Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Сюжет, фабула, конфликт

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Определение и соотношение понятий: сюжет, фабула, конфликт
2. Анализ сюжета романа А.С. Пушкина «ЕвгенийОнегин
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В литературесуществует несколько подходов к определению и соотнесению таких понятий(терминов), как „сюжет“ и „фабула“.Различие между ними определяется очень по-разному, но для многих критиков „фабула“— это последовательность событий, как они происходят, а „сюжет“ — этота последовательность, в которой их располагает автор (в которой он повествуето них или изображает их драматически).
Первоначальнотермин „фабула“ имел значение — басня, побасенка, сказка, т. е.произведение определенного жанра. В дальнейшем термином „фабула“обозначают то, что сохраняется как „основа“, „ядро“повествования, меняясь по изложению.
Научномуизучению фабулы подверглись, прежде всего в качестве фактов поэтическойтрадиции в мировой литературе (гл. образом древней и средневековой) и особенно- в устной народной словесности. В этой плоскости определенная трактовка традиционныхфабул, процесса их развития и распространения составляла основное содержаниепоследовательно сменявшихся фольклористических теорий — мифологической,миграционной, антропологической. При этом в русской научной литературе к такогорода традиционным образованиям применялся обычно термин „сюжет“, а нефабула. Позже вопрос о фабуле и сюжете рассматривался в плане изученияструктуры поэтического произведения (преимущественнолитературоведами-формалистами). Некоторые исследователи, отождествляя понятиясюжета и фабулы, вовсе упраздняют последний термин.
Теснуювзаимосвязь с „сюжетом“ и „фабулой“ имеет конфликт произведения:он является его движущей силой и определяет главные стадии развития сюжета:зарождение конфликта – завязка, наивысшее обострение – кульминация, разрешениеконфликта – развязка. Обычно конфликт выступает в виде коллизии (иногда этитермины трактуются как синонимы), то есть прямого столкновения и противоборствамежду изображенными в произведении действующими силами — характерами и обстоятельствами,несколькими характерами или разными сторонами одного характера. Есть четыреосновных вида конфликта:
-  природныйили физический конфликт, когда герой вступает в борьбу с природой;
-  социальныйконфликт, когда человеку бросает вызов другой человек или общество;
-  внутреннийили психологический конфликт, когда желания человека вступают в конфликт с егосовестью;
-  провиденциальныйконфликт, когда человек противостоит законам судьбы или какого-то божества.
Цель даннойработы – дать общие определения и характеристику понятий: сюжет, фабула иконфликт, а также показать каким образом они соотносятся между собой. Также длябольшей наглядности был проведен сюжетный анализ художественного произведения,на примере романа А.С. Пушкина „Евгений Онегин“.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕИ СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ: СЮЖЕТ, ФАБУЛА, КОНФЛИКТ
В литературном произведениипод сюжетом подразумевается расположение событий с целью достигнуть желаемогоэффекта. Сюжет -это серия тщательно продуманных действий, которые приводятчерез борьбу двух противостоящих сил (конфликт) к кульминации и развязке. Впредельно общем виде сюжет — это своего рода базовая схема произведения, вкоторую входит последовательность происходящих в произведении действий исовокупность существующих в нём отношений персонажей.
Понятие сюжета тесно связанос понятием фабулы произведения. В современной русской литературной критике(равно как и в практике школьного преподавания литературы) термином „сюжет“обычно называют сам ход событий в произведении, а под фабулой понимают основнойхудожественный конфликт, который по ходу этих событий развивается. Историческисуществовали и другие, отличные от указанного, взгляды на соотношение фабулы исюжета. В 1920-х годах представителями ОПОЯЗа было предложено различать двестороны повествования: само по себе развитие событий в мире произведения ониназывали „фабулой“, а то, как эти события изображены автором — »сюжетом".По их истолкованию, если фабула определяет развитие самих событий в жизниперсонажей, то сюжет представляет собой порядок и способ сообщения о нихавтором.
Другое толкование идёт отрусских критиков середины XIX века, и поддерживалось также А. Н. Веселовским иМ. Горьким: они называли сюжетом само развитие действия произведения, добавляяк этому взаимоотношения персонажей, а под фабулой понимали композиционнуюсторону произведения, то есть то, как именно автор сообщает содержание сюжета.Легко видеть, что значения терминов «сюжет» и «фабула» вданном толковании, по сравнению с предыдущим, меняются местами.Существуеттакже точка зрения, что понятие «фабула» самостоятельного значения неимеет, и для анализа произведения вполне достаточно оперировать понятиями «сюжет»,«схема сюжета», «композиция сюжета».Фабула– событийная основа произведения, отвлекаемая от конкретных художественныхдеталей и доступная внехудожественному освоению, пересказу (нередкозаимствованная из мифологии, фольклора, предшествующей литературы, истории,газетной хроники и т.д.). Сейчас в науке принято такое разграничение: фабуласлужит материалом для сюжета, т.е., фабула как совокупность событий и мотивов вих логической причинно-следственной связи; сюжет как совокупность тех жесобытий и мотивов в той последовательности и связи, в которой о нихповествуется в произведении в художественной (композиционной)последовательности и во всей полноте образности.Такимобразом, сюжет художественного произведения является одним из важнейших средствобобщения мысли писателя, выраженной через словесное изображение вымышленныхперсонажей в их индивидуальных действиях и отношениях. Исходя из теории автораБ.Кормана, наряду с формально-содержательным пониманием сюжета, каксовокупности элементов текста, объединенных общим субъектом (тем, ктовоспринимает и изображает) или общим объектом (тем, что воспринимается иизображается); «произведение в целом представляет собой единство множествасюжетов разного уровня и объема, и в принципе нет ни одной единицы текста,которая не входила бы в один из сюжетов».Необходимоотметить, что о соотношении фабулы и сюжета принято говорить в основномприменительно к эпическому произведению. Поскольку в классической драме прямоеслово автора в драматургическом тексте незначительно, то и сюжет драматическогопроизведения максимально приближен к фабульному ряду. Фабула может пониматьсякак материал, предшествующий композиции пьесы (например, миф для античнойтрагедии), или как уже структурированные события пьесы – мотивации, конфликты,разрешение, развязка – в драматическом (условном) пространстве времени. Но фабулав таком случае не покрывает текст самой пьесы, поскольку в ХХ в. вдиалогическую и монологическую речь персонажей все активнее вторгаетсянарративный элемент, за которым стоит образ корректирующего фабулу автора.Воснове внутренней организации сюжета, такой как определенная последовательностьхода и развертывание действия лежит конфликт, то есть определенное противоречиев отношениях между героями, проблема, которая очерчивается темой произведенияи, нуждаясь в своем решении, мотивирует то или другое развитие действия.Конфликт, который появляется в произведении как движущая сила его сюжета извено, которое совмещает сюжет и фабулу произведения с его темой, можетотражаться в литературоведении и другими, синонимическими ему терминами:коллизия или интрига. Литературный конфликт в его специфической форме (всюжете) принято называть интригой или коллизией. При этом иногда различают ихмежду собой в том отношении, что под интригой понимают столкновение личногозначения, а под коллизией — столкновение общественного значения. Однако, ввидутого, что личные и общественные противоречия переплетаются, сливаясь в одноцелое, в значении литературного конфликта чаще всего употребляется термин «коллизия»а под интригой понимают запутанность, событийную усложненность сюжета.
В большинствесюжетов классических произведений ход событий в большей или меньшей степенисоответствует жизненной логике развития событий. В основе таких сюжетов лежит,как правило, конфликт, поэтому расположение и взаимосвязь событий в сюжете определяютсяразвитием конфликта.
Сюжет,основанный на конфликте, может включать следующие компоненты: экспозицию,завязку действия, развитие действия, кульминацию, развязку действия. Следуетподчеркнуть, что наличие всех компонентов сюжета вовсе не обязательно.Отдельные его компоненты (например, экспозиция или развязка действия) могутотсутствовать. Это зависит от художественной задачи, поставленной писателем.
Экспозиция— наиболее статичная часть сюжета. Ее цель — представить некоторых персонажейпроизведения и обстановку действия. Основное сюжетное действие в экспозиции ещене начато. Экспозиция лишь мотивирует действия, которые произойдутвпоследствии, как бы проливает на них свет. Заметим, что от экспозиции неследует ожидать знакомства со всеми героями. В ней могут быть представленывторостепенные лица. Иногда именно появление главного действующего лицазавершает экспозицию и является завязкой действия (например, появление Чацкогов комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»).
Обстановкадействия, представленная в экспозиции, совсем не обязательно сохраняется в ходесюжета. «Единство места» — канон классицистической пьесы —практически не соблюдается в романтических и реалистических произведениях.Пожалуй, только в «Горе от ума» действие от начала и до конца происходитна одной «сценической площадке» — в доме Фамусова.
В экспозициинередко используется повествовательный прием, который называется предысторией.Обширная предыстория Онегина содержится, например, в экспозиции романа «ЕвгенийОнегин» А.С.Пушкина (глава 1). В пьесе А.Н.Островского «Гроза»предысторией Катерины является ее рассказ Варваре о жизни в родительском доме.Особый случай предыстории героя — рассказ о жизни Чичикова в одиннадцатой главе«Мертвых душ» Н.В.Гоголя, намеренно вынесенный писателем не только запределы экспозиции, но и фактически за пределы сюжета первого тома поэмы.
Завязкадействия — событие или ряд событий, которые дают толчок основному действию.Именно в завязке действия резко меняется положение персонажей, между ними могутвозникнуть противоречия. Нередко завязкой действия становятся вполне обычныеситуации: приезд или отъезд действующего лица, знакомство, встреча, сообщение очем-либо или разговор.
Важно правильноопределить момент начала основного сюжетного действия. Для этого необходимонайти точный ответ на вопросы: что выводит из равновесия сложившуюся системуотношений между персонажами, что меняет жизнь персонажа, в чем причина всехпоследующих событий? Ведь именно характер завязки действия нередкопредопределяет особенности дальнейшего движения сюжета. Такие стандартные длязавязки действия ситуации, как, например, встреча или приезд героя, слабопроясняют последующие события. Напротив, спор, резкое столкновение героев сразуопределяют конфликтные отношения между ними, которые, очевидно, и будутвоплощены в сюжете.
Развитиедействия — наиболее протяженная и сложная для анализа часть сюжета. Вразвитии действия реализуется конфликт, если он есть в произведении. Есликонфликт отсутствует, то развитие действия складывается из хроники событий,действий, поступков персонажей.
Если сюжетоснован на конфликтных отношениях, то в развитии действия напряженность междуконфликтующими сторонами нарастает. В процессе анализа целесообразно проследитьименно этот аспект сюжета, не стремясь выявить абсолютно все события. Для тогочтобы правильно определить границы развития действия, необходимо точноустановить завязку действия и тот момент, в который действие достигаетнаивысшего напряжения.
Характеризуятемп развития действия, следует обращать особое внимание на остановки,замедления, которые могут возникнуть, если писатель использует разного родавнесюжетные компоненты (например, вставные произведения, авторскиеотступления). Широкое использование описаний, вводящих рассказов, необходимыхдля того, чтобы представить новых героев, а также «исповедей» героев,диалогов, в которых выясняются их идейные позиции, также тормозит развитиедействия, снижает его темп.
Кульминация— высшая точка в развитии действия, в которой конфликт достигает наивысшей остротыи напряжения. После кульминации действие неизбежно идет на спад, так какконфликт оказывается исчерпанным. Кульминация — поворотный момент в отношенияхмежду противоборствующими сторонами. Как правило, после кульминации измененияконфликтующих сторон становятся неизбежными.
Например, впьесе А.Н.Островского «Гроза» кульминация — признание Катерины в «грехе».Это поворотный момент в сюжете, так как после него выбор героини неизбежен: онадолжна либо покориться «темному царству», либо решиться на ту единственнуюформу протеста, которая ей доступна, — уход из жизни. Кульминацией нередкоявляются объяснение героев (в рамках любовного сюжета) или дуэль.
В сюжетаххроникального типа кульминация либо слабо выражена, либо полностью отсутствует.Например, она отсутствует в первом томе поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души».Некое подобие кульминации можно найти в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»:известие о продаже усадьбы внешне меняет жизнь персонажей, но не являетсяследствием конфликта между ними. Потеря «дворянского гнезда» — давноожидаемое событие, оно имеет прежде всего психологическое и символическоезначение.
Развязкадействия — завершающая часть сюжета, следующая после кульминации. В развязкедействия обычно выясняется, как изменились отношения между противоборствующимисторонами, какие последствия имел конфликт.
Нередко длятого, чтобы разрушить стереотип ожидания читателей («свадьба» или «похороны),писатели вообще опускают развязку действия. Например, отсутствие развязки всюжете восьмой главы „Евгения Онегина“ делает финал романа „открытым“.Пушкин как бы приглашает читателей самих поразмышлять над тем, как могла бысложиться судьба Онегина, не предрешая возможного развития событий. Кроме того,характер главного героя также остается „незавершенным“, способным кдальнейшему развитию.
Иногда развязкадействия представляет собой последующую историю одного или несколькихперсонажей. Это повествовательный прием, который используется для сообщения отом, как сложилась жизнь персонажей после завершения основного действия.Краткую „последующую историю“ героев „Капитанской дочки“А.С.Пушкина можно найти в послесловии, написанном „издателем“. Этотприем довольно часто использовали русские романисты второй половины XIX века, вчастности И.А.Гончаров в романе „Обломов“ и И.С.Тургенев в романе „Отцыи дети“.
В отдельныхслучаях сюжетное построение произведения может устанавливаться введением в нейтак называемых вставных эпизодов, которые обычно даются в форме рассказа одногоиз героев произведения об определенных жизненных событиях, которые к изображаемомув самом произведении действию не имеют непосредственного отношения. Немотивируя прямо развитие действия, подобные эпизоды имеют своей цель пролитьсвет на отдельные сюжетные звенья, выступая в роли таких аналогий изображаемомудействию, которые заостряют ее конфликтную суть.
Конфликт – противоречие как принципвзаимоотношений между образами художественного произведения. Конфликт сталотличительной чертой драмы и театра. Драматургический конфликт проистекает изстолкновения антагонистических сил драмы. Чаще всего конфликт выступает в видеколлизии (слово синонимичное конфликту), т.е. в виде открытого противостояниямежду противоборствующими силами.
Конфликтвозникает, когда персонаж, добиваясь своей цели (любви, власти, идеала),противостоит другому персонажу, сталкивается с психологическим, нравственнымили фатальным препятствием. Исход же конфликта неизбежно связан с пафосомпроизведения: он может быть комическим, т.е. примирительным или трагическим,когда ни одна из сторон не может пойти на уступки, не понеся урона (и так далеев зависимости от эстетической специфики пафоса). Приблизительную теоретическуюмодель всех мыслимых драматических ситуаций, определяющих характер театральногодействия, можно было бы определить следующим образом:
-соперничестводвух персонажей по экономическим, любовным, нравственным, политическим и др.причинам;
-конфликт двухмировоззрений, двух непримиримых моралей;– нравственная борьба междусубъективным и объективным, привязанностью и долгом, страстью и рассудком: этадилемма может возникнуть в душе одного героя или между двумя „лагерями“,которые пытаются привлечь на свою сторону героя;
-конфликт интересов индивидуума и общества;
-нравственная или метафизическая борьба человека против какого-либо принципа илижелания, превосходящего его возможности (Бог, абсурд, идеал, преодоление самогосебя и т.д.).
Конфликт(коллизия) чаще всего реализуется в форме словесной дуэли, в словесной борьбе саргументами и контраргументами, здесь же уместен и монолог для изложениярассуждений, выражающих противопоставление и столкновение идей. Наряду сконфликтом-коллизией, то есть внешним конфликтом, в ХХ в. усилилось такоеявление, как внутренний конфликт, как глобальная вечная неустранимо-безысходнаяразорванность человека, противостояние социального и биологического,сознательного и подсознательного, неразрешимое противоречие одинокого индивидас отчужденной от него реальностью. Если внешний конфликт так или иначе разрешимв рамках одного произведения, то конфликт внутренний, основанный на борьбечеловека с самим собой или борьбе универсальных принципов, в рамках одногосюжета разрешиться не может и представляется в качестве субстанционального;здесь в большей степени учитывается диалектика построения самого художественногопроизведения, противоречие между формой и содержанием, композицией и темой,между „текстурой“ и „структурой“, предметом и смысломхудожественного высказывания.2. АНАЛИЗСЮЖЕТА РОМАНА А.С. ПУШКИНА „ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН“
Роман „ЕвгенийОнегин“, несмотря на своеобразный, нетрадиционный для эпическогопроизведения конец (конец „без конца“), представляет собой целостный,замкнутый и законченный в себе художественный организм. Художественноесвоеобразие романа, его новаторский характер определил сам поэт. В посвященииП. А. Плетневу, которым открывается роман, Пушкин назвал его „собраньемпестрых глав“. В другом месте читаем:
»И дальсвободного романа я сквозь магический кристалл еще не ясно различал". Заканчиваяпервую главу, поэт признается: «Я думал уж о форме плана И как герояназову; Покамест моего романа Я кончил первую главу; Пересмотрел все этострого: Противоречий очень много, Но их исправить не хочу».
Что значит «свободныйроман»? От чего «свободный»? Как надо понимать авторское определение:«собранье пестрых глав»? Какие противоречия имеет в виду поэт, почемуне хочет исправить их?
В. Г.Белинский, имея в виду эти особенности романа, писал: "...„Онегин" состороны формы есть произведение, в высшей степени художественное, а со сторонысодержания самые его недостатки составляют его величайшие достоинства".Чтобы разобраться во всех этих особенностях романа, необходимо вчитаться в еготекст, сделать некоторые наблюдения над особенностями его структуры.
Роман «ЕвгенийОнегин» «свободен» от тех правил, по которым создавалисьхудожественные произведения во времена Пушкина, он «в противоречии» сними. Сюжет романа включает в себя две фабульные линии: историю отношенийОнегина и Татьяны, Ленского и Ольги. В плане композиционном их можно рассматриватькак две параллельные событийные линии: романы героев той и другой линии несостоялись.
С точки зренияразвития основного конфликта, на котором держится сюжет романа, фабульная линияЛенский — Ольга не образует своей сюжетной линии, хотя бы и побочной, посколькуих отношения не развиваются (где нет развития, движения, там нет и сюжета).
Трагическаяразвязка, гибель Ленского, обусловлена не их отношениями. Любовь Ленского иОльги — это эпизод, помогающий Татьяне понять Онегина. Но почему же тогда Ленскийвоспринимается нами как один из главных героев романа? Потому что он не толькоромантичный юноша, влюбленный в Ольгу. Образ Ленского — составная часть ещедвух параллелей: Ленский — Онегин, Ленский — Повествователь.
Втораякомпозиционная особенность романа: главным действующим лицом в нем являетсяПовествователь. Он дан, во-первых, как спутник Онегина, то сближающийся с ним,то расходящийся; во-вторых, как антипод Ленского — поэта, т. е. как сам поэтПушкин, с его взглядами на русскую литературу, на собственное поэтическоетворчество.
КомпозиционноПовествователь представлен как действующее лицо лирических отступлений. Поэтомулирические отступления следует рассматривать как составную часть сюжета, а этоуже указывает на энциклопедический характер всего произведения. Лирическиеотступления выполняют сюжетную функцию еще и потому, что они точно обозначаютграницы романного времени.
Конфликт,развитие которого составляет сюжет романа, основан на том, что Татьяна,наделенная тонкой интуицией, с первого взгляда узнала в Онегине человека,предназначенного ей судьбой, и полюбила его на всю жизнь. Онегин увидел Татьянутакой, какой она была на самом деле, только в кульминационный момент ихотношений. Любовь Онегина и Татьяны развивается напряженно, драматично. В самыекритические моменты их отношений Повествователь и выступает как защитникТатьяны.
Но самаяглавная композиционная, сюжетная особенность романа состоит в том, что образПовествователя раздвигает границы личного конфликта и в роман входит русскаяжизнь того времени во всех ее проявлениях. И если фабула романа укладывается врамки отношений между собою всего лишь четырех лиц, то развитие сюжета выходитза эти рамки, благодаря тому, что в романе действует Повествователь.
Еслиостанавливать свое внимание на предметно-реальном содержании каждой главы, томожно отметить, как тонко, будто в хорошей энциклопедии, взаимодействуют вромане сюжет, композиция, система образов и стилевая манера, как единое целое.
«ЕвгенийОнегин» писался в течение 7 лет и даже более — если учитывать поправки,которые Пушкин вносил в текст после 1830 года. За это время многое менялось и вРоссии, и в самом Пушкине. Все эти перемены не могли не найти отражения втексте романа. Роман писался как бы «по ходу жизни». С каждой новойглавой он все более становился похож на энциклопедическую хронику русскойжизни, на ее своеобразную историю. Белинский недаром называл роман «ЕвгенийОнегин» «историческим». Он все более становился похож напоэтическую хронику русской жизни, на ее своеобразную поэтическую историю.
Стиховая речь — форма необычная и в известной мере условная. В обыденной жизни стихами неразговаривают. Но стихи больше, чем проза, позволяют отклоняться от всегопривычного, традиционного, потому что сами являются неким отклонением. В мирестихов Пушкин чувствует себя и известном отношении свободнее, чем в прозе. Вромане в стихах могут быть опущены некоторые связи и мотивировки, легчеосушествляются переходы от одной темы к другой. Для Пушкина это и было самымглавным. Роман в стихах был для него, прежде всего свободным романом — свободным по характеру повествования, по композиции.
Но почемуПушкину так понадобился свободный роман? Это связано с характером егоэнциклопедического замысла. «Евгений Онегин» с самого начала мыслилсяПушкиным как широкая историческая картина, как поэтическое воссоздание эпохи.
Для такогоромана — современного и исторического — как раз и нужна была свободнаякомпозиция. Небольшой по объему (как почти все произведения Пушкина), ноширокий по поставленным целям, роман нуждался в свободном ходе рассказа, в нестесняемом никакими обязательными рамками движения сюжета и авторской мысли.Принцип поэтической свободы помогал Пушкину говорить о многом и разном насравнительно маленьком пространстве текста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, подведемитог: понятие сюжета тесно связано с понятием фабулы произведения. Всовременной русской литературной критике (равно как и в практике школьногопреподавания литературы) термином «сюжет» обычно называют сам ход событийв произведении, а под фабулой понимают основной художественный конфликт,который по ходу этих событий развивается.
Теснуювзаимосвязь с «сюжетом» и «фабулой» имеет конфликт произведения:он является его движущей силой и определяет главные стадии развития сюжета:зарождение конфликта – завязка, наивысшее обострение – кульминация, разрешениеконфликта – развязка.
Конфликт – противоречие как принципвзаимоотношений между образами художественного произведения. Конфликт сталотличительной чертой драмы и театра. Драматургический конфликт проистекает изстолкновения антагонистических сил драмы. Чаще всего конфликт выступает в видеколлизии (слово синонимичное конфликту), т.е. в виде открытого противостояниямежду противоборствующими силами.
В качествеисточника развертывания сюжета конфликт порождает нарастающую напряженность,изредка прерываемую тормозящими ход действия описаниями или сценами, котораяприводит героя к катастрофе и может быть снята лишь развязкой.
Таким образом,фабула и сюжет являются в сущности единым конструктивным элементомпроизведения. Как фабула этот элемент определяется в направлении к полюсутематического единства завершаемой действительности, как сюжет, в направлении кполюсу завершающей реальной действительности произведения.
 

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Волков И.Ф. Теория литературы: Учебное пособие для студентов ипреподавателей. — М., 1995.
2. Кожинов В. В., Сюжет, фабула, композиция, в кн.: Теория литературы.Основные проблемы в историческом освещении, кн. 2, М., 1964.
3. Корман Б. Целостность литературного произведения и экспериментальныйсловарь литературоведческих терминов // Проблемы истории критики и поэтикиреализма. Куйбышев, 1981.
4. Пронин В.А. Теория литературы. — М., 1999.
5. Пушкин А.С. сочинения. В 3-х т. Т. 2. Евгений Онегин; драматическиепроизведения. — М.,1986.
6. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. — М., 1996.
7. Хализев В.Е. Теория литературы. — М., 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Специфика профессиональной деятельности социального педагога в общеобразовательном учреждении
Реферат Расчеты и прогнозирование свойств 2-Метил-3,3-диэтилпентана, Циклобутана, о-Ксилол, 1,2-диметилбензола, 4-Метилпиридина
Реферат Електронні видання
Реферат Предмет і метод аудиторської діяльності
Реферат Осип Мандельштам - жизнь и творчество
Реферат Особенности внешнеэкономической деятельности российских предприятий на примере ООО "Портал"
Реферат Заземление: теория и практика
Реферат Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение кафе ООО Хит
Реферат Преступления против основ государственного строя и безопасности государства
Реферат Jamestown Essay Research Paper In June of
Реферат Кирпичная кладка, виды кладок
Реферат Achillies Essay Research Paper AchillesAchilles was one
Реферат Організація банкет-фуршету "Прощальний шкільний бал" на 211 осіб
Реферат Пирамиды древнего Египта, как памятник тщеславию и жестокости восточного деспотизма
Реферат Совершенствование организации рабочих мест на предприятии