В В Е Д Е Н И Е.
Просвещениеявилось политической идеологией, философией и культурой эпохи крушенияфеодализма и утверждения капиталистического общества.
Представители немецкой классической философиивысоко оценивали вклад Просвещения в развитие революционной философской мысли.Кант предлагал рассматривать Просвещение как необходимую историческую эпохуразвития человека, сущность которой состоит в широком использованиичеловеческого разума для реализации социального прогресса. Гегельхарактеризовал Просвещение как рационалистическое движение XVIII века вобласти культурной и духовной жизни, основанное на отрицании существующегоспособа правления, государственного устройства, политической
идеологии, праваи судопроизводства, религии, искусства, морали.
Крупнейшими мыслителями и идеологами этой эпохистали Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри, Руссо и др., они разработалиновые человеческие и общественные идеалы «просвещенной жизни» иоказали огромное влияние на развитие прогрессивной буржуазной идеолгии.
В данной работе будут рассмотрены основные положения мировоззренческойсистемы Жан-Жака Руссо и его вклад в формирование нового образа суверенногочеловека и общества в целом.
I. ОБЩИЙ ОБЗОР ПРОСВЕЩЕНИЯ
Эпоху Просвещения в Западной Европе предваряетшироко развернувшийся в XVII веке общественный прогресс реальных знаний,необходимых для нужд материального производства, торговли и мореплавания.Научная деятельность Г.Гоббса, Р.Декарта, Г.В.Лейбница, И.Ньютона, Б.Спинозы иголландских картезианцев знаменовала новый этап в освобождении науки отдуховной власти религии, буржуазный рост точных и естественных наук — физики,математики, механики, астрономии, становления материализма Нового времени.
Возникнув в XVII веке в Англии (Локк),просветительская идеология получает широкое распространение во Франции XVIIIве-
ка(Монтескье, Гельвеций, Вольтер, Гольбах, Руссо). Во второй
половине XVIII века и первых десятилетиях XIX века антифеодальнаяидеология Просвещения развивается в Северной Америке (Франклин, Купер, Пейн),Германии (Мессинг, Кант), России (Радищев, Новиков, Козельский) и странахВосточной и Юго-Восточной Европы (Польша, Югославия, Румыния, Венгрия).Развитие просветительской идеологии стран Востока в XIX веке — начале XX века,несмотря на национальное своеобразие, свидетельствует о теоретическом единствеосновных идей Просвещения.
Составной частью Просвещения была передоваябуржуазная философия XVIII века — начала XIX века, теоретически обосновавшаянеобходимость буржуазно-демократических социальных преобразований. Конкретнойразновидностью философии Просвещения явилась «дейстская формаматериализма», представители которой (Вольтер, Вольф, Д.Г.Аничков)исходили из метафизической онтологии конечного мира, абсолютного дуализмапричины и следствия, материи и движения, эволюции и целесообразности. Вгносеологии деисты, как правило, разделяли идеалистическую теорию врожденныхидей, рационалистическую концепцию совпадения логического и реального следования,идеи субстанциональности души и некоторые положения агностицизма. Деистырассматривали бога в качестве разумной первопричины мира, а «естественнуюрелигию» в качестве социального регулятора исторического процесса.Критика феодализма привела деистов к отрицанию теологического объясненияисторического процесса и утверждению рационалистической теории общественногодоговора (Руссо, Джефферсон, В.В. Попугаев).
Другая историческая форма философии Просвещения — материализм XVIII века — формировалась путем философской критики теоретическихоснов деизма на базе материалистического естествознания. В решении основноговопроса философии материалисты эпохи Просвещения (Мелье, Дидро, Гольбах,Форетер, Радищев) отвергли субъективный идеализм Беркли и предприняли естественно-научноеобоснование концепции материи как объективной реаль-
ности. Они считали жизнь и сознание функцией определенной организацииматерии, сформировавшейся в результате длительного исторического развития. Втеории познания материалисты отвергли агностицизм, картезианскую концепциюврожденных идей, включая идею бога, и последовательно развивали основныеположения материалистического сенсуализма, утверждавшего, что источникичеловеческого знания — это ощущения и восприятия.
В соответствии с разделением философских взглядов сформировалось два«поколения» французских просветителей.
Идейными вождями «старшего поколения»были Вольтер и Монтескье. Веря в исторический прогресс, они обычно несвязывали его с политическим развитием масс, возлагая надежды на«просвещенного монарха» (Вольтер) или пропагандируя конституционнуюмонархию по английскому образцу и теорию «разделения властей»(Монтескье).
Деятели второго этапа французских просветителей — Дидро, Гельвеций, Гольбах и др. — были в своем большинстве материалисты.Центральным событием этого этапа можно считать выпуск «Энциклопедии илиТолкового словаря наук, искусств и ремесел» в 1751-1780 годах. Эта работадавала людям некоторое общее представление об окружающем мире, на основекотрого уже должна была формироваться самостоятельная способность суждения укаждого человека, делающая его суверенной личностью.
По мере приближения революции росло влияниепроизведений, содержащих более радикальную критику феодального строя. Это,прежде всего, трактат Ж.Ж.Руссо «Об общественном догово-
ре»(1762).
Важнейшие идеи Просвещения — идея знания,просвещения и идея здравого смысла. С культом здравого смысла, разума связаностремление просветителей подчинить идеальному началу и общественный строй,государственные учреждения, которым, по их словам, надлежало заботиться об«общем благе». Против феодально-абсолютистского государства быланаправлена теория общественного договора, согласно которой государствопредставляло собой институт, возникший путем заключения договора между людьми;эта теория давала право народу лишить власти государя, нарушевшего условиядоговора.
Некоторые из просветителей возлагали надежды на" просвещенного монарха ", рассчитывая в дальнейшем на проведение необходимыхреформ, — так возникла идея посвещенного абсолютизма.
Оружием борьбы с феодальным мировоззрением была дляпосветителей и история, которую они рассматривали как " школу морали иполитики". Для просветительских взглядов на историю наиболее характерноследующее: изгнание теологии из объяснения исторического процесса, резкоотрицательное отношение к средним векам, преклонение перед античностью, вера впрогресс, признание закономерного характера развития, подчиненного определенным«естественным законам».
В области экономики большинство просветителейсчитали нормальным соревнование частных интересов, требовали введения свободыторговли, правовых гарантий частной собственности от феодальных ограничений ипроизвола.
В соответствии со всей системой взглядовпросветителей, с верой в великую преобразующую силу разума находилось и их особоепонимание проблем воспитания. Они не только беспощадно критиковали пережиткисредневековой системы воспитания, но и внесли новые принципы в педагогическуюнауку (Локк, Гельвеций, Дидро, Руссо и другие) — идеи решающего влияния средына воспитание, природного равенства способностей, необходимости соответствиявоспитания человеческой природе, естественным способностям ребенка, выдвигалитребования реального образования.
Деятели Просвещения противопоставлялихристианско-религиозной морали с присущей ей идеей отрешения от мирских благидеи эмансипации личности, индивидуалистические теории «разумногоэгоизма», мораль, основанную на здравом смысле. Но в эту же эпоху,особенно накануне Великой Французской революции, получили развитие и иныепринципы — возникла идея новой гражданственности, требовавшей самоограниченияличности. Благо государства, республики ставится выше блага отдельного человека.
Идеология Просвещения находила выражение и в разныххудожественных направлениях литературы, изобразительного искусства:просветительском классицизме, просветительском реализме, сентиментализме.
Для писателей эпохи Просвещения характерностремление приблизить литературу к жизни, превратить ее в действенный фактор,преобразующий общественные права. Литературу Просвещения отличало ярковыраженное публицистическое пропагандистское начало; она несла высокиегражданские идеалы, пафос утверждения положительного героя и т.д.
Яркие образы просветительской художественнойлитературы дали Вольтер, Руссо, Дидро, Бомарше во Франции; Г.Месинг, И.Ге-
те, Ф.Шиллер в Германии; С.Ричардсон, Г.Филдинг, Т.Смоллетт,
Р.Шеридан вАнглии и другие.
Основными направлениями в изобразительном искусствеэтой эпохи были классицизм, обретший отчетливо просветительский оттенок втворчестве архитектора К.Н.Леру и живописца Ж.Л.Давида во Франции, ипросветительский реализм, распространившийся преимущественно в живописи играфике У.Хогарта в Англии,
Д.Н.Ходовецкогов Германии и др.
Идеи просвещения оказали существенное влияние и намузыку, особенно во Франции, Германии, Австрии. Новая система эстетическихвзглядов просветителей на заделы музыкально-драматического искусстванепосредственно подготовила оперную реформу К.В.Глюка, провозгласившего«простоту, правду и естественность» единственными критериями красотыдля всех видов искусства.
Общественно-политические, этические и эстетическиеидеи просветителей явились духовной основой формирования Венской классическойшколы, ярко проявившись в творчестве ее крупнейших представителей — Й.Гайдна,В.А.Моцарта, в музыке которых главенствует оптимистическое, гармоничноемировосприятие, и
Я.Бетховена,в творчестве которого, проникнутом духом героики, нашли отражение идеи Великойфранцузской революции.
Таким образом, Просвещение явилось не только этапомв истории европейской философской мысли, но и заложило основы для формированиясвободного человека Нового времени, провозгласило новые идеалы в областиискусства и культуры.
II. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СИСТЕМА Ж.-Ж.РУССО
Мировоззренческая система Жан-Жака Руссо завоевалаогромную популярность еще при жизни, он был признанным властителем думбольшинства французов второй половины XVIII века. Его породила определеннаяисторическая эпоха, но и он своими блестящими и оригинальными сочинениямиспособствовал ее рождению.
Следует отметить своеобразие и неординарностьвзглядов Руссо, так как он не соглашается с другими просветителями почти покаждому пункту просветительской программы.
Прежде чем перейти к характеристике системы взглядов
Ж.-Ж.Руссо, необходимо упомянуть о его предшественниках, оказавшихсильное влияние на формирование и развитие философских взглядов мыслителя.
1. Идейные предшественники.
К числу ближайших предшественников Руссо в областиобщественно-политической мысли следует отнести Гуго Гроция (1583-1645), ТомасаГоббса (1588-1679), Джона Локка (1632-1704), Ш.Л.Монтескье (1689-1755).
Краткорассмотрим суть учений каждого из мыслителей.
Гуго Гроций, крупный нидерландский ученый-юрист, в1625 году выпустил в свет свое главное сочинение — «О праве войны имира», в котором утверждал, что в условиях первобытных отношений стихийногосподствовало естественное право, коренящееся в самой природе человека, и чтонормы его неизменны, вечны. Затем главную роль в этих отношениях, по мнениюГроция, стала играть абсолютная верховная власть, возникшая якобы в результатедобровольного отказа людей от своей естественной первобытной свободы. Отсюдаследовало, что верховная власть представляла собой не продукт естественногоправа, а некий исторический факт.
Соглашаясь с некоторыми выводами Гроция, Руссовместе с тем подвергал критическому разбору его учение о происхожденииверховной власти, подчеркивая враждебность этого учения интересам народа.
В «Общественном договоре» Руссо довольночасто упоминает о политическом учении Т.Гоббса. Руссо резко критиковал антидемократическиетенденции во взглядах Гоббса, его «презрение к свободе и равенству».Но это не мешало ему видеть сильные стороны учения английскогофилософа-материалиста, а именно его антифеодальные взгляды на церковнуюгегемонию. Руссо писал, что Гоббс впервые "… осмелился предложитьсоединить обе головы орла (т.е. церковь и государство) и привести все к политическомуединству, без которого ни Государство, ни Правление никогда не будут иметьхорошего устройства" (Руссо Ж.-Ж., Трактаты., М: Наука, 1969, с.250).
В «Общественном договоре» и другихсочинениях Руссо часто встречаются ссылки и на другого английскогофилософа-материалиста — Джона Локка. Согласно системе обучения и воспитанияЛокка, изложенной в трактате «Несколько мыслей о воспитании», надетей следует воздействовать главным образом убеждением, обращаясь к их разуму.В этом вопросе Руссо расходился не только с Локком, но и со всеми предшествующимиему авторитетами — Монтенем, Лабрюйером и др. В соответствии со своими морально-педагогическимивзглядами он утверждал, что самая важная и первоначальная задача воспитания — это сделать детей восприимчивыми к тому, что им внушают.«Сам Локк, мудрыйЛокк,
— писал Руссо в романе „Юлия, или Новая Элоиза“, — позабыл сиюоснову; он больше говорит о том, что следует требовать от детей, нежели отом, как этого добиться от них» (Руссо Ж.-Ж., Избранныесочинения., т.2, с.489).
Большое влияние на Руссо оказал выдающийсяфранцузский социолог Ш.Л.Монтескье. Главное произведение Монтескье — «Одухе законов» (1748) — представляет собой капитальное исследование обосновных условиях и гарантиях политической свободы.Лучшей гарантиейполитической свободы Монтескье считал разделение и уравновешение властей:законодательной, исполнительной и судебной. Он утверждал, что подобноеразделение явится не только гарантией полного осуществления политической свободы,но и решающим условием успешного устранения всевозможных государственныхзлоупотреблений.
2. Философские исоциально-политические идеи.
Философская система Ж.-Ж.Руссо сложна имногозначна. Его альтернативная концепция о глубине человеческого существа идиалектике социальной жизни сыграла важную роль в развитии философской мысли.
Мировоззренческая система Ж.-Ж.Руссо представляетпереплетение различных течений: дуализма, картезианства, сенсуализма,наконец, идеализма и фидеизма в области религиозных воззрений. Но несомненнопреобладание дуалистических взглядов, так как Руссо, признавал объективноебытие материальной Вселенной, допуская существование в мире двух начал — духа иматерии. Он развивал метафизический взгляд на материю как на мертвую и коснуюсубстанцию, которая сама по себе не имеет никакого движения и только врезультате высшего воздействия приобретает способность к механистическомупередвижению в пространстве. Движение он понимал не как изменение вообще, а какперемещение в результате механистического воздействия. Вопрос об источникедвижения Руссо решал, однако, не материалистически. «Некая воля — писалон — приводит в движение Вселенную и одушевляет природу… Я думаю, что мируправляется могущественной и мудрой силой.» (Руссо Ж.-Ж., Эмиль, или овоспитании, с.265-269).
* * *
Вопрос о самопознании для Руссо столь жефилософичен, сколь и актуален. Греческую мудрость он пытается соединить снасущными вопросами современности о свободе и равенстве.
Самым важным препятствием для человека является самчеловек.Но нынешнее стремление к «объективному» познанию, освоениевнешней предметности отдаляет человека от самого себя.
Как Декарт отделил мысль от чувственности, чтобысделать предметом мысли саму мысль, так Руссо берется освободить чувствованиеот интеллектуальных привнесений, чтобы сосредоточиться на нем же самом, чтобы«чувствовать чувство». Но, если Декарт обращает мысль на самое себя,для того, чтобы достичь
чистоты иясности интеллектуального познания, то Руссо отрешает чувство от всякойвнешней предметности и ориентирует внутрь для достижения моральногосамопознания.
Принцип Декарта cogito (мышление) относится кинтеллектуальному и чувственному самосознанию, объединяя то и другое. Декартначинает с первого, оставляя в тени второе. Руссо, напротив, отправляется отвторого, т.е. от чувственного самопознания как основы самопознаниярационального. Руссо выводит достоверность существования человека не измысленного акта, как у Декарта: «Мыслю, следовательно существую», аиз чувственного; но в обоих случаях акты рефлективны: там — самомышление,здесь — самочувствование, ощущение себя, своего собственного существования:«Существовать для нас значит чувствовать; наша чувственность бесспорнопредшествует нашему разумению, и мы имеем чувства раньше идей» (РуссоЖ.-Ж., Эмиль, или о воспитании., СПб.,1913, с.284). Признавая первым чувствомчеловека «ощущения его бытия», Руссо прилагает и развиваеткартезианский принцип не в интеллектуальной сфере, однако и не в противоречии сразумом, т.е. не выступает как антиинтеллектуалист: "… мое правило большеполагаться на чувство, чем на разум, сообразуется с самим разумом" (Руссо
Ж.-Ж., Эмильили о воспитании, СПб.,1913, с.203).
Но все же специфическое отличие Руссо от многихдругих просветителей — это не столь поворот к сенсуализму, который не редкостьв их среде, сколько обращение к картезианской основе как рационализма, так исенсуализма и развитие из нее чувственной рефлексии.
«Исповедь» Руссо не стоит совсем встороне от его своеобразного философского начинания. В ее программе прямозаявлено: «Отдаваясь одновременно воспоминанию о полученном впечатлении ичувству настоящего момента, я буду отнимать свое душевное состояние как бы вдвойне, т.е. в момент, когда произошло данное событие, и в тот, когда я егоописываю» (Руссо Ж.-Ж., Избранные сочинения., т.3, с.672). Рефлективноеотношение не может оставаться чисто индивидуальным и субъективным, оно должнообрести общезначимость и объективность.
* * *
Одной из главных проблем, которые исследует Руссо,является проблема человека, его истинной сущности.
Руссо усматривает в человеке два естественныхначала, предшествующих разуму (рассудку):"… из них одно горячо заинтересовываетнас в нашем собственном благосостоянии и самосохранении, а другое выражаетнаше естественное отвращение при виде гибели и страданий всякого чувствующегосущества и главным образом нам подобных" (Руссо Ж.-Ж., Трактаты, с.43).
Гоббс, не задумываясь, сразу же переводилстремление к самосохранению в самолюбие и эгоизм, а Руссо раскрывает долгийисторический путь, ведущий к такому превращению, вернее один из путей, совсемне обязательный,- более естественен другой: любовь к себе, еще прежде чемобернуться самолюбием, умеряется жалостью к страданиям себе подобного, а лучшесказать, расширяется до сострадания к несчастью других и часто переходит в этовторое чувство.
Императив: «Поступай с другими так, какжелаешь, чтобы поступали с тобой» — проявляется лишь тогда, когдаестественная сострадательность вытесняется эгоистическими наклонностями, но ив этом случае требования, побуждающие к выживанию естественного закона, находятдейственную силу не в рассудке, а в совести и чувстве.
По природе человек, согласно Руссо, незлобив,скорее даже добр, он становится добродетельным, когда, любя добро, еще иосуществляет его через борьбу и преодоление в себе противоборствующихнаклонностей. Выполнение долга является внешней формой добродетели по сравнениюс поступками, вытекающими из естественного стремления к добру, на основекоторых чувство долга формируется и закрепляется в качестве привычки к доброде-
тели,привычки, доставляющей удовлетворенность и наслаждение.
Удовольствия, доставляемые непосредственным естественным сочувствием исодействием по природному влечению не поднимаются до высоты тех, чтоиспытываются при выполнении долга.
Руссо обращает внимание на то, что отказ чувствам вих спонтанном развитии и совершенствовании, взгляд на них, как на косные посвоей сущности, задержка на их только первоначальных формах приводит к тому,что эти чувства под неусыпным контролем и опекой разума превращаются вискусственные, перечащие их собственным первоначальным тенденциям.Заторможенная в своем развитии любовь к себе оборачивается эгоизмом, вместотого, чтобы возвеличиться до любви к себе подобным.
В человеке цивилизованном Руссо фиксирует дваразных принципа, из которых один влечет к любви, справедливости, моральномублагу, а другой тянет вниз, подчиняет власти внешних чувств и пораждаемых имистрастей.
Руссо определенно встает на точку зрения монизма вобъяснении противоположностей — оба состояния должны быть выведены из одной итой же общей природы человека; поскольку же они даны последовательно вовремени, то следует найти переход от одного к другому.
* * *
Достоинство взглядов Руссо на свободу проявляется вего чувственно-практическом подходе, в противоположность умозрительно-созидательному,при котором свободу пытаются обнаружить как некоторый «объект», и, ненаходя, отрицают ее существование. Свобода означает у него внутреннерефлексивное отношение: «быть господином самому себе, практиковать свою волюна самом себе, властвовать над страстями» (Руссо Ж.-Ж., Эмиль или овоспитании, с.40).Преодоление страстей означает нравственную свободу. Она непривходит из вне в индивида, а вырабатывается и развивается изнутри. Процесс ееформирования в историческом плане Руссо связывает с переходом отпервоначального, естественного состояния к цивилизованному, гражданскому.Человек как гражданин расстается со своей естественной свободой, зато приобретаетсвободу моральную.
Во имя свободы воли, во имя совести Руссо отвергалфатализм, предопределенность волевых актов, выступая здесь против
механистического материализма ипротивореча теологии.
Одним из центральных вопросов в проблеме свободычеловека и социальных взаимоотношений Руссо считает вопрос о происхождении неравенства.Появление собственности заставляет человека расставаться со своей свободой,которая по самой своей природе,
и солгасносвоему понятию, неотчуждаема. Все дело в том, что
в самой человеческой природе уже произошел перелом. Неравенство людей — продукт целого ряда переворотов, преобразовавших человеческую природу,«подобно тому, как, чтобы установить рабство, пришлось совершить насилиенад природой, так и для того, чтобы увековечить право рабовладения, нужно былоизменить природу» (Руссо Ж.-Ж., Трактаты, с.45).
Руссо устанавливает прямую связь появлениясамолюбивого рассудочного Я, страстно отстаивающего свою обособленность, свозникновением частной собственности. В обществе, которое подвергается автором" Рассуждения о неравенстве" уничтожающей критике, личное Я несет всебе чуждые человечности характеристики, свойственные его субстракту — собственности.
Для Руссо очевидно, что современный человекнаходится в интенсивном разладе с собой, что в своем действительном существованиион не является тем, чем должен быть по своей сущности; он не равен самомусебе, потому что существует неравенство между людьми. Необходимостьустановления равенства Руссо выдвигает как политическое требование времени иобосновывает его результатами исследования происхождения и ступеней углублениянеравенства, раскрытием закономерностей его развития и исторических тенденцийк самоуправлению.
Философ различает природное и социальноенеравенство: природа создает людей различными, но не эти различия обуславливаютсоциальное неравенство — его причиной является частная собственность. Руссовидит три причины неравенства: во-первых, это неравенство общественное;во-вторых, оно возникло исторически; в-третьих, оно связано с появлениемчастной собственности. Частная собственность возникает при переходе человечестваот естественного состояния к общественному, т.е. является продуктомцивилизации.
С точки зрения Руссо, существовавшее до сих порполитическое устройство не отвечало требованию правосообразности, оноосновывалось не на договоре свободных и равных, а на насилии и угнетении,поэтому, несмотря на все труды мудрейших законодателей, оставалосьнесовершенным,- оно было плохим с самого начала.
Формирование ассоциации, называемой общественнымдоговором, предполагает свободное вступление в договорные отношения, равенствовсех отдельных лиц и принятие ими основных законов, которые выражали бы общиеинтересы. Общность интересов — это, согласно Руссо, вполне реальнаяпредпосылка. Каждый из членов ассоциации добровольно отдает себя — своюличность и все свои силы в пользу коллективного целого. Условия равны для всех,каждый, подчиняя себя всем, не подчиняет себя каждому в отдельности. Каждыйстановится неотъемлемой частью целого. Появляется некоторое общее Я,получающее посредством акта объедине-
ния своеединство, свою жизнь и волю.
Для Руссо, в отличие, например от Гольбаха,субстратом общей воли является народ. Народ решает вопрос о полезности законов,о соответствии их общей воле, решает голосованием, быть или не быть этимзаконам. Особенность взгляда Руссо, с которой не соглашается потом никто изпросветителей, состояла в том, что всякое постановление, хотя бы самое полезноеи разумное, предписывающее что бы то ни было населению, не участвующему в егообсуждении и голосовании, будет не законом, а лишь приказом. Для того, чтобыобщая воля стала законом, нет необходимости в единогласии, но необходимо, чтобывсе граждане имели возможность подать свои голоса. С другой стороны, Руссонеизменно придерживается понимания общей воли как неразрывного единства,целостности, отличной от суммы нескольких воль:
«Частосуществует немалое различие между волею всех и общей
волею. Эта вторая блюдет только общие интересы, первая — интересычастные» (Руссо Ж.-Ж., Трактаты, с.170). Сферы действия той или другойстрого разграничены:«Подобно этому, как частная воля не может представлятьволю общую, так и общая воля, в свою очередь, изменяет свою природу, если онанаправлена к частной цели, и не может как общая выносить решение ни в отношениикакого-нибудь человека, ни в отношении какого-нибудь факта» (РуссоЖ.-Ж., Трактаты, с.173).
Политическая жизнь конституируется у Руссо вобособленную, абстрагирующую себя от частной жизни индивидов самостоятельнуюсферу. Для человека как политического существа голос частного интереса вобщественной жизни должен умолкнуть. Разрешение проблемы без внешнегопринуждения должно заключаться в преодолении раздора в душе каждого индивидачерез победу одной из сторон личности над другой ее стороной — победу общественногонад партикулярным в каждом сознании. Лишь забыв о себе, человек обретает себя,обретает как общественное существо свое общественное Я, противоположноечастному Я.
Принятие общественного договора означает и принятиесуровой школы воспитания свободных граждан. Бытие свободным гражданиномпредполагает, что гражданин дает согласие на все законы, даже на те, которыепринимаются вопреки его желанию, и даже на те, которые карают его, если оносмеливается нарушить их.
То, что данные положения не являются утопиейподтверждается опытом Великой французской революции, освободившей политическийдух от оков, от смешения его с гражданской, т.е. частной, жизнью и выделившейего как сферу общности, всеобщего народного дела, как нечто, существующеенезависимо от специфических элементов частной жизни.
* * *
Интересен и оригинален Руссо в своих педагогическихвоззрениях.В этой области он выступил горячим сторонником естественноговоспитания. Воспитание каждого человека, писал Руссо в книге «Эмиль, или овоспитании», дается природой путем непосредственного развития врожденныхспособностей и влечений. Обращаясь к родителям и воспитателям, он призывал ихразвивать в ребенке естественность, прививать чувство свободы и независимости,стремление к труду, уважать в нем личность и все полезные и разумныесклонности.
В соответствии с предлагаемой схемой воспитанияРуссо делил жизнь детей на четыре периода. В первый период — от рождения додвух лет — он предлагал уделять внимание главным образом физическомувоспитанию; во второй — от двух до двенадцати лет — воспитанию чувств; в третий- от двенадцати до пятнадцати лет — умственному воспитанию; в четвертый период- от пятнадцати до восемнадцати лет — нравственному воспитанию. Этот последнийотрезок времени он называл периодом «бурь и страстей».
Очень много ценных советов и наставлений Руссо даетв первых двух книгах «Эмиля». Он рекомендует исподволь действоватьна детей, руководить ими, не ущемляя их свободы и не применяя мер прямогопринуждения, и вместе с тем проявлять настойчивость, требовательность, неспешить с удовлетворением нежелательных и взбалмошных детских просьб.
Вместо старых форм общественного воспитания Руссосчитал необходимым ввести демократическую систему, в основу которой требовалположить трудовое воспитание: изучение общественных ремесел и искусств, причемв ходе обучения он считал необходимым выявлять у воспитанников те или иныедарования, заложенные природой.
Делясь своим педагогическим опытом, Руссоутверждал, что каждый воспитатель обязан научить своего воспитанника нерассчитывать ни на родителей, ни на здоровье, ни на богатство. Он должен датьпонять ему, что без труда жизнь бесцельна, что труд есть неизбежная обязанностьобщественного человека и «всякий праздный гражданин есть плут».Воспитатель, кроме того, должен не жалеть ни сил, ни времени для того, чтобызанимать воспитанника добрыми делами, ибо, только делая добро, людистановятся добрыми. «Отнимите у нашего сердца эту любовь к добру,-подчеркивал Руссо,- вы отнимите всю прелесть жизни» (Руссо Ж.-Ж., Эмиль илио воспитании., с.281).
Педагогический успех, по мнению Руссо, мог бытьдостигнут сочетанием ремесленного труда с выполнением основных правилестественного воспитания. Но не только это определяет успех. Системаестественного воспитания достаточно эффективна только при правильном ипривычном соединении физических и умственных упражнений. «Великий секретвоспитания, — писал Руссо, — в умении добиться того, чтобы телесные иумственные упражнения всегда служили отдыхом одни для других » (РуссоЖ.-Ж., Эмиль, или о воспитании, с.191).
Роман «Эмиль, или о воспитании» в силусвоего демократического направления получил широкое распространение во Франциии за ее пределами. Разумеется, сила педагогической системы Руссо состояла нетолько в том, что она отвергла средневековую феодальную традицию воспитания, ав том, что она послужила стимулом для формирования и развития демократическойпедагогики нового времени.
3. Религиозные и нравственныевоззрения.
В восьмой главе четвертой книги «Общественногодоговора» Руссо кратко изложил свое отношение к религии. Он был далек отмнения, что религия — «опиум для народа». И все же в этой главесодержатся острые выпады против официальной феодально-клерикальной идеологии.
Во-первых, Руссо резко осуждал христианство засвязи с существующими политическими организациями. Он часто критиковалхристианство и за то, что оно слишком мало ценит земную, гражданскую жизнь ивопреки здравому смыслу занято почти исключительно «небеснымипомыслами».
Во-вторых, в христианских государствах, продолжалРуссо, никогда нельзя с точностью узнать, кому следует повиноваться — светскомуповелителю или священнику. И вообще христианская религия учит главным образомповиновению и смирению. Христианин с глубоким безразличием выполняет свойгражданский долг; для него неважно, дурно или хорошо идут дела в его отечестве.Ему даже неважно и то, кто и как управляет людьми.
Свои религиозные воззрения Руссо с достаточнойполнотой изложил в работе " Исповедание веры савойского викария".
Рассуждая о мироздании, единстве целого, активностибытия, об установленном порядке во Вселенной, Руссо не деист, как Вольтер, онисповедует теизм, т.е. не только признанет бога как первопричину, определяющуювесь мировой порядок, но и предполагает, что бог присутствует в любом творении,постоянно вмешиваясь в той или иной степени в ход событий.
Нравственность, согласно Руссо, укореняется в вере — лишь нравственныйчеловек может быть добродетельным.
Еще в своей ранней работе «Способствовало ливозрождение наук и искусств очищению нравов» Руссо противопоставляетнравственность науке. Он изображает два различных пути развития человечества:один связан с наукой, на достижениях которой вырастает промышленность иработает прогресс — все это характеризует неистинную, бесчеловечную,развращенную цивилизацию. Люди здесь оторваны от природы скучены в огромнуюмассу, здесь царят теснота, грязь, нищета, убожество. Другой путь — это мирнаяжизнь на лоне природы, в тишине и покое, без вечной погони за наживой, когданеприходящим богатством для человека остаются «нетленные ценности»чистого воздуха, родниковой воды, запаха трав, радостного труда на пользу себеи окружающим. Только на этом пути сохраняются доброта, сострадание, забота одругих людях — сохраняется нравственность.
Решая вопрос о природе души, Руссо в духехристианского богословия признавал, что душа бессмертна, что в загробном миреее ждет другая жизнь и, чтобы заслужить счастливую загробную жизнь, людидолжны вести добродетельный и честный образ жизни. Именно этот образ жизниРуссо и возводит в ранг религии: " Вот истинная религия, единственная, недопускающая ни злоупотреблений, ни нечестия, ни фатализма… Пусть себе проповедуютеще более возвышенные религии, — я не признаю никакой другой " [РуссоЖ.-Ж., Избранные сочинения., т.1, с.581].
Но для истинной религии, считает мыслитель, нетнеобходимости верить, что человек от рождения испорчен, что на нем якобы лежитпроклятие первородного греха. Поэтому человек от природы должен быть добр исовершенен.
Таким образом, Руссо противопоставлял официальнымфеодально-клерикальным догматам и атеистическому мировоззрению новую форму" гражданской религии" — религию общественного договора.
" Догматы гражданской религии,- писал Руссо,-должны быть просты, немногочисленны, выражены точно, без разъяснений икомментариев. Существование Божества могущественного, разумного,благодетельного, предусмотрительного и заботливого; загробная жизнь, счастьеправедных, наказание злых, святость общественного договора и законов — вотдогматы положительные" (Руссо Ж.-Ж., Трактаты, с.254-255).
Настоящее служение богу — это служение ему всердце, и хороший священник — служитель добра. Не быть фанатиком, не требоватьот других беспрекословного соблюдения нелепых обрядов, а реально творить добро- вот что должно быть смыслом деятельности верующего человека.
К догматам «гражданской религии» Руссосделал следующие дополнения: нет религии одного народа, которая исключает всеостальные религии, следует терпеть все религии, которые не противоречат долгугражданина.
Религиозные воззрения Руссо, однако, не были вполнеопределенными: он, то отходил от протестантизма к католичеству, то возвращалсяк отвергнутому вероучению, что не способствовало повышению доверия к его идеям.
III. РУССО И РУССКАЯОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ XIX ВЕКА.
Общественные идеалы Руссо оказали глубокое влияниена демократические слои русского общества.
Так, А.Н. Радищев считал себя активным сторонникоми приверженцем Руссо. Он очень высоко ценил его теорию общественногодоговора и пытался ею воспользоваться для оправдания народных волнений имятежей против помещечьей тирании, против «неправосудия государя» иолицетворяемого им жестокого крепостнического режима. Теория общественногодоговора получила отражение и в административных проектах Радищева. Он пыталсяконкретизировать теорию общественного договора, пропагандируя буржуазныеобщественные отношения, которые только зарождались в лоне российскогокрепостничества.
Революционно-демократические идеалы Руссо былихорошо знакомы и декабристам, среди которых были широко распространенызапрещенные переводы его произведений.
Высоко ценили демократические идеалы французскихпросветителей Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, А.И.Герцен и другие.
А.И.Герцен часто подчеркивал то, как велико было влияние революционно-демократическихидей Руссо на его сознание и ранние взгляды:" Мы так же переживали Руссо иРобеспьера, как французы" [ Герцен А.И., Собраниесочинений., М.,1954г., т.3, с.313]. В Руссо Герцен видел не только выдающегосядемократического мыслителя, но и идеолога французской мелкой буржуазии, давшегоякобинцам острое идейное оружие.
Г.В.Плеханов в своей статье " Жан-Жак Руссо иего учение о происхождении неравенства между людьми" отмечал огромную теоретическуюзаслугу Руссо в том, что он не довольствуясь господствовавшим в XVIII векеидеалистическим взглядом на ход развития просвещения, попытался взглянуть наэтот ход с точки зрения материалистического положения, согласно которому немышление определяет собой бытие, а бытие определяет собою мышление.
Кроме того, многие не без основания полагали, что, если бы не было Руссо, не было бы и Великой французской революции 1789 — 1794гг., что именно его «возмущенная мысль» привела к переворотам всоциальной и политической жизни Франции и возвестила о начале революционнойэпохи в жизни европейского общества.
Социально-политические идеи Руссо явились предтечейтех реальных исторических событий, которые назывались Великой французскойреволюцией и нити от которых тянутся к еще более роковому действию — к ВеликойОктябрьской революции.
З АК Л Ю Ч Е Н И Е.
Жан-Жак Руссо, действительно, оставил глубокий следне только в истории философской мысли Франции, но и в истории всегочеловечества. Своими трудами он на несколько десятилетий предвосхитил тепередовые демократические преобразования, которые произошли в Европе в концеXVIII — начале XIX вв. и продолжают развиваться во всем мире до сих пор.
Огромен вклад этого величайшего мыслителяфранцузского Просвещения в разработку и исследование идей социального равенства,народного суверенитета и т.п., и, хотя в своих работах он не находитразрешения многих противоречий, то что он поднимает эти вопросы подчеркиваетглубину мысли философа.
Многие идеи Руссо об обществе, человеке, нравственности очень актуальны исегодня, в эпоху научно-технического прогресса и наступающего экологическогокризиса.
Литература:
1. Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи сувереннойличности (Гольбах, Гельвеций, Руссо) -М.: Наука, 1995.
2. ВерцманИ.Е., Ж.-Ж. Руссо. М: Рослитиздат, 1958.
3. ДворцовА.Т., Ж.-Ж. Руссо. М: Наука, 1980.
4. История философии в 3-х томах. Под ред.Г.Ф.Александрова, Б.Э.Биховского, М.Б.Митина, П.Ф.Юдина. АН СССР, Институтфилософии. М: Политиздат, 1941, т.2.
5. Манфрез А.З. Три портрета времен французскойреволюции. М: Мысль, 1989.
6. Момджнян Х.Н. Французское просвещение XVIIIвека: очерки. М: Мысль, 1983.
7. Сэв Мольш. Современная французская философия:исторический очерк: от 1789 года до наших дней. Под ред.
Т.А.Курсанова.М: Прогресс, 1964.
8. Французское просвещение и революция. АН СССР, Институт философии,М: Наука, 1989.
9. Философский словарь. Под ред. И.Т.Фронова. М: Политиздат, 1991.
10.Философский энциклопедический словарь. Гл.ред.
Л.Ф.Ильичев. М: Советскаяэнциклопедия, 1983.
П Л А Н
Введение.............................................
I. Общийобзор просвещения............................
II.Мировоззренческая система Ж.-Ж. Руссо..............
1. Идейныепредшественники..........................
2.Философские и социально-политические идеи........
3. Религиозные и нравственные воззрения… III. Руссо и русскаяобщественная мысль................
Заключение…Литература.............................................