Введение
Всемы в большей или меньшей степени живем в мире фантазии. Каждому из нас хочетсяот житейской прозы уйти в мир мечты, тем самым становясь романтиком. Мыназываем романтическими величественные и яркие картины природы, прекрасные изначительные события человеческой жизни, чистую, поэтическую любовь.
Романтика,по словам К.Г. Паустовского, «не дает нам успокоиться и показывает всегдановые, сверкающие дали, иную жизнь, она тревожит и заставляет страстно желатьэтой жизни».
Лермонтов– один из величайших мастеров русского художественного слова. Преемник Пушкинаи продолжатель его работы в стихах и прозе, Лермонтов использовал литературныйопыт и многих других русских и западноевропейских писателей – своихсовременников и предшественников. При этом все унаследованное и традиционное онорганически освоил и творчески переработал, создав в результате оригинальное,неповторимое поэтическое искусство. Он является ярким представителем русского романтизма влитературе.
Наоснове его творчества появились в России новые произведения искусства:художественные, музыкальные. После знакомства с ними возрос мой интерес кЛермонтова, его творческому наследию, поэтому объектом исследования являетсяромантизм в русском искусстве 19 века.
Предметисследования – черты романтизма в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон» и влияниеэтого произведения на творчество М.А. Врубеля и Рубинштейна.
Гипотеза: мы предполагаем, что
1. Поэма М.Ю. Лермонтова«Демон» является романтическим произведением;
2. Онадала толчок для появления новых произведений в живописи и музыке.
Исходяиз гипотезы, вытекает цель нашего исследования: познакомиться с явлениемромантизма в русском искусстве 19 века, выявить черты романтизма в произведении«Демон».
Задачи:
1. Изучитьинформационное пространство по заявленной теме
2. Определитьчерты романтизма в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»
3. Проанализироватьпоэму «Демон» как произведение романтизма
4. Выявитьвлияние творчества Лермонтова на появление произведений живописи и музыки.
Дляреализации поставленных задач мы использовали общенаучные и конкретно-научныетеоретические методы: конкретизация, анализ, синтез, сравнение, анализлитературы, анализ понятийно-терминологической системы.
В решениипоставленных задач большую роль сыграли книги Максимова Д.Е,Вацуро В.Е, репродукции картин М. Врубеля и интернет ресурсы, для прослушиванияоперы «Демон».
1.Романтизм в русском искусстве
1.1Общая характеристика романтизма
Обратимсяк «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова и выясним лексическоезначение слова «романтизм».
Романтизм. 1. Направление в искусстве конца XVIII – первойчетверти XIX в., выступающее против канонов классицизма ихарактеризующееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, кизображению идеальных героев и чувств. 2. Направление в искусстве, проникнутоеоптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека.
Романтизмвозникает в странах Западной Европы на рубеже XVIII–XIX веков как реакция напоследствия Великой французской революции (1789–1794 гг.) и существует каклитературное направление до 30-х годов XIX века, когда на смену ему приходиткритический реализм.
Характернойчертой романтизма является крайняя неудовлетворенность действительностью,противопоставление ей прекрасной мечты. Внутренний мир человека, его чувства,творческую фантазию романтики провозгласили подлинными ценностями.Отличительной особенностью романтического творчества является ярко выраженноеотношение автора ко всему, что изображается в произведении.
Романтическиегерои всегда в конфликте с обществом. Они – изгнанники, странники. Одинокие,разочарованные, герои бросают вызов несправедливому обществу и превращаются вбунтарей, мятежников.
Первыеромантические произведения появились в России в самом начале XIX в. В 1820-егоды романтизм стал главным событием литературной жизни, литературной борьбы,центром оживленной и шумной журнально-критической полемики.
1.2Особенности русского романтизма
Русскийромантизм возник в иных условиях, чем западноевропейский. В России онсформировался в эпоху, когда стране ещё только предстояло вступить в полосубуржуазных преобразований. В нем сказалось разочарование передовых русскихлюдей в существующих крепостнических порядках, неясность их представления опутях исторического развития страны. Вполне естественно, что русский романтизмотличался от западноевропейского.
Сромантизмом связаны в русской литературе имена величайших ее представителей – А.С. Пушкина,М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя, выдающихся лириков Е.А. Баратынского,В.А. Жуковского, Ф.И. Тютчева. Романтической мечтой русской живописистала Италия. Именно там создали свои лучшие полотна А.А. Иванов, К.П. Брюллов,О.А. Кипренский и др.
Вразвитии русского романтизма обычно выделяют три главных периода. Первый этап –1801–1815 гг. – период зарождения романтического направления в России.Родоначальниками русского романтизма принято считать К.Н. Батюшкова и В.А. Жуковского.
Второйэтап – 1816–1825 гг. – время интенсивного развития романтизма. Важнейшимявлением этого периода стала деятельность писателей – декабристов и творчестворяда замечательных лириков: Д.В. Давыдова, П.А. Вяземского, Е.А. Баратынского.Но центральной фигурой русского романтизма был, конечно, А.С. Пушкин.
Втретий, последекабрьский период (1826–1840 гг.), романтизм получает самоеширокое распространение в русской литературе. Он обретает новые черты,завоевывает новые жанры, захватывает в свою орбиту все новых писателей. Вершинныедостижения романтизма 1830-х годов – творчество М.Ю. Лермонтова, ранниепроизведения Н.В. Гоголя, лирика Ф.И. Тютчева. Наиболее яркоеромантическое произведение М.Ю. Лермонтова – это поэма «Демон».
2. Романтизм«Демона»
2.1 Созданиепоэмы «Демон»
Поэму «Демон» М.Ю. Лермонтовначал сочинять в пятнадцатилетнем возрасте и работал над ней около десяти лет.Много раз он за нее принимался, оставлял, потом начинал снова. Но интересно:первая строка – «Печальный демон, дух изгнанья» – прошла сквозь все редакциипоэмы и сохранилась в ней до конца. В первых вариантах действие поэмыпроисходит вне времени и пространства, в нереальной, условной обстановке.
Печальныйдемон, дух изгнанья,
Блуждал подсводом голубым,
Написавеще несколько строк, Лермонтов в скобках обозначил дальнейший план:
- Демонузнает, что ангел любит одну смертную, обольстил ее, рассказывая, что бог несправедлив,но она скоро умирает и делается духом ада.
Уже в этом первом опыте отчетливовыражен богоборческий характер поэмы, отрицание божественной власти. Вслед затем, в той же тетрадке, следует продолжение:
Любовь забылон навсегда.
Коварство,ненависть, вражда
Над нимвладычествуют ныне…
В нем пусто,пусто: как в пустыне.
… грудыгибнущих людей
Не веселятего очей…
«Груды людей» не очень удачно сказано,но вспомним: поэту только 15 лет. После этих стихов возникали новые и новыепланы. И вот представимсебе: живет в Москве, на Малой Молчановке, в одноэтажном домике с мезониномневысокий, коренастый и смуглолицый подросток с огромными темными глазами,сидит за столом, в своей горнице под самой крышей, время от времени отрываясьот бумаги, вскидывает глаза, видит крыши приземистых арбатских особнячков ипишет о духе зла, о демоне-разрушителе. У него есть друзья – у этого мальчика,друзья, которые его любят, высоко ценят его стихи, порою немножко над нимподтрунивают. А он и серьезен, и весел, остроумен. Он любит их. Но в глубинедуши бесконечно одинок. Он совсем иной, чем они. Он ненавидит светскоеобщество, хотел бы бежать из этой душной среды, от ее законов. Он полонпрезрения и гнева. И герои его поэм и трагедий, как и он, одиноки в мире, ихокружающем. И каждый раз они у него погибают или влачат одинокие дни. Какпушкинский Пленник, как Гирей, как Алеко. Как герои байроновских поэм. Нет, унего они чаще гибнут!
Начав работунад поэмой «Демон» в 1829 г., поэт в 1829–1831 гг. пишет или намечаетчетыре редакции ее. В 1833–1834 гг. Лермонтов создает пятую редакциюпоэмы, в 1838 г. – шестую. Изменяется облик героини. Она постепенно терялачерты абстрактно-романтической грешницы и получала психологическимотивированную биографию. В шестой редакции Лермонтов нашел окончательное местодействия – Кавказ, а сюжет оказался погруженным в атмосферу народных преданий иобогащен деталями быта и этнографии, а княжна Тамара предстала как живой иполнокровный образ.
С появлениемтакого образа Демон получил меру ценности своих деяний. По своемуфилософско-этическому содержанию образ Тамары равновелик образу Демона. Онанаделена той полнотой переживания, которая исчезла в современном мире; любовьее самоотверженна и соединена с искупительным страданием. Поэтому, погубив Тамару,Демон не только наказан безысходным одиночеством (как было в ранних,«байронических» редакциях), но и побежден в самый момент своей мнимой победы – ибоего жертва возвысилась над ним. Этот последний этап эволюции замысла был связанс общей переоценкой индивидуалистической идеи, затронувшей все творчествоЛермонтова конца 30 гг. Однако переоценка не означала «разоблачения»,дискредитации. Демон оставался существом бунтующим и страдающим; в егомонологах звучало отрицание существующего миропорядка, и его голос начиналсливаться с голосом автора. В «Демоне» нашли наиболее ясное воплощениесвойственные Лермонтову мотивы богоборчества. Они стали причиной запрещенияпоэмы к печати.
К 1839 г.Лермонтов посчитал замысел «Демона» исчерпанным. В 1840 г. в «Сказке длядетей» он вспомнил о «безумном, страстном, детском бреде», мучившем его многолет, от которого он, наконец, «отделался стихами». К 1839 г. относитсяпоследняя редакция «Демона».
Работу над«Демоном» Лермонтов не закончил и печатать не собирался. Ни авторизованнойкопии, ни тем более автографа поэмы в этой редакции нет. Её печатают по списку,по которому она была напечатана в 1856 году А.И. Философовым, женатым народственнице Лермонтова, А.Т. Столыпиной. А.И. Философов былвоспитателем одного из великих князей и напечатал эту редакцию «Демона» вГермании. Книга была издана очень небольшим тиражом, специально для придворных.На титульном листе списка Философова написано: «Демон». Восточная повесть,сочиненная Михаилом Юрьевичем Лермонтовым 4-го декабря 1838 года…» Имеется тамтакже и дата списка: «Сентября 13-го 1841 года», что свидетельствует о том, чтосписок этот делался уже после смерти Лермонтова.
Сохраниласьавторизованная копия этой редакции поэмы, подаренная Лермонтовым В.А. Лопухиной(по мужу Бахметьевой) и находившаяся у её брата, друга Лермонтова и еготоварища по Московскому университету. Драгоценная рукопись дошла до нас.Большая тетрадь из прекрасной плотной бумаги сшита белыми толстыми нитками, какобычно сшивал Лермонтов свои творческие тетради. Она хранится в Ленинграде, вбиблиотеке имени Салтыкова-Щедрина. Обложка пожелтевшая, порванная и потомкем-то подклеенная. Хотя рукопись переписана чужим ровным почерком, обложкасделана самим поэтом. Сверху – крупно – подпись: «Демон». Внизу слева мелко:«1838 года сентября 8 дня». Заглавие старательно выведено и заключено вовальную виньетку. Почерк Лермонтова мы встречаем также на одной из страницпоэмы в самом конце. Строки, написанные Лермонтовым в тетради, подаренной имлюбимой женщине, среди бездушно выписанных писарем страниц, приобретают особыйинтимный смысл. Они воспринимаются с волнением, как нечаянно открытая чужаятайна. Страница, написанная рукою писаря, кончается стихами:
Облаковнеуловимых
Волокнистыестада…
На следующейстранице мы видим почерк Лермонтова. Поэт старается писать ровно и красиво, но,по привычке, как всегда, строчки, написанные его мелким, неровным почерком,устремляются вверх и загибаются вниз:
Час разлуки,час свиданья –
Им нерадость, ни печаль;
Им в грядущемнет желанья
И прошедшегоне жаль.
А дальшеписарь продолжает старательно переписывать поэму. Но по окончании сновапоявляется рука Лермонтова.
Находясь подвпечатлением «Демона», Белинский писал В.П. Боткину в марте 1842 года отворчестве Лермонтова: «…содержание, добытое со дна глубочайшей имогущественнейшей натуры, исполинский взмах, демонский полёт – с небом гордаявражда, – всё это заставляет думать, что мы лишились в Лермонтове поэта,который по содержанию шагнул бы дальше Пушкина. … это – сатанинская улыбка, искривляющаямладенческие ещё уста, это – «с небом гордая вражда», это – презрение рока ипредчувствие его неизбежности. Всё это детски, но страшно сильно и взмашисто.Львиная натура! Страшный и могучий дух! «Демон» сделался фактом моей жизни, ятвержу его другим, твержу себе, в нём для меня – миры истин, чувств, красот».
2.2Черты романтизма в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»
Романтическийгерой, который впервые был обрисован А.С. Пушкиным в «Кавказском пленнике»и в «Цыганах» и в котором автор названных поэм, по его собственным словам,изобразил «отличительные черты молодежи 19-го века», нашёл законченное развитиев романтическом образе Демона. В «Демоне» М.Ю. Лермонтов дал своепонимание и свою оценку героя-индивидуалиста.
Лермонтовиспользовал в «Демоне», с одной стороны, библейскую легенду о духе зла,свергнутом с неба за свой бунт против верховной божественной власти, а с другой– фольклор кавказских народов, среди которых, были широко распространеныпредания о горном духе, поглотившем девушку-грузинку. Это придает сюжету«Демона» иносказательный характер. Но под фантастикой сюжета здесь скрываетсяглубокий психологический, философский, социальный смысл.
Гордоеутверждение личности, противопоставленной отрицательному миропорядку, звучит всловах Демона: «Я царь познанья и свободы». На этой почве у Демона складываетсято отношение к действительности, которое поэт определяет выразительнымдвустишием:
И всё, чтопред собой он видел
Он презиралиль ненавидел.
Но Лермонтовпоказал, что нельзя остановиться на презрении и ненависти. Став на пустьабсолютного отрицания, Демон отверг и положительные идеалы. По его собственнымсловам, он
«Всёблагородное бесславил
И всёпрекрасное хулил».
Это и привелоДемона к тому мучительному состоянию внутренней опустошенности, бесплотности,бесперспективности, к одиночеству, в котором мы застаем его в начале поэмы.«Святыня любви, добра и красоты», которую Демон вновь покинул и подвпечатлением прекрасного, открывается ему в Тамаре, – это Идеал достойнойчеловека прекрасной свободной жизни. Завязка сюжета и состоит в том, что Демоностро ощутил пленительность острого Идеала и всем своим существом устремился кнему. В этом смысл той попытки «возрождения» Демона, о которой в поэмерассказывается в условных библейско-фольклорных образах.
Но вдальнейшем признал эти мечты «безумными» и проклял их. Лермонтов, продолжаяанализ романтического индивидуализма, с глубокой психологической правдой,скрывает причины этой неудачи. Он показывает, как в развитии переживаний особытии благородный общественный идеал подменяется иным – индивидуалистическими эгоистическим, возвращающим Демона к исходной позиции. Отвечая «соблазнаполными речами» на мольбы Тамары, «злой дух» забывает идеал «любви, добра икрасоты». Демон зовёт к уходу от мира, от людей. Он предлагает Тамаре оставить«жалкий свет его судьбы», предлагает смотреть на землю «без сожаленья, безучастья». Одну минуту своих «непризнанных мучений» Демон ставит выше «тягостныхлишений, трудов и бед толпы людской…» Демон не смог преодолеть в себеэгоистического индивидуализма. Это стало причиной гибели Тамары и пораженияДемона:
И вновьостался он, надменный,
Один, какпрежде, во вселенной
Без упованьяи любви!.
Белинскийправильно увидел внутренний смысл поэмы Лермонтова: «Демон, – писал критик, – отрицаетдля утверждения, разрушает для созидания. …».
Лермонтов вромантической форме показал бесперспективность подобных настроений отрицания ивыдвинул необходимость иных путей борьбы за свободу.
Преодолениеромантического индивидуализма, раскрытие ущербности «демонического» отрицанияставило перед Лермонтовым проблему действенных путей борьбы за свободуличности, проблему иного героя.
ДемонЛермонтова – «могучий образ», «немой и гордый», который столько лет сиял поэту«волшебно-сладкой красотой». В поэме Лермонтова бог изображен как сильнейший извсех тиранов мира. А Демон – враг этого тирана. Самым жестоким обвинениемтворцу Вселенной служит им же созданная Земля:
Где нет ниистинного счастья,
Нидолговечной красоты,
Гдепреступленья лишь да казни,
Где страстимелкой только жить;
Где не умеютбез боязни
Ниненавидеть, ни любить.
Этот злой,несправедливый бог как бы действующее лицо поэмы. Он где-то за кулисами. Но онём постоянно говорят, о нём вспоминают, о нём рассказывает Демон Тамаре, хотяон и не обращается к нему прямо, как это делают герои других произведенийЛермонтова. «Ты виновен!» – упрёк, который бросают богу герои драм Лермонтова,обвиняя творца Вселенной.
Лермонтовлюбит недосказанность, он часто говорит намеками.
Демон наказанне только за ропот: он наказан за бунт. И его наказание страшное, изощренное.Тиран бог своим страшным проклятьем испепелил душу Демона, сделал её холодной,мертвой. Он не только изгнал его из рая – он опустошил его душу. Но и этогомало. Всесильный деспот возложил на Демона ответственность за зло мира. По волебога Демон «жжёт печатью роковой» всё, к чему ни прикасается, вредит всемуживому. Бог сделал Демона и его товарищей по мятежу злобными, превратил их ворудие зла. В этом страшная трагедия героя Лермонтова:
Но что же?Прежнего собрата
Не узнавал ниодного.
Изгнанников,себе подобных,
Я звать вотчаянии стал,
Но слов и лици взоров злобных,
Увы, я сам неузнавал.
И в страхе я,взмахнув крылами,
Помчался – нокуда? Зачем?
Не знаю, – прежнимидрузьями
Я был отвергнут,как Эдем,
Мир для менястал глух и нем…
Любовь,вспыхнувшая в душе Демона, означала для него возрождение. «Неизъяснимоеволненье», которое он почувствовал при виде пляшущей Тамары, оживило «немойдуши его пустыню»,
И вновьпостигнул он святыню
Любви, добраи красоты!
Мечты опрошлом счастье, о том времени, когда он «не был злым», проснулись, чувствозаговорило в нём «родным, понятным языком». Возвращение к прошлому вовсе незначило для него примирение с богом и возвращение к безмятежному блаженству в раю.Ему, вечно ищущему мыслителю, такое бездумное состояние было чуждо, не нуженбыл ему и этот рай с беззаботными, спокойными ангелами, для которых не быловопросов и всегда всё было ясно. Он хотел другого. Он хотел, чтобы душа егожила, чтобы откликалась на впечатление жизни и могла общаться с другой роднойдушой, испытывать большие человеческие чувства. Жить! Полной жизнью жить – вотчто значило для Демона возрождение. Ощутив любовь к одному живому существу, онпочувствовал любовь ко всему живому, ощутил потребность делать подлинное,настоящее добро, восхищаться красотой мира, к нему вернулось всё то, чего лишилего «злой» бог.
В раннихредакциях радость Демона, почувствовавшего в сердце трепет любви, юный поэтописывает очень наивно, примитивно, как-то по-детски, но удивительно просто ивыразительно:
Тот железныйсон
Прошёл.Любить он может-может,
И в самомделе любит он!.
«Железныйсон» душил Демона и был результатом божьего проклятья, это было наказанием забитву. У Лермонтова вещи говорят, и силу страданья своего героя поэт передаётобразом камня, прожжённого слезой. Почувствовав впервые «тоску любви, еёволненье», сильный, гордый Демон плачет. Из его глаз катится одна-единственнаяскупая, тяжёлая слеза и падает на камень:
Поныне возлекельи той
Насквозьпрожжённый виден камень
Слезоюжаркою, как пламень,
Нечеловеческойслезой.
Образ камня,прожжённого слезой, появляется ещё в поэме, созданной семнадцатилетниммальчиком. Демон был в течение долгих лет спутником поэта. Он растёт и мужаетвместе с ним. И Лермонтов не раз сравнивает своего лирического героя с героемсвоей поэмы:
Я не дляангелов и рая
Всесильнымбогом сотворён;
Но для чегоживу, страдая,
Про этобольше знает он.
«Как демонмой, я зла избранник», – говорит о себе поэт. Он сам такой же мятежник, как иего Демон. Герой ранних редакций поэмы – милый, трогательный юноша. Ему тахочется излить кому-нибудь свою исстрадавшуюся душу. Полюбив и ощутив «добро икрасоту», юный Демон удаляется на вершине гор. Он решил отказаться от своейвозлюбленной, не встречаться с ней, чтобы не причинить ей страданий. Он знает,что его любовь погубит эту земную девушку, запертую в монастыре; её строгонакажут и на земле и на небе. О страшных наказаниях «согрешивших» монахиньмного раз рассказывалось в произведениях литературы, иностранной и русской.
Пробудившеесяв нём чувство подлинного добра молодой Демон проявляет также и в том, чтопомогает людям, заблудившимся в горах во время метели, сдувает снег с лицапутника «и для него защиты ищет».
Поэтическиепейзажи Кавказа у Лермонтова имеют характер документальности, эти серые,обнажённые скалы сопоставимы с опустошённостью души своего героя. Но действиепоэмы развивается. И Демон уже перелетел за Крестовый перевал:
И перед ниминой картины
Красы живыерасцвели…
Эта резкаяперемена пейзажа правдива. Она поражает каждого, кто проезжает через Крестовуюгору:
РоскошнойГрузии долины
Ковромраскинулись вдали.
И Лермонтов стем же мастерством, с каким он только что описал суровый и величественныйпейзаж Кавказского хребта до Крестового перевала, теперь рисует «роскошный,пышный край земли» – с кустами роз, соловьями, развесистыми, обвитыми плющомчинарами и «звонко бегущими ручьями». Полная жизнь роскошная картина природыподготавливает нас к чему-то новому, и мы начинаем невольно ждать событий. Нафоне этой благоуханной земли появляется впервые героиня поэмы. Как образ Демонадополняется пейзажем скалистых гор, так и образ молодой, полной жизни красавицыгрузинки Тамары становится ярче в сочетании с пышной природой её родины. На кровле,устланной коврами, среди подруг проводит свой последний день в родном доме дочькнязя Гудала Тамара. Завтра её свадьба. Волновавшая Тамару мысль о «судьберабыни» была протестом, бунтом против этой судьбы, и этот бунт ощутил в нейДемон. Именно ей он и мог обещать открыть «пучину гордого познанья». Только кдевушке, в характере которой были заложены черты мятежности, мог обратитьсяДемон с такими словами:
Оставь жепрежнее желанье
И жалкий светего судьбе;
Пучинугордого познанья
Взамен откроюя тебе.
Между героеми героиней поэмы «Демон» существует некоторая родственность характеров.Философское произведения в то же время и поэма романтическая и психологическая.В ней и громадный социальный смысл. Герой поэмы носит в себе черты живых людей,современников поэта.
Резюмируявышесказанное, заметим, что все черты присущие романтизму как художественномуметоду, ярко прослеживаются в поэме «Демон»:
· Главныйгерой – одиночка, бросивший вызов даже не человеческому обществу – самому Богу
· Демон– личность яркая, сильная, как и подобает романтическому герою.
· Огромнуюроль в поэме играют пейзажи Кавказа: Демон сродни эти горам, он такой женезависимый, также обречен на Вечность
2.3 ОбразДемона в произведениях М.Ю. Лермонтова, А. Рубинштейна, М.А. Врубеля
М.Ю. Лермонтовсоздал уникальное по силе воздействия на читателя произведение – поэму «Демон».Неслучайно спустя много лет появляется опера А. Рубинштейна «Демон» икартины М. Врубеля (Приложение 2).
Существуетдовольно распространенное мнение, что незаслуженно забытых сочинений не бывает.История, рано или поздно, все расставляет по своим местам. В 2003 году в Мариинскомтеатре показали новую постановку оперы Антона Рубинштейна «Демон», с режиссуройЛьва Додина и под управлением Валерия Гергиева. Премьера её состоялась вПариже.
Сценическаясудьба «Демона» сложилась счастливо. Его в одном только Мариинском театреставили шесть раз. Три раза – до революции, и три раза – после, уже в Кировскомтеатре. Известности «Демону» добавило то, что в 1905 году, в спектаклеКоровина-Головина партию мятежного духа спел сам Федор Шаляпин. С той поры вколлективной музыкантской памяти навеки закрепились стереотипы исполненияпартии и сценическая традиция поведения мятущегося романтического героя. Демон:весь в черном и с сумрачной думой на челе, облик романтического героя-бунтаря сроскошными развевающимися власами (собственная шевелюра Евгения Никитина,исполняющего партию – 2003 г.). Романтическая оболочка образа – налицо.Преодолеть клишированный образ своего героя Никитин мог только через музыку; знаменитыесольные номера партии – ария, ариозо, монолог и прочие – самые удачные местаоперы. Общее впечатление довершают внушительность фигуры и медально четкиечерты лица; в общем, по природной органике и фактуре Евгений к партии Демонаподходил почти идеально.
ОпераРубинштейна прочно встроена в отечественный культурно-исторический контекст. Еедаже в музыкальных школах проходят, в программе музыкальной литературы.
Героивсех этих произведений в чём-то схожи и чем-то отличаются. Лермонтовский Демонмятежен, непримирим, знающ и мудр, прекрасен и коварен, вместе с отрицанием вего душе живёт и жажда идеала, стремление к восстановлению гармонии. Демон вопере отличается от лермонтовского гордого «духа отрицания», мятежного борца противБога. Демон у Рубинштейна – одинокий, страдающий – ищет сочувствия и любви (вэтом он близок герою картины Врубеля). Неслучайно партия Демона основана намягких, певучих, плавных мелодических линиях («Не плачь, дитя», «На воздушномокеане» см. Приложение 3).
Юный Демонесть у Врубеля. Его, как и Лермонтова, много лет преследовал этот «могучийобраз». Широко открытые, бездонные, полные муки глаза… Воспалённые, запёкшиесяот внутреннего огня губы. Взор, полный отчаяния и гнева, устремлён куда-топрямо перед собой. Это голова гордого мыслителя, проникшего в тайны Вселенной инегодующего на царящую в мире несправедливость. Это головастрадальца-изгнанника, одинокого мятежника, погруженного в страстные думы ибессильного в своём негодовании. Таков Демон на одном из рисунков Врубеля.
Накартине Врубеля «Демон сидящий» (1890) изображён сильный юноша с длиннымимускулистыми руками, как-то удивительно беспомощно сложены, и совсем детским,наивным лицом. Кажется, если он встанет, то это будет длинный-длинный, быстровыросший, но ещё не вполне сложившийся подросток. Физическая мощь фигурыособенно подчеркивает беспомощность, детскость выражения лица с опущеннымиуглами мягкого, немного безвольного грустного рта и детским выражениемпечальных глаз, точно он только что плакал. Юноша демон сидит на вершине горы исмотрит вниз, в долину, где живут люди. Вся фигура, взгляд выражают бесконечнуютоску одиночества. Врубелевский Демон прекрасен и юн, полон сверхчеловеческоймощи и, как у Лермонтова, одинок, охвачен тоской, но в отличие от поэмы, вкоторой Демон –«Царь познанья и свободы», в картине преобладает чувствобезграничной, непреодолимой тоски. Жгучая тоска светится в глазах, онамучительно сковывает руки Демона. И если в опере Демон пытается излить своютоску Тамаре, то на полотне он один на один с Космосом, он изображён на фонебездонного простора Вселенной.
Также как поэма Лермонтова имеет несколько вариантов, так и Демон Врубеляпредставлен во множестве набросков и готовых работ, он многолик.
Если говоритьо музыкальной интерпретации, то каждый исполнитель роли Демона привносит, вобраз героя что-то своё.
Заключение
Поэма «Демон»дышит духом тех лет, когда она была создана. В ней воплотилось всё то, чемжили, о чём думали, чем мучились лучшие люди времени Лермонтова. Она заключаетв себе и противоречие этой эпохи. Передовые люди 30-х годов прошлого векастрастно искали истину. Они резко критиковали окружающуюсамодержавно-крепостническую действительность, с её рабством, жестокостью,деспотизмом. Но они не знали, где найти правду. Затерянные в царстве зла, онибессильно бились и протестовали, но не видели пути в мир справедливости ичувствовали себя бесконечно одинокими.
Демонстрадает от одиночества, рвётся к жизни и к людям, и в то же время этот гордецпрезирает людей за их слабость. Одну минуту своих «непризнанных мучений» онставит выше «тягостных лишений, трудов и бед толпы людской». Но Демон также иобраз символический. Для самого поэта и для его передовых современников Демонбыл символом ломки старого мира, крушения старых понятий добра и зла. Поэтвоплотил в нём дух критики и революционного отрицания.
«Дух критики,– писал Герцен, – вызван не из ада, не с планет, а из собственной грудичеловека, и ему некуда исчезнуть. Куда бы человек не отвернулся от этого духапервое, что попадается на глаза, – это он сам со своими вопросами».
Символическийсмысл образа Демона раскрыл Белинский. Демон, писал он, «отрицает дляутверждения, разрушает для созидания; он наводит на человека сомнение не вдействительности истины как истины, красоты как красоты, блага как блага, нокак этой истины, этой красоты, этого блага… он тем и страшен, тем и могущ, чтоедва родит в вас сомнение в том, что доселе считали вы непреложною истиною, какуже кажет вам издалека идеал новой истины. И, пока эта новая истина для вастолько призрак, мечта, предположение, догадка, предчувствие, пока не сознали выеё, не овладели ею, – вы добыча этого демона и должны узнать все мукинеудовлетворенного стремления, всю пытку сомнения, все страдания безотрадногосуществования».
Черезнесколько лет после смерти Лермонтова Огарев говорит о Демоне так:
В борьбебесстрашен он, ему грубит отрада,
Из праха онвсё строит вновь и вновь,
И ненавистьего к тому, что рушить надо,
Душе свята,так как свята любовь.
В поэме«Демон», создававшейся Лермонтовым на протяжении десятилетия, многопротиворечий. Они сохранились и на последних этапах работы. Свой труд надпоэмой Лермонтов не закончил. В конце 30-х годов Лермонтов от своего Демонаотошёл и в поэме «Сказка для детей» (1839–1840) назвал его «детским бредом». Онписал:
Мой юный ум,бывало, возмущал
Могучийобраз, меж иных видений,
Как царь,немой и гордый, он сиял
Такойволшебно сладкой красотою,
Что былострашно… и душа тоскою
Сжималася – иэтот дикий бред
Преследовалмой разум много лет.
Но я,расставшись с прочими мечтами,
И от негоотделался – стихами.
В поэмеприсутствуют все черты романтизма: крайняя неудовлетворенностьдействительностью, противопоставление ей прекрасной мечты; народные предания,фольклор, прекрасный и величественный мир природы, ярко выраженное отношениеавтора – в демоне черты самого автора поэмы.
Романтическиегерои всегда в конфликте с обществом. Они – изгнанники, странники. Одинокие,разочарованные, герои бросают вызов несправедливому обществу и превращаются вбунтарей, мятежников. Всё это мы видим в произведении М.Ю. Лермонтова«Демон».
Итак, мырешили поставленные перед собою задачи и подтвердили гипотезу. Особый интересдля меня представлял поиск материала о создании поэмы и её продолжение в произведенияхживописи, графики и музыке. В дальнейшем хотелось бы рассмотреть материал опостановках поэмы «Демон» на театральной сцене.
В процессеработы я научилась
· выделятьчерты романтизма в произведениях литературы;
· узнала,что поэмы, рассказы, сказки могут подвигнуть на появление новых произведенийискусства – живописи, музыки.
Литература
лермонтов романтизм поэмадемон
1. Вацуро В.Э. К цензурной истории «Демона» // М.Ю. Лермонтов:Исследования и материалы. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. – С. 410–414.lermontov.niv.ru/lermontov/kritika/vacuro-demon.htm
2. Коровин В.И. Творческийпуть М.Ю. Лермонтова. – М.: Просвещение, 1973. – С. 79.
3. Краевский А.А. Воспоминания: (В пересказе П.А. Висковатова) // М.Ю. Лермонтовв воспоминаниях современников. – М.: Худож. лит., 1989. – С. 312–313.
4. Лермонтовскаяэнциклопедия. – М.: Сов. энциклопедия, 1981. – С. 635.
5. ЛоминадзеС. Поэтический мир Лермонтова. – М.: Современник, 1985. – С. 222–225.
6. Максимов Д.Е. ПоэзияЛермонтова. – М.-Л.: Наука, 1964. – С. 190.
all-biography.ru/alpha/l/lermontov-mixail-yurevich-lermontov-mi…
7. http://www.askort.com/? item_id=2763
8. http://www.belcanto.ru/demon.htmlhttp://www.tanais.info/art/vrubelab3.html(Врубель и Лермонтов Демон)