Реферат по предмету "Педагогика"


Воспитание культуры здорового образа жизни

Государственное образовательноеучреждение
высшего профессионального образования
«Московский автомобильно – дорожныйгосударственный технический университет (МАДИ)»
Волжский филиал
Кафедра гуманитарных дисциплин
Курсовая работа
«Воспитание культуры здорового образажизни»
Выполнила студентка СЭФ
специальности 080805 2 курса
Группы УП – 18 Саканова Л.А.
Научный руководитель–
к.п.н. доцент КирилловаА.А.
Чебоксары 2010

Оглавление
Введение
Глава 1 Теоретические аспектывоспитания культуры здорового образа жизни
1.1 Понятие «здоровье», егосодержание и критерии
1.2 Роль физкультуры в развитииличности
1.3 Составляющие здорового образажизни
Глава 2 Опыт работы Волжского ФилиалаМАДИ по формированию у студентов здорового образа жизни
2.1 Цели и задачи воспитательнойработы
2.2 Здоровый образ жизни в программевоспитания студентов Волжского филиала МАДИ
2.3 Студенты о культуре здоровогообраза жизни
Заключение
Список использованной литературы

Введение
 
Здоровье — бесценноедостояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах,расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкогоздоровья, так как это — основное условие и залог полноценной и счастливойжизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основныежизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительныеперегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком,обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Охрана собственногоздоровья — это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладыватьее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образомжизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводитсебя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Какой бысовершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней.Человек — сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннеговозраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматьсяфизкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, — словом, добиватьсяразумными путями подлинной гармонии здоровья.
Воспитание культурыздорового образа жизни актуальная тема на сегодняшний день. В последниедесятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья людей. Идетувеличение заболеваемости по всем основным группам болезней, рост смертности,снижение рождаемости, продолжительности жизни. Остановить этот процесс, надеясьтолько на медицину, невозможно, так как в большинстве случаев врачи имеют делос уже заболевшими. Для того чтобы не заболеть, человеку необходимо научитьсяоставаться здоровым. Достигнуть высокого уровня всех видов здоровья(психического, физического и других) значительно легче, если оно заложено вдетстве.
Вот почему так актуален внаше время вопрос воспитания здорового образа жизни. Именно занятиефизкультурой и спортом восполняет потребности организма в физическом труде.Поэтому физическое воспитание так необходимо в школах и вузах. Но нельзязабывать и о том, что бессистемное обучение физической культуре может не помочь,а, наоборот, навредить организму. Необходимо помнить о том, что полезно толькофизическое воспитание, основанное на строгой и понятной системе.
В последние годынаблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, чтоподтверждается большим количеством исследований ведущих ученых России. Особуюобеспокоенность вызывает здоровье наших детей, ибо здоровье нации ипрогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека XXIвека и будущим России.
В данной работе освещаютсявопросы формирования здорового образа жизни в вузах.
Целью данной работыявляется узнать изучение опыта работы вуза по воспитанию у студентов культурыздорового образа жизни.
В рамках этойпоставленной цели решаются следующие конкретные задачи:
1. Раскрыть сущностькультуры здорового образа жизни.
2. Рассмотрение планавоспитательной работы Волжского филиала МАДИ (ГТУ), в частности, направленияформирования культуры здорового образа жизни и оценка ее эффективности.
Научная новизназаключается в разработке конкретных программ, повышающих общий культурный,физический уровень, способствующий выбору здорового образа жизни, с цельюукрепления и сохранения здоровья студентов в процессе обучения.
Теоретическая значимостьработы заключается в разработке программ, комплексных упражнений необходимыхдля воспитания здорового образа жизни студентов, а также методов, направленныхна формирование З. О. Ж.
Методы: изучениепедагогической литературы, проведение опросов, анализ проводимых мероприятий ввузе, наблюдение, обобщение.

Глава 1. Теоретическиеаспекты воспитания здорового образа жизни
 
1.1     Понятие«здоровье», его содержание и критерии
О понятии «здоровье»столетиями идут споры философов, медиков и психологов, здоровье является однойиз главных жизненных ценностей для большинства из нас. Что же такое здоровье?Здоровье человека как биосоциального существа является не только биологическойкатегорией, но и важным показателем общественного прогресса. Здоровьенеобходимо рассматривать как общественное богатство не только в социальном, нои в духовном, экологическом, психологическом смысле. Здоровье — это первая иважнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду иобеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшейпредпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.Активная долгая жизнь — это важное слагаемое человеческого фактора.
С физиологической точкизрения определяющими являются следующие формулировки:
— индивидуальное здоровьечеловека — естественное состояние организма на фоне отсутствия патологическихсдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций (Г. З.Демчинкова, Н. Л. Полонский);
— здоровье представляетсобой гармоничную совокупность структурно-функциональных данных организма,адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальнуюжизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность;
— индивидуальное здоровьечеловека — это гармоническое единство всевозможных обменных процессов ворганизме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем иподсистем организма (А. Д. Адо);
— здоровье — это процесссохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций,трудоспособности и социальной активности человека при максимальнойпродолжительности его активной жизни (В. П. Казначеев). [6. с.127]
Здоровый образ жизни(ЗОЖ) — это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рациональноорганизованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающийот неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокойстарости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
По определению Всемирнойорганизации здравоохранения (B03)«здоровье — это состояние физического, духовного и социальногоблагополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Состояние здоровьяоценивается по трем уровням: соматическому, социальному, личностному.
— Соматический — подразумевает совершенство саморегуляции в организме, гармонию физиологическихпроцессов, максимальную адаптацию к окружающей среде.
— Социальный — мерутрудоспособности, социальной активности, деятельное отношение к миру.
— Личностный — стратегиюжизни человека, степень господства человека над обстоятельствами его жизни.
Исходя из этого, здоровьечеловека может быть определено как оптимальное состояние его организма,обеспечивающее реализацию генетических программ безусловно-рефлекторной,инстинктивной, генеративной функции и умственной деятельности.
Вообще, можно говорить отрех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном(социальном):
• Физическое здоровье — это естественное состояние организма, обусловленное нормальнымфункционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы исистемы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильнофункционирует и развивается.
• Психическое здоровьезависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качествоммышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости,развитием волевых качеств.
•Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являютсяосновой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческомобществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются,прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры,активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственноздоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают ихнастоящими гражданами.
Непременными условиями,которые поддерживают здоровье, являются чистый воздух и вода,высококачественные продукты, контакт со здоровой окружающей средой. Приразработке стратегии роста здоровья населения необходимо учитывать иэкологические проблемы, решение которых является обязательным условием иморальной ценностью оздоровления нации. А так же — экологическую толерантностьчеловека (способность организма человека переносить действие неблагоприятныхфакторов среды). Состояние окружающей среды определяет состояние здоровьянаселения приблизительно на 18 – 22%.
Целостностьчеловеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи ивзаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизическихсил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческогосамовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человекнадолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя«душе лениться».
Научные данныесвидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиеническихправил есть возможность жить до 100 лет и более. К сожалению, многие люди несоблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни.Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающейпреждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этихслучаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых — сахарногодиабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовыхзабот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей что в конечном итогеприводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди,поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают своюжизнь.
Влияние здорового образажизни на внешний вид и успешную карьеру человека велика, нередко полнота лишаетмногих приятных моментов в жизни человека. К счастью с каждым годом становитсявсе больше последователей здорового образа жизни. Но вот только далеко не всеприверженцы правильного образа жизни знают, что для того, чтобы оздоровитьсямало просто избавления от вредных привычек вроде курения и потребленияалкогольных напитков. Не менее важно по возможности обеспечить свой организмдостаточной физической нагрузкой и организовать правильное питание.
Здоровый и духовноразвитый человек счастлив — он отлично себя чувствует, получает удовлетворениеот своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигает, тем самым,неувядающей молодости духа и внутренней красоты.[6.с.400]
1.2 Рольфизкультуры в развитии личности
Воспитание — процесснеобычайно сложный, многосторонний и вместе с тем комплексный. Другими словами,многочисленные стороны воспитания должны формироваться одновременно, в теснойвзаимосвязи и взаимообусловленности. В обучении можно, а иногда совершеннонеобходимо сначала научить одному, потом другому по степени трудности исложности материалу. В воспитании это недопустимо, так как это — комплексныйпроцесс одновременного развития интеллектуальных, физических, нравственных,эстетических начал в человеке, формирования его мировоззрения, решения задачтрудового и патриотического воспитания. Физическая культура, решая своиспецифические задачи, одновременно в той или иной степени оказывает активноевоздействие на все стороны воспитания личности, и, прежде всего, нанравственное. Укрепление здоровья, развитие своих способностей, потребность взанятиях физическими упражнениями — это нравственный долг каждого человека.
В Законе о физическойкультуре и спорте в Российской Федерации (принятом 13.01.99 г.) физическаякультура рассматривается как составная часть культуры общества, а физическоевоспитание как важнейшее направление социальной политики государства. Являясьсоставной частью общей культуры и профессиональной подготовки учащегося,физическая культура — обязательный раздел гуманитарной части образования,значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил,формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое ипсихическое благополучие, физическое совершенство.[2.с.180]
Главная цель занятийфизической культурой и спортом — формирование физической культуры личности,подготовка к социально-профессиональной деятельности, сохранение и укреплениездоровья человека. В программе средних специальных учебных заведений решениеэтой задачи осуществляется через воспитание физической культуры личности.
Физическая культураличности связана сжеланием, потребностью и умением человека сохранять и совершенствовать своетелесное «Я». А для этого необходим определенный объем знаний: оморфофункциональных особенностях различных органов и систем организма, овлиянии физической работы и физических упражнений на их развитие, а также наразвитие физических качеств.
Другое необходимоеусловие формирования физической культуры личности — это стремление к овладениюсистемой определенных умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укреплениездоровья, психическое благополучие, развитие способностей. И, пожалуй, самоеосновное требование — практическое применение знаний и умений в своей жизни.
Методологические подходык организации физкультурно-спортивного образования рассматриваются каксовокупность идей и концептуальных положений построения педагогическихтехнологий, взглядов, обеспечивающих подготовку высокопрофессиональныхспециалистов, способных эффективно осуществлять обучение и воспитаниеподрастающего поколения. Содержательную основу их реализации составляют:планирование, подготовка преподавателей, качественное проведение ими учебныхзанятий, материально-техническое, финансовое и медицинское обеспечение учебногопроцесса, контроль, проверка и оценка эффективности учебной инаучно-исследовательской работы.
В физкультурно-спортивнойдеятельности используются натурные, этические, математические методыпроектирования и реализации социально-педагогических задач.
Теория физическойкультуры и спорта как научная дисциплина занимается проблемами целостногоразвития личности, являясь составной частью системы формирования общей культурыи профессиональной подготовки студентов. Образовательный процесс направлен нагармоничное развитие духовных и физических сил, человеческих ценностей,здоровья, физического, психического и социального благополучия занимающихся.
Функции физическойкультуры и спорта представляют целенаправленный педагогический процесс ивыступают одним из факторов социокультурного бытия, обеспечивающимпсихологический и биологический потенциал жизнедеятельности обучаемых. Физическоесостояние студентов зависит от многих факторов, среди которых важное местопринадлежит здоровому образу жизни. Основными компонентами являютсяповседневная учеба, систематические занятия физическими упражнениями иправильная организация отдыха. [3.с.94]
1.3     Составляющиездорового образа жизни
Здоровье — это первая иважнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду иобеспечивающая гармоническое развитие личности. Оноявляется важнейшей предпосылкой к познаниюокружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь — это важное слагаемое человеческого фактора.
Здоровый образ жизни — это образ жизни, основанный на принципахнравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и,в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды,позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое ифизическое здоровье.
Здоровый и духовноразвитый человек счастлив — он отлично себя чувствует, получает удовлетворениеот своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающеймолодости духа и внутренней красоты.
Здоровыйобраз жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха,искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену,закаливание, рациональное питание и т.п.
Способ достижениягармонии человека один — систематическое выполнение физических упражнений,которые окажут положительное воздействие, если при занятиях будут соблюдатьсяопределенные правила.
Физическая культураспособствует формированию здорового образа жизни студентов. Однако не всегдаудается эффективно решить эту социально-педагогическую проблему. Анализорганизации учебных занятий и спортивно-массовой работы показывает, что активнозанимаются физическими упражнениями 70% обучаемых, периодически — около 20%, а10% студентов имеют освобождение врача от занятий. Поэтому многие из них неполучают должной нормы двигательной активности. Хроническое недополучениеорганизмом биологически необходимых физических нагрузок приводит к ухудшениюздоровья. Причинами такого положения являются: ухудшение социальных условийжизни большинства людей; недооценка значения физической культуры в сохраненииздоровья; слабая материально-техническая база для проведения занятий;недостаточное финансирование; отсутствие необходимого спортивного инвентаря,одежды и обуви.[3.с.104]
Многие студентырасточительно относятся к своему здоровью, пренебрегают физическимиупражнениями. Преподаватели должны ориентировать обучаемых на формирование уних положительной мотивации к укреплению здоровья, воспитание морально-волевыхкачеств, применение полученных знаний, умений и навыков для поддержаниявысокого уровня физической подготовленности.
По своей сутипреподавание является совместным трудом педагога и обучаемого, равноправным, ане авторитарным сотрудничеством. Педагогический процесс нельзя строить толькона принуждении, строгой регламентации, натаскивании при выполнении учебныхнормативов. При оценке подготовленности студентов учитывается их умениесамостоятельно заниматься спортом.
В обучении и воспитаниистудентов применяются такие меры, средства, методы и формы физической культуры,которые направлены на физическое совершенствование и всестороннее развитиечеловека и соответствуют современному уровню общественного прогресса, которыйпредполагает: овладение основами личной физической активности, приобретениезнаний, умений и навыков в сфере физической культуры, развитие координационныхспособностей, выработку навыков самостоятельной физкультурно-оздоровительной испортивной деятельности, развитие волевых, нравственных качеств и умственныхспособностей, формирование таких качеств, как гуманизм, радость общения впроцессе физкультурно-спортивной деятельности.
Требования, предъявляемыек системе физкультурно-спортивного образования, направлены на формированиегармонично развитой личности. Практика свидетельствует, что в среднихспециальных учебных заведениях имеются все возможности, чтобы подготовитьфизически крепких специалистов, обладающих высокими морально-волевыми,духовно-нравственными и психологическими качествами.
Физическая подготовкаобучаемых стимулирует умственную деятельность, способствует лучшему усвоениюучебных дисциплин, повышает устойчивость организма к воздействиюнеблагоприятных факторов среды.
Высокий уровеньфизической подготовленности позволяет студентам четко выполнять свои учебные иобщественные функции, преодолевать физические нагрузки, сниматьнервно-психические напряжения, восстанавливаться в небольшие промежутки времениотдыха. Физически подготовленные студенты менее подвержены утомлению, быстрееусваивают учебный материал, хорошо учатся и становятся хорошимипрофессионалами.
Физкультурно-спортивнаядеятельность направлена на овладение студентами личного мастерства в одном извидов спорта за счет тренировок в секции или команде, участия в соревнованиях.Студенты могут участвовать в спортивных праздниках и судействе соревнований.Наиболее хорошо подготовленные учащиеся могут быть общественными тренерами визбранном виде спорта в средних специальных учебных заведениях или школах.
Тренировки и соревнованиясвязаны с высокими физическими и психологическими нагрузками. Поэтомунеобходимо уделять особое внимание вопросам применения педагогических,психологических, медико-биологических средств восстановления; дифференцированиятренировочных нагрузок на основе восстановления; рекомендаций по питаниюспортсменов в соответствии со спецификой вида спорта; эффективного применениясауны, массажа, витаминов и других восстановительных средств.
В процессефизкультурно-спортивного совершенствования существенную помощь оказываютнаглядные и учебные пособия, фото-, теле-, видеофильмы, записи соревнований.
В последние годысущественно изменилось отношение молодежи к физической и психологическойподготовке, профессиональной деятельности. Требования к физической культуреостаются высокими, а время на обучение физическим упражнениям уменьшается.
Интенсификация учебногопроцесса, введение новых дисциплин, компьютеризация обучения зачастую приводятк нарушению обычного ритма учебы и отдыха, повышению физических инервно-психических нагрузок. Постоянное напряжение внимания, точное исвоевременное выполнение действий ведут к утомлению организма. Чтобы сохранитьвысокую работоспособность при интенсификации обучения, студенты должны овладетьопределенными двигательными и специальными психологическими навыками, которыеможно приобрести в процессе занятий по физической культуре.
В образовательной системеобучения дисциплина «Физическая культура» является обязательной и неразрывносвязанной с другими дисциплинами, частью обучения и воспитания молодежи. В этомпроцессе используются различные методы, формы и средства физической культурыдля достижения единой цели — формирования личности высокопрофессиональногоспециалиста.
При выполненииупражнений, приемов и действий необходимо помнить, что они осуществляются вточном соответствии с описанием, по распоряжению руководителя занятий и поднепосредственным его контролем. Соблюдение спортивной формы одежды, нормативов,этики способствует воспитанию у студентов дисциплинированности, чувствасобственного достоинства, гордости за свой коллектив.
Моральное удовлетворениеприносят те занятия и соревнования по физической культуре, на которых студентыдостигают запланированных результатов за счет проведения систематическихтренировок и честной борьбы с соперником.
На занятиях по физическойкультуре необходимо создавать такие условия, чтобы обучаемые проявлялиинициативу, поверили в свои силы и способности. Корректное устранение ошибокпри выполнении упражнений снимает у студентов робость и неуверенность,порождает желание достичь высоких результатов. Использование специальныхупражнений непосредственно в течение учебного дня во время коротких перерывовпредотвращает их отрицательное воздействие, снимает эмоциональное напряжение,устраняет застойные явления в организме. В сочетании с мероприятиямигигиенического характера специальные упражнения повышают работоспособность ислужат профессиональному долголетию. Интенсивная учеба связана с большиминервно-психическими напряжениями, поэтому она требует определенного уровняфизической подготовленности студентов. При помощи средств и методов физическойкультуры происходит развитие личной инициативы и самостоятельности. Приподготовке к зачетам, экзаменам часто наблюдается дефицит времени, который недает многим студентам активно заниматься физическими упражнениями. Полезныупражнения в утренние часы. Регулярное проведение утренней физической зарядкиспособствует профилактике заболеваний, закаливанию и снятию стрессовыхнапряжений.
Содержание, характер,условия обучения и подготовки студентов к профессиональной деятельности имеютсвои особенности, что определяет специальную направленность их физическогообучения и воспитания. Под специальной направленностью понимается подбор иприменение таких средств, методов и форм, которые в наилучшей степениобеспечивают решение как общих, так и частных задач. В современных условияхвопросы специальной направленности физического обучения и воспитанияприобретают большое теоретическое и практическое значение.
Одна из важных задачпреподавателей физического воспитания — заинтересовать каждого обучаемоговыполнять физические упражнения. При этом многое зависит от квалификации иопыта преподавателя, материально-технической и учебно-спортивной базы,оснащенности мест занятий инвентарем, оборудованием и санитарно-гигиеническихусловий.
Коллектив учебной группысоставляет, как правило, одна возрастная категория. В ходе обучения учитываютсяспецифические особенности каждого, отрабатываются различные упражнения, приемы идействия, которые могут выполняться даже без спортивного инвентаря иоборудования. Чем выше уровень подготовленности студентов, тем разнообразнее исложнее средства и методы физической культуры.
Факторы, определяющиеспециальную направленность обучения, тесно связаны с содержанием и характеромучебно-воспитательного процесса и между собой. Важнейшая обязанность каждогопреподавателя — всесторонне анализировать и учитывать эти факторы в процессефизического воспитания студентов.
В системе проверки иоценки физической подготовленности студентов имеются широкие возможности дляотражения специальных задач. Например, на зачеты и экзамены выносятсяупражнения и нормативы, установленные по годам обучения и способствующиеобъективной оценке физической подготовленности юношей и девушек.
Специальнаянаправленность — характерная черта физического обучения и воспитания,позволяющая оптимально использовать все имеющиеся средства и методы дляповышения работоспособности, следовательно, успеваемости студентов. Поэтому дляуспешной профессиональной деятельности преподавателя необходимо придерживатьсяследующих направлений: вести учет основных факторов, определяющих специальнуюнаправленность учебно-воспитательного процесса; отслеживать их влияние нафизическое и психологическое состояние обучаемых; использовать наиболееэффективные средства и методы физического обучения и воспитания.
Подготовка молодежи кпрофессиональной деятельности и поведению в экстремальных ситуациях, которыеявляются элементом профессии — одна из важнейших задач системы физическоговоспитания. Методически правильное использование средств физической культуры испорта укрепляет здоровье человека, повышает его работоспособность ипроизводительность труда, способствует профилактике профессиональных заболеванийи травматизма. Именно этим целям должна служить профессионально-прикладная физическаяподготовка студенческой молодежи, являющаяся составной частью всестороннейфизической подготовки будущих специалистов к длительному и плодотворному трудув народном хозяйстве.[4.с.48]

Глава 2Опыт работы Волжского Филиала МАДИ по формированию у студентов здорового образажизни
 
2.1 Цели изадачи воспитательной работы
Воспитательный процесс вФилиале рассматривается как неотъемлемая часть профессионального и личностногосоставления будущих специалистов автомобильно – дорожной отрасли иосуществляется непрерывно как в ходе учебной работы, так и во внеурочное время.
Основная цельвоспитательной работы, это:
— воспитание гражданинановой России – личности высоконравственной, духовно развитой и физическиздоровой, способной к профессиональной деятельности и моральной ответственностиза принимаемые решения;
— формирование устудентов нравственных, духовных и культурных ценностей, этических норм иобщепринятых правил поведения в обществе;
— совершенствованиеусловий для творческой самореализации личности и для проведения досугастудентов во внеурочное время;
— создание полноценнойсоциально – педагогической воспитывающей среды.
В соответствии споставленной целью определены следующие основные задачи воспитательнойдеятельности:
— формированиегражданского и патриотического сознания студентов, организация работы совета попатриотическому воспитанию;
— изучение проблемстуденчества и организация психологической поддержки, консультативной помощи;
— сохранение иприумножение культурных ценностей и традиций Филиала, МАДИ(ГТУ), Республики иРоссии в целом;
— проведение научно –просветительских, физкультурно – спортивных и культурно – массовых мероприятий,организация досуга студентов;
— информационноеобеспечение студентов, создание студенческой газеты Волжского филиала МАДИ (ГТУ);
— формирование навыковздорового образа жизни, проведение профилактических мероприятий, направленныхна предотвращение асоциального поведения студентов (профилактикаправонарушений, наркомании, ВИЧ – инфекции, СПИД, табакокурения, алкоголизма ит.д.);
— организация ипроведение мероприятий среди студенческой молодежи по запрету курения впомещениях и на территории Филиала;
— проведение рейдовбоевой студенческой дружины (БСД) совместно со службой безопасности (СБ)Волжского филиала МАДИ (ГТУ) по недопущению воровства и хищения имущества;
— развитие органовстуденческого самоуправления, организация обучения студенческого актива;
— развитие институтакураторства.
2.2 Здоровыйобраз жизни в программе воспитания студентов Волжского филиала МАДИ
Воспитаниездорового образа жизни в вузе проводится на протяжении всего периода обучениястудентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняютдруг друга и представляют собой единый процесс физического воспитаниястудентов.
Учебныезанятия являются основной формой физического воспитания. Они планируются вучебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечиваетсяпреподавателями кафедр физического воспитания.
Массовыеоздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкоепривлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой испортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивнойподготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятийвремя, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, вовремя учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах.Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой инициативыи самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры физическоговоспитания.
Работы попрофилактике антисоциальных явлений и формированию здорового образа жизни:
— разработка программы попрофилактике табакокурения среди студенческой молодежи;
— организация встречстудентов с представителями правоохранительных органов, УФСН по ЧР илечебно-профилактических организаций ЧР, экскурсии в наркодиспансер;
— участие студентов вРеспубликанском месячнике «Молодежь за здоровый образ жизни» (конкурсстенгазет, конференция «Молодежь против наркотиков», встречи с представителямилечебно-профилактических учреждений, экскурсия с студентами в ГУЗ«Наркологический диспансер», спортивные мероприятия среди студенческих групп ифакультетов, выставка научно-публицистической литературы)
— проведение лекций натемы: «О вреде алкоголизма», «О профилактике кишечных инфекций», «Оказаниепервой доврачебной помощи при травмах, ранениях, отравлениях»;
— проведение лекций натемы: «О вредных привычках», «О здоровом образе жизни», «Профилактикавенерических заболеваний»;
— проведениемежфакультетского фестиваля конкурса «Скажи наркотикам: «НЕТ»;
— выпуск информационногоматериала (плакаты, бюллетени) о здоровом образе жизни;
— участие в конкурсеплакатов «Твой разумный выбор» совместно с Калининской администрацией г. Чебоксары;
— Организация экскурсийпервокурсников в УФ СНК по ЧР.
Организация работысоциально-психологической службы:
— разработка программы«Образование и здоровье» по следующим направлениям (диагностическое, коррекционно-профилактическое,консультативное, образовательно-методическое);
— разработка рекомендацийпо формированию здорового образа жизни студентов с учетом их индивидуальныхсклонностей и психофизических особенностей;
— проведение тренингов наповышение психической устойчивости студентов в период сессий;
— разработкаметодического материала и рекомендаций для выявления лиц, имеющих социальнуюпатологию(злоупотребляющих алкоголем, табакокурением, наркотикам);
Спортивно массоваяработа:
— участие во«Всероссийском дне бега-Кросс нации»;
— проведение спартакиадысреди учебных групп, факультетов Волжского филиала МАДИ (ГТУ) по различнымвидам спорта;
— привлечение студентов кучастию в универсиаде среди ВУЗов г.Чебоксары;
— участие в традиционной л/аэстафете на призы газеты «Советская Чувашия»;
— участие в открытомчемпионате г.Чебоксары по в/борьбе среди мужчин;
— проведение соревнованийпо лыжным гонкам среди факультетов;
— участие в чемпионатегорода Чебоксары по волейболу среди мужских и женских команд;
— участие в соревнованияхпо мини-футболу «Футбол-игра народная»;
— участие в чемпионатеРоссии СБЛ по баскетболу среди женщин;
— проведениеспортивно-оздоровительных мероприятий в рамках акции «Лыжня зовет»;
— организацияспортивно-массовых мероприятий в рамках месячника оборонно- массовой испортивной работы;
— проведение соревнованийсреди факультетов по «пейнт болу»;
— спартакиада среди вузовПоволжья по футболу;
— участие студентов Филиалав месячнике по оборонно- массовой работе по плану города и района;
Немаловажную роль вздоровом образе жизни играет патриотическое воспитание, в нашем вузе на такуютематику проводятся следующие мероприятия:
— оформление стенда «Нашитрадиции»
— организация участиястудентов в осенних и весенних экологических субботниках
— организация экскурсии вс. Шоршелы
— участие в месячникеоборонно-массовой работы(встреча с представителями ГВК, в\ч г.Чебоксары и т.д.)
— организация встречстудентов с участниками ВОВ
— участие студентов ввозложении цветов к Вечному огню
— организация участия вконкурсе плакатов «Салют Победы»
— встреча спредставителями-ветеранами дорожно-транспортного комплекса
— участие в праздничномконцерте, посвященном Дню Республики и т. п.[5]
Правильно продуманнаясистема воспитания здорового образа в студенческой жизни будет способствоватькак оздоровлению подрастающих поколений, так и комплексному подходу восуществлении идейно-нравственного, трудового и эстетического воспитания.

2.3 Студентыо культуре здорового образа жизни
 
Исследование о культурездорового образа жизни студентов проводилось с группой УП-18,28. Исследованиепроводилось в виде опроса.
В опрос были включеныследующие вопросы:
— По- вашему, что такоездоровый образ жизни?
— Какие мероприятияпроводятся в филиале по формированию культуры ЗОЖ?
— Как часто вы участвуетена таких мероприятиях?
— Считаете ли вы ихэффективными?
В общем количестве былоопрошено 20 студентов. Из которых 15 девушек и 5 юношей. Были получены следующиерезультаты:
Для всех опрошенных ЗОЖ — это когда человек отказывается от вредных привычек (т.е. не курит, неупотребляет алкоголь и т.п.) и активно занимается спортом.
Многие из опрошенных знают,какие мероприятия проводятся в филиале по формированию здорового образа жизни.Ими были перечислены: выпуск стенгазет, плакатов, организация разных спортивныхмероприятий (футбол, волейбол, баскетбол, соревнования по армрестлингу, погиревому спорту, лыжные гонки, веселые старты, кросс нации, лыжня России и т. д.),встречи с представителями правоохранительных органов, Студ Весна, Мисс-МАДИ ит. п.
Многие студенты ответили,что они редко принимают участие в мероприятиях проводимых в вузе, а некоторыеответили, что не могу в них участвовать по состоянию здоровья.
Многие сказали, чтомероприятия проводимые в нашем филиале являются эффективными, а некоторые дажесчитают, что они помогают адаптироваться в институте. И лишь единицы ответили,что мероприятия не эффективны.
По результатам опросаможно сделать следующие выводы, что все мероприятия, которые проводятся в нашемфилиале являются эффективными и играют огромную роль в воспитании культурыздорового образа жизни.
Так же все мероприятия,которые проводятся в вузе помогают многим студентам приобщится к студенческой жизнии для многих студенческая жизнь становится яркой и незабываемой.

Заключение
Насегодняшний день практически каждый человек, живущий в странах хоть какого –либо технического прогресса, имеет массу дел и обязанностей. Порою ему нехватает времени даже на свои дела. В результате, с горою мелочных техническихпроблем человек просто забывает главные истины и цели, запутывается. Забывает освоем здоровье. Он не спит по ночам, не ходит в походы, не бегает по утрам,ездит на машине (по улицам с опасным составом воздуха), не ходит пешком,кушает с книгой. А спроси у него: “Что же такое здоровье?” Да ничего он вам наэто не ответит. Забудет он про этот вопрос. А вспомнит вас (задавшего этотвопрос) только где-нибудь в кардио — или онкодиспансере. Но, скорее всего,будет поздно… И начнет он рассказывать вам то же самое, что было изложено выше…Но вот вопрос: нужны ли ему теперь все его материальные ценности? Наверное нет…Так вот, давайте еще раз продумаем свои жизненные задачи и цели, выделив темсамым время для укрепления своего здоровья.
Такимобразом, в общественном сознании прочно утверждается мнение, что здоровый образжизни общества в целом и каждого человека в отдельности представляет собоюбазовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни, который,в свою очередь,- не только основа хорошего самочувствия и бодрого настроения,но и путь к оздоровлению нации, к решению многих социальных проблем современнойРоссии.
Утверждение здоровогообраза жизни – важная общегосударственная задача. Всеми силами способствоватьее решению — долг всех людей, каждого жителя нашей страны.

Списокиспользованной литературы
1. Воложин А.И., Субботин Ю.К., ЧикинС.Я. «Путь к здоровью». Москва.,1987.
2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. — М., 1985г.
3. Виноградов Д.А. Физическаякультура и здоровый образ жизни. — М, 1990г.
4. Абаскалова Н.П. Теория и практикаформирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа—вуз».- Барнаул, 2000г. — 48с.
5.План воспитательной работыВолжского филиала МАДИ (ГТУ) на 2009-2010 учебный год.
6. Белов В.И. Энциклопедия здоровья.Молодость до ста лет. 2-е изд. — М., 1994. — 400 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.