Портрет писателя
Цель занятия:
На примере различных портретов, показатьдетям различное видение художников одного человека. Изучить разницу в деталяходежды на портретах, написанных в одно время.
До наших дней дошло несколько портретовА.С. Пушкина. Первые в этом хронологическом ряду – выполненные осенью 1826 годаминиатюра гуашью на пластине слоновой кости и рисунок итальянским карандашомобрусевшего француза Ж. Вивьена. Пушкин заказал ему два экземпляра, один онподарил П.А. Осиповой, второй – поэту Е.А. Баратынскому. Это небольшой камерныйпортрет, выполненный просто, без всяких претензий, для того чтобы запечатлетьчерты поэта на память для его близких друзей – изображение исполняло рольнынешней фотографии. Поэт еще очень молод, он открыто и благожелательно смотритпрямо на зрителя. Художник сумел передать интимные черты характера: душевнуюмягкость, сердечность, простодушие, детскую незащищенность натуры. На болеепоздних портретах выражение лица становится более замкнутым, Пушкинсосредоточен в себе и смотрит мимо нас.
Следующим, кто изобразил Пушкина, был ВасилийАндреевич Тропинин. Портрет Пушкина является самым известным его творением. Имы относимся к нему с особым, обостренным чувством: его заказал сам Пушкин, онпозировал художнику, портрет написан в период расцвета творческих сил их обоих.
Бытует версия о том, что заказал портретТропинину близкий друг поэта Соболевский, который «был недоволен приглаженнымии припомаженными портретами Пушкина, какие тогда появлялись. Ему хотелосьсохранить изображение поэта, как он есть, как он бывал чаще, и он просилТропинина нарисовать ему Пушкина в домашнем его халате, растрепанного, сзаветным мистическим перстнем на большом пальце одной руки».
Но эта версия, скорее всего ложная, таккак из письма самого же Соболевского Погодину стало известно (опубликовано лишьв 1952 году): «Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его ввиде сюрприза с разными фарсами (стоил он ему 350 руб.)». Н.Н. Ковалевскаяобратила внимание на то, что Тропинин иногда писал в одном и том же халатеразных людей. «Очевидно, он писал с натуры только лицо, а одежду придумывал сам»,-писала она в своем исследовании о художнике. Известно, по крайней мере, семьпортретов Тропинина, на которых модели изображены в халатах.
По-видимому, эта одежда была придуманахудожником не случайно. Своеобразие костюма определилось причудливым сочетаниемвнешних атрибутов байронизма (расстегнутый ворот рубашки с большим белымворотником, небрежно повязанный галстук – шарф) с типично московскойпринадлежностью костюма – халатом, и в целом в столь специфической формевыражало представления художника о свободной личности.
Задачей другого крупнейшего живописцаэпохи – Ореста Кипренского было показать в Пушкине, прежде всего «генияпоэзии», по выражению того времени. Отмечаемое современниками внешнее сходствопортрета, созданного в том же 1827 году, обусловлено поразительным постижениемвнутреннего мира поэта. На готовый портрет поэт ответил откликом-экспромтом:
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз,-
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит:
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
Пушкин изображен в сюртуке, с клетчатымпледом, накинутом на плечо. Руки покоятся на груди. Взгляд обращен вдаль. Лицозадумчиво, вдохновенно, полно затаенной грусти. Современники писали: «Генийпоэта как бы воодушевил художника; огонь его вдохновения сам изобразился нахолсте в чертах его, и художник вполне выразил в его взоре светлый луч высокихтворческих дум».
Сам же Пушкин в стихотворении,написанном на французском языке, дал себе такую характеристику:
Мой рост с ростом самых
долговязых
Не может ровняться;
У меня свежий цвет лица, русые
волосы
И кудрявая голова…
Сущий бес в проказах,
Сущая обезьяна лицом,
Много, слишком много
ветрености -
Да, таков Пушкин.
Он сам нарисовал свой портрет какпрообраз гравюры для готовившегося, но не состоявшегося тогда изданиястихотворений. Так поэт впервые обратился к автопортретам, которые с этоговремени сопутствуют его творчеству до конца жизни, становятся одной из формсамовыражения.
Эти изображения не только отражаютреальность, но и несут в себе большое обобщение и критическое восприятиедействительности. Автопортреты исполнены высокой поэзии, трагичны иодновременно не лишены самоиронии. Жанровая картина
Цель занятия:
Показать изображение купеческого быта,эпоху, взаимоотношения. Изучить детали и типы героев. Выявить взаимосвязь сдрамами Островского. Реализм картины и произведения.
В.С. Перов мастерски изобразил едва лине полный срез общества, его типов, проблем — купцы и капиталисты,интеллигенция и дворяне; общество и семья; «хозяева жизни» и их жертвы — всеэто явно видно на картине «Приезд гувернантки в купеческий дом». Еслиприсмотреться к картине, то мы можем увидеть, насколько по-разному изображеныпозы персонажей. Купец и его сын стоят, гордо выпрямившись, а прислуга, икоторая стоит за спиной купца, и которая выглядывает из-за двери стоят, согнувспины. Уже только это заставляет задуматься, какая же жизнь и у одних, и удругих.
Если всмотреться в одежду, то мы такжеможем увидеть разницу – купец одет в богатый халат, в то время как слуги одетыв простенькие платьица. Картина представляет примеры углубленного иусложненного раскрытия человеческих образов. Она показывает замечательные сценыиз мещанско-купеческого быта.
Когда смотришь на эту картину, отчетлива,видна связь с произведениями Островского. Своеобразие драматургии Островского,ее новаторство особенно отчетливо проявляется в типизации. Если идеи, темы исюжеты раскрывают оригинальность и новаторство содержания драматургииОстровского, то принципы типизации характеров касаются уже и ее художественнойизобразительности, ее формы.
A.H. Островского, продолжавшего и развивавшего реалистическиетрадиции западно-европейской и отечественной драматургии, привлекали, какправило, не исключительные личности, а обычные, рядовые социальные характеры большейили меньшей типичности.
Индивидуализируя своих персонажей,драматург обнаруживает дар глубочайшего проникновения в их психологический мир.Многие эпизоды пьес Островского являются шедеврами реалистического изображениячеловеческой психологии. «Островский, — справедливо писал Добролюбов, — умеетзаглядывать в глубь души человека, умеет отличать натуру от всех извне принятыхуродств и наростов; оттого внешний гнет, тяжесть всей обстановки, давящейчеловека, чувствуются в его произведениях гораздо сильнее, чем во многихрассказах, страшно возмутительных по содержанию, но внешнею, официальноюстороною дела совершенно заслоняющих внутреннюю, человеческую сторону».
Если посмотрим на картину Перова, тоувидим, что и художник сумел мастерски изобразить именно натуру купца иприслуги. «Гроза» А.Н. Островского буквально пронизана подобными картинами.Жители города Калинова живут в постоянном страхе перед силами природы, передбогатыми купцами. Здесь также прослеживается параллель с картиной Перова.
В пьесе большое количество массовыхсцен, в которых мы видим всех жителей города и узнаем о них. Узнаем, что набульваре, созданном для них, они не гуляют, к улучшению жизни не стремятся.Богатые купцы тиранят домашних за высокими заборами. И опять же это видно накартине, что прислуга ужасно боится купца.
Невежество калиновцев проявляется всцене, когда рассматривают картину и идет разговор о Литве, которая «с небаупала». Бедным же, по словам Кулигина, гулять некогда, так как у них «день иночь работа». Купцы же грабят дальних и ближних, чужих и родных. «Ограбитьсирот, родственников, племянников, заколотить домашних» — таков, по словамКулигина, секрет помыслов богатых жителей города.
Островский в этой драме обличил жестокиенравы купеческой жизни: деспотизм, невежество, самодурство, жадность.Добролюбов считал: в «темном царстве» изображено не только невежественноекупечество города Калинова, но и весь самодержавно-крепостнический стройРоссии. Протест, выраженный в «Грозе», он распространил на всю царскую Россию: «Русскаяжизнь и русская сила вызваны художником в «Грозе» на решительное дело».
Почему же мы находим такое количествосовпадений между картиной и произведением Островского? Может быть потому, чтоони чутко улавливали народные характеры вне исторических условий, которыеформировали мысли, чувства, взгляды народа, его психологию и речь? Объясняличерты народного характера, исходя из условий исторической действительности.
Это характерно для реалистическогонаправления в искусстве. Реалистическим называется такое направление, прикотором характер объясняется исторически возникшими обстоятельствами.Типические характеры (широко распространенные типы в индивидуально-своеобразномоблике) реализм объясняет породившими их типическими обстоятельствами (то естьопределяющими историческое развитие того или иного народа или нации). При этомтесная зависимость между характерами и обстоятельствами проявляется и в речигероев, и в их мышлении, и в их поступках, и в их облике. Реализм существеннорасширил познавательные и художественные возможности литературы и живописи.Важнейшее свойство реализма – обусловленность типов героев средой – мастерскипоказана и на картине Перова, и в произведении Островского.
Островский правдиво изобразил ту среду,в которой живут герои его произведения. Праздность порождает пустоту мыслей,холодность сердец. Эта тема ясно проходит через все произведение Островского иотчетливо прослеживается на картине Перова. Та же праздность проходит через всюих жизнь, все однообразное существование. Среда оказывает влияние на всехобитателей купеческого дома. Эта среда обладает общими существенными, социальнозначимыми для определенной исторической эпохи и страны чертами, выступающими вконкретной обстановке. Типический характер представляет собой образ, в которомвоплощены опять же общие черты той или иной группы. Типическое проявляется виндивидуально-своеобразном характере. Сопоставление лирического произведения и картины природы
Цель работы:
Научить детей анализу стихотворного текстапутем сопоставления его с пейзажем. Для этого можно взять тему времен года.Показать, как изображение природы может помочь при анализе стихотворения.Соответствует ли описание природы в стихотворении представленной картине? Чтоименно изображено на картине? Какие цвета преобладают на картине, и есть ли втексте явные упоминания цвета? Какие эмоции вызывает картина? Соответствуют лиэти чувства состоянию лирического героя?
Сопоставление стихотворения Ф.И. Тютчева«Чародейкою зимою околдован лес стоит...» и картины А.М. Васнецова из цикла«Времена года» — «Зимний сон» («Зима»).
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
31 декабря 1852
Природа у Тютчева спокойная, притихшая,словно замерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками,живет своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза. Превосходно передает он ичувства, навеянные природой, ее красотой, прелестью. Все стихотворениепроникнуто светлым, радостным настроением, счастьем. Поэт необычайно тонкораскрывает разнообразные оттенки человеческих переживаний. Он умеет уловить иоблечь в яркие, живые образы даже мимолетные душевные движения, которые труднообозначить и передать словами. Поэт воспевал красоту там, где видел ее, анаходил он ее повсюду. Он был художником с исключительно развитым чувствомкрасоты, наверное, потому так прекрасны в его стихах картины природы, которуюон брал такой, какая она есть, не допуская никаких украшений действительности.
Если мы посмотрим на картину Васнецова,то мы увидим там ту же красоту и спокойствие, которая навеваетсястихотворением. Использование музыкального фрагмента
Цель занятия:
Сформировать музыкальное восприятие.Научить сравнивать образ музыкального произведения со стихотворным образом.
Сопоставление произведения А. Вивальди «Весна»из цикла «Времена года» со стихотворением А.А. Фета «Уж верба вся пушистая...»
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Станицей тучки носятся.
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд.
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад...
Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена -
И над душою каждою
Проносится весна.
(1844)
Цикл «Времена года» отличаются пленяющеймелодической выразительностью и тонкостью. Каждая отдельная пьеса представляетсобой самостоятельную по характеру, вся цель которых воспринимается какзадушевное, идущее от глубины сердца повествование о бесконечно дорогом и близкомкомпозитору. Музыкальный язык Вивальди очень напоминает нам скромную, неяркуюпо краскам русскую природу,
Настроению этой музыки очень созвучностихотворение А.А. Фета.
Стихи А. Фета — это чистая поэзия. Онписал о самом простом — о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах,о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутныхвпечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя.Даже о своей загубленной любви он пишет светло и спокойно, хотя его чувство глубокои свежо, как в первые минуты. До конца жизни Фету не изменила радость, которойпроникнуты почти все его стихи.
Красота, естественность, искренность егопоэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен,образен, музыкален. Недаром к его поэзии обращались и Чайковский, иРимский-Корсаков, и Балакирев, и Рахманинов, и другие композиторы. «Это непросто поэт, а скорее поэт — музыкант...», — говорил о нем Чайковский. На стихиФета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкуюизвестность. Монтажная запись
Цель занятия:
Рассказать о кадрах как о части кино.Показать, что почти любое произведение можно разложить на кадры. Все по-разномувоспринимают стихотворения, поэтому у всех могут получиться разные «фильмы».
Монтажная запись стихотворения А.А. Фета«Я пришел к тебе с приветом...».
Первый кадр:
Утро. Восход солнца. Тепло. Солнечныелучи пронизывают лес. Сквозь листву солнечные лучи касаются земли. Легкийветерок пронесся над лесом.
Второй кадр:
Солнце поднимается выше. Светло.Становится жарче. Шелест листьев. Щебетание птиц. Оживающая красота природы.
Третий кадр:
Появление героя. Живое и красочноепробуждение природы. Появление невидимого собеседника.
Четвертый кадр:
Свет. Радость. Оживление главного героя. Звуковая сторона поэтического текста
Цель занятия:
Анализ стихотворного текста. Изучениеособенностей стихотворения: строфа, такт, ритм. Использование художественныхприемов в стихотворении Бальмонта «В безбрежности».
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шел, тем сильнейрисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
Чем я выше всходил, тем светлеесверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.
И внизу подо мною уже ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.
Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
Вся форма стихотворения построена насимволах, создавая гиперболический образ лирического героя. «Тени» — этопрошлое.
Ощущение движения и музыки создаютидущие рефреном слова — «рисовались», «вдали», «раздавались. Есть еще однаособенность, достигаемая рефреном: близкое становится далеким, а далекоеблизким. Лирическому герою не страшно отдаляться от чего-то дорогого сердцу,потому что впереди мир еще прекраснее.
Повинуясь новым ощущениям и принимая ихкак откровение, лирический герой делает еще одно открытие: все встречное ивызывающее в его душе восторг одновременно и прощается с ним.
Лирический герой переводит дух и в этотмомент оценивает реальное свое положение в мире. Куда он зашел? Первое сомнениевкралось в душу, потеснив восторг новизны. Лирический герой начинаетоправдывать целесообразность восхождения. Как бы ни было, он узнал, прикоснулсяк тайне высшей любви ко всему сущему, но он опередил события. Тени уже обгоняютего, те самые, которые несколько мгновений назад он научился «ловить».
Но лирическому герою не хочетсявозвращаться в исходную точку, хотя он уже в этом не волен, так как все, что онвидит — самообман. Это уже — память о чудных мгновениях.
Повтор в последних строках – «дрожалиступени» усиливает музыкальность стихотворения и создает особенность егоритмического звучания. Анализ фильма «Война и мир»
Цель занятия:
Развить эмоциональную и эстетическуюспособность через кино. Провести анализ картины.
Фильм «Война и мир» погружает нас вдругой мир, в другую эпоху, такую далекую от нас. Действие картиныразворачивается на фоне военных действий. Но в то же время, мы видим совсемдругой мир – мир балов, красивых нарядов, французской речи.
С первых кадров фильма захватываетдействие, происходящее на экране. Яркие и красочные образы становятся как будтоближе и реальнее. И уже до конца картины следишь за тем, как разворачиваютсясобытия, как все большее количество людей оказываются задействованы.
Конечно, мы уже все знаем, какзакончилась война 1812 года, но, тем не менее, та война которая разворачиваетсяна экране не может не захватить нас, заставить сопереживать, иногда злиться инегодовать. Очень четко прослеживается параллель с кинофильмами о ВеликойОтечественной войне 1941-1945 гг., когда понимаешь, что патриотизм наших солдатодинаков во все времена, не зависимо от эпохи. Когда все действия и все мыслинаправлены на то, чтобы победить врага.
Конечно, не все действия фильмаповествуют о войне. На наших глазах разворачивается мастерское исполнение жизни– жизни нескольких поколений, которые, на самом деле, не сильно отличаются отсовременных. Но вся атмосфера, которая насыщает фильм, заставляет поверить, чтомы перенеслись в прошлое и вместе с актерами проживаем жизнь всех персонажей.
Список литературы
1. Григорьев В.П. Поэтика слова. – М.: Наука, 1979.
2. Лотман Ю.М. Анализ поэтической речи. – М.: Просвещение, 1985.
3. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. – М.:Просвещение, 1988.
4. Рождественский В.А. Читая Пушкина. – Л.: Книга, 1966.
5. Русская лирика XIX века. / Сост. Орлов В.Н. – М.: Художественнаялитература, 1986.
6. Томашевский Б.В. Поэтика. – М.: Педагогика, 1989.
7. Тютчев Ф.И. Стихотворения. – М.: Правда, 1978.
8. Фет А.А. Стихотворения. – М.: Художественная литература, 1986.