Реферат по предмету "Культура и искусство"


Мультикультурализм и культурный диалог в полиэтничном пространстве (социально-философские аспекты)

Мультикультурализм и культурный диалог в полиэтничном
пространстве (социально-философские аспекты)

Гожев К.М.

Проблемы
мультикультурального существования и культурного диалога являются чрезвычайно
актуальными для современной философии общества. Активно обсуждаемая тема
"свое" и "чужое" в соотнесенности с темой культурного
диалога приобретает в начале ХХI столетия особую социально-культурную и
экзистенциальную значимость. Мультикультурализм как феномен (пост)современности
выходит за пределы социальной коммуникации и становится пространством
формирования культурного поведения, причем оно оказывается значимо также и для
стратегий идентификации. "Термин "мультикультурализм",
появившийся в конце 80-х годов, поначалу означал нечто вполне безобидное:
уважение большинства к меньшинствам, равный статус различных культурных
традиций, право индивидов на выбор собственной идентичности..." [Малахов В.
Ностальгия по идентичности // Логос. 1999. ? 3. М., 1999. С. 9]. Проблемы и
возможности понимания оказываются непосредственно соотнесены с темой
межкультурного взаимодействия и мультикультурализма.

Немаловажным
следует считать и то обстоятельство, что проблемы мультикультурализма оказались
весьма широко представлены как в социально-философском, социологическом и
политологическом категориальном "словарях", так и в реальной
социальной практике. Носителем индивидуального сознания является каждая
личность, но в каждом обществе и на каждой стадии развития существуют
конкретные и специфические условия для образования и действия индивидуального
сознания: культура, традиция, особое качество жизни, религия, что образует
особого рода матрицу, в пределах которой формируется ментальность [Жидков В.
Культурная политика и формирование картины мира // Символы, образы, стереотипы.
Исторический и экзистенциальный опыт. СПб., 2000. С. 41]. Таким образом, их
понимание представляет возможность объективного представления общих и особенных
процессов в современном полиэтничном социуме. В этом случае опыт России
оказывается диалогически связан с опытом интеркультуральных стратегий понимания
в Восточной Европе.

В
центре внимания исследований мультикультурализма прежде всего должно оказаться
рассмотрение философской и идеологической ситуации в конце ХХ - начале ХХI
века, где ситуация анализируется прежде всего на материале основных
социально-философских позиций и жизненно-мировых практик поведения.
Соответственно, философия в данном контексте понимается как критическое
понимание современности, определяющее общее состояние сознания в отношении к
проблеме стабильности и смены общественных систем. Философ в данной ситуации
становится "переводчиком" одних дискурсов, претендующих на доминантные
позиции внутри социального тела - в другие. От философии "остается форма
интерпретации. Философия становится интерпретативной посредницей между
различными областями культуры, пытаясь предотвратить трения между учеными,
священниками и политиками. Не следует... ожидать от философа, что он предложит
некий готовый продукт. Философы занимаются тем, что производят поверхности,
смазывают, если можно так выразиться, колеса". ["Философия без
оснований". Беседа М. Рыклина с Р. Рорти // Философский прагматизм Ричарда
Рорти и российский контекст. М., 1997. С. 126]. Философии свойственно более
выраженное стремление к созданию общего поля понимания.

Философский
дискурс оказывается более толерантным в своих позициях, чем дискурс идеологии и
политики, а также более стабилен и устойчив в представлении собственных
образов, чем политическая власть. [Зуева Т.М. Образы политической власти в
массовом сознании россиян. Автореф. дисс.докт филос. наук. Ростов-на-Дону.
2002. С. 4-5]. В то же время философское мышление в ситуации
мультикультурализма стремится предстать как экзистирующее мышление: философия
характеризуется гораздо большей предрасположенностью к нравственной и этической
проблематике. Можно сказать, что философия стремится выступить в качестве
координатора процессов взаимодействия чужого и собственного - реализации
субъектами своего практического, ценностного, нормативного и когнитивного
поведения в общем культурном пространстве. Философское мышление сближается с
теорией интеракционистского действия, цель которого состоит в создании
продуктивного обмена значениями, ценностями и смыслами между субъектами [Апель
К-О. Трансформации философии. М., 2001].

В
сфере идеологии и непосредственных жизненных ориентаций усилились тенденции
этноцентризма. Так, национально-этническая, религиозная, социальная пестрота и
многоукладность, сложность военно-политической обстановки с особой
актуальностью ставят проблему поиска эффективных средств достижения
стабильности на Северном Кавказе. При этом предельно разрастается неконтролируемая
миграция, потоки которой вносят дополнительную напряженность в социальную сферу
региона и всей страны [Асеев Ю.И., Гожев К.М. Современные миграции на Северном
Кавказе: социологический анализ. Ставрополь, 2000]. Пропагандируемые стратегии
поведения оказываются глубинно связаны с интересами бюрократии и элиты. [Тишков
В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997. С. 514;
Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997]. Анализ языков
политики и политической философии, а также художественного и массового сознания
говорит о том, что общественное сознание эпохи приобретает черты равнодушия,
индифферентности или неприятия между отдельными позициями, а в ряде случаев
тяготеет к терроризму.

Философский
анализ понимания чужого и собственного может дать возможность построить единое
поле понимания разных образов мира, общим для которых будет переход идеи чужого
в идею другого. В качестве определяющих могут выступать следующие позиции:
философия разрабатывает общее поле понимания жизнестроения, в котором
проблематика чужого сменяется проблематикой другого; социально-реформаторские
действия могут быть успешными лишь в случае, когда они совершаются в постоянной
соотнесенности с традиционным укладом жизни и поведения; поиск национальной
идентичности не сопровождается пропагандой действий, связанных с экстремизмом и
социальной нетерпимостью (классовые враги, враги-соседи, непримиримые чужие и
т.п.); философствование с необходимостью включает в себя постоянную отсылку к
социальной практике, то есть ориентировано прагматически; гипертрофия идеи
своего (собственного) провоцирует этноцентризм и нетерпимость, для преодоления
чего необходимо создание философии единого социального пространства и
экзистенциального времени мира, в котором представлены разнообразные позиции;
внимание к философским образам мира предполагает обращение к неповторимому
опыту традиционной жизни каждого сообщества; философский анализ соотношения
чужого и собственного с необходимостью дополняется социологическими,
идеографическими, лингвистическими и социально-психологическими исследованиями
для определения реальных социально-культурных структур и образований поведения.


Интенция
социальной философии в данной ситуации совпадает с усилиями других гуманитарных
наук понять "дух времени" в его отношении к проблеме стабильности и
смены общественных систем в ситуации мультикультурализма. Собственного и чужое
должны анализируются на фоне современных этнокультурных конфликтов и социальных
проектов, что придает исследованию социально-проективный характер.

Современность
начала ХХI века отличается значительным стремлением к обособлению позиций,
причем пафос мирного сосуществования, провозглашенный мультикультурализмом,
сохраняя теоретически и идеологически свою актуальность, оказывается серьезно
потесненным в сфере реальной социальной практики. Анализируя военную акцию НАТО
в Югославии - в связи с общим культурно-политическим и социальным контекстом
последних лет, А. Секацкий замечает, что уместно обратить внимание на оружие,
применение которого оказалось наиболее эффективным в последней балканской
войне. "Была сконструирована и взорвана "бомба времени",
способная производить направленный демографический взрыв. Скорость
распространения взрывной волны - 50 лет - в масштабе всемирной истории это как
раз мгновение. И можно сказать что все авиабомбы падали уже в воронку,
образовавшуюся от демографического взрыва, предопределившего тем самым исход
войны. Боевые испытания сверхсовременного оружия прошли успешно и нет сомнений,
что в войнах ХХI века новое оружие прямого геополитического действия найдет
самое широкое применение". [Секацкий А. Тишина на Балканах // Запад или
человечество. Историософия балканского конфликта. СПб., 2000. С. 35. См. также
дискуссию, посвященную югославским событиям: Логос, ? 5, 1999. С. 4-46].
Сегодняшнее европейское мировоззрение оказалось спроецированным на множество
этноцентрических позиций, связанной с гуманистической тематизацией "права
на отличие", которые реально фрагментируют и разделяют ткань социального
организма, как в идеологическом "Чернокожие перестают интересоваться
гражданским равноправием - то есть правом быть такими же, как белые. Они ставят
вопрос о праве не быть такими же, как белые. О своем культурном отличии".
[Малахов В. Ук.. соч. С. 9.], так и в геополитическом смысле. "Например,
албанцы, давно и компактно заселяющие швейцарский кантон Ури, начинают
требовать от международной общественности защиты своих прав. Они спросят:
почему мы на нашей исторической родине вынуждены слушать лекции в университетах
на чужом языке? А вывески на наших улицах - почему на чужом языке? И вообще, по
какому это праву швейцарцы нами распоряжаются? (Именно такие вопросы задавались
международной общественности два года назад в Косово)". [Секацкий А. Цит.
соч. С. 37].

Проблемы
этнической идентичности сблизились с поведением политических элит и стали
формулироваться на языке политической риторики. Пропагандируемые стратегии
поведения глубинно связаны с интересами бюрократии и этнических или партийных
группировок, что можно наблюдать на примере ситуации, имевшей место в Чечне,
где единое политическое тело было фрагментировано множеством конкурирующих элит
- этнических, религиозных, криминальных и т. д. При этом ценности
мультикультурального либерализма опасно сблизились с релятивизмом, что
становится предметом критики со стороны консервативного и традиционного
мышления.

В
ряде случаев можно говорить о том, что в ситуации мультикультурализма имеет
место скрытое или даже явное усиление фундаментализма, принимающего, однако,
вид фундаментализма фрактального, частичного, выписанного поверх "воли к
власти" малых групп, манифестирующих эту волю в социальное тело через
стратегии террористические и демагогические, соотносимые прежде всего с
(этно)региональными действиями. [Смирнов: "Обмен и террор" //
Художественный Журнал, 1998, ? 19/20] И в силу того, что социальная реальность
пронизана противоречивыми и даже антагонистическими интересами различных
социальных групп, на уровне массового сознания укрепляется идея необходимости
прихода героя, с образом жизни и действиями которого отождествляются надежды на
усиление собственного образа мира и существования. Поскольку же героика
исторического действия переживается именно бессознательно, то действия этноса
или нации могут приобретать исключительную самодостаточность. В этой ситуации
философия призвана осуществлять критику этнокультурной исключительности.

Национальные
и этнические характеристики оказываются в конечном счете связаны с жестко
поляризованными идеологическими определениями. Идея этноцентризма соединяется с
идеей исключительности в области экономики, культурной традиции или
интеллектуального богатства. В этой ситуации социальная философия оказывается
связующим полем понимания для этноцентрических представлений. Философский
анализ выявляет присутствие языков господства и подчинения. И одновременно же
антропологически ориентированна философия может соединять различные
философско-антропологические и культурно-этнические образы мира.

Критическое
рассмотрение современной духовной ситуации через призму отношений своего и
чужого должно стать введением в релевантное современности прагматическое
философствование. В предметный интерес философии входит исследование образа
мира и традиции в их соотнесенности с судьбой человечества. Содержательный
интерес социальной философии в ситуации мультикультурализма должен с
необходимостью обратиться к вопросам качества жизни и образования, этики
повседневности, культурологии традиции, экологической этики. Но при этом должна
быть также актуально осмыслена философская проблематики родовой истины,
представленной в философии разных стран. Иными словами в ситуации
мультикультурализма необходим анализ не только конструктивных, но и
деструктивных процессов современности, что представлено прежде всего поведением
антидемократических и экстремистских социальных групп, партикулярных
"технологий террора".

Обобщающие
диалогические положения связаны с пониманием современного философствования в
плане соединения усилий - создание диалогического поля понимания. Смысл
философствования состоит в том, чтобы, не впадая в иллюзии, дать возможность
человеку проживать жизнь как свободный выбор быть среди других.

Диалогические
исследования в полиэтничном мире во многом созвучны с тенденцией анализа
интеркультуральности с той только разницей, что диалог в большей степени
ориентирован на выявление инвариантных констант существования, бытие которых
выходит за пределы идеологии или политики и связано с бытийно-целесообразными
позициями. Речь может идти о том, что не поддается деструкции и сохраняет себя
как инвариантность человеческого существования.

Философский
анализ понимания в его отношении к стратегиям ориентации призван дать
возможность соотнести особенности и принципиальные различия философских образов
мира с представляемыми другими гуманитарными дисциплинами картинами
повседневного существования - с философией обыденности и повседневности, где
учитывается род занятий, политические и религиозные ориентации, особенности
религиозной жизни, прессы, системы образования. Поэтому философия рассматривает
образы мира не с целью сведения их многообразия к некоему условному единству, а
с целью обрести основания для создания целостного поля понимания. Возможно
проведение идеографических исследований (на материале философских текстов,
педагогической и политической литературы, прессы и др.) понятийных универсалий
(своего/чужого/другого/иного), в результате которых может быть представлена
динамика смысла понятий в различных социальных ситуациях.

Современное
состояние мира - это состояние открытых возможностей. Трудно предположить,
какой из процессов будет преобладать в недалеком будущем. Если говорить об
путях ориентации самой философии, то таковыми могут представить следующие ее
позиции.

1
Учет национальных традиций и образов мира.

2.
Стратегии диалога культур учитывают качество и степень традиционализма и роль
соответствующих ценностей при построении поведения.

3.
Понимание национальной идентичности не сопровождается пропагандой действий,
связанные с экстремизмом и социальной нетерпимостью.

4.
Социально-реформаторские действия только там могут быть успешными, где они
совершаются в постоянной соотнесенности с традиционным укладом жизни и
поведения.

Соответственно
усилия по созданию творческой ориентации воспитания и образования во многом
совпадают с тенденцией социально-философского анализа полиэтничной культуры.
Современность нуждается в обобщающей герменевтике и диалоге.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://polit.mezhdunarodnik.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Видение бизнеса на примере компании Hewlett-Packard
Реферат Разработка технологического процесса усиленного капитального ремонта бесстыкового пути с очисткой щебеночного балласта с применением машины ЩОМ-1200 и укладкой геотекстиля
Реферат Франция Пятая Республика
Реферат 3 сочинения на новогоднюю тему (english)
Реферат Александр Даргомыжский
Реферат Розробка системи захисту текстових повідомлень
Реферат Виртуальные организации как форма бизнес-организаций
Реферат Ахматова а. - Поэма реквием анны ахматовой как выражение народного горя
Реферат Метан
Реферат Будова рослин
Реферат Режим орошения и особенности формирования клевера лугового на орошаемых землях
Реферат Buffalo Soilders Essay Research Paper 17751900 The
Реферат Кожные заболевания
Реферат Земельная собственность и фермерское движение в США в XIX в.
Реферат Александр Дубчек