Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Жил и умер как солдат. (о Вячеславе Кондратьеве)

Муниципальноеобщеобразовательное учреждение
средняяобщеобразовательная школа № 29
с углубленнымизучением отдельных предметов
Реферат по литературе
«Жил и умер,как солдат»
(о ВячеславеКондратьеве)
Выполнила
ученица 9 Б класса
Осипова Арина
Руководитель
Захаренкова Е. А
Смоленск 2008г.

Введение
Недавномы отметили 63 годовщину со дня Победы над фашизмом. Для нас, молодых, важно нетолько ограничиваться дежурными, декларативными восклицаниями о величии нашейПобеды, её всемирно-историческом значении, но и попытаться прикоснуться сердцеми умом к её живым истокам, прежде всего — нравственным, «примерить на себя» игероизм, и трагизм тех дней.
ТворчествоКондратьева дает для этого богатый материал. А его необычная, трагическизавершившаяся судьба – не менее богатый материал для разговора о чувствеответственности гражданина перед Родиной, о высоте его нравственнойтребовательности к самому себе.
Жил и умер,как солдат… Слова эти озаряют печальным и торжественным светом жизнь и судьбувсех ушедших из жизни писателей-фронтовиков.
Тему длясвоего реферата я выбрала именно эту, потому что после прочтения одного из егопроизведений на уроках литературы, меня заинтересовал этот поэт и мнезахотелось узнать больше о его жизни и творчестве. Так же мне интересно, почемуназвание темы звучит именно так: «Жил и умер, как солдат».
Цельмоего реферата – проанализировать творчество писателя фронтовика ВячеславаКондратьева.
Цельпредполагает решение следующих задач:
— проследить этапы жизни В. Кондратьева
— выявить особенности изображения им войны;
— осветить,как описывает подробности военного быта писатель;
— определитьидейно-нравственные связи в произведениях Кондратьева;
— показать, какими чувствами руководствуется человек, идущий в бой.
В однойиз наиболее понравившейся мне книге рассказывается о непростой судьбе этогописателя — как он учился, где и с кем жил и воспитывался. Так же в нейописываются его годы на войне и путь к писательству.

Непростаясудьба писателя
Путь влитературу Вячеслава Леонидовича Кондратьева (1920 — 1993), как и каждогобольшого писателя, оказался неповторимо своеобразен.
ВячеславЛеонидович Кондратьев — писатель-фронтовик — в современную литературу пришелдостаточно поздно, спустя много лет после войны. Он родился в 1923 году, в1939-м с первого курса института ушел в армию, служил на Дальнем Востоке.
В.Кондратьев служил в армии с 1939 г., так что войну встретил не новобранцем.Когда началась Великая Отечественная, он находился на Дальнем Востоке. 23 июня,на второй день войны, у штаба полка выстроилась очередь тех, кто просил опереводе в действующую армию. В этой очереди стоял и Кондратьев. С декабря 1941года Кондратьев на фронте, а в 1942 году находится подо Ржевом, где, как мызнаем из истории Великой Отечественной войны, бои были особенно тяжелы, а нашипотери особенно многочисленны. После второго ранения в 1943 году он провелполгода в госпитале и был демобилизован по инвалидности.
Он былчернорабочим войны, сержантом-пехотинцем, в составе 132-й отдельной стрелковойбригады участвовал в тяжёлом, неудачном для нашей армии, растянувшемся на многомесяцев сражении подо Ржевом; там он после гибели командира роты принялкомандование на себя. Какова же должна была быть сила переживаний молодогочеловека, если память о них заставила его взяться за перо в пятьдесят лет!
«Первыйбой потряс меня своей неподготовленностью и полным пренебрежением жизньюсолдат, — рассказал позже Кондратьев. — Мы пошли наступать без единогоартиллерийского выстрела, лишь в середине боя нам на подмогу вышли два танка.Наступление захлебнулось, и полбатальона мы оставили на поле. И тут я понял,что война ведётся и, видимо, будет вестись с той же жестокостью по отношению ксвоим, с какой велась и коллективизация, и борьба с «врагами народа»,что Сталин, не жалея людей в мирное время, не будет тем более жалеть их на войне».
По образованиюхудожник-полиграфист, Кондратьев после окончания войны пытался описать свойтрагический жизненный опыт, но сделанное им его самого не удовлетворило.Воспоминания военных лет обрушились на него в конце 50-х. «Далёкие вроде быгоды вдруг приблизились вплотную. Даже запахи войны чуял я порой», — рассказалон позже.
Опричинах своего позднего обращения к писательскому труду Вячеслав Леонидовичписал так: «Многие из моих сверстников, кто как-то любил литературу, давнохотели рассказать о войне… Я даже повертелся одно время около Литинститута,но поступать почему-то не решился, хотя показать приемной комиссии было что.Остановило меня, наверное, несоответствие между тем, что писалось о фронте ивойне что видел на передовой я лично… И вот только «лейтенантская проза» —повести В. Быкова, Ю. Бондарева, Г. Бакланова, В. Быкова, в которых былапоказана настоящая война, — задела меня за живое. Первую попытку написатьчто-то о Ржеве я сделал в 1960 году...»[1] Но для того чтобы понять,как и что надо писать о войне, писателю «понадобилось еще четырнадцать лет».
Даже«лейтенантская проза» не отражала того, что видел на войне сам Кондратьев.«Видимо, у каждого из миллионов воевавших была своя война. Но именно своейвойны я в книгах и не находил. Моя война — это стойкость и мужество солдат иофицеров, это страшный пехотный бой, это мокрые окопы. Моя война — это нехваткаснарядов, мин… весь 1974 год я писал «Сашку»; «Селижаровский тракт»заканчивал спустя два года». Позже появились «Отпуск по ранению» и «Встречи наСретенке», где главным героем стал «лейтенант Володька», с которым мывстретились еще в повести «Сашка».
Егопоразила и подтолкнула к творчеству правда военной прозы Василя Быкова.Честностью, заботливой любовью к России были ему близки некоторые произведениядеревенской прозы. Наконец, ему было очень важно, что его ободрил Солженицын.Кондратьев поделился с ним своими планами ещё в 60-е гг., и Солженицын поверилв будущее Кондратьева, сказал, что надеется на его литературный успех.
Какосколок, оставшийся в ране, через много лет, причиняя мучения, выходит из телаветерана, так из сознания Кондратьева с душевной болью стала выходить военнаяпроза.
Впятьдесят лет он принялся лихорадочно писать свои обжигающие повести и рассказы«Сашка», «Отпуск по ранению», «Селижаровский тракт», «Овсянниковский овраг»,«На поле овсянниковском», «Искупить кровью»… Позже в повести «Встречи наСретенке» и романе «Красные ворота» Кондратьев рассказал о послевоенных судьбахсвоих однополчан и сверстников.
Всержевские тетради (как однажды назвал свою прозу Кондратьев) связаны между собоймногочисленными межтекстовыми сцеплениями. И хронология, и персонажи, исобытия, и мироощущение их тесно соприкасаются, пересекаются, образуют единыйэпический цикл. Каждое произведение самодостаточно, вместе с тем все онидополняют и углубляют друг друга. Иногда говорят даже о ржевском романеКондратьева как об одном всеобъемлющем целом.
Глава«На сто пятом километре» повествует об армейской службе на Дальнем Востоке,«Селижаровский тракт» — о начале фронтовой жизни, «Овсянниковский оврага, «Наполе овсянниковском», «Сашка» — передовая в районе Ржева, мёрзлая земля,болота, ельники, полуголодное существование между жизнью и смертью на пределечеловеческих сил, обстрелы, атаки, поиск разведчиков, убитые, раненые, пленные.
Некоторыефамилии переходят из главы в главу, повести прорастают одна в другую. В конце«Селижаровского тракта» Серёга Рябиков ещё жив, в начале «Овсянниковскогооврага» он только что погиб. Савкин в предыдущей главе погиб, в следующей егопоминают. В конце «Сашки» раненый отпускник приезжает в родную Москву, в«Отпуске по ранению» он в столице. А «День победы в Чернове» всё замыкает:через двадцать лет уцелевший солдат возвращается в свою военную молодость.
Повесть «Приветс фронта»
Как этобыло! Как совпало —
Война,беда, мечта и юность!
Д. Самойлов
Сповести «Привет с фронта» началось для меня знакомство с творчеством В.Л.Кондратьева. Позднее я прочитала «Селижаровский тракт» и «Сашку», «Встречи наСретенке» и «Красные ворота».
«Приветс фронта» среди других повестей В.Кондратьева выделяется тонким лиризмом иособой пронзительностью. Это, пожалуй, единственное произведение писателя, гдеповествование ведется от первого лица и где рассказчик, вернее, рассказчица —женщина, спустя много лет вспоминающая свою юность, военный госпиталь, где онаработала медсестрой, и письма своего бывшего «раненного больного», которыенеизменно начинались словами «Привет с фронта!». Эта повесть, написанная такпросто, доступно, искренне, читается с большим интересом.
Вповести происходит как бы совмещение двух человек: героини — девятнадцатилетнейНины и рассказчицы (той же Нины, уже прожившей жизнь). Эта женщина смотрит наНину — на себя саму — со строгостью прожитых лет, порой иронизируя над собой,порой осуждая, хотя читатель чувствует, что это самые дорогие для нее годы: этоюность, совпавшая с войной. Не зря название повести — «Привет с фронта» —перекликается с ее заключительными словами: «Привет из юности, Юра».
Автору разделилглавную героиню и рассказчицу, я думаю, потому, чтобы полнее воплотить егоавторский замысел: приблизить своих героев и ту страшную войну к нам,сегодняшним. Ведь мы думаем, что эта война была очень-очень давно, а людям, еепережившим, кажется, что она была совсем недавно. И для них ВеликаяОтечественная не только история, но и собственная их жизнь. Рассказчица — Нинасегодняшняя — наверняка ровесница нашим бабушкам. Писатель хочет, чтобы мы незабывали войну; а по-настоящему помнить о ней — это не только раз в годпоздравлять ветеранов, но и после 9 мая не забывать о тех, кто прошел черезстрадания и ужасы войны, о тех, которых с нами рядом остается все меньше. Дляписателя связь времен, связь поколений — это не просто слова.
ВячеславуЛеонидовичу, которого уже тоже, к великому сожалению, с нами нет, всегдахотелось знать, «как воспринимает меня юность, то есть наши уже внуки, это мнеочень интересно»[2]. Для него очень ценнобыло то, что не ослабевает интерес молодых читателей к его «Сашке».
Этаповесть — о любви, о нежности, о верности. И хотя на страницах повести нет ниодного выстрела, она все равно о войне. Она вторгается в жизнь действующих лиц,сводит и разводит, меняет их и формирует их личность. А действующие лицаповести — это медсестры и «ранбольные» одного московского госпиталя.
Сюжетнуюоснову этого произведения составляет письма с фронта лейтенанта Юрия Ведерниковак медсестре Нине. Самого Юрия нет среди непосредственных действующих лицповести — есть только десять его писем, благодаря которым в читательскомвосприятии формируется облик этого человека.
Они небыли даже знакомы, когда Ведерников лежал в госпитале. Девушка ему нравилась,но из-за своей застенчивости, робости Юра так и не решился подойти к ней изаговорить. Нина, получив его письмо с фронта («на «Вы» с большой буквы, снеглупыми рассуждениями»), была очень удивлена: она даже толком не могла вспомнитьВедерникова. «Возможно, это был тот мальчик с перевязанной головой, которыйвсегда как-то задумчиво и внимательно глядел на меня?» Но в то время Нина, ксожалению, не обратила на него внимания. И ей, так же как и читателям,приходится представлять себе этого человека только по его письмам.
В письмеЮра сообщает о себе следующее: — «Я довольно высокий, блондин, мне уже двадцатьлет, был дважды ранен и у меня две награды — звездочка и «За отвагу»»«Я жил на Урале, в Свердловске, там окончил десятилетку, оттуда и пошел вармию»; «… учился, мечтал об университете, читал...»; «Я был увлечен историей.Собирал книги, торчал в библиотеках… Видимо, история — мое призвание»;«… Яеще ни разу не целовался с девушкой...»; «На фронте меня даже считают немногоотчаянным, а с Вами...»; «… меня назначили командиром роты… Теперь в моемподчинении около ста человек. Это огромная ответственность! Справлюсь ли?»; «Пораначать гнать фашистов дальше… Пока они на нашей земле, жить спокойно нельзя,просто стыдно».
Как видим,в биографии Юры Ведерникова нет ничего необычного — она похожа на биографиюВ.Кондратьева, на сотни таких же биографий молодых людей поколения, ставшеговоенным. И все же нельзя не отметить, что это думающий, содержательный юноша —в общем, «умный и хороший парень», как говорит о нем Артур, с которым онилежали в госпитале в одном отделении. В свои двадцать лет Ведерников ужекомандир роты, имеет две награды, (значит, не трус), но робок с девушками.Читая письма Юры, мы чувствуем, как бережно и внимательно он относится к Нине,хотя и видит ее недостатки, деликатно на них указывая.
Нина — главная героиня повести. Какая она? Почему именно Нину выделил Юрий среди всехдевушек госпиталя?
Нинедевятнадцать лет. Судя по всему, она хорошенькая, остроумная, общительнаядевушка и очень похожа на нас, современных девчонок. Она тоже «доумопомрачения» любит танцевать, смеяться, любит, чтобы ею восхищались, чтобы заней ухаживали. Но кроме всего этого, Юра смог в ней разглядеть и другое: онаумная, честная, порядочная, она никогда не смогла бы «мародерствовать», какКлавка, получая «аттестаты» офицеров, находящихся на фронте, каждому из нихобещая дождаться его.
А Нинины«влюбленности»! Это так трогательно — ведь сила ее любви всегда зависела отстепени страданий раненого: «Я влюблялась только в самых тяжелых — безногих,безруких, черепников, с которыми не то что потанцевать, но и поговорить-топорой было трудно...» В каждой новой партии раненых Нина «находила опять самогопокалеченного, самого тяжелого, и мое сердце наполнялось необыкновеннойжалостью, которая довольно скоро перерастала во влюбленность, и опять я думала,как ему буду нужна, как буду ухаживать за ним, и, конечно, всю жизнь...».
Этозначит, что Нина умеет жалеть, сочувствовать, сострадать; что ей нужны непросто ухаживания легкораненых, «танцы уединения» — ее любовь помогаетстрадающим людям, которые лишь на время лечения могут забыть войну, куда имвновь вскоре предстоит отправиться. И хотя Нина почти не помнит лейтенанта Юру—Ведерникова, тем не менее, зная, как нужны на фронте письма, она не может неоткликнуться: «Ведь мы, девчонки, нужны нашим мальчикам не только тогда, когдаони лежат беспомощные на госпитальной койке, но, наверно, и тогда, когда онивыздоровели и находятся на передовой».
ПоначалуНина отвечает на письмо Ведерникова только из чувства долга («Чтобы не обидетьменя», — как пишет Юрий). И поначалу эта переписка для Нины — стремлениезаполнить пустоту («очередная моя любовь уже выздоравливала»). Порой она даже«бестактна и жестока» по отношению к Юре — пренебрежительно относится к егостихам, не хочет, чтобы он прислал ей фотографию. Но постепенно… Что жепроисходит? Когда эти письма с фронта становятся так важны для Нины?
ПостепенноНина понимает, что Юрий испытывает к ней настоящее, большое чувство. «Дасвятится имя твое!» — слова Желткова из повести Куприна «Гранатовый браслет»,которые посылает ей Ведерников, заставляют Нину волноваться, радоваться,гордиться. А какая девчонка в 19 лет не мечтает о настоящей, большой любви?!«Бог ты мой, неужели я способна внушить такие чувства? Я долго стояла в углукоридора, не двигаясь, сжимая письмо в руке, и от него по ней струилось вверх кмоему сердцу что-то горячее, разлившееся потом по всему телу. Неужели у менянастоящая любовь? Самая-самая настоящая!»
И мы неможем не заметить, как меняется под влиянием этой любви сама Нина. Девушка становитсясерьезнее, «взрослее». Она о многом задумывается, переоценивает свои поступки.«Что вы думаете о смысле жизни?» — спрашивает Юра. ДляНины такой вопросоказывается совершенно неожиданным, а Ведерников начал размышлять об этом сшестнадцати лет и даже «перечел уйму разных философов». С каждым письмом Юравсе больше и больше раскрывается для Нины. Он пишет не только о тех чувствах,которые «впервые зажглись в душе», но и рассказывает о своей жизни до войны, освоей семье, своих увлечениях, главное среди которых — история. И Нинаудивляется: «Передо мной в письмах вставал человек. Не просто влюбленныйпаренек, а человек. Со своими мыслями, мечтами, со своей судьбой… И послеэтого письма Ведерникова стали для меня не просто приятным событием, а сталистрашно интересны в другом, в главном — в постижении внутреннего мира этогочеловека». В общем, произошло то, о чем мечтал Юрий: его чувства передались и Нине.«Вы стали интересны мне, Юра, как человек, и я с нетерпением жду ваших писем».
Вписьмах героев повести постоянно упоминаются русские писатели и их персонажи:Л.Толстой и Достоевский, Вересаев, Наташа Ростова, Онегин и Ленский. Юра и Нинамного читают и, видимо, еще поэтому так интересны друг другу. О том, какую рольв жизни молодых людей этого поколения играла классическая литература, говорил исам Вячеслав Леонидович Кондратьев: «Для нашего военного поколения самымглавным было то, что мы с детства были наполнены великой русской литературойпрошлого века. Она воспитала в нас гражданские и высокие нравственные понятия,которые позволили нам прожить в страшное время и остаться чистыми, не замаратьсвоей совести ничем».
В одномиз писем Юрий замечает: «Мне очень хотелось быть похожим на Онегина, но похарактеру я скорей Ленский». Мы знаем из уроков по изучению творчества Пушкина,что Онегин более решителен, более уверен в себе, он реально смотрит на вещи, аЛенский — мечтатель, романтик и поэт. И Юра также робок и застенчив, к тому жеон тоже пишет стихи, которых Нина так и не прочла, о чем впоследствии, должнобыть, пожалела.
Идетдорогами войны лейтенант Юра Ведерников, который в 1942 году служил наСеверо-Западном фронте, а теперь, в мае 1943-го, находится километров за тристаот Москвы, который уже был командиром взвода, а теперь — командир роты икоторому «просто стыдно жить спокойно, пока фашисты ходят по нашей земле».
Удивительнаяистория любви двух человек, так и не успевших как следует узнать друг друга,даже не успевших перейти на «ты», — история короткая и прекрасная, как жизньсамого Юры Ведерникова. Предчувствие не обмануло Нину: писем больше не было.Видимо, Юра был убит в том самом бою. Война оборвала переписку, война оборвалажизнь Юрия, но память — память Нины осталась жива. Не зря эта женщина стольколет хранит его письма с фронта — ведь в них часть Юриной жизни, отданной заРодину. Им так и не суждено было встретиться, пойти в театр, как мечтал Юра,послушать оперу, но такие чистые, искренние письма юноши не только оставилисветлый след в душе Нины. Они покоряют сердца современных читателей.
Повесть«Привет с фронта» В.Кондратьев посвятил жене. Может быть, писатель и его женатоже встретились на войне, но только им повезло больше: они выжили, и их любовьбыла более счастливой.
Московскийгоспиталь, где происходит действие повести, — это островок мирной жизни: танцыпод патефон, ухаживания, влюбленности… Но между тем война постояннонапоминает о себе: убит связной Ведерникова, тяжело ранен его ротный; Нине и ееподругам приходится принимать все новые и новые партии раненых; у каждого своявойна, — как писал В.Кондратьев. И нельзя не отметить: несмотря ни на что,мироощущение Юры Ведерникова — это мироощущение поэта-лирика. Он мечтает поцеловатьНине руку, его радует приход весны, он вдыхает «свежий и пахучий» воздух после«хорошего ливня», и чувства его выливаются в стихах. Да и Нина, несмотря насвой «острый язычок», очень лирична. Она, воспитанная на хорошей литературе,добра и доверчива и пока еще, в силу своей молодости, романтически смотрит нажизнь.
В другихповестях В. Кондратьева лиризм уступает место «трагическому прозаизму войны»[3],показу ее обычной повседневности, ее будней. Но есть нечто, что объединяет всепроизведения писателя: они проникнуты одной важной мыслью — даже в самыхстрашных, нечеловеческих условиях человек должен сохранить свою душу, незапятнать совести, должен всегда остаться человеком.
Повесть«Сашка»
Повесть«Сашка» была написана в 1974 г. и целых пять лет не могла попасть в печать. Еёудалось опубликовать благодаря поддержке Симонова. В ней полно воплотилисьлучшие особенности литературы 70-х гг., прежде всего — бескомпромисснаяпостановка самых острых нравственных вопросов.
Сашка,кадровый солдат, во время боя берёт в плен немца, своего ровесника, летдвадцати — двадцати двух. Ротный приказывает Сашке отвести пленного в штаб.Немец боится, что Сашка может его по дороге застрелить, но Сашка подбирает нашулистовку на немецком языке, в которой немецким солдатам, сдавшимся в плен,обещана сытая жизнь, и показывает её немцу.
—Пропаганден, — буркнул немец.
Сашкавозмутился. Это у немцев пропаганда, утверждает он, а у нас правда.
— Потомукак люди мы. А вы фашисты!
— Их биннихт фашист, — сказал немец. — Их бин дейче зольдат. Листовку немец аккуратносложил и сунул в карман.
— Ты кембыл? — спрашивает Сашка. — Арбайтер или бауэр?
—Штудент.
Сашкаприводит своего пленного в блиндаж комбата. У капитана — командира батальонагоре: накануне погибла медсестра Катенька, его любовь. Он в расстёгнутойгимнастёрке, заросший, со спутанными волосами и чёрными кругами около глаз.Перед ним на столе окурки, бутылка водки, кружка...
Сашкумучиет дурное предчувствие. Когда он с немцами дрался, они были для него враги,нелюди. Но теперь у него на пленного зла не было; он казался ему таким жесолдатом, как он сам, только одетым в другую форму, одураченным и обманутымГитлером. «Потому и мог разговаривать с ним по-человечески, принимать сигареты,курить вместе...»
Кондратьевне произносит никаких высоких слов. А как прекрасен его Сашка! Воюет втяжелейших условиях, ежеминутно рискует жизнью, а не озлобился, не ожесточился,сохранил человечность даже в нечеловечески трудных обстоятельствах. Этозамечательно чистая душа. «Много, очень много видал Сашка смертей за это время— проживи до ста лет, столько не увидишь, — но цена человеческой жизни неумалилась в его сознании».
Взятыйим немец не хочет ничего говорить, не отвечает на вопросы капитана. Сашке этопонятно: немец давал присягу, он солдат. А капитан приказывает:
— Немца— в расход.
Сашкеприказывает. У Сашки потемнело в глазах. Ведь листовки обещали немецкимсолдатам, которые попадут в плен, жизнь. И он, Сашка, обещал.
Срывающимсяголосом он пытается объяснить это капитану, достаёт листовку. Но у капитанасвоя логика, логика войны:
—Сколько у вас в роте было человек? — спрашивает он у Сашки.
— Стопятьдесят, товарищ капитан.
—Сколько осталось?
—Шестнадцать...
— И тыгада этого жалеешь?
Немецпонял, что его ждёт. Повёл Сашка немца. Закурили они, русский и немецкийсолдаты, по последней сигарете; лицо немца посерело, губы спеклись, в глазахпредсмертная тоска. Достал он из кармана советскую листовку, которая обещалаему жизнь, и стал рвать на мелкие кусочки, что-то бормоча при этом.«Пропаганден», — донеслось до Сашки. А ведь не брехня, не пропаганда влистовке, думает Сашка. И писалась листовка людьми повыше комбата. Ведёт Сашканемца расстреливать, а сам знает: «Есть у него в душе заслон какой илипреграда, переступить которую он не в силах».
Наконец,в немногих словах писатель обозначает три нравственных вектора, которыевоздействую на Сашку. Здесь и выясняется то принципиально новое, что принёсКондратьев в военную прозу: небывало острая постановка нравственных вопросов.Никогда ещё в нашей литературе с такой силой не сталкивался воинский долг собщечеловеческой нравственностью, запрещающей убивать.
«Впервыеза всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянномпротиворечии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение всправедливости и нужности того, что ему приказывали. И ещё третье есть, чтосплелось с остальным: не может он беззащитного убивать. Не может, и всё!»
ТянетСашка время, ищет выход. И вдруг видит: вдали маячит высокая фигура капитана.Ровным, неспешным шагом идёт прямо к ним.
«ВспомнилСашка, так же вот ровно шёл комбат в последнем их наступлении на Овсянниково,когда ни ротные, ни помкомбата не смогли поднять вконец измученных перемаянныхлюдей. Красиво шёл… Глядели на него тогда с восхищением и поднялись как одинчерез немоготу и усталь… И теперь прёт, как танк, сравнил Сашка, потому какощущения были схожие — тогда он знал, что никуда не денешься, и сейчас тоже...
Исекундной вспышкой мелькнуло — ну, а если… хлопнуть сейчас немца и бегом ккапитану: «Ваше приказание выполнено...» И снята с души вся путань… И, нетронув автомата даже, только повернувшись чуть к немцу, увидел Сашка, прочёлтот мысль эту секундную, смертной пеленой зашлись глаза, заходил кадык...
Ну, чтокомбат делать будет? Силой заставит немца угрохать? Есть в уставе такое —обязан командир добиться выполнения своего приказа во что бы то ни стало и,если нужно, оружие применить. Или просто за невыполнение приказа Сашку на местекокнет?..
Но Сашкане сник, не опустил глаза, а, ощутив вдруг, как отвердилось, окрепло в нёмчувство собственной правоты, встретил взгляд капитана прямо, без страха, сотчаянной решимостью не уступить — ну, что будешь делать? Меня стрелять? Ну,стреляй, если сможешь, всё равно я правый, а не ты… Ну, стреляй… Ну...»
Впоединке взглядов, характеров побеждает младший по званию, по возрасту Сашка.Капитан приказывает:
— Немцаотвести в штаб бригады. Я отменяю своё приказание.
Теперь,пожалуй, можно понять, почему Кондратьев полжизни шёл к своему «Сашке». Чтобытак глубоко и точно исследовать нравственность, нужно набраться мудрости,узнать жизнь, людей, постичь социальную природу мира, в котором живёшь.
«Сашкаже вздохнул глубоко, полной грудью, снял каску, обтёр со лба пот, провёл рукойпо ёжику отросших за эти месяцы волос и окинул взором всё окрест — иудаляющегося комбата, и большак, и церкву разрушенную, которую и не примечалпрежде, и синеющий бор за полем, и нешибко голубое небо, словно впервые за этотдень увиденное, и немца, из-за которого вся эта неурядь вышла, и подумал: колиживой останется, то из всего, им на передке пережитого, будет для него случайэтот самым памятным, самым незабывным...»
Художественноеисследование нравственных ценностей, предпринятое Кондратьевым, убедительноблагодаря точным деталям. Когда смертельный конфликт благополучно разрешился,Сашка заметил разрушенную церковь. Церковь упомянута потому, что Сашкаисполняет библейскую заповедь не убий. В 70-е гг. советская цензура непозволяла прямо писать о Боге, о вере, о церкви, но литература по возможностиприближалась к этим темам, говорила обиняками о религиозном чувстве, охристианской доброте, о христианской любви, о бескорыстии. Замечательный примерэтого мы видим в повести Кондратьева.

Заключение
Современи Великой Отечественной войны прошло три десятка лет. Казалось, что новыеимена писателей — её участников больше не появятся, что за треть века вселитературно одарённые воины давно высказались, опубликовали свои книги.
Благодарямастерству и таланту писателя, герои произведения Кондратьева вызываютэмоциональный всплеск, душевный отклик, который помогает нам точно уловитьавторские чувства, определить лейтмотив произведений и основные проблемы,затронутые в них.
Ржевскийцикл Кондратьева завершил целый период бытия военной прозы в русскойлитературе. И после него появляются произведения о войне Великой Отечественной,афганской, но никогда уже не будет новых талантливых романов и повестей оВеликой Отечественной войне, написанных её участниками. В этом смыслеКондратьев подвёл своеобразный итог. Без всякой слащавости он воспел ипрославил, прежде всего, нравственный подвиг своего поколения, продолжив лучшиетрадиции русской литературы XIX и XX вв., начиная от «Бородина»Лермонтова и «Войны и мира» и кончая «Сотниковым» Быкова.
Главныймотив произведений Кондратьева – мотив жизни. В «Ржевской прозе» В. Кондратьевавойна не смогла победить жизнь. Его герои думают о доме, матерях и женах, онилюбят, верят, страдают и сострадают, и они сохранили это в себе, хотя имятолько одного из них, рядового Сашки, автор вынес в название отдельной повести.Остаться человеком в нечеловеческих условиях – это та «философия войны»,которую вынес из «ржевской мясорубки» командир взвода Кондратьев и которуюписатель Кондратьев нес своим читателям, с надеждой, что они узнают, «как былона самом деле».

Списоклитературы
1. Баевский В.С. История русскойлитературы ХХ века. – М.: Языки славянской культуры, 2003.
2. Крупина Н.Л., Соснина Н.А.Сопричастность времени: Современная литература. – М.: Просвещение, 1992.
3. Соплова Т.Л. Ржевская прозаВячеслава Кондратьева // Уроки литературы. 2005. — № 5.
4. Чалмаев В.А. На войне остатьсячеловеком. Фронтовые страницы русской прозы 60-90-х годов. – М.: Изд-во МГУ,2000.

/>
В.Кондратьев. Фото С. Самохина. 1985 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.