Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Жизнь и творчество Шекспира

Введение
Представленная работа посвящена теме «Творчество В. Шекспира и егомировое значение».
Проблема данного исследования носит актуальный характер всовременных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятыхвопросов.
Тема «Творчество В. Шекспира и его мировое значение» изучается настыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояниянауки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики «ТворчествоВ. Шекспира и его мировое значение».
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основномматериал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а вмногочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросыпроблемы «Творчество В. Шекспира и его мировое значение». Однако, требуетсяучет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанностьпроблемы «Творчество В. Шекспира и его мировое значение» определяют несомненнуюновизну данного исследования.
Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме «Творчество В. Шекспира иего мировое значение» необходимо в целях более глубокого и обоснованногоразрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны,большим интересом к теме «Творчество В. Шекспира и его мировое значение» всовременной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, таки практическую значимость.
Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа«Творчество В. Шекспира и его мировое значение».
Теоретическое значение изучения проблемы «Творчество В. Шекспира иего мировое значение» заключается в том, что избранная для рассмотренияпроблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.
Объектом данного исследования является анализ условий «ТворчествоВ. Шекспира и его мировое значение».
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельныхвопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы «Творчество В. Шекспираи его мировое значение» с точки зрения новейших отечественных и зарубежныхисследований по сходной проблематике.

Жизньи творчество Уильяма Шекспира
шекспирпроизведение творческий английский
Родился в семье ремесленника и торговца, одно время бывшегогородским головой. С 11 лет поступил в грамматическую школу, где преподавалисьграмматика, логика, риторика и латынь. На этом обучение Шекспира закончилось. Вкомедии «Как вам это понравится» (1599) Шекспир делится своими школьнымивоспоминаниями: «плаксивый школьник с книжной сумкой, с лицом румяным, нехотя,улиткой, ползущий в школу». О юности Шекспира известно немного: в 1582 г.он женился на Энн Хетеуэй, которая была на восемь лет старше мужа, в 1583 г.у них родилась дочь Сьюзен, в 1585 г. двойня – сын Гамнет и дочь Джудит(сын умер в десятилетнем возрасте, дочери не оставили наследников, так что родШекспира прервался в 17 в.). В 1585 г. Шекспир покинул родной город. Сконца 1580-х гг. – актёр королевской труппы, с 1594 г. – пайщик и актёртруппы «Слуги лорда-камергера», с которой был связан всю творческую жизнь.Шекспир и его товарищи основали театр «Глобус» (1596), в котором ставилисьпочти все его пьесы. На флаге, который поднимали перед спектаклем над зданиемтеатра, был изображён Геракл, держащий в руках глобус, и начертано по-латыни:«Весь мир лицедействует» (изречение римского писателя Петрония). У круглогоздания диаметром 25 м крыша была лишь над частью сцены, вокруг помещалисьчетыре галереи для зрителей, зрители также могли стоять перед сценой. Декорацийпочти не было – главным украшением спектакля были костюмы. Из-за недостаткаместа на небольшой сцене могло поместиться только 12 актёров. Спектакльсопровождала музыка в исполнении маленького оркестра. В конце спектакля частоиграли небольшую юмористическую пьесу-фарс с пением и танцами. Зрители былиочень разными – от простолюдинов до высокородных лордов. В «Глобусе» работалипостоянные актёры, что позволяло поддерживать высокое качество сценическогоисполнения. Женские роли играли юноши. После вступления на трон Якова I (1603)сведений о выступлениях Шекспира на сцене нет, но он продолжал писать пьесы длясвоей труппы, которая с этого времени именовалась труппой короля. Около 1612 г.Шекспир вернулся в Стратфорд, где похоронен под алтарём храма Св. Троицы.
По сей день остаётся открытым вопрос об авторстве шекспировскихпьес, которые с середины 19 в. многие исследователи, в т. ч. отечественные,приписывают другим лицам: философу Ф. Бэкону, графу Ретленду, драматургам Б. Джонсону,К. Марло.
Выдающиеся произведения Шекспира
Среди ранних произведений Шекспира – поэмы о трагической любви«Венера и Адонис» (1593) и «Лукреция» (1594), написанные в духе поэзииВозрождения; они принесли автору популярность, однако мировое признание Шекспиробрёл как драматург. Так называемый «шекспировский канон» (бесспорнопринадлежащие Шекспиру пьесы) включает 37 драм. В ранних пьесах преобладаетсветлое, жизнеутверждающее начало: комедии «Укрощение строптивой» (1593), «Сонв летнюю ночь» (1596), «Много шума из ничего», «Виндзорские насмешницы» (обе –1598), «Двенадцатая ночь» (1600). Гуманистический призыв к взаимной терпимости,надежда на разум и победу над губительными предрассудками звучат в трагедии«Ромео и Джульетта» (1595) о сломанных жизнях юных возлюбленных, ставшихжертвами давней родовой вражды своих семей. С годами в творчестве Шекспира,опирающегося на огромный материал истории и культуры разных стран, усиливаетсяосознание сложности и противоречивости бытия. В исторических хрониках «РичардIII» (1593), «Генрих IV» (2 ч., 1597–98), в трагедиях «Гамлет» (1601),«Отелло» (1604), «Король Лир» (1605), «Макбет» (1606), в «римских» трагедиях«Юлий Цезарь» (1599), «Антоний и Клеопатра» (1607), «Кориолан» (1607) поэтоценил нравственные, общественные и политические конфликты как вечные законы,по которым высшие человеческие ценности – доброта, самоотверженность, честь,справедливость – неизбежно терпят поражение.
Самая сложная и «загадочная» пьеса Шекспира – трагедия «Гамлет».Характер главного героя породил множество разных интерпретаций, каждоепоколение открывает в нём что-то своё, каждый исследователь пытается объяснитьего по-новому. Слабость воли и несоответствие героя той задаче, котораявозложена на него, увидел в Гамлете И.В. Гёте. В.Г. Белинскийподчеркнул в нём разлад между мечтами и представлениями о жизни и самой жизнью.И.С. Тургенев считал его эгоистом и скептиком. Однако нельзя невосхищаться его жаждой справедливости, готовностью к самопожертвованию во имяправды, мужеству и остроте ума. А.С. Пушкин так писал об особенностишекспировских характеров вообще: «Лица, созданные Шекспиром, не суть, как уМольера, типы такой-то страсти, такого порока, но существа живые, исполненныемногих страстей, многих пороков; обстоятельства развивают перед зрителем ихразнообразные характеры». В «Гамлете» Шекспир писал, что задача искусства –«держать как бы зеркало перед природой: являть добродетели её же черты, спеси –её же облик, а всякому веку и сословию – его подобие и отпечаток». Ощущениемирового хаоса, о котором говорится в «Гамлете», не покидает Шекспира,настроение тревоги и беспокойства, вызванные переломом в жизни общества нарубеже 16–17 вв., отразились в его позднем творчестве. Поиски примиряющегоисхода драматических ситуаций привели к созданию поздних романтических драм«Зимняя сказка» (1611), «Буря» (1612), в которых драматург стремится преодолетьразлад и вернуть миру утраченную гармонию. В последних пьесах Шекспир простилсяс театральным зрителем, подобно герою «Бури» – волшебнику Просперо, либоразуверившись в магии искусства, либо просто исчерпав её возможности.
Мировое значение творчества Шекспира объясняется тем, что он вувлекательном и динамичном сценическом действии, крупными мазками создал целуюгалерею ярких, запоминающихся образов. Среди них и мощные, прямо идущие к цели,наделённые сильными страстями характеры, и склонные к постоянным размышлениям иколебаниям типы, мудрецы и насмешники, преступники и простаки, отважные друзьяи хитроумные предатели. Как главные, так и многие второстепенные персонажиШекспира стали нарицательными: Гамлет, Офелия, леди Макбет, Отелло, Дездемона,Яго, Король Лир, Ромео и Джульетта, Фальстаф. Шекспир своими мыслями, темами,мотивами и образами дал импульс к созданию множества произведений литературы,живописи, скульптуры, музыки; наиболее значительные его произведениянеоднократно экранизированы.
Вклад Шекспира в мировую художественную литературу состоял и в его«Сонетах» (1592–1600), 154 лирико-философских стихотворениях, повествующих олюбви автора к некоей «смуглой даме», коварной и своевольной, и о его дружбе снеким молодым человеком («белокурым другом»), который стал ему соперником иради которого он расстаётся со своей возлюбленной. Раскрыть тайну лирическойгероини «Сонетов» старались многие исследователи творчества Шекспира, но до сихпор никто точно не может сказать, кто она: «Сонеты», содержащие автобиографическиемотивы, – не лирический дневник поэта, а прежде всего художественноепроизведение. Поэтическое мастерство, драматизм, накал страстей, вмещённый вмалую стихотворную форму, напряжённый психологизм ставят «Сонеты» в один ряд сдраматическими шедеврами Шекспира. Одним из лучших переводчиков сонетов нарусский язык был С.Я. Маршак.
В России Шекспир впервые был упомянут среди прославленных поэтов в1748 г. А.П. Сумароковым. Шекспир прочно вошёл в отечественнуюкультуру с первой пол. 19 в. Споры о Шекспире на рубеже 19–20 вв., и вчастности негативное отношение к его творчеству Л.Н. Толстого, не ослабиливоздействия английского драматурга на духовную жизнь россиян. Шекспир сталнеотъемлемой частью русской культуры во многом благодаря великолепным переводам.На русский язык его переводили А.П. Сумароков, Н.М. Карамзин, А.И. Кронеберг,В.Я. Брюсов, Н.А. Холодковский, Т.Л. Щепкина-Куперник, М.Л. Лозинский,Б.Л. Пастернак.
Знаменитый монолог Гамлета
Быть иль не быть, вот в чем вопрос.
Достойно ль
Души терпеть удары и щелчки
Обидчицы судьбы иль лучше встретить
С оружьем море бед и положить
Конец волненьям Умереть. Забыться.
И все. И знать, что этот сон – предел
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу. Это ли не цель
Желанная Скончаться. Сном забыться.
Уснуть. И видеть сны Вот и ответ.
Какие сны в том смертном сне приснятся,
Когда покров земного чувства снят
Вот объясненье. Вот что удлиняет
Несчастьям нашим жизнь на столько лет.
А то кто снес бы униженья века,
Позор гоненья, выходки глупца,
Отринутую страсть, молчанье права,
Надменность власть имущих и судьбу
Больших заслуг перед судом ничтожеств,
Когда так просто сводит все концы
Удар кинжала Кто бы согласился
Кряхтя под ношей жизненной плестись,
Когда бы неизвестность после смерти,
Боязнь страны, откуда ни один
Не возвращался, не склоняла воли
Мириться лучше со знакомым злом,
Чем бегством к незнакомому стремиться.
Так всех нас в трусов превращает мысль.
Так блекнет цвет решимости природной
При тусклом свете бледного ума,
И замыслы с размахом и почином
Меняют путь и терпят неуспех
У самой цели. Между тем довольно! –
Офелия! О, радость! Помяни
Мои грехи в своих молитвах, нимфа.
Гамлет решает «быть» – восстать против убийцы своего отца. Клавдийего враг. Но где доказательства Может быть, на Клавдия наговаривают И вотначинаются его колебания. Чтобы уличить Клавдия в убийстве, Гамлет придумываетпредставление, в котором показано убийство. Гамлет наблюдает за Клавдием ивидит, что тот побледнел. Клавдий разоблачен. И он понимает, что Гамлет всепонял. Значит, Гамлет должен быть убит. Трагедия завершается гибелью всехгероев. Итак, одно убийство ведет за собой целую цепь убийств.
Героиню трагедии – Офелию – наш критик В.Г. Белинский увиделтакой «Офелия занимает второе лицо после Гамлета. Это одно из тех созданийШекспира, в которых простота, естественность и действительность сливаются водин прекрасный, живой и типичный образ… Представьте себе существо кроткое,гармоническое, любящее, в прекрасном образе женщины; существо, которое неспособно вынести бурю бедствия, которое умрет от любви отверженной или, что ещескорее, от любви сперва разделенной, а после презренной, но которое умрет не сотчаянием в душе, а угаснет тихо, с улыбкою и благословением на устах, смолитвою за того, кто погубил ее; угаснет, как угасает заря на небе вблагоуханный майский вечер вот вам Офелия».
«Гамлет» считается энциклопедией мудрости. Действительно, здесьмного советов на разные случаи жизни. Вот как Полоний, например, поучает сына
Держи подальше мысль от языка,
А необдуманную мысль – от действий.
Много здесь мыслей о театре, о власти, красоте истинной и пошлой,о политике…
Четыре гениальные трагедии Шекспира – «Ромео и Джульетта»,«Гамлет», «Отелло», «Король Лир» – критики рассматривают как трагедиивозрастов, от юности к старости. Проблема «отцов и детей», традиционная вмировой литературе, в шекспировском «Короле Лире» выразилась в самойобостренной форме.
Восьмидесятилетний король поделил свое царство между двумястаршими дочерьми, Гонерильей и Реганой, а третью, Корделию, лишил наследстватолько потому, что та не сочла достойным соревноваться со своими льстивымисестрами в выражении любви к отцу. Разгневанный старик изгнал Корделию. Однакодве старшие дочки очень скоро отказали отцу в приюте и крове.
Власть сделала Лира самодуром, его лучшие человеческие качествавозвращаются к нему, лишь когда он сам становится жертвой несправедливости.Прозрение к нему пришло после того, как он отдал корону и земли.
Лир узнает весь ужас жизни обездоленного человека, скитаясь помиру. Только младшая, Корделия, будет ему предана и попытается спасти отца.
Лир, в конце концов, не выдержав потрясений, сходит с ума иумирает. Все три дочери его погибают насильственной смертью.
В то время как гуманисты эпохи Возрождения воспевали и воспеваличеловека, Шекспир показал им – какой человек.


Заключение
Шекспир написал много пьес. Точнее, он писал их не для чтения, недля печати, не как образцы литературы – трагедии и комедии его были сценариямиили либретто для театральных постановок. Он даже не думал о публикациях. И приэтом такой отточенный слог!
Конечно, Шекспир велик прежде всего тем, что внес в драматургиювеликий поэтический дар, превосходивший таланты всех его предшественников.Второе – это уникальное чувство драматизма, каким никто в мире не обладал ни дони после Шекспира.
Исследователь творчества английского гения А. Аникст считает,что «Шекспир принес в драму важные новые художественные принципы, которых донего вообще не было в искусстве. Характеры героев в древней драме обладали лишьодной какой-нибудь важной чертой. Шекспир создал героев и героинь, наделенныхчертами духовно богатой живой личности. Вместе с тем он показал характеры своихгероев в развитии. Эти художественные нововведения обогатили не толькоискусство, но и понимание природы человека».
Шекспир жил в эпоху, благоприятную для творчества. Хотя в Англии ибыла деспотическая королевская власть, но страна была на подъеме. Англия началазавоевывать новые земли. Раскрепостилось сознание людей. Театр стал любимымразвлечением народа.

Список использованной литературы
 
1 Маркс К. и Энгельс Ф.,Об искусстве, т. 1–2, М., 1976;
2 История английскойлитературы, т. 1, в. 2,
3. Библиография русскихпереводов и критической литературы на русском языке. 1748–1962, М., 1964;
4 Howard-Hill Т.Н., Shakespeareanbibliography and textual criticism. A bibliography, Oxf., 1971;
5 A Shakespearebibliography, v. 1–7, L., 1971.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.