Департаментобразования и науки Кемеровской области
Государственноеобразовательное учреждение
среднегопрофессионального образования
«Кемеровскийпедагогический колледж»
ПЦК русскогои литературы
Эйдос —конспект по стихотворению Александра Трифоновича Твардовского «Я убит подоРжевом...»
Исследовательский проект
Выполнила:
Работа допущена к защите ТерскихНадежда Андреевна
«___» ____________2010 г.студентка 1 курса 904 группы
Работа защищена
«___» ____________2010 г.Научный руководитель:
Берлякова ЗинаидаАнатольевна,
с оценкой _____________ преподавательлитературы
Кемерово 2010
Шестидесяти пятилетию
Великой Победыпосвящается
Я УБИТ ПОДО РЖЕВОМ
Я убит подо Ржевом,
В безыменном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки,-
Точно в пропасть собрыва-
И ни дна ни покрышки.
И во всем этом мире,
До конца его дней,
Ни петлычки, ни лычки
С гимнастерки моей.
Я — где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я — где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;
Я — где крик петушинный
На заре по росе;
Я — где ваши машины
Воздух рвут на шоссе;
Где травинку к травинке
Речка травы прядет, -
Там, куда на поминки
Даже мать не придет.
Подсчитайте, живые,
Сколько сроку назад
Был на фронте впервые
Назван вдруг Сталинград.
Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю,
Наш ли Ржев наконец?
Удержались ли наши
Там, на Среднем Дону?..
Этот месяц был страшен,
Было все на кону.
Неужели до осени
Был за ними уже Дон,
И хотч бы колесами
К Волге вырвался он?
Нет, неправда. Задачи
Той не выйграл враг!
Нет же, нет! А иначе
Даже мертвому — как?
И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она — спасена.
Наши очи померкли,
Пламень сердца погас,
На земле на поверке
Выкликают не нас.
Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам — все это, живые.
Нам — отрада одна:
Что недаром боролись
Мы за родину-мать.
Пусть не слышен нашголос, -
Вы должны его знать.
Вы должны были, братья,
Устоять, как стена,
Ибо мертвых проклятье -
Эта кара страшна.
Это грозное право
Нам навеки дано, -
И за нами оно -
Это горькое право.
Летом, в сорок втором,
Я зарыт без могилы.
Всем, что было потом,
Смерть меня обделила.
Всем, что, может, давно
Вам привычно и ясно,
Но да будет оно
С нашей верой согласно.
Братья, может быть, вы
И не Дон потеряли,
И в тылу у Москвы
За нее умирали.
И в заволжской дали
Спешно рыли окопы,
И с боями дошли
До предела Европы.
Нам достаточно знать,
Что была, несомненно,
Та последняя пядь
На дороге военной.
Та последняя пядь,
Что уж если оставить,
То шагнувшую вспять
Ногу некуда ставить.
Та черта глубины,
За которой вставало
Из-за вашей спины
Пламя кузниц Урала.
И врага обратили
Вы на запад, назад.
Может быть, побратимы,
И смоленск уже взят?
И врага вы громите
На ином рубиже,
Может быть, вы к границе
Подступили уже?
Может быть… Даисполнится
Слово клятвы святой! —
Ведь Берлин, еслипомните,
Назван был под Москвой.
Братья, ныне пропавшие
Крепость вражьей земли,
Если б мертвые, павшие
Хоть бы плакать могли!
Если б залпы победные
Нас, земных и глухих,
Нас, что вечностипреданы,
Воскрешали на миг, —
О. товарищи верные,
Лишь тогда б на войне
Ваше счастье безмерное
Вы постигли вполне.
В нем, том счастье,бесспорная
Наша кровная часть,
Наша, смертью оборванная,
Вера, ненависть, страсть.
Наше все! Не слукавили
Мы в суровой борьбе,
Все отдав, не оставили
Ничего при себе.
Все на вас перечислено
Навсегда, не на срок.
И живы не в упрек
Этот голос наш мыслимый.
Братья, в этой войне
Мы различья не знали:
Те, что живы, что пали, -
Были мы наравне.
И никто перед нами
Из живых не в долгу,
Кто из рук наших знамя
Подхватил на бегу,
Чтоб за дело святое,
За Советскую власть
Так же, может быть, точно
Шагом дальше упасть.
Я убит подо Ржевом,
Тот еще под Москвой.
Где-то, воины, где вы,
Кто остался живой?
В городах миллионных,
В селах, дома в семье?
В боевых гарнизонах
На не нашей земле?
Ах, своя ли, чужая,
Вся в цветах иль вснегу...
Я вам жить завещаю, -
Что я больше могу?
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.
Горевать — горделиво,
Не клонясь головой,
Ликовать — не хвастливо
В час победы самой.
И беречь ее свято,
Братья, счастье свое —
В память воина-брата,
Что погиб за нее.
1945 — 1946 гг
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
стихотворениелирический герой поэтический язык
Болото — местность, где впочве много воды.
Брат — сын по отношению кдругим детям своих родителей; дружеское отношение к мужчине; товарищ,единомышленник.
Вера — твердая надежда,что что-нибудь произойдет, что кто-нибудь поступит так, как нужно.
Враг — тот, кто враждебноотносится к кому-нибудь; военный противник.
Вспять — назад, обратно.
Война — вооруженнаяборьба между государствами.
Гимнастерка — формаучащегося в гимназии.
Гордость — чувствособственного достоинства.
Горе — нравственноестрадание из-за чего-нибудь очень неприятного, тяжелого.
Живой — такой, которыйдвижется, дышит, чувствует, обладает жизнью; полный жизненной энергии; такой,который проявляется очень активно.
Знамя — флаг армии,военной части, государства, организации, и т. д.
Кара — какое либопосланное свыше наказание, проклятие.
Лычки — нашивки напогонах, как знак воинского звания.
Мертвый — такой, которыйумер.
Ненависть — чувство,которое заставляет причинять вред кому-нибудь, желать неприятностей, гибели.
Ордена — знаки отличия,которыми награждают за выдающиеся заслуги.
Очи — устар. глаза.
Память — способностьсохранять и воспроизводить прошлые чувства, опыт, запас впечатлений.
Петлички — цветнаянашивка на воротнике форменной одежде.
Победа — полный успех вбою, на войне, в соревновании, в достижении чего-нибудь.
Поминки — день памяти оусопшем.
Родина — страна, вкоторой человек родился и гражданином которой является; место рождениякого-нибудь или происхождения, возникновения чего-нибудь.
Рота — небольшая группавоенных.
Святое — обладающеесвятостью, божественное; что-то чрезвычайно почетное, исключительно важное.
Слукавить — обмануть;схитрить.
Смерть — прекращениежизни.
Страсть — сильноечувство, увлечение.
Счастье — чувство исостояние полного удовлнтворения своей жизнью, делами и т. п.
Товарищ — человек близкийпо взглядам, общему делу, условиям жизни; человек, как член советского общества,коллектива, организации.
ВОПРОСЫ К АНАЛИЗУ
1. История созданиястихотворения.
2. Чему посвященыстихи?
3. Кто являетсялирическим героем данного стихотворения?
4. Какие проблемыавтор поднимает в произведении?
5. Что объединяетлирического героя с живыми людьми?
6. Что до насдоносит поэт через мысли и чувства убитого?
7. Какаяиспользуется поэтическая лексика?
8. Каковыособенности поэтического языка?
9. Как изменяетсяречь и настроение лирического героя от первой строфы к последней?
10. Мое личноевпечатление от данных стихов.
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «ЯУБИТ ПОДО РЖЕВОМ»
Стихотворение «Я убитподо Ржевом...» написано после войны, в конце 1945 и в самом начале 1946 года.Как писал сам А. Т. Твардовский «… Стихи эти продиктованы мыслью и чувством,которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполнялидушу… Обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможностьзабвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе — такприблизительно можно опредилить эту мысль и чувство».
Стихотворение «Я убитподо Ржевом...» написано от лица убитого солдата. Твардовский как бы дал голоспогибшему воину, выполнившему свой долг на поле боя, но оказалось, что солдат«думает» не о мертвых, а о живых. Он «помнит» о себе как о живом, который лежалв безымянном болоте и погиб во время жестокого налета. Он «знает», что от него,как и от многих его друзей, не осталось ничего, нет даже могилы, куда бы моглаприйти попрощаться его мать. Его речь сохраняет все черты речи живого человека,она насыщенна пословицами, поговорками с непременным военным просторечием («Ини дна ни покрышки», «Ни петлички, ни лычки»).
А сам он, уже послесмерти, снова как бы находится среди живых, невидим и растворен в воздухе,которым дышат его современники(«Я — где ваши машины/Воздух рвут на шоссе...»),он в земле, по которой они ходят («Я — где корни слепые/Ищут корма вотьме...»), в облаке ржаной пыли, которую они убирают(«Я — где с облачкомпыли/Ходит рожь на холме...»). Убитый «чувствует» себя частичкой мира в которомбыл, участником труда живых. Но главная его забота сейчас, как воюют егосограждане, каковы их успехи в ратном деле. Он, убитый, не знает, «Наш ли Ржевнаконец?», но поэт дает ему предчувствие, сначала тревожное («Неужели доосени/Был за ним уже Дон,/И хотя бы колесами/К Волге вырвался он?»), однако вэто он не хочет и не может верить («Нет, неправда. Задачи/Той не выйгролвраг!/Нет же, нет! А иначе/Даже мертвому — как? »), зотем все более растетуверенность в конечной победе...
Твардовский даетвозможность через мысли и чувства убитого солдата узнать о поражениях и военныхуспехах. Читатель мысленно восстанавливает, вспоминает ход ВеликойОтечественной войны. При этом поэт использует местоимения «наш», «ваш», которыестановятся важными образными обозначениями. С одной староны, погибший солдатуже отдален смертной чертой от живых и для него они находятся по ту сторонусмерти («ваши машины», «ваши спины» и т. д.), но с другой — он не может мыслитьсебя вне родной земли, вне своих воинов-братьев. Мысленно он с ними, хотя ужене в силах встать рядом. Отсюда: «Наш ли ржев...», «Удержались ли наши...».Разъединяясь, он тут же объединяется с живыми, хотя и осознает грань между ними живущим. Получается так, что чувства и мысли убитого воина как бы«перетекают» в живых, становятся их мыслями и чувствами, а живые сохраняютверность тем движениям души, которые звали на битву погибшего героя. Таквозникает в стихотворении святое слово «братья», объединяющее всех — и живых, имертвых, без различий. Убитый и его товарищи, павшие в боях, пнредают знамя вруки живых, а живые принивают его, чтобы, в свою очередь, передать другим ичтобы целью этой вечной жизни было счастье «родимой отчизны» и счастье каждого:
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.
Эти простые истины,передаваемые от умерших, погибших живым, а от них к новым поколениям, выраженыТвардовским с той языковой простотой, которую нетрудно заметить. Языкстихотворения насышен оборотами, выражениями, словами народной устной,разговорной речи с множеством неумирающих пословиц и поговорок («Там, куда напоминки/Даже мать не придет», «Есть отрада одна:/Мы за родину пали,/Но она — спасена»,«Было все на кону»). Иногда эта устная речь наполнена характерными, частовстречающимися канцеляризмами, языковыми штампами с оттенком военного жаргона(«Нет, неправда. Задачи/Той не выйграл враг!»), а военные терминыприобретают«общее» значение: «На земле на поверке/Выкликают не нас». Однако рядом с речьюнародной, устной, разговорной постепенно возникает в стихотворении другаяязыковая часть — высокая, с обилием архаизмов, славянизмов, устаревших слов(«Наши очи померкли,/Пламень сердца погас...», «Эта кара страшна», «Даисполнится/слово клятвы святой!..»). Размерянная, неспешная, негромкая речьпостепенно переходит в напевную и сказовую, а слог вдруг становитсяторжественным и величественным. Погибший воин исполнен высоким сознанием долгаи с высотысвоей миссии получил право завещать прежние ценности новым поколениямживущих на этой земле людей:
Горевать — горделиво,
Не клонясь головой,
Ликовать — не хвастливо
В час победы самой.
Именно потому, что воинотдал жизнь за Родину, я думаю, что слово «родина» становится главным словом вего скорбном монологе. Погибший, он остался в строю, он вместе с живыми, потомучто его чувства и идеи, за которые солдат отдал жизнь, не умирают, а остаютсявечными. И святая память о нем — это то дело, которое он оставил после себя.
АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧТВАРДОВСКИЙ (1910 — 1971)
Александр ТрифоновичТвардовский родился 21 июня (по новому стилю) 1910 года «на хуторе пустошиСтолпово», как назывался в бумагах клочок земли, — писал он, — приобретенныймоим отцом, Трифоном Гордеевичем Твардовским, Поземельный крестьянский банк свыплатой в рассрочку. Этот хутор был «приписан» к деревне Загорье Починковскойволости Смоленской губернии, позже — Починковского района Смоленской области.
К концу 20-х годовудалось создать на этом клочке земли кузнечное дело, ставшее важным подспорьемв доходах и дополнением к обычному крестьянскому труду.
Отец поэта, ТрифонГордеевич Твардовский (1881 — 1949), был крестьянином и кузнецом. Мать, МарияМитрофановна, урождённая Плескачевская (1889 — 1965), тоже была крестьянкой изсемьи дворян-однодворцев — оскудевшего, многодетного (8 детей) «дворянинаМитрофана Яковлевича Плескачевского» из деревни Плескачи, в тридцати вёрстах отБарсуков.
В «Автобиографии» онписал: «Мать моя, Мария Митрофановна, была впечатлительна и чутка… ТрифонГордеевич был человеком более сурового характера, но, как и она, грамотным,любителем чтения. Книга не являлась редкостью в нашем домашнем обиходе. Целыезимние вечера у нас часто читали какую-либо книгу...» Главной книгой домашнегочтения были сочинения Некрасова — «заветная книга», о которой не развпоследствии вспоминал и писал Твардовский. Входили в домашнюю библеотеку исочинения других классиков — Пушкина, Лермонтова и Фета.
Еще в 1917 году в играх ссоседним мальчиком Саша научился грамоте. В 1922 году Саша Твардовскийзакончил, по-видимому за 3 года, четырехклассную школу. Затем год учился всоседней, Егорьевской школе, в которой преподавали два хороших учителя — ИванИльич и его отец Илья Лазаревич Поручиковы. Особенно повлияли на него урокиИвана Ильича, которые Твардовский вспоминал даже в «Василии Теркине».Поручиковы поощряли и его стихотворные опыты.
С 1924г Твардовский началпосылать небольшие заметки в редакции смоленских газет. Изредка заметки печатались.24-26 марта 1926г Твардовский участвовал в совещании селькоров Смоленскогоуезда. С июня 1925г начали появляться стихи Твардовского в смоленскойгубернской печати. 1925 — 1927 гг можно считать годами формирования «раннегоТвардовского». В конце 1927 г он стал делегатом Первого губернского съездапролетарских писателей в Смоленске.
В 1927г два стихотворения«Матери» стали первыми значительными поэтическими удачами. Отношение в семье кего творчеству в эти годы было сложным. В начале февраля 1928г Твардовскийуехал навсегда из родной деревни в Смоленск. Годы с 1928-го по 1933-й — самые«эксприментальные» и во многом недооцененные в творчестве Твардовского.Трудности быта и творческих поисков усугубились дополнительными проблемами,возникшими после тяжелых событий в семье
Твардовских в 1930 —1931гг (родители поэта были сосланы как семья кулаков).
Несмотря на все это,Твардовский начал печататься в местной, а затем и в центральной печати. С 1930года стал семьянином. В 1932г поступил в Смоленский педагогический институт. В1930 — 1933гг у Твардовского появился опыт в больших обобщающих жанров: двепоэмы о коллективизации — «Путь к социализму», «Вступление», нервая книга прозы- «Дневник председателя колхоза».
В 1936г он поступил вМосковский институт философиии литературы, заканчил его 1939г. В том же годубыл награжден орденом Ленина за литературные заслуги, а в 1941-м получилГосударственную премию второй степени за «Страну муравию».
В период ВеликойОтечественной войны произошло перерастание лиричности поэзии в ее небывалуювсенародность.
В 1947 — 1948 гг он былпредседателем Комиссии по работе с молодыми писателями СП СССР. С 1950 по 1969год он был главным редактором журнала «Новый мир».
Лирика последних летстановится резонансом в поэтическом и читательском сознании. Признанием этогорезонанса стало присуждение поэту за книгу лирики Государственной премии в 1971г.
Слово Твардовскогооказало и продолжает оказывать огромное влияние на основные явления и тенденциисовременной поэзии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дементьев В.В. АлександрТвардовский [Текст] / В.В. Дементьев. — М.: Издательство Советская Россия; Москва:Советская Россия, 1976.- 172 с.
2. Твардовский А.Т.Стихотворения и поэмы [Текст] / А.Т. Твардовский. — М.: издательство ДетскаяЛитература; Москва: Детская литература, 1998.-316 с.
3. Фортунатов Н.М.Русская литература. Хрестоматия для средних и старших классов [Текст] / Н.М.Фортунатов. — М.: издательство Русский купец; Нижний Новгород: Братья славяне,1995.-608 с.
4. Розанова В.В.Краткий толковый словарь русского языка [Текст] / И. Л. Городецкая, Т. Н.Поповцева, М.Н. Судоплатова, Т. А. Фоменко; под ред. В.В. Розановой.- 3-е изд.,испр. и доп. — М.: Русский язык, 1982.-245 стр. с ил.
5. Репкин В.В.Учебный словарь русского языка [Текст] / В.В. Репкин.-М: Издательство Пеленг;Томск: Инфолайн, 1993.-656 с.