Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие речевых умений младшего школьника

--PAGE_BREAK--3. Включение в рассказы и тексты сочинений фразеологических оборотов наряду со свободным сочетанием слов с тем же значением (Река вышла из берегов — разлилась; спит как убитый — крепко).
4. Усвоение сочетаемости слов. Учащимся необходимо как можно чаще давать слова в их связи с другими словами. При составлении сочинения учитель предлагает словосочетания, но следует выбрать те, которые более других подходят по смыслу. Слова могут иметь очень широкую сочетаемость, но учитель в списки включает самые необходимые, например: травка зеленеет, растет иглами, показалась, пробивается и др.
В 4-ом классе учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к этим работам предъявляются более высокие требования. Свои усилия учитель направляет на то, чтобы научить учащихся:
1. Писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об экскурсиях, работе, наблюдениях.
2. Написать рассказы о случаях из своей жизни.
3. Писать рассказы по одной картине и по отдельным эпизодам кинофильма.
4. Самостоятельно составлять план сочинения в форме вопросительных, повествовательных и восклицательных предложений.
5. Правильно строить простые предложения различных типов.
6. Умению отбирать слова и употреблять их в речи. [10; 10-12]
В 4-ом классе в сюжетные рассказы и сочинения также вводятся описания единичных предметов и несложных действий: описание рисунка в сочинении « Что я люблю рисовать», описание грибов в сочинении « За грибами».
Методика работы над сочинениями с элементами описания та же, что и в 3-ем классе.
Сочинения с элементами рассуждения — новый вид работы. Рассуждение — наиболее сложный способ изложения мыслей. С необходимостью рассуждать учащиеся сталкиваются нередко. Так, например, в ходе смыслового анализа рассказа А. Гайдара «Горячий камень» учащимся предлагается ответить на такие вопросы: « Чье счастье настоящее: Ивашки, старика или рассказчика?» Эти вопросы побуждают детей к выяснению причинно следственных зависимостей в поступках героев рассказа и требуют излагать мысли в форме элементарных рассуждений.
1.2 Сущность понятия «речевые умения»
Речь — это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст — его дошкольный и школьный.
Развитие речи ребёнка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства. Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?
Первое условие речевого развития ребёнка, как уже было отмечено,- это потребность общения или коммуникации. Следовательно, в методике развития речи должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чём-то.
Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, то есть слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи или создать речевую среду. Это второе условие развития речи ребёнка. От того, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда — это речь родителей, других родных и друзей, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в школе, кроме того, речь учителей и других работников школы, речь, звучащая на уроках, язык учебников и учебных пособий.[6; 11]
И чтение, и письмо-это речевые умения и навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии, на навыки построения собственной речи и восприятия речи других людей. Письменная речь всегда строже устной, в ней отчётливо видны все ошибки и недочёты, столь характерные для младших школьников. Письменная речь имеет свои особенности в построении фраз (Например, в письменной речи чаще используются сложные предложения), в отборе лексики, в использовании грамматических форм. Овладевая письменной речью, дети усваивают особенности текстов — повествования, описания, рассуждения, письма газетной статьи и прочее, знакомятся с их стилистическими различиями.
Следующая область работы школы по развитию речи — это доведение речевых умений детей до определённого минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся, это совершенствование речи, повышение её культуры, всех её выразительных возможностей. Руководство в этой сложной работе — методика развития речи учащихся.
В методической литературе, в учебных программах и других документах для школ, в живом педагогическом общении термин развитие речи имеет минимум три значения.
Во-первых, развитие речи — это главная, стратегическая цель обучения языку: языку надо учить для того, чтобы развивать речь детей (навыки слушания, говорения, письма и чтения) и на этой основе осуществлять их интеллектуальное, эстетическое и нравственное развитие.
Во-вторых, развитие речи — это ведущий принцип обучения языку и речи, используемые методы и приёмы работы должны активно способствовать формированию и развитию речевых навыков детей и тем самым обеспечивать достижение стратегической цели обучения.
В-третьих, развитие речи — это система работы учителя и учащихся, направленная на формирование и развитие у детей речевых умений и навыков. [6; 37]
Речь помогает ребёнку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью — это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребёнка различными представлениями и понятиями, от жизненного опыта школьника, от объёма и динамичности его знаний. Материал должен быть значимым (общественно значимым или личностно значимым). Это также необходимое условие речевого развития учащихся.
Существует и обратная зависимость: чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем легче он познаёт сложные связи в природе и в обществе. В школе учащиеся овладевают чтением и письмом.
Первые два значения достаточно понятны. Ориентация всей работы идёт на формирование и развитие речевых навыков учащихся. Что касается третьего значения термина, то оно требует конкретизации, уточнения содержания той деятельности, которая квалифицируется как работа по развитию речи.
Для хорошего владения речью необходимо умение использовать языковые явления, а изучение языковой теории поможет детям осмыслить языковые явления и закономерности их использования в практике. Я отмечала, что разъединение работы над языком и речью негативно оказывается на качестве как теоретической, так и практической подготовки школьников. Изучение языковой теории превращается в формальное заучивание учащимися не вполне понятых им правил и формулировок понятий, и не способствует усвоению норм употребления языковых явлений в речи. Изучение языковой теории и работа над речью должны органически соединяться и дополнять друг друга.
Должна быть предложена эффективная система формирования у детей всех языковых и речевых знаний и умений, которые предусмотрены школьной программой, без которой невозможно развивать навыки речи. Это и будет системой работы по развитию речи учащихся.
Нужно организовать эффективное обучение, в результате которого дети действительно осмыслят изучаемые явления языка, и речи на доступном их возрасту уровне, будут уметь сознательно пользоваться полученными знаниями в своей речевой практике и тем самым совершенствовать свою речь.
Если мы сумеем организовать изучение языка на основе анализа речи, речевой деятельности, то создадим условия для осмысления учащимися самой речи, содержащей языковые элементы. Это устранит искусственный разрыв между работой над языком и речью.
Принцип развития речи лишь декларируется в программах и методических пособиях как ведущий принцип обучения, который должен связывать всю работу по языку и обеспечивать речевое развитие детей. Мы не научились пока по-настоящему воплощать этот принцип в жизнь.
Какую же речь можно считать хорошей, к чуму следует стремиться учителю и ученику?
Логическое мышление формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека.
Мысль человека облекается в языковые формы. Как бы ни было сложно содержание мысли, она находит стройное воплощение в синтаксических конструкциях и морфологических формах языка.
Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создаёт предпосылки для развития мышления. Психолог Н.И. Жинкин писал: «Речь — это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. Знания, факты, то есть информация, — материал мышления».
Отождествлять развитие речи с развитием мышления было бы неправомерно. Мышление шире речи, оно опирается не только на язык. Работа мысли, усложняясь в связи с трудом, с наблюдением, с другими видами деятельности, требует обогащения и усложнения речи. Обогащение речи в свою очередь оказывает положительное влияние на развитие мышления Важно, чтобы новые языковые средства, которые усваивает школьник, наполнялись реальным смыслом. Это обеспечивает связь мышления и речи. Если школьник не может облечь свою мысль в речевую оболочку, значит, в самой мысли есть изъяны, и эти изъяны обнаруживаются в процессе оформления мысли в речевых формах.
Голос и речь даны человеку для выражения мысли и чувства. Это закон природы. Научиться соблюдать его — задача каждого человека. [4; 27]
Языковые особенности устной и письменной речи объясняются психолого-ситуативными различиями, которые существуют между ними. Л.С. Выготский характеризует письменную речь, как речь — монолог:
«Это речь — монолог, разговор с белым листом бумаги, с воображаемым собеседником, в то время — как всякая ситуация устной речи сама по себе, без всяких усилий со стороны ребёнка, есть ситуация разговорная».
Устная речь протекает в условиях непосредственного общения, поэтому она быстрее по темпу и менее полная. В процессе речи используются нелингвистические средства выражения смысла — мимика и жесты. Эти средства, дающие дополнительную информацию в устном сообщении, отсутствуют в письменной речи. К первому классу ребёнок достаточно овладевает устной речью, свободно произносит слова и в процессе общения не задумывается над расстановкой слов внутри фразы. Письменная форма монологической речи наиболее трудная. Она самая развёрнутая и нормативная. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом специального обдумывания, а на начальной стадии овладение письменной речью осознаётся так же процесс написания каждого слова. Обучение письменной речи как нормативной, чем устной, связано с высокими требованиями, предъявляемыми к ней: чёткость структуры высказывания, обоснованность мысли, выражение отношения к предмету мысли (к объекту), точность в употреблении средств языка.
Речь возникает из потребности высказываться, а высказывания человека порождаются определёнными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности психологи называют мотивацией речи. Наличие мотивации речи означает, что у школьника не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но и то, что ему хочется поделиться, то есть у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства. Мотив речи «ради чего я говорю» — возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к этой работе, которую предлагает учитель. В основе высказывания ребёнка должен лежать непосредственный речевой мотив, то есть желание сообщить другим о своих впечатлениях, об увиденном и пережитом. Именно такой речевой мотив порождается ситуацией живого общения с детьми. В процессе живого общения, высказывания детей должны быть свободными по форме. Это может быть слово, фраза, развёрнутое сообщение. Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют «жёсткое задание» (Л.В. Занков), которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию речи необходимо считать и то, и другое. Учить содержательной, логичной, ясной и правильной речи надо ежедневно на всех уроках русского языка. [2; 13]
При обучении связной речи необходимо давать детям минимум теоретических сведений, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены.
1.3 Анализ методического опыта
Последовательность работы над сочинением-рассуждением.
Памятка.
1. Коротко и ясно сформулируй тезис.
2. Подбери убедительные доказательства тезиса (факты из жизни, из литературы, свои наблюдения и т. д.).
3. Сформулируй вывод.
Тема — это предмет сочинения, то, о чем говорится в этом тексте. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые находят отражение в сочинении. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения.
Первым по времени и по значению шагом в работе учителя над сочинением является выбор темы, а при планировании на длительный период — определение тематики сочинений, рассказов.[12;55-55]
Тема и заглавие сочинения не всегда совпадают. Например, детям предложена тема «Первые признаки весны». Конечно, сочинение может быть так и озаглавлено. Но учитель (в 4 классе сами дети) может и по- другому сформулировать заглавие: « Добро пожаловать, весна!», « Первые вести о весне», «Весна идет». Дети любят яркие, меткие, образные заглавия. Ведь понимание темы отчасти зависит от того, как она преподносится: сухо или образно, строго лаконично или художественно. Если в работе над сочинением школьники не просто выполняют задание учителя, а руководствуются более глубокими и серьезными побуждениями — стремлением рассказать о чем-то для них важном, поделиться своими чувствами, то лучше проявляется их творчество: в таких сочинениях, без сомнения, есть идейное содержание, неразрывно связанное, слитое с темой.
Но если учащимся предлагается слишком широкая тема, они теряются, не могут раскрыть ее достаточно определенно и глубоко: пишут об отдельных деталях, слабо связывая их между собой.
Поверхностное раскрытие темы — один из типичных недостатков детских рассказов и сочинений. Но не единственный. Не всегда дети умеют найти границы темы. Они пишут обо всем, что хотя бы отдаленно связывается в их сознании с темой. Иными словами, тема оказывается неточно понятой.
В работе над рассказом или сочинением можно идти от накопленного материала к теме или от назначенной темы через наблюдения к материалу для сочинения [12;55]. Для гармонического развития учащихся оба способа важны.
Решить, у кого и почему вы будете брать интервью.
2 этап. Наметить тему беседы; в соответствии с этим составить вопросы; продумать их последовательность.
3 этап. Примерно ответить на вопросы с точки зрения этого героя. Записать основное содержание беседы.
4 этап. На основе этого интервью написать очерк о той личности, которую вы выбрали [19;34].

Глава II. Система работы по развитию речевых умений учащихся 1-4 классов
2.1 Подготовка учащихся 1 класса к написанию сочинений
Психологами доказано, что ребёнок осваивает письменную речь именно тогда, когда он пишет самостоятельные творческие работы «сочиняет». Собственное «сочинительство» мотивировано либо желанием рассказать что-то, чего не знают другие, либо потребностью «высказать себя», либо стремление оставить запись «на будущее», напоминанию самому себе о каком-то интересном событии. Чем раньше дети начнут сочинять, тем лучше.
Научить детей писать сочинение правильно и красиво — большой и кропотливый труд. Только повседневная работа над усвоением норм литературного языка на всех уроках даёт положительные результаты. Каждый ребёнок познаёт окружающий мир по-своему. Мысли ученика устремляются в мир истины на крыльях сказки. И если белое облачко предстанет перед ребёнком только как скопление серых капель, мир детства поблекнет, детская мысль будет вялой. Поэтому считаем, нужно пробуждать, одухотворять, вдохновлять ум детей красотой слова, мысли. С первых дней пребывания ребёнка в школе заботимся о содержании детских высказываний, об их правильности и логической последовательности. Используем те умения, которые дети приобрели в дошкольных учреждениях.
Например, обучение связному рассказу по образной игрушке строилось на использовании принципа аналогии. Цель: учить детей определять тему и озаглавливать ее, применять знания о композиции связного высказывания, отбирать более точные слова для выражения своих мыслей. Шестилетки должны были самостоятельно составить по плану рассказ о своей любимой игрушке. Детям прочли план будущего рассказа, предложили дома продумать возможный его вариант и на следующий день принести в класс свою любимую игрушку и рассказать о ней товарищам.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Приводим план рассказа.
украсим класс к празднику Прощания с Букварем.
Сочиняли сказки по содержанию данной.
Задача: будить фантазию и воображение детей, развивать их словарный запас. Например.
1. Рассказывание учителем сказки «Гусенок» по Н. Гернет:
«Жила-была девочка Аленка. У нее был гусенок Дорофей, которого она прилежно пасла каждое утро. Только гусенок направился в болото, как Аленка кричит: «Дорофей». Гусенок поворачивает назад. Устала Аленка прыгать по лугам и болотам, прилегла отдохнуть, а тут и Лиса. Хвать гусенка и потащила в лес».
2. Добавление нового героя
— Давайте подумаем вместе, что же делать Аленке, как гусенка спасти. — Добавим в эту сказку новых героев — Старика — Лесовика и волшебный велосипед.
3. Совместное с учителем творчество детей по сочинению новой сказки о гусенке Дорофее.
4. Пересказ придуманной сказки одним (или несколькими) учеником.
5. Иллюстрирование понравившихся эпизодов сказки.
В период обучения грамоте (1 класс) дети не пишут связных текстов, хотя и составляют их устно, а пишут лишь слова. Но и отдельное слово может быть равнозначно целому тексту, если этим словом названа картина «Лес». «Луна» или если она служит для обобщения отрывка из связного текста.
Для маленьких авторов выбираем темы, связанные с впечатлениями и наблюдениями над окружающей их жизнью. Это способствует тому, что у пишущего сочинение ученика появляются мысли, чувства, которые он стремится передать в своей работе соответствующими словами, словосочетаниями, предложениями.
Например, были в сквере, любовались желтеющими берёзками. В классе вспомнили прогулку и написали слово «берёза», которое в данном случае для детей обобщает массу впечатлений и является темой для сочинения. Рассмотрели картину в букваре, рассказали, что на ней нарисовано, дети пишут слово «зима», и это опять-таки является темой для сочинения, так как за словом «зима» стоит целая картина, она навевает определённые воспоминания.
Если научить детей видеть природу, обращать внимание на, казалось бы, привычные явления, изменения в природе (не только на снегопад, листопад, весенние воды, но и на то, какое сегодня небо и почему, как выглядят деревья, растущие возле школы, в ясную, туманную погоду), то «заговорит» каждый ученик. Поэтому перед уроком обучения грамоте (1 класс) предлагаем детям задания: утром и вечером понаблюдать за небом, за повадками птиц, за изменениями в природе и затем на уроке записать 1-2 предложения о том, что их особенно поразило, что больше всего им запомнилось. Выполняя такие задания, многие учащиеся, прежде не обращавшие внимание на окружающее, начинают внимательно вглядываться в мир.
Вот, к примеру, как первоклассники писали об одном зимнем дне (2-е полугодие):
1. На улице холодно. Небо серое и печальное.
2. Сегодня день пасмурный и туманный.
Но вот погода изменилась (приближается весна), и дети пишут:
1. Ярко светит весеннее солнце. Оно согревает своими лучами землю.
2. Сегодня солнечный день. Ласково веет ветерок.
Один и тот же день, одни и те же явления природы дети увидели по-разному.
Если такие задания давать систематически и не просто записывать 1-2 предложения, но и анализировать их, то такая работа непременно будет полезной. Дети сравнительно легко станут справляться с сочинениями, которые будут писать на основе своих наблюдений.
На первых порах ученики составляют рассказы по готовому плану.
О погоде.
1. Какой сегодня день?
2. Небо.
3. Солнце.
4. Ветер.
5. Деревья.
6. Животные.
7. Моё отношение.
Для выработки у школьников практических умений и навыков в области языка и речи нужно использовать комплексные упражнения, позволяющие развивать у детей языковые, речевые и интеллектуальные способности.
Представляем один из вариантов такой комплексной работы. Она строится на основе тематических групп слов и позволяет органически соединить лексическую, лексико-грамматическую и речевую работу. Правильно организованная беседа способна обеспечить выбор слов, соответствующих заданной теме, наполнение слов реальным содержанием.
Эту работу представляем в игровой форме. Называем «Слова -рассказчики».
Вот как примерно строю беседу для выявления тематически связанных слов и формирования смыслового поля для будущих высказываний.
1. Дети приглашаются к игре (Давайте поиграем в языковую игру «Слова -рассказчики».) Затем объявляется «герой» игры (предмет разговора) — лиса. Показывается картинка. Задаются вопросы: Кто это? (Лиса) Как можно лису назвать ласково? (Лисонька) Слова лиса и лисонька записываются как заглавие таблицы.
— Сейчас мы будем вспоминать все, что знаем о лисе, и подбирать слова, которые помогут нам рассказать что-то важное и интересное о жизни лис, их особенностях, повадках.
— Кто такая лиса? Это животное, растение или какой-то неживой предмет? (Животное) Понадобится нам слово животное, чтобы объяснить, кто такая лиса? (Понадобится). Запишем это слово в таблицу.
— Животных на свете много. Какое именно животное лиса? Это насекомое, рыба. Птица или зверек? (Зверек) Запишем это слово в таблицу.
— Если лиса — животное, значит, она где-то живет. Слово жить нам нужно будет для того, чтобы что-то рассказать о лисе? (Нужно) Запишем слово жить.
— А где живут лисицы? (В лесах, зоопарках). Запишем слова лес, зоопарк.
— А где лисы устраивают свои норы? Запишем слова устраивать, делать. Запишем также слово нора.
— Какой этот зверек по размеру? (Средний) Запишем слово средний.
— А вам нравится этот зверек? (Нравится) За что он вам нравится? (Он красивый) Запишем слово нравиться, красивый. А можно сказать о лисоньке, что она очень красивая? Включаем в таблицу слово очень.
— Давайте вспомним, как выглядит лиса? Что покрывает ее тело? После дополнения и уточнения ответов детей в таблице фиксируются слова тело, шерсть, шерстка, мех, а также слово покрывать. А теперь я спрошу об этом, но немного иначе: что носит лиса зимой и летом? Во что она одета? (В шубку) Запишем слово шубка.
— Представим себе шубку лисы. Какая она? (В таблицу включаются слова пушистый, пышный, рыженький)
— А чем еще интересна лиса? Какай у нее хвост? Какие глазки? (В таблицу вносятся слова хвостик, глазки, ушки)
— Змеи ползают, птицы летают, рыбы плавают. А как передвигаются лисы? (Бегают, ходят)
— Если лиса животное, значит, она что-то ест, чем-то кормится, чем-то питается. Нужны нам слова: есть, питаться, кормиться, чтобы рассказать о лисах? (Данные слова вносятся в таблицу)
— Какой корм добывает лиса, чем она питается? (Фиксируются слова земляника, черника, вишня, виноград, мыши, зайцы, птицы)
— Выводят ли лисы детенышей? Как называются их детеныши? (В таблицу вносятся слова: выводят, детеныши, лисята)
— А какие лисята? Как они выглядят? (Они слепые, маленькие, хорошенькие, забавные и т. д.) Добавим в таблицу слова хорошенький, забавный.
Детям предлагаем речевые задания с использованием слов из таблицы:
составление словосочетаний, предложений, текстов в устной форме. (Например, текст-описание по готовому плану).
О животных
1. Внешний вид.
2. Повадки.
3. Полезное или вредное животное.
4. Моё отношение.
Такие таблицы составляем с детьми и в следующих классах, только задания усложняются.
Лиса, лисонька
Животное
делать
лес
средний
очень
зверек
жить
зоопарк
красивый
быстро
устраивать
нора
пушистый
ловко
нравиться
тело
пышный
проворно
покрывать
шерсть
рыженькая
весело
бегать
шерстка
быстрый
ходить
мех
хорошенький
есть
шубка
забавный
питаться
хвостик
шелковистый
мчаться
слух
белая
кормиться
грудка
добывать
сапожки
собирать
ушки
выводить
глазки
охотиться
ягоды
мыши
детеныши
лисята
В 1 классе считаем удачным такой вид работы, как устные коллективные сочинения. Для этой цели собираем серии книжек-раскладушек по разным темам: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Птицы», «Отдых», «Хлеб — всему голова», «Звери». Учащиеся смотрят на картинки и «рисуют» словами животных, деревья, погоду. Эти упражнения приближают учащихся к связному рассказу.
Эффективны в работе по подготовке к написанию сочинений упражнения, которые называем «умные вопросы». Записав предложение, предлагаю детям поставить к нему вопросы. Например, к предложению «Дети играли на стадионе» ребята поставили вопросы:
Кто играл на стадионе?
Где играли дети?
Что делали дети на стадионе?
Такую работу провожу в 1-2 классе.
Работу по развитию речи в 1 классе проводим по принципу постепенного наращивания трудностей, использую такие упражнения, например:
Составить схемы предложений. «Знаем ли мы сказки?» Читаю сказки, дети дополняют ее 2-3 предложениями. Самостоятельно составленные предложения они записывают в виде графических схем.
1. Жили-были дедушка и бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались раз подружки в лес…
2. В домике жили три медведя. Один из них был большой и лохматый. Звали его Михаил Иванович…
Договаривание слов с соответствующими окончаниями в фразах и рифмовках:
Лучше нас лесных… (ежей) нет на свете… (сторожей).
Тишина царит в дремучем… (лесу).
Дописать предложения.
Я рисую… (дом, машину, юлу, куклу).
Я читаю… (книгу, журнал, газету).
Составление предложений по аналогии:
Песок сыплют, а воду…
Закончить предложение.
1. У зайчишки были грачата.
2. У грача были галчата.
3. У галки были зайчата.
Составить и записать предложения из слов, данных на карточках.
кот, у, Тишка, жил, Миши.
душистая, лугу, на трава.
Веры, лыжи, у, новые.
Пушистые, кружились, снежинки.
При работе над деформированным текстом ставим перед собой цель: выработать умение строить простое предложение: правильно располагать в нем слова, видеть границы предложения. Встречаются трудности: не все дети понимают и осознают этот вид работы. Поэтому решили помочь им. Заранее приготовили каждому ученику текст в наборе полосок с предложениями. Предложили детям разрезать полоску на такие части, чтобы каждая содержала одно предложение. Текст выкладывался на парте, перечитывался. Допущенные ошибки дети исправляли сами, отрезая «лишнее» слово и перекладывая в нужный рядок.
Пришла весна запели в саду птички набухли на ветках почки
Пришла весна
Запели в саду птички
Набухли на ветках почки
Цыплята нашли в саду белый пушистый шарик
Он им очень понравился
Каждый хотел поиграть с этим шариком
Шумели цыплята, спорили
Но тут дунул ветерок и унес шарик
Полетели по ветру мелкие пушинки
На материале этих текстов дети учатся в выделении начала, середины и концовки рассказов.
Вставьте слова, которые помогут соединить предложения друг с другом и получится рассказ, текст.
1. В Минском зоопарке огородили большую площадку для молодняка.
2. Вокруг… поставили клетки.
3. В…… домик для малышей.
4.……… ели.
5. А после кормежки отдыхали.
Одним из видов обучающих упражнений по развитию речи является составление предложений, объединенных темой. Материалом для этой работы могут служить иллюстрации из «Букваря».
Записать ответы на вопросы, используя слова второго столбика и иллюстрации «Букваря» (стр. 98 тема «Беловежская пуща»).
Где встретились звери?
лесные, у, реки
Кому нужна вода?
всем,
Что делал лебедь?
плыл, по, реке
Куда поднимался голубь?
небо, в, а
К чему прислушивался олень?
звуку, к, каждому
Куда подкрадывалась рысь?
под, деревьями, тихо, а
Что делал лось?
траву, вкусную, ел
А вот рассказ «Два козленка» предложила составить самостоятельно по картинке и плану, данному на карточках.
Цель: учиться составлять рассказ по плану, выразить свое отношение к описываемому.
План.
1. Где встретились два козленка?
2. Почему они стали бодаться?
3. Чем дело кончилось?
4. Что вы хотели бы еще сказать о двух козлятах?
Содержательные рассказы получились у ребят. Приведу их.
Два козленка
На узкой перекладине встретились два козленка. Один из них был черный, второй рыжий, Козлята не могли разойтись и стали бодаться. Кончилось тем, что оба свалились в речку. Ох, и глупые были эти козлята!
Два козленка
На узком бревне встретились два козленка. Что делать? Ни один, ни другой не хотели уступить друг другу дорогу. Тогда два упрямых козленка начали бодаться и упали в воду. Так они были наказаны за свое упрямство.
Дописать 1-2 предложения, используя схемы.
Цель: выработать умение находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова, правильно строить предложения на заданную тему.
Встреча.
Дети пошли в лес. Вот старая ель. Слава заметил белку.____ ______.
Корм для птенцов.
Кругом пушистый снег. Юра идет в лес.________ ________ ___________.
Из слов каждой строчки составить предложения. Дать название рассказу.
много, в, грибов, лесу
тропинки, прячутся, у, боровики
частом, в, ельнике, растут, грузди, душистые
полянке, на, рыжики, появились.
Выполняя эти упражнения, учащиеся учатся излагать мысли в определенном порядке, последовательно
На уроках обучения грамоте вводили «Минутки поэзии». Дети особенно полюбили их. Предлагали ученикам две рифмы. В начале периода обучения грамоте говорили слова, позже записывала на доске. Сначала были простые ответы, например:…… бежит
… дрожит.
Волк бежит,
Заяц дрожит.
Затем ответы были более сложные:
…… солнце
…… оконце.
Глядит весеннее солнце
В мое любимое оконце.
«Минутки поэзии» помогают разнообразить урок, создают интерес к учебе, готовят детей к написанию стихов, которые они потом смогут использовать в качестве эпиграфа к сочинению.
Пересказ — это наиболее гибкий практический прием обучения младших школьников связной речи. В 1 классе дети учились воспроизводить содержание прочитанного из дополнительной книги по чтению («Уроки чтения» Узорова О.В.). Высказывали свое отношение к прочитанному. Формировалось умение отличать связный текст от набора предложений.
В конце III четверти провели специальную работу, которая давала возможность судить об уровне обученности детей. Детям предложили два задания: 1) из предложенных отрывков выбрать текст, обосновать свой выбор; 2) озаглавить предложенный текст.
Для первого задания предлагались два отрывка:
1. Юра долго болел. Олег помогал больному товарищу. Наконец Юра выздоровел и пришел в школу. Благодаря Олегу он не отстал от товарищей.
2. Лесник живет на лесной поляне. Там растет молодой лесок. У нас на окнах стоят цветы. Они и зимой цветут.
Задание безошибочно выполнили 90% учащихся (только двое допустили ошибки, отнеся к тексту второй отрывок). Они уловили смысловую связь между парами предложений: первым и вторым, третьим и четвертым.
Второе задание (озаглавить текст) правильно выполнили 22 ученика, не смогли правильно подобрать заголовок 4 ученика.
При проверке усвоения учащимися материала по развитию речи в период обучения грамоте предложили такие задания:
1. Составить и записать предложения.
ямки, и, я, моя, мама, выкопали
вишни, мы посадили.
2. 3аписать ответы на вопросы.
Кто жует сено? (наша, сено, жует, Зорька)
Кто грызет орехи? (пушистая, орехи, белка, грызет).
Анализ работ показал, что все учащиеся справились с этими заданиями.
Таким образом, на протяжении 1 класса проходила подготовительная работа к письменным сочинениям. Эта работа над предложением, текстом, составление устных рассказов по серии картинок, рисование словесной картинки по прочитанному. Такая работа дала положительный результат, продолжалась и усложнялась во 2 классе.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Причем в первом случае учитель организует подготовку, иногда длительную, учит наблюдать, накапливать материал, факты, обдумывать, сопоставлять их, обобщать, делать выводы. Так протекает работа над сочинениями о походах, прогулках, описание виденного и пережитого.
Во втором случае учащимся предлагается тема, намечается план подготовки к ее раскрытию, накапливается материал, отбирается наиболее важное, систематизируется, и затем дети пишут текст. Работа над некоторыми темами объединяет оба способа. Таким образом, первое условие хорошего сочинения — это правильная работа над темой, ее понимание и раскрытие.
Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни.
В школах используются учебные картины. Они доступны учащимся, удобны для использования на уроке, но не всегда достаточно выразительны. Поэтому для развития речи следует использовать художественные картины (репродукции) [11;49]. Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.
Сочинения по картинам делятся на три основных вида: повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану; повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета; описание картины.
Сочинения (устные и письменные) по серии картин проводятся во 2, 3 и реже в 4 классе. Серия из 2-5 картин облегчает составление плана, сюжета. Поэтому во 2 классе обучать детей плану, композиции и сюжету сочинения удобнее всего именно по серии картин. Дети, направляемые вопросами по 1-3 предложения, озаглавливают рассказики.
Сочинения по одной картине значительно труднее предыдущего вида. Здесь ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в воображении сюжет, наметить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает событие, до и после того момента, который запечатлен на картине. При этом учащийся должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности.
Первые сочинения по одной картине должны быть устными и предваряться беседой. Описание картины — самая трудная форма сочинения. Обычно оно проводится в старших классах, но допустимо и в 4 классе (элементы описания картины возможны во 2 -3 классах).
В начальных классах дети описывают картину по вопросам, выявляя, во-первых, тему картины (что на ней изображено); во-вторых, ее композицию, передний план, задний план, расположение предметов. В-третьих, действующих лиц, действие, если оно есть. Наконец, идейный смысл, «настроение» картины.
Уже во 2 классе практикуется устное описание картины («Расскажи, что ты видишь на картине»). От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей.
Наблюдательность очень важна для развития речи. Школа организует систему наблюдений природы, отдельных предметов и процессов. Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают результаты наблюдений. Это сочинения-описания. Работая над развернутым описанием, ученики выявляют признаки наблюдаемых предметов, выделяют существенные признаки, синтезируют. Описания приучают школьников к высокой точности в выборе слов, к строгой последовательности изложения, четкости в словесном оформлении своих знаний. [19;54] Описания бывают «деловые» (например, «Наш кабинет труда») и эмоционально — образные (например, « Наша Мурка», « В саду осенью»). В начальных классах проводятся следующие виды описаний:
1. Описание отдельного предмета по непосредственному наблюдению «Яблоко», «Часы», «Кукла» или по прошлым наблюдениям «Липа весной и осенью»: здесь есть дополнительная, осложняющая задача — элемент сравнения.
2. Описание трудового процесса, выполнявшегося учащимися: « Как сделать скворечник» (на уроках труда), « Как посадить дерево».
3. Описание картин природы и других сложных предметов, явлений: « Наша улица утром», « В лесу», «В магазине игрушек».
Рассказы по наблюдениям получаются большими по размерам, потому что у детей много материала. А последовательность, полнота описания обеспечиваются подготовительной беседой.
В 3 и 4 классах подобные рассказы могут быть записаны если не полностью, то хотя бы частично. Описание процесса не следует путать с повествованием [1;70].
Сложные описания, обычно описание картин природы, проводятся во всех классах. Они допускают большую свободу в отборе материала и в его расположении, чем описания отдельных предметов или процессов. Так, описывая сад, учащиеся расскажут о деревьях и кустарниках, назовут сорта яблок, вспомнят о птицах, о своем труде в школьном саду. Сложные описания типа « Наш поселок», «Лес осенью», «Закат солнца» не новость и не редкость в школе. Дети их любят, пишут охотно. Но в сложных описаниях нередки логические недочеты. Чтобы их предупредить, нужна значительная работа по организации самих наблюдений, а также составление отдельных фрагментов — зарисовок. Роль таких подготовительных упражнений могут выполнить устные описания простых предметов по наблюдению. Устные зарисовки помогают учителю выбрать слова для записи на доске. Эти слова служат опорой для составления всего текста. План может быть составлен как до, так и после зарисовок. Младшим школьникам, по мнению большинства учителей, легче составлять сюжетные сочинения, хотя методисты считают, что и описания интересуют их, оказываются доступными.
Отзывы о прочитанных книгах очень важны для воспитания юных читателей. В отзыве школьник дает оценку прочитанному (или просмотренному фильму, спектаклю). Цель отзыва в том, чтобы глубже, отчетливее показать идейное содержание и художественные детали. И подготовка, и описание отзывов связывается с уроками внеклассного чтения учащихся. На этих уроках дети дают устные характеристики прочитанного. [19;10-38]
Во 2 и в 3 классах дети, как правило, еще не пишут развернутых отзывов, они лишь записывают названия прочитанных книг, фамилии их авторов, очень кратко излагают содержание книги или какого- то эпизода и указывают, понравилась им книга или нет.
Так постепенно школьники подготавливаются к 4 классу, где впервые проводится урок обучения письму отзывов: класс пишет коллективный (с записью на доске и литературной обработкой) отзыв о книге, которая прочитана всеми учениками. Во втором полугодии проводится еще один такой урок, но здесь каждый пишет о своей любимой книге, т.е. сочинения оказываются самостоятельными; допускаются и домашние сочинения — отзывы, если проведена подготовительная работа на уроке. Кроме того, написание отзывов организует библиотека, где ведется журнал читательских мнений. [ 19; 16].
Обучение письму отзывов в 4 классе протекает так. Учитель прослеживает, чтобы к моменту письма отзыва о книге (или об отдельной повести, о рассказе) она была прочитана всеми учащимися. Для отзыва выбирается действительно любимое произведение, высокоидейное, художественное. Учащимся заранее сообщается о том, что они будут составлять письменный отзыв (сочинение) о прочитанной книге.
На уроке по внеклассному чтению проводится подробная беседа о книге: кратко излагается сюжет, описываются главные действующие лица, прочитываются отдельные небольшие отрывки, анализируется идейное содержание произведения. Учащиеся говорят, что им особенно понравилось в книге, обосновывают свое мнение. К уроку обычно подготавливается небольшая выставка: портрет автора, иллюстрации. Детей следует ознакомить с несколькими образцами отзывов о прочитанных книгах, разобрать их.
На следующем уроке составляется коллективный отзыв, обсуждается, обычно записывается на доске, редактируется, а затем переписывается в тетради с возможными дополнениями и изменениями. Детские отзывы разнообразны. Тем не менее, можно выделить несколько типов, которые встречаются в школе. Самым простым, примитивным является пересказ содержания книги. Школьники не умеют еще давать оценку прочитанному. Ну а такой отзыв «полезен». Часто дети передают в своих отзывах не весь сюжет, а один эпизод, понравившийся им. Такой отзыв уже содержит простейшую оценку прочитанного: школьник выделяет из всего сюжета то, что, по его мнению, заслуживает наибольшего внимания.
Во многих отзывах дается элементарная характеристика одного или нескольких героев прочитанной книги, т.е. обыкновенно рассказывается о том, какие поступки, подвиги героев взволновали читателя. В то же время дети выказывают свое презрение к врагам и предателям, возмущение подлостью, трусостью, лживостью отрицательных персонажей. В отзывах такого типа читательские оценки выражаются вполне ясно и определенно. Наиболее развитые и начитанные дети пишут отзывы, в которых есть сравнение, сопоставление прочитанного с фактами, известными ученику из других книг и из жизни. Такие отзывы очень интересны. В них встречаются обобщения, а иногда и яркие образы. Наибольший интерес представляют отзывы, в которых речь идет не об одном, а о ряде произведений одного писателя или даже разных писателей (С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова, А. Гайдар, Г. Скребицкого). Об одном произведении этого писателя говорится подробнее. Такие работы разнообразны, самостоятельны, в них отражается начитанность школьника, его умение обосновывать свое мнение, обобщать, выделять главное.[10;20]. В 3 классе тоже можно писать отзывы, но здесь нужно работать индивидуально, с хорошо развитыми детьми, так как фронтальная работа еще трудна[10;10-38].
Так в начальных классах дети могут научиться писать простейшие заметки в газету. В сущности сочинения на самые разнообразные темы могут быть написаны как заметки в газету. Дети, поняв общественную пользу от своих сочинений. Охотнее и серьезнее работают над ними. К сожалению, в начальных классах редко издают стенгазеты. Если же газета выходит, она способствует не только сплочению коллектива, но и развитию речи школьников. Они испытывают потребность высказывать свои мысли и чувства: речь мотивируется.
В 4 классе учащиеся знакомятся с детскими газетами и журналами. Они читают статьи и заметки и обсуждают их, т.е. знакомятся с образцами газетных заметок. Первое же сочинение после такого знакомства — это заметка в газету, например: «На животноводческой ферме» (по экскурсии), «Интересный концерт», « Мой любимый рассказ». В газете всегда на первом плане стоит задача воспитания: уважение и любовь к труду, честность, товарищеская взаимопомощь, хорошая учеба, общественная работа.
Заметка — это небольшая статья, посвященная конкретному факту, положительному или отрицательному. От обычного сочинения заметка отличается краткостью, меткостью языка, а также тем, что в ней всегда остро ставится проблема, нередко содержится призыв, обращение к читателю (иногда и в заглавии). Заметка может также содержать просто сообщение, новую интересную информацию. В 4 классе (реже в 3 классе) проводится специальный урок или фрагмент урока, на котором пишется коллективная заметка, а в дальнейшем эта работа может протекать и во внеурочное время.
Широкую популярность в школах приобрели сочинения малых форм, или миниатюры.
К сочинениям — миниатюрам, которые проводятся в устной или письменной форме преимущественно на уроках русского языка, предъявляются все те же требования, что и к сочинениям крупных размеров.
Интервью по прочитанной книге.
1 этап. Вспомнить книгу или статью.
2.2 Совершенствование речевых умений младших школьников при работе над разными жанрами сочинений во 2-4 классах
Подготовительным этапом над сочинением является работа над связностью текста. Она проводится как на уроках чтения, так и на уроках русского языка. Например, использовали такие группы упражнений:
1.Из двух предложений выбрать то, порядок слов которого поможет связать это предложение с первым и третьим предложениями текста. Объясните свой выбор.
1. Поперек рек ставят плотины.
2._____________________.
3. Они посылают ток заводам, фабрикам, колхозам.
Вариант второго предложения: Возле плотин строят электростанции. Электростанции строят возле плотин.
2. Вписать в предложения подходящие слова с предлогами.
Тучи ползут_____ _____. Школьники идут____ ____. Птенчик сидит____ _____. Рабочие идут____ ____. Лист оторвался ________. Ребята пришли ________. Самолет пролетел ________.
3. Составить из слов предложения так, чтобы продолжить начатый текст. Списать, подчеркнуть слова, которые переходят из предыдущего предложения в последующее и соединяют их.
Пруд зимой не замерзает. На, есть, середине, пруда, островок. А, будки-домишки, на нем. Прячутся, в, утки, будках. На, выходят, они, не боятся, берег, и, людей.
4. Расположить предложения так, чтобы получился рассказ. Дать название рассказу.
Их встретил молодой рабочий.
Эти машины выпускает завод.
Ученики пришли на завод.
Он показал ребятам тракторы и комбайны.
5. Прочитайте текст. Какие слова связывают предложения друг с другом? Замените повторяющиеся слова словами из справок. Какой текст более точно рассказывает о несчастье синички?
Аня и Нина нашли синичку. Синичка еще не умела летать. Синичка жалобно пищала в траве. Девочки положили синичку в гнездо воробьев. Приемные родители вырастили синичку. (Слова для справок: она, бедная птичка, крошка)
6. Прочитать предложения. Использовать слова для справок для соединения этих предложений в текст. Почему выбраны именно эти слова?
У лисицы в норе подросли лисята. ____ учит их ловить добычу. ____
строго следит за учениками.____ ____ смело бросаются на все, что движется.
Слова для справок: лиса, лисица, мать, учительница, плутовка, лисята, маленькие охотники, малыши.
7. Расположить предложения так, чтобы восстановить текст стихотворения.
1. Стали птицы песни петь,
Сквозь лесной валежник.
И расцвел подснежник.
Пробирается медведь.
2. Я в руке держал флажок.
Дул в лицо нам ветерок.
И пошли мы на парад.
Взял меня с собою брат,
8. По вопросам и словам, которые справа, составить рассказ о приключениях медведя. Придумать название рассказу, В начале или в конце предложения вы расположите слова, которые обозначают то, что уже известно из вопроса?
1. Что захотелось медведю? мед
2. Что он сделал? косолапый, забраться, пасека,
на
3. Как медведь доставал мед? разбить, ульи, разбойник
4. Кто встревожился? пчелы
5. Что они сделали? налететь, на, гость,
непрошеный, хозяйки, стали
жалить, и
6. Как ведет себя медведь? отбиваться, Мишка,
но, уходить, не
7. Почему медведь не уходил? уж, больно, сладок, мед
Назовите слова, которые помогают соединять предложения в этом рассказе. Какую задачу выполняют в рассказе слова, близкие по значению?
9. Изложение по вопросам учителя (Текст записан на доске).
Пастушонок
Пастушонок Гриша живет в степи. Утром он приводит телят к ручью. Телята пьют вкусную воду. Потом они щиплют сочную траву.
Вопросы: 1. Где живет пастушонок Гриша?
2. Куда он приводит телят?
3. Что делают телята у ручья?
Работа над изложением готовит детей к написанию сочинения.
10. Составить и написать несколько предложений на тему «Школа», используя данные слова. Ученики, учительница, ребята, дежурные, класс.
11. По первому предложению придумайте рассказ. Для связи в предложении используйте слова: малыш, непоседа, проказник, шалун.
Мой котенок Пушок очень любит играть.
Возможные предложения: Малыш ловит и теребит свой хвост. Непоседа много бегает и прыгает. Проказник любит притаиться и неожиданно напасть на мои ноги. Шалун иногда кувыркается на диване. Веселый у меня котенок!
12. Выполняя это упражнение, школьники учатся связывать смежные друг от друга предложения в тексте таким образом, что в последующем предложении воспроизводится содержание какой-то части предыдущего предложения путем простой синонимической замены слов и конструкций.
Наши пограничники зорко охраняют рубежи родной страны. Бойцы днем и ночью несут службу на границе. Воины всегда готовы защищать мирный труд людей.
У детей вырабатывается умение выбирать лексические средства связи с учетом темы и главной мысли высказывания.
Яркая, эмоциональная речь — это «живая вода» для детей младшего школьного возраста. Для составления образных предложений (3-4 класс) я использую четыре блока карточек: «Осень», «Зима», «Лето», «Весна». Каждая карточка из блока посвящена определённому явлению (предмету).
Например: блок «Зима» (ветер)
Ветер гулял (в чём? чего?)
Гнёт (к чему?) (какой?) ветер (что?)
Завывает (где?) (какой?) ветер
    продолжение
--PAGE_BREAK--Гонит (по чему?) ветер (что?)
Работаем по схемам сначала коллективно, а потом в парах. Предложения записываем, завязываем «узелки на память», то есть постепенно собираем материал для сочинений.
Пример карточки из блока «Зима».
1.Ветер. 2. Деревья. 3. Снег. 4. Вьюга. 5. Облака. 6. Птицы.
Эта подготовительная работа к сочинению по серии картин или по картинному плану. В 3-4 четверти (3 класс) предложения составляем уже без схем. Затем коллективно редактируем их и записываем в тетради.
Например: Сегодня большой мороз.
Какими словами лучше заменить слово «большой»? (крепкий, сильный).
А как еще можно сказать? (Сегодня морозный день).
А как вы ощущаете мороз на себе? Мороз щиплет лицо и руки. Снег трещит под ногами.
А можно слово «трещит» заменить более удачным? (скрипит)
А теперь повторим все предложения. Посмотрите, у нас получилось маленькое сочинение. Давайте запишем.
Такая работа по развитию речи обогащала словарный запас детей, позволяла перейти к творческому заданию — написанию сочинения.
Письменное сочинение во 2 классе — это коллективно составленные рассказы об играх, забавах. Работая над ними, учащиеся учатся осмысливать свою деятельность, при подборе тематики сочинений учитываю интересы учащихся. Например: «На прогулке», «Снег идет».
Работу провожу по такому плану:
1. Устное рассказывание по теме сочинения (дети высказывают свои личные впечатления по теме).
2. Чтение плана, записанного до урока или коллективная работа над планом.
3. Составление ответов на каждый вопрос плана, коллективное обсуждение, запись на доске слов, необходимых для составления сочинения, предупреждение орфографических ошибок.
4. Связный рассказ по плану.
5. Запись сочинения с доски или под руководством учителя.
6. Проверка написанного.
Со 2 полугодия в сочинения и рассказы включала элементы описания. Это работа по серии картин или картинному плану (например, на тему «Весна»).
Сочинение по наблюдениям на тему «Первый снег».
Работа над таким сочинением начинается от накопленного материала к теме. Например: Я видел, как падал снег. Он покрыл всю землю. Мне понравился снег.
Учащиеся моего класса очень любят сочинения-миниатюры. Они очень удобны, т.к. подготовительная работа здесь занимает значительно меньше времени, длительные наблюдения не нужны, беседа очень короткая (всего 2-3 вопроса) или совсем отсутствует, план не составляется в письменной форме, меньше времени уделяется подготовке устного текста.
Котенок
В корзинке сидел маленький котенок. У него ушки остренькие, а сам он беленький как пушок. Глазки черненькие точно бусинки.
Систематическое выполнение подобных сочинений создало непрерывность в развитии связной речи, повысило самостоятельность учащихся, высказывания здесь стали более точными, увеличился словарный запас.
В конце 2 класса была проведена проверочная работа, с целью проверки умения излагать свои мысли по готовому плану, составленному в форме вопросов. Отвечать на вопросы так, чтобы получился связный текст; выбрать предложения, которые составили бы текст, закончить текст 2-3 предложениями.
1.Обучающее изложение.
Медведи
Тихо падал на большой сугроб снег. Там спали медведи. Теплое солнце и капель разбудили их. Мать и сын вышли из берлоги. Звенел голосок синички. Звонко журчал ручей. Лес весело встретил медвежонка.
Запишите ответы на вопросы:
Где спали медведи?
Что их разбудило?
Как встретил лес медвежонка?
Слова для справок: звенел, солнце.
2. Выпиши предложения, которые соответствовали бы заголовку.
Солнечные зайчики.
Море в этот день удалось на славу.
Ребята шумной гурьбой бежали в школу.
Послышался звонок.
Оно теплое и веселое.
По волнам прыгали солнечные зайчики.
Они слепили глаза.
В кустах пела незнакомая птица.
Зайчики звали людей поплавать и позагорать.
(Обратить внимание на подчеркнутые слова и их написание)
3.Закончи текст.
Испугались
По двору важно ходил петух. Теплое солнышко согрело двор. С листочков скатывались капельки росы. Цветы подняли головки. На крыльцо вышел кот Васька. Вдруг петух за-ку-ка-ре-кал.
Анализ проведенной работы показал, что с 1 и 2 заданием справились самостоятельно 20 учащихся, 3-е помощью учителя, 1 ученик не справился. С 3 заданием справились 80% учащихся.
На уроках русского чтения провели проверку, которая позволила судить об уровне обученности определенным умениям связной речи.
Дети выполняли два задания: озаглавливали текст, в структуре текста выделяли начало, середину и концовку.
Однажды лесник раскопал нору и нашел там одного лисенка. Видно, лисица-мать остальных перетащила в другое место.
У лесника дома жил щенок. Вот и стали лисенок, и щенок расти вместе. И опять рядышком, и играют вместе. Лисенок прыгнет на лавку, а с лавки на стол и смотрит вниз. А щенок ползет по лавке — хлоп! — и упадет.
А потом лисенок спрыгнет вниз, и оба лягут спать рядышком. Спят они долго и сладко.
Эти задания были выполнены правильно всеми учащимися.
Работу по развитию речи продолжила в 3-4 классе.
Цель: дальнейшее обогащение словарного запаса, развитие связной устной и письменной речи.
Для достижения этой цели использовали серию упражнений, предназначенных для обучения младших школьников умению «составлять текст», т.е. постепенно и последовательно развертывать свою мысль, строить предложения и связывать их между собой. Смысловая и лексическая преемственность между предложениями стала для учеников критерием связности текста.
Первая группа упражнений предполагали работу над такой лексической формой соединения предложений, при которой в первом предложении обозначается целое, а во втором включается ряд слов, обозначающих конкретные детали целого:
Юннаты посадили на своем поле новый сорт картофеля и получили невиданный урожай. Некоторые клубни весили около кинограмма.
Эти упражнения познакомили учащихся с текстами описательного характера и подготовили школьников к овладению умением включать элементы описания в повествовательные тексты.
1. Видели ли вы березу? Опишите ее. В этом вам помогут вопросы.
Береза — красивое дерево? Какого цвета у нее ствол? Какие у нее ветви? Какой формы и цвета листья?
Какие слова помогают слову дерево присоединить к первому предложению второе, третье, четвертое?
2. Опишите ваше любимое дерево. Какие слова вы используете для связи предложений в рассказе?
3. Рассмотрите рисунок ромашки. Чем полезен этот цветок? Вы описываете ромашку человеку, который ее никогда не видел. О чем вы будете говорить? На что обратите внимание? Составьте к рисунку вопросы, по которым можно описать ромашку.
4. Прочитайте текст. Выпишите слова, которые помогают слову барсучонок присоединить к первому предложению другие предложения. Придумайте название рассказу.
Из корзинки на диван выбрался барсучонок. Какой же он забавный! Шерстка светлая. Ножки темные. Мордочка с темным носиком. Любопытные глазки. Ушки маленькие, стоячие. Есть и коротенький хвостик.
5. Из рассказа о барсучонке вы выписали слова, соединяющие предложения в тексте. Используйте эти слова в рассказе по любому из начальных предложений. Как вы назовете свой рассказ?
Мне подарили смешного неуклюжего щенка.
В цирке я видел тигров. Какие сильные и красивые звери!
6. Каждый день вам встречаются воробьи. Сумеете ли вы словами «нарисовать» их портрет? Можете ли «нарисовать» словесный портрет любой другой птицы?
7. Прочитайте начало рассказа. С помощью, каких слов к первому предложению присоединяются остальные, описывающие игрушечную собаку? Каким вы себе представляете кота? Опишите его. О чем еще нужно рассказать, чтобы было понятно, что кот и собака друзья? Запишите рассказ.
Кот и собака
Друзья были разные: кот настоящий, а собака игрушечная. Игрушка была старая. Правое ухо оторвали дикие звери. От хвоста осталось одно проволочное колечко. Шерсть на спине съела моль.
8. Прочитайте текст. Выпишите слова, с помощью которых предложения соединяются друг с другом.
На хлебозаводе
Здание хлебозавода круглое. Стены и пол покрыты красивыми плитками. В цехах машины из металла и пластмассы, рабочих мало. Хлеб к выпечке готовят автоматы.
9. Прочитайте сочетания слов. Какую мысль они выражают? Какие слова нужно вставить, чтобы получился рассказ? Можно ли точно подобрать слова-связки, если неизвестна тема и главная мысль рассказа?
1.____ ______ ______. 2.____ светло-зеленые. 4. Такого же цвета удобные ____. 5. С любого места хорошо видна ____. 6. Три больших ____. 7.________стоят цветы. 8._______ ________ хранятся книги и кассеты.
Составьте с помощью данных слов рассказ на тему «Наша классная комната». Как вы начнете рассказ? В какой комнате занимается ваш класс?
Вторая группа упражнений тренировала учащихся в соединении предложений, связанных отношениями общего и частного, а именно: во втором предложении дается обобщенное название того, что описывается в первом; во втором предложении конкретизируется то, чему дано обобщенное название в первом предложении, например:
Наступили пасмурные, но тихие дни поздней осени. В такую погоду хорошо отправиться на охоту.
Осенний убор каждого дерева имеет свой оттенок. Молодые рябины и осины совсем красные. Зато березы стоят золотые.
Выполнение упражнений с этим видом связи повлияло на формирование умения строить начальные предложения текста, которые сообщают тему высказывания, подготавливают к восприятию того, о чем будет идти речь в тексте, а также завершают предложения, как бы подводя итог тому, о чем рассказывалось.
1. Ответьте на вопросы. В какой последовательности вы расположите слова в ответах? Запишите ответы.
Что ты берешь с собой в школу? В чем тебе помогают эти учебные вещи?
Возможный вариант: В школу я беру книги, тетради, ручку, карандаш, линейку. Эти учебные вещи помогают мне работать на уроках.
В какую группу можно объединить предметы, названные в ответе на первый вопрос? Какие предметы можно включить в группу «учебные вещи»? Подчеркните ту часть первого предложения, которая перешла во второе предложение и соединила их.
2. Распределите слова костяника, яблоки, брусника, груши, земляника по группам: ягоды, фрукты.
Прочитайте предложения, данные в столбиках. Спишите, соединяя предложения парами. Подчеркните слова, с помощью которых второе предложение присоединяется к первому.
В лесу ребята собирали землянику,
бруснику, костянику.
В саду поспели яблоки, груши,
сливы.
Из этих фруктов получаются замечательные компоты.
Из лесных ягод бабушка сварит вкусное варенье.
3. Для соединения второго предложения с первым подберите слово, которое дает общее название группе предметов, перечисленных в первом предложении.
В нашей речке водятся окуни, ерши, лещи._________мы варим вкусную уху.
Из молока получают сливки, сметану, творог.________ полезны для здоровья.
4. Прочитайте текст. Какой недостаток вы в нем заметили? Какое слово поможет соединить второе предложение с первым и третьим без ненужного повторения? Внесите изменения в текст.
Клюква
Клюква растет по болотистым местам. Клюкву собирают осенью или ранней, весной. Клюкву весеннего сбора называют подснежной. Зимует она под снегом.
5. Прочитайте. Вставьте в первое предложение слово, которое поможет объявить тему рассказа (о чем он) и соединит первое предложение с последующими.
Сколько на лугу красуется всевозможных ____. Белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек. А выше всех, всех веселее лиловые колокольчики.
6. Составьте рассказ-ответ на вопрос: «Известны ли вам растения вашей родной местности?»
7. Составьте рассказ о том, как вы помогаете дома.
8. Коллективное составление рассказа на основе личных наблюдений на тему «Как школьники заботятся о птицах».
Примерный план.
1. Голодно птицам зимой.
2. Забота о птицах.
3. Крылатые гости.
4. Нарядная птица (описание ее).
Слова для справок: трудно находить, жмутся к жилью, делают, развешивают, подкармливают, наряд, головка, перышки, грудка, хвостик.
Такая работа над связной речью входила в систему подготовки к сочинению.
На протяжении 3-4 класса продолжали работать по теории стихосложения («Минутки поэзии»). Она побуждала учащихся высказывать свои мысли и чувства в поэтической форме. Рубрика «Я начну, а ты продолжи...»
Учитель:
Шла лесной тропинкой
Бабушка с корзинкой…
Дети:
А в корзине огурцы,
Овощи и фрукты.
Все продукты хороши.
Все, что очень вкусно.
Составление стихотворения со словами злой — зной
Злой волшебник в летний зной
Развлекался под горой.
Играл в пустыне ветер злой
И нагонял ужасный зной,
Гулял по кочкам,
У саксаула рвал листочки.
Подобная работа развивает у детей творческое воображение, дар слова. Именно через эту работу дети шаг за шагом открывают себя, развивают свои эмоциональные творческие способности.
2.3 Результативность работы по развитию речевых умений
При определении последовательности обучения сочинениям каждый учитель должен предусмотреть постепенное их усложнение в зависимости от тех умений, которых они требуют. А это возможно при системе планирования. Для этого уже в 3 классе составила таблицу, в которой были отражены все виды сочинений в начальных классах: по источнику материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанру и по языку. По этой таблице видно было, какие виды сочинений выпали из поля зрения, какие повторяются.
Источник
Способ
Язык
Жанр (тип, вид)
Примечание
материала
подготовки
(стиль)
1
2
3
4
1
2
1
2
1
2
3
4
5
6
7
8
Источник материала:
1) на материале
труда, экскурсий,
походов, наблюдений,
личного опыта;
2) по картине, фильму,
спектаклю, на книжном материале;
3) материал
разных источников
(например, книжные сведения и личные наблюдения);
4) на основе творческого воображения (по сюжетной картине, по данному началу или концу, импрови-зация сказок и пр.)
Способ
подготовки:
1) коллективный;
2) индивидуальный (самостоятельный).
Жанр (тип, вид)
1.Повествование;
2. описание;
3. рассуждение;
4. смешанные;
5. миниатюры;
6. отзыв;
7.заметка (статья) в газету;
8.письма, поздравления.
    продолжение
--PAGE_BREAK--В начале обучения восстанавливаются навыки работы над сочинением приобретенные учащимися ранее. Работу начинаем с коллективного составления рассказов на темы летних впечатлений. Где это возможно, в сюжеты включаются элементы описания. Но в сложных описаниях нередки логические недочеты. Чтобы их предупредить, вводили описание единичных предметов и несложных действий: описание рисунков в сочинении «Что я люблю рисовать», описание грибов в сочинении «За грибами», описание деревьев в сочинении «Дерево, которое мне больше всего нравится». Вот некоторые из сочинений учеников. Этот вид работы был для ребят знаком, и они легко справились.
Липа
У меня под окном растет стройная липа. Она не молода, высокий ствол у нее весь в трещинах. У нее большие длинные ветви. Каждая маленькая веточка на них очень тоненькая, но их много-много. На этих веточках уже начинают набухать коричневые почки. Они уже пухленькие и скоро начнут лопаться. И когда лопнут, то покажутся зелененькие молоденькие резные листочки, похожие на сердечко. И моя липа станет еще прекрасней.
Дуб
Мое дерево — это старый дуб на краю парка, куда мы часто ходим отдыхать. У него могучий ствол с темной шершавой корой, красивые раскидистые ветви кое-где с кривыми сучьями.
Ему уже много-много лет. Он очень старый, ветви его опустились, ствол весь в трещинах. Но все равно он мне очень нравится, этот богатырь.
Чтобы описания получились точными, организовывали наблюдения. (Например, было организовано наблюдение в классе.)
В описаниях обычно широко используются прилагательные. Учащимся необходимо указать на это и помочь подобрать нужные слова в каждом отдельном случае. Для этого приводим ряды прилагательных в сочетании с наименованием тех предметов, которые ребята будут описывать. Например: березка — молоденькая, красивая, белая, стройная, нарядная. Листочки — зеленые, изумрудные, клейкие, мелкие. Эти ряды слов записываю на доске и, работая с ними, показываю детям как из многих слов, следует выбирать одно, самое точное и нужное для выражения данного содержания.
Работа над сочинением предусматривает обогащение словаря учащихся. Словарную работу в связи с сочинениями проводим в такой системе:
1. Вводим в устные рассказы и в сочинения детей новые слова, только что объясненные на уроках чтения (половодье, хлынуло, убранство и др.).
2. Подбираем синонимы или выбираем из синонимического ряда слово, наиболее подходящее для выражения данного содержания (птицы поют, распевают, заливаются).
День
Удивительный чудесный
дивный волшебный
чудный изумительный
поразительный восхитительный
необыкновенный таинственный
Обогащается словарный запас при подборе глаголов к существительному. Например, к слову подснежник ребята подобрали 20 глаголов. Тянет, проснулся, нежится, дремлет, гордится, беседует, умылся, познакомился, удивился, прислушался, огляделся, обрадовался, повернул, замерз, услышал, потянулся, запел, увидел, улыбнулся, вышел,
К слову листья подобрали 20 глаголов. Падают, бегут, шуршат, скребутся, плавают, устилают, шепчут, прощаются, понеслись, зашумели, запрыгали, полетели, валятся, лопочут, сыплются, лежат, покрывают, летят, шумят, разговаривают.
3. Включаем в рассказы и тексты сочинений, фразеологические обороты наряду со свободным сочетанием слов с тем же значением (река вышла из берегов — разлилась; спит как убитый — крепко).
4. Проводим работу над усвоением сочетаемости слов. Учащимся необходимо как можно чаще давать слова в их связи с другими словами. При составлении сочетания предлагаем словосочетания, но следует выбрать те, которые более других подходят по смыслу. Слова могут иметь очень широкую сочетаемость, (травка зеленеет, показалась, пробивается).
5. От слов — к словосочетанию и предложению. Как оживают лица детей в эти минуты творчества! Вот несколько примеров из работ детей:
Веселый маленький лягушонок танцует ламбаду на болотной кочке. Маленький подснежник выглянул из земли, увидел солнышко и улыбнулся ему.
Озорной ветерок весело играет шляпками прохожих. Колыбельная песня зимы тихо пролетает над отдыхающим лесом.
6. Введение поэтической минутки. (Например, прослушивание стихотворения В. Кокина «У зимушки — у кружевницы»)
… У зимушки, у кружевницы
В палитре красочен набор.
Красны, как зори, наши лица,
И вечно зелен старый бор.
И небеса синей, чем летом.
Все здесь: и охра, и сурьма,
Но все-таки любимым цветом
Считает белый цвет зима.
И вот белы поля, овраги
И вся родная сторона.
Земля — как чистый лист бумаги,
Где будет рисовать Весна.
Новые слова в словарный запас детей: зима-кружевница, палитра, охра, сурьма.
По содержанию этого стихотворения можно проследить новое, необычное описание на тему, «Какой любимый цвет у зимы?» Описание на уроке составили устно.
После такой подготовительной работы дети получили домашнее задание составить устные рассказы. Темы выбирали сами. Со своими рассказами выступали на уроках чтения. Наиболее интересные записывались в тетради «Для подготовки к сочинениям», которые начали вести в 3 классе.
Зима
Пришла красавица-зима — и сразу выпал крупный снег. И тут же вьюга началась. Все, усыпав снегом, метель уснула. Небо стало голубым, выглянуло солнце. Снег под солнцем стал сверкать, переливаться. Мороз-волшебник одарил деревья красивым инеем.
Продолжением этой работы было составление описания весны.
Читаем стихотворение.
Зима недаром злится —
Прошла ее пора,
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
— Что вы, дети, слышите, чувствуете, когда произносите слово весна! А как весна стучится? Вы слышите? Какая она вам представляется? После предварительной подготовки дети составили описание весны.
Весна — это маленькая девочка в голубом, зеленом, цветном платье, на голове венок из подснежников. Лицо улыбающееся, иногда грустное. На чем она мчится к нам?
У нее упряжка из самых быстрых ручьев. Распустили они пенные гривы, мчатся с пригорков. Летите серебряные кони.
Было написано сочинение по опорным словам.
Тема: «На вокзале». Опорные слова: багаж, вагон, вокзал, дежурный, пассажир, перрон, сигнал.
Я живу недалеко от вокзала. По дороге из школы можно встречать и провожать поезда. Вот и вокзал. Загорелся зеленый свет. К перрону подошел поезд, Из вагонов стали выходить пассажиры. Дежурный дал сигнал. Поезд отошел от перрона. Скоро он превратился в маленькую точку, а потом скрылся за лесом.
Самостоятельность учащихся при выполнении сочинений постепенно возрастает. В начале рассказы составляются коллективно, затем 2-3 ученика их повторяют, и только после повторения дети записывают их. Постепенно количество повторений сокращается до 1 и, наконец, коллективно составленный рассказ учащиеся записывают без повторений.
Постепенно, шаг за шагом раскрываем ребятам способы подготовки к сочинению. В свои тетради («Для подготовки к сочинениям») ребята записывали примерный план, источники материала (где и в какой книге можно прочитать нужную информацию), делали выписки из книг, выбирали наиболее подходящие для их сочинения слова, фразы, подбирали эпиграф или сочиняли сами на поэтических минутках. Для подготовки пользовались памятками. (Приложение 1) Учила детей, как нужно собирать материал на основе наблюдений.
Тема: Падающие листья…
Цель: учить наблюдать предметы.
Задача: ввести учащихся в процесс собирания материала к сочинению по наблюдениям.
Предлагаем вопросы — задания:
1. У каких деревьев листьев еще много, у каких — мало? Где именно (на верхушке или на нижних ветках) их можно еще увидеть?
2.Какого цвета осенние листья у разных деревьев?
3. Как они выглядят в солнечную и как в дождливую погоду?
4. Как падают листья на землю в тихую и как в ветреную погоду?
5. Как пахнут осенние листья?
6. Какой лист тебе кажется особенно красивым? Почему?
7. Чем вы любовались в парке?
8. Какие картины вы могли нарисовать о том, что вы видели на экскурсии?
Ученики записали эти вопросы в тетради и начали проводить наблюдения
(дается 3 дня). Была проведена экскурсия в парк.
Результаты наблюдений они фиксировали.
В процессе обсуждения собранных материалов происходит обмен накопленными впечатлениями, что обогащает детей.
Падают бесшумно.
Скользят, словно маленькие шлюпки плывут по воде.
Медленно и плавно падают.
Танцуют под музыку ветра.
Капает дождь, а вместе с ним в один такт падают листья.
Падают, каждую секунду меняя цвет, потому что дует ветер, и листья то и дело поворачиваются…
На другом уроке русского языка использовали материал, который дал возможность показать, как разные поэты и писатели описывают падающие листья:
«Сыплются с дерева листья поблекшие». (А. Плещеев).
«Листья, словно птицы, стаей закружились над землей». (В. Степанов)
Последний этап подготовки к написанию сочинения — подборка начальных фраз, предложений-зачинов. Предлагаются примерные зачины. Ученики записывали их в тетради.
Кто не знает, что осенью падают листья? Но как? Когда? Все это происходит незаметно. Трудно уследить. Вот на березе, например, ни одного листика, а дуб еще весь зеленый. Впрочем, нет, и у березы есть листочки — на самых кончиках веток.
Я стою на балконе и смотрю на деревья в нашем дворе. На березке, которая растет у моего окна, осталось еще несколько листочков, их можно пересчитать…
Следующий урок отводится на написание сочинения по коллективно составленному плану.
1. Осенний парк.
2. Деревья осенью.
Осенний парк
Вчера был теплый солнечный день. Мы ходили на экскурсию в осенний парк. Он был укрыт разноцветным ковром -это опавшие листья. Я слышал, как шуршали они под ногами.
В парке росли хвойные и лиственные деревья. Только осенью я по-настоящему оценил красоту деревьев. Рябина нарядилась в красные бусы и серьги, одни листья у нее пожелтели, другие стали пурпурными. А березки, словно в золоте. Деревья роняли свою листву и украшали ели и сосны.
Мне очень понравился осенний парк.
При изучении темы «Суффиксы» дети писали сочинение-повествование «Мой любимый зверь». Перед ними была поставлена цель: показать, как, используя слова с суффиксами, можно выразить свое отношение к животному. К своим сочинениям дети нарисовали рисунки.
У меня есть птичка. Живет она в клетке. Мы зовем ее Пинчер. Наша птичка очень красивая. Грудка у нее желтенькая, перышки серенькие. Хвостик — беленький, а из него торчит черненькое перышко. Поет она заливистым голосочком. Кормлю я Пинчера коноплей и рапсом. Пьет водичку из поилки, а купается в купаленке. Я очень люблю свою птичку.
Подводя итоги работы по развитию речи в 3 классе, могу сделать вывод, что у детей повысилась не только культура речи, но и уменьшилось количество речевых недочетов в письменных творческих работах.
Система работы по данной проблеме отрабатывалась и в 4 классе.
Работу над сочинением, как я уже отмечала, строила по принципу постепенного наращивания трудности.
Если в 3 классе дети учились писать сочинение-описание одного предмета, описание природы, то уже в 4 классе ребята писали сочинение-описание с элементами сравнения. Например, тема: сочинение-описание, с элементами сравнения «Мухомор и лисичка». Цель: составление описания гриба по рисунку и представлению; нахождение элементов описания и сравнения.
Передо мной два различных гриба: мухомор и лисичка. Чем же они отличаются? Да всем.
Мухомор растет в одиночку, как бы любуясь своей красотой, а лисичка селится небольшой семейкой.
Мухомор действительно красив. Шляпка у него красного цвета с белыми пятнами. Ножка тоже белого цвета, высокая и стройная. У лисички ножка маленькая, а шляпка оранжевого цвета. Если шляпка мухомора совсем плоская и напоминает форму тарелочки, то у лисички она совсем другой формы. Гриб похож на глубокий фужер.
А самое главное отличие в том, что мухомор ядовитый гриб, а лисичка съедобный. Если после дождя муха сядет на «тарелочку» гриба, чтобы напиться, то сразу умрет. В тарелочке-то яд! Вот поэтому и назвали гриб мухомором. А лисичка напоминает нам по цвету рыжую лису, может, поэтому она и получила такое название.
Уроки русского языка тесно связаны с уроками чтения, изобразительного искусства, технологии. Например, проводила интегрированный урок русского чтения и технологии. Дети знакомились со стихотворением Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...» и выполняли объемную аппликацию панно «Осенний лес». (Приложение №7)
Поэтические строки Ф.И. Тютчева вдохновили учеников на сочинение своих стихов по данной строке.
Листья падают в лесу…
Я домой их принесу.
А когда зима завьюжит
И метелями закружит,
Я дворец зимы разрушу —
Листья мне согреют душу.
А затем после предварительной подготовки (Экскурсия в лес, работа по картине И. Остроухова «Золотая осень», лексическая подготовка) ребята написали сочинение на тему «Осенний лес».
Задача: собрать материал для сочинения.
Вот как проходила эта работа.
В классе был вывешен плакат с кармашками. Ребят поделила на 4 группы, каждая группа получила определенное задание. Дети записывали слова, относящиеся к теме сочинения.
Воздух
Погода
Листья
Ветер
Солнце
свежий
унылая
золотые
сильный
яркое
лучезарный
печальная
пурпурные
влажный
тусклое
хрустальный
прощальная
алые
холодный
грустное
чистый
грустная
багряные
порывистый
задумчивое
теплый
скучная
разноцветные
легкий
ядреный
сумрачная
пестрые
ласковый
славный
угрюмая
желтые
тихий
ненастная
мягкий ковер
пятнистые
Небо
Осень
Дождь
Туман
ясное
волшебница
моросящий
молочный
голубое
золотая
теплый
темное
красавица
холодный
облачное
дивная
нудный
хмурое
славная
затяжной
неподвижное
очаровательная
печальная
дождливая
хмурая
чародейка, как
и зима
Составляли на уроке с этими словами словосочетания и помещали в следующий кармашек «Осенние словосочетания» (Дивная пора, золотая волшебница, изумительный день, приятное впечатление, ласковый ветерок).
Дети подбирали пословицы к данной теме (кармашек «Пословицы об осени»)
Одна из форм работы, входящая в подготовку к написанию сочинения, распространение предложений. Например: Наступила осень. После эюаркого лета наступила золотая осень (дивная пора), (Кармашек «Твое предложение об осени»)
Подбирается эпиграф или используют свое сочиненное стихотворение.
Проводила орфографическую подготовку. Учащиеся изучали трудные слова, которые могут быть употреблены в сочинении. Для этого эти слова включала в устные и письменные упражнения по русскому языку. В классе был вывешен плакат (за несколько дней до сочинения), на котором были написаны эти слова, с выделенными орфограммами.
При выполнении работы у ребят возникали трудности в постановке знаков препинания в сложных предложениях. Поэтому использовала схему «Помни знаки препинания».
Всем классом мы ходили на экскурсию в лес. Стоял теплый осенний день. Ярко светило солнце. Дул ласковый тихий ветерок. Небо было голубое. В лесу мы увидели, что листья тополя и клена пожелтели и стали опадать. Листьями была устлана вся земля. Казалось, расстелен золотистый ковер. Мы прислушались. Листочки шелестели. Они рассказывали осеннюю сказку. Хорошо осенью в лесу!
Наступила золотая осень. Входишь в лес и как будто попадаешь в сказку. Каждое дерево имеет свой особенный наряд. Береза одета в ярко-желтое платье, а осина в красное. Одна только елочка не сняла свой зеленый костюм. Все птицы давно улетели, только изредка слышно робкое щебетание воробья. Вся трава пожелтела и засохла. Хорошо осенью!
Совсем другие цели и задачи ставила, когда ребята писали сочинение по теме «Зима», используя при этом картину А.Платонова «Первый снег». Сочинение по одной картине развивает воображение учащихся, и в этом смысле является более высокой ступенью в обучении сочинениям.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.