Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Есенин как поэт "золотой бревенчатой избы"

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РФ

РЕФЕРАТПО ТЕМЕ
СергейЕсенин как поэт «золотой бревенчатой избы»
 

 
Содержание
Вступление
Радуница
Сельскийчасослов
Заключение
Списоклитературы

 
Вступление
Сергей Есенин родился вРязанской губернии, в крестьянской семье.
В 1912 году он приехалв Москву. В 1916 г. вышел в свет его первый сборник «Радуница». За эти четырегода Есенин сформировался как поэт крестьянской культуры.
В русскую поэзию Есенинвходил как один из самых ярких поэтов крестьянского направления, сознанию иэстетическим вкусам которых были свойственны религиозная культура, влияниефилософии и поэтики литературных памятников православной мысли, в том числелитературы старообрядцев, влияние фольклора, сосредоточенность на судьбекрестьянства. В художественной системе их произведений проявились как тенденциисимволической поэтики, так и черты постсимволической литературы, в частности –обращённого к вещному миру акмеизма [5].
Цель реферата:изучить раннюю лирику Есенина (на примере двух сборников — «Радуница» и«Сельский часослов»); разобраться в мотивах, побудивших его к написанию стихов;посмотреть на особенности его раннего творчества; выяснить, какое местозанимали образы родины, «золотой бревенчатой избы», крестьянской России встихах поэта и менялись ли эти образы в течение 1916-1918 гг.

«Радуница»
«Радуница» — сборникранних стихов поэта. Первый тираж вышел 1 февраля 1916 года и составил 3 тысячиэкземпляров (по тем временам, тираж огромный). В «Радунице» Есенинвоспользовался картиной провинциальной Руси, как философическим планом, так изамечательно точно найденной расстановкой (любимое есенинское слово)предметов земных вещей, пустот и плотностей, композиционных равновесий инеравновесий, соблазнов плоти и устремлений духа вплоть до сочетания цветовыхпятен. Например, поэт добивается ощущения сини, простора и дали, заливаяголубизной-голубенью ситцевые свои ландшафты, чтобы уже по этой то светящейся,нежно-перламутровой, то глубокой до черноты сини узнавали его, Есенина,поэтическую страну: «голубизна незримой кущи», «в прозрачном холодезаголубели дали», «летний вечер голубой», «синий вечер», «синий плат небес»и т. д.
С не меньшейизобретательностью сочиняет он и «фигуральности», чтобы отелить, т. е.одеть в плоть образа «щемящую тоску неисполнимых желаний», она у Есенина исолончаковая, и журавлиная, и озёрная, и вечерняя…
О сторона ковальнойпущи,
Ты сердцу ровностьюблизка,
Но и в твоей таитсягуще,
Солончаковая тоска…
Между тем А. А. Блок,которому читал свои первые стихи нагрянувший без приглашения «рязанскийпарень», были, по мнению Блока, не только свежими, чистыми и голосистыми, но имногословными [3].
От этого недостаткаЕсенин избавился на редкость быстро; краткость стала фирменным знаком («особойметой») его таланта:
Тучи – как озёра,
Месяц – рыжий гусь,
Пляшет перед взором
Буйственная Русь.
Поэт быстро отказался иот диалектной лексики, от эффектных, но не понятных без перевода наобщелитературный язык слов типа «попел» вместо«пепел» или «улогий»в значении «убогий». Но при этом до конца своей творческой жизни Есенинсохранил охоту к расширению поэтического лексикона за счёт слов, звучащихнеобычно, однако понятных всем, таких как «сутемень», «непогодина»или (о первом, ещё рыхлом снеге, выбелевшем перепачканную разгулявшейся осеньюземлю).
Решительность, с какойюный Есенин очистил выговор своего стиха от «рязанского акцента», темудивительней, что тогдашний его наставник Николай Клюев осуждал. Члены«крестьянской купницы» были убеждены: диковинные и даже диковатые длястоличной, интеллигентной публики «мужицкие слова» украшают их стихи. Есенин стоялна своём: «стилизация — мертвенность» [3].
Стоит сказать о влиянииБлока, его поэзии на Есенина, ведь оно сыграло немаловажную роль в творчествепоследнего.
Лирика Александра Александровичане только учила Есенина лирическому мастерству, не только учила его избегатьмногословия, быть кратким, чтобы с предельной яркостью выразить в стихотворенииэмоциональный мир художника. Блок, как поэт, стремившийся воплотить в поэзиинекоторые характерные настроения, охватившие в военные годы народную Русь,Блок, как создатель знаменитого цикла «Стихи о России», был близок Есенинупатриотическими мотивами его произведений, горячей любовью к «могучей ибессильной» крестьянской Руси, горечью и негодованием, порождённым «кровавой инесправедливой войной» [6].
Центральное место в«Радунице» занимает образ крестьянской России – то смиренно задумчивой, торадостно-бесшабашной, разгульной [4].
Вообще, темакрестьянской России обрела в поэзии Есенина библейский смысл. Крестьянскийкосмос олицетворял для него не просто благодать, гармонию, но и земной рай.
Ранняя лирика Есенинабесконфликтна. Лирический герой принимает мир таким, каков он есть:
Всё встречаю, всёприемлю,
Рад и счастлив душувынуть.
Он – пастух в хоромахприроды:
Я – пастух, мои палаты–
Меж зыбистых полей.
Он кроток, как Спас. Вего настроениях нет рефлексии.
В стихотворении «Запелитесные дроги…» выразилось интимное и религиозное чувство поэта. В первой строфеупомянуты часовни, кресты; «И на известку колоколен / Невольно крестится рука»,- читаем мы во второй главе и видим далее, как вся страна обретает храмовое,гармоничное начало, и уже степи звенят «молитвословным ковылем».
Есенин – поэт покоя, ноне статики. Русский космос в постоянном движении: дроги запели, равнины и кустыбегут, степи звенят, синь опрокинулась…[5]
Замечательны — уже вэтих ранних стихах – неповторимо есенинские образы природы: свежие, живописнояркие, запоминающиеся («Край родной, поля как святцы…», «Сухим войлоком постежкам…», «Выткался на озере алый свет зари» и др.)
Поэт не проходит мимородной деревни, сиротливой и скорбной; его взгляд подмечает хилые рязанскиехижины, тощие поля и «потом пропахшую выть». Однако, несмотря на сетования вдухе поэтов-суриковцев, родина всё же предстаёт ему озарённая «радужным светом»- богомольная, странническая, монастырская Русь. По просёлочным дорогам бредутбогомолки, странствует и «гуторит» с Богом угодник Микола, проходит инок вскуфейке, ковыляют калики, поющие духовный стих о Иисусе Сладчайшем.
Так же стоит отметить,что «Радуница» — наиболее цельная из всех есенинских книг. Лирические стихи и«побаски», её составляющие, ещё лишены того скорбного надрыва, что станетотличительным признаком более поздних произведений. В этом смысле первыйсборник Есенина намечает то направление, в котором, вероятно, мог быразвиваться поэт, если бы не гарнизонные потрясения 1917 года [4].
«Сельский часослов»
Есенин издал этотсборник в 1918 году.
Только что жестокоподавлён левоэсеровский мятеж, начались репрессии. Есенин, однако, нерастерялся, организовал издательство «Московская трудовая артель художниковслова», где и издал одну за другой несколько книг, в том числе и сборник«Сельский часослов» (по макету, подготовленному для эсеровского издания). Поэттолько что возвратился из Санкт-Петербурга. По всей вероятности, Блок отнёсся кнему прохладно, «своим» на столичном Парнасе он себя не почувствовал. Вот, чтоон писал своему другу, крестьянскому поэту Александру Ширяеву: «Бог с ними,этими питерскими литераторами, ругаются они, лгут друг на друга, но всё-таки онилюди, и очень недурные внутри себя, а потому так и развинчены. Об отношениях ихк нам судить нечего, они совсем с нами разные, и мне кажется, что сидят гораздомельче нашей крестьянской купницы».
Читающая и пишущаябратия встретила выход сборника «Сельский часослов» неоднозначно. В тенапряжённые месяцы, когда надо было спешить утвердить себя и своё вновой и сложной ситуации: падение монархии, эпоха решительных перемен в странеи собственной судьбе, многим было не до стихов. Москва встретила Есенинане гостеприимно. Он даже растерялся. Здесь нужно было доказывать, что он безпяти минут «знаменитый русский поэт», а не рязанский подголосок Клюева [3].
В 1916-1918 гг. Россияпредставилась поэту новым Назаретом: из неё в мир придут идеи преображения,духовного обновления, христианского социализма.
Желая видеть в современностирадикальные перемены, Есенин пришёл к мысли о создании иной поэзии. Он сталвдохновителем новой поэзии – имажинизма (позже, в 1924 году, поэт публичнооткажется от иманжинистского принципа стихосложения). Имажинисты, прежде всегоего теоретики и практики В. Шернешевич и А. Мариенгоф, увлекли Есенинапристальным отношением к образотворчеству. В его поэзии появились сложные,основанные на неожиданных ассоциациях образы [5]:
По пруду лебедемкрасным
Плывёт тихий закат
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихойводе.
Какие измененияпроизошли с образом родины в «Сельском часослове»? В этом сборнике он уподоблен«жертвенной отце»:
Не отрекусь принятьтебя даже с солнцем,
Похожим на свинью…
Не испугаюсьпросунутого пятачка его
В частокол
Души моей.
Между малоизвестнымсборником «Сельский часослов» и знаменитыми «Кобыльими кораблями» (следующийсборник) много общего. Как бы перетекая из поэмы в поэму, «образ плывёт, какладья по воде», образуя своего рода орнамент. Основных предметов, явлений илисуществ не так уж и много: солнце, луна, ветер, буря, лошадь, корова, зерно,яйцо, однако, струясь, они постоянно преображаются. Солнце из золотого,опущенного в мир ведра, превращается в «солнце-барабан», месяц-ягнёночекоборачивается месяцем-жеребёнком и т. д. и т. п. И каждое из этих преображенийобращено не только к нашему глазу, но и к нашему разуму. И если солнце начинает«мёрзнуть, как лужа, которую напрудил мерин», или становится «похожим насвинью», готовую просунуть свой пятачок в каждую человеческую душу, значит, вмире происходит что-то неладное [3].
Серебристая дорога,
Ты зовёшь меня куда?
Свечкойчисточетверговой
Над тобой горит звезда.
Грусть ты или радостьтеплишь?
Иль к безумью правишьбег?
Помоги мне сердцемвешним
Долюбить твой жёсткийснег.

 
Заключение
Максим Горький писал:«Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природойисключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ковсему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслуженночеловеком».
Но лучше, чем Есенинсам о себе, не мог сказать никто. Много позже Есенин с полным правом напишет осебе:
И теперь, когда вотновым светом
И моей коснулась жизньсудьбы,
Все равно остался япоэтом
Золотой бревенчатойизбы.

Образы родины, «золотойбревенчатой избы», крестьянской России в стихотворениях Есенина не развидоизменялись на протяжении 1916-1918 гг. Ближе к 1918 году милая сердцу поэтадеревня уже не представлялась ему земным раем, яркие краски русского пейзажапотускнели. Ещё позже его захватили идеи революции.
Но, так или иначе,Есенин всегда оставался верен светлому, родному образу «золотой бревенчатойизбы», — до самого конца своей творческой жизни. Конечно, в разные этапы жизни этотобраз у поэта звучит по-новому – меняется время, меняется и его внутренний мир.
В ряду певцов сельскойжизни Есенин был и остаётся “последним поэтом”. Проникновенность, глубокоечувство, поэтическая сила его стихов о деревне не оставляют равнодушнымчитателя и свидетельствуют о том, что всем сердцем, всей душой автор любил этотпрекрасный мир своего детства и своих взрослых снов.

 
Список литературы
 
1. ЕсенинС.А. Собрание сочинений в 2-х томах. Стихотворения. Проза. Статьи. Письма /Сост. Ю. Л. Прокушева.- М. Советская Россия, 1990. — 384с.
2. ЕсенинС.А. Стихотворения и поэмы. Вступ. Статья, коммент. и сост. Ю. Прокушева.-М,1973, 187с.
3. ЕсенинС.А. Стихотворения. Поэмы / С. А. Есенин.-М.: Дрофа, 2006. — 333с.
4. ЕсенинС.А. Стихотворения и поэмы / сост., предисл. и коммент. К. Азадовского.-М.: Слово/Slovo, 2001. – 680 с.
5. Русскаялитература XIX-XXвеков в 2-х т., Т 2: Русская литература XXв. Литературоведческий словарь: учебное пособие для поступающих в МГУ им.М.В.Ломоносова / сост. и науч. ред. Б. С. Бугров, М. М. Голубков, 2-е изд. доп.и перераб.-М.: Аспект-Пресс,-2000. — 462с.
6. ЕсенинС.А. Стихотворения и поэмы / под ред. В. П. Друзина, Л.1956.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Теория и методика преподавания БЖД
Реферат Организация учета на предприятиях малого бизнеса 2
Реферат Пьер Жюль Сезар Жансен
Реферат John And The Rebels Act V Of
Реферат Английский язык 10
Реферат Омейяды
Реферат Роль образу Мерліна в роботах Томаса Мелорі
Реферат Розвиток дитячого психологізму у творах А. Тесленко
Реферат Коллективизация в Казахской ССР в 20-30-е годы и ее последствия
Реферат Становление газеты Нью Йорк Таймс как общенационального издания
Реферат Акт № о несчастном случае на производстве
Реферат Роман Е. Онегин - энциклопедия русской жизни
Реферат Фiлософськi аспекти взаємовiдносин людини i природи в умовах глобальноi екологiчноi кризи
Реферат Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" как источник по борьбе с религией в СССР в 1930-е гг
Реферат Забезпечення санітарного та епідемічного благополуччя населення Санітарні норми та правила 2