МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ
имени М. В. ЛОМОНОСОВА
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИКафедразарубежной журналистики и литературы
РЕФЕРАТ
Специфика интерпретацииобраза Дон Жуана у Мольера
Выполнила:
Пантелеева Е.В.,
218 гр. д/о
Преподаватель:
Ванникова Н.И.
Москва, 2005
В «ДонЖуане» Мольер достиг высшей
ступениреализма и объективности,
на которуюон был способен.А.А. Смирнов[1]ВведениеОбраз Дон Жуана в мировой литературе
В мировой литературесуществуют устойчивые образы, олицетворяющие тот или иной тип человека, которыеписатели разных стран, разных эпох, разных взглядов по-своему воссоздают впроизведениях. Один из них – Дон Жуан. Его называли Дон Хуан, или Дон Гуан, или, в Италии, Дон Джованни, но в любом случае этоимя неизменно ассоциируется с рыцарем-повесой, дерзким нарушителем моральных ирелигиозных норм, готовым на все ради завоевания новых и новых женских сердец.
Прототипом Дон Жуанасчитается полулегендарный севильский дворянин донХуан де Тенорио, живший в XIV веке. Приближенный короля Педро Жестокого(1350-1369), пользовавшийся его покровительством, дон Хуан своими любовнымипохождениями наводил ужас на всю Севилью. На поединке он убил командора донаГонзаго, защищавшего честь дочери, но в скором времени исчез при загадочныхобстоятельствах. Ходили слухи, что Тенорио убили монахи-францисканцы, которыезатем пустили молву о небесной каре, свершившейся через мертвого командора.
Первый литературный ДонЖуан был создан испанским монахом Габриэлем Теллецем, писавшим под псевдонимомТирсо де Молина, в пьесе «Севильский озорник, или Каменный гость» (опубликованав Барселоне в 1630 году). Из Испании сюжет перебрался во Францию, где Мольер в1665 году поставил свою комедию «Дон Жуан, или Каменный гость». Затем в 1736году в Италии Карло Гольдони написал драму «Дон Джованни Тенорио, илиРаспутник». В романтическую эпоху на рубеже XVIII-XIX веков Дон Жуан становитсяпопулярнейшим героем во всем мире. Именно тогда были созданы такие известныепроизведения, как новелла Э.Т.А. Гофмана «Дон Жуан» (1812), поэма Дж. Байрона«Дон Жуан» (1817-1824), трагедия А.С. Пушкина «Каменный гость» (1830), новеллыО. Бальзака «Эликсир долголетия» (1830) и П. Мериме «Души чистилища» (1834).
В XX веке интерес к немуне спадает: пьесы Дж. Б. Шоу «Человек и сверхчеловек: философская комедия»(1903), А. Блока «Шаги командора» (1910-1912), Н. Гумилева «Дон Жуан в Египте» (1912), Б. Брехта «Дон Жуан» (1954), Ж. Ануя«Орнифль» (1955), швейцарского писателя Макса Фриша «Дон Жуан, или Любовь кгеометрии», роман испанца Г.Торренте Бальестра «Дон Хуан», стихи А. Блока, М.Цветаевой и многих других. Библиографический указатель 1997 года зафиксировалсвыше тысячи художественных произведений о Дон Жуане на шести главныхевропейских языках и 1708 критических работ о нем.
«Дон Жуан — единственный во всейистории мировой культуры мифический герой, не заимствованный театром, а театромпорожденный. Он — дитя сцены, человек играющий», — писал о нем известныйлитературовед В.Ю. Силюнас[2].
Образ Дон Жуана вдохновилМоцарта на создание его шедевра — оперы «Дон Джованни» (1787), Даргомыжского наоперу «Каменный гость» (1872), Рихарда Штрауса на симфоническую поэму «ДонЖуан». Знаменитый соблазнитель нашел свое место и на киноэкране, наиболееизвестные фильмы, созданные на основе легендарного сюжета – «Казанова» Феллини,«Вальмон» Формана, «Опасные связи» Стивена Фриарса.
И до сих пор, наряду с Фаустом,Гамлетом, Дон Кихотом, Дон Жуан остается одним из самых известных героевмировой литературы, вызывая горячие споры, философские рассуждения, и, конечно,новые стихи и прозу, заново создающие образ соблазнительного беспринципногокрасавца.
Спецификаинтерпретации образа Дон Жуана у Мольера
Комедия «Дон Жуан, иликаменный гость» была написана и поставлена Мольером (кстати, сам он выступил вней в роли Сганареля) в 1665 году, очень быстро, в первую очередь для того,чтобы поправить дела своего театра после запрещения постановки «Тартюфа». Частоговорят, что из-за спешки в комедии много несогласованностей и недоработок.Возможно, некоторые технические недостатки действительно существуют, но никакнельзя отнести это к образу главного героя. Непростой и весьма противоречивыйобраз Дон Жуана обладает законченностью и внутренней логикой.
Мольер сохранил в своемгерое многие традиционные черты. Его Дон Жуан – развратник, стремящийсяовладеть каждой красивой женщиной, которую встречает на своем пути. Он обладаеткрасотой и изящными манерами, но при этом лишен каких бы то ни было моральныхпринципов.
Но вместе с тем геройМольера обладает и многими совершенно особенными чертами, выделяющими его измноговековой вереницы Дон Жуанов.
Отрицательные черты героя
Дон Жуан – несомненно,отрицательный герой. Таким он представал всегда, таким в первую очередь сделалего и Мольер.
Практически в самомначале пьесы Сганарель отзывается о своем хозяине следующим образом: «…мойгосподин Дон Жуан – величайший из всех злодеев, каких когда-либо носила земля,чудовище, собака, дьявол, турок, еретик, который не верит ни в небо, ни в святых,ни в бога, ни в черта, который живет, как гнусный скот, как эпикурейскаясвинья, как настоящий Сарданапал, не желающий слушать христианские поучения исчитающий вздором все то, во что верим мы»[3] (I, 1). Действительно, все последующие действия главного героятолько подтверждают такую характеристику. Он полностью лишен каких-товнутренних моральных принципов. Дон Жуану ничего не стоило соблазнить ипохитить из монастыря донью Эльвиру, обвенчаться с ней, а затем почти сразу жебросить. Он совершенно не скрывает причин, побудивших его на такой поступок:женщина надоела ему, как надоедали и сотни других. «У меня есть глаза для того,чтобы оценить прелести всех женщин, и каждой из них я приношу дань, налагаемуюна нас природой», — признается он Сганарелю (I, 2). Совесть не пробуждается в Дон Жуане даже после того,как Эльвира, смирив в себе страсть и решив вернуться в монастырь, приходит кнему и молит лишь об одном – раскаяться и спасти свою душу, положить конецбеспутной жизни. «А знаешь ли, я опять что-то почувствовал к ней, в этомнеобычном ее виде я нашел особую прелесть: небрежность в уборе, томный взгляд,слезы – все это пробудило во мне остатки угасшего огня», — вот все, что можетсказать Дон Жуан после ее искренних слов, вызвавших слезы у Сганареля. (IV, 9)
Дон Жуан лишен и чувстваблагодарности: крестьянину, спасшему его жизнь, он платит тем, что пытаетсяувести у него невесту. Нет в главном герое и уважения к старшим, в первуюочередь, к собственному отцу. Когда Дон Луис пытается вразумить сына, напоминаяо его благородном происхождении, о дворянской чести, Дон Жуан не слушает его, авслед бросает «Ах, да умирайте вы поскорее – это лучшее, что вы можетесделать!» (IV, 7). Впрочем, как только он попадаетв сложное положение, резко меняется его манера разговаривать с отцом: Дон Жуанизображает раскаяние и сыновью почтительность (V, 1).
Отношение к религии
Отдельно стоит сказать оботношении Дон Жуана к религии. С одной стороны, в безбожии героя можно увидетьлишь продолжение традиции: ведь Дон Жуан всегда погибал именно за своюбеспутную жизнь и презрение к божественным заветам. Но у Мольера делаетсягораздо больший акцент на этой теме, ведь не случайно постановка пьесы вызваларезкий протест со стороны церкви (комедия прошла 15 раз и была запрещена, аиздана уже после смерти драматурга).
На первый взгляд можетпоказаться, что Мольер обличает безбожие Дон Жуана, в первую очередь – устамиСганареля. Этому же способствует эпизод с нищим (III, 2), который отказывается богохульствовать за деньги.Да и в конце, как и положено, Дон Жуана поражает молния.
Но в то же времясуществует точка зрения, что Мольер не отрицает, а, напротив, косвенным образомреабилитирует атеизм, делая в этом плане главного героя проводником своихсобственных взглядов. Не случайно, антагонист Дон Жуана Сганарель – наивен иглуп. Он защищает религию, но не может привести более весомых аргументов, чем«не мог же мир, как гриб, вырасти сам в одну ночь». Дон Жуан же весьма последовательнозащищает свою позицию, согласно которой он верит лишь в то, что «дважды два –четыре». «Для Дон Жуана отрицание бога — не дерзкийвызов небу, брошенный легкомысленным жуиром, — писал известный литературовед Г.Бояджиев, — а окончательный вывод давнишней и трезвой мысли философа. Такоепонимание образа мольеровского Дон Жуана удивительно точно и глубоко»[4].
А.А. Смирнов обращаеттакже внимание на то, что традиционный финал с гибелью Дон Жуана сокращен «докомически крошечных размеров», а заключительный возглас Сганареля: «Моежалованье!..» — окончательно снижает его до бутафории[5].
Впрочем, антирелигиозныйэлемент в пьесе вовсе не значит, что нужно отождествлять безбожника Дон Жуана савтором. Ведь «доктрина может быть хорошей, а применение ее – плохим»[6].Возможно, образ Дон Жуана – своеобразный ответ нападкам на «Тартюфа», гдеистинный подлец лицемерно прикрывается маской святоши.
Положительные черты
Вопрос религии в пьесенеоднозначен, но настолько же неоднозначен и образ самого Дон Жуана. Помимо ужеперечисленных отрицательных черт, он не лишен и вполне положительных качеств.
Он красив, умен,галантен, храбр, способен на благородные поступки. Так, очень показателенэпизод со спасением Дона Карлоса (III, 4). «Но что я вижу! На одного напали трое! Силы слишком неравные, ятакой низости не потерплю», — восклицает Дон Жуан и бросается на помощьсовершенно незнакомому человеку, не задумываясь рискует собственной жизнью.Также немалую храбрость Дон Жуан демонстрирует в эпизодах со статуей и в моментсвоей гибели, ни разу не проявляя страха перед Командором.
В спорах со Сганарелемгерой Мольера проявляет способность аргументированно отстаивать свою (хотя ипротиворечащую общепринятой морали) точку зрения, в разговоре с Диманшем –находчивость и изворотливость.
Он галантно держится сдамами, даже с оскорбленной Эльвирой, пытаясь доказать последней, что оставилее исключительно из благих побуждений.
Одним словом, Дон ЖуанМольера – «настоящий, утонченный вельможа»[7]. Его внешняя красота иизящество составляют резкий контраст с истинной сутью его поступков.Неоднозначность и современность образа
Таким образом, несложно понять, чтообраз Дон Жуана весьма противоречив. Это объясняется тем, что Мольер, вопрекиканонам классицизма, создал объективный образ вместо исключительноотрицательного, каким он был раньше.
Дон Жуан Мольера – неабстрактный грешник, а человек со своими взглядами, несомненными недостатками,но и определенными достоинствами. Что особенно важно – это человек мольеровскоговремени, воплощение не безнравственности вообще, а пороков, которые Мольервидел у своих современников. Его Дон Жуан – «обычный светский человек, асобытия с ним происходящие обусловлены и свойствами его натуры, и бытовымитрадициями, и социальными отношениями»[8].
В частности, геройМольера, как и многие светские щеголи того времени, живет в долг, занимаяденьги у презираемого буржуа Диманша, которого, кстати говоря, он ловковыпроваживает за дверь, так и не уплатив долга (IV, 3).
Его отрицание религии иБога – в значительной мере отражение общих тенденций в дворянстве XVII века. «…Бывают на свете такиенаглецы, которые распутничают неизвестно для чего и строят из себявольнодумцев, потому что полагают, будто это им к лицу», — говорит Сганарель,пытаясь сделать вид, будто говорит вовсе не о своем хозяине (I, 2). Эта характеристика, несомненно,взята Мольером из жизни.
О типичности своего поведенияговорит и сам Дон Жуан: «Нынче этого уже не стыдятся: лицемерие – модный порок,а все модные пороки сходят за добродетели» (V, 2).
В пьесе проявляются иклассовые отношения того времени. Постоянно подчеркивается, что Дон Жуан –дворянин. В сцене спасения им Дона Карлоса оба ведут себя, согласно неписанымправилам дворянской чести: Дон Жуан спасает незнакомого человека, рискуяжизнью, а Дон Карлос, узнав, кто перед ним, благородно отпускает своегозаклятого врага. Этот эпизод составляет резкий контраст с тем моментом, когдаДон Жуан не проявляет ни малейшего уважения к спасшему его крестьянину Пьеро.Взамен благодарности он пытается увести его невесту и затем дерется с ним.
Известный французскийлитератор XIX века Сент-Бев писал: «Любить Мольера– значит прежде всего ненавидеть то, что не соответствовало его светлойприроде, что ему было противно в его время и было бы невыносимо и в наше[9]».В «Дон Жуане» драматург правдиво отразил те пороки, которые он осуждал вмолодых дворянах своего времени, хотя, конечно, в преувеличенном виде, ведь ихпредставителем является не просто герой, а один из наиболее известных образовмировой литературы.
Заключение
Итак, Мольер, выбрав вкачестве героя одной из своих самых знаменитых комедий легендарногогероя-соблазнителя, создал совершенно новый образ.
Новаторство Мольеразаключается в первую очередь в том, что он изобразил Дон Жуана как своего современника,со всеми характерными пороками молодого дворянина XVII века. «Гений художника – писал Г.Н. Бояджиев оМольере — это способность глубоко, полно и художественно выразить характерныечерты своего века»[10].
Уверенный в своемпривилегированном положении, а вследствие этого – в безнаказанности, Дон Жуансоблазняет всех понравившихся женщин, губит чужие семьи, норовит развратитькаждого, с кем имеет дело: от собственного слуги Сганареля до встречногонищего. Он полностью лишен моральных принципов, причем он осознает и дажебравирует этим, цинично рассуждая о женщинах, о своем отце и т.д. Герой Мольералицемерен и, опять же, не считает это чем-то неправильным, ведь «в наше времялицемерие имеет громадные преимущества». Как и многие молодые дворяне XVII века, Дон Жуан живет в долг, которыйон уже давно не платит и не собирается платить.
С другой стороны, геройне лишен и некоторых положительных черт. Он красноречив, смел, способен наблагородные поступки и неглупые рассуждения. Впрочем, внешне соответствуяобразу утонченного дворянина, он доказывает совершенно обратное своимипоступками – не зря же в попытке усовестить сына Дон Лукас постоянно напоминаетему о дворянской чести.
«У всех предшественниковМольера (кроме Тирсо де Молины) Дон-Жуан – либо чудовище, либо карикатура, либомарионетка; — писал А.А. Смирнов, — у Мольера он – живой, гибкий, глубокореалистичный образ»[11]. Действительно, сохраняявсе традиционные черты знаменитого героя, Мольер сумел создать разносторонний,выходящий за четкие рамки классицизма образ, которые отразил как общечеловеческиепороки, так и характерные черты дворянского общества XVII века.
Библиографическийсписок
1. Бояджиев Г.Н.Гений Мольера – вступ.статья // Мольер ПСС в 4-х т.т. — М., 1965-67. Т. 1.
2. Бояджиев Г.Н. ОтСофокла до Брехта за сорок театральных вечеров. — М.: Просвещение, 1988. С.112-156.
3. Историязарубежной литературы XVIIвека. / Под ред. М.В. Разумовской. – М.: Высшая школа, 2001. С. 114-117.
4. Кисин Б. Дон-Жуан// Литературная энциклопедия в 11 т., т. 3. – М., 1929-1939.
5. Мокульский. С.С.Мольер // Литературная энциклопедия в 11 т., т.7. – М., 1929-1939.
6. Мольер Ж. Б.Комедии: Дон Жуан, или Каменный гость / Пер. с фр. А.В. Федорова. – М.: Эксмо,2005. С.101-163.
7. ОбломиевскийД.Д. Мольер// История всемирной литературы: В 9 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. — М.: Наука, 1983—… Т. 4. — 1987. С. 146—152.
8. Силюнас В.Ю.Стиль жизни и стили искусства. (Испанский театр маньеризма и Барокко): о пьесеТирсо де Молина «Севильский озорник, или Каменный гость». – СПб.: Дмитрий Буланин,2000.
9. Смирнов А.А. Изистории западноевропейской литературы: Образ Дон Жуана у Мольера. – М., Л.:Художественная литература, 1965. С. 276-292.