Муниципальнаясредняя школа N 1
Реферат политературе на тему
Истинный иложный патриотизм в романе
«Война и мир»
Выполнила ученица 10 «В» класса
Зиновьева Ирина
Проверила учитель литературы
Чинина Ольга Юрьевна
Воронеж2006год.
Вступление
Героически патриотическаяи антивоенная темы — определяющие, ведущие темы романа-эпопеи Толстого. Этопроизведение на века запечатлело подвиг русского народа, с оружием в рукахотстоявшего свою национальную независимость. «Война и мир» будет и в будущемсохранять это значение, воодушевляя народы на борьбу против иноземныхзахватчиков.
Автор «Войны и мира» былубежденным и страстным поборником мира. Он хорошо знал, что такое война, близковидел ее своими глазами. Пять лет молодой Толстой носил военный мундир, служаофицером-артиллеристом в действующей армии сначала на Кавказе, затем на Дунаеи, наконец, в Крыму, где участвовал в героической обороне Севастополя.
Великому произведениюпредшествовала робота над романом о декабристе. В1856 году был объявленманифест об амнистии людям 14 декабря, и их возвращение на родину вызвалообострение русского общества. Проявил внимание к этому событию и Л. Н.Толстой.Он вспоминал: “В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением,героем которого должен был быть декабрист, возвращающейся с семьей в Россию…” Писательне намерен был давать читателю апофеоз декабристского движения: в его планывходило пересмотреть эту страницу русской истории в свете поражения декабризмаи предложить свое понимание борьбы с ним, осуществляя мирными средствами ипутем ненасилия. Поэтому герой задумано повествованию должен был, вернувшись изссылки, осудить свое революционное прошлое и стать сторонником другого решенияпроблемы — нравственного улучшения как рецепта оздоровления всего общества.Однако замысел Толстого претерпел существенные изменения. Послушаем самогописателя: “ Невольно от настоящего (то есть 1856 год) я перешел к 1825 году,эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но в 1825 годумой герой был уже возмужалым, семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужнобыло перенестись к его молодости, и молодость его совпадала со славой дляРоссии эпохой 1812 года. Я другой раз бросил начатое и стал писать со времен1812 года, которого еще запах и звук слышны и милы нам”. Так главной темойнового романа стала героическая эпопея борьбы с наполеоновским нашествием.Л.Толстой, однако, продолжает: “В третий раз я вернулся назад по чувству, которое,может быть, покажется странным. Мне совестно было писать о нашем торжестве вборьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама. Ежелипричина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характерарусского народа и войск, то характер этот должен был выразиться еще ярче вэпоху неудач и поражений. Итак, от 1825 года возвратившись к 1805 году, я сэтого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героевчерез исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов”. Это важноеавторское свидетельство передает и грандиозный масштаб запечатленного в романе,и перерастание последнего в эпопею, и многогеройность произведения, изначимость осмысления в нем национального характера, и его глубокий историзм.Важным предшествующим сочинением Толстого стали “Севастопольские рассказы”, аимпульсом в освещении исторических событий стала Крымская война с ее неудачами,нуждавшимися в осмыслении.
Работе над “Войной имиром” сопутствовал огромный творческий подъем писателя. Никогда до этого он нечувствовал свои умственные и нравственные силы столь свободными ипредназначенными для творческой работы.
Л. Н. Толстой приступаетк тщательному изучению исторических источников, документальной литературы,воспоминаний участников давних событий. Он штудирует работы А. И.Михайловского- Данилевского о войнах 1805- 1814 годов, “Очерки Бородинскогосражения” Ф. Н. Глинки, “Дневник партизанских действий 1812 года” Д. В. Давыдова,книгу “Россия и русские” Н. И. Тургенева, “Записки о 1812 годе” С. Н. Глинки,мемуары А. П. Ермолова, воспоминания А. Д. Бестужева- Рюмина, “Походные запискиартиллериста” И. Т. Радожицкого и многие другие сочинения этого типа. Вбиблиотеке Ясной Поляны сохранилось 46 книг и журналов, которыми пользовалсяТолстой на протяжении всего времени работы над романом Война и мир. А всегописатель воспользовался трудами, список которых включает 74 названия.
Важной стала поездка всентябре 1867 года на Бородинское поле, где когда-то произошла великая битва.Писатель обошел пешком прославленное поле, изучая местоположение русских ифранцузских войск, размещение Шевардинского редута, Багратионовых флешей,батареи Раевского. Не менее существенными стали расспросы оставшихся в живыхсовременников великих сражений, изучение быта отдаленной эпохи.
По мере работы надроманом усиливается и обогащается его народное начало. “Я старался писатьисторию народа”,- такое признание оставил Толстой в черновике четвертого тома.Постепенно “мысль народная” стала определяющей в “Войне и мире”, любимой темойэпопеи стало изображение подвига народа в ходе событий русской истории. В романвошло 569 персонажей, среди которых было200 исторических лиц. Но в их рядуотнюдь не затерялись главные герои произведения, судьбы которых писательпрослеживает тщательно, со всей необходимой психологической убедительностью.При этом автор связывает их самыми различными узами родства, любви, дружбы,женитьбы, деловыми отношениями, общим участием в грандиозных историческихсобытиях. В романе есть не мало лиц, отдельные черты жизни и характера которыхотражают свойства предков и ближайших родственников Л. Н. Толстого. Так, вграфе Ростове угадываются особенности графа Ильи Андреевича Толстого, дедаписателя, а в старом князе Болконском — черты другого деда; графиня Ростованапоминает бабку Толстого — Пелагею Николаевну Толстую, княжна Марья впитала всебя черты матери Писателя- Марии Николаевны Волконской, а Николай Ростов — свойства отца, Николая Ильича Толстого. Князь Андрей вобрал особенности СергеяНиколаевича, брата писателя, а в Наташе Ростовой запечатлелся образ ТатьяныАндреевны Берс, свояченицы писателя. Все это свидетельствует о значительномавтобиографизме романа и о глубокой жизненности его характеров. Но кавтобиографизму “Война и мир” отнюдь не сводится: это широчайшее полотно,отразившее русскую историю. Ее героев и многоликий народный мир.
Работа над великой книгойпотребовала титанического труда. Общее количество сохранившихся рукописейромана – свыше десяти тысяч чернового текста. Некоторые из частей эпопеипереписывались много раз, отдельные сцены переделывались, по словам Толстого,“до бесконечности”. Но в итоге неутомимой и напряженной роботы автора явилсяроман, составивший целую эпоху в истории русской культуры.
Истинный и ложный патриотизмв романе «Война и мир»
Роман “Война и мир” вжанровом отношении является романом-эпопеей, так как Толстой показывает намисторические события, которые охватывают большой отрезок времени (действие романаначинается в 1805 году, а заканчиваются в 1821-м, в эпилоге); в романедействуют свыше 200 действующих лиц, есть реальные исторические личности(Кутузов, Наполеон, Александр I,Сперанский, Ростопчин, Багратион и многие другие), все социальные слои Россиитого времени: высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство,армия, крестьянство, даже купечество.
Один из основныхвопросов, который волнует Толстого — это вопрос о патриотизме и героизмерусского народа, он рассмотрен в романе очень глубоко. При этом Толстой невпадает в ложно-патриотический тон повествования, а смотрит на события сурово иобъективно, как писатель-реалист. Автор говорит о своем романе и о верных сынахОтечества, готовых отдать свою жизнь за спасение Родины, о лжепатриотах,думающих только о своих корыстных целях. Таким решением патриотической темы ЛевНиколаевич отразил подлинную историческую действительность. Она заключается в изображениеподвига русского народа в Отечественной войне 1812 года. Автор говорит в своём романеи о верных сынах Отечества, и о лжепатриотах, думающих только о своих корыстныхцелях.
В романе “Война и мир”Толстой создал объёмную и многогранную картину войны. Но в этом произведениичитатель видит не скачущих воинов с развернутыми полотнищами знамён, не парад иблеск побед, а обычные военные будни. На страницах романа мы встречаемся срядовыми солдатами, видим их нелёгкий, тяжелый труд.
Писатель вводит нас вовнутренний мир обыкновенного на первый взгляд человека. Но он показывает нам,что и такие неприметные люди могут быть интересны и привлекательны своейдушевной красотой. Автор раскрывает нам, читателям, поэзию духовной жизнигероя. Часто трудно разглядеть истинное лицо человека под наслоениями суетыповседневной жизни. Писатель показывает, что нужно уметь видеть в каждомчеловеческое достоинство, ту божественную искру, которая не позволит совершитьчеловеку по-настоящему подлый поступок. В экстремальных ситуациях, в моментывеликих потрясений и глобальных перемен человек обязательно проявит себя,покажет свою внутреннюю сущность, те или иные качества своей натуры. В романеТолстого кто-то произносит громкие слова, занимается шумной деятельностью илибесполезной суетой — кто-то испытывает простое и естественное чувство«потребности жертвы и страдания при сознании общего несчастья». Первые лишь мнятсебя патриотами и громко кричат о любви к Отечеству, а вторые являются ими иотдают жизнь во имя общей победы или оставляют на разграбление собственноедобро, лишь бы оно не досталось неприятелю. В первом случае мы имеем дело сложным патриотизмом, отталкивающим своей фальшью, эгоизмом и лицемерием. Такведут себя светские вельможи на обеде в честь Багратиона: при чтении стихов овойне «все встали, чувствуя, что обед был важнее стихов». Лжепатриотическаяатмосфера царит в салонах Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой и в другихпетербургских салонах: «… спокойная, роскошная, озабоченная только призраками,отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизнинадо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудноеположение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот жефранцузский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги.Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминатьтрудность настоящего положения». Действительно, этот круг людей был далек отосознания общероссийских проблем, от понимания великой беды и нужды народа вэту войну. Свет продолжал жить своими интересами, и даже в минуту всенародногобедствия здесь царят корыстолюбие и выдвиженчество.
Лжепатриотизм проявляет играф Растопчин, который расклеивает по Москве глупые «афишки», призываетжителей города не оставлять столицы, а затем, спасаясь от народного гнева,сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина. Подлость ипредательство сочетаются с самомнением, надутостью: «Ему не только казалось,что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что онруководит их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных темерническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он непонимает, когда слышит его сверху».
Таким как Растопчин вромане показан Берг, который в минуту всеобщего смятения ищет выгоду и озабоченпокупкой шифоньерочки и туалета «с аглицким секретом». Ему и в голову неприходит, что сейчас стыдно думать о покупках, которые не являются необходимыми.Таков, наконец, Друбецкой, который, подобно другим штабным офицерам, думает онаградах и продвижении по службе, желает «устроить себе наилучшее положение,особенно положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особеннозаманчивым в армии». Наверное, не случайно накануне Бородинской битвы Пьерзамечает на лицах офицеров это жадное возбуждение, он мысленно сравнивает его с«другим выражением возбуждения», «которое говорило о вопросах не личных, аобщих, вопросах жизни и смерти».
О каких «других» лицахидет речь? Разумеется, это лица простых русских мужиков, одетых в солдатскиешинели, для которых чувство Родины свято и неотъемлемо. Истинные патриоты вбатарее Тушина сражаются и без прикрытия. Да и сам Тушин «не испытывал нималейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больноранить, не приходила ему в голову». Кровное чувство Родины заставляет солдат снемыслимой стойкостью сопротивляться врагу. Из описания дворника Ферапонтова мывидим, что этот человек, отдающий на разграбление свое имущество при оставленииСмоленска, бьет свою жену за то, что она просит его уехать, он мелочноторгуется с извозчиком, но, поняв суть происходящего, сам сжигает собственныйдом и уезжает. Он тоже, безусловно, патриот. Для него нет смысла в нажитомдобре, когда решается судьба его родины. «Тащи все, ребята, не оставляйфранцузам!» — кричит он русским солдатам.
А что делает Пьер? Онотдает свои деньги, продает имение, чтобы экипировать полк. И что заставляетего, богатого аристократа, идти в самое пекло Бородинской битвы? Все то жечувство обеспокоенности за судьбу своей страны, желание помочь русскому народу.
Вспомним, наконец, и тех,кто покинул Москву, не желая покориться Наполеону. Они были убеждены: «Подуправлением французов нельзя было быть». Вот почему они «просто и истинно»делали «то великое дело, которое спасло Россию».
Истинные патриоты вромане Толстого не думают о себе, они чувствуют потребность собственного вкладаи даже жертвы, но не ждут за это награды, потому что несут в душе неподдельноесвятое чувство Родины.
Идет война в Австрии.Генерал Мак разбит под Ульмом. Австрийская армия сдалась. Над русской армиейнависла угроза разгрома. И вот тогда Кутузов принял решение послать Багратионас четырьмя тысячами солдат через труднопроходимые Богемские горы навстречуфранцузам. Багратиону предстояло быстро совершить трудный переход и задержатьсорокатысячную французскую армию до прихода главнокомандующего. Его отрядунужно было совершить великий подвиг, чтобы спасти русскую армию. Так авторподводит читателя к изображению первого великого сражения.
В этом сражении, как всегда,дерзок и бесстрашен Долохов. Храбрость он проявляется в бою, где “он в упорубил одного француза и первый взял за воротник сдавшегося офицера”. Но послеэтого он идет к полковому командиру и докладывает о своих “трофеях”: “Прошузапомнить, ваше превосходительство!” Далее он развязал платок, дернул его ипоказал запекшуюся кровь: “Рана штыком, я остался на фронте. Попомните, вашепревосходительство”. Везде и всегда Долохов беспокоится о себе, только о себе,все, что он делает, делает для себя.
Нас не удивляет иповедение Жеркова. Когда в разгар боя Багратион послал его с важным приказом кгенералу левого фланга, он не поехал вперед, где слышалась стрельба, а стал“искать” генерала в стороне от боя. Из-за не переданного приказа французыотрезали русских гусар, многие погибли и были ранены. Таких офицеров много. Онине трусливы, но не умеют забыть ради общего дела себя, карьеру и личныеинтересы. Однако русская армия состояла не только из таких офицеров.
Героизм в романе выглядитбуднично и естественно. В главах, рисующих Шенграбенскую битву, мы встречаем истинныхгероев. При описании этого сражения автор показывает, как растерянностьохватывала пехотные полки при известии об окружении. “Нравственное колебание,решающее участь сражений, очевидно, разрешилось в пользу страха ”. Вот онсидит, герой этой битвы, герой этого “дела”, маленький, худой и грязный, сидитбосой, сняв сапоги. Это артиллерийский офицер Тушин. “Большими, умными идобрыми глазами смотрит он на вошедших начальников и пытается шутить: “Солдатыговорят, что, разувшись ловчее”, — и смущается, чувствуя, что шутка не удалась.Толстой делает все, чтобы капитан Тушин предстал перед нами в самомнегероическом виде, даже смешном. Но именно этот смешной человек был героемдня. Князь Андрей справедливо скажет о нем: “Успехом дня мы обязаны более всегодействию этой батареи и героической стойкости капитана Тушина с ротой”.
Второй геройШенграбенского сражения — Тимохин. Битва казалась проиграна. Но в эту минутунаступавшие французы, вдруг побежали назад… и в лесу показались русскиестрелки. Это была рота Тимохина. Он появляется в ту самую минуту, когда солдатыподдались панике и побежали. Его действия происходят по велению сердца. Нечисленное превосходство, не сложные планы полководцев, а воодушевление ротного,поведшего за собой солдат, решает исход сражения, именно его решимость ивоинственность заставили отступить неприятеля. “…С такою безумною и пьяноюрешительностью, с одной шпажкой…” Только благодаря Тимохину оборонявшиеся имеливозможность возвратиться и собрать батальоны. Русскими была одержана “победанравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходствесвоего врага и в своем бессилии”.
Мужество разнообразно.Есть немало людей безудержно храбрых в бою, но теряющихся в будничной жизни.Образами Тушина и Тимохина Толстой учит читателя видеть по-настоящему храбрыхлюдей, их неброский героизм, их огромную волю, которая помогает преодолеватьстрах и выигрывать сражения.
Автор приводит нас кмысли, что не только исход военного сражения, но направление развития историиопределяется именно деятельностью людских масс, связанных единством чувств истремлений. Все зависит от духа солдат, который может превратиться в паническийстрах — и тогда сражение проиграно, или возвыситься до геройства – и тогдасражение будет выиграно. Полководцы становятся сильны лишь при условии, что ониуправляют не только действиями солдат, но и духом своего войска. А длявыполнения этой задачи полководец должен быть не только военнымглавнокомандующим, но и ее духовным руководителем. Таким перед нами предстаетКутузов. Во время Бородинского сражения он сосредоточил в себе весь патриотизмрусской армии. Бородинская битва – «народное сражение». «Скрытая теплотапатриотизма», разгоравшаяся в душе каждого воина, и общий «дух войска»предопределили победу. В этой битве раскрывается подлинная красота русскогочеловека. Русскими была одержана «победа нравственная, та, которая убеждает противникав нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии. На наполеоновскуюармию в этом сражении «была наложена рука сильнейшего духом противника».
В войне 1812 года, когдакаждый солдат дрался за свой дом, за родных и близких, за Родину, сознаниеопасности удесятеряло силы. Чем глубже продвигался Наполеон в глубь России, тембольше росли силы русского войска, тем больше слабела французская армия,превращаясь в сборище воров и мародеров. Только воля народа, только народныйпатриотизм делает армию непобедимой. Этот вывод следует из романа Л. Н.Толстого “Война и мир”.
Список литературы
1. Л.Н.Толстой “Война и мир”.
2. Ю. В.Лебедев “Русская литература XIXвека”.
3. К. Н.Ломунова “Великая книга жизни”.
4. Е. С.Роговер “Русская литература второй половины XIX века”.