«Великий перелом» и егоизображение в романе А.А. Шолохова «Поднятая целина»
Одиниз решающих рубежей в истории нашей Родины, так называемое«социалистическое преобразование деревни» начало 30-х годовсоставляет содержание романа А.А. Шолохова «Поднятая целина» Судьбуколлективизации решал середняк. Взбаламученные пропагандой, бедняки охотно шлив колхоз, видя в нем свое спасение. Середняки колебались, за них боролись коммунистыи сельский актив. Путь трудового крестьянина к новой жизни был путеможесточенной классовой борьбы, открытого насилия, ломкой судеб, жизней,традиционного быта. Беднейшее крестьянство, в основном поддерживало политикуСоветской власти, а в душе середняка происходила внутренняя борьба: стремлениек новой жизни боролось с чувством собственности. Именно эта внутренняя борьба,«Великий перелом» в сознании и образе мышления середняка,отображается в одном из персонажей — Кондрате Майданникове.
ХарактерМайданникова показан не только в схватке с противниками колхозного строя, но ив той внутренней борьбе, которую ведет он с «подлюкой жалостью к своемудобру» Портрет Майданникова создают немногочисленные детали:
Кондрат,«невысокий, в сером зипуне, казак», на голове у него «выцвевшаябуденовка». Собираясь выступить на общехуторском собрании,«Майданников достал засаленную записную книжонку, торопливо стал искатьисчерченные каракулями странички». Говорит Майданников о беспросветнойжизни середняка, «тоскуя глазами». Майданников мучительно ищет путьспасения середняка от нищеты, и приходит к выводу, что это путь в колхоз.Кондрат понимает, что «рабская» привязанность к собственности мешаеттаким же, как он, казакам, идти по пути новой колхозной жизни. Как«мое», нажитое кровью и потом, будет там, в колхозе,«общим»? Сознание Майданникова приходит в противоречие с егопривычками, чувствами. Наблюдая за переживаниями Кондрата, мы можемпредставить, что происходило в душах крестьян в годы коллективизации. Майданниковведет свой скот в колхоз, он справился со своей задачей, но конфликт некончился. Кондрат погнал скотину к речке.
«Напоил.Быки повернули было домой, но Кондрат с затаенной на сердце злобой, наезжаяконем, приградил им дорогу, направил к сельсовету».
МыслиМайданникова, как льдины во время ледохода, наплывают друг на друга, вертятсявокруг одного:«Как будет в колхозе? Всякий ли почувствует, поймет так, какпонял он, что путь туда — единственный, что это неотвратимо? Что как ни жалковести и кинуть на общие руки худобу, выросшую вместе с детьми на земляном полухаты, а надо вести. И подлюку-жалость эту к своему добру надо давить, не даватьей ходу к сердцу». Всего один месяц прошел с тех пор, как Кондратзаписался в колхоз, а какие значительные изменения произошли в его жизни исознании. Кондрат охотно учавствовал в раскулачивании, добросовестно относитсяк своим обязанностям по работе. С судьбой колхоза теперь накрепко связанасудьба Майданникова, дела колхозные постепенно становятся и его личными делами,а вот по ночам по-прежнему плохо ему спится, жалость к своему добру еще неумерла в душе Кондрата. Правда, раньше Майданников думал только о себе, о своейсемье, а теперь раздумывает о судьбе угнетенных всего мира. Раздумья
Майданниковапоказывают, как меняется сознание человека, как вчерашний середняк становитсяколхозником, как начинает сознавать он личную ответственность за судьбу своейвеликой Родины, первой в мире с огромными трудностями прокладывающейчеловечеству путь к казавшемуся тогда, совсем недалекому светлому будущему — коммунизму. Борьба за новую жизнь требуют от Майданникова напряжения всехдуховных сил. Самое трудное для него — преодолеть привычки собственника,победить любовь к своему с таким трудом нажитому добру. Днем, когда Кондрат занятв колхозе, он забывается в работе. Дома же, особенно по ночам, не дает емуспать «проклятая жаль». Мучительные ночные думы в самый трудный,поворотный момент жизни невольно переносят его в прошлое, заставляют вспомнитьвесь его жизненный путь. Следя за мыслями Майданникова, мы видим, что так же,как единоличное хозяйствование воспитало в нем собственника, рождало привычки,от которых «холодит сердце тоской и скукой», так и коллективный трудзаставляет Кондрата думать о делах колхозных, волноваться за них. «Охтрудно! И зачем зараз птицу сводить?» Думая о собственной нужде,«Кондрат думает о нужде, какую терпит строящая пятилетку страна, и сжимаетпод дерюжкой кулаки, с ненавистью мысленно говорит тем рабочим Запада, которыене за коммунистов: „Продали вы нас за хорошее жалование от своих хозяев!Променяли вы нас, братушки, на сытую жизнь! Али вы не видите через границу, какнам тяжко подымать хозяйство?“
Таксовершенно естественно проходит перед нами вся жизнь Майданникова, изображаетсяповорот его сознания; показывается, как вырывается Кондрат из мира своейпрошлой жизни и растворяется своим сознанием в новом и непривычном емуколлективном укладе жизни. На производственном совещании Майданников снедоверием относится к хозяйственной деятельности Островного, интересуетсянормами выработки, учета и оплаты. Добросовестно работая, он требует того же иот других колхозников. „Пусть всякий получает столько, сколькозарабаеывает,“- так ставит вопрос Кондрат. Важно отметить, что Майданниковтянется к знанию, стремится понять и практически использовать все новое вагрономии. Когда Яков Лукич рассказывал, как надо „сеять по науке“,Кондрат слушал его „жадно, с открытым ртом, задавая вопросы, вникая во всеподробности“. Ко времени „бабьего бунта“ Кондрат уже настолько зарекомендовалсебя в колхозе, что именно ему доверил Давыдов ключи от амбаров и послал запомощью в бригаду. Майданников не только хорошо работает, но и стремитсяподтянуть отстающих, борется с лодырями, организует наиболее рентабельно трудбригады, чего как раз не смог сделать сам бригадир.Правильной расстановкойрабочей силы, организацией учета выработки каждого колхозника Кондратпрактически разрешает вопрос, им же поставленный на производственном совещанииперед началом посевной. На пахоте Кондрат разоблачает „кулацкогоагента“ Атамангукова, пытающегося деморализовать бригаду и своейнедобросовестной работой вредящего колхозу. Кондрат Майданников дорожитавторитетом руководителя колхоза. Автор показывает, как формировалось новоеотношение к труду, складывался характер „коллективного“ человека.Кондрат, по словам Давыдова, „самый фактический ударник“. ТрудМайданникова — творческий, поэтому и работает он с увлечением, осознавая себя иподобных себе тружеников „заглавной фигурой в Советском государстве“.Кондрат готов „воевать за Советскую власть“, готов в колхозе работать»на совесть", но от предложения Нагульнова вступить вКоммунистическую партию отказывается. " Раз я ищо не отрешился отсобственности, значит, мне и в партии не дозволяет совесть быть,"- сдрожью в голосе говорит он Макару. Это признание Кондрата с особой силойподчеркивает его правдивость, душевную чистоту и лишний раз убеждает в том, чтоМайданников победит в себе остатки собственнического чувства, вступит в партиюи будет подлинным коммунистом. Самоотверженно работая в колхозе, онокончательно излечивается от «приверженности к собственным быкам» ивступает в партию. Не кто иной, как Кондрат Майданников сменяет сраженноговражеской пулей Давыдова на посту председателя гремяченского колхоза. Здесь вколхозе, в коллективном труде Кондрат становится новым человеком. «Великийперелом» свершился.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта sochinenia1.narod.ru/