Реферат по предмету "Культура и искусство"


Монолог в полилоге

Монолог в полилоге

Круглова Светлана Львовна, аспирантка кафедры
английской филологии ЯГПУ 

Существуют
такие понятия, как монологическая речь, диалогическая речь и полилогическая
речь. Монолог, диалог, полилог - формы общения. Общение - потребность человека
как социального, разумного существа, как носителя сознания. "Настоятельная
потребность общения с другими людьми определялась в первую очередь совместной
трудовой деятельностью, в процессе которой люди должны были понимать друг
друга, устанавливать нужные для успеха дела контакты, учитывать зависимость
этого успеха от возможностей каждого ее участника"[1]. Потребность общения
играет важную роль в системе всех потребностей человека. В общении могут принимать
участие один, два и более людей. Обычно говорит один человек, другие слушают.
Если мы говорим о монологе, диалоге и полилоге, нужно принять во внимание
участников общения. Если один человек говорит, а другие только слушают, то это
монологическая форма речи. "Монолог -развернутое высказывание одного лица,
вид речи, совсем или почти не связанной с речью собеседника ни в
содержательном, ни в структурном отношении"[2]. Непосредственной реакции
собеседника на то, что говорится, здесь не предполагается, он только слушает,
то есть у слушателя в монологе пассивная роль. Подлинный монолог - письменная
речь, которая обращена во внешний мир без непосредственной реакции.

Если
же один человек говорит и имеется обратная связь, то есть реакция на то, о чем
он говорит, то перед нами диалогическая или полилогическая формы речи.
"Диалог, диалогическая речь - форма устной речи, разговор двух лиц,
речевое общение посредством обмена репликами"[3]. Полилог, полилогическая
речь - это разговор трех и более собеседников. Их реплики, также как и в
диалоге, объединены общей темой.

Некоторые
ученые сводят полилогическую речь к диалогической. Между тем, имеющиеся в нашем
распоряжении свидетельства полилогической речи (художественная литература,
радио- и телепередачи) говорят о том, что полилогическая речь обладает целым
рядом свойств, не сводящихся к диалогической.

Диалог
и полилог противопоставляются монологу; но между этими формами речи существует
и взаимосвязь: в процессе диалога или полилога может наблюдаться и монолог,
когда инициатива ведения беседы оказывается у одного участника. В этом случае
другие участники превращаются в слушающих. Таким образом, диалог распадается на
монологи, а полилог - на диалоги, то есть всякое общение идет через монологи,
через индивидуальные речи составляющих данное языковое сообщество.
Диалогическая и полилогическая речи остаются суммой монологов, так как речь в
этих формах общения остается индивидуальной, ведь каждый человек индивидуален и
неповторим.

Общение,
как важная сторона человеческой деятельности, предполагает коллективность.
Диалог и полилог мы можем назвать коллективными формами общения: диалог -
двухстороннее общение, полилог - многостороннее общение. Но общение может быть
и односторонним, монологическим.

Сравним
разные формы общения. Монолог, монологическое высказывание - достаточно
самостоятельная единица как с точки зрения формы, так и содержания. Монолог
обладает гораздо большей степенью традиционности при выборе языковых,
композиционных и других средств, имеет, как правило, более сложное синтаксическое
построение по сравнению с репликами в диалоге и полилоге. Что же касается
диалогических и полилогических реплик, то они не являются достаточно
самостоятельными единицами как с точки зрения формы, так и содержания.
Ситуативная обусловленность здесь больше, чем в монологе. Диалог и полилог как
коллективные формы общения и как языковые категории представляют собой обмен
высказываниями, которые порождаются одно другим в процессе разговора. Эта
взаимосвязанность высказываний в диалоге и полилоге есть всегда
взаимосвязанность смысловая и коммуникативная; в пределах определенной
микросистемы она закреплена средствами языковых надпредложенческих связей[4].

В
композиционном построении диалог и полилог не отличаются четкостью и
стройностью вследствие того, что создаются совместными коммуникативными
усилиями нескольких лиц, принимающих участие в общении; этот факт накладывает
определенный отпечаток на характер употребления языковых средств в диалоге и
полилоге. Для них характерны встречные или оккурсивные связи, в то время как
для монолога - присоединительные или кумулятивные. Кроме того, диалогу и
полилогу свойственно употребление специальных форм коммуникативной установки,
которые обслуживают языковое общение[5]. Следовательно, распределяясь между двумя
или несколькими коммуникантами, тема диалога резко отличается от темы
монологического высказывания. Тема диалога и полилога обладает большим
динамизмом, активностью, в то время как монологическое высказывание является
более завершенным, закрытым в семантическом плане[6].

Монологическая
и коллективные формы общения отличаются и сферой употребления. Основные
коммуникативные ситуации употребления монологической речи - это сфера
искусства, ораторского выступления, общения по телевидению и радио, ситуация
обучения (речь учителя в классе). Крайне редко монологическая речь встречается
в бытовом общении. Что же касается коллективных форм общения - диалога и
полилога - они широко распространены и в бытовом общении, и в художественной
литературе.

Диалог
и полилог отличаются от монолога и самой сутью диалога и полилога, то есть
общением нескольких людей. Диалог и полилог - это разные точки зрения, которые
либо совпадают, либо нет; это активная интерпретация точки зрения другого; это
ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании; это
взаимодополнение точек зрения участников общения, соотнесение которых и
является целью диалога и полилога[7].

Итак,
мы показали, что монолог как одностороннее общение противопоставляется диалогу
и полилогу как формам коллективного общения. Диалог и полилог во многом сходны,
но отождествлять их нельзя. Диалог - это простейшая или элементарная форма
коллективного общения; полилог - более сложная форма коллективного общения как
по составу участников, так и по языковой структуре. Одной из отличительных черт
монолога от диалога и полилога, как мы уже говорили, является тот факт, что в
монологе - присоединительные или кумулятивные связи, в диалоге и полилоге -
встречные или оккурсивные. Но, оказывается, в полилогах иногда вместо встречных
связей мы можем найти присоединительные, причем удельный вес присоединительных
связей в полилоге больше, чем в диалоге, особенно в полилоге-обсуждении.

Участники
полилога такого типа, то есть построенного на присоединительных связях, строят
монологическое высказывание друг за другом, таким образом, их реплики - это не
реплики полилога, а одно высказывание, значит и одна диктема, которая
высказывается в нескольких репликах, идущих друг за другом. Напомним, что
диктема - "элементарная тематическая (тематизирующая, топикальная) единица
связной речи"[8]. Можно убрать говорящих, и будет монолог. В полилогах
присоединительные связи встречаются гораздо чаще, чем в диалоге. В некоторых
случаях мы находим в полилогах и встречные и присоединительные связи.

Таким
образом, мы рассмотрели разные формы общения, такие, как монолог, диалог и
полилог, показали их особенности, взаимосвязь и различия; выделили такое
явление, как "монолог в полилоге", то есть показали, что существуют
полилоги с присоединительными связями.  
Список литературы

1
Алякринский Б.С. Общение и его проблемы. М., 1982. С.9.

2
БСЭ. М., 1974. Т.16.

3
Большой энциклопедический словарь. М., 1991. Т.1.

4
Шведова Н.Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи. М.,1960. С.281.

5
Блох М.Я. Надфразовый синтаксис и синтаксическая парадигматика // Проблемы
грамматики и стилистики английского языка. М., 1973. С.198.

6
Гельгард Р.Р. Рассуждение о диалогах и монологах // Сборник докладов и
сообщений лингвистического общества. - Калинин, 1971. Вып.1. С. 145.

7
Каган М.С. Мир общения. М., 1988. С.152.

8
Блох М.Я. Теоретические основы грамматики. М., 1986. С.120.  

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.