Реферат по предмету "Педагогика"


Социальная работа в области образования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ РФЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ:
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
 
Выполнила: студентка 2 курс
Киященко Н.Н.
Проверила: Терехова Е.И.
АША 2008

Введение
Понятие «образование»происходит от слова «образ». Под образованием понимается единый процессфизического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательноориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные вобщественном сознании социальные эталоны. В таком понимании образованиевыступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключенияиндивидов. Поэтому оно и есть, прежде всего, социальное явление, представляющеесобой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека,общества и государства.

1. Социальная работа в области образования
Образование – этосовокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенныхиндивидом самостоятельно, либо в процессе обучения в специальных учебныхзаведениях. Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени,когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видовжизнедеятельности общества и стал делом лиц, социально занимающихся обучением ивоспитанием. Однако образование как социальный способ обеспечения наследованиякультуры, социализации и развития личности возникает вместе с появлениемобщества и развивается вместе с развитием трудовой деятельности, мышления,языка.
Ученые, занимающиесяизучением социализации детей на этапе первобытного общества, считают, чтообразование в ту эпоху было вплетено в систему общественно – производительнойдеятельности. Функции обучения и воспитания, передачи культуры от поколения кпоколению осуществлялись всеми взрослыми непосредственно в ходе приобщениядетей к выполнению трудовых и социальных обязанностей.
Процесс социализации, вт.ч. и образования, у первобытных народов был далеко не прост и требовал от взрослыхпонимания процесса развития ребенка. Это наглядно иллюстрирует обряд инициациизнаменующий переход от детства к взрослости. Юноши и девушки в присутствиивсего племени демонстрировали знания, умения, ловкость, доказывали способностьвыносить боль и т.п.
Расширение границобщения, развитие языка и общей культуры привели к увеличению информации иопыта, подлежащего передаче молодым людям. Однако возможности его освоения былиограничены. Это противоречие разрешалось путем создания общественных структурили социальных институтов, специализирующихся на накоплении и распространениизнаний.
Возникновение частнойсобственности, выделение семьи, как экономической общности людей привели кобособлению обучающих и воспитательных функций и переходу от общественногообразования к семейному, когда в роли педагога стала выступать не община, ародители.
Изобретение письменности,математической символики произвело переворот не только в способах накопления,хранения и передаче информации, но и радикально изменяло содержание образованияи методы обучения. Усвоение учебного материала требовало ежедневных специальныхзанятий в течение ряда лет. Для организации учения нужны были люди,подготовленные к этому.
Возросшие социальныепотребности в образовании столкнулись с недостатком людей, подготовленных дляосуществления обучения и воспитания. Выход был найден в отказе отиндивидуального обучения и перехода к классно-урочной системе в школах илекционно-семинарской – в университетах. Применение этих систем обеспечилоорганизационную четкость и упорядоченность образовательному процессу, позволилопередавать информацию одновременно десяткам и сотням людей. Это повысилоэффективность образования в десятки раз, снизило стоимость обучения, повысилоего доступность и охват населения.
Образование сталонеобходимым условием воспроизводства рабочей силы. Человек, не имеющийобразовательной подготовки, сегодня фактически лишен возможности получитьсовременную профессию.
В настоящее времяразличают: начальное, основное, среднее, высшее, общее и специальное(профессиональное) образование; техническое, гуманитарное, естественнонаучноеобразование – один из показателей социального статуса индивида и один изфакторов изменения и воспроизводства социальной структуры общества. Такжеобразованием считается социальный институт, выполняющий функции подготовки ивключения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщение егок культуре данного общества.
Непрерывное образованиеобъединяет все его ступени и виды ( дошкольное, школьное, профессиональное ипостпрофессиональное – повышение квалификаций и переподготовка) в целостнуюсистему, обеспечивающую возможность обновления и пополнения знаний и навыков напротяжении всей жизни человека – от раннего детства до старости. Соответственноэтому принципу строится и содержание образования, обеспечивающеепоследовательность и преемственность усвоения знаний на разных этапахнепрерывного образования.
Концепция непрерывногообразования сформировалась на рубеже 50-60 х. гг. под воздействием начавшейся вмире научно-технической революции. Ее проблемы постоянно находятся в центревнимания международных организаций (ЮНЕСКО и др.), а также социологии образования.
Общее образование – этосистема знаний об основах наук и навыках, необходимых для их применения впрактической деятельности, а также общим образованием считается система учебныхзаведений (школ), обеспечивающих допрофессиональное обучение и воспитание детейи подростков, общеобразовательную подготовку взрослого населения. В Россиидействует следующая структура учреждений общего образования: начальная (1-4кл.), неполная средняя (5-9 кл.), полная средняя (10-11 кл.) школы;специализированные школы с углубленным изучением отдельных предметов или спреподаванием на одном из иностранных языков, общеобразовательные гимназии сповышенным уровнем подготовки учащихся, вспомогательные школы для детей снедостатками физического и умственного развития, вечерние (сменные) школы – дляработающей молодежи. Общее образование в объеме программ полной средней школыосуществляется также средними профессионально-техническими училищами и среднимиспециальными учебными заведениями.
Профессиональноеобразование – это подготовленность человека к определенному виду деятельности,профессии, засвидетельствованная документом (аттестатом, дипломом) об окончаниисоответствующего учебного заведения. В современных условиях профобразование –один из необходимых этапов формирования личности, предпосылка ее включения всистему общественного и производственно-технического разделения труда. Всеобщаядоступность профобразования, гибкость его структуры обеспечивает социальнуюгарантированность самореализации личности, возможность развития индивидуальныхспособностей таланта.
В России система учебныхзаведений профобразования включает в себя профессионально-технические, средниеспециальные и высшие учебные заведения различных типов, а также многообразныеформы переподготовки и повышения квалификации работников, индивидуальное,бригадное обучение и др.
Общественные функциисистемы профобразования, ее взаимодействие с соцпроцессами исследуются в рамкахсоциологии образования. Особое внимание при этом уделяется социальному составуучащихся и студентов, их образу жизни, ориентациям и личным планам,общественному мнению населения и учащихся. Проводятся сравнительныемеждународные исследования, позволяющие раскрыть взаимосвязь общего и частногов структуре, функциях, социальном значении системы профобразования насовременном этапе развития мировой цивилизации.
Название специалиста«социальный педагог» является производным от слова «педагог», котороеассоциируется, прежде всего, с учителем. Отличаются эти профессии с точкизрения сферы деятельности. Если учитель ориентирован уже в процессепрофподготовки на работу в учреждение определенного типа, а именно вобщеобразовательном учебном заведении, то социальный педагог может осуществлятьсвою деятельность в самых разных учреждениях.
Структура деятельностисоциального педагога предполагает наличие следующих компонентов: субъекта (того,кто ее осуществляет), объекта (того, на кого она специальноорганизованна, на кого направлена), цели (к чему она стремится), функций(какие при этом функции выполняются), средств (при помощи каких методови технологий достигается ее цель).
Объектом деятельностисоциального педагога являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессеих социализации. К этой категории относятся дети с интеллектуальными,педагогическими психологическими, социальными отклонениями от нормы, а такжедовольно большое количества детей, имеющие физические, психические илиинтеллектуальные нарушения развития (слепые, умственно отсталые и др).
Деятельность социальногопедагога направлена на изменение тех обстоятельств в жизни ребенка, которыехарактеризуются отсутствием чего-либо или потребностью в чем-либо.
Следовательно, цельюдеятельности социального педагога является создание условий дляпсихологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение егопотребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских,педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений всемье, школе, ближайшем окружении.
Таким образом, вдеятельности социального педагога можно выделить следующие функции:
—   Диагностическую
—   Прогностическую
—   Посредническую
—   Коррекционно-реабилитационную
—   Охранно-защитную
—   Предупредительно– профилактическую
—   Эвристическую
Любая деятельностьосуществляется с помощью средств. К средствам относят все действия,предметы, орудия, приспособления, методы, формы и технологии, с помощью которыхдостигаются цели деятельности.
Должность социальногопедагога на сегодняшний день официально установлена в учреждениях двух ведомств– образования и комитетов по делам молодежи. Сюда входят дворовые детскиеклубы, дома детского творчества, дома отдыха для подростков и т.п., а такжедошкольные и школьные образовательные учреждения для детей-сирот и т.п.
Несмотря на то, чтодолжность «социальный педагог» установлена только в двух ведомственных сферах,практическая потребность в такого рода специалистах гораздо шире, поэтомутипология учреждений, в которых может работать социальный педагог, включает:
—   Учрежденияобразования
—   Учреждениякомитетов по делам молодежи
—   Учрежденияздравоохранения
—   Учреждениясоциальной защиты населения
—   Учреждения,относящиеся к системе органов внутренних дел

Заключение
Итак, образование каксоциальное явление – прежде всего объективная общественная ценность.Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный иэкономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровняразвития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу иисторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества,которое реализует эту социальную функцию.
Образование каксоциальное явление – это относительно самостоятельная система, функцией которойявляется систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированнаяна овладение определенными знаниями, идейно-нравственными ценностями, умениями,навыками, нормами поведения, содержание которых, в конечном счете определяетсясоциально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем егоматериально-технического развития.

Списокиспользованной литературы
1.        Сластенин В.А. Педагогика:учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев,Е.Н., Е.Н.Шиянов; под ред. В.А.Сластенина – 5-е изд., стер. – М.: Издательскийцентр «Академия», 2006. – 576 с.
2.        Российскаясоциологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова. –М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА. М, 1999. – 672 с.
3.        Социальнаяпедагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Подобщ. Ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 416 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Нобелевские лауреаты по экономике 2
Реферат Нормирование труда и определение потребностей в рабочих и специалистах на предприятии
Реферат 2. Мета І головні завдання науково-дослідної роботи юридичного факультету
Реферат Новая экономика мода или единственный шанс для новой страны
Реферат Нематеріальні ресурси підприємства формування й оцінка
Реферат Неналоговые доходы бюджета
Реферат Незаслуженный отпуск как платить налоги
Реферат Неокласичне відродження
Реферат Нобелевские лауреаты по экономике на 23 человека Доклад
Реферат Отчет о практике по специальности “Финансы и кредит”
Реферат Явище люмінесценції
Реферат Необходимость, цели и задачи регионального планирования и прогнозирования
Реферат Несостоятельность банкротство предприятий
Реферат Необходимость стратегии конкурентоспособности в Монголии
Реферат Проблемы научности философского мировоззрения. Философия и наука. Функции философии