Реферат по предмету "Педагогика"


Работоспособность первоклассников

Работоспособностьпервоклассников
Чтопедагог должен учитывать, чтобы правильно, рационально, в соответствии сфункциональными возможностями ребенка построить учебный процесс?
Преждевсего – закономерности динамики работоспособности и утомления.
Работоспособностьчетко отражает функциональное состояние организма и его динамику.
Работоспособность– обладание способностью к работе.
Работоспособность– способность действовать целенаправленно, достигать определенных результатов.
Утомление– состояние, характеризующееся снижением работоспособности.
Работоспособностьшестилетнего первоклассника снижается довольно быстро – об этом сигнализируетобщее «двигательное беспокойство». Через 15-20 мин урока число не слушающих,вертящихся, отвлекающихся, занимающихся своим делом катастрофически растет.Двигательное беспокойство – защитная реакция организма ребенка. Он как быотключается, давая себе отдых, не доводя свой организм до утомления. Попыткаумерить двигательное беспокойство детей словами не дает результата, и толькорациональное переключение с одного вида деятельности на другой позволяетотодвинуть утомление.
Работоспособностьв течение учебного дня
Ушестилеток работоспособность невелика. Первый урок самый продуктивный, хотя и вэто время работоспособность неустойчива. На последующих уроках продуктивность икачество работоспособности снижаются. Однако, рациональная организация учебногодня поддерживает ребенка в тонусе.
Дляшестилеток продолжительность урока должна составлять не более 35 мин. Хорошопродуманное расписание включает динамические упражнения, танцы подмузыку на уроках когда каждому ученику представляется возможностьосвободиться от статического напряжения. Кроме того, в расписании уроковдолжны быть введены подвижные игры, развлечения на чистом воздухе.
Работоспособностьв течение учебной недели.
Самыепродуктивные для учебной деятельности детей дни недели – вторник, среда;наиболее низкая работоспособность – пятница.
Расхождениямежду работоспособностью шестилетних и семилетних детей более выражены в 1-омполугодии и менее – во 2-ом. Исследования показывают, что в условияхрационального режима учебных знаний шестилетних детей их умственнаяработоспособность к концу учебного года сравнивается с таковой у семилетних.
Работоспособностьв течение учебного года.
Здоровыешестилетки, готовые к обучению в школе, привыкают к школьному режиму и дают продуктивныепоказатели работоспособности, начиная с 4-6 недель. Однако, у многихэтот период продолжается до 8-9 недель, т.е. до конца четверти учебногогода.
Надоотметить, что ключевые показатели умственной работы детей, не готовых кобучению в школе, на протяжении примерно полугодия (сентябрь — декабрь)значительно не те, чем у остальных детей. Поэтому учитель по возможности долженучитывать неспособность этих детей работать с таким же напряжением, как другиедети.
Планируяурок, учитель, кроме того, должен учитывать, что самые трудные занятияв первом классе – письмо и чтение, а наибольшее напряжение организмавызывают непосредственно письмо букв, слов, предложений, списывание текста,а на математике самое трудное – решение задач. Специальными исследованиямиустановлено, что продолжительность непрерывного чтения не должен превышать 8мин, в семь-восемь лет – 10 мин. Оптимальная продолжительностьнепрерывного письма – 2 мин 40 сек в начале урока и 1 мин 45 сек — в конце. Приправильно спланированном уроке дети не только не снизят свою работоспособностьв конце урока, но и хорошо восстановится на перемене, и будут готовы интенсивноработать дальше.
Желаниеучителя повысить эмоциональность урока, изменить форму работы, переключитьвнимание детей вполне реализуется при использовании различных техническихсредств: телевидения, кинофильмов, диафильмов, звукозаписи. Но все хорошо, чтов меру, и если на одном уроке учитель пытается использовать различныетехнические средства сразу или в течение целого урока «крутит» фильм,ожидаемого эффекта не будет. Во-первых, применение ТСО, создает повышеннуюнагрузку на центральную нервную систему, особенно на зрительный и слуховойанализатор, и частое переключение для ребенка достаточно сложно, а длительноеиспользование этих же тех. Средств сильно утомляет его. В 1-2 классахдлительность просмотра диафильмов и диапозитивов составляет 7-15 мин,кинофильмов – 15-20 мин, телепередач – 15 мин.
Работоспособностьзависит от:
- функционального состояния организма;
- внешних условий;
- уровня методики преподавания уроков;
- подготовленности ученика;
- колебаний жизненных ритмов, как биологически обусловленных, так иблагоприобретенных;
- сложности усвоения содержания тех или иных учебных тем;
- гигиенических условий (освещенность, температура воздуха, его свежесть,рабочая поза, соответствие стола и стула пропорциям тела);
- привлекательности занятий.
Недостаточнаяосвещенность помещения затрудняет зрительное восприятие, угнетает ребенка,отрицательно сказывается на трудоспособности. В школах условия освещенностиопределяются специальными нормативами. Долг родителей – позаботиться о том,чтобы отвечающие гигиеническим требованиям условия были созданы и дома.
Столнадо правильно расположить по отношению к окну. Свет должен падать слева. Окноне следует занавешивать сплошными занавесями, на подоконник ставить высокиецветы – и то, и другое задерживает свет, резко снижает освещенность рабочегоместа. Осенью и зимой во вторую половину дня приходится включать электрическийсвет. Необходима настольная лампа. Свет ее также должен падать слева. Мощностьлампочки – 50 Вт, причем она должна быть так прикрыта абажуром, чтобы глазаребенка не видели светящейся нити. Абажур также должен создавать равномернуюосвещенность.
Работоспособностьзависит: и от температуры воздуха в помещении, а также от того свежий ли он.
Наилучшиеусловия для умственной деятельности: температура воздуха – 15-20оС вхорошо проветриваемом помещении, при относительной влажности в пределах 40-60%. Как слишком высокая, так и слишком низкая температура влечет за собойбыстрое падение работоспособности. Свежий воздух очень важен для здоровья ребенка.Весьма благотворно для здоровья детей, если свежий воздух поступает в комнатунепрерывно, через приоткрытую форточку. Это содействует и закаливанию ребенка,выработке у него способности быстро приспосабливаться к смене температур.
Сохранениерабочей позы уже само по себе является работой: для маленького мальчика этаработа нелегка, и мы должны стремиться всячески, облегчить ее. Рабочая позапо-разному влияет на разные функции организма. Если ребенок выполняет работусидя, то зрение утомляется меньше, но она утомительна для мышц туловища. Но онаможет быть более или менее утомительной. Если ребенок резко согнут за партой,то статическая нагрузка, которую он испытывает, слишком уж велика, слишкомбольшие энергетические затраты она за собой влечет, требуя усиленной работысердца, изменяя характер дыхания. Менее всего утомительна переменная поза – отпрямой до слегка наклонной.
Соответствиестола и стула пропорциям тела школьника – основное условие, позволяющеесохранить наименее утомительную позу, которую в то же время содействовала бывоспитанию правильной осанки, предупреждало бы развитие близорукости иискривление позвоночника. Необходимо, чтобы дети сидели за столом правильно.Большое значение имеет расстояние от глаз до верхней и нижней строк на страницекниги и тетради. Разное расстояние до верхних и нижних строк утомляет глаз.Наклон же крышки облегчает работу. Тетрадь должна лежать против средне линиитуловища – тогда ребенку не придется отводить правую руку далеко вправо иливлево, он сможет сохранять правильное положение кисти, рук, головы и всегокорпуса.
Закономерностидинамики умственной работоспособности
Существуютобщие закономерности динамики работоспособности, в которой выделяется несколькопериодов: врабатывание; устойчивый период (период оптимальнойработоспособности); переутомление (период компенсаторной перестройки);утомление.
Врабатывание- период, когда происходит постепенное повышение работоспособности. В это времяона неустойчива, эффективность ее не очень высока.
Оптимум — время, когда организм работает наиболее эффективно, в оптимальном режиме.Высокая устойчивая работоспособность не требует от организма чрезмерных усилийи энергозатрат. В этот период снижается напряжение и повышается согласованностьв деятельности всех систем. Это самый продуктивный этап учебной работы, но неочень продолжительный.
Следующийэтап — предутомление, когда еще возможна качественная работа, но это требует оторганизма значительного напряжения. В этот момент необходимы пауза, разгрузка,смена видов деятельности, что позволяет продлить время эффективной работы. Этотпериод характеризуется снижением внимания, темпа деятельности, ростом числаотвлечений, повышением двигательной активности. Усилием воли ребенок можетпродолжить работу и даже улучшить ее качество, но очень недолго. За этимнеизбежно следует утомление.
Утомление- особое функциональное состояние организма. Оно возникает и при длительной, ипри интенсивной работе. Признаки утомления могут не проявляться достаточнодлительное время, особенно если работа увлекательна и сам ребенок словно нечувствует утомления, однако функциональное напряжение постепенно нарастает, и вкакой-то момент наблюдается резкое снижение работоспособности. Тогда ребенокотказывается от работы («Больше не могу!»).
Продолжительностьфаз работоспособности зависит от возраста (чем меньше ребенок, тем быстреенаступает утомление), от состояния здоровья (у больного ребенка низкая,неустойчивая работоспособность, быстро наступает утомление), от организацииучебного процесса (вспомним о соответствии методик: если методики обучения несоответствуют возможностям детей, утомление наступает резко, период оптимумасокращается), а также от тактики учителя, расписания и т. п.
Динамикаработоспособности во время урока в начальной школе подчиняется тем жезакономерностям, которые мы только что разобрали. Первые 3-5 минут — врабатывание, затем 10-15 минут оптимальной работоспособности, еще 5-7 минутнеустойчивой работоспособности и — утомление.
Еслиучитель, входя в класс, говорит: «Открыли тетради, быстро начинаем писатьконтрольную работу (решать примеры, писать изложение)», результат может бытьочень низким: отсутствие времени на врабатывание приведет к эмоциональномунапряжению, повышению тревожности, что удлинит врабатывание и резко сократитпериод оптимума. То же самое происходит в ходе урока при смене видовдеятельности: «Быстро закрыли учебники, открыли тетради, начинаем писать(считать)...»
Нетруднопредставить, как должны чувствовать себя дети, если виды деятельности меняютсякаждые 2-3 минуты: ребенок не успевает ни включиться в работу, ни переключитьсяна новый вид деятельности. Это особенно важно учитывать при использованиитехнических средств обучения. Продолжительность такой работы в начальной школе — 15-20 минут. Физкультминутки на двадцатой минуте урока очень эффективны, но онине должны быть продолжением или модификацией интеллектуальной работы. Заданиятипа «правую руку к левой ноге, левую руку к правому уху» или «поймай мяч,назови цифру» — не разгрузка, а интенсивная работа.
Дневнаядинамика работоспособности подтверждает ту же закономерность. Первый урок — врабатывание, второй и третий — оптимум, на четвертом повышается напряжение иснижается качество, пятый урок в начальной школе неэффективен, а успешнаяработа возможна только при высокой функциональной цене нагрузки. Специальныеисследования показали, что к четвертому уроку работоспособность первоклассниковснижается в 2 раза, а случаи сильного утомления отмечаются у четверти детей. Ушестилеток-первоклассников отмечено еще более резкое падение работоспособности,а утомление в конце занятий выявлено у 70% детей. Рациональное расписаниеучебных занятий, динамическая пауза после третьего урока помогают сохранитьработоспособность, отдалить наступление утомления.
Количественнооценить утомление довольно сложно. Например, усталость может наступить приинтенсивной и очень интересной работе значительно позже, чем при неинтересной ималоинтенсивной. Однако об утомлении, как правило, свидетельствует снижениеработоспособности.
Первыепризнаки снижения работоспособности:
• снижение качестваработы (количества правильных ответов), повышение числа ошибок;
• резкое ухудшениепочерка;
• изменениеповедения ребенка: он становится или беспокойным, или вялым, рассеянным,невнимательным, часто отвлекается;
• изменениерегуляции физиологических функций (иногда отмечаются повышенная потливость,покраснение лица);
• жалобы наусталость. У некоторых детей процесс торможения при утомлении бывает настолькосильным, что они могут даже заснуть за столом.
Всеизменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезаютв процессе отдыха или при смене деятельности. Учебный процесс не долженисключать утомления вообще, но должен строиться таким образом, чтобы отдалитьего наступление и, самое главное, предупреждать возникновение переутомления.
Начальнымипризнаками переутомления могут быть следующие особенности в поведении ребенка:
• плаксивость;
• раздражительность;
• стойкое снижениеработоспособности (например, ситуация, когда ребенок «забывает» даже то, чтознал, делает «глупые» ошибки);
• снижениесопротивляемости организма к заболеваниям. Часты при этом жалобы на головныеболи, боли в животе, нарушение сна, отсутствие аппетита.
Припереутомлении изменения, происходящие в организме, не проходят ни прикратковременном отдыхе, ни при переключении на новый вид деятельности.Переутомление отрицательно сказывается не только на работоспособности, но, еслионо становится хроническим, и на росте, развитии ребенка, состоянии его здоровья.
Рассматриваядневную динамику работоспособности, нельзя не отметить, что оптимальнымвременем для учебных занятий является первая половина дня, т.к. именно в этовремя у большинства детей отмечается наиболее высокий уровеньработоспособности. Во второй половине дня она значительно снижается, поэтому нерекомендуются занятия во вторую смену. Они приводят к более резкому изначительному ухудшению состояния организма, более выраженному утомлению, чемзанятия в первую смену.
Ксожалению, еще многие школы работают в две смены. В этих случаях первоклассникидолжны заниматься только в первую смену.
Присоставлении расписания можно учитывать трудность учебных предметов (по Сивкову,1988), хотя это разделение очень условно, его можно использовать только какориентир. Например, общеизвестно, что в первом классе письмо, пожалуй, самыйтрудный урок. А наиболее трудные предметы рекомендуется включать в расписаниевторыми или третьими уроками. Так что письмо не должно быть в первом классе нипервым, ни последним уроком. Нельзя ставить 2 или 3 трудных урока подряд(например, физика, математика, иностранный язык), лучше чередовать их с менеетрудными (например, история, математика, география). Уроки физкультуры, труда,пения, рисования, дающие возможность переключения с умственной деятельности нафизическую, более эмоциональные, лучше ставить во вторую часть расписания(четвертыми или пятыми уроками), после динамической паузы. Следует учесть, чтоутомительность урока связана не с каким-то одним фактором (сложностью материалаили эмоциональностью), а с определенным сочетанием, совокупностью трех основныхфакторов: трудностью, насыщенностью учебными элементами, эмоциональнымсостоянием учащихся.
Присоставлении недельного расписания уроков также следует учитывать основные закономерностидинамики работоспособности. Понедельник — врабатывание, вторник-среда — оптимум, четверг — спад работоспособности. Расписание может считатьсярациональным, если наиболее сложный материал, «трудные» предметы даются вовторник и в среду или во вторник и в пятницу. Правильно организованнаядинамическая пауза после третьего урока может создать условия для эффективнойработы детей на четвертом и даже пятом уроке. При организации 5-дневной учебнойнедели нагрузка учащихся в течение дня не должна быть выше, чем при 6-дневнойучебной неделе. Не должны увеличиваться количество занятий и общая нагрузкаНеобходимый объем двигательной активности учащихся начальной школы складываетсяиз утренней гимнастики (15 минут в день), ходьбы в школу, по делам (30 минут вдень), подвижных перемен, динамической паузы (30 минут в день), школьных уроковфизкультуры (2-3 раза по 45 минут в неделю), занятий в спортивных секциях,активных игр, катания на коньках, велосипеде, лыжах и т. п. Однако, какпоказывает анализ двигательной активности, зарядку делают не более 12% детей,динамические паузы и даже подвижные перемены сняты (во многих школах переменысокращены), а активные игры на воздухе во время школьных занятий остаются дляучащихся младшей школы лишь мечтой.
Недостаточнаядвигательная активность, которую специалисты называют гиподинамией,отрицательно сказывается на здоровье школьников, снижает сопротивляемостьутомлению, работоспособность, а значит, увеличивает риск возникновения школьныхпроблем.
Ксожалению, пока в школе есть все факторы риска: стрессовая тактика и преждевсего стресс ограничения времени, интенсификация учебного процесса,несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям детей,нерациональная организация учебного процесса. Они действуют комплексно,системно, непрерывно и длительно. Именно эти факторы создают условия длявозникновения школьных трудностей, усиливают и углубляют те проблемы, которыесвязаны с функциональным развитием ребенка
Вначале работы происходят постепенное повышение показателей умственнойработоспособности, вырабатывание, приспособление к деятельности.
Затемнаступает период оптимума, потом появляются первые признаки утомления –снижение внимания, темпа работы, двигательное беспокойство. Это то, что можнозаметить. В то же время повышается напряжение некоторых физиологическихфункций. Это не видно «на глаз», но функциональная «цена» работы возрастает,однако усилием воли еще можно продолжить работу. Если в этот момент неотрегулировать величину нагрузки, если продолжить работу с той жеинтенсивностью, то наступает утомление и резко упадет работоспособность. Этообщая схема, но если внимательно разобраться в изменениях работоспособности втечение каждого урока, дня недели и учебного года, мы найдем все эти периоды. Урок:первые 3-5 мин — врабатывание. Но этот период можно сократить, еслисразу же создать ситуацию интереса, игры, сконцентрировать и привлечь вниманиедетей к предстоящей работе. Затем оптимум, период самой высокойработоспособности. Он продолжается 10-15 мин, но этот период можноудлинить. Если чередовать виды деятельности, поддерживая интерес, высокуюмотивацию. В то же время необходимо помнить, что высокая интенсивность дажеочень интересной и разнообразной работы не может продолжаться не более 20мин. Далее наступает следующий период – компенсаторная перестройка.Пора дать детям передохнуть, отвлечься. Это может быть физкультминутка свеселой песенкой, а может быть… «Иногда, видя, что дети устали… я предлагал имопустить головы на парты, устроиться поудобнее, закрыть глаза и послушатьсказку. А сказку, забавную и умную, о «мальчике с пальчик» я рассказывалубаюкивающе, шепотом. Наступала тишина… После такого пятиминутного отдыха детибыстро восстанавливали силы и мы с прежними интересом и весельем продолжалиурок» (Ш.А. Амонашвили). Обеспеченно еще 5-10 мин эффективной работы, и, крометого, к концу урока не будет очень резкого спада работоспособности: ведь втечение дня у ребенка как минимум 4 урока.
Условияработы первоклассников без утомления
1) Рациональное переключение с одного вида деятельности на другой.
2) Создание «положительного» эмоционального фона.
3) Режим дня, его соблюдение.

Массаждля пальцев
Цель:развитие мелкой мускулатуры кистей рук.
Детисоединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и так далее до большихпальцев подсчет: «1,2, 3, 4, 5».
Затемхлопают в ладоши:
«Вышли пальцы погулять».
Вследза этим идет поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней сторонеправого большого пальца:
«Этотпальчик самый сильный!»
Левогобольшого пальца:
«Этотпальчик самый толстый и большой».
Правогоуказательного пальца:
«Этотпальчик для того…»
Левогоуказательного пальца:
«Чтобыпоказывать его».
Правогосреднего пальца:
«Этотпальчик самый длинный…»
Левогосреднего пальца:
«Истоит он в середине».
Правогобезымянного пальца:
«Этотпальчик безымянный…»
Левогобезымянного пальца:
«Избалованныйон самый».
Правогомизинца:
«Амизинчик хоть и мал…»
Левогомизинца:
«Оченьловок и удал!»
Послеэтого интенсивно растирают кисти рук, а затем встряхивают их.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проект електроремонтної дільниці ремонтної майстерні з розробленням технології відновлення ротора
Реферат Договор купли-продажи предприятия
Реферат Alfred Hitchcock 50 Years Of Movie Magic
Реферат Brucespringsteen
Реферат Влияние демографического потенциала на экономический рост в России
Реферат І. у сфері освітньої діяльності
Реферат Бронирование услуг в туристской деятельности
Реферат Communism In Animal Farm Essay Research Paper
Реферат Взаимодействие органов следствия и суда
Реферат Circulatory System Essay Research Paper The Circulatory
Реферат Построение гипермедиа систем
Реферат 28. 12-05. 01 (Новогоднее) без ночных переездов!!! В стоимости тура: Прага, Инсбрук, Зальцбург, Верона, Венеция и Краков!!!
Реферат Аудит как вид предпринимательской деятельности
Реферат Взаимосвязь характера детско-родительских отношений и тревожности у детей дошкольного возраста
Реферат Криміналістична ідентифікація 3