Реферат по предмету "Психология"


Выявление уровня агрессии у различных субкультур

/>/>Федеральное агентство по образованиюРоссийской Федерации
Байкальский государственныйуниверситет экономики и права
Кафедра социальной и экономическойпсихологии

Курсовая работа
ТЕМАВыявлениеуровня агрессии у различных субкультур
/>/>По дисциплине «Социальная психология»
Выполнила:
Студентка П-07-1
Острикова Е.В.
Проверил:
Трофимова Е.Л.
Иркутск, 2009
/>/>Содержание
 
Введение
Глава1. Теоретические основы исследования агрессии и субкультур
1.1 Понятие агрессии, основные теоретические подходы
1.1.1 Причины агрессии, ее виды иосновные механизмы действия
1.2 Понятие субкультуры. Субкультуракак закономерное социальное явление
1.2.1 Неформальные молодежные движения
1.2.2 Виды неформальных групп
Выводы по 1 Главе
Глава2. Исследование уровня агрессии у разных субкультур
2.1 База и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов
Выводы по 2 Главе
Заключение
Списокиспользуемой литературы
Введение
 
Актуальностьработы. Тема моей курсовой работыбезусловно значима и актуальна на сегодняшний день и доказать это достаточнопросто. В основе любого типа культуры лежит определенная система морали итрадиция передает ее из поколения в поколение. Но в культуре индустриальногообщества присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянновзламывают и перестраивают культурную традицию. Своеобразной формой адаптации кнормам, ценностям, образу жизни общества, а также попыткой изменения старой исоздание новой системы морали является молодежная культуры. Другими словами,без наличия молодежной культуры в обществе не возможно было бы говорить о егоразвитии. Будущее области, города, государства и всего общества в целомнапрямую зависит от нового поколения. От того, каким оно будет, какова будетего общая социальная направленность, адаптируется ли оно к условиям нынешнейжизни или поставит себе целью перевернуть весь мир.
Цельмоего исследования: Выявление уровняагрессии у различных субкультур.
Объект исследования: Агрессия.
Предмет исследования: Выраженность агрессии у разныхсубкультур.
Гипотеза: У разных субкультур разный уровеньагрессии.
Для достижения целиисследования и проверки выдвинутой гипотезы я поставила перед собой следующие задачи:
1. Теоретическийанализ психологических подходов к изучению агрессии у различных видовсубкультур.
2. Использованиепсиходиагностической методики для изучения уровня агрессии у разных субкультур.
3. Анализ полученныхрезультатов.
Методологическаяоснова исследования:основные положения трудов отечественных и зарубежных авторов относительно агрессиии субкультур: М.В. Шакурова, Б.А. Грушин, Р.Г. Гуровая, Л.Н. Жилина, Н.Т.Фролова, Бандура А., Уолтер Р., Берковиц З., Басс А., Лоренц К., Ричард К.,Мюррей, Браун, Кауфман, Фромм, Фрейд и др.
Методы исследования:
1. Теоретическийанализ литературных источников по проблеме уровня агрессии у разных субкультур.
2. Методики: ОпросникА.Басса – А.Дарки
База исследования: Исследование проводилось в г.Иркутске на молодых людях, относящихся к разным субкультурам (готы, эмо,гопники, металлисты). В исследовании приняло участие 40 человек, из них 20%девушек, 80% юношей. Средний возраст респондентов 18,8 лет.

/>/>Глава 1. Теоретические основы исследования агрессии и субкультур
/>/> 
1.1Понятие агрессии, основные теоретические подходы
агрессия субкультуранеформальный
В психологии термин«агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивностипредпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зренияна агрессию с позитивной стороны.
Выделим основныеопределения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями иконцепциями агрессии и агрессивного поведения:
Ø Под агрессией понимается сильнаяактивность, стремление к самоутверждению.(BenderL.)
Ø Под агрессией понимаются актывраждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицуили объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция,характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личностиили обществу. (DelgadoH.)
Ø Агрессия – реакция, в результатекоторой другой организм получает болевые стимулы.(BussA.)
Ø Агрессия –физическое действиеили угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободуили генетическую приспособленность другой особи. (Uilson.)
Ø Агрессия –злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.
Американский психологЭ.Фромм по поводу агрессии говорил, что это «коллекция хлама, куда мы сваливаеммногие психологические механизмы, не зная, как их анализировать». [16, 316]
Агрессивность –устойчивая черта личности – готовность к агрессивному поведению. Ее уровниопределяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией накультурно-социальные нормы, важнейшие из которых – нормы социальнойответственности и нормы возмездия за акты агрессии. Важная роль принадлежит итаким ситуативным переменным: истолкованию намерений окружающих, возможностиполучения обратной связи, провоцирующему влиянию оружия, и пр.[5, 12]
Агрессия – индивидуальноеили коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физическогоили психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы.Служит формой реагирования физического или психического дискомфорта, стрессов,фрустраций. Кроме того, может выступать как средство достижения некоей значимойцели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.
Основные формы:
Вербальная агрессия –форма агрессивного поведения, в котором используется отреагирование своихотрицательных эмоций как посредством соответственных интонаций и другихневербальных компонент речи, так и посредством угрожающего содержаниявысказываний.
Физическая агрессия –агрессивное поведение с использованием физической силы, направленное противдругого субъекта или объекта. Делится на прямую и косвенную формы.
Прямая агрессия –агрессивное поведение намеренного характера, цель которого не скрывается.
Агрессия косвенная –агрессивное поведение, направленность которого против некоторого лица илипредмета самим субъектом агрессии скрывается или не осознается. Выражается вформе разрушительного отношения к вещам.
Доброкачественнаяагрессия – оборонительная агрессия.[16, 321]
Злокачественная агрессия– спонтанная (т.е. проявление дремлющих деструктивных импульсов,активизирующихся при чрезвычайных обстоятельствах) или связанная со структуройличности (т.е. связанная с деструктивными чертами характера (жажда власти,садизм, мазохизм).
Жестокость – агрессия сточки зрения этических критериев.
На всем протяженииразвития человечества агрессивность играла важную роль в выживании. Со временипроявления цивилизаций вся история отмечена вооруженными конфликтами междукланами, племенами, нациями, причем связь между этими конфликтами инепосредственно выживанием индивидов не обнаруживается. Но есть культуры,сумевшие создать способы сдерживания агрессивности, выработав системы особыхсигналов, угрожающего поведения или воинственных ритуалов; обнаружены даже общества,которым агрессивность, по-видимому, не известна. Агрессивность – одна изврожденных установок, коренящаяся в садистической фазе либидо. Выражается встремлении к наступательным или насильственным действиям, направленным нананесение ущерба или на уничтожение объекта наступления. Согласно З.Фрейду,агрессия – отпрыск и главный представитель первичного позыва Смерти (энергиямортидо), разделяющей с Эросом господство над миром (энергия танатос).Склонность к агрессии – первоначальная и самостоятельная предрасположенностьлюдей, в которой культура, ограничивающая влечения, встречает наибольшеепрепятствие.
Если энергия смерти небудет обращена вовне, то это приведет к разрушению самого человека. Проявлениемэтого является чувство вины, негативизм, нелюбовь к себе.
Разрушительность вчеловеке проявляется в том случае, если стремление к росту и развитию будетзаблокировано (Фромм). Таким образом, человек становится злым, как толькоотсутствуют требуемые для его движения условия.
Агрессивность можетпроявляться также в раздражительности, обидчивости, подозрительности и вовраждебности вообще.
Состояние агрессии можетбыть внешне ярко выражено, например, в драчливости, грубости, придирчивости, аможет быть более «затаенным», имея форму скрытого недоброжелательства иозлобленности.
Типичное состояниеагрессии характеризуется острым, часто аффективным переживанием гнева,импульсивной беспорядочной активностью, злостностью, в ряде случаев желанием наком-то или на чем-то «сорвать злость». Довольно распространенным проявлениемагрессии служит грубость (в разных формах). Агрессивные действия выступают вкачестве:
1.  средства достижения какой-то значимойцели (инструментальная агрессия);
2.  способа психической разрядки,замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключениядеятельности;
3.  способа удовлетворения потребности всамореализации и самоутверждении. [18, 17]
Имеющиеся определения можно условноразделить на 2 большие группы:
1. Представление обагрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющихболь и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальнаяагрессия. Инструментальная агрессия — та, когда человек не ставил своей цельюдействовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». Вданном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия –это те действия, которые имеют осознанный мотив – причинение вреда или ущерба[i].
2. Агрессия как актывраждебности и разрушения (поведенческая составляющая). Р. Бэрон и Д. Ричардсондают такое определение: агрессия- это любая форма поведения, нацеленного наоскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающегоподобного обращения.
По мнению этих авторов:
— агрессия обязательноподразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
-в качестве агрессииможет рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинениевреда или ущерба живым организмам;
-жертва должна обладатьмотивацией избежания подобного обращения с собой;
Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г.Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социальногоповедения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, ноповедение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительныедля жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения.
В 1939 г. Долларом была предложена теория фрустрации — агрессии, в которой утверждается что:
Ø  Фрустрация всегда приводит к агрессиив какой-либо форме.
Ø  Агрессия всегда является результатомфрустрации.
В свете теории социального научения, предложенной Бандурой,агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваиваетсяи поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социальногоповедения. Теория социального научения рассматривает агрессию как социальноеповедение, включающее в себя действия, за которыми стоят сложные навыки,требующие всестороннего научения. Например, чтобы осуществить агрессивноедействие, нужно знать, как обращаться с оружием, какие движения при физическомконтакте будут болезненными для жертвы, а также нужно понимать, какие именнослова или действия причиняют страдания объектам агрессии. Поскольку эти знанияне даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно.
Итак, рассмотрев все основные теоретические концепцииагрессии, мы примем за рабочее следующее обобщающее определение этого явления:
Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинениевреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Это определение подчеркивает, что агрессия — это модельповедения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется снегативными эмоциями — такими как злость; с мотивами — такими как стремлениенавредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние наагрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием дляподобного поведения.
Необходимо разграничиватьпонятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия – это поведение (индивидуальноеили коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологическоговреда или ущерба. Агрессивность – относительно устойчивая черта личности,выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать иинтерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости ивхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общуютенденцию поведения.
Индивидуальныедетерминанты агрессии имеют постоянный характер, они устойчивы. Человек склонен«тиражировать» удачные модели поведения, что в последствиизакрепляется в довольно устойчивые черты личности, поэтому склонных к насилиюлиц редко удается переделать с помощью широко используемых средств: усилениямер, увеличение срока наказания и т.д. Агрессия для них является средствомдостижения целей, а потому вполне приемлема. Она глубоко укоренилась в ихличностной структуре и как модель поведения чрезвычайно устраивает, поэтомувряд ли они с готовностью откажутся отвечать ударом на удар. Ключом к решениюэтой проблемы может быть психотерапия, направленная на повышение уровняуверенности в себе, формирование более зрелого взгляда на жизнь и отношения сдругими людьми.
/>/>1.1.1 Причины агрессии, ее виды и основные механизмыдействия
Склонность человека кагрессивным действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых возниклаточка зрения, согласно которой у животных и у человека существует врожденный «инстинктагрессивности». Фрейд указывал на инстинктивные основы человеческогостремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот процесс.
Человеческая агрессивность имеет свои эволюционные ифизиологические корни. К числу физиологических факторов агрессии относятсяполовые гормоны.
Согласно теориифрустрации, агрессия — это не автоматически возникающее в недрах организмавлечение, а следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на путицеленаправленных действий субъекта, или же не наступление состояния, к которомуон стремился. Эта теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда естьследствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию.
Другой взгляд напроисхождение агрессивного поведения, а представлена в теории социальногонаучения Л. Берковитц. Для того чтобы агрессивное поведение возникло ираспространилось на определенный объект, необходимо чтобы существовало дваусловия: первое — чтобы препятствие, возникшее на пути целенаправленнойдеятельности, вызвало у человека реакцию гнева и второе — чтобы в качествепричины возникновения препятствия был воспринят другой человек.
Самая современная точка зрения на происхождение агрессивногоповедения связана с когнитивной теорией научения, о которой мы уже говорили впервой главе.
Агрессивные действиярассматриваются не только как результат фрустрации, но и как следствиенаучения, подражания другим людям. Агрессивное поведение в этой концепциитрактуется как результат следующих когнитивных и других процессов:
1. Оценки субъектом следствий своегоагрессивного поведения как положительных.
2.Наличие фрустрации.
3.Наличие эмоциональногоперевозбуждения типа аффекта или стресса, сопровождающегося внутреннейнапряженностью, от которой человек хочет избавиться.
4.Наличие подходящего объекта агрессивногоповедения, способного снять напряжение и устранить фрустрацию.
Говоря о причинахагрессии нужно учитывать, что агрессия – неоднородна по своей природе. Выделяютразличные типы и виды агрессии.
Во-первых, различаютреактивную и спонтанную агрессию. Ряд немаловажных различий отметил С.Фешбах,разграничив друг от друга экспрессивную, враждебную и инструментальнуюагрессию. Экспрессивная агрессия представляет собой непроизвольный взрыв гневаи ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушенияспокойствия не обязательно подвергается нападению.
Наиболее важно различениевраждебной и инструментальной агрессии. Целью первой является главным образомнанесение вреда другому, в то время как вторая направлена на достижение цели нейтральногохарактера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства (например,в случае шантажа, воспитания путем наказания, выстрела в захватившегозаложников бандита).
Инструментальную агрессиюФешбах подразделяет на индивидуально и социально мотивированную, можно такжеговорить о своекорыстной и бескорыстной, или антисоциальной и просоциальнойагрессии.
Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различныхисточниках, необходимо выделить следующие:
Ø Физическаяагрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
Ø Косвеннаяагрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни,злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топаньеногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
Ø Вербальнаяагрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), таки через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
Ø Склонность краздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости,резкости, грубости.
Ø Негативизм –оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета илируководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбыпротив установившихся законов и обычаев.
Из форм враждебных реакций отмечаются:
Ø Обида – зависть иненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир задействительные или мнимые страдания.
Ø Подозрительность– недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, чтоокружающие намерены причинить вред.
Различают агрессию и по механизму возникновения и действия, амеханизм и принцип действия во многом зависят от восприятия и оценки человекомситуации, в частности — намерений, приписываемых другому лицу, возмездия заагрессивное поведение, способности достичь поставленной цели в результатеприменения агрессивных действий, оценки подобных действий со стороны другихлюдей и самооценки.
Рассмотрим их болееподробно, т.к. именно эти факторы и определяют агрессивное поведение учеловека.
Намерение: когда человеквидит, что другой собирается напасть на него или помешать ему, то решающимоказывается, прежде всего, то обстоятельство, приписываются ли этому другомуагрессивные намерения и враждебные по отношению к себе планы. Для началаагрессии нередко бывает достаточно одного только знания о том, что другойпитает враждебные намерения, даже если субъект еще и не подвергся нападению.Вместе с тем если противник заранее просит извинить его за агрессивноедействие, то очень часто гнев не возникает вообще и ответной агрессии непроисходит. Этот эффект основан на различной атрибуции мотивации, т. е. наприписывании субъектом другому враждебных или безобидных намерений. Как толькосубъект решит, что другой намерен ему навредить, и возникнет гнев, то изменитьпосле этого такую атрибуцию можно лишь с очень большим трудом. Если же субъектпридет к выводу, что инцидент был непреднамеренным или что произошла ошибка, тогнев, желание мести и стремление к ответной агрессии могут быстро пройти.
Ожидание достижения целиагрессии и возмездия за агрессивное поведение: Пока субъект располагаетвозможностями совершения прямой агрессии, реализация которых не представляеттрудностей, ожидание вероятности нанесения вреда жертве и тем самым достижениецели агрессивного действия играют незначительную роль. Существенное значениеэто ожидание приобретает лишь в том случае, когда ответная агрессия субъекта неможет достигнуть инициатора агрессии непосредственно, например, нет возможностис ним встретиться. Тогда может последовать непрямая агрессия типа нанесенияущерба собственности агрессора или его репутации. Вероятность, что подобныекосвенные агрессивные действия на самом деле поразят агрессора, весьма различнаи является в качестве ожидания последствий результата действия — одним изрешающих детерминантов. Например, если единственное, что человек может сделать,состоит в жалобе на агрессора начальнику, а поведение последнего не позволяетнадеяться на его заинтересованность в содержании жалобы и в принятии им мер, точасть возникшей агрессивной тенденции останется нереализованной и сохранится набудущее. Если же прямая агрессия возможна, то решающее значение приобретаетожидание иного рода, а именно вероятность ответа на агрессию субъекта такжеагрессией, т. е. что в результате своего агрессивного акта субъект сновапревратится в жертву. В действенности ожидания возмездия решающим оказываетсяобстоятельство, подвергся субъект нападению или нет. Если субъект стал жертвойагрессии, то он осуществляет принцип возмездия, даже когда вероятностьответного возмездия велика.
Благоприятствующиеагрессии ключевые раздражители: Особенности контекста влияют на оценкуситуации, указывая субъекту, какой смысл ей следует приписать. Один из примеровэто так называемый эффект оружия. Если в лабораторном помещении находитсяоружие, то агрессивность испытуемого будет повышаться. Ключевые раздражителиоказывают мотивирующее воздействие лишь в том случае, когда отвечают текущемумотивационному состоянию.
Удовлетворение, приносимоедостигнутым в ходе агрессии результатом: Для человека, подвергшегося агрессии идумающего о возмездии, восприятие поединка боксеров после испытанного одним изних поражения сопровождалась замещающим переживанием, отражавшим, возбуждавшими умножавшим надежды на отмщение, что приводило к усилению мотивации. Наиболеенепосредственное удовлетворение субъекту приносят любые реакции жертвы,выражающие ее страдание, прежде всего реакции, свидетельствующие обиспытываемой ею боли. Если враждебная агрессия базируется на принципевозмездия, то максимальное удовлетворение принесет созерцание боли заранееопределенной силы. Подобное созерцание сокращает агрессивную мотивацию вплотьдо нулевого уровня и одновременно закрепляет агрессивное поведение ваналогичных ситуациях. Причинение незначительной боли не полностью удовлетворитсубъекта и сохранит остаточную агрессивную тенденцию.
Самооценка: Процессысамооценки представляют собой решающий детерминант агрессивности субъекта,уровень самооценки регулирует внутренне обязательные нормативные стандарты,которые могут, как препятствовать, так и благоприятствовать свершению агрессии.Если в результате несправедливого (по мнению субъекта) нападения, оскорбленияили намеренно созданного препятствия будет задето и умалено его чувствособственного достоинства (его нормативный уровень), то агрессия будет нацеленана восстановление своего достоинства осуществлением возмездия.
Итак, в самых общихчертах алгоритм развития агрессивного цикла выглядит так: в начале происходятневидимые наблюдателю и чувственно не оформленные для самого больного процессыотклонения от нормального хода биологической жизни. На этом этапе происходитвключение механизмов компенсации, направленных на преодоление возникшихпатологических изменений.
/> 
1.2 Понятиесубкультуры. Субкультура как закономерное социальное явление
 
Что такое молодежнаякультура? Когда она возникает, в чем проявляется и как изменяется со временем?Для того, чтобы ответить на эти и другие интересующие нас вопросы, необходимоидти от самых истоков, вооружившись, прежде всего знанием ключевых понятий итерминов.
Культура — это некаяцелостная система с присущей ей внутренней определенностьюценностно-иерархических взаимоотношений.
В любой культуресуществует ценностная доминанта, или ядро культуры, а рядом с ним рядсубкультурных образований. Возникает закономерный вопрос — что же такоесубкультура? Принято считать, что субкультура — это подсистема целостнойсистемы культуры. Возникновение субкультур связано с определенным уровнемразвития общества. Существует такая точка зрения, что субкультуры отсутствуют впримитивных формах общественного бытия. Иногда еще больше акцентируют этотмомент, считая, что субкультура — современное порождение городского укладажизни.
Думается, что причин длявозникновения субкультур много и в определенной степени они носят общезначимыйхарактер, но по ряду обстоятельств внимание на них стали обращать только впоследнее время.
Какие характеристики присущисубкультуре вообще? Субкультура, как правило, частный случай культуры в целом,Она всегда отличается некоторой локальностью и замкнутостью, в той или инойстепени лояльно к основным ценностным установкам господствующей культуры, хотябывают и исключения. Субкультура — это не обязательно отрицательнаяхарактеристика, важным нюансом ее содержания является момент инаковости,непохожести, необщности в развитии ценностных предпочтений, а такжеопределенная самостоятельность и даже автономность. Следует различать понятиесубкультуры и контркультуры. Они близки, но не являются синонимами. Sub — по латыни «под», другимисловами по смыслу содержит оттенок подчинения, а Contra — «против».
Поэтому понятиеконтркультуры выражает момент явственного противостояния фундаментальныхценностных установок по отношению к господствующей культуре. Главнаяхарактеристика контркультуры — это протест, несогласие, активная оппозиция.Своего рода контркультурой являлось христианство в период своего зарождения истановления. Распятие Христа на Голгофе есть один из элементов духовногопротивостояния. Борьба с проявлениями язычества в период раннего христианствасвидетельствует о тех же процессах. Впоследствии, как известно, христианствовышло за рамки контркультуры и, прочно укоренившись, легло в основу европейскойкультуры.
Подобная же эволюцияпрослеживается в различных сферах художественной культуры. Примечательна в этомплане смена общественного мнения по отношению к таким нетрадиционнымнаправлениям в искусстве как импрессионизм, авангардизм, постмодернизм.
Итак, субкультура иконтркультура — явления родственные, но не тождественные. Особенностьмолодежной культуры заключается в том, что она может одновременно выступать какв качестве первой, так и второй. Но субкультура — более широкое понятие.
В этом смысле в один рядс вышеозначенными понятиями можно поставить и понятие «андеграунд».Андеграунд (или андеграундная культура) в буквальном переводе с английскогоозначает «подполье», «подземка», и трактуется каккультурный процесс и продукты культуры, находящиеся вне официальной культуры, аподчас и оппозиционные ей.
Однако есть все же однокачественное различие. В зависимости от государственного строя и политическойидеологии общества как субкультура, так и контркультура может быть неодобряемойофициальной властью, однако не запрещенной формально. Андеграунд же ближе вэтом смысле к диссидентству. «Шагнуть вниз», «спрятаться»,действовать скрыто человека и группу людей заставляет здесь не просто желаниеобособиться от «основной массы», а подчас и политический запрет,наложенный на неформальную деятельность непосредственно государственнымаппаратом.
В понятие«диссидентство» вложено более определенное политическое содержание.Это инакомыслие, основанное на несогласии с господствующей идеологией и идущеевразрез с ней. Продуктом этого инакомыслия, а вернее, средством его выражения иявляется андеграунд — подпольное искусство, включающее в себя все видыискусства официального: живопись, музыка, литература и т.д. И, благодаря всетому же инакомыслию, противоречию, рождаются в этой среде новые направлениятворчества: авангард в живописи, рок-н-ролл в музыке, концептуализм влитературе.
Таким образом, с моментазарождения субкультуры как таковой у индивида всегда был выбор — в сфере какойкультуры ему вращаться как творцу, равно как и потребителю культурных благ, ивыбор этот зависит от многих факторов человеческого самосознания — менталитет,политическая направленность взглядов, приверженность к тем или иным жизненнымценностям и многое другое.
И в целом, предоставляядва вида культуры в отношении конкретного индивида, само общество дает емуальтернативу — право выбора. Именно поэтому субкультуру часто именуютальтернативной культурой.
Как известно движение — это жизнь и любое общество людей динамично развивается. Меняются жизненныепринципы, идеалы, гражданские позиции, форма правления и многое другое.Очевидно, что любое изменение в обществе предполагает определенный сдвиг всознании людей, составляющих это общество, что не редко порождает нервный,эмоциональный стресс, срыв, а в масштабах общества — кризисную ситуацию.Большинство из них люди переживают и забывают в том случае, если произошедшеене слишком остро отражается на жизни самого индивида и близких ему людей.
Но когда государственный строй,общепринятые принципы, старая идеология дают трещину, из которой, как из рогаизобилия сыпется нищета, бесправие, безработица, социальное неравенство — общественный резонанс не заставляет себя ждать.
Происходит то, с чем внароде ассоциируется старая поговорка — «где тонко там и рвется». Вто время как младшие дети находятся под родительской опекой, старикивозмущаются, но не находят в себе сил бороться, а люди среднего возраста либопассивно следят за событиями, либо вершат эти события, на тропу активнойоппозиции выходит именно молодежь. Будучи самым социально незащищенным слоем,находясь в маргинальном переходе, когда «больше нет» (защищенности) и«еще нет» (вновь обретенной защищенности), молодые люди приходят квыводу революционного гимна («Нам нечего терять, кроме наших цепей»).Добавляя к этому эмоциональную нестабильность возраста, легко получить такоестрашное явление как «молодежный бунт» или «молодежнуюреволюцию».
Но это происходит лишь вкрайних случаях, когда люди не видят иного выхода из сложившейся ситуации(например, Цветочная революция хиппи в США). В основном же именно такого родасоциальные кризисы, дисгармония в общественных отношениях и вызываетвозникновение всевозможных неформальных движений молодежи, имеющих каккультурную, так и религиозную, политическую и любые другие направленности.
Таким образом, мыобнаруживаем тот факт, что субкультура неформальных движений и все что с этимсвязано — явление не случайное и далеко не новое, а поистине закономерное и,боле того, необходимое для роста и развития общества, накопления духовного икультурного опыта поколений.
 
1.2.1Неформальные молодежные движения
Формальной обычноназывают социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частьюсоциального института, организации, где положение отдельных членов строгорегламентировано официальными правилами и законами. А неформальные организациии объединения ничего этого не имеют.
Неформальные объединения- это явление массовое. Ради каких только интересов не объединяются люди идети, подростки и молодежь, взрослые и даже убеленные сединами старики? Числотаких объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников — миллионами. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основуобъединения, возникают и различные типы объединений. В последнее время вкрупных городах страны, ища возможности реализации своих потребностей, и невсегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединятьсяв так называемые «неформальные» группировки, которые было быправильнее назвать «самодеятельными любительскими объединениямимолодежи». Отношение к ним неоднозначное. В зависимости от направленностиони могут быть как дополнением организованных коллективов, так и их антиподами.Члены самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды отзагрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогаютреставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по-своемуборются с коррупцией. Выделяютследующие основные признаки неформалов.
1) Неформальныеколлективы не имеют официального статуса.
2) Слабо выраженнаявнутренняя структура.
3) Большинствообъединений имеет слабо выраженные интересы.
4) Слабые внутренниесвязи.
5)Очень сложно выделить лидера.
6) Не имеют программы деятельности.
7) Действуют по инициативе небольшойгруппы со стороны.
8) Представляют альтернативугосударственным структурам.
9) Очень тяжело поддаютсяупорядоченной классификации.
Стихийно возникающиемолодежные группы именуют то неформальными, то любительскими, тосамодеятельными. С моей точки зрения, наиболее адекватным представляется термин«самодеятельное движение». И вот почему: во-первых, все ониформируются на принципе добровольности и являются организационно самостоятельными;во-вторых, в большинстве своем они заняты каким-то определенным видомдеятельности в расчете на реальную отдачу. Вот почему употреблявшийсяпервоначально термин «неформалы» является не совсем точным и можетбыть использован только лишь относительно таких групп и объединений, как«Хиппи», «Панки», «Металлисты» и прочие другиегруппировки. Им характерен, чаще всего, спонтанный, неорганизованный,нестабильный характер.
«Любителями» жепо традиции называют людей, посвятивших себя творчеству в непрофессиональнойформе, будь то сценическое или изобразительное искусство, коллекционирование,изобретательство, общественная деятельность. Поэтому термин«самодеятельные организации» по отношению к таким объединениямпредставляется более оптимальным и может быть отнесен ко всем видам инаправлениям молодежной активности. Говоря о самодеятельных объединениях и ихвзаимной связи с государственными и общественными институтами, необходимоотметить три ситуации по их значимости:
1. Сотрудничество.
2. Оппонирование и критика.
3. Оппозиция и борьба.
Все эти три функцииорганически взаимосвязаны и не могут быть искусственно отменены.
Неформалы — это группалюдей, которая возникла по чьей-нибудь инициативе или спонтанно для достижениякакой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями.
Существует баланс двухподсистем общества: контркультура немыслима и не существует без официальногообщества. Они взаимодополнительны и связаны. Это одно целое. Для такого родавыпавших культур можно предложить термин «экстернальные» (отлат.«externus»-чужой).
В качестве причин«ухода в андеграунд», молодёжь называет:
1) Вызов обществу,протест.
2) Вызов семье,непонимание в семье.
3) Нежелание быть каквсе.
4) Желание утвердится вновой среде.
5) Привлечь к себевнимание.
6) Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране.
7) Копирование западныхструктур, течений, культуры.
8) Религиозные идейныеубеждения.
9) Дань моде.
10) Отсутствие цели вжизни.
11) Влияние криминальныхструктур, хулиганство.
12) Возрастные увлечения.
Объединения неформалов нигде не зарегистрированы,    своегоустава или положения не имеют. Условия членства в них не оговорены, численностьгруппировок колеблется.
Однако неформалысуществуют. Они могут успешно вписываться в процесс демократизации общества, а могутстать дестабилизирующим фактором, выступая с позиций голого критиканства иоткрытого противостояния правоохранительным органам и органам власти.Рассмотрим некоторые из них, с моей точки зрения типичные объединения такогорода.
Асоциальные — стоят в стороне от социальных проблем, ноне представляют угрозу общества. В основном выполняют рекреационные функции.
Сообщества типа«Системы» действительно отчуждены от общества, хотя и неотделимы отнего. Сфера экстернальной культуры включает, собственно, множество разныхсубкультур: например криминальную, богемную, наркомафию, и.т.д. Ониэкстернальны в той мере, в какой их внутренние ценности противопоставлены такназываемым «общепринятым». Их объединяет то, что все они — локальныекоммуникативные системы, расположенные вне рамок основной сети (той, чтоопределяет государственное устройство).
Если представить общество в целом какиерархию взаимосвязанных позиций (статусов), то «Система» окажетсямежду позиций, то есть вне общества. Не случайно общественным мнением и научнойтрадицией она относится к сфере андеграунда (от англ.«undeground» — подполье), контр-культуры, или в отечественном лексиконе было популярно ещесловечко «неформалы».
Антисоциальные – ярко выраженный агрессивный характер,стремление утвердить себя за счет других, нравственная глухота.
Сообщества типа«Банды»— это объединения (чаще всего подростков) по территориальному признаку.Город делится «бандами» на зоны влияния. На «своей»территории члены банды являются хозяевами, с появляющимися «чужаками»(особенно из другой банды) расправляются крайне жестоко. В «бандах»свои законы, свои нравы. «Законом» является подчинение вожаку ивыполнение поручений банды. Процветает культ силы, ценится умение драться, но,скажем, защитить «свою» девушку во многих бандах считается позором.Любовь не признается, существует только партнерство со «своимидевчонками». По словам члена одной из Алма-атинских банд, «девчонки»занимаются тем же, чем «пацаны». Дерутся. Весело отдыхают,«ставя на счетчик», ходят в бары, «травку» покуривают,прикидкой интересуются».«Травка» — наркотики, которые курят.«Прикидка» — элементарный грабеж: к модно одетому подростку (юношеили девушке) подходит группа и просит «дать поносить» на времякуртку, кроссовки и т.д.; можно отказать, но большинство дает поносить. Самымстрашным является «счетчик», когда одному из подростков, как правило,из другой группы или просто нейтральному называют сумму денег, которую ондолжен добыть. Для внешнего приличия можно попросить «в долг». Сэтого момента включается «счетчик». Каждый просроченный деньувеличивает сумму долга на определенный процент. Время работы счетчикаограничено. Расправа с не снявшим «счетчик» жестока — от избиения доубийства.
Покинуть банду бываеточень сложно: в некоторых случаях в «предателя» даже стреляют — мол, выживешь —свободен.
Просоциальные неформальные клубы или объединения — этосоциально-положительные, которые приносят пользу обществу. Эти объединениярешают социальные проблемы культурно-защитного характера (защита памятников,реставрация храмов, экологические проблемы).
Сообщества типа«Зеленые»– так называют себя различные, существующие почти повсеместно объединения,объединения экологической направленности, активность и популярность которыхнеуклонно растет. Среди наиболее острых проблем, проблема охраны окружающейсреды занимает не последнее место. За ее решение и взялись «зеленые».Экологические последствия строительных проектов, размещение и эксплуатациякрупных предприятий без учета их влияния на природу и здоровье людей. Различныеобщественные комитеты, группы, секции развернули борьбу за удаление такихпредприятий из городов или их закрытие.
Первый такой комитет позащите озера Байкал был создан в 1967 году. В него вошли представителитворческой интеллигенции. Во многом благодаря общественным движениям былотклонен «проект века» по переброске вод северных рек в Среднюю Азию.Активисты неформальных групп собрали сотни тысяч подписей под ходатайством оботмене этого проекта. Такое же решение было принято по поводу проектирования истроительства АЭС в Краснодарском крае.
В качестве вывода по неофициальнымобъединениям молодежи. Проблемамолодёжи, и в частности, молодёжной контркультуры сегодня носит глобальныйхарактер и порождена в первую очередь кризисом всех существующих моделейсоциализации: в 60-е годы этот кризис впервые выплеснулся на парижские мостовые(студенческая революция 1968 года), затем ещё в более резких формах обнажился вразвивающихся странах, а в конце 70-х «лавина» настигла и нас. Нонельзя забывать и о национальной специфике: на Западе, хоть и присутствуют всете элементы (от расправно-самосудных команд до политических«самодельщиков»), которые у нас образуют самодеятельное движение, нонет феномена «неформалитета». Породила наших неформалов, прежде всегокомандно-бюрократическая система, которая вытолкнула за свои пределы иобъединила по принципу неприятия самые разношёрстные и взаимоисключающиеэлементы. И ещё. Мы почему-то с порога подозреваем, что поползновения юногоакселерата непременно антисоциальны. А они в большинстве случаев естественны,просты и полностью правомерны. Парню хочется в принципе того же, что и любомуиз нас: завести друга, компанию, которая обеспечивает общение и хотя быминимальную защиту, найти девушку (желание вполне оправданное!) и, наконец,самоутвердиться — то есть, как бы узаконить в глазах окружающих сам факт своегопребывания на земле. Короче — парню хочется стать мужчиной. Благородное исвоевременное стремление! А неформальное объединение — всего лишь способдостижения этих целей. Правда, формы их достижения бывают спорными. Так что дляпятнадцати-шестнадцатилетнего парня новое неформальное течение не забава, анеобходимость. В чужом доме все квартиры заселены, кроме разве что дворницкой,—значит, надо строить свой дом. Он и строит.
/> 
1.2.2Виды неформальных групп
Гопники — молодые люди криминальнойнаправленности, проводящие много времени вне дома и занимающиеся добычей денег,причем чаще всего не очень честными способами, о чем говорится в их гимне:«Гоп — стоп, мы подошли из-за угла…». Сгустки гопнической культурынаблюдаются в тюрьмах, колониях правонарушителей и т.п. Сами гопники себягопниками не называют. Это понятие с самого начала употреблялось только внегопнической прослойки. Слово прижилось в среде тех, на кого было направленохулиганство гопников — законопослушных граждан, представителей неформальноймолодёжи и прочих. Сами гопники обычно называют друг друга «пацанами»,«пацанчиками», реальными (чёткими) пацанами и т. д. В отличие от большинстванеформальных объединений молодёжи гопники не присваивали остальному населениюкаких-либо названий и не выделяли себя в отдельную группу относительно всегонаселения. Таким образом, гопники не осознают себя как субкультуру. В отличиеот многих других неформальных субкультурных объединений имеют четкую иерархию,неписанный устав, кодекс чести, обширный сленговый словарь (шифровка воровскихтерминов). Наблюдается структурированность движения, ритуалы каранияпровинившихся и награждения отличившихся участников формирования. Характеренкульт матери, резко отрицательное отношение к правоохранительным органам исклонность к нарушению прав человека. Гопники — интернациональное явление,аналог субкультуры гопников можно встретить практически в любой стране средирабочей молодежи. Хотя национальные различия накладывают достаточно большойотпечаток. Например, в Республике Казахстан, где, как известно этническиерусские составляет очень большую часть населения, молодые люди, подходящие подвышеописанное определение и отличительные признаки, встречаются в основномсреди русской молодежи. Молодые маргиналы-казахи, в основном выходцы изпереехавших в 90-е годы из сельской местности в города семей, получилипрезрительное наименование «мамбеты» или «мамбы». Всоседней Киргизии их называют «мырки». Но в связи с быстройурбанизацией, можно сказать, что это явление идет на убыль. К русскоймаргинальной молодежи в Казахстане термин гопники стал применяться относительнонедавно, возможно даже, что он пришел уже из Интернета. В 80-е и 90-е годыпрошлого века часто были слышны термины неясного происхождения –«бурлы», «бурломаны» и «бурлаши».
Готы (от англ. goths – готы, варвары) –квазирелигиозная молодежная субкультура и связанное с ней молодежное движение,характеризующиеся мистически мрачным, депрессивным восприятием и выражениемотношения к своей жизни. Идеология движения «готов» основана на идееромантизации смерти (dark romantic), боли, мучений, на исповедании эстетикисмерти, тления. Отсюда соответствующие стиль некромантического декаданса ватрибутике и аксессуарах, а также преимущественно черные цвета одежды.Культивируется все, что каким-либо образом относится к «темной сторонебытия», что как-то связано со смертью, с фатализмом. Для субкультуры«готов» характерна общая тенденция к театральности, позёрству игипертрофированной заботе о специфическом имидже, к извращенной формеэстетства, внимание к сверхъестественному и эксцентричному. Гoтам нравитсяощущение собственной порочности и неординарности. Поэтому они охотно заимствуюткладбищенскую, вампирскую и хипповскую эстетику. Для «готов»характерны депрессивное психологическое состояние, искусственная стимуляция,либо имитация такого состояния, как вариант – романтически-депрессивный взглядна жизнь, меланхолия и равнодушие ко всему происходящему. Движение«готов» характеризуется распространением среди участников обоих половбисексуализма, позиционируемого как неотъемлемая часть образа жизни«гота». Иногда девочки-готы (встречается самоназвание «готесса»),говоря о себе в третьем лице, определяют себя в мужском роде («он»),отговоркой при этом является разъяснение, что речь идет о ней как о человеке(слово мужского рода). Практикуется «свободная любовь» на готическихвечеринках и встречах. Идентификационные внешние признаки «готов»,практически не встречающиеся в иных молодежных субкультурах: Длинные волосы наголове, окрашенные в иссиня черный цвет, иногда – с выкрашенными темно-синимцветом участками; при этом виски или иные части головы могут быть выбриты.Часто используется специальная прическа «готический ирокез» (нечтовроде «ирокеза» черного цвета, который не стоит вертикально, азачесан на бок). Тотальное использование в одежде исключительно черного цвета.Одежда обычно длиннополая. Девочки-готы предпочитают носить корсеты (иногдаблизкие к эстетике садомазохизма – из кожи и латекса), зачастую носят длинныеплатья, стилизованные под старину, либо длинные черные юбки в сочетании счерными блузами. «Готы» носят черные высокие ботинки со шнуровками.Участниками обоих полов может носиться длинный черный плащ.
Ношениеоккультно-религиозного «египетского креста» – анха (крест с петлей наверхнем конце). Характерно ношение колец, кулонов, подвесок, значков, брошей ссатанистской символикой либо с выраженной символикой смерти. Иногда – кулоны иподвески с изображениями летучих мышей, в том числе стилизованных. Для части«готов» ношение такой символики и атрибутики носит мистический смысли является неотъемлемой частью их жизни, для некоторых «готов» этодань своеобразной моде, для всех, помимо основной мотивации, эта символика иатрибутика выполняют функцию распознавания своих сторонников. Многочисленныйпирсинг на лице: язык, губы, брови. Черный лак на ногтях у мальчиков, крашенныев черный, иногда в красный, цвет губы, подведенные черным косметическимкарандашом глаза у мальчиков при отсутствии в поведении признаковгомосексуализма и при отсутствии четких признаков отношения к другомумолодежному неформальному движению (обводка черным карандашом глаз редковстречается в среде панков). Черно-белый макияж. Практикуется специальноеотбеливание лица при помощи белого грима или пудры в целях придания лицувыраженной мертвенности, неестественной бледности. Средствами макияжа могутбыть также сымитированы «синяки под глазами». По мнению психологов,выбор исключительно черного цвета одежды в ряде случаев обусловлен глубокимипсихологическими травмами несовершеннолетних «готов», для них этоцвет одиночества, ребенок ограждается от людей, пытаясь защитить себя от них испастись от боли. Движение «готов» в целом является аморфным, общаяиерархия и иерархические структуры в конкретных объединениях или направленияхотсутствуют.
Эмо (англ. Emo, сокращение от«эмоциональный», распространена также транскрипция «имо») — термин,обозначающий особый вид хардкор-музыки, основанный на сильных эмоциях в голосевокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной или полностью отсутствующеймузыкальной составляющей. Отличительные особенности этого стиля — манеравокала, включающая в себя зачастую визг, стоны, шёпот, рёв. Тексты песен носятличностный характер — о переживаниях авторов, реже — политический характер.Стереотипная причёска эмо — косая, рваная очкастая чёлка до кончика носа,закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. Чащечёрные и слегка сальные. Девушки (да и парни тоже) могут вставлять в нихмножество цветастых заколок. Что характерно для одноклеточных эмо: эмарь пареньничуть не отличается от эмо гёрлы по стилю или по внешнему виду в целом. Стереотипнаяодежда эмо — узкие чёрные/темно-синие джинсы, двухцветные узоры (стереотип —чёрно-розовое), рисунки и термонашивки, значки, сумка-почтальонка, кеды.Культура эмо (emo) не нова. Но только сейчас популяризация эмо пересекла всеграницы, как географические, так и музыкальные. Эмо повсюду – этим словомназывают буквально всё. Возможно, потому, что сейчас модно быть самим собой,свободно выражать свои чувства и эмоции. Стиль эмо (emo) предполагает наличиеярких эмоций, как позитивных, так и негативных. Для эмо (emo) выражение своихчувств — не проявление слабости. Эмо — это образ жизни и мышления человека.Любое музыкальное направление развивает собственный стиль одежды, присущийтолько ему. Эмо (emo) не оказалось исключением из правил, и более того, развиваетсяв этом направлении гораздо быстрей и интересней, чем другие стили. Эмо-стиль неимеет ничего общего с позерством. Чтобы быть эмо, нужно в первую очередь бытьискренним. Эмо-стиль предполагает неповторимость, исключительность восприятия,настоящее самовыражения, а не создание образа типичного эмо-боя или эмо-герл.
Металлисты — это молодёжная субкультура,вдохновлённая музыкой в стиле металл. Металл (англ. metal) — экстремальноемузыкальное течение, зародившееся во второй половине XX века, являетсянаправлением рок-музыки, одним из стилей тяжёлой гитарной музыки. Как один изподвидов рок-музыки, металл характеризуется агрессивными ритмами, искаженнымгитарным звуком, являющимся характерным признаком стиля. Смысл и идейнаянаправленность песен и музыки может сильно отличаться в разных поджанрахметалла и у разных групп, но обычно она идентична рок-музыке (особенно этоотносится к хард-року). Имеет огромное число подвидов, от «мягких» до«тяжелых» для восприятия неподготовленным слушателем. За пределамирусскоязычного пространства этот музыкальный жанр, наряду с хард-роком, относятк хард-энд-хэви (hard'n'heavy). Существуют разные мнения относительно того, какдолжен называться этот стиль на русском языке. Наиболее распространенонаписание металл, что является переводом на русский английского слова metal.Однако некоторые считают, что правильной является калька с английского, котораяна русском звучит, как метал. Кроме того, такое написание позволяет отличитьназвание музыкального течения от класса химических элементов. В названияхподстилей чаще используется второй вариант (хэви-метал, пауэр-метал и т.д.).Внешний вид металлиста: типичную моду среди металлистов можно описать так:Длинные волосы, девушки — крашеные блондинки или брюнетки. Кожаная куртка «косуха»и ремень с обилием заклёпок. Джинсы или кожаные штаны (у девушек — кожаныемини-юбки). Чёрные футболки или балахоны с логотипом металлической группы.Вместо бижутерии — цепи на шее и на запястьях. Короткие сапоги с цепями.Характерный жест: вскинутый вверх кулак с разжатым мизинцем и указательнымпальцем. Субкультура широко распространена в северной Европе, достаточно широко— в северной Америке, есть значительное количество ее представителей в южнойАмерике, южной Европе и Японии. На Ближнем Востоке, за исключением Израиля иТурции, металлисты (как и многие другие «неформалы») малочисленны иподвергаются преследованию. В отличие от субкультур готов и панков, субкультураметаллистов лишена ярко выраженной идеологии и сосредоточена, в основном, вокругмузыки. Тем не менее, есть некоторые черты, которые считаются характерными дляпредставителей субкультуры. Тексты метал-групп пропагандируют независимость,самостоятельность и уверенность в себе, культ «сильной личности». Отношение крелигии различно, но традиционно считается, что металлисты не религиозны.Несмотря на обилие религиозной и оккультной мистики в текстах метал-групп, они,как правило, не носят миссионерского характера и воспринимаются поклонникамикак аллегория. Среди поклонников блэк-метал встречаются язычники и сатанисты,но для поклонников других разновидностей это нехарактерно.

/>Выводы по 1 Главе
Данная глава быларазделена на две части. В первой части рассказывается о понятии агрессивности,о механизмах агрессивности, дается определение понятия агрессивность, егоосновные теоретические подходы. Так мы выяснили, что агрессивность – устойчиваячерта личности – готовность к агрессивному поведению. Ее уровни определяютсякак научением в процессе социализации, так и ориентацией накультурно-социальные нормы, важнейшие из которых – нормы социальнойответственности и нормы возмездия за акты агрессии. Важная роль принадлежит итаким ситуативным переменным: истолкованию намерений окружающих, возможностиполучения обратной связи, провоцирующему влиянию оружия, и пр. А агрессия –индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное нананесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другогочеловека или группы. Служит формой реагирования физического или психическогодискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, может выступать как средстводостижения некоей значимой цели, в том числе повышения собственного статуса засчет самоутверждения. Во второй части рассказывается о субкультурах,неформальных организациях, неформалах, о типах субкультур, дается определениепонятия субкультуры и неформалов, описание типов субкультур, их основныехарактеристики. Так неформалы- это группа людей, которая возникла по чьей-нибудь инициативе или спонтаннодля достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями. Принято считать, что субкультура — это подсистема целостной системы культуры. Возникновение субкультур связано сопределенным уровнем развития общества. Существует такая точка зрения, чтосубкультуры отсутствуют в примитивных формах общественного бытия. Иногда ещебольше акцентируют этот момент, считая, что субкультура — современноепорождение городского уклада жизни.

/>/>Глава 2. Исследование уровня агрессии у разных субкультур
/>/> 
2.1База и методы исследования
Исследование проводилосьв г. Иркутске на молодых людях, относящихся к разным субкультурам (готы, эмо,гопники, металлисты). В исследовании приняло участие 40 человек, из них 20%девушек, 80% юношей. Средний возраст респондентов 18,8 лет.
Исследование проводилось последующей методике:
/>Тест-опросник Басса-Дарки.
Методика предназначенадля выявления показателей и форм агрессии. Термин «агрессия» чрезвычайно частоупотребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном«очищении» от целого ряда наслоений и отдельных смыслов. Различные авторы всвоих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность:
— как врожденную реакциючеловека для «защиты занимаемой территории» (Лоренц, Ардри)
— стремление к господству(Моррисон)
— реакция личности навраждебную человеку окружающую действительность (Фромм)
Опросник Басса–Даркипомогает прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.Опросник был разработан в 1957г., а в русскоязычной версии он представлен вадаптации А.К.Осницкого. создавая свой опросник, дифференцирующий проявленияагрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:физическая, косвенная, вербальная агрессия, раздражение, негативизм, обида,подозрительность, чувство вины. Опросник состоит из 75 утверждений, на которыеиспытуемый отвечает «да» или «нет». Пользуясь данной методикой, необходимопомнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как актповедения, могут быть поняты в контексте психологического анализамотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса–Даркиследует пользоваться в совокупности с другими методиками.
Назначение теста:
Для исследования уровняпроявления, и основных видов агрессиии враждебности в межличностном взаимодействии дома, в процессеобучения или работы. Деструктивные тенденции, субъектно-объектные отношения,негативные чувства и оценки. Позволяет качественно и количественноохарактеризовать проявления агрессии ивраждебности. Под агрессивностью понимается свойство личности,характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в областисубъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающаянегативные чувства и негативные оценки людей и событий. Опросник предназначендля исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста ивзрослых.
Виды реакций:
Дифференцируя проявленияагрессии и враждебности, авторы выделяют следующие 8 видов реакций:
Физическаяагрессия —использование физической силы против другого лица.
Косвенная — агрессия, окольным путемнаправленная на другое лицо или не на кого не направленная.
Раздражение — готовность к проявлениюнегативных чувств, при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
Негативизм — оппозиционная манераповедения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихсяобычаев и законов.
Обида — зависть и ненависть кокружающим за действительные и вымышленные действия.
Подозрительность — в диапазоне от недоверия иосторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируюти приносят вред.
Вербальнаяагрессия —выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и черезсодержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
Чувствовины —выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком,что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Опросник состоит из 75утверждений. Ответы оцениваются по 8 шкалам. Индекс враждебности включает всебя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности — 1, 3, 7 шкалы. Нормойагрессивности является величина ее индекса, равная 21±4, а враждебности —7±3. Для более полной и обоснованной оценки этих проявлений следуетпользоваться этим опросником в совокупности с другими личностными тестамипсихических состояний
 
2.2Анализ и интерпретация результатов
Проведя исследование по Тест-опроснику Басса-Дарки, яобработала анкеты и перешла к анализу и интерпретации полученных результатов.
1)  Физическая агрессия – использованиефизической силы против другого лица.
2)  Вербальная агрессия – выражениенегативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержаниесловесных ответов (проклятия, угрозы, ругань).
3)  Косвенная агрессия – агрессия,окольным путем направленная на другое лицо или не на кого не неправленая в видесплетен, шуток, неупорядоченных взрывов ярости.
4)  Негативизм – оппозиционная манера вповедении от пассивного сопротивления, до активной борьбы против установившихсяобычаев и законов, против авторитета и руководства.
5)  Раздражение – готовность к проявлениюнегативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
6)  Подозрительность – в диапазоне отнедоверия и осторожности по отношению к людям, до убеждения в том, что другиелюди планируют и приносят вред.
7)  Обида – зависть и ненависть кокружающим за действительные и вымышленные действия, недовольство кем-то илиэтим миром за подлинные или мнимые страдания.
8)  Чувство вины или аутоагрессия –выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком,что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Результаты рассчитывалисьпо следующим формулам: 1) количество баллов * на коэффициент, 2) Индексагрессивности (ИА)=1+2+3, 3) Индекс враждебности (ИВ)=6+7.
Гопники: молодые люди криминальнойнаправленности, проводящие много времени вне дома и занимающиеся добычей денег,причем чаще всего не очень честными способами, проявляют агрессию к другимлюдям, и чаще всего без особых оснований.
Результаты: 1) Физическаяагрессия – 8*11=88
2) Вербальная агрессия –11*8=88
3) Косвенная агрессия –5*13=65
4) Негативизм – 4*20=80
5) Раздражение – 7*9=63
6) Подозрительность –4*11=44
7) Обида – 4*13=52
8) Чувство вины – 3*11=33
ИА=88+88+65=241
ИВ=44+52=96
Изобразим полученныерезультаты на графике:
/>
Из графика видно, что угопников преобладает физическая агрессия, вербальная агрессия и негативизм. Этоговорит о том, что уровень агрессии у гопников высокий, они используютфизическую силу против другого лица, выражают негативные чувства через речь,переходят от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихсязаконов и обычаев. Чувство вины для таких людей практически не присуще.
Готы: квазирелигиозная молодежнаясубкультура и связанное с ней молодежное движение, характеризующиеся мистическимрачным, депрессивным восприятием и выражением отношения к своей жизни.Идеология движения «готов» основана на идее романтизации смерти,боли, мучений, на исповедании эстетики смерти, тления. Однако, несмотря на этухарактеристику, готы не агрессивны, они не обращают на других людей никакоговнимания. Они живут в своем мире.
Результаты: 1) Физическая агрессия – 3*11=33
2) Вербальная агрессия –4*8=32
3) Косвенная агрессия –3*13=39
4) Негативизм – 2*20=40
5) Раздражение – 5*9=45
6) Подозрительность – 3*11=33
7) Обида – 2*13=26
8) Чувство вины – 5*11=55
ИА=33+32+39=104
ИВ=33+26=59
Изобразим полученные результаты награфике:
/>
Из графика видно, что готы не обладаютбольшой агрессией, все показатели почти на одном уровне. Это можно объяснитьтем, что они живут в своем мире и им не важно, что происходит вокруг них, и,следовательно, им не на кого проявлять агрессию. Однако у готов очень высокоечувство вины, это можно объяснить тем, что их субкультура подразумевает это,т.к. они постоянно находятся в состоянии депрессии, ходят на кладбища, иногда,так же как и сатанисты, они приносят жертвы (животных) и возможно, что им жаль,что они совершили такой поступок.
Эмо: стиль эмо предполагает наличие ярких эмоций, как позитивных, так инегативных. Для эмо выражение своих чувств — не проявление слабости. Эмо — этообраз жизни и мышления человека.
Результаты: 1) Физическая агрессия – 4*11=44
2) Вербальная агрессия – 4*8=32
3) Косвенная агрессия – 6*13=78
4) Негативизм – 3*20=60
5) Раздражение – 8*9=72
6) Подозрительность – 6*11=66
7) Обида – 6*13=78
8) Чувство вины – 5*11=55
ИА=44+32+78=154
ИВ=66+78=144
Изобразим полученные результаты награфике:
/>
Из данного графика видно, что у эмопреобладает косвенная агрессия и обида. Скорей всего это связано с тем, что эмонемного трусливые и боятся вступить в конфликт с другими людьми, поэтому им нетсмысла проявлять физическую или вербальную агрессию на кого-либо открыто.Однако, они проявляют косвенную агрессию на тех, кто не сможет причинить имвреда. Обида скорей всего преобладает из-за того, что в большинстве случаевэмо, как субкультуру, не любят.
Металлисты: в отличие от субкультур готов и панков, субкультураметаллистов лишена ярко выраженной идеологии и сосредоточена, в основном,вокруг музыки. Тем не менее, они пропагандируют независимость,самостоятельность и уверенность в себе, культ «сильной личности».
Результаты: 1) Физическая агрессия – 7*11=77
2) Вербальная агрессия – 8*8=64
3) Косвенная агрессия – 3*13=39
4) Негативизм – 2*20=40
5) Раздражение – 6*9=54
6) Подозрительность – 2*11=22
7) Обида – 1*13=13
8) Чувство вины – 4*11=44
ИА=77+64+39=180
ИВ=22+44=66
Изобразим полученные результаты награфике:
/>

Из данного графика можно сделать вывод,что металлисты обладают повышенным уровнем физической агрессии. Это можнообъяснить тем, что, например гопники неприязненно относятся к металлистам имежду этими двумя субкультурами очень часто происходят конфликты, которые могутповлечь за собой драку, т.е. применение физической силы. Для металлистовабсолютно не свойственна обида. По всей видимости, металлистам не на чтообижаться.
Сравним результаты по всем показателямагрессии.
Физическая агрессия:        
 
/>
На этом графике мы можем видеть, что покритерию физической агрессии более агрессивными являются гопники. На второмместе находятся металлисты. Это можно объяснить тем, что гопники и металлистыявляются «врагами», они находятся в постоянной вражде друг с другом, поэтому иу той и у другой субкультуры уровень физической агрессии находится на высокомуровне.
Вербальная агрессия:
/>
На этом графике мы можемвидеть тоже самое, что и на предыдущем. Гопники на первом месте, металлисты навтором. Это можно объяснить все тем же, что и тех и у других возникаютконфликты друг с другом.
Косвенная агрессия:
 
/>
На этом графике мы видим,что по уровню косвенной агрессии на первом месте стоят эмо. Скорей всего этосвязано с тем, что эмо намного трусливее, нежели другие субкультуры, и боятсявступить в конфликт с другими людьми, поэтому им нет смысла проявлятьфизическую или вербальную агрессию на кого-либо открыто. У гопников же (стоятна втором месте) агрессия проявляется во всех видах, поэтому они и стоят навтором месте.
Негативизм:
/>
На этом графике гопникинаходятся на первом месте. Это можно объяснить тем, что в большинстве случаев,гопники ко всем относятся негативно и пытаются отстоят свою точку зрения спомощью активной борьбы.
Раздражение:
 
/>
На этом графике на первом месте стоятэмо. Это можно объяснить тем, что эмо по любому поводу готовы проявитьнегативные чувства, вследствие своей эмоциональности.
Подозрительность:
 

/>
На этом графике эмо опятьнаходятся на первом месте, и скорей всего это связано с тем, что эмо, каксубкультуру не любят, и поэтому они относятся ко всем с подозрением и ожидаютот любого человека подвоха.
Обида:
 
/>
На этом графике эмо опятьнаходятся на первом месте. Скорей всего, это можно объяснить тем, что вбольшинстве случаев эмо, как субкультуру, не любят. Из-за этого у нихпроявляется обида ко всем окружающим.
Чувство вины:
 

/>
На этом графике готы иэмо находятся на первом месте. Это можно объяснить тем, что у готов проявляетсячувство вины из-за того, что их субкультура подразумевает это, т.к. онипостоянно находятся в состоянии депрессии, ходят на кладбища, иногда, так жекак и сатанисты, они приносят жертвы (животных) и возможно, что им жаль, чтоони совершили такой поступок. У эмо это может быть связано с тем, что они оченьэмоциональны, и очень близко все принимают к сердцу.
Индекс агрессивности:
 
/>
На этом графике отчетливовидно, что по уровню агрессивности на первом место стоят гопники. Это связано стем, что гопники используют физическую силу против другого лица, выражаютнегативные чувства через речь, переходят от пассивного сопротивления доактивной борьбы против установившихся законов и обычаев. Чувство вины для такихлюдей практически не присуще. Они постоянно вступают в конфликты из-за любоймелочи.
Индекс враждебности:
 
/>
На этом графике отчетливовидно, что на первом месте стоят эмо. Скорей всего это связано с тем, что у нихвысокий уровень обиды на всех, поэтому они враждебно относятся к окружающим ихлюдям.
Подводя итог, можно сказать, что улюбой из субкультур уровень агрессии находится на разном уровне. Однако первоеместо по агрессивности занимают гопники.
 
/>Выводы по 2 Главе
Данная глава разделена на две части, впервой части рассказывается о базе и методах исследования. В ней описаны данныео респондентах (кто принимал участие, процентное соотношение юношей и девушек,средний возраст и др.) и методики, которые участвовали в опросе. Исследованиепроводилось на основе Теста-опросникаБасса-Дарки. Также описываются содержание этих тестов (контингент,диагностическая цель, описание тестов автором и др.). Во второй части этойглавы идет анализ и интерпретация результатов. Включает в себя графические описанияполученных результатов, благодаря которым, можно видеть подтверждение моейгипотезы.
После проведения всех исследований яобнаружила, что моя гипотеза полностью подтвердилась, т.к. по всем результатамвидно, что у всех субкультур разный уровень агрессии.
/>/> 

Заключение
/>Первая глава была разделенана две части. В первой части рассказывается о понятии агрессивности, омеханизмах агрессивности, дается определение понятия агрессивность, егоосновные теоретические подходы. Так мы выяснили, что агрессивность – устойчиваячерта личности – готовность к агрессивному поведению. Ее уровни определяютсякак научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальныенормы, важнейшие из которых – нормы социальной ответственности и нормывозмездия за акты агрессии. Важная роль принадлежит и таким ситуативнымпеременным: истолкованию намерений окружающих, возможности получения обратнойсвязи, провоцирующему влиянию оружия, и пр. А агрессия – индивидуальное иликоллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического илипсихического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. Служитформой реагирования физического или психического дискомфорта, стрессов,фрустраций. Кроме того, может выступать как средство достижения некоей значимойцели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения. Вовторой части рассказывается о субкультурах, неформальных организациях,неформалах, о типах субкультур, дается определение понятия субкультуры инеформалов, описание типов субкультур, их основные характеристики. Так неформалы- это группа людей, которая возникла по чьей-нибудь инициативе или спонтаннодля достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями. Принято считать, что субкультура — это подсистемацелостной системы культуры. Возникновение субкультур связано с определеннымуровнем развития общества. Существует такая точка зрения, что субкультуры отсутствуютв примитивных формах общественного бытия. Иногда еще больше акцентируют этотмомент, считая, что субкультура — современное порождение городского укладажизни. Вторая глава также была разделена на две части, в первой частирассказывается о базе и методах исследования. В ней описаны данные ореспондентах (кто принимал участие, процентное соотношение юношей и девушек,средний возраст и др.) и методики, которые участвовали в опросе. Исследованиепроводилось на основе Теста-опросникаБасса-Дарки. Также описываются содержание этих тестов (контингент,диагностическая цель, описание тестов автором и др.). Во второй части этойглавы идет анализ и интерпретация результатов. Включает в себя графическиеописания полученных результатов, благодаря которым, можно видеть подтверждениемоей гипотезы. После проведения всех исследований я обнаружила, что моягипотеза полностью подтвердилась, т.к. по всем результатам видно, что у всехсубкультур разный уровень агрессии.
Я считаю, что можно провестиисследование, для выявления точных причин появления агрессии, и выяснить,почему именно гопники являются самыми агрессивными из всех субкультур.

Список используемой литературы
1. Бандура А.,Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000.
2. Козырев Г.И.Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2.С.108.
3. Кон И. С. «Какимиони себя видят?»// Популярная психология для родителей под ред. Бодалева А. А.,М.: Педагогика, 1988, 256 стр.
4. Кон И.С. Психологияранней юности. – М., 1989
5. Маринина Е.,Воронов Ю. Подросток в «стае» // Воспитание школьников. 1994. № 6.С. 42-43.
6. Можгинский Ю.Б.Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб, 1999.
7. Паренс Г.«Агрессия наших детей» 1997 г.
8. Реан А.А.Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996. №5. С.3-18.
9. Семенюк Л.М.Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия егокоррекции. М. 1996.
10. Алексеевский М.Субкультура панкеров: генезис и вектор развития// Знание сила. – 2006. — №6 –С.109-117.
11. Влияниемолодежной субкультуры на подростков//Доп. Образование и воспитание. – 2007. — №5. – С. 49-53.
12. Воронова В. Чтонужно знать о молодежной субкультуре?// Воспитание школ. — 2001. — №4. – С.20-25.
13. Гусельцева, М.С.Категория культуры в психологии и гуманитарных науках//Вопр. психологии. –2006. -№4. – С. 3-14.
14. Дысютина, О. Панкв России 90-х: протест или товар?//Философские науки. – 2003. — №64. – С.32-50.
15. Жиляев, А.А. Неформальныемолодежные объединения как детерминирующий фактор девиантного поведенияучащейся молодежи// Вопр. лит. – 2007. — №3. — С.87-96.
16. Ладатко, А. Всоюзе с неформалами//Воспит. школьников. – 1990. — №3 – С. 48-49.
17. Маркеева, А.Н.Неформальные молодежные объединения и подростковый наркотизм// Биология в шк. –2006. — №2. — С. 56-61.
18. Молодежнаякультура как объект исследования // Доп. Образование и воспитание. -2007. – №1.– С. 83-86.
19. Неформальноемолодежное движение: динамика развития//Соврем. педагогика. – 1990. — №7. –С.74-78.
20. Румянцев, О.К.Культура и культурология: тенденции и проблемы// Философские науки. -2002. — №4. – С.87-103.
21. Федотова, А.В.Неформальные молодежные группы в современной подростковой субкультуре// Нач.шк.: Плюс до и после. – 2004. — №3. – С. 11-15.
22. Щекочихин, Ю.Члены неформальных объединений сами о себе// Воспит. школьников. 1988. — №5.-С. 53-58.
23. Чурбанов, В.Вечный треугольник культуры//Наше исследование. – 1990. — №5. – С.133-136.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.