Реферат по предмету "Психология"


Речь и ее нарушения. Афазия

Нейропсихология
Речь и еенарушения. Афазия
 

Содержание
 
Введение
Речь и ее нарушения
Афазии и их классификация
Заключение
Список литературы
 

Введение
В последние десятилетия,начиная со времен Великой Отечественной войны, усилился теоретический ипрактический интерес к проблемам афазии, ее динамике, роли рациональноговосстановительного обучения и спонтанного изменения дефектов речи. Многиеисследователи выдвигают изучение афазии, методов ее преодоления, ее динамики всамостоятельную область знаний: афазиологию. Во многих странах возрослоколичество лабораторий и кабинетов в больницах, в поликлиниках, в отдельныхспециализированных центрах, которые заняты работой по восстановлению речи убольных с афазией. Систематическая работа по преодолению этих дефектов далавозможность исследователям наблюдать состояние речи при афазии в течениедлительного времени и вызвала большой интерес у специалистов к изучениюдинамики речи при афазии. Стало известно, что нарушения речи при афазии нестабильны, а имеют свою динамику, которую определяет целый рядвзаимодействующих факторов и что эти изменения могут варьировать внутри широкихпределов.
Разные исследователиуказывают на разные факторы, влияющие на динамику речи при афазии, но все онисходятся в том, что такие факторы, как локализация и объем поражения мозга,возраст и уровень образования больного, исходная степень тяжести нарушений иформа афазии, а также меры, предпринятые для ликвидации дефекта, являютсяважными и реально действующими условиями динамики речи при афазии.

1. Речь и ее нарушения
Речь — высшая формапередачи информации с помощью акустических сигналов, письменных илипантомимических знаков. Ее социальная функция — обеспечение общения. Винтеллектуальном аспекте — это механизм абстрагирования и обобщения, создающийоснову категорий мышления. Существуют два относительно самостоятельных видаречи. Экспрессивная (громкая, выразительная, рождаемая) речь — начинается смотива и замысла (программы высказывания), проходит стадию внутренней речи,обладающую свернутым характером, и переходит в стадию высказывания; ееразновидность — речь письменная, которая по осуществлению, в свою очередь,может быть самостоятельной или под диктовку. Импрессивная (понимающая) речь — начинается с восприятия речевого высказывания через слух или зрение (черезчтение), проходит стадию декодирования (выделения информативных компонентов) изавершается формированием во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения,ее соотнесением с семантическими (смысловыми) структурами и включением вопределенный смысловой контекст (собственно понимание), без которого дажеграмматически правильные предложения могут оставаться непонятными.
Устная речь и устноеречевое высказывание формируется до 2-3 лет, в то время как письмо и чтение,связанные с овладением грамотой — существенно позднее. В возрасте 4-5 мес.возникает «лепетная речь», к 6 мес в речи ребенка начинаютвстречаться фрагменты, благодаря ударению и мелодике напоминающие слово.Этапами формирования речевой коммуникации ребенка являются овладениепроизвольной слухоречевой памятью и восприятием, использование в целяхкоммуникации интонационных средств речи, а также формирование фонематическогослуха. Заменяя более ранний сенсорный и моторный опыт, знания об окружающеммире, благодаря речи, начинают базироваться на операциях с символами. Ввозрасте 5-7 лет начинается формирование внутренней речи, которая, помимособственно мыслительной стороны, несет нагрузку программирования как замыславысказывания, так и сложного поведения. Эти различия в генезе и психологическойструктуре разных форм гностической деятельности находят свое отражение и в ихмозговой организации. Начало исследований мозговой организации речевойдеятельности человека было положено работами Брока и Вернике. Они показалиструктурную дифференцированность нарушений речи в случаях локальной патологиимозга, а не общее снижение речевых возможностей. Исторически первым названиемзарегистрированного снижения речевой деятельности по предложению Брока сталтермин «афемия» (aphemia), но в 1864 г. Труссо предложил для подобных расстройств термин «афазия» (R47.0), который изакрепился в науке. К речевым зонам, помимо 41-го первичного поля слуховогоанализатора, относят вторичные отделы височной коры (42-е и 22-е поля),некоторые отделы конвекситальной поверхности левого полушария, а также лобныедоли мозга, при поражении которых делается малодоступным понимание сложных формречи и, тем более, подтекста сложных высказываний. Кроме того, некоторые исследователиособо выделяют небольшое дополнительное моторное поле, расположенное в верхнейчасти медиальной поверхности лобных долей, которое активируется при поражениидругих речевых зон.
Несмотря на относительноетерриториальное разобщение, все речевые зоны объединены внутрикорковыми связями(пучками коротких и длинных волокон) и действуют как единый механизм.Кооперация различных речевых областей происходит следующим образом. Послепрохождения по слуховым путям, акустическая информация попадает в первичнуюслуховую кору и для выделения в ней смысла передается в зону Вернике,расположенную в непосредственной близости от третичных полей, где принеобходимости осуществляются операции абстракции и формирование системыотношений между лингвистическими единицами внутри фразы.
Для произнесения слованеобходимо, чтобы представление о нем через группу волокон, называемыхдугообразным пучком, из зоны Вернике поступило в зону Брока, расположенную внижней лобной извилине. Следствием этого является возникновение детальнойпрограммы артикуляции, которая реализуется благодаря активации части моторнойкоры, управляющей речевой мускулатурой. Экспрессивно-эмоциональное окрашиваниевысказывания, как и интонационное различение речи, требует связи левой коры сресурсами правого полушария. Для осуществления сложного законченноговысказывания, как упорядоченной во времени последовательности моторныхдействий, необходимо привлечение лобных конвекситальных отделов. Если речеваяинформация поступает через зрительный анализатор (как результат чтения), топришедшие сигналы после первичной зрительной коры направляются в областьугловой извилины, которая обеспечивает ассоциацию зрительного образа слова сего акустическим аналогом, с последующим извлечением смысла в зоне Вернике.Вместе с тем, только внутрикорковой обработки информации для обеспеченияцелостности речевой деятельности недостаточно, поскольку рассечение участковкоры между речевыми зонами не приводит к ее заметным нарушениям. По-видимому,это объясняется тем, что взаимодействие между указанными зонами происходит нетолько по горизонтали, но и по вертикали — через таламо-кортикальные связи.
Из клинического опытаизвестно, что наиболее выраженные речевые расстройства возникают прилевосторонних поражениях коры, что традиционно трактовалось в пользусоответствующей полушарной доминантности по речи. Однако ряд фактов — отсутствие речевых двигательных расстройств при повреждениях зоны Брока вовремя удаления части лобных долей (лоботомии), восстановление речи у больных снарушенной двигательной активностью (кататонией) после удаления в правомполушарии зоны, симметричной зоне Брока и др. — явились прецедентами,указывающими на роль взаимодействия полушарий. Кроме того, было установлено,что при возникновении патологии в различных участках коры, отвечающих за речь,их функции берут на себя сохранившиеся отделы как левого, так и правогополушария. Таким образом, благодаря широте распределенности в мозгу речевыхструктур, можно говорить об их известной полифункциональности, причем принципиальноважным является не роль какой-либо ограниченной зоны, а сохранение возможностиих полноценного взаимодействия. При этом участие одной из них в том или иномзвене речевого акта является обязательным. Таким звеном, без которогоосуществление речевого акта невозможно, у взрослого человека и являетсялевополушарная кора.
2. Афазии и ихклассификация
Афазии (R47.0) — речевыерасстройства при локальных поражениях левого полушария и сохранности движенийречевого аппарата, обеспечивающего членораздельное произношение, присохранности элементарных форм слуха. Их надо отличать от: дизартрий (R47.1) — нарушений произношения без расстройства восприятия речи на слух (приповрежденных артикуляционном аппарате и обслуживающих его подкорковых нервныхцентрах и черепно-мозговых нервах), аномий — трудностей называния, возникающихпри нарушениях межполушарного взаимодействия, дислалий (алалий) — расстройствречи в детском возрасте в виде исходного недоразвития всех форм речевойдеятельности и мутизма — молчания, отказа от общения и невозможности речи приотсутствии органических нарушений ЦНС и сохранности речевого аппарата(возникает при некоторых психозах и неврозах). При всех формах афазий, помимоособой симптоматики, обычно регистрируют нарушения рецептивной речи ислухоречевой памяти. Существуют различные принципы классификаций афазий,обусловленные теоретическими взглядами и клиническим опытом их авторов. Всоответствии с 10-й Международной классификацией болезней принято выделять двеосновных формы афазий — рецептивную и экспрессивную (возможен смешанный тип).Действительно, к этим двум смысловым акцентам в формализации речевых нарушенийтяготеет большинство регистрируемой симптоматики, но не исчерпывается ими. Нижепредставлен вариант классификации афазий, основанный на системном подходе квысшим психическим функциям, разработанный в отечественной нейропсихологииЛурия.
1. Сенсорная афазия(нарушение рецептивной речи) — связана с поражением задней трети верхнейвисочной извилины левого полушария у правшей (зона Вернике). В ее основе лежитснижение фонематического слуха, то есть способности различать звуковой составречи, что проявляется в нарушении понимания устного родного языка вплоть доотсутствия реакции на речь в тяжелых случаях. Активная речь превращается в«словесную окрошку». Одни звуки или слова заменяются другими,сходными по звучанию, но далекими по смыслу («голос-колос»),правильно произносятся только привычные слова. Это явление носит названиепарафазии. В половине случаев наблюдается речевое недержание — логорея. Речьстановится бедной на существительные, но богатой на глаголы и вводные слова.Нарушается письмо под диктовку, однако понимание читаемого лучше, чемуслышанного. В клинике встречаются стертые формы, связанные с ослаблениемспособности понимать быструю или зашумленную речь и требующие для диагностикиприменения специальных проб. Принципиальные основы интеллектуальнойдеятельности больного остаются сохранными.
2. Эфферентная моторнаяафазия (нарушения экспрессивной речи) — возникает при поражении нижних отделовкоры премоторной области (44-е и частично 45-е поля — зона Брока). При полномразрушении зоны больные произносят только нечленораздельные звуки, но ихартикуляционные способности и понимание обращенной к ним речи сохранены. Частов устной речи остается лишь одно слово или сочетание слов, произносимых сразной интонацией, что является попыткой выразить свою мысль. При менее грубыхпоражениях страдает общая организация речевого акта — не обеспечивается егоплавность и четкая временная последовательность («кинетическаямелодия»). Этот симптом входит в более общий синдром премоторных нарушенийдвижений — кинетической апраксии. В подобных случаях основная симптоматикасводится к нарушениям речевой моторики, характеризующимся наличием двигательныхперсевераций — больные не могут переключиться от одного слова к другому(приступить к слову) и в речи, и на письме. Паузы заполняются вводными,стереотипными словами и междометиями. Возникают парафазии. Другимсодержательным фактором эфферентной моторной афазии являются трудности виспользовании речевого кода, приводящие к внешне наблюдаемым дефектамамнестического типа. На всех уровнях устной самостоятельной речи, чтения иписьма забываются законы языка, в том числе и орфографии. Стиль речи становитсятелеграфным — используются преимущественно существительные в именительномпадеже, исчезают предлоги, связки, наречия и прилагательные. Зона Брока имееттесные двухсторонние связи с височными структурами мозга и функционирует с нимикак единое целое, поэтому при эфферентной афазии встречаются и вторичныетрудности в восприятии устной речи.
3. Амнестическая афазия — неоднородна, многофакторна и, в зависимости от доминирования патологии состороны слухового, ассоциативного или зрительного компонента, может встречатьсяв трех основных формах: акустико-мнестическая, собственно амнестическая иоптико-мнестическая афазия.
Акустико-мнестическаяафазия характеризуется неполноценностью слухоречевой памяти — сниженнойспособностью удерживать речевой ряд в пределах 7 ± 2 элементов и синтезироватьритмический узор речи. Больной не может воспроизвести длинное или сложное попостроению предложение, во время поиска нужного слова возникают паузы,заполняемые вводными словами, ненужными подробностями и персеверациями. Производногрубо нарушается повествовательная речь, пересказ перестает быть адекватнымобразцу. Лучшая передача смысла в таких случаях обеспечивается избыточнойинтонированностью и жестикуляцией, а иногда речевой гиперактивностью.
В эксперименте лучшезапоминаются элементы, находящиеся в начале и в конце стимульного материала,начинает страдать номинативная функция речи, улучшающаяся при подсказке первыхбукв. Интервал предъявления слов в разговоре с таким больным должен бытьоптимальным, исходя из условия «пока не забыли». В противном случаестрадает и понимание сложных логико-грамматических конструкций, предъявляемых вречевой форме. Для лиц с акустико-мнестическими дефектами характерно явлениесловесной реминисценции — лучшего воспроизведения материала через несколькочасов после его предъявления. Существенную роль в структуре причинности этойафазии играют нарушенное слуховое внимание и сужение восприятия. В номинативнойфункции речи на уровне образа этот дефект проявляется в нарушении актуализациисущественных признаков предмета: больным воспроизводятся обобщенные признакикласса предметов (объектов) и вследствие неразличения сигнальных признаковотдельных предметов они уравниваются внутри данного класса. Это приводит кравновероятности выбора нужного слова внутри семантического поля (Цветкова).Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средне-задних отделовлевой височной доли (21-е и 37-е поля).
Собственно амнестическая(номинативная) афазия проявляется в трудностях называния редко употребляемых вречи предметов при сохранности объема удерживаемого речевого ряда на слух. Поуслышанному слову больной не может опознать предмет или назвать предмет при егопредъявлении (как и при акустико-мнестической форме страдает функцияноминации). Производятся попытки заменить забытое название предмета егоназначением («это то, чем пишут») или описанием ситуации, в которойон встречается. Появляются затруднения при подборе нужных слов в фразе, онизаменяются речевыми штампами и повторениями сказанного. Подсказка или контекстпомогают вспомнить забытое. Амнестическая афазия является результатом поражениязадне-нижних отделов теменной области на стыке с затылочными и височнымидолями. При этом варианте локализации очага поражения амнестическая афазияхарактеризуется не бедностью памяти, а чрезмерным количеством всплывающихассоциаций, из-за чего больной оказывается неспособным к выбору нужного слова.
Оптико-мнестическаяафазия — вариант расстройства речи, редко выделяемый в качествесамостоятельного. Он отражает патологию со стороны зрительного звена и болееизвестен под названием оптической амнезии. Ее возникновение обусловленопоражением задне-нижних отделов височной области с захватом 20-го и 21-го полейи теменно-затылочной зоны — 37-го поля. При общемнестических речевыхрасстройствах типа номинации (называния) объектов, в основе данной формы лежитслабость зрительных представлений о предмете (его специфических признаках) всоответствии с воспринятым на слух словом, а также самим образом слова. У этихбольных нет каких-либо зрительных гностических расстройств, но изображать(рисовать) предметы они не могут, а если рисуют, то упускают и недорисовываютзначимые для опознания этих предметов детали.
Из-за того, что удержаниев памяти читаемого текста тоже требует сохранности слухо-речевой памяти, болеекаудально (букв. — к хвосту) расположенные очаги поражения в пределах левогополушария усугубляют потери со стороны зрительного звена речевой системы,выражающиеся в оптической алексии (нарушении чтения), которая может проявлятьсяв виде неузнавания отдельных букв или целых слов (литеральная и вербальнаяалексия), а также нарушений письма, связанных с дефектамизрительно-пространственного гнозиса. При поражении затылочно-теменных отделовправого полушария нередко возникает односторонняя оптическая алексия, когдабольной игнорирует левую сторону текста и не замечает своего дефекта.
4. Афферентная(артикуляторная) моторная афазия — является одним из самых тяжелых речевыхрасстройств, возникающих при поражении нижних отделов левой теменной области.Это зона вторичных полей кожно-кинестетического анализатора, уже теряющих своюсомато-топическую организацию. Ее повреждения сопровождаются возникновениемкинестетической апраксии, включающей как составляющую апраксию артикуляционногоаппарата. Эта форма афазии обусловливается, по-видимому, двумя принципиальнымиобстоятельствами: во-первых, распадом артикуляторного кода, то есть потерямиспециальной слухо-речевой памяти, в которой хранятся комплексы движений,необходимых для произнесения фонем (отсюда — затруднения дифференцированноговыбора способов артикуляции); во-вторых, выпадением или ослаблениемкинестетического афферентного звена речевой системы. Грубые нарушениячувствительности губ, языка и неба обычно отсутствуют, но возникают трудностисинтеза отдельных ощущений в целостные комплексы артикуляторных движений. Этопроявляется грубыми искажениями и деформациями артикулем во всех видахэкспрессивной речи. В тяжелых случаях больные вообще становятся похожими наглухих, а коммуникативная функция осуществляется с помощью мимики и жестов. Влегких случаях внешний дефект афферентной моторной афазии состоит в трудностяхразличения звуков речи, близких по произношению — (например, «д»,«л», «н» — слово «слон» произносится как«снол»). Такие больные, как правило, понимают, что они невернопроизносят слова, но артикуляционный аппарат не подчиняется их волевым усилиям.Незначительно нарушается и неречевой праксис — они не могут надуть одну щеку,высунуть язык. Указанная патология вторично приводит и к неправильномувосприятию «трудных» слов на слух, к ошибкам при письме под диктовку.Молчаливое чтение сохраняется лучше.
5. Семантическая афазия — возникает при поражении на границе височных, теменных и затылочных областеймозга (или области надкраевой извилины). В клинической практике встречаетсядостаточно редко. Долгое время изменения речи при поражении этой зоныоценивались как интеллектуальный дефект. При более тщательном анализевыяснилось, что для данной формы патологии характерно ослабленное пониманиесложных грамматических конструкций, отражающих одновременный анализ и синтезявлений. Они реализуются в речи через многочисленные системы отношений:пространственные, временные, сравнительные, родо-видовые, выраженные — всложных логических, инвертированных, фрагментно разнесенных формах. Поэтому впервую очередь в речи таких больных нарушается понимание и употреблениепредлогов, наречий, служебных слов и местоимений. Эти нарушения не зависят оттого, читает ли больной вслух или про себя. Появляется дефектность изамедленность пересказа коротких текстов, часто превращающихся внеупорядоченные обрывки. Детали предложенных, услышанных или прочитанныхтекстов не улавливаются и не передаются, но в спонтанных высказываниях и вдиалоге речь оказывается связной и свободной от грамматических ошибок.Отдельные слова вне контекста также прочитываются с нормальной скоростью ихорошо понимаются. По-видимому, это обусловлено тем, что при глобальном чтениипривлекается такая функция, как вероятностное прогнозирование ожидаемогосмысла. Семантическая афазия обычно сопровождается и нарушениями счетныхопераций — акалькулией (R48.8). Они непосредственно связаны анализомпространственных и квазипространственных отношений, реализуемых третичнымизонами коры, сопряженными с ядерной частью зрительного анализатора.
6. Динамическая афазия — поражаются области, кпереди и сверху прилегающие к зоне Брока. В основединамической афазии лежит нарушение внутренней программы высказывания иреализации ее во внешней речи. Исходно страдает замысел или мотив, направляющийразвертывание мысли в поле будущего действия, где «представлены»образ ситуации, образ действия и образ результата действия. В итоге возникаетречевая адинамия или дефект речевой инициативы. Понимание готовых сложныхграмматических конструкций нарушается незначительно или вообще не нарушается. Втяжелых случаях самостоятельные высказывания у больных отсутствуют, при ответена вопрос они отвечают односложно, часто повторяя в ответе слова вопроса(эхолалия), но без произносительных затруднений. Совершенно невозможнонаписание сочинения на заданную тему из-за того, что «мыслей нет».Выражена тенденция к использованию речевых штампов. В легких случаяхдинамическая афазия экспериментально выявляется при просьбе назвать несколькопредметов, относящихся к одному и тому же классу (например, красные). Особенноплохо актуализируются слова, обозначающие действия — не могут перечислитьглаголы или эффективно использовать их в речи (нарушается предикативность).Критика к своему состоянию снижена, а стремление таких больных к общениюограничено.
7. Проводниковая афазия — возникает при крупных очагах поражения в белом веществе и коре средне-верхнихотделов левой височной доли. Иногда она трактуется как нарушение ассоциативныхсвязей между двумя центрами — Вернике и Брока, что предполагает вовлеченность инижнетеменных отделов. Основной дефект характеризуется выраженнымирасстройствами повторения при относительной сохранности экспрессивной речи.Воспроизведение большинства речевых звуков, слогов и коротких слов в основномвозможно. Грубые литеральные (буквенные) парафазии и дополнения лишних звуков кокончаниям встречаются при повторении многосложных слов и сложных предложений.Нередко воспроизводятся только первые слоги в словах. Ошибки осознаются иделаются попытки их преодолеть с продуцированием новых ошибок. Пониманиеситуативной речи и чтения сохранено, причем, находясь среди знакомых, больныеговорят лучше. Поскольку механизм нарушения функций при проводниковой афазиисвязан с нарушением взаимодействия между акустическим и двигательным центрамиречи, иногда этот вариант речевой патологии рассматривается либо какразновидность слабовыраженной сенсорной, либо афферентной моторной афазии.Последняя разновидность наблюдается лишь у левшей при поражении коры, а такжеближайшей подкорки задних отделов левой теменной доли, либо в зоне ее стыка сзадневисочными отделами (40-е, 39-е поля).
Помимо указанных, всовременной литературе можно встретить устаревшее понятие«транскортикальной» афазии, позаимствованное из классификацииВернике-Лихтгейма. Она характеризуется явлениями нарушения понимания речи присохранном ее повторении (по этому признаку она может быть противопоставленапроводниковой афазии), то есть описывает те случаи, когда нарушается связьмежду смыслом и звучанием слова. По-видимому, «транскортикальная»афазия также обусловливается парциальным (частичным) левшеством. Разнообразие иравноценность речевой симптоматики свидетельствует о смешанной афазии.Тотальная афазия характеризуется одновременным нарушением произношения речи ивосприятия смысла слов и возникает при очень больших очагах, либо в остройстадии заболевания, когда резко выражены нейродинамические расстройства. Суменьшением последних выявляется и конкретизируется одна из вышеуказанных формафазий. Поэтому нейропсихологический анализ структуры нарушений ВПФцелесообразно проводить вне острого периода заболевания. Анализ степени и темпавосстановления речи свидетельствует о том, что в большинстве случаев они зависятот размеров и локализации очага поражения. Грубый речевой дефект с относительноплохим восстановлением речи наблюдается при патологии, распространяющейся накорково-подкорковые образования двух-трех долей доминантного полушария. Приповерхностно расположенном очаге таких же размеров, но без распространения наглубокие образования, речь восстанавливается быстро. При небольшихповерхностных очагах, расположенных даже в речевых зонах Брока и Вернике,происходит, как правило, значительное восстановление речи. Вопрос о том, могутли глубокие структуры мозга играть самостоятельную роль в развитии речевыхрасстройств, остается открытым.
В связи с исследованиямиглубоких структур мозга, имеющих непосредственное отношение к речевымпроцессам, возникла проблема дифференцирования афазий от категориально иныхнарушений речи, получивших название псевдоафазий. Их появление связано соследующими обстоятельствами. Во-первых, при операциях на таламусе и базальныхядрах с целью уменьшения моторных дефектов — гиперкинезов (F98.4),паркинсонизма (G20) — сразу после вмешательства у таких больных появляютсясимптомы речевой адинамии в активной речи и в способности повторять слова, атакже возникают затруднения в понимании речи с увеличенным объемом речевогоматериала. Но эти симптомы неустойчивы и вскоре подвергаются обратномуразвитию. При повреждениях полосатого тела помимо собственно двигательныхнарушений возможны ухудшения координации двигательного акта как моторногопроцесса, а при дисфункции бледного шара — появление монотонности ибезинтонационности речи. Во-вторых, псевдоафазические эффекты возникают приоперациях или при возникновении органической патологии в глубине левой височнойдоли, в тех случаях, когда не затрагивается кора головного мозга. В-третьих,особый тип речевых расстройств, как уже указывалось, составляют явления аномиии дисграфии, которые возникают при рассечении мозолистого тела вследствиенарушений межполушарного взаимодействия.
Нарушения речи,встречающиеся при поражениях левого полушария мозга в детском возрасте(особенно у детей до 5-7 лет), также протекают по иным законам, чем афазия.Известно, что люди, перенесшие удаление одного из полушарий на первом годужизни, в дальнейшем развиваются без заметного снижения речи и ее интонационногокомпонента. В то же время, накоплены материалы, свидетельствующие о том, чтопри ранних поражениях мозга нарушения речи могут возникать независимо отлатерализации патологического процесса. Эти нарушения стерты и в большейстепени касаются слухоречевой памяти, а не других аспектов речи. Восстановлениеречи без серьезных последствий при поражениях левого полушария возможно до 5лет. Срок этого восстановления, по разным данным, колеблется от нескольких днейдо 2 лет. В конце периода полового созревания возможность формированияполноценной речи уже резко ограничена. Сенсорная афазия, появившаяся в возрасте5-7 лет, чаще всего приводит к постепенному исчезновению речи и ребенок вдальнейшем не достигает ее нормального развития.

Заключение
Речь интересна дляизучения со многих сторон: например, как устройство, порождающее физическиезвуки, а также воспринимающее и дифференцирующее их; или как некоторый аппарат,переводящий смысл в слова. Причем этот аппарат находится в тесной связи ссознанием и эмоциями человека; важной его особенностью является наличие в немязыковой системы, производимой сообществом людей и индивидуально усвоенной ииспользуемой каждым человеком.
Без речи нет общества.Речь очень важна в жизни человека, особенно она важна для человека, как членаобщества. Благодаря речи современный мир и существует в таком развитом виде.Благодаря речи происходит передача опыта, накопленного всем человечеством завсю его историю младшему поколению.
Зная механизмы речи,можно понять причины нарушения функции речи, найти источник заболевания иуспешно лечить расстройство речи.

Список литературы
 
1. БизюкА. П. Основы нейропсихологии. — СПб, 2001.
2. КорсаковаК. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. — М., 1988.
3. РубинштейнС.П. Основы общей психологии. Санкт-Петербург, ЗАО «Издательство «Питер», 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.