Реферат по предмету "Литература и русский язык"


"Алмазная колесница", или Путь к Будде Амида

«Алмазная колесница», или Путь к Будде Амида
Василий Пригодич
БорисАкунин. Алмазная колесница. В двух книгах. Книга 1. Ловец стрекоз. Книга 2.Между строк. Издание второе, дополненное. М.: Издатель Захаров. 2004. Тираж 100000 (!!!) экземпляров. 720 С. Маститый автор на сей раз превзошел себя. Почему?Отвечаю.
Увесистыйтом представляет собой дилогию, связанную в одно целое главным героем, которогочитатель хорошо знает: Эрастом Петровичем Фандориным, сыщиком-аналитиком нагосударевой службе, благородным авантюристом, державником-прогрессистом,политическим пророком, дамским сердцеедом. Действие первой книги происходит в1905 г. в Питере и Москве, второй – в Японии эпохи Мейдзи (1878 г.).
«Алмазнаяколесница» – не что иное, как название секты (Дзёдо), основанной монахомСинраном (1173-1263 гг.). «Алмазная колесница» (Конгодзё) летит поПути Чистой Земли, ее «седоки» – искусники-ниндзя, тайныевоины-убийцы, диверсанты, равнодушные к добру и злу. Глава клана ниндзя ТамбаМомоти говорит Фандорину: «Путь Алмазной колесницы учит, что Большой Мир,то есть мир Своей Души, неизмеримо важнее Малого Мира, то есть мирачеловеческих отношений. Спроси сторонника любой религии, кто такой праведник, иты услышишь: праведник – тот, кто жертвует собой ради других людей. На самомделе жертвовать собой ради других – наихудшее преступление в глазах Будды.Человек рождается, живет и умирает один на один с Богом. Все прочее – лишьвидения, созданные Высшей силой, дабы подвергнуть человека испытанию. Великийвероучитель Синран изрек: «Если глубоко вдуматься в волю Будды Амида, тоокажется, что всё мироздание затеяно ради одного меня»» (С. 707). Ничегосебе, развлекательное чтиво. Образ Тамба – сквозной и чрезвычайно важный, он –отец и дед… (промолчу).
Названиепервой книги «Алмазной колесницы» восходит к прославленному хокку:
Мойловец стрекоз,
О,как же далеко ты
Нынчезабежал…
Какты думаешь, читатель, о чем это трехстишие, а? Неправильно. Процитируем автора,в миру – Г.Ш. Чхартишвили, крупнейшего япониста современности: "…великая поэтесса Тиё написала это стихотворение на смерть своего маленькогосына" (С. 651). Лишь в ошеломительном финале второй книги мы узнаём, что«ловец стрекоз» – это (нет, молчок). Читайте сами.
Тематрагедийной несовместности европейского и японского мировидения, миропорядка,миропонимания, мировоззрения, культуры, поведенческих мотивов, мышления-языка –сквозная в книге Б. Акунина. О-Юми (Мидори), возлюбленная Фандорина, говоритему во время свидания: «Есть две красоты: красота радости и красотапечали. Вы, люди Запада, предпочитаете первую, мы – вторую. Потому что красотарадости недолговечна, как полет бабочки. А красота печального прочнеекамня» (С. 653). Кстати, в японском языке нет будущего времени (!!!),только – настоящее и прошедшее.
Названиевторой книги «Между строк», каждую главу которой автор завершаетизящным трехстишием, помогает понять последнее хокку:
Забудь,что прочёл.
Учисьчитать заново.
Таксказал сэнсэй.
Здесьне только корректное обращение к читателю с просьбой перечитать книгу наново,здесь обращение к читательскому сердцу… Кстати, в этой книге дана«развернутая биография» Массы – друга-камердинера Фандорина.
Дваромана Б. Акунина, объединенные под одной обложкой, ибо лишь из поразительногопостскриптума читатель понимает, что это ОДНО произведение, принадлежат кновому «синкретическому» (так скажем) жанру. «Алмазнаяколесница» – глубоко новаторское соединение исторического, «этнографического»,психологического, политического, философского, любовного, шпионского,авантюрного, детективного романов. В книге «Между строк» 22-летнийФандорин еще к тому же стремительно мужает, отковывает дух, подвергается тяжкимдушевным и телесным испытаниям, следовательно, можно назвать эту книгу еще и«романом-воспитанием». Да, да, все это «в одном флаконе»,как говорится в пошлой рекламе. Не знаю, читатель, видал ли Ты такое, я – нет,ничего подобного не читал.
Впервой книге «Ловец стрекоз», действие которой разворачивается вПитере и Москве во время Русско-японской войны, после разгрома российскогофлота у острова Цусима, Фандорин сражается с японским диверсантомштабс-капитаном Василием Александровичем Рыбниковым, который в действительностиоказывается… (нет, опять молчок). Ба, скажет читатель, читал я рассказ А.И. Куприна(1870-1938 гг.) «Штабс-капитан Рыбников» (1905). Написав этумини-повесть, Куприн стал основоположником жанра шпионского детектива в русскойпрозе, причем писатель считал этот рассказ своим лучшим произведением.
Читатель,осмелюсь дать Тебе совет: перед проглатыванием «Ловца стрекоз»перечитать купринский рассказ (в любой поисковой машине набери: Куприн А.И.Штабс-капитан Рыбников; нажми пару кнопок и текст появится на мониторе). Куприн– замечательный писатель – в нашей преизбыточной гениями литературе являетсяклассиком «второй руки». В любой европейской литературе он был быписателем первого ранга. Однако мы сейчас не об этом. «Штабс-капитанРыбников» – весьма компактное произведение. Так вот, перечитав купринскуюмини-повесть и начав поглощать «Ловца стрекоз», Ты поймешь, какизменилась русская проза за сто лет: темп, ритм, писательские технологии,сюжетное построение, психологизм и т.д. Читатель спросит, а что же Акунин пишетлучше Куприна? Однозначно (вспомним В.В. Жириновского!). Нет, не так! Акунинпишет ИНАЧЕ: жестче, точнее, насыщеннее… Безупречная книга.
Янашел лишь одну «блоху» в «Ловце стрекоз» («питерскиеглавы»): «Мимо грохотал электрический трамвай. Рыбников вдруг ступилс тротуара на мостовую, перешел на бег и ловко вскочил на подножку» (С. 10).Первая трамвайная линия в Петербурге была открыта 15 сентября 1907 г., т.е.через два года после описываемых событий. Я когда-то писал об этом вкомментариях к роману Андрея Белого «Петербург». Книга «Алмазнаяколесница», несомненно, стоит в одном ряду с этим шедевром. Действиероманов Белого и Акунина происходит в одно и то же время, большое вниманиеуделяется психологии бомбистов-террористов.
Ао чем, собственно говоря, повествует автор в «Алмазной колеснице»? Давсе о том же: о любви и ненависти, о жизни и смерти (и о«посмертии»), о верности и предательстве, о земле и крови, облагородстве и низости, о буддизме и синтоизме, о российской и островной(Ямато) империях и прочая, и прочая, и прочая. Книга читается, ей-Богу, наодном дыхании: сюжет чрезвычайно прихотлив и затейлив со всеми фиоритурамиприключенческого романа: погони, перестрелки, сражения с ниндзя, любовныеперипетии и т.д. В книге много крови, жестоких сцен насилия, убийств.
Злыеи завистливые критики относят прозу Акунина к развлекательному«чтиву». Это нечестно и неверно. Сам писатель подлил масла в огонь,сказав о своем творчестве в одном из интервью: «Не все же Хайдеггерачитать». Читатель, мне приходилось читать труды этого философа: скукасмертная, немецкое «гелертерство», квазинаучные благоглупости, яркаямысль, как саваном, укутана многостраничными ИЗБЫТОЧНЫМИ размышлениями. Это неВ. Соловьев, не В. Розанов и не Н. Бердяев, ну, и, разумеется, не Б. Акунин.Автор «Алмазной колесницы» – круче, увлекательней и УМНЕЕ. Именно отВладимира Соловьева автор подхватил тему «панмонголизма» (С. 558),грядущего всемирного торжества «желтой расы».
Приведуфрагмент размышлений главного героя («Между строк»): "… всемсуществом Фандорина овладело пронзительное, непередаваемое словами ощущение,что смерть есть. Он всегда, с раннего детства твердо знал, что жизнь теланевозможна без жизни души – этому учила вера, об этом было написано в множествепрекрасных книг. Но теперь, на двадцать третьем году от рождения, под падающейс неба луной, ему вдруг открылось, что верно и обратное: душа без тела тожежить не станет. Не будет ни воскресения, ни ангелов, ни долгожданной встречи сБогом – будет нечто совсем другое, а, может, и вовсе ничего не будет, потомучто души без тела не бывает, как без тьмы не бывает света, как не бывает хлопкаодной ладонью. Умрет тело – умрет и душа, а смерть абсолютна иокончательна" (С. 443). Нет, не «бульварное чтиво»,господа-критики. Ничего ужасней я за всю жизнь не читал.
Вкниге многократно и многоаспектно истолковывается псевдоним «Акунин».В ней много «внесценических персонажей» (так скажем): они не являютсяучастниками действия, но о них говорят персонажи (император Муцухито и многиедругие).
«Алмазнаяколесница» – Большая книга Большой литературы. Б.Акунин – «ушедший кБудде» (желаю писателю многоплодного долголетия). Предпоследнее.«Перестройка» эпохи Мейдзи содержит прямые аллюзии с реформамисовременной России. И последнее. «Алмазная колесница» наверняканапугает «проницательного читателя»: насельники островной империиостались прежними (вопреки техническим «чудесам»), а мы (русские,европейцы, американцы) – давно другие… Ave, Akunin.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.kritika.nl/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.