насилие приобретает всё более изощрённые и жестокие формы. С другой стороны, с развитием общества нарастает потребность каждого человека в уважении приватности, личной свободы и безопасности, что заставляет острее реагировать на преступления против личности. Кроме того, в наше время снимаются многие табу, например, на открытые обсуждения сексуальных тем, а всё расширяющиеся возможности научного, социального и культурного обмена с зарубежными учёными и социальными работниками позволяют делать сравнения между ситуациями в разных странах и перенимать накопленный в этой области исследований опыт. Немаловажна и растущая роль феминистского движения, обращающего внимание общества на проблемы насилия над женщинами. Меняются социальные установки относительно изнасилования, расширяются юридические понятия, пересматриваются законы. Уровень защиты женщины выступает показателем культуры общества. Острая нужда в изучении проблемы психологических последствий насилия вообще и сексуального насилия в частности закономерно обусловливает тот факт, что первые труды, посвященные этому вопросу, носят характер методических рекомендаций по оказанию психологической, медицинской, правовой и социальной помощи пострадавшим. Появление различных центров помощи жертвам насилия является важным шагом на пути решения проблемы, и во многом психологи используют опыт работы с пострадавшими, накопленный в других странах. На основании практической работы можно свидетельствовать, что ситуация по проблеме насилия в нашей стране, к сожалению, ничуть не лучше, чем за рубежом, а во многом, вероятно, и хуже, хотя здесь также недостаёт специального учёта. Цель данной работы рассмотреть психологию насилия. Поставленная цель привела к решению следующих задач: рассмотреть психологические механизмы насилия; рассмотреть психологию сексуального насилия; рассмотреть психологические последствия сексуального насилия пережитого в детском или подростковом возрасте.^ 1. Психологические механизмы насилия Склонность к решению межличностных проблем с помощью применения физической силы не является исключительной прерогативой мужчин. Опросы и наблюдения показывают, что примерно одинаковое количество представителей обоих полов (около 20%) считают побои приемлемым средством убеждения по отношению к своим близким. По Ф. Нирингу, свобода - это возможность быть и стать, по М. Мамардашвили, "свобода одного упирается в свободу другого и имеет эту последнюю своим условием". Насилие - это когда возможность быть и становиться одного утверждается за счет ограничения или уничтожения возможности быть и становиться другого, когда я приношу свободу другого в жертву своей свободе от всего, что ее обусловливает и, собственно говоря, делает свободой. В этом - один из парадоксов насилия: совершивший его сам лишается свободы, становясь заложником собственного насилия [9]. Роль жертвы насилия обезличена. Совершающий насилие прежде в своем восприятии лишает жертву ее статуса живого/человеческого самоценного бытия - иначе насилие невозможно. Об этом писали и Ф. Достоевский в "Записках из Мертвого Дома", и А. Чехов, побывав на сахалинской каторге, и В. Шаламов, Л. Гинзбург, А. Солженицын и мн. др. Жертва - не этот человек, а носитель (порока, не той крови или веры, черты характера...) или воплощение (коварства, измены, предательства...). Предельного выражения это достигает в "техноголическом терроризме", где жертвами становятся просто случайные люди, и в современных средствах ведения войн - не против так или иначе персонифицированного врага, а против абстрактной схемы врага: насилие здесь дается не труднее, чем в виртуальных играх [2]. Во всем сказанном содержится ключ к пониманию психологических механизмов самовоспроизводства насилия. Однажды совершенное насилие или молчаливая, пассивная сопричастность ему способны оставлять тяжкий след разбудораженных инстинктов и/или смутного чувства вины, освободиться от которых можно попытаться, отыграв насилие вовне, введя его в норму поведения и/или перенеся акцент с него самого на причинные и целевые легенды (вина кого-то перед народом, достижение светлого будущего, очищение от скверны или ереси, обеспечение дисциплины и порядка и проч.). Это интуитивно знают все организаторы погромов, и точно выразил губернатор Кондратенко, заявив, что, понаблюдав публичное повешение нескольких "врагов", народ все поймет и примется за дело сам. Опыт истории показывает, что часто и принимается - тем более, что насилие обращается непосредственно к инстинктам и мощным архетипам, а массовый резонанс единого порыва разрушает или блокирует критическое начало. ………^ 2. Психология сексуального насилия Проблема психологических последствий такого вида преступлений против личности, как сексуальное насилие, США, где этот вопрос существует давно, но до последнего времени она не была темой для широкого обсуждения в нашей стране, является предметом внимания психологов уже на протяжении нескольких десятилетий. Между тем, в состоянии нашего общества в настоящее время можно отметить две тенденции, повышающие необходимость изучения последствий сексуального насилия, С одной стороны, как и всегда, бывает в периоды дестабилизации, ухудшается криминогенная обстановка, более частыми становятся проявления девиантного поведения. С другой стороны, с развитием общества нарастает потребность каждого человека в личной свободе и безопасности, что заставляет острее реагировать на преступления против личности [9]. Психологическое изучение ситуаций сексуального насилия, отношений и поведения преступника и жертвы принималось в нашей стране в рамках виктимологического подхода, рассматривающего зависимость преступления от характеристик и поведения жертвы. Но эта теория вызывает множество справедливых нареканий. Существует еще несколько теорий, пытающихся дать объяснение сексуальному насилию. Наиболее распространенная среди них - феминистская. Она рассматривает изнасилование как результат глубоко укоренившихся традиций, согласно которой мужчины доминируют почти во всех важных жизненных областях. Таким образом, изнасилование - жестокая форма проявления власти и контроля мужчины над женщиной, где секс играет роль оружия. Другая теория - теория социального научения - предполагает, что девиантному сексуальному поведению мужчины научаются большей частью через имитацию моделей, представленных в семье, в культуре, в субкультуре и в средствах массовой информации. Следующая теория - эволюционная - указывает на желаемость наступательного копулятивного поведения мужчин в ходе эволюции. Сложность изучения проблемы сексуального насилия состоит в том, что потерпевшие подчас сами не желают сообщать о происшедшем, чтобы избежать огласки. Вторым фактором латентности является злоупотребление со стороны правоохранительных органов. На основе анализа различных ситуаций изнасилования можно выделить два основных типа: "жестокие" изнасилования - когда нападение было совершено незнакомым человеком внезапно для жертвы и "бытовые", "изнасилование знакомыми", когда преступлению предшествовало длительное общение насильника с потерпевшей [1]. По результатам проведенной психологической диагностики жертв изнасиловании можно сделать следующие выводы. Сексуальное насилие является экстремальным жизненным событием, вызывающим у подавляющего большинства пострадавших посттравматическую стрессовую реакцию. У жертв "жестокого", внезапного насилия незнакомцем превалирует скорее обвинение собственного поведения и понижение ситуативных аспектов самооценки, чем обвинение своего характера и себя вообще. Жертва "узаконенного", например, супружеского, насилия часто продолжает оставаться в неблагоприятной ситуации и после травмы, что изменяет стрессовую реакцию, делает ее менее острой, но более продолжительной. У таких пострадавших сильнее выражено самообвинение, и поиск причин происшедшего ведется не во внешнем мире, а внутри себя. Людям, перенесшим травматическое событие, требуется подтверждение своей значимости извне. Однако потребность в посторонней помощи немного по-разному ориентирована у жертв жестокого насилия и пострадавших от насилия знакомым. Первым требуется скорее конкретная, ситуативная помощь, связанная с научением справляться с травмирующим воспоминанием. Вторые ищут возможности более общих, диспозиционных личностных изменений. Сексуальное насилие является комплексной проблемой, поэтому для психологов в этой области необходимо сотрудничество с различными социальными, медицинскими, правовыми структурами.……… Сразу после насилия переживания жертвы связаны с психологическим проблемами (страх огласки, страх перед насильником, боязнь ухудшения отношений с близкими людьми) и лишь в последнюю очередь с проблемами здоровья. Это приводит к отсрочке обследования на болезни, передающиеся половым путем и ухудшению результатов лечения. Изнасилование - принудительное половое сношение, оно является одним из самых жестоких посягательств на личную безопасность, права и свободу человека. Для овладения жертвой используются: физическая сила, угрозы, запугивание, прибегают к оружию, захватам, побоям, порождая у потерпевших шок, потрясение, отвращение, стыд. При насильственном сношении жертва принуждается в нем участвовать, так как отказ влечет за собой тяжкие последствия. Насильник добивается тем или иным способом, чтобы жертва почувствовала свое бессилие. По статистическим данным, примерно 80% актов сексуального насилия совершается с применением грубой физической силы и 11% с угрозой ее применения [1]. По характеру психологические последствия сексуального насилия делятся на: посттравматические стрессовые расстройства: наличие стрессора, навязчивые воспоминания, мысли, связанные с ситуацией насилия, возбуждение (тревожность, повышенная двигательная активность), флэш-бэкс (вспышки в памяти пережитого); когнитивные расстройства: восприятие себя как беспомощного, плохого, некрасивого, низкая самооценка, переоценка некоторых качеств, нарушение границы (трудно отделить себя от других, определить свои границы, что приводит к эксплуатации себя и других); эмоциональные проблемы: беспокойство, тревожность, страх, вплоть до панических состояний, пониженный фон настроения, депрессия, гнев, эмоциональное онемение, сексуальные проблемы; поведенческие проблемы: агрессивность, необъяснимая, неадекватная жестокость, деструктивное поведение, сексуализированное поведение, употребление наркотиков, алкоголя; диссоциация (нарушение, разрыв связи между полным представлением о себе, времени или внешними обстоятельствами): дереализация, множественные личностные нарушения; 6) расстройства аппетита: булимия, анорексия; нанесение самоповреждений (необходимо жертве, чтобы справиться с душевной болью и дереализацией); попытка самоубийства или самоубийство; трудности в установлении межличностных отношений; психосоматическая патология: боли в низу живота, дерматиты, астма, желудочно-кишечные расстройства, неврозы, тики. Иногда такие последствия сохраняются на протяжении многих лет. И зачастую пострадавшие от сексуального насилия самостоятельно не могут справиться с последствиями травмы и нуждаются в помощи специалиста. [7] ^ 3. Психологические последствия сексуального насилия пережитого в детском или подростковом возрасте Когда девочка, пережившая насилие, повзрослев, слышит, как подруги начинают обсуждать сексуальные вопросы, например, первые поцелуи и т.п., она начинает понимать, что чем-то отличается от других - она не может так легко "щебетать" об этом, для нее все это слишком много означает. Она стесняется говорить, боится раздеться в присутствии других, так как ей кажется, что другие как-то узнают о том, что произошло. Этот страх имеет некоторые аналогии в культуре. По крайней мере, он сродни тому страху, который испытывают многие девушки, возвращаясь, домой после первого поцелуя, думая, что родители смогут догадаться об этом по губам [4]. Итак, девочка-подросток не может быть откровенной с подругами, у нее нет друзей, она фактически потеряла отца и мать. Она одинока, подавлена, у нее чрезвычайно низкая самооценка. Она чувствует себя грязной, опустившейся, у нее "контейнер" подавленного гнева и чувства вины. Она может убежать из дома, присоединиться к опасной компании, может стать проституткой. Но при этом она будет тосковать по идеальной любви, нежности, физическому комфорту. Это прекрасно описано в романе Куприна "Яма", где проститутки мечтают о чистой и светлой любви и благопристойной семье. Девушка, пережившая инцест, совершенно не ценит свое тело ("Опозорено!"). Велика вероятность, что она станет проституткой. Причем такой специфической проституткой, которая отдается за стакан водки, за сигарету, за еду, а то и просто бесплатно. Такие девушки уверены, что никому не нужны, и поэтому испытывают благодарность к любому, кто просто обращает на них, опозоренных, грязных, внимание. У женщины, пережившей в детстве насилие, более велика вероятность, что в будущем она будет насилована. Причин этого - в недостаточной уверенности в себе, ориентированности на то, чтобы услаждать других. У нее провоцирующее поведение, она как будто все время ожидает агрессии и нападения. Наконец, такая женщина не умеет говорить "нет". Каждый человек имеет психологическую границу, т.е. психологическую дистанцию, на которую он подпускает к себе других людей. Когда кто - то нарушает ее, мы испытываем сильнейший дискомфорт, сопоставимый с переживаниями при насилии. Например, кто-то позволил себе "лезть к вам в душу", или задавать нескромные вопросы или интересоваться вашей интимной жизнью, или использовать ваше время помимо вашей воли. Большинство людей в этой ситуации способны достаточно решительно сказать "нет" вербальным или невербальным способом, но так, чтобы партнеру стало очевидно, что он слишком далеко зашел [6]. Люди, которые пережили насилие, не имеют этой границы. Или, иначе говоря, она неопределенна или размыта. Они не могут сказать "нет", и насильник всегда это чувствует. Именно таких женщин выбирают пьяные, чтобы пристать к ним. И чаще всего не ошибаются. Легко увидеть, что выбранные ими жертвы вместо решительного отказа начинают кокетничать, расценивается как согласие…… Заключение Психология сексуального насилия, к сожалению, в отечественной литературе является вопросом не достаточно изученным. Среди русскоязычной литературы есть труды, посвященные проблемам изнасилований и других сексуальных преступлений, но это в основном труды юридические, криминологические. Как признают авторы одной из таких книг, "в нашей стране даже сфера изучения половой преступности в прошлом была весьма идеологизированной. Более того, эти преступления исследовались как-то стыдливо, а публикации о них были недоступны широкому кругу читателей. Сексуальные эмоции, переживания и установки сугубо интимны, скрытны и глубоки, порой драматичны, и имеют исключительное бытийное значение. Они оказывают огромное влияние на судьбу личности, подчас круто меняют её, перестраивают всё мироощущение. Сексуальные отношения множеством невидимых нитей переплетаются с иными связями и ценностями, они часто непонятны и необъяснимы для внешнего взгляда, их познанию существенно препятствуют тысячелетние ошибки и заблуждения, страхи и предрассудки, предвзятые и неоднозначные оценки, суеверия и сложнейшая символика. Слишком часто в межполовых отношениях и эмоциях видели источник и сущность человеческой порочности, а отношения к ним колебались от наготы и цинизма до пуританской стыдливости, замалчивания и даже полного отрицания. Нужно подчеркнуть, что для психологии интерес представляют не только совместные с криминологами исследования причин и мотивов совершения актов сексуального насилия, возможных путей предотвращения этих преступлений, характеристик преступников и их поведения, методов их исправления и перевоспитания. Признавая исключительную практическую важность изучения этих вопросов, тем не менее, нельзя обходить вниманием и другую сторону проблемы - положение жертвы сексуального насилия. Какие трудности возникают у переживших изнасилование, как можно помочь жертве справиться с последствиями такого рода травмы и вернуться к нормальной жизни - вот ещё один обширный круг вопросов, которым необходимо заняться психологам. Сексуальное насилие является травмирующим жизненным событием, которое в большинстве случаев вызывает у пострадавших интенсивные психологические проблемы, наиболее существенными из которых являются депрессия, тревожность и чувство вины. В результате перенесенного сексуального насилия у пострадавших наблюдается понижение чувства контроля над собственной жизнью. Данные изменения носят долговременный характер. На характер последствий изнасилования для пострадавшей существенное влияние оказывают особенности ситуации и взаимоотношений между насильником и жертвой. У переживших насилие знакомым человеком выше уровень депрессии и самообвинения, а у жертв изнасилования незнакомцем понижено чувство справедливости и контролируемости событий. Те пострадавшие, для кого изнасилование стало первым сексуальным опытом, видят мир и себя более негативно. Изнасилование, как травмирующее событие, источником которого является злая воля другого человека, ухудшает отношение жертвы к людям. Социальная поддержка, помощь значимых близких имеют особо важное значение для пострадавших от сексуального насилия. Сексуальное насилие включает в себя сложнейшие переплетения культурных, социальных и моральных норм и представлений, которые могут служить причиной вторичной виктимизации жертвы. Перечисленные факторы могут рассматриваться как особенности травматического стрессора в ситуации сексуального насилия и как характеристики отличия этого вида стрессора от других экстремальных событий, вызывающих долговременные психологические проблемы.^ Список литературы Берковиц Л. Агрессия, причины, последствия, контроль. Спб 2001г. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия Спб 1999г. Гаухман Л. Д. Насилие как средство совершения преступления Гуксейнов А. Насилие и ненасилие М., 1996г. Ениколопов С.Н., Кравцова О.А. Теория сексуального насилия // Прикладная психология. – 2000г. - № 4. Каган В. Звук насилия М., 1992г. Кравцова О.А. О психологических последствиях сексуального насилия . Вестник Московского университета. Сер. 14 Психология 1999г. Лоренц К. Агрессия М., прогресс 1884г. Морозова Н.Б. Дети и сексуальное насилие // Российский психиатрический журнал. – 2003г. - № 3. Хекхаузен Х. Агрессия. В кн. Мотивация и деятельность М., 1986г. т.1 Ярославцева Н.Д. Посттравматические стрессовые нарушения у детей-жертв сексуального насилия и оказание им психологической помощи // Мир психологии. – 2003г. - № 2 (14).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.