Реферат по предмету "Психология"


Психология поведения толпы

Реферат по дисциплине « Психология и педагогика » на тему: «Психология поведения толпы». Содержание стр. Введение 1. Понятие толпы, её состав и механизм формирования 2. Классификация толпы 3. Психологические свойства толпы. Особенности поведения индивида в толпе 4. Методы изучения толпы 19 Заключение 21 Список использованной литературы 23 Введение

Социальная жизнь людей отливается в великое множество самых разнообразных форм. Некоторые из них обыденны и привычны. Другие серьезно отличаются оттого, что принято считать повседневной нормой. Существуют формы поведения сугубо индивидуализированные, целиком или в значительной степени зависящие от воли, желаний или нужд личности. Но есть и такие, в которых проявления воли, желаний и нужд отдельного человека оказываются серьезно ограниченными прямым или опосредованным влиянием других

людей. Люди и отдельный человек даже не испытывая на себе психического давления со стороны других, а только воспринимая поведение этих других, заражаются их поведением, подчиняются и следуют ему. Разумеется, возможно и неподчинение, но индивид, как правило, рационально объясняет его самому себе. Без этого разъяснения «неподчинение» неизбежно вызывает внутреннее беспокойство у индивида, нередко дополняемое работой вообра-жения относительно возможно низкой оценки своей личности другими.

Представление о толпе обычно рождается из личного опыта людей. Практически каждый либо бывал в толпе, либо видел ее поведение со стороны. Иногда, поддавшись простому человеческому любопытству, люди присоединяются к группе, рассматривающей и обсуждающей какое-то событие. Возрастая количественно, заражаясь общим настроением и интересом, люди постепенно превращаются в нестройное, неорганизованное скопление, или толпу.

Целью данной работы является изучение психологических особенно-стей толпы. Для достижения поставленной цели выделим несколько задач: ­ рассмотреть понятие толпы, её состав и механизм формироваия; ­ изучить классификацию толпы; ­ проанализировать психологические свойства толпы и особенности по-ведения индивида в толпе; ­ рассмотреть методы изучения толпы. При написании реферата были использованы труды по психологии отечественных и зарубежных авторов.

1. Понятие толпы, её состав и механизм формирования Термин «толпа» вошел в социальную психологию в период мощного революционного подъема масс в конце XIX-начале XX в. Под толпой психологи в то время понимали главным образом слабо организованные выступления трудящихся против эксплуататоров. Как отмечает Д.Д.Кудинов в своих работах, систематическое изучение феноменов массового поведения началось во второй половине

XIX века. В различных странах Западной Европы независимо сложились две научные школы: немецкая психология народов (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт) и франко-итальянская психология масс (Г. Лебон, Г. Тард, В. Парето, Ш. Си-геле) [1]. Французский социолог Г. Лебон в конце XIX в. первым предпринял на-учные попытки подойти к проблеме толпы. Первые две статьи Лебона по во-просу массового поведения были опубликованы в 1895 г. в журнале «Revue

scientific» («Научное обозрение»), и самим фактом публикации в таком журнале была сделана заявка на подход к проблеме с научных позиций. В том же году статьи Лебона вышли в книге «Психология толпы», принесшей ему широкую известность [3]. «Толпа писал Тард это - груда разнородных, незнакомых между собою элементов. Лишь только искра страсти, перескакивая от одного к другому, наэлектризует эту нестройную массу, последняя

получает нечто вроде внезапной, самопроизвольно зарождающейся организации. Разрозненность переходит в связь, шум обращается в нечто чудовищное, стремящееся к своей цели с неудержимым упорством. Большинство пришло сюда, движимое простым любопытством; но лихорадка, охватившая нескольких, внезапно завладевает сердцами всех, и все стремятся к разрушению. Человек, прибежавший только с тем, чтобы воспрепятствовать смерти невинного, одним из первых заражается

стремлением к человекоубийству и, что еще удивительнее, совершенно не удивляется этому» [5]. В специальной литературе учеными предлагается несколько определе-ний термина «толпа». В табл.1 приведен сравнительный анализ некоторых определений. Таблица 1 Подходы к определению категории «толпа» № п/п Автор Определение 1 Гидденс Э. Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности

целей, но взаимно связанных сход-ством эмоционального состояния и общим объектом вни-мания. 2 Г.Лебон Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разно-симые в разные стороны, а затем падающие на землю Руткевич А.М. Публика, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное об-суждение Поис

А. Совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве пря-мых контактов между собой, но связанных каким-либо об-щим более или менее постоянным интересом Назаретян А.П. Контактная, внешне неорганизованная общность, дейст-вующая крайне эмоционально и единодушно Приведем ещё одно определение толпы, которое опубликовано в сво-бодной энциклопедии «Википедия» [1]: Толпа – большое скопление людей. Толпа хаотична, хотя и не лишена некоторой организации.

Организующим фактором может быть общий объект внимания, традиция, событие. Члены толпы обычно находятся в сходном эмоциональном состоянии. Толпа описывается целым рядом параметров и характеристик, такими как количество собравшихся людей, направление и скорость движения, психологическое состояние и другие. Толпа является предметом исследования социальной психологии.

В некоторых случаях толпа может представлять опасность для окружающих и для себя самой. Толпы играют значительную роль в истории. При объединении индивидов в группы, которые негодуют по определённому поводу, резко возрастает вероятность проявления стихийного поведения. Последнее может быть направлено на выражение испытываемых людьми чувств, либо на изменение ситуации через действие. Очень часто субъектом такого стихийного поведения оказывается толпа.

Толпой можно обозначить такие формы поведения как [9]: 1 публика, под которой понимается большая группа людей, возни-кающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение; 2 контактная, внешне не организованная общность, действующая крайне эмоционально и единодушно; 3 совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своём

большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический лже-патриотический угар. В толпе, как правило, большую роль играют неосознанные процессы. На основе эмоционального возбуждения возникают стихийные действия в связи с какими-либо впечатляющими событиями, затрагивающие главные ценности людей, например, в ходе их борьбы за свои интересы и права.

Основные механизмы формирования толпы и развития её специфических качеств – циркулярная реакция, т.е. нарастающее взаимонаправленное эмоциональное «заряжение», а так же слухи. Возникновение толпы редко выходит за пределы причинно-следственных связей социальных явлений, осознание которых далеко не все-гда стихийно. Несмотря на то, что одним из существенных признаков толпы является чаще всего случайный состав образующих её людей, нередко фор-мирование толпы начинается с некого ядра,

в качестве которого выступают зачинщики. На рис.1 представлена схема формирования толпы. Рис.1 Этапы формирования толпы Следует отметить, что в процессе формирования толпы участвуют не-сколько субъектов [8]: Ядро толпы, или зачинщики – субъекты, задача которых сформулировать толпу и использовать её разрушительную энергию в поставленных целях. Участники толпы, в большинстве своём не являются зачинщиками, но оказываются в сфере влияния толпы и активно участвуют в её действиях.

Особую опасность представляют агрессивные личности, которые примыкают к толпе исключительно из-за появившейся возможности дать разрядку своим невротическим, нередко садистским наклонностям. В среду участников толпы попадают и добросовестно заблуждающиеся. Эти субъекты присоединяются к толпе из-за ошибочного восприятия обстановки, они движимы, например, ложно понятым принципом справедливости. К толпе примыкают обычные обыватели.

Они не проявляют большой активности. Их привлекает эксцесс в качестве волнующего зрелища, которое разнообразит их скучное, унылое существование. В толпе находят себе место повышенно внушаемые люди, которые поддаются общему заражающему настроению. Они без сопротивления отда-ются во власть стихийных явлений. Участниками толпы оказываются и просто любопытные, наблюдающие со стороны. Они не вмешиваются в ход событий, однако их присутствие увеличивает массовость и усиливает влияние

стихии толпы на поведение её участников. 2. Классификация толпы Как и любое другое социальное явление, толпу можно классифицировать по различным основаниям. В социальной психологии существует несколько классификаций толпы. Если за основу классификации взять такой признак как управляемость, то можно выделить следующие виды толпы [3]: 1 Стихийная толпа. Формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны

конкретного физического лица. 2 Ведомая толпа. Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в дан-ной толпе её лидером. 3 Организованная толпа. Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации и организованную толпу. Можно сказать, что он подчас не делает разницы между толпой орга-низованной и неорганизованной.

Хотя согласиться с таким подходом трудно. Если какая-то общность людей организована, следовательно, в ней имеются структуры управления и подчинения. Это уже не толпа, в формирование. Даже отделение солдат, пока в нём есть командир, уже не толпа. Если за основу классификации толпы взять характер поведения в ней людей, то можно выделить несколько её типов и подтипов: 4 Окказиональная толпа. Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему

происшествию (дорожная авария, пожар, драка и так далее). 5 Конвенциональная толпа. Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу. Готова лишь временно следовать достаточно диффузным нормам поведения. 6 Экспрессивная толпа. Формируется, как и конвенциональная толпа.

В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.п.). 7 Экстатическая толпа. Представляют собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного, ритмически нарастающего «заражения» (массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок концерты и т.д.). 8 Действующая толпа. Формируется как конвенциальная, осуществляет действие относитель-но конкретного

объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды [5]: 1. Агрессивная толпа. Объединена слепой ненавистью к конкретному объекту (какому-либо религиозному или политическому движению). Обычно сопровождается из-биениями, погромами, поджогами и т.д. 2. Паническая толпа. Стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности. 3. Стяжательская толпа. Вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за облада-ние какими-либо

ценностями. Провоцируется чаще всего властями, игнори-рующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них (взятие штурмом мест в транспорте, ажиотажный расхват продуктов в магазинах, разгром продовольственных складов, осаждение учреждений (например банков), в небольших количествах проявляется в местах крупных катастроф со значительными человеческими жертвами и т.д.). 4. Повстанческая толпа. Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей.

Своевременное внесение в неё организующего начала способно возвысить стихийное массовое вступление до сознательного акта политической борьбы. Г. Лебон различает виды толпы по признаку гомогенности [4]: ­ Разнородная ­ Анонимная (уличная например) ­ Персонифицированная (парламентское собрание) ­ Однородная ­ Секты ­ Касты ­ Классы Следует сказать о том, что современные представления на типологию толпы несколько отличаются от взгляда Г. Лебона. Об организационной толпе уже шла речь выше.

Так же сложно рассматривать в качестве толпы персонифицированное собрание людей типа производственного собрание людей типа производственного совещания, парламентского людей типа производственного совещания, парламентского собрания, присяжных суда (Г. Лебон относит эти образования к категории «толпа»), которые лишь в потенции могут превратиться в толпу, но изначально таковой не являются. Классы тоже трудно отнести к разряду толп. 3. Психологические свойства толпы.

Особенности поведения инди-вида в толпе Социальные психологи отмечают ряд психологических особенностей толпы. Они свойственны всей психологической структуре этого образования и проявляются в различных сферах. Их анализ приведен в табл.2. Таблица 2 Сферы проявления и психологические особенности толпы № п/п Сфера Составляющие Характеристика 1 Когнитивная В когнитивной сфере толпа высказывает разнообразные стран-ности своей психоло-гии: 1. Неспособность к осознанию 2.

Особенности выра-жения 3. Особенности мыш-ления 1. Важными психологическими характеристиками толпы явля-ются её бессознательность, ин-стинктивность и импульсив-ность. Вступает в действие не-управляемый стадный инстинкт, особенно когда ситуация экс-тремальная, когда нет лидера и никто не выкрикивает сдержи-вающие слова команд. Разно-родное в каждом из индивидов – частице толпы – утопает в одно-образном, и берут верх бессознательные

качества. 2. У толпы сильно развита спо-собность к воображению. Толпа очень восприимчива к впечат-лениям. Образы, поражающие воображение толпы, всегда бы-вает простым и ясным. Вызван-ные в уме толпы кем-либо обра-зы, представление о каком-нибудь событии или случае по своей живости почти равны ре-альным образам. Не факты сами по себе поражают воображение топы, а то, как они представля-ются её. 3. Толпа мыслит образами, и вы-званный в её воображении об-раз, в свою очередь

вызывает другие, не имеющие никакой логической связи с первым. Толпа не отделяет субъективно-го от объективного. Она считает реальными образы, вызванные в её уме и зачастую имеющие лишь очень отдалённую связь с наблюдаемым ею фактом. Тол-па, способная мыслить только образами, восприимчива только к образам. Некоторые особенно-сти мышления толпы: 1. Категоричность 2.

Консерватизм 3. Внушаемость 2 Эмоцио-нально-волевая сфе-ра 1. Эмоциональность 2. Высокая чувствен-ность 3. Экстремизм 4. Мотивация 5. Безответственность 1. В толпе имеет место такое со-циально-психологическое явле-ния, как эмоциональный резо-нанс. Люди, участвующие в экс-цессе не просто соседствуют друг с другом. Они «заражают» окружающих и сами «заражают-ся» от них.

Наступлению эмо-ционального взрыва способст-вуют определённые психологи-ческие условия поведения лич-ности в толпе. 2. Чувства и идеи отдельных лиц, образующих целое, име-нуемое толпой, принимают одно и то же направление. Рождается коллективная душа, имеющая, правда, временный характер. Толпе знакомы только простые и крайние чувства. 3. Силы толпы направлены лишь на разрушение. У толпы отсутствует критическое отно-шение к себе и присутствует

«нарциссизм» - «мы» безупреч-ны, во всём виноваты «они». «Они» отливаются в образ вра-га. Толпа считается только с си-лой, и доброта её мало трогает, для толпы доброта – одна из форм слабости. 4. Личный интерес очень редко бывает могущественным двига-телем в толпе, в то время как у отдельного человека он стоит на первом месте. Хотя все желания толпы бывают очень страстны-ми, они всё же продолжаются недолго, и толпа так же мало способна проявить настойчивую волю, как и рассудительность.

5. Она порождает нередко неве-роятную жестокость агрессив-ной толпы, подстрекаемой дема-гогами и провокаторами. Безот-ветственность позволяет толпе топтать слабых и преклоняться перед сильными. 3 Темперамен-тальная сфе-ра 1. Физическая актив-ность 2. Диффузность 1. Стремление немедленно пре-вратить в действия внушённые идеи – характерный признак толпы. 2. Возбудители, которые дейст-вуют на повинующуюся им тол-пу весьма разнообразны – этим объясняется

её чрезвычайная изменчивость. Над прочно уста-новившимися верованиями тол-пы лежит поверхностный слой мнений, идей и мыслей, посто-янно рождающихся и исчезаю-щих. Мнение толпы непостоян-но. 4 Моральная сфера 1. Моральность 2. Религиозность 1. Толпа может иногда демонст-рировать очень высокую нрав-ственность, очень возвышенные проявления: самоотвержен-ность, преданность, бескорыстие, са-мопожертвование, чувство справедливости

и т.д. 2. Все убеждения толпа имеют черты слепого подчинения, сви-репой нетерпимости, потребно-сти в самой неистовой пропа-ганде, что присуще религиозно-му чувству. Толпа нуждается в религии, так как все верования удваиваются ею лишь в том слу-чае, если они обличены в рели-гиозную оболочку, не допус-кающую оспаривания. Верова-ние толпы почти всегда имеют религиозную форму.

Какие черты могут охарактеризовать человека в толпе, раскрывает Р.И. Мокшанцев в одной из серии работ «Высшее образование». Анонимность. Немаловажная особенность самовосприятия индивида в толпе - это ощущение собственной анонимности. Затерявшись в «безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные поступки. От-сюда и та жестокость, которая обычно сопровождает действия агрессивной толпы.

Участник толпы оказывается в ней как бы безымянным. Инстинктивность. В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю. Этому способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. У него уменьшается способность к рациональной переработке воспринимаемой информации. Способность к наблюдению и критики, существующая у изолированных индивидов, полностью исчезает в толпе.

Состояние единения. В толпе человек чувствует силу ассоциации, которая влияет на него своим присутствием. Воздействие этой силы выражается либо в поддержке и усилении, либо в сдерживании и подавлении индивидуального поведения человека. Известно, что люди в толпе, ощущая психическое давление присутствующих, могут сделать то, чего они никогда бы не сделали при иных обстоятельствах. Существуют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих

толпу. Одухотворенная толпа представляет временный организм, слившийся из раз-нородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе. Состояние гипнотического транса. Индивид, пробыв некоторое время среди действующей толпы, впадает в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Он уже не осознает своих поступков. У него, как у загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени

напряжения. Под влиянием внушения, приобретаемого в толпе, индивид совершает действия с неудержимой стремительностью, которая к тому же возрастает, поскольку влияние внушения, одинаково для всех, увеличивается силой взаимности. Ощущение неодолимой силы. Индивид в толпе приобретает сознание неодолимой силы, благодаря одной только численности. Аморфность. В толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость. Утрачивается психическая надстройка каждой личности и

выходит на поверхность аморфная однородность. Не замечая оттенков, индивид в толпе воспринимает все впечатления в целом и не знает никаких переходов. Социальная деградация. Становясь частицей толпы, человек как-бы опускается на несколько ступеней ниже в своем развитии. В изолированном положении - в обычной жизни он, скорее всего, был культурным человеком, в толпе же, это - варвар, т.е. существо инстинктивное. В толпе у индивида обнаруживается склонность к произволу,

буйству, свирепости. Человек в толпе претерпевает и снижение интеллектуальной деятельности. Для человека толпы также повышена эмоциональность восприятия все-го, что он видит и слышит вокруг себя. 4. Методы изучения толпы К настоящему моменту в мировой науке накоплен уже некоторый опыт, позволяющий вести разработку объективных методов изучения толпы. Набор методов при каждом конкретном случае определяется характером события.

Остановимся на методах, которые отмечает Д.Д. Кудинов в своей работе по обзору исследований психологии толпы («Школьный психолог») [5]. 1. Метод опроса. Это один из наиболее доступных методов исследования массовых явлений. Его эффективность в значительной степени зависит от того, насколько широки группы лиц, причастных к тому к тому или иному эпизоду, охвачены опросом. При этом важно опросить не только самих участников, но и очевидцев, сторонних наблюдателей, которые

могут сообщить что-либо об обстоятельствах, предшествовавших этому событию или последовавших после него. 2. Вторичные источники. В связи с тем, что на Западе проблема массовых беспорядков имеет бо-гатую историю, полиция соответствующих стран накопила большой опыт действий по организации контроля над различными массовыми проявления-ми. Этот опыт обобщен в различных учебных пособиях, инструкциях и ука-заниях. Западные психологи считают эти документы полезными источниками сведений при изучении поведения толпы,

т.к. они содержат имперические наблюдения, касающиеся свойств и особенностей поведения людей в толпе. 3. Проективные методы Л. Киллиан (L. Killian). В 1956 году Л. Киллиан предложил использовать проективные методики, в частности, тест тематической апперцепции (ТАТ), для изучения мотивов, чувств и восприятий, порождаемых у людей толпой. В лабораторных условиях испытуемым на ряду с пятью обычными карточками

ТАТ предъявлялись 5 карточек с изображениями толпы. Далее анализировалось, на какие особенности толпы испытуемые обращали внимание. Данные такого рода при их накоплении считались полезными для изучения установок людей, которые могут проявиться в случае их участия в реальной толпе. 4. Экспериментальные методы. Выделяются 3 группы методов, которые в той или иной степени могут быть полезны

при изучении проблем психологии толпы. К первой относятся методы, широко используемые в экспериментальной социальной психологии при исследовании поведении групп и индивидов в группах. Их результаты соотносимы с проблемами толпы, но лишь при изучении ее отдельных осо-бенностей. Так, данные некоторых экспериментов показали, что индивиды, находящиеся в составе групп, склонны при определенных условиях идти на большой риск, чем это свойственно им обычно.

Механизм распространения ответственности, выявляющийся в этих экспериментах, может служить объ-яснением криминального поведения, связанного с повышенным риском. Ко второй группе экспериментальных методов следует отнести моде-лирование поведения толпы. Безусловно, создать в лаборатории условия, сходные с естественными, практически, невозможно. Тем не менее, такого рода попытки неоднократно принимались.

5. Полевое экспериментирование. Многие эксперименты связаны с изучением поведения реальных групп, их данные лишь в какой-то степени применимы к исследованию толпы. Сле-довательно, возможности и этих методов весьма ограничены. Несомненно, что важнейшим источником должны быть наблюдения массовых явлений, возникающих в естественных условиях. Заключение В заключение данной работы можно сделать несколько выводов:

В психологии существует несколько определений понятия «толпа», некоторые из которых мы рассмотрели в п.1 реферата. Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что толпа – это неорганизованное скопление людей, объединенных каким-либо отношением к определенному объекту, сплоченных эмоциональной привязкой в отношении данного объекта. Выделяются четыре основных вида; 1) толпа окказиональная - связанная любопытством к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария

и пр.); 2) толпа толпа конвенциональная - связанная интересом к некоему за-ранее объявленному массовому развлечению (спортивные состязания и пр.) и готовая, часто лишь временно, следовать достаточно диффузным нормам поведения; 3) толпа экспрессивная - совместно выражающая общее отношение к некоему событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и пр.); ее крайняя форма- толпа экстатическая, достигающая от взаимного ритмически нарастающего заражения состояния общего экстаза - как на некоих массовых религиозных ритуалах,

карнавалах, концертах рок-музыки и пр.; 4) толпа действующая - содержит подвиды: а) толпа агрессивная - объединенная слепой ненавистью к некоему объекту (суд Линча, избиение религиозных, политических противников и пр.); b) толпа паническая - стихийно спасающаяся от реального или мнимого источника опасности ; с) толпа стяжательная - вступающая в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание некоими ценностями (деньгами, местами в отходящем транспорте

и пр.); d) толпа пов-станческая - где людей связывает общее справедливое возмущение действиями властей; она нередко составляет основу революционных потрясений, и своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного действа политической борьбы. В заключении, мы сделаем попытку, на основании нижеуказанной литературы, указать некоторые рекомендации, дающие ответ на один из этих вопросов. Для того, чтобы не допускать возникновения такого явления, как

агрессивная толпа, в первую очередь необходимо устранить долговременные условия, создающие чувства социальной неудовлетворенности, недовольства, отчаяния, безысходности. Если происходят какие-либо события, которые мо-гут спровоцировать появление агрессивной толпы или толпа начинает собираться, то необходимо принимать срочные меры информационного, организационного и тактического плана к недопущению концентрации большого количества людей в одном месте.

В частности, необходимо хотя бы временно изолировать от людей неформальных лидеров и зачинщиков беспорядков и задействовать людей, которые могли бы позитивно влиять на толпу. Список использованной литературы 1. Википедия. Свободная энциклопедия www.wikipedia.ru 2. Гидденс Э. Мятежи, толпы и другие формы коллективного действия // Диалог №7. – 2008. 3. Лебон Г. Психология народов и масс

СПб 1996 4. Лебон Г. Толпотворение // Новое время №3. – 2005. 5. Майерс Д. Социальная психология М.: Норма, 2007. 6. Мокшанцев Р. И Мокшанцева А. В. Социальная психология – М.: Юни-ти, 2006. 7. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения www.koob.ru 8. Поис А. Толпа и коллектив www.pois.ru 9. Руткевич А.

М. Человек и толпа // Диалог 1990 №12



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :