КУРСОВАЯРАБОТА
«ДРЕВНЕРИМСКАЯЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ИМПЕРИИ»
Караганда 2007
/>/>/>Введение
Как и многихдругих народов, у римлян собственно литературному творчеству отдельныхписателей предшествовало устное народное творчество. К сожалению, произведенияримского народного творчества не были записаны и не сохранились, за исключениемничтожных отрывков. На этом случайном основании некоторые ученые считали римляннеспособными к поэтическому творчеству, народом практичным и сухим.
Однако и теничтожные отрывки народной поэзии, которые дошли до нашего времени, и косвенныеуказания говорят о том, что римляне, как и другие народы, выражали свои чувствав поэтической форме. Во время работ пели трудовые песни, создававшие ритмтрудового процесса, например «песня гребцов». Молитвы и обращения к богам составлялисьв стихотворной форме, что облегчало их запоминание. Сохранился, например, гимн«братьев пахарей», гимн жреческой коллегии скакунов (салиев). В этих гимнахсодержались просьбы к богам оплодотворить землю, отвратить голод и непогоду,обеспечить богатый урожай, благополучие земледельцев и пастухов.
В этойкурсовой работе мы рассмотрим Римскую литературу, и попытаемся понять какова жевсё-таки эта литература. Справедливо ли то, что некоторые учёные считают её «сухой»?
Народныепоэтические произведения были написаны особым стихотворным размером, такназываемым сатурническим стихом, близким по своей ритмике к былинным стихамдругих народов.
Естьсвидетельства о зачатках драматической поэзии у римлян. Во время деревенскихпраздников урожая ряженая сельская молодежь устраивала веселые игры,перебрасывалась остротами, импровизированными или заученными насмешливымистишками. В этих стихах содержались порой и колкие насмешки, особенно по адресубогатых, скупых или жестоких людей. В обмене этими стихами – их называлифесценнины – содержатся уже элементы диалога, драматического действия.
Наряду сфесценнинами получает распространение комедия масок–ателлана (от названиягорода в Кампании–Ателлы). Ее героями были веселые типы обжор, хвастливыхразинь, глупых стариков. Содержание ателланы было веселым, оно отражалоповседневную жизнь мелких городов и сел с их незамысловатым бытом.
Наряду споэзией делает первые шаги и римская проза. Велись коллегией понтификовпогодные записи наиболее крупных события, летописи, заключались договоры,тексты которых записывались на латинском языке. П IV в. до н.э. некоторыеполитические деятели стали записывать свои произнесенные речи и издавать их длячтения публики
Настановление и развитие римской литературы оказало большое влияние не тольконародное творчество, народная поэзия, распространение письменности, но особенногреческая литература.
1. Литература периода принципата 1.1 ОктавианАвгуст
Периодгражданских войн закончился в Риме переходом к военной диктатуре, котораядолжна была временно стабилизировать римское рабовладельческое общество. Воглаве государства стал Октавиан Август, одержавший при Акциуме (31 г. до н.э.) победу над своим политическим соперником Антонием.
Придя квласти, он отказался от открытой диктатуры и начал постепенно переходить кболее мягким формам правления, пытаясь сохранить видимость республики. С 27 г. до н.э. Август оставляет за собой только верховную военную власть и управление пограничнымипровинциями. Продолжает действовать сенат, ежегодно избираются консулы,собирается народное собрание. Правда, уже в 23 г. Август получает праванародного трибуна и фактически диктует свою волю римскому сенату. Однако онименует себя «принцепсом» (старый термин, существовавший в эпоху республики) – первымиз римских сенаторов, пытаясь представить дело так, будто он подчиняется волеэтого старинного республиканского учреждения. Переходный период от республики кимперии получил название «принципата».
ОктавианАвгуст и его ближайшие сторонники создают некую официальную идеологию – системувзглядов на государство и его задачи, на роль правителя и функции литературы иискусства.
Впроизведении «Деяния божественного Августа», предназначавшемся дляпопуляризации идей римского принципата и высеченном на стенах храмов в римскихпровинциях, Октавиан Август изложил основы своей государственной политики. Онхарактеризует себя как освободителя, вернувшего Рим к прекрасным временаммирной республики, создателя многочисленных законов, которые должныспособствовать поднятию нравственности граждан. «Справедливый» и «милосердный» правитель,он якобы заслуженно карает убийц Юлия Цезаря и восстанавливает долгожданныймир. Вся Италия поддерживает его в борьбе с противниками. Завоеванную власть онпередает в руки сената и народа. Август сознательно идеализирует своюдеятельность. В действительности приход Октавиана Августа к власти отнюдь невызвал всеобщего энтузиазма. Принцепсу пришлось вести длительную борьбу среспубликанской оппозицией. Однако стремление к миру после кровопролитныхгражданских войн было присуще различным слоям населения. Мирная политикаАвгуста встречала сочувствие и привлекала многих на сторону нового режима. Видимостьсохранения республиканских форм правления также играла немаловажную роль впривлечении симпатий различных социальных прослоек к новому принцепсу.
Ближайшиесторонники Августа пытались сгруппировать вокруг себя крупнейших поэтов иобратить их внимание на положительные стороны нового режима. Большую активностьв этом отношении проявил приближенный Октавиана, образованный и богатый ГайЦильний Меценат (70 г. до н.э. – 8 г. н.э.). Вокруг Мецената собираетсялитературный кружок, в который входят крупнейшие поэты этого времени – Вергилий,Гораций, Проперций, Тукка, Варий и др. Меценат дарит Горацию сабинское имение,подсказывает темы Проперцию и Вергилию, осыпает поэтов щедротами и принимает ихв своем доме в роскошном зале для публичных рецитации. Образованный дилетант,он и сам не чужд литературному творчеству. Меценат – поклонник ученой и изящнойпоэзии неотериков, однако он хотел бы возродить в литературе крупные жанрыпериода республики, трагедию и эпос.
Меценатпропагандировал среди поэтов официальную идеологию принципата. ДеятельностьАвгуста интерпретировалась как осуществление великой исторической миссии,направленной на поднятие могущества римского государства. Принципат объявлялся «золотымвеком», веком возрождения лучших традиций отдаленного прошлого. Этими идеямипроникнуты произведения крупнейших поэтов этого времени – Вергилия и Горация.Официальная идеология находит отражение и в памятниках изобразительногоискусства. Так, на знаменитом «Алтаре Мира», воздвигнутом Августом,изображалась благоденствующая Италия в виде кормящей матери, окруженная пышнойрастительностью и пасущимися животными. В портретных скульптурах ОктавианаАвгуста ярко выступали черты величия и милосердия, на его оружии изображалисьпокоренные народы, подчеркивалось, что весь мир трепещет перед величиемвозрожденного Рима.
Литературастановится в этот период излюбленным занятием римского образованного общества. «Мывсе, – говорит Гораций – ученые и неученые, пишем поэмы». Государственнаядеятельность в условиях формирующейся империи теряет для многих интерес. Бывшиереспубликанцы, отказавшись от активной борьбы с новым режимом, обращаются клитературному труду. М. Мессала Корвин, сражавшийся при Филиппах противОктавиана (42 г. до н.э.), подражая Феокриту, пишет пастушеские идиллии. Консул 40 г. до н.э. Асиний Поллион, скептически относящийся к принципату, издаетсвою «Историю». Вокруг этих бывших государственных деятелей также группируютсяпоэты и писатели.
Из обширнойлитературной продукции эпохи уцелело сравнительно немногое. Однако нам известныпроизведения крупнейших поэтов этого времени. Одним из них был Вергилий.1.2 Вергилий
Из античнойбиографии Публия Вергилия Марона (70–19 гг. до н.э.) мы знаем, что онродился в Северной Италии, в местечке Анды у Мантуи. Отец его имел небольшоепоместье. В конце 50-х годов Вергилий приехал в Рим, чтобы подготовиться кгосударственной деятельности, но его занятия были прерваны войной между Цезареми Помпеем (49 г.). Постепенно поэтическая деятельность начинает увлекать еговсе больше и больше. Молодой поэт зачитывается произведениями неотериков.Сборник его ранних стихотворений («Каталептон») написан под влиянием Катулла(стихотворение о корабле, насмешливая лирика), вместе с тем отдельные темывполне оригинальны. Так, например, Вергилий прославляет эпикурейскую философию,прощается с наскучившими ему ораторскими упражнениями.
Первымзначительным произведением Вергилия были «Буколики» (около 42–39 гг.).Поэт следует буколической поэзии Феокрита, хотя от пастушеских идиллийгреческого поэта его стихотворения во многом отличаются.Феокрит подчеркивал внешнюю грубоватость и известную примитивностьдуховного мира своих героев и с увлечением описывал бытовые детали сельскойжизни. Вергилий же создает в своих «Буколиках» идеальный мир, населенный нравственно чистымии вместе с тем тонко чувствующими и поэтически одаренными людьми, носящими, всущности, лишь маски пастухов. Стихотворения Вергилия были написаны во времягражданской войны, и поэт как бы уходит в своих произведениях от жестокойдействительности в мир природы, к героям, живущим в уединении в соответствии сидеалом эпикурейской философии. Житейские волнения и политические события,резко контрастирующие с мирной тишиной пастушеской Аркадии, вносят подчастрагический диссонанс в мироощущение героев./>/>/>/>
2. Литератураэпохи империи2.1 Овидий
Овидий выросв атмосфере империи, и в его творчестве наблюдается уже ряд характерных чертнового этапа Р. л. Во всех областях общественной жизни империи скоро сталиобнаруживаться признаки застоя, а затем и упадка. Уменьшение притока рабов поокончании эпохи больших завоеваний и рост «предложения» «свободного» труда принепрекращающемся процессе концентрации земельной собственности обусловилизамену крупного латифундиарного хозяйства системой отдачи мелких участков варенду («колонат»); возрастающая экономическая самостоятельность западныхпровинций подтачивала благосостояние Италии; сельскохозяйственная ипромышленная техника медленно, но неизменно деградировала. Воздвигая кровавыепреследования против аристократической оппозиции, императоры сосредоточили всвоих руках огромные земельные богатства; государственный аппарат превращался вбюрократическую машину. «Материальной опорой правительства было войско, гораздоболее похожее на армию ландскнехтов, чем на старое римское крестьянское войско,моральной же опорой было всеобщее убеждение, что из этого положения нет выхода,что не тот или другой император, но эта основанная на военной диктатуре империяявляется неизбежной необходимостью… Всеобщему бесправию и отчаянию по поводутого, что наступление лучших времен невозможно, соответствовали всеобщая апатияи деморализация. Немногие, оставшиеся в живых староримляне патрицианского духаи образа мыслей были устранены или вымерли. Последним из них был Тацит.Остальные были рады, что могут держаться вдалеке от общественной жизни. Ихсуществование заполнялось наживой богатства, наслаждением богатством, частнымисплетнями, частными интригами» (Энгельс). В связи с общественной апатиейлитература также приобретает «частный» характер: повышается интерес к бытовымдеталям, к природе, к внутренней жизни личности; в известном смысле литератураэпохи империи «реалистичнее» и «психологичнее» литературы предшествующегопериода. Впервые в античной литературе (как греческой, так и римской) в этуэпоху появляется углубленная характеристика индивида, а не только типическоймаски, искусство детально разработанного литературного портрета, способность ктщательному самоанализу. Однако при отсутствии проблем широкого социальногозахвата внутренняя жизнь либо бедна либо окрашена религиозно-мистическиминастроениями, и «реализм» литературы господствующего класса эпохи империираскрывал лишь картину класса, лишенного будущности, не способного к творчествукультурных ценностей. Литературным выражением общественного застоя явилосьгосподство риторики, культ изысканной формы при отсутствии сколько-нибудьнового и значительного содержания. Литература становится излюбленным занятиемпотерявшей политическое значение аристократии: отсюда огромный количественныйрост литературной продукции при ее ничтожном качестве. Уже в эпоху Августаоппозиционный оратор и историк Азиний Поллион (Asinius Pollio, 76 до н.э. – 5 н.э.)кладет начало обычаю «декламаций», публичных чтений поэтических и прозаич.произведений. Литература эта, не преследуя социально-учительных целей, являетсяв первую очередь светским развлечением и развивается в отрыве от масс.Характерной особенностью ее служит и то, что она опирается главным образом наримскую литературную традицию (это заметно уже у Овидия) и во многом отходит отгреческой литературы: Рим, хозяйственный гегемон империи, начинает диктоватьгрекам свои литературные вкусы.
Разумеется,застой наступает не сразу. Первый век империи отмечен еще видимостьюхозяйственного роста и значительной литературной продукцией («серебряный век Р.л.»), в которой преобладание риторики является лишь симптомом грядущего упадка.Если написанная при Тиберии (14–37) астрологическая поэма («Astronomica»)Манилия (Manilius), стоический эквивалент к эпикурейской поэме Лукреция,выдержана в стиле поэтов «века Августа», то период борьбы между императорами иаристократической оппозицией создает новый стиль, казавшийся «мощным», – страстный,чувственно-яркий, развертывающийся в нагнетении кратких, но образных и заостренныхсентенций, с широким применением в прозе средств поэтического выражения.2.2 Сенека
августпринципат стихотворение сенека
Лучший мастерэтого стиля, разрабатывавшегося уже риторами «века Августа» и в зачатках своихнаблюдающегося у Овидия, – Сенека (L. Annaeus Seneca, 4 до н.э. – 65 н.э.),моралист, приспособлявший ригористическую этику стоиков к потребностям римскихаристократов, которые надеялись обрести в стоическом фатализме силу пассивногосопротивления императорскому режиму. Проповедь ухода в частную жизнь звучитнаряду с обличениями «тиранов» и в трагедиях Сенеки, предназначенных, каквообще трагедия этого времени, не для сцены, где господствовал мим, а длярецитации. В этих риторических трагедиях, написанных на традиционныемифологические сюжеты, главную роль играет патетическая декламация; действиесведено к наиболее напряженным моментам с явным пристрастием к ужасному ипатологическому. Поэты времени Нерона систематически обновляют литературныежанры, в которых работали ставшие уже «классическими» и вошедшие в школьноеобучение писатели «века Августа». Буколическая поэзия (Кальпурний (Т.Calpurnius Siculus)) возвещает наступление нового «золотого века»; Цезий Басс*(Caesius Bassus) продолжает линию горацианской лирики. Попытка серьезногообновления традиционных форм сделана в исторической поэме Лукана (М. AnnaeusLucanus, 39–67, см.) «Гражданская война» (Bellum civile), где с большимораторским пафосом в стиле новой риторики излагаетсяоппозиционно-аристократическая концепция падения республики: симпатии автора – настороне Помпея и в особенности Катона, Цезарь изображен в виде кровожадногозлодея. Эпос Лукана приближается к риторической историографии: повествованиенеоднократно прерывается страстными отступлениями, традиционный мифологическийаппарат совершенно устранен, зато охотно вводится «научный» – географический иестественно-исторический – материал. Стоическая проповедь примата внутреннейжизни над внешними благами лежит в основе сатир Персия (А. Persius Flaccus, 34–62),трактующих в кабинетно-учительном тоне популярно-философские и литературныетемы; лощеной патетике риторов Персий противопоставляет резкую прерывистость«низменного» стиля, богатого неожиданными и сильными образами. За пределами аристократическойоппозиции новый стиль не находил широкого отклика. В вышедшем из придворныхкругов комико-реалистическом романе Петрония (Petronius, ум. в 66, см.), пародирующем в форме менипповой сатиры любовные романы, много места занимает литературнаяполемика, и автор неизменно остается на классицистической позиции;иронически-небрежный тон и беспощадная откровенность романа, рисующего вкрасках, близких к миму, провинциальных вольноотпущенников, мелкий люд иподонки общества, отражают презрение разложившейся верхушки к подымающимсядельцам; выдвигаемый Петронием литературный лозунг «откровенности» и голойжизненности является лишь маской, скрывающей идейную пустоту. Не затронутыновым стилем и басни Федра (Phaedrus, см.), единственный сохранившийсялитературный памятник творчества низших классов начала эпохи империи:завуалированная социальная сатира, басня Федра отражает настроениебезысходности, охватившее широкие массы; от политических раздоров в средегосподствующего класса Федр не ждет улучшения жизни низших слоев населения.
С 70-х гг. I в.н.э. (династия Флавиев) в империи наступили более спокойные времена.Старопатрицианская аристократия была сломлена; консолидация италийских, а затеми провинциальных землевладельцев, ставших служилым сословием, придала болеемонолитный характер и сенатской коллегии и реорганизованной по более строгомуклассовому принципу армии; императоры сами являлись выходцами из италийской илипровинциальной знати. Нервная атмосфера периода дворцовых интриг уступила местотяге к «добрым правам» и скромной семейственности. В литературе этот поворотознаменовался классицистической реакцией. Риторика выдвигает лозунг возвращенияк манере Цицерона (Квинтилиан (М. Fabius Quintilianus), ок. 35–95), которое напрактике сводится однако лишь к отказу от эксцессов «нового» стиля иповерхностным заимствованиям. Снова расцветает эпос с мифологической тематикойили по крайней мере с обильным мифологическим аппаратом. Валерий Флакк (С.Yalerius Flaccus) переделывает поэму Аполлония Родосского об аргонавтах («Argonautica»),широко используя эпическую технику «Энеиды»; Силий Италик (Silius Italicus, 25–101)с помощью заимствованной у Вергилия мифологической бутафории перелагает в стихиповествование Ливия о второй пунической войне. Даже наиболее видный эпическийпоэт этого времени, лауреат императора Домициана, Папиний Стаций (Р. PapiniusStatius, ок. 40–96), автор ученой «Фиваиды» и незаконченной «Ахилленды»,признает себя лишь эпигоном Вергилия. Предназначенная для публичной рецитациипо частям, «Фиваида» содержит ряд эпизодов, богатых эффектной риторикой, нопоэту лучше всего удаются описания и чувствительные сцены. Видное местозанимает описательный элемент и в сборнике стихотворных «Эскизов» (Silvae)Стация, быстро набросанных стихотворений на случай: описания вилл, статуй,празднеств и т.п. чередуются с поздравительными стихами по серьезным иничтожным поводам и выражениями соболезнования. Этот новый жанр риторическойлирики отражает упадок общественных интересов, стремление замкнуться в сферечастной жизни. Несмотря на риторический схематизм общего построения, Стацийумеет схватывать индивидуальные черты и в соответствии с характером темыварьировать лирические тона – от торжественного пафоса до мягкой интимности.Чувствительное переживание спокойной живописной природы, развивающееся вантичном обществе эпохи упадка, находит в Стации лирического выразителя: так,он является первым в мировой литературе певцом Неаполитанского залива.Тенденция к литературному воплощению мелких жизненных событий и бытовых деталейпорождает расцвет малых жанров. Эпиграмма в эпоху господства риторическогостиля получила ту отточенную остроту, которая связывается с этим термином в егопозднейшем понимании. Марциал (С. Valerius Martialis, около 42–102, см.),мастер насмешливой эпиграммы, пользуется ею для зарисовок самых разнообразныхсторон римской жизни, противополагая свою «пахнущую человеком» поэзию ученыммифологическим жанрам. Поэт – «клиент», зависящий от богатых покровителей,Марциал часто является кривым зеркалом, но униженное положение дает емувозможность развернуть гораздо более реалистическую картину общества, чем этоспособен сделать поэт господствующего класса – Стаций.
Орудиемлитературной фиксации единичных фактов и мимолетных настроений становится ихудожественное письмо. Письма Плиния Младшего (Plinius Secundus, ок. 62–114),оставаясь реальными письмами, обращенными к реальным адресатам, обычноконцентрируются вокруг какой-либо небольшой темы, сжато, но исчерпывающе разработанной,и в отношении литературной преемственности ближе связаны с поэтическойэпистолографией римских александринистов и поэтов «века Августа», чем списьмами Цицерона, которого Плиний в теории признает своим образцом. В письмахПлиния уделено много внимания литературной жизни: многочисленные знатныедиллетанты (к которым в известной мере принадлежал и сам Плиний), не имеявозможности играть серьезную политическую роль и тяготясь государственными иобщественными обязанностями, предпочитают спокойную жизнь в своих виллах и ждутславы от поэтических упражнений в стиле старинных писателей. В то время каксамодовольный аристократ Плиний восхищен «счастливыми временами» и составляетторжественный «панегирик» императору Траяну, сатиры Ювенала (D. Junius Juvenalis,47–130, см.), представителя средних слоев, вытесняемых со своих экономических исоциальных позиций, рисуют мрачную картину жизни римского общества, роскошь иразврат богачей, унижения клиентов, нищету пролетариев, бедственное положениеинтеллигентных профессий, обезлюдение Италии. При меткости и реалистическойсиле отдельных зарисовок афектированная моралистическая декламация Ювенала неподымается до уровня социального протеста, на который не была способнапредставляемая им прослойка; острие «негодования» сатирика не обращено противсоциальной системы: он возражает против недостаточности подачек со сторонызнати. Острое ощущение общественного упадка, старопатрицианская ненависть кдеспотизму вместе с сознанием безвыходности положения и предчувствием грядущейкатастрофы нагнетают атмосферу обреченности в исторических трудах Тацита(Cornelius Tacitus, ок. 54–117), самого оригинального писателя эпохи.Исторический кругозор Тацита ограничен, – он интересуется гл. обр.императорским двором, городом Римом и армией, – но в этой классовойограниченности, в страхе перед движениями масс – ключ к исторической концепцииримского аристократа, испуганного падением моральной силы его класса. Внапряженном драматизме его повествования, сближающем Тацита с Салюстием и эллинистическойисториографией, кульминируют все достижения Р. л. I в. н.э. – искусствопсихологического портрета, живописного изображения деталей, точеная сжатостьстиля. Тацит интересуется и историко-литературными проблемами: упадоккрасноречия в эпоху империи он объясняет отсутствием политической свободы («Диалогоб ораторах» – «Dialogus de oratoribus»). Тацит подымается однако значительновыше среднего уровня политической мысли господствующего класса: дляисториографии этого периода более характерными являются риторическое изложениеотдельных эффектных эпизодов римской истории (Флор (Р. Annius Florus)) илирегистрирующие или классифицирующие сырой материал жизнеописания императоров(Светоний (С. Suetonius Tranquillus), ок. 75–150).
Во II в.в связи с ростом хозяйственной самостоятельности провинций Италия теряетэкономический примат. Господствующее положение провинциальнойземлевладельческой знати, поставляющей императоров и высшую бюрократию, с однойстороны, религиозные движения в массах, идущие с Востока, – с другой, создаюткосмополитическое культурное единство империи, в котором ведущую рольприобретает греческий язык. В то время как в греческой литературе этого временинаблюдается некоторое оживление («вторая софистика», см. «Греческаялитература»), Р. л. оскудевает: римские писатели II в. пользуются либообоими языками либо исключительно греческим (Фаворин (Favorinus), Марк Аврелий(М. Aurelius)). Идеология господствующих классов приобретает застойныйхарактер: разрешения социальных проблем ищут в филантропии, обосновывая ееучениями киников и стоиков. Для литературы характерна тяга к простому,безыскусственному содержанию (природа, сельская жизнь) и чувствительности,соединенная однако с вычурной искусственностью формы («фигурные» стихи,усложненная метрика и т.п.). В культурной верхушке рабовладельческого обществаэпохи упадка распространяется любование эпохой роста, антикварный истилистический интерес к римской старине, к республиканской доцицероновскойлитературе и старинному языку. Параллельно аттицизму на греческой почве в Римеразвивается архаистическое направление. Заметное уже в I в., но неигравшее значительной роли в литературе, оно достигает расцвета к середине II в.(ритор Фронтон (M. Cornelius Fronto), ок. 100–175; грамматик и антиквар Авл Геллий(Aulus Gellius), ок. 200). Опираясь на старинных писателей, архаисты писалиязыком, свободным от строгих классических норм, но все же чрезвычайно далекимот обыденного языка, который развивался уже в направлении к романским («вульгарнаялатынь»). Благодаря интересу архаистов к древним писателям до нас дошлизначительные фрагменты Р. л. эпохи республики, в то время как от многочисленныхвторостепенных писателей времени Августа и первого века империи не осталосьпочти никаких следов.
Болееоживленный характер имело литературное движение в выступающих на культурнуюарену романизованных провинциях, где основным языком культуры оставалсялатинский. Так, в Африке цветистая и вычурная «вторая софистика» нашла яркогопредставителя в лице Апулея (Apuleius), философа-мистика и странствующегоритора, который подвизался в разнообразных жанрах «софистической» прозы:религиозно-мистический уклон имеет и его роман «Метаморфозы», нанизывающий нааллегорически интерпретируемый сказочный остов многочисленные реалистическиеэпизоды, с широким использованием фольклорного и фривольно-новеллистическогоматериала. В Африке же ранее, чем в других областях, появляется оригинальнаяхристианская литература на латинском языке: ее открывает Тертуллиан (Q.Septimius Florus Tertullianus, ок. 150–230), переносящий, как и его греческийсовременник Климент Александрийский, в христианскую литературу приемы«софистического» стиля, и Африка в течение долгого времени оставалась центромхристианской литературы на латинском языке.
Революция III в.положила по существу конец рабовладельческому строю. Создающаяся в конце векадеспотическая монархия основана уже на преобладании крепостнических формэксплоатации; центр империи переходит из Рима в Константинополь, и христианствостановится господствующей религией; однако наряду со многими другимипережитками рабовладельческого общества античные литературные формы ещепродолжают существовать вплоть до окончательного распада Римской империи иуничтожения ее «варварами». Школа, грамматическое и риторическое «обучение»поддерживают искусство владения «классическим» стилем и старой квантитативной(основанной на различении долгих и кратких слогов) метрикой, потерявшими ужевсякую опору в живом языке. Задачу возрождения Р. л. ставит себе во второйполовине IV в. группирующийся вокруг оратора Симмаха (Q. AureliusSymmachus, ок. 350–410) кружок римских аристократов, остающийся верным античнойрелигии и противопоставляющий традиции римской культуры как христианству, так и«варварству» (деятельности этого кружка мы обязаны между прочим сохранениемтщательно выверенных текстов многих древних авторов). «Панегирики» галльскихриторов и Симмаха, его же письма, фигурная версификация Оптатиана Порфирия(Publilius Optatianus Porfyrius), риторические стихотворения Авзония (DecimusMagnus Ausonius, около 310–395), история Аммиана Марцеллина (AmmianusMarcellinus, ок. 330 – ок. 400), являющаяся продолжением «Истории» Тацита,биографии императоров, продолжающие труд Светония, многочисленные конспективныеизложения римской истории – все это свидетельствует о стремлении писателей IV в.примкнуть к литературной традиции I–II вв. (Плиний, Стаций, Флор, поэты II в.и т.д.). Когда в конце IV в. выделение Западной римской империи вернулоИталии значение политического центра, вновь возникла придворная поэзия сполитической тематикой, прославлявшая успехи Рима в борьбе с «варварами»(Клавдиан (Claudius Claudianus, в V в.), Меробауд (Merobaudes) иАполлинарис Сидоний (Apollinaris Sidonius, ок. 430–480)). Восторженную хвалуРиму как центру мирового владычества содержит поэма Рутилия Наматиана (RutiliusNamatianus), описывающая возвращение автора из Рима в Галлию в 416. Еще в V–VI вв.африканские поэты при владычестве вандалов упражняются в трактовкемифологических тем, в риторических описаниях и эпиграммах (Драконтий(Dracontius), Луксорий (Luxorius) и др.), а в Италии Максимиан (Maximianus)сочиняет эротические элегии. Отрыв от восточной части империи и упадок знаниягреческого языка на западе с середины III в. порождают многочисленныепереводы гл. обр. научных сочинений, но также и литературных произведений – дидактическихпоэм (Авиен (Avienus)), басен Бабрия (Авиан (Avianus)), романов. Но вся этапоэзия питается исключительно литературной традицией прошлого, работает взначительной мере «центонами» (гл. обр. из Вергилия) и покоится наформально-риторическом искусстве стиля, которое продолжало оставаться классовымотличительным признаком господствующей верхушки. Вычурная форма, школьныйпедантизм, переплетающийся с символико-аллегорической фантастикой, – характерныепризнаки этой литературы. Риторический стиль господствует и в христианскойлитературе (Лактанций (Lactantius), Иероним (Hieronymus, ок. 331–420), Августин(Aurelius Augustinus, 354–430) и др.). Укрепившись в господствующей верхушке,христиане не меньше «язычников» культивируют традиции классической Р. л.: поэтыпересказывают библейские сюжеты помощью вергилиевской эпической техники (Ювенк(Juvencus), Марий Виктор (Marius Victor), Киприан (Cyprianus), Седулий(Sedulius), Авит (Avitus)) или следуют в своей лирике формам Горация и Авзония(Пруденций (Aurelius Prudentius Clemens, ок. 348–410), Паулин Ноланский(Paulinus Nolanus)); даже в литургических гимнах (Амвросий (Ambrosius, ок. 340–397)),воспроизводящих в известной степени приемы «народной» поэзии, сохраняетсяквантитативная метрика. Лишь завоевание Римской империи «варварами»окончательно уничтожило античное общество и создало условия перехода античнойформации в феодальную и вместе с тем оборвало традицию старых литературных форм,которые лишь частично трансформировались в жанры средневековой латинскойлитературы.
3. Литература поздней империи
II в. н.э.характеризуется ослаблением экономической и культурной роли Италии и расцветомкультуры на востоке империи. Наступает период так называемого «греческогоВозрождения» при Адриане и Антонинах. Широкое распространение получаютрелигиозные учения, идущие с Востока. Рим постепенно теряет свое значениеглавного культурного центра, В образованном обществе считают необходимым знаниегреческого языка и греческой литературы. В Греции же в это время пытаютсявозродить великое прошлое, распространяется аттикизм, и расцветает «втораясофистика». Центрами софистики являются города Малой Азии. Крупнейшимпредставителем софистического красноречия в этот период был Элий Аристид.Искусство устного слова становится чрезвычайно модным. Повсюду выступаютораторы со своими цветистыми, часто бессодержательными речами, уснащеннымириторическими фигурами. Так же, как и в Греции, в Риме в это время возрастаетинтерес к старине. Глава архаистов ритор Фронтон (100–173 гг. н.э.) – учительимператора Марка Аврелия, как и греческие софисты, составляет различные речи,часто на незначительные темы («Похвала дыму» и т.п.). В этих речах он подражаетязыку древних писателей – Энния, Плавта, Лукреция. Фронтон отвергает Сенеку ипредставителей «нового стиля», но увлечение древними придает языку самогоФронтона нарочито изысканный характер.
Почитаниедревних писателей свойственно и Авлу Геллию, который включает в своепроизведение «Аттические ночи» выписки из различных сочинений старых авторов.Завершая в Афинах свое образование, он коротает за этим трудом бессонные ночи.Благодаря Геллию сохранились драгоценные фрагменты из произведений римских писателей(Энния, Невия Аппия Клавдия и др.). Вместе с тем труд Геллия свидетельствует обоскудении творческих сил, наблюдающемся в этот период. Писатели не столькопишут оригинальные произведения, сколько собирают высказывания древних исоздают компиляции из старых трудов
При Адрианецелый кружок близких к императору поэтов занимается перепевами произведенийнеотериков. Подражая Катуллу и Кальву, они пишут изысканные безделушки налюбовные и пасторальные темы (Флор, Серен и др.). Среди этих любителей старины,камерных ораторов и музейных поэтов выделяется своими своеобразными,колоритными произведениями писатель Апулей (род. около 124 г. н.э.).
Апулейродился в городе Мадавра (провинция Африка) в семье крупного чиновника. Живой,любознательный, подвижный, он является типичным представителем своей эпохи,отразившим ее характерные особенности: увлечение софистикой и популярнойфилософией, интерес к магии и восточным верованиям, любовь к изысканномусловесному искусству Апулей много путешествовал, был в Афинах, Риме,Александрии. Умер он в Карфагене, где прославился как оратор и занималдолжность верховного жреца. Апулей владел греческим и латинским языками иодинаково хорошо писал на том и другом.
Творчествоего многообразно: он издает свои речи («Флориды», «Апология»), пишетпроизведения на философские и естественнонаучные темы («О Платоне», «О мире», «Обожестве Сократа»), не чуждается и поэзии (шуточные и любовные стихотворения).Однако своей славой он обязан прежде всего талантливому, увлекательному роману «Метаморфозы»(или «Золотой осел»). В этом произведении рассказывается о приключениях юногогрека Лукия. На его глазах хозяйка дома, в котором он остановился в Фессалии,превратилась в сову. Он захотел последовать примеру волшебницы, но служанка,согласившаяся ему помочь, по ошибке дала ему другое снадобье, и Лукийпревратился не в птицу, а в осла. В ту же ночь несчастный осел был похищенразбойниками, и началась полная страданий и приключений жизнь человека,заключенного в шкуру осла Лукий знает, что он может стать снова человеком, еслипожует цветы розы, но целый год проходит, пока богиня Исида не помогает емувновь обрести облик человека. Благодарный юноша становится на всю жизньпочитателем Исиды и Осириса. Роман состоит из 11 книг. Повествование ведется отимени Лукия.
Сюжет,обработанный Апулеем, встречался в греческой литературе и до него. У Лукианабыла повесть «Лукий, или Осел». Патриарх Константинополя Фотий (IX в.)упоминает еще об одном произведении, которое, вероятно, послужило общимисточником для сочинений Лукиана и Апулея, – это рассказ о Лукии-осле,принадлежавший какому-то Лукию из Патр. Фотий утверждает, что автор этогорассказа верил в разную чепуху, вроде «чудесных превращений», а Лукиан,напротив, смеялся над суевериями.
В основноеповествование романа Апулея вставлено около двенадцати разнообразных новелл.Одной из наиболее интересных является знаменитая легенда об Амуре и Психее. Еерассказывает старуха в разбойничьем притоне.
Этапленительная сказка свидетельствует о том, что устное иародное творчествоникогда не иссякало в древнем мире, и если бы античные писатели проявляли кнему больше внимания, то мы обладали бы сокровищами античного фольклора, такогоже красочного и полного духовного обаяния, как и фольклор других народов.Фольклорный сюжет у Апулея дан в литературном переложении и аллегорическомосмыслении. У царя и царицы были три дочери. Младшая отличалась замечательнойкрасотой, и за это ее ненавидела богиня Венера. Она была выдана замуж закакое-то невидимое существо и жила в чудесном дворце, не видя своеговозлюбленного. Как и в русской сказке об «Аленьком цветочке», супруг отпускаетее навестить сестер, а те подстрекают красавицу нарушить запрет и раскрыть,наконец, тайну. Следуя их коварным советам, она освещает ночью лицо спящегосупруга. Им оказывается бог любви, прекрасный Амур. Разгневанный и опечаленный,покидает он прекрасную Психею, и она должна долго скитаться по земле, чтобывновь отыскать его. Темы коварства, верности, бескорыстной любви и бесхитростнойкрасоты, постоянно встречающиеся в сказках многих народов, даны у Апулея валлегорической трактовке. «Психея» значит по-гречески «душа». Душа человека,подстрекаемая любопытством, нарушает запрет и вынуждена искупить свою винустраданиями и долгими скитаниями.
Аллегоричен,в сущности, и сюжет основного повествования. Главный герой Лукий такжестановится жертвой собственного любопытства. В наказание он превращается вупрямое и уродливое животное и проходит через горнило разнообразных испытаний Врезультате он приходит к «очищению» и признанию могущества восточной богиниИсиды. Однако аллегорическая концепция, противопоставление «души» порочномутелу и увлечение восточными таинствами не помешали Апулею дать в своем романесерию метких зарисовок провинциальной жизни Римской империи с ее частожестокими нравами. Писатель показал тяжелую жизнь «маленьких людей» и рабов,произвол военных властей и богачей-провинциалов. В шкуре осла Лукий попадает кмельнику, огороднику, солдату, повару, пирожнику и др. Осла даже дрессируют, ион выступает перед публикой. Апулей приводит интересные сведения опантомимических зрелищах, пользовавшихся большим успехом у зрителей тоговремени. Вместе с разбойниками осел Лукий странствует по разным местностям,слышит интересные разговоры, видит жизнь различных людей. Возвышенные темычередуются в романе с сатирическими и бытовыми зарисовками, фантастикасменяется картинами реальной жизни. Пестроте содержания соответствуеторигинальный, экзотический, цветистый стиль произведения. Азианская риторикасочетается с бытовыми прозаизмами и высокой поэтической речью. Апулейпользуется ритмической прозой, ассонансами, аллитерациями, рифмами. Увлечениесофистическим красноречием наложило свое образный отпечаток на стильпроизведения. Роман начинается так: «Вот я сплету тебе на милетский манерразные басни, слух благосклонный твой порадую лепетом милым, если толькособлаговолишь ты взглянуть на египетский папирус, исписанный острием нильскоготростника».«Золотой осел» был очень популярен в новое время Боккаччоиспользовал в «Декамероне» новеллы Апулея. Сказка об Амуре и Психеепривлекла внимание Лафонтена и Виланда. «Душенька» Богдановича создана под влиянием этойпоэтической сказки. Не раз служила она сюжетом для скульпторов и живописцев./>
Заключение
Приимператоре Диоклетиане (284–305 гг. н.э.) начинается процесс разделенияРимской империи на Восточную и Западную. «Великий Рим» постепенно превращаетсяв провинциальный город, гордый лишь своим величественным прошлым. Константинпереносит центр империи в Византию, который стал называться Константинополем (330 г.). Широко распространяется христианство. Однако традиции старой литературы еще продолжают жить,и время от времени появляются авторы, которые пытаются их продолжать.Хранителями старой литературы являются и школы, в которых читают и изучаютпамятники римской литературы. В кружке оратора и поэта Симмаха (около 350–410 гг.н.э.) культивируются старые жанры римской поэзии, комментируются и изучаютсястаринные авторы. Поэт Децим Магн Авсоний (около 310–395 гг. н.э.) – уроженецгалльского города Бурдигалы, занимает высокие должности и пользуетсяпокровительством императора Валентиниана I и его сына Грациана. Вмногочисленных произведениях Авсоний прославляет своих покровителей.
Средиисториков этого времени выделяется Аммиан Марцеллин (около 330–400 гг. н.э.),написавший «Деяния», начатые им с той даты, на которой оборвал свою историюТацит (с принципата Нервы). Его труд состоял из 31 книги, от которых до насдошли с 14 по 31. Возвеличивая Древний Рим, Аммиан прославляет императораЮлиана, пытавшегося возродить языческую религию. Используя многочисленныеисточники, Аммиан рисует запоминающиеся образы римских императоров, описываетпридворную жизнь, рассказывает о многочисленных войнах.
В честьзападного императора Гонория составляет свои стихотворения поэт КлавдийКлавдиан (ум. в 404 г. н.э.). В период борьбы между западным и восточнымправителями империи он воспевает величие старого Рима и смеется над нравамивосточного константинопольского двора. Талантливый поэт, мастер стихотворнойречи, Клавдиан создает изящную, полную блеска поэму «Похищение Прозерпины», вкоторой языческая мифология получает блестящую разработку.
Некоторыежанры повествовательной литературы – переводы греческих произведений позднеговремени («Деяния Александра», «Диктис», «История Аполлония, царя Тирского») – вызваливпоследствии большой интерес и явились образцом для подражаний в средневековойлитературе.
В 445 г. Римбыл разграблен варварами, в 475 г. последний римский император Ромул Августулбыл лишен власти, и Западная римская империя перестала существовать. Онапогибла в результате глубоких социальных противоречий, ослабивших ее иоблегчивших завоевание Рима «варварскими племенами».
Однаковеликолепные памятники древней римской литературы, стихотворные тексты поэтов,повествования римских историков, произведения ораторов, ученых и философовпродолжали сохраняться и переписываться в монастырях, донесших до насдрагоценные античные тексты.
Римскаялитература, как и древнегреческая, сыграла большую роль в развитии культуры иискусства нового времени. В эпоху Возрождения и в XVI–XVII вв. она гораздобольше привлекала внимание писателей, чем греческая. Европейский классицизмвдохновлялся римским эпосом и римской драмой. «Искусство поэзии» Горация былодля теоретиков классицизма источником эстетических норм.
С XVIII в.возрождается интерес к греческой литературе, и римская литература как быотходит на второй план. В XIX в. ее незаслуженно недооценивают. Интерес кней вновь вспыхивает в XX в., когда углубляются и совершенствуются методыфилологического и литературоведческого анализа. В трудах передовых зарубежных ученыхи в работах советских исследователей проблемы своеобразия этой литературы и еевзаимодействия с древнегреческой получают новое освещение. Творчески используяхудожественное наследие греков, римские писатели создали неповторимые в своейоригинальности произведения. В них отражался внутренний мир римлянина, живущегов иной, чем греки, период развития рабовладельческого общества. Сложныепротиворечия этого общества, различные на разных этапах его истории, по-своемупроявляются в памятниках искусства и литературы Древнего Рима.
Список литературы
1. Учебныйкурс по культурологии. Под научной редакцией Р.В. Драча.
2. Историягосударства и права зарубежных стран. Крашенинникова Н.А. и Жидков О.А.
3. Историямировой культуры. Чернокозов А.И.
4. Историяпедагогики. Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева.
5. Модестов В.И.,Очерк истории римской литературы, СПБ, 1888 («Дополнения», М., 1906)
6. Нагуевский Д.И.,Основы библиографии по истории римской литературы, Казань, 1889
7. Егоже, Библиография по истории римской литературы в России, Казань, 1889
8. Варнеке Б.В.,Очерки из истории древнеримского театра, СПБ, 1903
9. Егоже, Наблюдения над древнеримской комедией. К истории типов, Казань, 1905
10. Малеин А.И.,Библиографический указатель книг и статей по римской истории на русском яз. (вкниге: Б. Низе, Очерк римской истории и источниковедения, изд. 3, СПБ,1910)
11. Нагуевский Д.И.,История римской литературы, тт. I–II, Казань, 1911–1915
12. История древнего Рима. Подред. Бокщанина А.Г.М., Высшая школа, 1971
13. Древние цивилизации. Подобщей ред. Бонгард-Левина Г.М.М., Мысль, 1989
14. Дмитриева Н.А Краткаяистория искусств М., Искусство, 1985
15. Лурье С.А История Греции С.-Пб,Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993
16. Любимов Л. Искусстводревнего мира М., Просвещение, 1980
17. Моммзен Т. История Рима С.-Пб,Лениздат, 1993
18. Малеин А.И.,«Золотой век» римской литературы, П., 1923
19. Дератани Н.Ф.,История древнеримской литературы, М., 1928.
20. История западноевропейскойлитературы. Раннее средневековье и Возрождение. Под редакцией профессораЖирмунского. Издание 1947 года.
21. Вергилий. «Буколики» и «Георгики».Пер. С.В. Шервинского. Сельские поэмы. М.-Л., Academia, 1933; Энеида. Пер.В.Я. Брюсова. М.-Л., Academia, 1933.
22. Сенека. Трагедии. Пер. С. Соловьева.М.-Л., Academia, 1933.
23. Для подготовки даннойработы были использованы материалы с сайта feb-web.ru