Введение
Одно из самыхзагадочных, ярких, фееричных произведений ХХ века – роман М.А. Булгакова«Мастер и Маргарита». Оно привлекает внимание своей необычностью, философскойглубиной, необыкновенно гармоничным сочетанием реальности и фантастики.
Однако роман «Мастер иМаргарита» — произведение не только философское и фантастическое, но исатирическое. Оно принадлежит к тем произведениям, которые нужно перечитывать,чтобы глубже понять подтекст, увидеть новые детали. Ведь зашифрованные в немсимволы при первом прочтении можно и не заметить. Мне кажется, использованиесимволики — это один из способов Булгакова донести до читателя свои мысли,видение мира. Символика в произведении часто носит характер политический.Михаилу Афанасьевичу приходилось тщательно маскировать политические аллюзии, убиратьих с поверхности вглубь текста, делать так, что опасные прототипыобнаруживались только при знакомстве с конкретными литературными источниками.
Булгаковское творчествобыло остроактуальным, затрагивающим самые болевые точки современной жизни. Вэтом и заключалась причина неприятия Булгакова официальной советской критикой икоммунистической властью.
В романе «Мастер иМаргарита» Булгаков продемонстрировал умение просто и с минимумом словесныхсредств говорить о вещах сложных, будь то история и нравственная доктринахристианства или последние открытия биологии или физики.
Михаил Булгаков – одиниз самых интересных и загадочных писателей двадцатого столетия. Хотя егопроизведения наполнены фантастическими элементами, которые, на первый взгляд,не имеют никакого отношения к реальным проблемам, каждая деталь, даже самаянесущественная, несёт в себе какой-то скрытый смысл, позволяющий понятьпроизведение, его идею.
Не является исключениеми философский роман «Мастер и Маргарита», сумевший завоевать сердца даже самыхпривередливых читателей. Это произведение посвящено борьбе добра и зла, которыебудут противостоять, пока живёт на земле человек. Именно эта вечная тема,которую человек просто не в силах проигнорировать или полностью исчерпать, привлекланаше внимание. К тому же при чтении романа в глаза сразу бросаются некоторыечасто используемые детали, в том числе цвета и с ними связанные образы героев.Конечно же, писатель не просто так вводит в повествование определённыеэлементы, а с целью донести до читателя нечто важное, что поможетпроанализировать и понять персонажи, их действия, значение в произведении.Возможно, цвета и некоторые соответствующие им образы, окружающие героев, такжечто-то означают. Мне пришла идея попробовать систематизировать детали, понятьих роль, потому что, во-первых, достаточно часто указанные элементыигнорируются читателями как несущественные, а значит, совершенно неважные,выступающие только в роли фона.
Но ведь на самом деленет ничего случайного, поэтому при анализе героев произведения следует обращатьвнимание не только на их действия, прямые авторские характеристики, но и наскрытые, неявные, но при этом позволяющие более полно осознать не только рольперсонажей, но и авторское отношение к ним. Во-вторых, символы очень интересны,потому что в жизни с ними сталкивается каждый из нас. К тому же, они позволяютвзглянуть на мир несколько с другой позиции, немного отойти от обыденных,стандартных взглядов на вещи. Третья причина, менее важная, но оказавшая своёвлияние на выбор темы, заключается в том, что подобные вопросы в школьнойпрограмме обычно рассматриваются поверхностно или не рассматриваются вовсе.
Если говорить о целиработы, то она представляет собой систематизацию значений отдельных деталей,встречающихся в повествовании (цвета), чтобы можно было бы использоватьрезультаты проделанной работы в дальнейшем (например, в других исследованияхили при изучении каких-либо произведений).
Что же конкретнособираюсь исследовать? В первую очередь значение отдельных цветов, которыенаиболее часто использует в повествовании Булгаков. Затем нужно определитьвзаимосвязь между этими деталями и содержанием романа, чтобы установить, какоезначение они несут в себе конкретно в исследуемом тексте. Всем известно, что теили иные детали в зависимости от текста могут нести в себе различные значения,иногда даже противоположные, поэтому возможно возникновение сложностей присистематизации результатов работы.
Говоря о практическомзначении работы, следует отметить, что оно достаточно велико, поскольку выводымогут помочь не только лучшему пониманию романа Булгакова «Мастер и Маргарита»и его основных идей, но и пониманию других произведений, которые будут изученынами в дальнейшем.
В своей работе яостановлюсь на особенностях символики цвета (цветописи), которая, несомненно,поможет лучше понять произведение, осмыслить мастерство и талант писателя.
Цветопись – понятиеширокое и важное. Оно заслужено привлекает вниманиеученых разных отраслей науки благодаря тому, что цветовая система важна длямногих сфер человеческого общества.
В химии цветрассматривают как краситель, в физике занимаются изучением цветового спектра, вботанике, зоологии цвет рассматривают какпризнак отдельных разновидностей животных и растений,в психологии цвет изучается с точки зрения восприятия и ощущениячеловека.
Лингвистика, как наукао языке, занимается изучением процесса номинациицветового пространства. Наблюдения взаимодействия разных аспектовцветаприводят к выводу, который ясно сформулирован Томасом Бриллом в егокниге«Свет: воздействие на произведения искусства».
Т. Брилл заключает:«…конкретныйсвет окружен ассоциативным ореолом, он носитель связанных снимсторон человеческого опыта. В конкретном акте восприятия цветареализованаистория «человеческой чувственности» [5, 67].
Первыми к попыткедатьтеоретическую оценку цветовому слову пришли поэты. Это объясняется тем,чтолирическая поэзия обладает наибольшей точностью самовыражения, и поэтычастообращаются к средствам создания утонченного образа. Одним из такихсредстви является цветопись.
Исследованиеколористической лексики в современном языкознании объединяютв самостоятельную отрасль – лингвистику цвета, котораяпредставленанесколькими направлениями – компаративным, психолингвистическим,когнитивным, лингвокульторологическим.
История исследованиярусской литературной колористики имеет давние традиции.Выделяются труды, в которых освещены значение и функционированиеколористическойлексики в поэтических текстах XVIII-XIX в.в., изучены необычные сочетания сприлагательными цвета на материале прозы, проанализирована символика цвета,например, красного в поэтике А. Блока, обобщены разные аспекты значенияколоративов.
Вопрос о семантикеколоративов и их функционировании как особом предмете лингвистическихисследований впервые привлек внимание языковеда В.В. Виноградова. Онподчеркивал, что для художников слова очень важны распределения света и тенипри помощи выразительных речевых средств, переливы и сочетания словесныхкрасок.
1. История создания романа и значение символики цвета
1.1 История создания романа
Последнийроман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» был опубликован ивслед за тем переведен на многие языки в конце 1966 — начале 1967 года, тогдаже творчество писателя получило мировой резонанс, изменив в определеннойстепени представление о русской прозе 1930-х годов. Об этом романе былонаписано огромное множество статей. Если попытаться взглянуть на это множество,существующее в весьма разрозненном виде, как на некое целое, перед намиоткроется картина мучительных поисков путей осмысления романа. Работы о романе,появившиеся вскоре после его первой публикации в журнале «Москва», отличаютсяэмоциональным восприятием произведения и желанием дать его целостную интерпретацию.
Конечно,первые критики столкнулись с огромными трудностями: еще не были опубликованыпервые произведения Булгакова, которые помогли бы освоить весь егохудожественный мир и понять последний роман, не были описаны архивы писателя — то есть не было необходимой исследовательской базы. Но на данный моментсуществует достаточно большой объем информации, касающийся как самогоМ.Булгакова, его биографии и творческого пути, так и романа «Мастер иМаргарита» в частности, что очень помогло мне при работе с этим произведением.
Время началаработы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то1928, то 1929 годом. К 1928 году относится возникновение замысла романа, аработа над текстом началась в 1929 году. В первой редакции роман имел вариантыназваний: «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «СынВ(елиара?)», «Гастроль (Воланда?)». [5; С. 218]
Перваяредакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 года послеполучения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил вписьме правительству 28 марта 1930 года: «И лично я, своими руками, бросил впечку черновик романа о дьяволе...». Работа над «Мастером и Маргаритой»возобновилась в 1931 году. К роману были сделаны черновые наброски, причем ужездесь фигурировали Маргарита и ее безымянный спутник — будущий Мастер. В конце1932 или начале 1933 года писатель начал вновь, как и в 1929-1930 гг.,создавать фабульно завершенный текст. 2 августа 1933 года он сообщал своемудругу писателю Викентию Вересаеву (Смидовичу) (1867-1945): «В меня… вселилсябес. Уже в Ленинграде и теперь здесь, задыхаясь в моих комнатенках, я сталмарать страницу за страницей наново тот свой уничтоженный три года назад роман.Зачем? Не знаю. Я тешу себя сам! Пусть упадет в Лету! Впрочем, я, наверное,скоро брошу это». Однако Булгаков уже больше не бросал «Мастера и Маргариту» ис перерывами, вызванными необходимостью писать заказанные пьесы, инсценировки исценарии, продолжал работу над романом практически до конца жизни. Втораяредакция «Мастера и Маргариты», создававшаяся вплоть до 1936 года имелаподзаголовок «Фантастический роман» и варианты названий: «Великийканцлер», «Сатана», «Вот и я», «Шляпа с пером», «Черный богослов», «Подковаиностранца», «Он явился», «Пришествие», «Черный маг», «Копыто иностранца».
Третьяредакция «Мастера и Маргариты», начатая во второй половине 1936 года, или в1937году, первоначально называлась «Князь тьмы», но уже во второй половине 1937года появилось хорошо известное теперь заглавие «Мастер и Маргарита». В мае — июне 1938 года фабульно завершенный текст «Мастера и Маргариты» впервые былперепечатан. Авторская правка машинописи началась 19 сентября 1938 года ипродолжалась с перерывами почти до самой смерти писателя. Булгаков прекратил ее13 февраля 1940 года, менее чем за четыре недели до кончины, на фразеМаргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?» Фабульно «Мастер иМаргарита» — вещь завершенная, в ней остались лишь некоторые мелкие несоответствия.
По признаниюсамого М. Булгакова, «Мастер и Маргарита», последний, «закатный» роман стал длянего главным делом жизни, призванным определить его судьбу, хотя в перспективепубликации романа писатель далеко не был уверен. Так, после наступления болезни(нефросклероза, сгубившего его отца, А. И. Булгакова) Михаил Афанасьевич наодной из страниц рукописи сделал заметку: «Дописать, прежде чем умереть!», но,увы, как и его Мастер, писатель не увидел свой роман опубликованным. Но вотличие от своего литературного героя, Булгаков не отказался от своеготворения, не предал его. Он умирал с надеждой, что его книга дойдет дочитателя, он верил в свою Маргариту — Елену Сергеевну (третью жену), котораясохранит рукопись и даст ей жизнь. Писатель хотел, чтобы потомки узнали про егороман. Слова «чтобы знали…» относились к его «закатному» роману и были однимииз последних в жизни великого писателя. [10; С. 118]
По всейвидимости, в 30-е годы Булгаков предчувствовал свою смерть и потому осознавал«Мастера и Маргариту» как «последний закатный» роман, как завещание, как своеглавное послание человечеству. Работа над романом заняла около 10 лет, ирезультатом стал шедевр мировой литературы, отражающий уникальную философскуюконцепцию мира и особенную трактовку Евангелия.
Кроме того,особенного внимания заслуживают персонажи произведения и связанная с нимицветовая символика.
1.2 Значение символики цвета в романе
Важноезначение в романе играет символика цвета. Выморочность жизни в тоталитарнойстране передается зачастую через назойливую, дисгармоничную пестроту красок,тревожащих, раздражающих человека: «пестро раскрашенная будочка с надписью«Пиво и воды», «обильная желтая пена абрикосовой», «старинный двухэтажный домкремового цвета», собака «цвета папиросного пепла», «пожилая, доедаемаямалокровием девушка в оранжевом шелковом измятом платьице», «режиссер с лиловымлишаем во всю щеку».
Ностоит Булгакову коснуться «вечных» тем, философских проблем, как цветовая гаммаприобретает классическую четкость и контрастность. Один из самых выразительныхобразов романа — плащ Понтия Пилата, в котором он появляется на страницахромана Мастера («в белом плаще с кровавым подбоем») — и плащ Воланда —«траурный плащ, подбитый огненной материей». Кроваво красный подбой плащаПонтия Пилата, вдобавок к тому, отраженный в «черно-красной луже вина из разбитогокувшина» перед ним, настраивает читателя на соответственное восприятие егомалодушного молчания как кровавого преступления. Огненный подбой плаща КнязяТьмы — символ его принадлежности к Космосу, Вечности, так как огонь — одна изпервооснов бытия.
Приописании Воланда и его свиты преобладает черный цвет — традиционный цвет зла,колдовства, скорби: не говоря уже о преобладании этого цвета в одежде Воланда иего свиты, он сопровождает и множество деталей быта, и описание состояниягероев. Трость Воланда украшает «черный набалдашник в виде головы пуделя»,прокуратора — перстень с черным камнем; медальон с изображением черного пуделяповесят Маргарите на грудь перед балом; «ночь закрывает черным платком леса илуга»; «черная тоска сразу подкатила к сердцу Маргариты»; голубые глаза Низы,выманившей Иуду на свидание, кажутся ему черными. Побеждает всю эту черноту золотойсвет полной луны, заливающей потоками света весь мир, приносящей недолгоеуспокоение Ученику Мастера Ивану. [7; С. 45]
Используямотивы, приемы, даже персонажей, известных мировой литературе, от Воланда доМалюты Скуратова, Булгаков строит оригинальное повествование, решая вновь ивновь вечные проблемы добра и зла, прекрасного и безобразного, верности ипредательства, жизни и смерти, знания и веры, науки и невежества.
Гранимежду этими противоположными понятиями зачастую размыты, противоречивы: страшнав справедливом гневе Маргарита, крушащая квартиры литераторов и напугавшаямирно спящего ребенка, ставшая ведьмой от горя и несчастий, поразивших ее;Князь Тьмы, несмотря на свое предназначенье, совершает добрые и благородныепоступки, помогая влюбленным обрести друг друга и предрекая роману Мастерадолгую и счастливую судьбу.
2. Цветовое «оформление» романа «Мастер и Маргарита»
Для того чтобы читательлучше воспринимал произведение, лучше понимал и ощущал настроение текста,Булгаков, как и многие другие писатели, использует художественную деталь, однойиз составных частей которой является цветовое «оформление».
Цветопись — концепция,в которой нашла свое логическое завершение собственная теория цвета.
Цветопись — этоабсолютизирование цвета, его внутренней энергетики и светоносности, а такженейтральность форм, равнозначная их отсутствию. На холсте остаются пустыеформы, подобные геометрическим фигурам или знакам, символам. Единственное, чтонаполняет их — это сияющие цвета, которые становятся не только смысломпредметов-форм, но и всей картины в целом. Это согласуется с характернымстремлением сделать произведение не только изображением, но и самодостаточнойвещью, «особой предметной реалией».
Цвета в своёмприменении универсальны: они могут сообщать читателю и некоторые мысли, ипередавать настроение, ощущения. Если говорить о романе «Мастер и Маргарита»,то в нём встречаются синий, жёлтый, золотой, серый, зелёный цвета, но чащевсего – чёрный и белый.
Даже из количественногосоотношения можно сделать вывод, что основная проблема, причём существующая не,только сегодня, но и во все времена, – проблема борьбы добра и зла, света итьмы. Остальное же – всего-навсего небольшие трудности, не сравнимые по своемумасштабу с вечной войной. Однако это не единственная мысль автора, переданнаяпри помощи цветов, некоторые из которых мы сейчас рассмотрим.
Необходимо помнить, чтолюбой цвет обладает амбивалентностью, то есть в определенной ситуации можетприобретать значение, противоположное общепринятому.
2.1 Желтый цвет
Желтый цветолицетворяет беспорядочный, хаотический выброс энергии (в противоположностькрасному, который бьет в одну точку). Отсюда словосочетания «желтый дом» — психушка, «желтый билет» для проституток, «желтая пресса» и пр.
С другой стороны, всочетании с красным желтый дает оранжевый – цвет радости (легкомыслие иагрессивность взаимно уравновешивают друг друга).
Жёлтый символизируетсолнце, тепло, с одной стороны, и тревогу, ложь – с другой. Но если говоритьконкретно о романе «Мастер и Маргарита», то Булгаков в основном употребляетданный цвет во втором значении. Это подтверждается многими примерами. Так,перед встречей с Воландом, абрикосовая вода, которую купили Иван Николаевич иБерлиоз, «дала обильную жёлтую пену», предвещая неприятности, довольно-такикрупные по своим масштабам. Когда пропал финансовый директор театра ВарьетеРимский, в кабинет вбежала собака, «оскалив чудовищные желтоватые клыки», чтосимволизировало то, что далеко не все беды позади и предстоят ещё немалыетрудности, причём не только в связи с поиском пропавших сотрудников театра.Стоит также упомянуть некоторых посетителей Грибоедова прямо перед получениемизвестия о смерти Берлиоза и появлением в нём Воланда: «ЗаплясалЖуколов-романист с какой-то киноактрисой в жёлтом платье», «Бескудников…показал его соседу, поэту Двубратскому,… болтающему ногами, обутыми в жёлтыетуфли».
Достаточно частовстречается жёлтый цвет и в повествовании о Понтии Пилате («Пилат усмехнулсяодною щекой, оскалив жёлтые зубы», «…на желтоватом его бледном лице выразилсяужас», «краска выступила на желтоватых щеках Пилата»), когда он пыталсявыяснить степень виновности Га-Ноцри и то, правомерно ли обвинение. В данномслучае цвет способствует пониманию того, что Иешуа не будет оправдан ниПилатом, ни первосвященником, решившим в честь Пасхи помиловать Вар-равана,убившего стража.
Однако иногда жёлтыйсимволизирует не что иное, как душевную теплоту. Наиболее чётко этот смыслпроявляется в следующей цитате: «Повинуясь этому жёлтому знаку, я тоже свернулв переулок и пошел по её следам». Здесь речь идёт о преддверии знакомстваМастера с Маргаритой, чьё очарование и привлекло писателя. Знак тем самым сталсимволом приходящей любви, разгоревшейся между двумя людьми, которые сумеютпреодолеть многие трудности и остаться вместе. Но «жёлтая грязная стена»,встретившаяся Мастеру, когда Маргарита внезапно спросила его, что он думает оцветах в её руке, предвещала уже не беззаботное счастье, не омрачённое никакиминеприятностями, а наоборот, многочисленные препятствия на их пути квоссоединению. Что касается жёлтого цвета самих цветов, то он в данном случаеимеет сразу два значения: с одной стороны, он символизирует искренние чувстваМаргариты по отношению к создателю романа о Понтии Пилате, с другой – тревогу,возможные несчастья. [14; С. 38]
Символикажелтого цвета определяется двумя полюсами его оттенков. С одной стороны, этотеплый красно-золотой желтый цвет жизни. С другой, это холодный и резкий, илиже блеклый и грязный желтый цвет болезни и смерти.
Первичныйопыт переживания желтого цвета жизни связан, по Обухову, прежде всего, спереживанием солнечного света и, тем самым, — света вообще. Изо дня в день скаждым восходом солнца из темноты ночи вновь возрождаются все цвета. Блестящий,сверкающий желтый цвет переживается, когда свет играет в облаках или отражаетсяв воде. Когда солнце появляется из-за облаков, в то же мгновение становитсятеплее. Таким образом, действие желто-золотых лучей солнца неизменно связано степлом, просветлением, распространением чего-то приятного. С распространениемсвета и просветлением связана символика золотого желтого цвета. С солнечнойсимволикой желтого цвета связано также воздействие солнечного света на землю,вегетацию и плодородие. Весна начинается с изобилия желтых цветов: желтых звездмать-и-мачехи, желтых нарциссов, тюльпанов, крокусов, первоцветов (примулы). Вгерманской мифологии эти цветы посвящались богине весны Фрейе.
Ш. Фрелинг иХ. Ауэр описывают действие желтого цвета как «возбуждающее и освежающее», а Ф.Виррен как исполненное бодрого, веселого, светлого, жизненного начала.Очевидно, прежде всего, при жизненных разочарованиях может оказаться полезнымдействие желтого цвета, поскольку он символизирует стремление к человеку, кинтуитивному преодолению межличностной напряженности, к непринужденности вобщении. Он разгоняет меланхолию, внушает веру и оптимизм. Именно это значениежелтого цвета важно нам для понимания образа Маргариты. Героиня Булгакова усталаот своей серой жизни, и ищет своего Мастера, для этого она взяла в руки букетэтих желтых цветов. Но, с другой стороны, эти цветы «тревожные». Рассмотримнегативное значение желтого цвета.
Негативныйдиапазон значений желтого цвета связан с холодным резким оттенком, «кричащим»,«колющим», «гниющим», грязным, вызывая ассоциации болезни и смерти. [14; С. 58]
С желтымцветом непосредственно связаны заболевания пожелтения кожи — желтуха, болезнипочек, недомогания, отравления. В античной характерологии с преобладаниемжелтой желчи связывался холерический темперамент. В переносном смысле, желтыйцвет связывают с обманом, отравлением, болезненным началом, лживостью, завистьюи ложью («желтая пресса»). С желтым цветом связывают такие психическиезаболевания как шизофрения, бред, мания и эпилепсия. Психиатрическую больницу,«сумасшедший дом», называют «желтым домом».
Действительнов живописи страдающих психозами, шизофренией (например, Ван Гога) и эпилепсиейнекоторых художников преобладает желтый цвет. Аура, которая переживаетсяэпилептиками перед припадками, отдаленно напоминает золотую ауру просветленных,святых, которая в христианской живописи изображается золотым нимбом.
У некоторыхнародов Азии желтый цвет является цветом траура, скорби, печали. В Европежелтый или желто-черный флаг обозначал карантин, а желтый крест — чуму. Уславянских народов желтый цвет считается цветом ревности, измены, а на Тибетеревность называют буквально «желтый глаз». Таким образом, желтые цветыМаргариты, которые она выбрасывает — символ того пошлого и грязного мира,который ее окружает. И на ее цветы может обратить внимание лишь тот, кто тожепонимает уродство окружающего.
2.2Золотойцвет
Золотой цвет в основномтрактуется как символ вечной жизни, силы и всего высшего или могущественного, ироман «Мастер и Маргарита» подтверждает эту теорию. Действительно, в романезолотой цвет применятся лишь по отношению к по-настоящему выдающимся личностям,обладающим большой властью и могуществом. Именно по этой причине, мы думаем,Булгаков описал окружающее Пилата пространство (например, «золотой потолок»), используяэтот цвет, а не какой-либо другой. Говорящим является и прозвище прокуратора«Пилат Понтийский, всадник Золотое копьё», означающее могущество Пилата, а еслиучесть, что прокуратор иногда сам называл себя так, то можно сделать вывод и оего уверенности в своих силах, в подвластности ему мира.
Можно говорить и овеличии Иешуа, не смотря на то, что он выглядел как простой бродяга. Его избранность,могущество и правдивость его речей читатель осознаёт, обратив внимание на однудеталь: во время допроса Пилату вместо головы Га-Ноцри померещилась другаяголова, на которой был золотой венец, что также означало уважение прокуратора,проявленное по отношению к Иешуа. К тому же, символическое значение имеет самвенец, означающий победу. В данном случае роль «золотого венца» в описаниигероя заключается в том, что он помогает понять одну немаловажную вещь: Иешуа витоге останется победителем. Действительно, когда читатель осознаёт, кто естьна самом деле Иешуа Га-Ноцри, всё встаёт на свои места, и простое видениеПилата не оказывается случайным. Однако есть и другая трактовка, и всоответствии с ней голова с золотым венцом принадлежит правителю, противкоторого прокуратор не может пойти даже для спасения мудреца-безумца, нежелавшего отказываться от своих слов.
Зачастую золотой цветупотребляется и при описании Воланда. Вспомните его золотые часы, которыепоявляются в повествовании, когда он нанёс визит Степану Лиходееву; портсигар икоронки на зубах с правой стороны. Скорее всего, Булгаков делает это с тойцелью, чтобы показать то, что злом пропиталась каждая, даже самаянезначительная, деталь человеческой жизни. Золотые часы символизируют вечностьборьбы добра и зла, и пока время идёт, свет и тьма будут противостоять. Цвет,который мы сейчас рассматриваем, означает также силу и могущество самогоВоланда, а также огромные возможности его свиты, примером чему может послужитьзолотая баночка с волшебным кремом, который принёс Азазелло Маргарите.
Таким образом, золотойцвет имеет одно основное значение, заключающееся в могуществе и величии.
2.3Зеленыйцвет
Большое значение вромане для понимания текста имеет употребление зелёного цвета в описанииприроды, а также внешности героев. Попробуем рассмотреть, для чего это делаетписатель и что описание, содержащее этот цвет, помогает понять читателю. Итак,приступим.
Зеленый цвет –воплощение покоя. Но если синий представляет самоуглубление, философичность, интеллектуализм,то зеленый – олицетворение покоя бездумного. Лежит себе корова и бесконечнодолго пережевывает охапку травы.
Для начала необходимоотметить, что в символике зелёный олицетворяет, с одной стороны, жизнь,надежду, молодость, с другой – колдовство, злые силы (корень в слове «зелье»такой же, как и в слове «зелёный»). Если говорить конкретно о романе Булгакова«Мастер и Маргарита», то основное значение данного цвета заключается вбольшинстве случаев в близости гибели героя (не обязательно физической), хотяесть и некоторые исключения. В доказательство этому можно привести множествопримеров. Перед первым появлением Воланда в повествовании автор приводитописание одних из главных персонажей – Михаила Александровича Берлиоза и ИванаНиколаевича Понырева (Бездомный). Одновременно писатель упоминает о том, чтоэти герои, «попав в тень чуть зеленеющих лип», «бросились к пёстро раскрашеннойбудочке».
Стоило ли упоминатьстоль незначительную, на первый взгляд, деталь, обращая внимание читателя налипы? Наверное, стоило, поскольку это описание передаёт читателю некоторыеважные сведения.
Во-первых, в данномслучае зелень представляет собой тревожный знак, особенно если учесть слова о«странности этого страшного майского вечера» и упоминание того, что «во всейаллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного живогочеловека». Исходя из текста, можно сделать вывод о предстоящем несчастье,которое непременно должно случиться и которого нельзя избежать.
Во-вторых, зелёный цветсимволизирует присутствие злых колдовских сил, и это предположениеоправдывается, когда перед нами предстаёт Воланд, умевший предсказыватьбудущее, знавший всё прошлое, немного странный в настоящем. Наверное, авторобращает внимание на то, что левый глаз, «зелёный, у него совершенно безумен»,с целью показать читателю правдивость его слов о том, что он – специалист почёрной магии.
Как мы видим, в текстезелёный цвет очень часто сопровождает появление Воланда, как и чёрный. И отсюдаможно предположить, что значение этого цвета в этом случае заключается не вприобретении надежды и новой, лучшей жизни, а в колдовстве, магии, которуюуспешно применяет и сам Воланд, и его свита в лице Фагота, Бегемота и Азазелло.
Вспомните появлениечёрного мага, за которым вскоре последовала его свита, в квартире СтепанаЛиходеева, директора театра Варьете, у которого перед визитом профессора чёрноймагии «в голове гудел тяжёлый колокол, между глазными яблоками и закрытымивеками проплывали коричневые пятна с огненно-зелёным ободком». Предчувствовалли директор приход таинственного незнакомца, или употребление огненно-зелёногопредставляет собой лишь художественную деталь, помогающую предать плохоесостояние директора театра? Конечно же, возможна и такая трактовка, но при этомзначение рассматривается поверхностно, не как символ. Важен и оттенок цвета(огненно-зелёный), применённый при описании. Огонь в сочетании с зеленью даётболее глубокое значение: если зелень говорит просто о магии или, в крайнемслучае, о смерти человека (духовной или физической), то огонь подразумевает ещёи связь с подземным миром – с миром дьявола, кем и является Воланд.
Однако не всегда цветимеет несколько различное значение (например, зелёный цвет – это или тревожныйзнак, или болезнь, или гибель), иногда смысл чётко определён, в доказательствочему можно привести появление в повествовании ещё одного персонажа – мёртвуюдевицу, члена шайки Воланда. Чтобы лучше понять значение этого образа, и егосвязь с рассматриваемым цветом, обратимся к следующей цитате из главы «Славапетуху!»: «Рука её стала удлиняться, как резиновая, и покрылась трупнойзеленью. Наконец зелёные пальцы мертвой обхватили головку шпингалета, повернулиеё, и рама стала открываться. Римский слабо вскрикнул, прислонился к стене ипортфель выставил вперёд, как щит. Он понимал, что пришла его гибель». В данномслучае зелень означает не что иное, как приближающуюся смерть героя, о чёмпрямо говорит Булгаков.
Упоминание зелёногоцвета имеет место и при описании состояния Понтия Пилата. Стоит отметить тот факт,что в данном случае писатель использует зеленый цвет в двояком значении, что мысейчас попытаемся рассмотреть. Вспомните следующие слова автора о самочувствиипрокуратора во время разговора с Иешуа Га-Ноцри: «Пилату показалось, чтоисчезли розовые колонны балкона и кровли Ершалаима вдали, внизу за садом, и всёутонуло вокруг в густейшей зелени капрейских садов». С одной стороны, внезапновспыхнувший зеленью сад говорит о надежде прокуратора Иудеи на возможностьспасти Иешуа от казни, заключив его в тюрьму в Кесари Стратоновой наСредиземном море, где и находилась его резиденция, ведь не смотря на противоречащиеинтересам власти речи, произносимые Га-Ноцри, Пилат испытывал к нему некоторуюсимпатию и даже уважение. Рассматриваемый цвет олицетворяет надежду такжетогда, когда Пилат разговаривает с первосвященником Каифой. Обратите вниманиена следующие слова: «Пропали кипарисы, окаймляющие верхнюю террасу, игранатовое дерево, и белая статуя в зелени, да и сама зелень». Стоит отметить,что эти слова автор пишет именно в тот момент, когда Каифа даже после третьейпросьбы Пилата отказывается помиловать Га-Ноцри и выражает своё окончательноерешение отпустить в связи с наступающим праздником Вар-раввана, разбойника иубийцу. «Растаявшая» зелень символизирует утрату прокуратором последней надеждына спасение мудреца. С другой стороны, описание капрейских садов приводитсяБулгаковым как раз в тот момент, когда прокуратор осознаёт, что за выступлениепротив «великого кесаря», даже в честь праздника Пасхи Иешуа не будет отпущен,вот почему в его голове пронеслась мысль: «Погиб!.. Погибли!» Пилат имел в видуне только осуждённого, но и самого себя, не сумевшего защитить невинного лишьпо той причине, что ему была дорога его репутация, его положение и он не могпойти против власти. То есть зелёный в этом случае передает тревогу. [9; С. 93]
Если обобщить всёсказанное, то стоит отметить, что зелёный цвет имеет три основных значения:надежды, колдовства и тревоги или смерти. В зависимости от текста цвет можетпередавать какое-либо одно определённое значение, либо несколько схожих(тревога, приближающаяся гибель), либо сочетание противоположных значений(например, надежда и тревога).
2.4 Черный и белый цвет
Черный –противоположность белому. Там где белый – начало, черный – конец. Лист бумагизачирикали полностью, не оставив живого места. С другой стороны, если «белому»все ясно, то «черному» не ясно ничего. Поэтому черный устремлен в будущее(также как белый – в прошлое). Мрак рассеется и проявится «нечто».
Чёрный и белый. Этицвета являются противоположными, но их символическое значение лучшерассматривать не по отдельности, а вместе, так как это поможет лучше понять ихроль не только в понимании конкретных образов, персонажей, но и в пониманииидей романа Булгакова. Стоит отметить, на наш взгляд, что в отличие от многихдругих цветов, использованных в романе и имеющих зачастую двоякий смысл, аследовательно, неоднозначную трактовку, значения чёрного и белого однозначны,поскольку они противоположны относительно друг друга. Сначала определим, какойсмысловой оттенок несёт каждый из цветов.
Белый цвет представляетсобой символ чистоты, чего-то возвышенного, величественного. Он означаетупорядоченность, космический порядок, отождествляется с Солнцем, для которогохарактерна «любовь к добру и ненависть к злу. [1; C. 59]
Этот цвет достаточночасто применяется автором в «Мастере и Маргарите», но мы рассмотрим лишьнесколько случаев. Обратимся к уже использованной цитате: «Пропали кипарисы,окаймляющие верхнюю террасу, и гранатовое дерево, и белая статуя». Эти словаописывают состояние Пилата после принятия Каифой окончательного решения о казниИешуа, но что означает исчезнувшая белая статуя?
Основываясь на тексте,мы пришли к тому выводу, что автор имел в виду, в первую очередь, исчезновениеиз жизни прокуратора надежды на лучшее, разочарование в себе самом, ведь он несовершил тот добрый поступок, который мог совершить, избавив осуждённого отказни, от общества Гестаса и Дисмаса на холме. Можно предположить, что белаястатуя олицетворяет собой не что иное, как Иешуа Га-Ноцри, честнейшего иправдивейшего из всех людей, считающего, что страх – самый страшный грех, аисчезновение этой статуи предвещает неминуемую гибель мудреца. В белом плащебыл и сам Понтий Пилат, когда к нему привели подозреваемого, что говорит овысоком положении прокуратора и его добросовестности, однако мы не можемутверждать его «святость» в связи с тем же плащом, ведь на нём был «кровавыйподбой», означающий, что хозяин плаща, выполняя свои обязанности, лишил жизнинемалое число людей, некоторые из которых, возможно были невинны, как Га-Ноцри.
Что касается чёрногоцвета, то он употребляется значительно чаще, чем белый, что тоже имеетсимволическое значение, о котором будет сказано несколько позже. Если белый цветозначает свет, добрые силы, то чёрный, наоборот, символизирует тьму, хаос,грех. Особенно чётко данное смысловое значение проявляется при описании образов«тёмных», то есть злых, героев, в особенности Воланда. Стоит обратить вниманиена такие детали, как то, что кот Бегемот был весь чёрный, Воланд был брюнетом,то есть черноволосым. Маргарита тоже имела чёрные волосы, причём авторподчёркивает цвет её волос именно в тот момент, когда она применила волшебныйкрем, который ей дал Азазелло, то есть после вступления героини в контакт стёмными силами, со злом. Говоря о Воланде, следует отметить также, что чёрнымибыли его брови, его правый глаз. Фактически перед лицом читателя предстаётабсолютное зло, сконцентрированное в одном теле. Вспомните и набалдашник натрости специалиста по магии, причём важно не, только то, что и он тоже имелтакой же цвет, но ещё и его форма, представлявшая собой голову пуделя.Остановимся на данном сочетании образа и цвета немного подробнее. Впрактической магии есть раздел, посвящённый составлению талисманов и пантаклей.В соответствии с каббалистической астрологией можно составить тот или инойталисман, предназначенный как для защиты от демонических сил, так и для ихпривлечения с целью совершения «дурных операций». [1; C. 107]
Хотя в основном дляпривлечения зла используется пентаграмма, заключённая в двойной круг сизображением козла, имеет место и другие пантакли, к числу которых относитсягексаграмма с изображением в центре собачьей головы, обычно головы пуделя. [1;C. 119-120]
А если учесть, чтоданный пантакль должен создаваться в часы Луны, которые являются благоприятнымидля вызывания духов, или в среду, которая соответствует Меркурию, то можно сделатьвывод о том, что Воланд – покровитель всего злого, он контактирует с духами идемонами и контролирует их, что он обладает большими магическими способностямии способен подчинить себе силы природы. [2; C. 121]
Чёрный цветсимволизирует не только колдовство и истинное зло, но и надвигающуюся беду, вкачестве которой обычно предстаёт смерть. В доказательство этому приведёмнесколько примеров. Когда Берлиоз и Воланд беседовали о планах Берлиоза навечер и спорили о том, состоится заседание в МАССОЛИТе или нет, в небе«бесшумно чертили чёрные птицы», а Воланд произнёс следующее: «Аннушка ужекупила подсолнечное масло, и не только купила, но и даже разлила. Так чтозаседание не состоится». Как известно, упомянутое заседание не состоялось попричине смерти председателя правления МАССОЛИТа, то есть Берлиоза, которыйлишился жизни из-за того, что поскользнулся на масле, которое разлила некаяАннушка.
Таким образом, чёрныептицы символизировали не что иное, как скорую гибель Михаила Александровича, иавтор вводит их в повествование, чтобы подготовить читателя к развязке этогоэпизода и заодно показать образ Воланда как могущественную силу, ведающую и опрошлом (рассказ специалиста по чёрной магии о завтраке с Кантом), и онастоящем (моментальные ответы Воланда на вопросы Берлиоза, не успевшие ещёпрозвучать), и о будущем (предсказание специалистом того, каковой будет смертьпредседателя правления). Другой пример, в котором чёрный является цветомсмерти, – чёрная вода в Москве-реке в день несчастного случая.
Следует также отметить,что погибшего закрыли «наглухо до подбородка чёрным платком», а известие о егосмерти сопровождалось в Грибоедове «видением в аду», в соответствии с которым«вышел на веранду черноглазый красавец с кинжальной бородой», а под егокомандой в Караибском море плыл «бриг под чёрным гробовым флагом с адамовойголовой». Слова, употреблённые писателем, говорят сами за себя, можно лишьдобавить то, что «адамова голова» под флагом – это своеобразное воплощение вином образе отрезанной головы Берлиоза под платком.
Черный цветпальто, на фоне которого несет цветы Маргарита, тоже имеет полярное значение. Содной стороны черный цвет, как правило, символизирует несчастье, горе, траур,гибель. Так, в Древней Мексике при ритуальном жертвоприношении человека лицо ируки у жрецов были окрашены в черный цвет. Черные глаза и поныне считаютсяопасными, завистливыми. В черное одеты зловещие персонажи, появление которыхпредвещает смерть. С другой стороны, черное может иметь и благоприятноезначение. Оно воспринимается так, например, в засушливых районах Африки, гдемало воды и черные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам-хранителям,посылающим дождь, приносят в жертву черных быков, коз или птиц, а жрецы приэтом тоже облачаются в черное. У арабов выражение «чернота глаз» означает возлюбленную,«чернота сердца» — любовь. Мастер встречает Маргариту, облаченную именно вчерное, она приходит к нему долгожданной любовью, но любовью тревожной, любовью- убийцей, которая поразила героев, как финский нож. Маргарита шьет Мастеручерную шапочку и вышивает ее золотыми нитками, что можно рассматривать какпредпосылку к дальнейшей трагедии и помешательству ее возлюбленного. Такимобразом, сочетание желтого и черного в «Мастере и Маргарите» служит сигналомдля дальнейших тревожных событий.
Хотя и белый, и чёрныйцвет дают достаточно хорошее и точное представление о персонажах и опроисходящих событиях, их сочетание намного важнее для понимания смысла самогоромана «Мастер и Маргарита». Уже в самом начале произведения перед намипредстаёт Бездомный, облачённый в белые штаны и обутый в чёрные тапочки.
В главе «Казнь»встречается описание грозы: «Края её (грозовой тучи) вскипали белой пеной,чёрное дымное облако отсвечивало…», – а также: «Туча залила уже полнеба,стремясь к Ершалаиму, белые кипящие облака неслись впереди напоённой чёрнойвлагой и огнём тучи». Подобных примеров, в которых встречается сочетаниечёрного и белого цветов, можно привести множество, и чаще всего это сочетаниепредставляет собой ярко выраженную антитезу. Если развить мысль о роли такойантитезы в романе «Мастер и Маргарита», то можно прийти к тому выводу, которыймы сделали в нашей работе.
Я предполагаю, чтоглавная тема произведения Булгакова представляет собой противоборство добра изла, света и тьмы, чему мы находим подтверждение практически в каждой главе и вописании явлений природы (например, выше упомянутой грозы), и в описании людей(вспомните, как автор представляет его читателю в начале романа).
Исходя из того, чтоконкретно описывает автор, можно выделить два основных «направления», всоответствии с которыми происходит распределение сил: с одной стороны, противоборствоможет иметь место в природе, в обществе между отдельными представителямичеловечества или любыми другими живыми существами, с другой – мы встречаемсвоеобразное раздвоение самих персонажей, их внутреннюю борьбу, сопротивлениеили подчинение одного начала другому.
Основываясь науказанной теме и на том, каким образом автор применяет сочетание тех или иныхобразов и вещей, имеющих чёрный и белый цвета, мы можем выделить основнуюмысль, основную идею, раскрывающуюся Булгаковым в «Мастере и Маргарите».
Эта идея заключается,как многие уже поняли, в невозможности существование добра и зла друг бездруга. Понимая это уже с первых глав произведения, мы можем найтидоказательства, подтверждающие то, что именно эта идея является главной вромане. К числу доказательств можно отнести речь Воланда при встрече с ЛевиемМатвеем: «Ты произносишь свои слова так, как будто ты не признаёшь теней, атакже и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твоёдобро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неёисчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Не хочешь ли тыотобрать весь земной шар, снеся с него, прочь все деревья и всё живое из-затвоей фантазии наслаждаться голым светом?». В данном случае специалист почёрной магии является резонёром, то есть героем, выражающим авторскую точкузрения на поставленную проблему.
2.5 Рыжий цвет
Этот цвет не так частоупотребляется в романе Булгакова, однако, на наш взгляд, стоит рассмотреть то,каково его символическое значение в произведении. Если другие используемые Булгаковымцвета применяются при описании и природы, и внешности героев, их состояния, торыжий цвет применяется лишь в создании образа того или иного персонажа.
Попытаемся рассмотретьсвязь этого цвета с тремя героями: Бездомным, Азазелло и мёртвой женщиной,пытавшейся убить финансового директора Варьете Римского.
Одним из членов свитыВоланда был Азазелло, «маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на головеи с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того мерзкую физиономию», «ипри этом ещё огненно-рыжий», как пишет Булгаков. Рыжей была и мёртвая женщина,покушавшаяся на жизнь Римского. Вероятнее всего, автор описывает указанныхперсонажей именно с помощью рыжего, дьявольского цвета с целью показать ихпринадлежность миру теней, дьяволу, мировому злу. Уже при первой встрече сэтими героями, мы понимаем правдивость высказанной мысли, находящейподтверждение при дальнейшем развитии событий. Однако не всегда однозначноможно определить сущность персонажей, опираясь только на описание автора. Вотодин из примеров.
«Плечистый, рыжеватый,вихрастый молодой человек», – так описывает Булгаков Ивана НиколаевичаБездомного. В этом случае значение цвета точно не определено, но всё-таки некоторыевыводы сделать можно. Во-первых, рыжий – это огненный цвет, а значит, связанныйс миром дьявола. Стоило бы предположить, что поэт должен быть исключительнозлым персонажем, однако в тексте подтверждений этому нет, напротив, он обладалдостаточно хорошими качествами, что проявляется даже в том, что он пыталсянайти виновного в смерти Берлиоза, который даже не был ему другом. Вывод означении цвета можно сделать лишь исходя из текста. Скорее всего, в этом случаесмысл более глубок, нежели в случае с Азазелло и женщиной-покойником. Мысчитаем, что Булгаков хочет показать, что борьба между добром и злом происходитне просто в рамках нашей реальности, но и в каждом человеке. Забегая вперёд,стоит отметить, что это действительно находит своё подтверждение в последующихсловах, характеризующих поэта и связанных опять-таки с символикой цвета (белыебрюки и чёрные тапочки).
Таким образом, рыжийцвет в основном обращает внимание читателя на дьявольское начало того или иногоперсонажа, однако может способствовать и пониманию одной из идей текста –противоборство добра и зла и невозможность их существования друг без друга.
2.6 Синий цвет
Опасность, тревога и вто же время некоторая магичность, таинственность чувствуются в вещах и предметах,окрашенных синим.
Именно синим былпереплёт «какой-то книжечки» в его руках, именно этим цветом «сверкнулбриллиантовый треугольник» на крышке портсигара Воланда.
Стоит отметить, чтотреугольник, по Мулдашеву, является фигурой, которая собирает все мысли ивоплощает их в жизнь, то есть фактически Воланд обладал способностью читатьмысли людей, а также каким-то образом контролировать сознание человека.
Таким образом, на мойвзгляд, автор хотел указать на то, что на самом деле Воланд не является иностранцем,и персонажи совершили грубую ошибку, не приняв во внимание многие подозрительныевещи, тем или иным образом связанные с появлением незнакомца. К тому же, синий– символ глубины, всепоглощающей водяной воронки, в роли которой в романевыступает зло, подчиняющее себе всё больше и больше людей. (Вспомнитепредседателя Никанора Ивановича, подвергнувшего опасности жителей дома радиличной выгоды).
Этот цвет также многоерассказывает о положении, в котором оказался Бездомный, когда его поместили влечебницу: «За ними стал, виден коридор, освещённый синими ночными лампами».Цвет, примененный автором, символизирует ловушку, которая захватила героя и изкоторой уже ему не выбраться, если он, хоть немного промедлит.
При смешении красного исинего получается фиолетовый цвет. Если здесь преобладает синий – мы имеемпечаль (не случайно в Китае фиолетовые одежды олицетворяли траур). Если большекрасного – получаем сиреневый – красивая мечтательность, о чем-то далеком, ноприятном. «Сиреневый туман». «Эх, построить бы нам с Павлом Ивановичем высокуюбашню, с которой вся Москва была бы видна. И пить там чай».
Если синего совсем мало– мы имеем пурпур – цвет королей. Король должен быть более холодным, чемаристократ, ибо представляет спокойную мощь.
2.7 Цвет глаз какхарактеристика
В описаниивнешности Воланда можно выделить разноцветные глаза. По ходу сюжета происходитвнутренняя метаморфоза: цвет глаз изменяется. Если в середине романа – «правыйс золотою искрою на дне, сверлящий любого до глубины души, и левый — пустой ичерный, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней», то всамом начале произведения – «левый, зеленый, у него совершенно безумен, аправый, черен и мертв».
На мойвзгляд, М.А.Булгаков не случайно обращает внимание именно на цвет глаз дьявола.Описание глаз — это важнейшее средство для создания психологического портретаперсонажа.
Какую рольиграет мотив глаз в характеристике сущности Воланда? Несмотря на внутреннююметаморфозу, глаза не теряют своих основных оттенков: зеленого и черного….таким образом, М.А. Булгаков давал читателям подсказку относительно сущности героя.В доказательство можно привести значение цветовой символики.
Влитературной традиции зеленый цвет является символом демонических сил, а впроизведениях М.А.Булгакова появляется и еще несколько значений, а именно — мудрости, стремления к познанию. Черный цвет, кроме основных ассоциаций сосмертью, является символом возрождения, переходом души в иное бытие,бессмертия. Считается, что черный цвет наряду с зеленым указывает на темноеначало человеческой души.
Расшифровавзначение цветовой гаммы глаз Воланда, можно сделать вывод: М.А. Булгаков нетолько хотел дать понять, что перед ними никто иной, как дьявол, но иподчеркивал в его характере такие черты, как вселенская мудрость и стремление кпознанию (вспомним, с каким поистине человеческим интересом Воланд расспрашивалдвух литераторов о религиозных взглядах москвичей: «Иностранец откинулся наспинку скамейки и спросил, даже привзвизгнув от любопытства: «Вы — атеисты?»).
Но, можетбыть, два разноцветных глаза Воланда имеют еще одно символическое значение — ярко выраженную «раздвоенность» сущности, наличие полярных по значению качеств,одними из которых являются черты всеведения и неведения.
Образ Воландапредстает перед нами в единстве человеческого и сверхчеловеческого. (К«сверхчеловеческому» можно отнести следующее: знание прошлого и будущего всегочеловечества (присутствие на балконе Понтия Пилата, завтрак с И.Кантом ипредсказание Берлиозу, какой смертью умрет литератор: «Вам отрежут голову!»),умение читать чужие мысли, видение любого человека насквозь («Мне этот НиканорИванович не понравился. Он выжига и плут»). Воланд располагает не только всемизнаниями, которые накапливались людьми, но и собственными «волшебными»знаниями, то есть тем, что полагается знать дьяволу как некой «третьей силе» — это и тайна пятого измерения, и умение принимать разные обличья, и свободноеперемещение во времени и пространстве, и вечная жизнь, что придает его образумистичность, загадочность и таинственность.
К«человеческому» относится в первую очередь то, что сатана, несмотря на все своемогущество, подвержен человеческим слабостям и болезням. Так, Воланд говорит: «Ногаразболелась, а тут еще бал» (а ведь демону не пристало болеть, и, тем более,иметь хронические заболевания), «я сильно подозреваю, что эта боль в коленеоставлена мне на память одной очаровательной ведьмой, с которой я близкопознакомился в тысяча пятьсот семьдесят первом году на Чертовой горе».
В разговоре сЛевием Матвеем Воланд явно издевается, иронизирует над взглядами посланникаИешуа. А склонность к сарказму, иронии соответствует чертам «человеческим». Кданной категории относится и остроумие, и пристрастие дьявола к максимам встиле французских моралистов («Кирпич не с того, не с сего никому и никогда наголову не свалится», «Рукописи не горят»).
М.А. Булгаковсоединят в образе Воланда трудно совместимые, на первый взгляд, черты. С однойстороны, дьявол задумчив, серьезен (вспомним, какой интерес герой проявляет клюдям из Москвы: «я вовсе не артист, просто хотелось посмотреть москвичей вмассе, я лишь сидел и смотрел»), с другой — склонен к паясничеству(на слова Берлиоза о том, что атеизмом в Москве никого не удивишь, восклицает: «Ох,какая прелесть!», «Ах, как интересно!»), благодаря чему образ Воланда выглядитдовольно противоречиво.
Такимобразом, анализ цветовой характеристики подтверждает противоречивость Воланда.
Заключение
В данной работе былопроанализировано смысловое значение, которое несут в себе отдельные цвета,используемые Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита». Попробуем сделатьнекоторые выводы.
Во-первых, былодоказано, что цвета, используемые Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита»,выбраны писателем не случайно, а с определённой целью, заключающейся в приданиидеталям какого-то конкретного смысла. Значение цветов зачастую зависит от того,каким образом автор описывает окружающие элементы и в каком сочетании предстаютперед нами те или иные образы, цвета.
Анализ смысла, которыйнесёт в себе какой-либо цвет позволяет, с одной стороны, понять особенностьопределённой ситуации, при описании которой используется данный элемент. Сдругой стороны, рассматривание этих элементов помогает создать общую картинупроисходящих в романе событий. Помимо перечисленного, именно данный видхудожественной детали способствует пониманию читателем характеров определённыхперсонажей, их привычки, достоинства или недостатки, а также их роль вповествовании и в понимании идеи и проблемы какого-либо эпизода или целогоромана.
Основное значениепроделанной работы для понимания именно романа Булгакова «Мастер и Маргарита»,заключается в том, что с помощью анализа цветов, мы сумели выделить главнуютему романа и его идею, смысл которой состоит в невозможности существованиядруг без друга зла и добра. Это утверждение подтверждается и приведённым вначале произведения эпиграфом: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечносовершает благо».
Таким образом, спомощью исследования роли цветов в произведении Булгакова мы смогли не толькоустановить соответствия между отдельными образами тех или иных персонажей, настроениемповествования и цветами, но и верно определить тему и идею романа,заключающуюся в невозможности раздельного существования света и тьмы, добра изла.
Список использованнойлитературы
1. Папюс. Чёрная ибелая магия. Книга 1. – М.: Товарищество «Клышников – Комаров и К˚», 1993.
2. Самофалова Э.А.Тайны белой магии или чудодейственный ключ / Под ред. Н. Т. Гавриловец. – М.:Москва, 1992.
3. ЗеркаловА.Воланд, Мефистофель и другие: заметки о теологии романа Михаила Булгакова //Наука и религия, 1987, № 8.
4. Новикова.М.А., Шама И.Н. Символика в художественном тексте. — Запорожье,1996.
5. ВулисА.Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». – М.: 1991.
6. М.Булгаков «Мастер и Маргарита». – М.: Академия, 1994.
7. НиколаевК. Тайнопись «Мастера и Маргариты». Между строк великого романа. – М.: Вече,2006.
8. РыжковаТ.В. Путь к Булгакову. — М.: Глагол, 2000.
9. СоколовБ. Тайны «Мастера и Маргариты». – М.: Эксмо, 2005.
10. СахаровВ.И. М.А. Булгаков в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2005.
11. ЧудаковаМ. Жизнеописание Михаила Булгакова. – М.: Книга, 1988.
12. СарновБ.М. Каждому — по его вере. О романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». –М.: Изд. Московского университета, 2000.
13. ЛотманЮ.М. Избранные статьи. — Таллинн, 1992.
14. ОбуховЯ.Л. Желтый цвет // Журнал практического психолога, 1997, № 2.