Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Загадка русской души в творчестве В.М. Шукшина

Содержание
Введение
1. Загадка русской души в творчестве В.М. Шукшина1.1 Писатель,киноактер, режиссер
1.2 Загадка русской души в рассказах Шукшина
1.3 Проблемы нравственности в творчестве Шукшина
Заключение
Список литературы

Земля тепла. Красна калина.
А в землю лег еще один.
На Новодевичьем мужчина,
«Должно быть, он примет не знал,
-Народец праздный суесловит,
-Смерть тех из нас всех прежде ловит,
Кто понарошкуумирал».
Пересними, перепиши,
Переиграй — останься живым!
Но, в слезы мужиков вгоняя,
Он пулю в животе понес,
Припал к земле, как верный пес.
А рядом куст калины рос.
Калина — красная такая...
Смерть самых лучших выбирает
Владимир Высоцкий

Введение
В памяти народа В.М. Шукшин, навсегда останется выдающимсяписателем, актёром, кинорежиссёром. Но, помимо этого, у Василия Макаровича былещё один дар — дар любви к родине, к матери, к своим близким.
Наступивший год объявлен на Алтае Годом Шукшина. Известномуписателю, актеру и кинорежиссеру исполнилось бы 80 лет со дня рождения и 35 летсо дня смерти.
Русский человек на протяжении своей истории — в отношении ссобой и в отношении с другим — предпочитал богатство духовное материальномубогатству. Стяжание духовного богатства традиционно в России считалось болеевысокой целью, нежели приобретение материальных благ.
В царское время источником духовного у людей былаПравославная церковь. Забота об укреплении духовных начал в советский периодшла в форме всемерного поощрения интереса к искусству, литературе и философии.Сегодня о пище духовной думает множество русских людей, отвергающих ценностизападной цивилизации. Духовное измерение в русской душе многопланово. Среди ееисточников — религия и эстетика, нравственность, космизм и, конечно,литература.
Шукшин и Алтай неразделимы. И дело не только в том, чтомногие из его героев и сюжетов родом с Алтая. Дело в том, что Алтай, которыйжил, по признанию самого Шукшина, постоянно в его сердце, который всегда былдля него «в высшей степени дорогой мир», сохранил в нем тягу к национальному иродовому, к поиску красоты, истины и справедливости, обусловил взгляд вбудущее.
В центре художественного мира Шукшина человек и его жизнь.
Актуальность темы подтверждается тем, что для современнойроссийской и мировой культуры, В.М. Шукшин сегодня интересен как носительроссийской духовности, корневой культуры, попавшей в кризисную, переломнуюэпоху, важен как опора национального самосознания, как мощный источникдуховного обновления нашей Родины.
«Родина… Благослови тебя, моя родина, труд и разумчеловеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду, счастлив» (В.М.Шукшин).
Чем дальше в историюуходит Василий Макарович Шукшин (1929-1974), тем более прочно его творчествостановится фактом духовной культуры. И это не случайно. Своей гуманистическойнаправленностью, общечеловеческих вопросов бытия, творчество В.М. Шукшинаоказалось созвучно нынешним духовным исканиям. Вопросы, поставленные писателемболее тридцати лет назад: не утрачиваем ли мы своей духовности? что с намипроисходит? — со всей определенностью и остротой задаются и нашим временем.
Особое значение приобретает творчество Шукшина в контекстесовременных проблем развития самосознания нации, поиска путей возрождения иобновления России. Недаром, оценивая духовную значимость Шукшина для России, С.Залыгин назвал его провидцем, поставив в один ряд с Платоновым.
Сказанное во многом объясняет мой интерес к творчеству В.М.Шукшина. Исследование творчества Шукшина строится от частичного знания, к целостно-комплексному,от изучения отдельных сторон литературно-художественных произведений к картинетворчества Шукшина в целом. Потому Шукшин так труден для читателя иисследователя.
Целью данного исследования, является изучение загадки русскойдуши в творчестве В.М. Шукшина.
Определяя задачи, можно выделить следующие:
Рассмотреть краткую биографию Шукшина как писателя,киноактера, режиссера.
Проанализировать творческий путь писателя – земляка.
Теоретическая база представлена списком использованнойлитературы.

1. Загадка русской души в творчестве В.М. Шукшина 1.1 Писатель,киноактер, режиссер
Родился В.М. Шукшин 25июля 1929 г. в селе Сростки Алтайского края в крестьянской семье. Окончивсельскую семилетнюю школу, поступил в Бийский автотехникум, но через два годавернулся в родное село, чтобы работать в колхозе. В 17 лет «ушел в огромнуюневедомую жизнь» [3, 123].
Работалслесарем-такелажником на турбинном заводе в Калуге, затем на тракторном — во Владимире,на станции Щербинка разнорабочим ремонтно-восстановительного поезда.
В 1949 году Шукшинпризывается в ряды Советской Армии, служит в военно-морском флоте сначала наБалтике, потом на Черном море в звании военного специалиста-радиста особогоназначения.
В 1953 годудемобилизуется с язвенной болезнью, возвращается в Сростки, работает директоромшколы сельской молодежи, одновременно преподает русский язык и литературу.
При изучениижизненного и творческого пути В.Шукшина в тесной связи с тем конкретнымвременем в истории нашей страны, представителем которого он является, следуетособо подчеркнуть не только обстоятельства его трудового военного детства июности, но и то, что, получив среднее образование (сдал экзамены экстерном),Шукшин работал директором вечерней школы и учителем литературы в своём родномселе Сростки.
Случайно лиэто? Работа в маленькой сельской вечерней школе, конечно, обусловлена темпослевоенным временем, когда на селе не хватало специалистов-педагогов. Но,став по необходимости учителем, Шукшин преподаёт в вечерней школе литературу!Вот это действительно не случайно. Потому что все его помыслы, мечты о будущемсвязаны с миром литературы и искусства. Очень жаль, что многие литературоведы ибиографы говорят об этой странице жизни Шукшина между прочим, а иногда дажезабывают упомянуть. Однако сам Шукшин впоследствии писал: «Учитель я был,честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но немогу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся задень парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное иинтересное (я преподавал русский язык и литературу). Я любил их в такие минуты.И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, яделаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из нихсоставляется счастье» [1, 120].
Итак,представим себе В.Шукшина в роли учителя литературы и не в художественномпроизведении, не в кинофильме, а в жизни. Можно с уверенностью предположить,учитывая творческий потенциал его личности, что это был интересный учитель.
Нет сомненийв том, что он (будущий писатель, сценарист) стремился к творческому построениюсвоих уроков, что у него (будущего режиссёра) учащиеся активно вовлекались втворческую работу на уроке. Наконец, представим себе, как звучали на урокахВ.Шукшина (будущего профессионального актёра) литературные произведения, когдаон их читал сам.
Подчеркнём иещё одно закономерное решение В.Шукшина — поступить в Литературный институт,куда он не был принят, так как не было опубликованных произведений к томувремени. После этой неудачной попытки В.Шукшин делает ещё одну и поступает воВГИК (Всесоюзный Государственный институт кинематографии) на режиссёрскийфакультет.
В 1958 году сыграл первуюглавную роль в фильме М. Хуциева «Два Федора». В этом же году в центральнойпечати был напечатан первый рассказ Шукшина «Двое на телеге». В 1963 году виздательстве «Молодая гвардия» вышла первая книга — «Сельские жители». С этогогода работает режиссером на киностудии имени Максима Горького, снимает свойфильм «Живет такой парень».
В 1965, 1969, 1972 годахна экраны страны выходят фильмы Шукшина «Ваш сын и брат», «Странные люди» и «Печки-лавочки».Слава актера, режиссера и писателя будет сопровождать Василия Шукшина до концажизни.
В 1968 году виздательстве «Советский писатель» вышел сборник рассказов «Там, вдали», в 1973- сборник «Характеры», в 1974 — «Беседы при ясной луне» «[3, 128].
В 1974 году фильм Шукшина«Калина красная», где он выступил как сценарист, режиссер и актер, стал явлениемв советском кинематографе.
В мае 1974 года началисьсъемки фильма «Они сражались за Родину», где Шукшин играл роль Петра Лопахина.В июне был сдан в издательство роман «Я пришел дать вам волю». 2 октября вовремя съемок фильма «Они сражались за Родину» в станице Клетской Волгоградскойобласти Шукшин скоропостижно скончался. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
1.2 Загадка русской души в рассказах Шукшина
Появление в 1960-х гг. прозы Шукшина, было удивительнымпрорывом цепи официальной идеологии в сферу внимания к духовности. Создавособый мир «странных людей», «чудиков», «гениев одной души», он заставилпонять, что мы, люди XXIв., по-прежнему стоим перед огромным белым пятном души человеческой. «Творческийпуть Шукшина, — пишет А.И. Куляпин, — вместился в предельно короткий отрезоквремени и был чрезвычайно стремительным. Видимо, отсюда ощущение своеобразногобега на месте или движения по кругу, но это впечатление обманчиво.Художественный мир писателя, отличается удивительной динамичностью...» [14,45].
Шукшин, концентрирует внимание на реальности бытия душичеловеческой: душа предстает как нечто мощное, сильное, стержневое в человеке.

«Максим … вдруг ясно понимал: никогда он необъяснит, что с ним происходит, никогда жена Люда не поймет его. Никогда!Распори он ножом свою грудь, вынь и покажи в ладонях душу, она скажет — требуха. Да и сам он не верил в такую-то — в кусок мяса. Стало быть, все это — пустые слова. Чего и злить себя?
— Спроси меня напоследок: кого я ненавижубольше всего на свете? Я отвечу: людей, у которых души нету. Или она поганая. Свами говорить — все равно, что об стенку головой биться». Василий Шукшин. «Верую!» [14, 47].
В поисках первооснов русской духовной жизни Шукшин уходит впрошлое России, ищет их в современной ему жизни земляков, наконец, в себе самом.Исследователи творчества Шукшина усматривают источники духовной и нравственнойсилы русского человека в его единении с природой, с землей, в крестьянскомукладе, утверждают: «Духовность есть народность» (Е. Черносвитов). В этом естьнесомненная логика, но представляется, что сущность духовности героев кроетсяскорее в их человечности (духовность есть человечность).
Разрабатывая проблему души, Шукшин обнаруживает «искру души»своих героев в их действиях; духовное и бытийственное — это не два разныхобъекта, а моменты одного действия человека, поскольку события жизни сутьтолько средства раскрытия душевного состояния героев. Может быть, поэтомуписатель мечтал «свести бы людей в такой ситуации, где бы они решали вопросыбытия, правды. Рассуждать, размышлять, передавать человеческое волнение» («Еслибы знать...») [13, 223].
Традиционно творчество Шукшина рассматривается какдеятельность личности, чрезвычайно высоко оценивающей культуру, стремящейся ккультуре, бережно охраняющей культуру от хамства, всезнайства, прямолинейностии односторонности (В. Горн, В. Коробов, и др.). Культура для него — стильжизни, а не совокупность материальных и духовных ценностей; она — творчество «самойжизни» (А. Белый), а не заучивание готовых истин и усвоение готовых формул;культура для Шукшина смыслонесущий аспект человеческой деятельности и еерезультатов, позволяющих индивидам осуществляться в особом жизненном мире.
Сейчас, когда культура России в определенной степенибеззащитна, когда на смену советской культуре приходит «чужая» культура, аиногда и «полукультура», «недокультура», опыт шукшинского понимания и оценкикультуры может стать основой для сохранения, возрождения и развития русскойкультуры; понимание ее как «монолита», как одной культурной нормы для всех,опасно для развития страны, поскольку ведет к индивидуальным и групповымконфликтам [3, 45].
История и логика становления отношения Шукшина к культуресложна и в целом соответствует логике отношения всякого становящегося «Я» в1950-1960-е гг. XX в. в России.Специфика Шукшина в этом смысле заключается в том, что он от «потребления»культуры («взахлеб», «запоем») перешел к творчеству, вследствие чего в одномпространстве его сознания сталкиваются, «толпятся» (B.C. Библер) разныекультуры: культура то выступает в форме покоящегося предмета, принимаемого им(русская культура быта сибирской деревни, советские традиции средней школы,христианские традиции жизненного мира матери), то приобретает формучеловеческой активности (Шукшин наедине с природой, во ВГИКе, в общении сдрузьями, врагами, образами научной и художественной литературы). Поэтомурассмотрение вопроса об отношении Шукшина к культуре — это исследование ростаего «Я» в культуре. «Культура, непосредственно связанная с Я (с субъектом, а необъектом), там зрела, где наука и искусство начинают пронизывать друг друга», — писал А. Белый в 1920 г. К сожалению, в нашей стране этого «пронизывания» досих пор не произошло, но Ш. был одним из тех, кто бился над этим вопросом,боролся против «теней культуры», воевал против оглупления человека суррогатаминауки («… полунаука — это деспот» [1, 145].
Творчество Шукшина в максимальной степени было русскимфеноменом, ибо в России мы встречаемся с диктатом административной культуры.Русская культура (изначальный замысел слова — культивирование чего-то вместе,сообща) как высшая оценка всего, что делает человек, «всегда «наступала нагорло» русской философии» (A.M. Пятигорский), поэтому беда русскойфилософии в том, что она всегда «культивировалась», еще не став самой собой, всилу чего рождалось идеологизированное, а не философское мышление.
Вероятно, не случайно в одном из последних произведений Шукшинаповести-сказке «До третьих петухов», перед Иваном, возвращающимся домой послепохода за справкой, возникает монастырь, где черти поют веселую песню: «Нашевам с кистенем, под забором, под плетнем — покультурим, покультурим». В этомгорьком употреблении слова «культура» своего рода итог многих разочарованийавтора, веровавшего в силу культуры и обнаружившего «тени культуры» илиполукультуру.
Опыт понимания Шукшина культуры, нашедший свое отражение вего творчестве и исследовавшийся в 1990-х гг., позволяет выявить некоторыепозиции автора, характеризующие бытие культуры в России. Культура, по мнениюШукшина, — сложный, противоречивый, движущийся и опасный феномен, способныйсделать человека как свободным, так и рабом.
Другая проблема, которая все время преследует Шукшина, — человек в культуре, коммуникация через культуру, «тени культуры» в человеке,ибо утрата культуры (или ложное присвоение культуры) резко дает себя знатьдефицитом свободных людей в обществе, дефицитом человечности. В утверждениикульта культуры Шукшина был советским человеком 1960-1970-х гг.: любилкультуру, стремился к культуре, считал, что «недобрал» в культуре, был готов «молитьсяна культуру», хотел встать перед ней на колени, но будучи умным и талантливым — и по природе и по роду своему («народ»), стремился, как отмечает С.М. Козлова, «отвоеватьу лжи и демагогии технические средства массового воздействия», отвоеватькультуру как вспомогательный феномен социального бытия, преодолетьневостребованность людьми классической и народной культуры, их тяготении ксуррогатам, к масскультуре, «докричаться» до слушающих («Микроскоп», «Срезал», «ВладимирСеменыч из мягкой секции», «Пьедестал») [1, 149].
Третья проблема — множественность осмыслений культуры втворчестве Шукшина. В понимании культуры у шукшинских героев сталкиваются исоединяются несопоставимые позиции: термин «культура» в широком его значенииотносится ко всему биологически не фиксированному в человеке (это смыслонесущийи смыслопрограммирующий аспект человеческой деятельности); слово «культура» впроизведениях Шукшина имеет и оценочное значение: высокая культура (искусства инауки), низкая культура. В творчестве Шукшина постоянны попытки развестистороны, грани культуры, объяснить и прояснить их. Но задача эта не разрешима впринципе. Вот и сталкиваются в прозе Шукшина знание и чувство, вера и разум, любовьи сострадание, начитанность и невежество, критичность и критиканство, высокое инизкое. Шукшин показывает столкновение естественного и культурного в человеке («Даешьсердце!», «Горе», «Жил человек»).
Для русской культуры огромное значение имело присутствие вней писателей-мыслителей.
Шукшин, наследуя традиции русской литературы, определил длясебя позицию, которой не изменял: «Логика жизни — бесконечна в своих путях,логика искусства ограничена нравственными оценками людей...» (Из рабочихзаписей).
Творчество Шукшина первой половины 1960-х гг. — это попыткавыразить «логику жизни» в нравственных исканиях конкретных героев; творчествопоследующих лет — интенция исправить «логику жизни» «логикой искусства» и темсамым помочь человеку. На этом пути писателя ждали многие трудности,разочарования и тупики. Прав В. Горн в своей оценке творчества Шукшина: «Когданачинаешь вникать в смысл слов «мир Шукшина», то невольно закрадывается такоепредположение: писатель словно задумал эксперимент, который ставился широко и счисто научной добросовестностью, и с жаром души художника и гражданина, хорошознающего, что он любит, и что ненавидит в современном мире» [3, 245].
Свидетельство самого Шукшина, пожалуй, убедительнее всегоподтверждает, что смысл всей духовности заключается в том, что она позволяетизмерить рост человеческого в каждом человеке. При этом духовность не естьчто-то спокойное, устойчивое (качество или свойство). У Шукшинадействительность жизни выступает всегда в противоречиях и диссонансах.Создается впечатление, что о жизни ровной, линейной, запрограммированной иразумно устроенной не стоит и писать, поэтому пишет он о времени, когда «тяжкона душе...», когда человек работает до потери облика, потому что «не знает,куда девать себя» [13, 224].
Душа чаще всего рассматривается как мука, как боль, кактоска, как «нечто», от которого нельзя избавиться, не потеряв себя. В один изпромозглых дней, когда «ветер пронизывал до костей, и душа чего-то заскулила.Заныла прямо, затревожилась», Филипп Тюрин вспоминает свою несостоявшуюсялюбовь. «Господи, пустота какая, боль какая!» («Осенью»). Итак, существенношукшинское видение души как реальности особого рода, находящейся в сложных,диалектических связях с объективной реальностью бытия человека, какпротиворечивого процесса реализации жизни сознания и подсознательного. Поиск XX в. в сфере научного познаниядуховности чрезвычайно противоречив и мало плодотворен. Доказательством этомумогут служить попытки отыскать духовность в сфере экстрасенсорики, в космосе,религиозности, «зове крови» и т.д. Может быть, поэтому Шукшин еще в 1974 г. винтервью газете «Правда» скажет: «В постижении сложности — и внутреннего мирачеловека, и его взаимодействия с окружающей действительностью — обретается опыти разум человечества. Не случайно искусство во все века пристальнорассматривало смятение души и — обязательно — поиски выхода из этих смятений,этих сомнений» («Если бы знать...») [13, 225].
1.3 Проблемы нравственности в творчестве Шукшина
Исследование проблемы нравственности в творчестве Шукшинаосуществлялось Л. Аннинским, В. Горном, Г. Белой, В. Апухтиной, Г. Биновой, С.Залыгиным, Е. Черносвитовым, В. Коробовым и др.
В осмыслении проблемы нравствености в творчестве Шукшина висследовательской литературе выявились два главных направления: одноусматривает рождение нравственности героев Шукшина из бытия самого человека(субъекта деятельности, свободы выбора); другое сориентировано на выведение имнравственности из народной культуры.
Осмысливая нравственность человека исходя из самого человека,Шукшин противостоит господствующим версиям этики своего времени. Поэтомупрозрения (открытия!) Шукшина в сфере нравственных отношений поразительны.
Считалось, что нравственность — это совокупность идей, норм,принципов, которыми люди руководствуются в своем поведении. Шукшин жеутверждает: нравственность «никак не идеи, не соображения даже самоговысоконравственного порядка». Его интересовал человек, не «посаженный» на наукуповедения, человек, ищущий нравственные опоры в боге, в людях, в культуре («Верую!»,«Ночью в бойлерной», «Мастер», «Думы», «Раскас», «Чудик»), человек, не обретшийнравственности или потерявший душу в потоке жизни («мертвые души» России1960-1970-х гг.). Шукшин удивлял, пугал человек с атрофией нравственногочувства (Спирька Расторгуев из рассказа «Сураз»).
В научной литературе о нравственности признавалось, чтонравственность можно привить человеку путем обучения его правилам и нормамповедения, Шукшина же утверждал, что «нравственность есть правда» и ей нельзянаучиться, а только можно прожить ее.
К этой позиции Шукшин приходит не сразу. Рубежным в этомотношении является рассказ «Критики»: посмотрел старик на экран телевизора, гдеактер изображал сельского жителя, а потом снял с ноги сапог и разбил телевизор(старик выступает и против лжи в искусстве, и против тупости своих близких,сидящих у телевизора, и против неуважения к себе своих родных, дед «фальшь чуял»,в отношении деревенских фильмов был категоричен до жестокости). Отрицательныйсмысл приобретает в рассказе тезис: «они были очень умные и все знали». Шукшинотмечает противоречие ума и нравственности, как никто другой в литературе1960-х гг.
Шукшин пишет о том, что «нравственность молено подделать. Иподделывают. И очень удобно живут» («Мой зять украл машину дров!», «Обида», «Штрихик портрету», «Гена Пройдисвет»). Пожалуй, можно сказать, что большая частьрассказов Шукшина — о войне с подделками души, совести, добра, чести,порядочности, творчества, о сопротивлении подделке. Потому-то Л. Аннинский,пытаясь определить особенности творчества Шукшина, говорит о его способности «встатьпоперек потока», ему нужна была атмосфера свободы, чтобы герои поступали так,как им хочется «согласно порывам своей души» (В.М. Шукшин).
Итак, в творчестве Шукшина создан особый нравственный мир(особая система нравственных оценок на основе добра, истины, красоты,человечности), который имеет непреходящую ценность для нашей современнойдействительности. Этот нравственный мир самоценен, он является основой дляпонимания самого Шукшина как протагониста национального духовного самостоянияРоссии.
Следовательно, в творчестве Шукшина определился иной подход кнравственности. Преодолевая нормативизм и рационализм, он закладываетмировоззренческие основы понимания нравственности как человеческой свободы, какправа выбора человеком субъективной позиции и образа действий. В то же времяписатель пытается найти опору для нравственных поисков человека. Такой опоройстановится то сама жизнь как поток, то культура как смыслонесущая реальностьобщества, то народ как носитель нравственности, «потому что народ всегда знаетправду», то вопрос о нравственных опорах человека повисает в духовномпространстве текста и на его страницы выплескивается только «смятение автора»(Л. Аннинский).
Нравственные позиции Шукшина обнаруживает в экзистенциальныхфакторах бытия самого человека, самого героя рассказа, повести, романа. Такимиэкзистенциалами человека, по Шукшину, являются обида, тоска, горе, счастье,неудовлетворенное достоинство личности, духовная пустота, стыд, унижение. См.говорящие названия рассказов: «Горе», «Обида», «Думы». Через все этиэкзистенциальные условия человеческого бытия Ш. пытается выйти на всеобщиенравственные ценности: добро, красоту, истину. Тогда творец своего бытия самчеловек, а не культура, народный дух, общество, семья, другие люди и т.д.
Поэтому, как это ни парадоксально, в прозе Шукшина многосчастливых людей — людей, обретших себя и поэтому помогающих другим найти себя,это и Алеша Бесконвойный, и светлые души из одноименного рассказа, это и все «живыедуши» из его рассказов, романов, сценариев. Шукшин пытался «поймать» жизнь,состоящую из мимолетностей, случайностей, обрывающихся впечатлений, показать еекак счастливую случайность. Герои его мечтают об «обществе, где все добры друг кдругу», но пока живут как враги (образы этих врагов блестяще типологизировал Л.Аннинский на основе анализа рассказов).
Нравственная проблематика в прозе Шукшина — это, прежде всегоисследование духовных ценностей, которыми обладает русский человек и которыеопределяют его характер. В своих духовно-нравственных исканиях писательопирался на те начала народной нравственности, которые формировались трудомчеловека и которые противостояли духу собственничества и социального эгоизма.
Истинная культура человека проверяется у Шукшина отношением квыработанным народом ценностям. При этом характерное свойство произведенийписателя — кажущаяся незатейливость мира, окружающего человека, отсутствие, какправило, социально-политического контекста, ссылок на экономическиеобстоятельства, штрихов конкретно-исторического содержания. Существование героевзаземлено, изобилует повседневными житейскими хлопотами, наполнено реалиямибыта. Но за внешне незначительными событиями, исподволь, где-то в контекстеавтор затрагивает морально-этические и эстетические проблемы.
Шукшин пристально всматривался в нравственные основычеловеческого характера. Объектом его внимания чаще всего становилисьнеприметные, на первый взгляд, даже ординарные люди. В самом обычном человекеон мог увидеть и показать красоту и богатство души.
Для Шукшина неизменны черты народной нравственности — этосовестливость и прямодушие, честность и доброта, жалость ко всему живому,уважение к старшим, ответственность за младших, за слабых, за всех, нуждающихсяв помощи. «Но там знали все, чем жив и крепок человек и чем он — нищий: ложьесть ложь, корысть есть корысть, праздность и суесловие. Зазнайство,хвастливость, завистливость — все было на виду в людях, никак нельзя былоспрятаться ни за слова, ни за фокусы», — писал Шукшин в очерке «Слово о малойродине» [5, 19].
У Шукшина нет героя одного типа, но при всем том разные егогерои похожи друг на друга, в них много общего и с самим автором. Шукшинвыразил жизненную философию народа-земледельца, основа которой — крестьянскийтруд, вечный и святой труд землепашца, и жизнь по законам, этим трудомопределенным. Только земледельческий труд, тяжелый, требующий полнойсамоотдачи, прямо, непосредственно нравственно оправдан: он кормит, он хранитжизнь — самое ценное, что только и есть у человека, за что только и стоитдержаться...
Шукшин выразил в своих произведениях живущее в глубинахсознания славянина представление о единении «живых на этой земле и ужеотошедших в мир иной». Он всегда помнил о тех предках, которые даровали ему ивсем живущим рядом с ним «прекрасную родину», живо представлял себе, «с какимтрудом проделали они этот путь — с Севера Руси, с Волги, с Дона на Алтай»;думал об их «образе жизни»: «два-три года» — «в пути»; мысленно соизмерял теиспытания, которые выпали на их долю, с собственными силами.
С образом родной земли связан у Шукшина и образ русскойженщины. Это прежде всего мать: «Когда буду помирать, если буду в сознании, впоследний момент успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живет во мне.Дороже у меня ничего нет» (105—106). Все, кто знал писателя лично, в один голосговорят об особом его отношении к матери, Марии Сергеевне. Белов приводитцитату из письма Шукшина: «У меня так: серьезно, опасно заболела мать. Ездилдомой, устраивал в больницу. И теперь все болит и болит душа. Мы не сироты,Вася, пока у нас есть МАТЕРИ. На меня вдруг дохнуло ужасом и холодным смрадом:если я потеряю мать, я останусь КРУГЛЫМ сиротой. Тогда у меня что-то сдвигаетсясо смыслом жизни».
В таком отношении к матери выразилась у Шукшина еще однаособенность национального сознания, о которой говорят русские философы.Основываясь на русских народных духовных стихах, Г.П.Федотов утверждает: культБогородицы на Руси связан с культом материнства. «В кругу небесных сил —Богородица, в кругу природного мира — земля, в родовой социальной жизни — матьявляются на разных ступенях космической божественной иерархии, носителямиодного материнского начала». «… Мать-земля, кормилица и утешительница,является и хранительницей нравственной правды. Грехи людей оскорбляют ее,ложатся на нее невыносимой тяжестью», пишет Федотов, и эти слова в полной мереобъясняют покаяние перед землей героя Шукшина Егора Прокудина, о котором писалв своей работе В.И.Коробов: «… в «Калине красной» Егор Прокудин катается поземле, припадает к ней, хватается за нее руками — как бы исповедуется внеправедной прежней жизни и клянется начать новую, достойную (сцена послевстречи с матерью)».
Чем больше вчитываешься в произведения Шукшина, тем острееощущаешь, что их источник — раненое сердце автора, его неспокойная совесть. Тасамая неспокойная совесть, которая стала побудительным началом в творчествемногих предшественников и современников Шукшина: Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Успенского, Твардовского, А.И. Солженицына… Этаособенность национального сознания отличает и героев Шукшина. Совесть — «внутреннеесознание добра и зла. В душе Шукшина живет Бог, потому что в произведенияхсвоих он призывает людей к совести, любви и добру. О совести Шукшин помнитвсегда: «… была бы жива совесть. Человек, начиненный всяческими «правилами»,но лишенный совести, — пустой человек, если не хуже!». Русский народ привлекаетписателя своей «большой совестливостью». Обостренное чувство справедливости вдуше человека имеет вполне определенные истоки: его «провоцирует», не дает емуугаснуть та неправедная власть, с которой он сталкивается постоянно,представители которой бессовестно пользуются плодами народного труда. «Воли»,свободы от государства, узаконивающего эту власть, «пришел дать» Степан Разин,и пошла за ним обиженная Русь, и воспела его в своих песнях. Чем сильнее гнет,тем острее в русской душа тяга к воле. Земля и воля — жизненные ценности, безкоторых нет русского человека у Шукшина, нет характера самого писателя.
Без упорства и стойкости души русского народа не существовалобы русской нации. Без такого упорства не бывает героизма, не было бы победы надфашизмом. Об этом рассказ Шукшина «Наказ».
Он понимал и то, что такой читатель необычайно чуток к правдев произведении, в нем живет потребность правды особого качества, правды изпервых рук, правды непосредственного живого свидетельства. И этимпредставлениям читателя Шукшин стремился соответствовать.
Шукшин, может быть, в большей мере, чем другие писатели егопоколения, сумел повлиять на читательское сознание своего времени. Исследованиячитательских интересов, которые были осуществлены в первой половине 1970-хгодов в библиотеках, показывают, что рассказ, очерк и даже повесть для «массового»,«рядового» читателя привлекательны мало. Несуетливому и вдумчивому русскомучеловеку по нраву книги объемные, «толстые», повествующие о судьбе человека инарода, о судьбе страны, несущие немалую жизненную мудрость, постигаемуюглубинами души. В такой книге есть чему поучиться, над чем поразмышлять. Мируее человек отдается сердцем, «живет» в нем во время чтения и носит его в душе,оторвавшись от книги. Возвращение в этот мир для него дорого и сладко, чем ипорождается сокровенное желание, чтобы книга подольше не кончалась…Шукшинские рассказы соответствуют «эпическим» запросам русского читателя.

Заключение
Проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что особыйдар Шукшина, соединившего в себе писателя, режиссера и актера, позволил емушироко реализовать в своем творчестве новые художественные тенденции, обусловилвхождение его творчества в фонд общечеловеческих ценностей.
Василий Макарович Шукшин – уникальное явление русскойкультуры. «Если бы Василий Шукшин был только актером, только режиссером, толькосценаристом и драматургом и, наконец, только прозаиком, то и тогда, в этомкаждом отдельном случае, мы имели бы перед собой выдающееся дарование», – писалС.П. Залыгин.
Свидетельство самого Шукшина, пожалуй, убедительнее всегоподтверждает, что смысл всей духовности заключается в том, что она позволяетизмерить рост человеческого в каждом человеке. При этом духовность не естьчто-то спокойное, устойчивое (качество или свойство). У Шукшинадействительность жизни выступает всегда в противоречиях и диссонансах. Создаетсявпечатление, что о жизни ровной, линейной, запрограммированной и разумноустроенной не стоит и писать, поэтому пишет он о времени, когда «тяжко надуше...», когда человек работает до потери облика, потому что «не знает, кудадевать себя».
Душа чаще всего рассматривается как мука, как боль, кактоска, как «нечто», от которого нельзя избавиться, не потеряв себя. Итак,существенно шукшинское видение души как реальности особого рода, находящейся всложных, диалектических связях с объективной реальностью бытия человека, какпротиворечивого процесса реализации жизни сознания и подсознательного. Поиск XX в. в сфере научного познаниядуховности чрезвычайно противоречив и мало плодотворен. Доказательством этомумогут служить попытки отыскать духовность в сфере экстрасенсорики, в космосе,религиозности, «зове крови» и т.д. Может быть, поэтому Шукшин еще в 1974 г. винтервью газете «Правда» скажет: «В постижении сложности — и внутреннего мирачеловека, и его взаимодействия с окружающей действительностью — обретается опыти разум человечества. Не случайно искусство во все века пристальнорассматривало смятение души и — обязательно — поиски выхода из этих смятений,этих сомнений».
Говорить в наше время о Шукшине — это значит говорить о техжизненных ценностях, которые взращивала и лелеяла вся русская литература икоторые питали ее, как великое Древо жизни питают силы Матери — сырой земли…Говорить о Шукшине — это говорить о русском человеке с его больной совестью ивеликой душой. Трудно говорить о Шукшине, потому что уже многое сказано. Ноесли не будем говорить, станем Иванами, не помнящими родства, которые отдали,по выражению Шукшина, «за понюх табаку» всю нашу русскую культуру. Людям моегопоколения этого «наши деды, наши дети, наши внуки не велят»...
Каждый год в Сростках, на горе-Пикет, собираются тысячи людейиз разных уголков Росси и не только России, чтобы поклониться той земле, гдеродился и вырос человек, который всю жизнь искал правду, который не могмириться с равнодушием, черствостью,: ложью, который с обостреннымчувством справедливости просил людей чуточку быть добрее.
И остается в нас чуть усталый, глуховатый голос В. Шукшина:«Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, уж такслучилось, живем на земле. Ну, так и будь ты повнимательнее друг к другу,подобрее.»

Список литературы
1.        Апухтина В.А. ПрозаВ. Шукшина учеб. пособие для пед. Ин -тов.- М.: Высш. шк., 1981.- 80 с.
2.        Викторова С. Подаркишукшинского Года //Аргументы и факты.- 2008.- № 5.-С.З (АиФ Алтай)
3.        Горн В.Ф. ВасилийШукшин. Штрихи к портрету.- М.: Просвещение, 1993.- 128 с.
4.        Гришаев В.Глазами друга // Шукшинские чтения: Статьи, воспоминания, публикации. — Барнаул, 1989. — Вып. 2. — С. 118.
5.        Душа его — Сростки//Природа Кулунды.- 2002.- № 6.-С.19
6.        Ермолаева Н.Отворчестве Василия Макаровича Шукшина //Литература в школе.-2006.- № 3.-С.2-7
7.        Ломакин А. От январядо декабря //Алт. правда.- 2009.- 21 янв.-С.2
8.        Мировое наследиежурнал. №3 ЮНЕСКО. — М.: Магистр-Пресс, [2004].- 84 с.
9.        Петелин В.В. Родныесудьбы.- М.: Современник, 1975.- 399 с.
10.      Рассказы русских писателейXX века. Кн. 2 вступ. ст. И. И. Стрелковой.-М.: Дет. лит.,2007.- 796 с.
11.      Сотникова Е. Здесьи сейчас //Алт. правда.- 2009.- 29 янв.-С.1
12.      Стрелкова И.Истина, правда, справедливость //Литература в школе.- 2003.- № 6.-С.20-23
13.      Сухих И. Душа болит(«Характеры» В.Шукшина, 1973 г.): О творчестве В.Шукшина //Звезда.- 2001.- N 10.-С.223-232
14.      Чернова Л.Н. «Несуродину в душе...» //Литература в школе.- 2008.- № 10.-С.45-48
15.      Черняк М. А. Современнаярусская литература учеб. пособие для пед. вузов.- М.: Форум: САГА, 2008.- 351с


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.