Реферат по предмету "Экономика"


Неформальный справочник по системам управления проектами

«Неудачноепланирование – планирование неудачи»
Б.Трейси.
Какмодно нынче стало слово «проект»… «новый проект модного клипмэйкера ВасиПупкина!» (ничего личного); «менеджер проекта Вася Пупкин» (уже интересней).Так что такое проект? Очень многие рассматривают проект как набор чертежей,расчетов и технических текстов. Проект в смысле Design. И они правы. Мы же будем рассматривать проект в смысле Project, т.е. как временное предприятие,направленное на достижение определенной цели. Отсюда мы попытаемсясформулировать (формализовать) понятие «управление проектами» — это любыевоздействия, помогающие оптимально (чуть не сказал «наиболее оптимально)достичь цели.
Еслибыть совсем дотошным, можно сказать, что управление проектами (project management)насчитывает столько же лет, сколько и человечество. И это действительно так,согласитесь. Просто методы и средства были разными. Точнее сказать, ониэволюционировали.
Исходные позиции
Воснове современных методов управления проектами лежат методики сетевогопланирования, разработанные в конце 50-х годов в США. В 1956 г. М.Уолкер изфирмы «Дюпон», исследуя возможности более эффективного использованияпринадлежащей фирме вычислительной машины Univac, объединил свои усилия сД.Келли из группы планирования капитального строительства фирмы «РемингтонРэнд». Они попытались использовать ЭВМ для составления планов-графиков крупныхкомплексов работ по модернизации заводов фирмы «Дюпон». В результатебыл создан рациональный и простой метод описания проекта с использованием ЭВМ.Первоначально он был назван методом Уолкера-Келли, а позже получил названиеМетода Критического Пути — МКП (или CPM — Critical Path Method).
Параллельно(1958г.)  и независимо консалтинговой фирмой «Буз, Аллен эндГамильтон» для реализации проекта разработки ракетной системы«Поларис» был разработан метод анализа и оценки (пересмотра) программPERT (Program Evaluation and Review Technique). На его разработку, позаявлениям фирмы, ушло 15 лет, таким образом, начало работ относилось к 1943г.
Идеи,сходные с идеями, положенными в основу системы PERT, были еще в 30-х годахпредложены в советском капитальном строительстве (на строительствеМагнитогорского металлургического комбината), но в то время они не получилираспространения и для них не были произведены необходимые математическиеразработки.
Однакоэто не означает, что в нашей стране идеи метода никого не интересовали.Благодаря усилиям С.П. Никанорова, в 60-е годы  Министерство обороны в лицеподведомственных институтов активно занялось разработками в этой области.
Есливспомнить, сколько стоил в то время вычислительный ресурс – становитсяпонятным, что только крупные корпорации и правительства могли использовать этиметодики.
Стечением времени и удешевлением вычислительного ресурса, Системы управленияпроектами стали более распространенными.
Хочетсясразу расставить точки над i и определить,о чем пойдет речь. В данной статье мы не будем рассматривать Корпоративныеинформационные системы (КИС) и интегрированные системы управления предприятием.Мы рассмотрим более узкий круг. То, что традиционно называется системамиуправления проектами (СУП).
Перечислимперечень основных задач,  для решения которых используются системы управленияпроектами:
разработкурасписания исполнения проекта без учета ограниченности ресурсов;
разработкурасписания исполнения проекта с учетом ограниченности ресурсов (leveling);
определениекритического пути и резервов времени исполнения операций проекта;
определениепотребности проекта в финансировании, материалах и оборудовании;
определениераспределения во времени загрузки возобновляемых ресурсов;
анализрисков и планирование расписания с учетом рисков;
учетисполнения проекта;
анализотклонений хода работ от запланированного и прогнозирование основных параметровпроекта.
 Какправило, СУП делятся на системы начального уровня, к которым, учитывая ихфункционал, наиболее применим термин Системы календарного планирования иконтроля (СКПК) и профессиональные системы управления проектами.  Хотя впоследние три года отмечается устойчивая тенденция «подрастания» системначального уровня к профессиональным пакетам и еще более активное расширениефункциональности последних, цены на системы из разных групп могут заметноразличаться. Если СКПК попадают в диапазон $200-800, то профессиональные СУПмогут стоить заметно больше $5000.
Внастоящее время существует несколько сотен систем, так или иначе, реализующихфункции СКПК. Однако разнообразная «заточенность» и «раскрученность» их делаютсвое ограничительное дело. Реально, на российском рынке стабильно присутствуетне более 10 систем. Среди них есть и отечественные разработки.
Системы начального уровня
Принципиальныхфункциональных отличий между СКПК начального уровня на самом деле не так много.Практически все они имеют сходный набор функций. Перечислим основной, де-факто, стандартный их набор:
Поддержкарасписания из неограниченного количества операций (вы встречали такоерасписание в практике?) с учетом приоритетов операций, расчет критическогопути, вычисление резервов времени; длительность в часах, днях, неделях иликомбинированная;
Умениеработать с пользовательскими календарями для операций и ресурсов;
Поддержкавсех видов связей, типов работ (task, milestone, hammock), типов ресурсов (возобновляемые, не возобновляемые);
Способностьработать с иерархической структурой работ (WBS – Work Breakdown Structure);
Возможностьвыполнения  выборки, сортировки, группировки, суммирования, по кодам WBS и ID работ;
Поддержкаосновных видов визуального представления (диаграмма Ганта, PERT-диаграмма, таблица работ/ресурсов,таблица связей, гистограммы ресурсов).
Дляобмена проектными данными между СКПК очень часто используется формат обменаданными mpx. По сути, он представляет из себяструктурированный текстовый файл, с запятыми в качестве разделителя.Недостатком этого формата является отсутствие возможности передавать данные,поддержки которых нет в MS Project.
MS Project (разработчик — Microsoft) Этот пакет используют для планирования своих проектовоколо 3 миллионов людей. Его стандартный офисный интерфейс позволяет быстронаучиться использовать продукт. Ранние версии этого продукта не особенноблистали своей функциональностью, однако версия MS Project2000 радует своими обширными возможностями интеграции с другим ПО от Microsoft. Главное отличие версии MS Project2000 от предыдущих версий — Microsoft Project Central.  Это приложение длясовместного управления проектами с помощью средств WEB, позволяет организоватьдвухсторонний обмен данными между всеми участниками проекта, а такжепредоставления информации  лицам у которых не установлен Microsoft Project 2000.
 Кпримеру, поддерживается обмен информацией с Outlook. менеджер проекта имеетвозможность передать исполнителям данные о задачах, которые необходимовыполнить, а те, в свою очередь, могут информировать его обо всех изменениях врабочем календаре. Кроме того, пользователи MS Outlook 2000 имеют возможностьпросматривать всю проектную информацию из этого приложения. Явный, на взглядавтора, недостаток последней версии – прекращение поддержки  формата mpx.
 Time Line(разработчик — Time Line Solutions)  Очень многие компании в нашей стране, втом числе и строительные, начинали свой путь к внедрению систем управленияпроектами именно с этого продукта. Этот пакет начал продаваться еще в началедевяностых. Были локализованы две версии — 5.0 для DOS и 1.0 для Windows.Отличная функциональность и при этом простота использования, сделали его весьмараспространенным пакетом. Очень хорошей, по тем временам, была возможностьсоздание вычисляемых пользовательских полей. В дистрибутив пакета входитгенератор отчетов Crystal Report.
В1995 году, уже под лейблом Symantec, былавыпущена версия 6.5 для Windows. Недостатком этой версии можно считать не оченьхорошо реализованный принцип WYSIWYG. На этомразвитие пакета, к сожалению, остановилось. Локализированной версии выпущено небыло. По сведениям компании, занимавшейся продвижением Time Line нароссийском рынке, продажи его прекращены около 2 лет назад.
SureTrak ProjectManager (разработчик –  Primavera inc. / представитель в России – ПМ СОФТ).
Являясь,младшим (и самым дешевым – стоимость в России за 5 лет осталась неизменной$700) продуктом в семействе  Primavera, ST позиционируется как продукт начальногоуровня для управления несложными проектами в небольших компаниях. Умеет читатьформат mpx и сохранять в нем проектные данные. Интерфейс – вполне стандартный. Очень хорошо реализован принцип WYSIWYG и масштабирование временной оси приотображении диаграммы Ганта. Совместим с MAPI-совместимыми системамиэлектронной почты (умеет отправлять с помощью них данные проектов). Встроенный wizard «Быстрый старт» проектов помогает создатьсистему кодов для типовых проектов (правда до её четвертого шага доходитьвесьма нудно и незачем).
Весьмаскромные минимальные системные требования: процессор 386 и выше, 4 МВ RAM, 15МВ свободного дискового пространства, Windows3.x, NT, 95, или OS/2. Приустановке под NT или Windows 2000, требуется дополнительно скачать и установить драйвер для hasp-ключа. Для активного продвижения наотечественном рынке этот пакет был полностью локализован. В российском вариантепоставки русскоязычный интерфейс, система помощи и руководство пользователя. Изособенностей можно отметить удобную функцию «луч»(Progress Spotlight). Привыделении на временной оси (диаграмме Ганта) временного промежутка, в таблицеработ выделяются цветом операции, выполнение которых запланировано в этотвременной интервал. SureTrak имеет как собственный формат данных, таки без каких либо дополнительных настроек «понимает» формат P3. В настоящее время представлен версией за № 2.0.
СУП для профи
Вотличии от СКПК, профессиональные системы управления проектами в своейфункциональности уже заметно отличаются друг от друга. И это, как правило, ужене отдельные программы, а комплексы, в состав которых входят различные утилитыи модули, предназначенные для решения специфических задач.
 Primavera Project Planner(разработчик –  Primavera inc. www.primavera.com/ представитель в России – ПМ СОФТ  www .primavera.msk.ru ).
Дляпостроения интегрированной системы управления проектами компания Primavera inc.  предлагает несколько продуктов. Для использования на нижнихуровнях управления уже упоминавшийся SureTrakProject Manager, профессиональный пакет управления проектами Primavera Project Planner (P3) для работы со сложными многоуровневыми иерархическимипроектами и систему масштаба предприятия, работающую по технологииклиент/сервер Primavera ProjectPlanner for the Enterprise (P3e).
Вкачестве системы управления контактами, предлагается полностью локализованныйExpedition; обеспечивать доступ к проектной информации используя Интернетпризван Webster for Primavera.
Такое разнообразие может сбить с толку, поэтомумы рассмотрим Primavera Project Planner (P3) как продукт, наиболее близкий к теме данного обзора.
Интерфейссистемы – стандартный, оконный. Локализация коснулась всего, кроме системы меню(названия полей, встроенные отчеты, руководство пользователя). В версии 1.0было ограничение на количество одновременно открытых проектов – не более 4,однако в следующих проектах это ограничение снято. В поставке  — несколькодесятков стандартных шаблонов представления проекта (в документации — макетов (layout)), пользователю предоставляетсявозможность создавать и сохранять собственные макеты. Поставляемый в составепакета генератор отчетов ReportSmith позволяет создавать любые табличные играфические отчетные формы. Иерархическая организация проекта по произвольнойкомбинации кодов. Радует отличная реализация принципа WYSIWYG при выводе отчетов на печать.
Длямоделирования проекта доступен обширный набор инструментов, включающий в себядо 20 уровней WBS и  16 пользовательских полей данных.Реализованы 9 типов работ (задача, веха, гамак, встреча и др.), все типызависимостей между работами; 10 типов ограничений. Текущее расписание проектаможет сравниваться с неограниченным числом базовых планов.
Развитафункция глобальной замены для внесения изменений в данные проекта сиспользованием логических, арифметических и строковых выражений.
Дляуправления ресурсами и стоимостями доступны все, стандартные для такого классапродуктов, инструменты. Стоимости ресурсов во времени, а так же их пределыпотребления могут быть различными. Особенно интересной представляетсявозможность создавать собственные профили использования ресурсов в дополнение к10 существующим.
Структурастатей затрат может поддерживать неограниченное количество счетов с 12разрядным кодом.
Впакете реализован анализ отклонений хода работ от запланированного Методомосвоенного объема (Cost/Schedule Control System Criteria — C/SCSC) ипрогнозирование основных параметров проекта. В качестве средства анализа рисковпредлагается продукт MonteCarlo. Он позволяет оценить вероятностьвыполнения проекта в заданные сроки в пределах бюджета.
Р3умеет читать формат mpx и сохранять в нем проекты. Кроме того,имеется экспорт данных в форматы dBase и Lotus. Для двустороннего обмена данными судаленными пользователями предназначена функция Primavera Post Office.
Вцелом можно сказать, что Р3 – функционально развитый и удобный инструмент.
Open Plan  — разработчик – Welcom Software Technology www.wst.com /представитель в России – A-Project Technologies (в настоящее время – Департамент управления проектами холдинга«Ланит» www.projectmanagement.ru )
Этотпродукт позиционируется как профессиональная система управления проектамимасштаба предприятия. Выпускается в трех версиях: Enterprise, Professional иDesktop. По сведениям специалистов из A-Project Technologies версия Enterprise в России еще не поставлялась.
Интерфейспродукта весьма оригинален. Рабочее пространство представлено в виде несколькихрабочих столов, на которых помещаются ярлыки к стандартным объектам (файлыпроектов, календарей, ресурсов, кодов, шаблонов), так и к любому файлу. Приоткрытии проекта открывается «записная книжка проекта» — набор рабочих столов сярлыками к файлам, непосредственно относящимся к проекту. В поставку входитнесколько десятков наиболее распространенных шаблонов представления проекта.Применение шаблона к проекту осуществляется простым перетаскиванием нужногоярлыка на записную книжку проекта. Отдельного упоминания заслуживает функция«Директор Управления Проектами» (ДУП). ДУП это инструментарий автоматизацииповторяющихся процессов при управлении проектами. Объектами ДУП могут быть не толькостандартные формы, представления и процедуры Open Plan, нои объекты из других приложений, например, текстового редактора, электронныхтаблиц, CAD. В поставке – 35 стандартных шаблоновДУП, разбитых, согласно рекомендациям PMI (www.pmi.org) на 8 категорий. Естественно, естьфункция создания и сохранения пользовательских шаблонов представления ишаблонов ДУП.
Впродукте весьма развита система ресурсного планирования. Реализовано двабазовых метода расчета расписания:
Ресурсноепланирование при ограниченном времени – приоритетной является необходимостьпридерживаться общей даты завершения проекта при попытке минимизировать степеньперегрузки ресурсов. В результате ресурсы могут быть перегружены.
Ресурсноепланирование при ограниченных ресурсах – приоритет отдается предотвращениюперегрузки ресурсов, даже если это приведет к выходу проекта за рамкирасписания. При этом замедляется завершение проекта на столько, на сколько этонеобходимо для полного избежания перезагрузки ресурсов.
Реализовантип материальных ресурсов с ограниченным сроком хранения. При назначенииисполнителей на операции можно указывать требуемую квалификацию илиальтернативный ресурс и тогда, при ресурсном планировании, система предложитнаиболее оптимальный, с точки зрения загрузки, ресурс.
Благодаряиерархической организации ресурсов, можно создавать любые структуры статейзатрат.
Следуетособо отметить, что функция анализа рисков – встроена в систему, тогда как внекоторых продуктах она поставляется как отдельный модуль. Для длительностиизбранных или всех работ проекта вводятся оптимистическая и пессимистическаяоценки. Далее по методу Монте-Карло определяется вклад вероятностей в датыпроекта.
Возможностисортировки, фильтрации, создания пользовательских полей и глобальной замены традиционносильны для продуктов такого класса. Можно пользоваться стандартным набором илисоздать собственные. Различий в интерфейсе версий нет. Open Plan Desktop ограничен функционально. В нейприсутствуют все функции для планирования и контроля за выполнением проекта, нонельзя работать с внешними подпроектами, создавать пользовательские поля,отчеты, шаблоны представлений, изменять настройки процедур ДУП, выполнятьанализ рисков.
СтоимостьOpen Plan Professional около $ 6000, версии Desktop ~$1000 (могут меняться в зависимости от комплекта поставки).
Прииспользовании собственного формата хранения данных, разграничение уровнейдоступа к проектным данным производится с помощью специальной утилиты SysAdm. Если же данные проектов хранятся сиспользованием СУБД, эти операции должны выполняться средствами СУБД. В системеимеется встроенная функция создания архива проекта (backup) в одном файле. Хотелось бы отметить, что формат файлов храненияданных проекта открыт и описан в Руководстве разработчика.
Всостав продукта входит модуль Web Publisher, с помощью которого осуществляетсяпубликация данных проекта на веб-сервере. Этот модуль хотя и делает свое дело,но его реализация далеко не идеальна.
Вкачестве системы управления бюджетом проектов Welcom Software Technologyпредлагает продукт Cobra.
Совместноеиспользование Cobra с Open Plan или с другой СУП позволяет построитьинтегрированную систему управления календарным графиком и затратами проекта.
 Spider Project(разработчик/представитель в России – компания «Технологии управления«Спайдер», www.spiderproject.ru )
Безпреувеличения можно сказать, что SpiderProject лучшая отечественная система управленияпроектами. Версия под DOS появиласьеще в 1992 году. От версии к версии заметно улучшается не только интерфейссистемы, но и ее функциональность. Текущей является версия 7.23 под Windows 9x/NT/2000.
Минимальныетребования к системе: процессор i486 или выше; операционная система Windows(95, 98, 2000, NT);  оперативная память не менее 32М; свободное место на дискедля установки программы не менее 25М, свободное место на диске для храненияпроектов около 1500К на каждые 1000 операций проекта.
Рабочеепространство главного окна разбито на три функциональные зоны (см. скриншот). Влевой её части – ярлыки к открытым проектам. В средней части – 16 ярлыков нашаблоны представления и данные проекта. В правой части располагаются ярлыки наоткрытые документы проекта. Документ проекта можно создать из текстовых файлов,html-файлов или файлов баз данных.
Уэтого продукта много отличий от западных собратьев, однако основным из нихявляется подход к определению длительности операций. В большинстве известныхпакетов операции характеризуются длительностью их исполнения. В Spider Projectнаряду с длительностями можно задавать физические объемы работ на операциях.Длительность определяется пакетом в процессе составления расписания работ взависимости от производительности назначенных ресурсов. В связи с этим, имеетсяотличие и в определении задержек на связях операций. Наряду с положительными иотрицательными временными задержками, реализованные во всех пакетах, можноиспользовать и объемные задержки. Дело в том, что с временными задержками можетвозникнуть ситуация, когда работа началась, но исполняется медленнее, чем былозапланировано и временная задержка может исчерпаться раньше, чем будет выполнензапланированный объем работ.
Кромеотдельных ресурсов можно задавать мультиресурсы и пулы.
Мультиресурсы- это группы ресурсов, которые выполняют работы вместе (например, бригада).Мультиресурсы можно назначить на исполнение операций целиком, что означаетназначение всех ресурсов, которые в них входят. Пулы — это группывзаимозаменяемых ресурсов.
Пакетпозволяет использовать неограниченное количество составляющих стоимости, причемв разных валютах. Так же можно создать неограниченное количество различныхиерархических структур работ и ресурсов.
Дляанализа исполнения проекта, а также для анализа “что если” очень важно иметьвозможность сохранять прежние версии проекта и иметь возможности для сравненияи анализа отклонений текущей версии проекта от предыдущих. В Spider Projectесть возможность хранить неограниченное количество версий проекта и анализироватьход исполнения работ не только по сравнению с какой-то базовой версией, но и слюбой другой.
Расчетрасписания проекта методом критического пути производится без учета ограниченияпо ресурсам и имеет точное математическое решение. Если же при расчетах учитываетсяограниченность ресурсов, то понятие резервов, в том числе и полного резерва(total float) теряет смысл. В Spider Project вычисляется ресурсный критическийпуть и резервы сроков исполнения операций с учетом ограниченности ресурсов.
Алгоритманализа рисков так же отличается от реализованного в других системах. Примоделировании рисков в качестве исходной информации используются не оценкидлительности (оптимистические, пессимистические), а оценки производительностиресурсов.
Непривычно,но достаточно продумано, реализована поддержка групповой работы над проектом. ВSpider Project нет одновременного доступа на изменение данных. Ответственный засвою часть проекта (фазу) представляет менеджеру проекта свои файлы. И решениепринять или отвергнуть изменения остается за менеджером проекта. Именно такоерешение, по мнению разработчиков, позволяет избежать неразберихи при изменениипроектных данных, и, как следствие, траты времени на вылавливание багов. С этихпозиций разработана и система групповой работы через интернет.
Системавзаимодействия между участниками проекта с использованием внутрифирменной Intranet или Internet по следующему механизму:
— созданная главным менеджером полная версия проекта передается на сервер суказанием списка пользователей  и уровня доступа тех, которым  онапредназначается,
— пользователи системы согласно включенным в список ограничениям по доступу кпроектам, могут получить план проекта – только для чтения или его фазу(подфазу) для управления реализацией,
— в результате выполнения функции управления пользователь передает измененныйплан (фазы, подфазы) обратно на сервер, откуда он может быть полученруководителем проекта.
Приобращении к серверу система проводит идентификацию пользователя, обеспечивая,таким образом, разграничение доступа к проектам.
Обменданными между сервером и клиентами осуществляется с использованием протокола FTP, что позволяет развернуть систему налюбой платформе. Проект отправляется на сервер непосредственно из пакета привыборе пункта меню «Отправить». FTP сервер служит таким же хранилищем проектов, как и другиедиректории (Рабочее, Центр, Архив) — входя на сервер, пользователь видит списокдоступных для него проектов и открывает их прямо в Спайдере.
Взаимодействиемежду участниками проекта можно осуществлять через несколько серверов.Например, главный менеджер отправлять проекты может на один сервер, а получатьс другого.
SpiderProject поддерживает OLE (в визуальные представления можно вставлять текст и графику).
Экспортданных проекта в другие приложения осуществляется с помощью  формата csv.
Также следует отметить хорошую справочную систему продукта, в которую, помиморуководства пользователя включен переработанный русский перевод PMBok (Project Management Body of Knowledge).
Навеб-сайте компании доступна демо-версия продукта, умещающаяся на 4 трехдюймовыхдискетах. Демо-версия ограничена количеством работ в проекте – 40 без учета фази отсутствием функций экспорта данных.
Изнаиболее известных проектов, при управлении которыми применялся Spider Project,называются строительство в 1997г. Олимпийской деревни для Всемирных ЮношескихИгр в Москве (бюджет $250 млн), строительство Каспийского трубопровода,реконструкция Рязанского НПЗ.
Плата за популярность?
Всебольшая потребность компаний в системах управления проектами подтверждается нетолько присутствием разработчиков и продавцов на IT-шных (Softool) и специализированных («Управление-2000»)выставках, но и интересом к ним бутлегеров. Многие из описанных систем прижелании, можно найти на «Горбушке» или в интернете. Конечно, об этом знают иразработчики. Причем отмечается две позиции:
1.«Пусть воруют – нам нужна лишняя реклама; серьезным пользователям нужнаподдержка, а за ней к нам придут». Такую позицию занимают разработчики системы Spider.
2.Усиление и усложнение систем защиты от копирования. Если ранние версии систем (P3 1.0 и  OpenPlan 2.1)защищались только ключом (hard key), то следующие версии (OpenPlan 2.5) имеют изощренные инсталляторы спривязкой к hard’у и последующим получением кода авторизациинепосредственно у разработчиков.
Оценкуадекватности  взглядов разработчиков оставим читателю.
Камни в огород
Пооценкам специалистов,  основным недостатком западных систем, с точки зренияроссийских традиций управления, является отсутствие понятия «объем работ».Планирование осуществляется в терминах продолжительности операции (originalduration). И если в одних типах проектов (инновационные) это не проблема, то вдругих, в частности, строительных, создание модели проекта без примененияпонятия «объем работ» — заведомое признание того, что модель имеет большиедопущения.
Возможныерешения этой проблемы:
Радикальный– использовать системы, в логике алгоритмов которых изначально присутствуетпонятие «объем работ». Примером такой системы может служить отечественнаяразработка Spider (www.spiderproject.ru).
Другоерешение – более гибко. Искусственная реализация понятия «объем работ». Можноизменить структуру базы данных проекта или воспользоваться встроеннымипользовательскими полями и логически связать их с проектными данными с помощьювстроенных макроязыков или внешних программных модулей.
Выбор системы
Еслипотребность бизнеса приведет вас к решению о внедрении СКПК, перед вами встанетвопрос выбора той или иной системы. Очень советую вспомнить мысль о названиияхты и ее плавании.
 Наилучшимметодом автору представляется такой: построить матрицу, строки которой –необходимые вам функции и ваши требования к системе, а в столбцах – оценкирассматриваемых систем. Причем не оценки, взятые из рекламных буклетов иразличных сравнительных таблиц», надерганных с сайтов разработчиков, а оценкивыставленные пользователями.
Требованиямогут быть, например, такими: «нам обязательно нужен русский интерфейспользователя», «как хранит данные проекта система – в собственном формате илиона умеет работать с СУБД; а нужно ли нам это умение».
Хотявыбор системы должен быть оптимальным, не стоит забывать, что программная СУП –всего лишь мощный инструмент, позволяющий если не исключить, то сильноуменьшить количество рутинных операций.
Список литературы
ВалерийВязовой. Неформальный справочник по системам управления проектами


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Информационно-справочные документы 5
Реферат Россия в годы либеральных реформ (60-90-е годы XIX века)
Реферат Ионный обмен
Реферат Решение экономических и бухгалтерских задач с использованием инструментария Visual Basic For
Реферат Ионометрия Метод градуировочного графика
Реферат Исследование процесса тиснения на картонных складных коробках для косметической продукции по
Реферат Информационные свойства документа 2
Реферат Инженерно геодезическая практика
Реферат Информационно-справочные документы 4
Реферат Автоматика и автоматизация на железнодорожном транспорте
Реферат Физули Могамед
Реферат Ядерная Радиация \english\
Реферат Инструменты приспособления и механизмы для монтажных и сборочных работ
Реферат Инвертор Принцип работы разновидность область применения
Реферат Переоценка всех ценностей Фридриха Ницше