Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Детская поэзия Е.А. Благининой

Содержание
Введение. Биография ЕленыАлександровны Благининой
Поэтическое творчество Е.А.Благининой
1. Поэзия для детей или взрослых?
2. Тема семьи в творчестве
3. Тема труда в поэзии Е.А.Благининой
4. Тема Родины
5. Язык лирики, особенности стиха
Вместо заключения
Литература
Приложение. Сценарий праздника–встречи створчеством детской писательницы Е.А. Благининой

Введение.Биография Елены Александровны Благининой
Курскиекрая — среди всего прочего — издавна славятся соловьями, магнитной аномалией,речью. Соловьи здесь поют упоительно, над железными кладами стрелку компаса таинственнолихорадит, речь курян (все еще случается!) — родниковой чистоты. Так лиричноохарактеризовал малую Родину Елены Александровны Благининой Владимир Приходько,председатель Комиссии по литературному наследию поэтессы. И рассказал далее:имя Елены Александровны Благининой знают, вероятно, все от мала до велика. Детив этом смысле памятливей и благодарней. Стихи и поэмы Елены Благининой, еебесконечные песенки, скороговорки, считалки, тараторки, игры давно полюбилисьмалышам, стали неотъемлемой частью их ученья и досуга. Педагоги и воспитателипользуются ими в своей работе.
ОтецБлагининой работал багажным кассиром на станции Курск-1, зимовали в Ямскойслободе под Курском, на лето приезжали к деду, сельскому дьякону, в Яковлево. Колбасаи конфеты бывали только на Пасху и на Рождество. Ели щи да кашу, повоскресениям — пироги с ливером. И вдоволь овощей и фруктов. Желание сочинятьвозникло у Благининой очень рано: в восьмилетнем возрасте. В 1913 году окончилажелезнодорожную школу. На дедовы медяки поступила в Мариинскую казеннуюгимназию в Курске, но кончить ее не удалось: гром войны вскоре слился с громамиреволюции, гимназию сперва слили с реальным училищем, а после, не сумевналадить занятия в новой школе, вручили всему выпуску справки и отпустили безэкзаменов. [1, с.43] В 1921 году дебютировала в сборнике «Начало»стихотворением, представлявшим собой наивный сколок с Игоря Северянина. Поступилав Курский педагогический институт. Увлечена была Блоком, Ахматовой, Гумилевым,Мандельштамом. В институте кипели поэтические страсти; возмужание шло быстро.Вскоре молодая Благинина уже была членом Курского союза поэтов, участвовала всборнике «Золотые зерна» (1921), в «Альманахе первом» (1922). «Рисунок простой,но уже уверенный»,-— писал о ее поэтической подборке Вс. Рождественский.     Вдальнейшем, узнав, что в Москве существует Литературно- художественный институтим. Валерия Брюсова (его называли просто — «Брюсовский институт»), решила внего поступить. Поступила в институт и одновременно работала в багажномотделении газеты «Известия». Училась у Г. Шенгели,поэта истиховеда. Окончила институт по творческому и редакционно- издательскому циклу.Не нашла работы по специальности, работала в багажном отделении газеты«Известия». Впервые опубликовала стихи для детей в 1933 году в журнале«Мурзилка». Подружилась с редактором журнала М.П. Венгровым.
В 30-егоды, уже заявив о себе как даровитый литератор, Елена Благинина становится редакторомжурнала «Мурзилка», затем — журнала «Затейник». Ее связь с литературой длядетей закрепляется прочно и надежно. В иноязычных литературах ее всего болееинтересуют поэты, писавшие для детей. Так она становится мастером перевода. Еепереложения стихов Тараса Шевченко, Леси Украинки, Марии Конопницкой, Льва Квитко,Наталии Забилы широко известны. Они вошли во многие хрестоматии и антологии.
          С1936 года стали выходить ее книги для детей: «Садко», «Осень»,«Сорока-белобока», «Вот какая мама», «Стихи», «Посидим в тишине», «Огонек»,«Гори-гори ясно!», «Башмачки», «Осень спросим», «Трудные стихи», «Не мешайтемне трудиться», «Аленушка», «Травушка-муравушка», «Журавушка»,«Улетают-улетели» и другие. [6, с74]
Вдетстве в семье Благинина видела образ идеального мира, не разрушенногожестокими бурями века. Эти жестокие бури не миновали и ее семью. Она была подругойи женой талантливого поэта Георгия Николаевича Оболдуева (1898— 1954), в годысталинского террора пережившего тюрьму и ссылку, а затем тяжело контуженного нафронте. При жизни Г. Оболдуева было опубликовано только одно его стихотворение.Единственная книга стихов — «Устойчивое неравновесье» — вышла в 1979 году вМюнхене, подготовленная усилиями западногерманского слависта Вольфганга Казака;только сейчас обширное издание готовится и на родине. В цикле «Стихи, которыхнет. (Памяти Георгия Оболдуева)» Благинина писала:
С техпор, как ты умолк, / Не проросла твоя Песня — / Она под спудом еще — Взаперти.
В том,что Песня умолкшего поэта прорастет, Благинина не сомневалась. [5, с.72]

Поэтическоетворчество Е.А. Благининой
Говоряоб особенностях поэтики Елены Александровны Благининой, сложно выделитьотдельные темы или предметы. Можно, скажем, наметить цикл об отношениях старшихи младших, родителей и детей. Здесь возникает особый мир, психологическидостоверный и тонко изображенный. Скомпоновать можно благининские стихи ипо-другому — по часам суток: от рассвета до заката, от заката до рассвета.Сложить нетрудно по ремеслам и профессиям. Могут быть разные аспекты, раскладки,компоновки. [2, с.18]
Трудноразделить поэзию Благининой на детскую и взрослую, тема труда всегда связана стемой Родины, семьи.
          Впредставленной работе сделана попытка разграничить по темам
1.Поэзия для детей или взрослых?
Обычносчитается, что тема детства в творчестве писателя — мостик, по которому легчевсего перейти от взрослого читателя к детскому. Есть и у Благининой память особственных первоначальных годах жизни, о матери и отце, о сопереживании игрусти на похоронах подбитого ребятишками воробья, о собаке Волчке. Воспоминаниянастолько живые, что кажутся не прошлым, а настоящим. Но думается, что гораздовернее говорит о предназначенности быть детским поэтом характер личности,обуславливающий мировидение и поэтику Благининой.
В поэзииБлагининой взрослые и детские стихи переходят друг в друга легко и естественно,граница порою неуловима, и не случайно, например, стихотворение «Колея»,помещенное в сборнике «Окна в сад», присутствует и в книгах для детей «Гори-гориясно», «Журавушка»:
Надрожью, дождиком примятой, / Стоит денек, почти сквозной… / Орловский ветерпахнет мятой./ Полынью, медом, тишиной. / Иду стеной высокой хлеба. / Иду, иду,да постою, / Любуясь, как упало небо / В наполненную колею. / На синем дне летаютптицы, / Плывут печально облака. / Стою… Мне страшно оступиться. / Мне оченьстрашно оступиться,— / Так эта пропасть глубока!
         
Детскойли, взрослой ли поэзии принадлежит это стихотворение? Скорее всего, перед намипросто хорошие стихи, говорящие о бездонности, о тайне мира, мерцающей в одномиз бесчисленных летних дней; стихи, способные разбудить поэтическое ощущениеглубины обыденного. Восхищение, любование его красотой — и в непосредственномпризнании поэта, но и разлито по всему стихотворению: оно в том, как переданытерпкая горечь полынного духа, сладкий запах меда и особый запах тишины; оно взвонкой прозрачности слова «сквозной», в мелодии гласных, как звуки музыкиперетекающих друг в друга и приносящих чувство протяженности, беспредельностинеба, поля, земли, на которой мы живем. И чувство это, при том, что поэтическийвзгляд Благининой всегда сосредоточен на малом, возникает также из широтыпоэтического жеста, которым небо смело опрокидывается в наполненную водойколею, а в другом случае — то, что принадлежит земле, выливается в небо:
«Осеннийдень так осторожно вылит / В небес отсутствующий водоем». [2, с.19]
Очищенноевластью поэзии от потускневшего верхнего слоя, примелькавшееся сверкает намдрагоценностью, заключенной «в прохладный день, как в грань сапфира», а описанавсего лишь простая рощица (так и названо стихотворение), «лесок, опушка, опятьлесок. / И деревушка, как игрушка,— наискосок». И в «Колее», и здесь —российский пейзаж, застенчивый, с детства знакомый.
«Простаярощица», ее смысл, образность, ход мысли и чувства так и рвутся к ребенку. Нет,не все еще, что должно бы стать поэтическим достоянием детей, пришло к ним. Иесли не приоткрыть, а распахнуть дверь в поэзию Елены Благининой, то надоотдать маленькому читателю «Снегиренка» и «Там сияют зарницы» и «Землянику»...
«Снегиренок»отзовется в нем тем простодушным удивлением перед зрелищем «красногрудого чуда»на голубом сугробе, которым светится стихотворение. Ему будет близка зримостьпроходящих перед ним картин:
День до ниточкивымок. / А к ночи — студено. / Утром первый зазимок / Робко глянул в окно. /Дым качнулся спросонок / Над соседской трубой...
          Онпроникнется чистотой и наивностью стихотворного рисунка, в образности которогоприсутствуют предметы, сопровождающие его ежедневно:
Наперилах перинки, / На ветвях бахрома...
Заразитсятихим восхищением перед чудом природы и жизни в целом, не ослабевающим на всемпротяжении благининского творчества,— «Это правда красиво — на снегу снегири».
Кстати,игра внутри строки однокорневыми словами («на снегу снегири») и словами,частично совпадающими зрительно и на слух («На перилах перинки»), тоже затронетребенка. [2, с.21]
          Открывая,объясняя свой внутренний мир, Благинина сделала упор на виденье обыкновенныхчудес. И эпитет «житейская» во всей своей незамысловатости, будничности оченьуместен в контексте ее стиха. Нельзя сказать, что Благинина была равнодушна квыдумке, к праздничной небывалости. Они занимают свое, значительное место в еетворчестве. Но высшим светом сияет для нее хлеб, вода, день, ночь, радостьходить по земле, сеять, жать, слушать пение птиц, видеть родной дворик — иощущать, что все это жизнь — наивысшее чудо… Граненое стекло в благининской«Диковинке» воспринимается как образ искусства. Благодаря ему все привычное —скамью, ветлу, антенну — девочка видит под новым углом зрения, в непривычномракурсе… Сквозь волшебное стекло искусства мы глядим на знакомый мир словновпервые: глазами ребенка. И любим еще больше — наше чувство свежее. Граненымстеклом искусства владеют не все, оно диковинка, редкость. Таков, по-видимому,-смысл названия стихотворения Благининой. И она не трактует правду слишком узко,не требует от нее мелких соответствий, не считает, говоря словами Пастернака,которого любила и с которым дружила, зерен в мере хлеба. Это важные черты еетворчества.
Вотстихотворение, которое так и названо — «Чудо». Начинается максимально простымсообщением: «У нас в саду случилось чудо». Да, вот так: у нас, в саду, случилось…Простота собственных слов пугает рассказчика — он боится, что ему не поверят.«Нет, правда чудо, я не вру!» Чудо, о котором идет речь, как всякое чудо,необъяснимо: «Вдруг ни оттуда, ни отсюда оно явилось поутру». Если бы заменитьпросторечное «не вру» книжным «не лгу» или изъять это народное «ни оттуда, ниотсюда», стихи потеряли бы долю непосредственности и очарования; да и говоритсяв них, как мы сейчас увидим, о житейском чуде, потому просторечия как нельзя болееуместны:
Вчера крыжовниквесь светился,— / Он был корявый и смешной. / А нынче сразу распустился, /Стоит под зеленью сплошной.
Самыйстрогий читатель согласится: ежевесеннее обновление природы — чудо, причем, ей-Богу,самое чудесное в мире; все иные выглядят в сравнении с ним сущими пустяками. Эточудо жизни.
Какиесоки в нем бродили, / Чтоб чуду этому помочь?
Иливетра его будили / Весь день вчерашний и всю ночь?
Иль такна солнышке пригрелся, / Так буйно жизнь в нем расцвела, / Что он, как званыйгость, оделся / На праздник света и тепла?
В голосерассказчика уже нет робости, забыто просторечное «не вру», а интонация стихадругая—песенная, плавная. Благининское чудо — результат буйного расцвета жизни,ее выплеск, итоговое торжество. Чудо настигает врасплох, оно поражает внезапностью,оно совершенно. [3, с.23]
ПоэзияБлагининой полна удивления перед миром, в котором мы живем, перед нашим чудныммиром. Она славит прелесть ранней поры расцвета. Она вспоминает юность, каквесенний сад с цветущим кустом жасмина, а себя, как сандрильону, золушку,ждущую чуда и сопричастную ему:
Этотливень, золотой, зеленый, / Так и хлещет — кругом голова! / И стоишь ты некойсандрильоной / В страстном ожиданье волшебства. / Молода, по-своему прекрасна,/ Таинству расцвета сопричастна.
          Образмира, явленный в слове Благининой, разрубать на две части невозможно, да и ненужно. Исследователь стиха и поэт Лев Озеров безошибочно нащупал связи,неразрывные в поэзии Благининой, и нашел им точное название: «Перекличка,единенье, ауканье… аукаются, как положено, рифмы, но аукаются и времена, игорода, и веси, и возрасты человека, и страны». И «взрослые» стихи аукаются с«детскими».
Вечныйобраз поэзии — эхо — стоит в центре поэзии Благининой, среди многообразия тем,мотивов, настроений:
Яспросила эхо: / — Замолчишь ты? / — А сама притихла и стою. / А оно в ответмне: / — Ишь ты, ишь ты! / — Значит, понимает речь мою. / Я сказала: / — Ты поешьнескладно! / — А сама притихла и стою. / А оно в ответ мне: / — Ладно, ладно! —/ Значит, понимает речь мою.
          Взаимноепонимание маленькой девочки со всем вокруг, приносящее ей радостный ответ, эхо,избавляющее от одиночества («Иногда гуляю я одна, а не скучно, потому чтоэхо...»). Не скрыта ли вместе с тем здесь и мечта любого поэта, рождающего «навсякий звук свой отклик», чтобы мир тоже услышал его голос и ответил ему(вспомним пушкинское «Эхо»)?
Воткакой источник может забить из чистосердечного детского стихотворения. Иребенок, пусть пока неосознанно, почувствует его биение сквозь хорошо обжитое,узнаваемое:
Я бегу усамого откоса / И смешную песенку пою./ Эхо звонко и разноголосо / Повторяетпесенку мою...
          «Звонкои разноголосо» вторят друг другу излюбленные мотивы Благининой, и эхо всякийраз пересоздается поэтом. Так и тема связи времен, поворачивающаяся то той, тоиной стороной, может быть увидена как бы через двойное зеркало, через литературув литературе (мы читаем стихотворение о том, как его героиня читает «Войну имир»), и лирическое переживание возникает от прикосновения с далекой, ноблизкой Наташей Ростовой. [2, с.21]
Конечно,Благинина обращается здесь к опытному читателю с достаточно обширным кругомлитературных ассоциаций. Но в рамке вопросов-ответов, отрицания- утвержденияживет стихотворение на эту же тему — о памяти, соединяющей времена,— для детей.Потому раскрывается оно не в размышлениях, еще трудных для ребенка, но черезпредмет, который можно увидеть глазами, потрогать руками (как, например,старую, дырявую отцовскую шинель), и в форме диалога, где вопрос сразу жевызывает ответ. Чувство вычерчено линией четкой и прямой:

Почемуты шинель бережешь? / — Я у папы спросила./ — Почему не порвешь, не сожжешь? /— Я у папы спросила. / Потому мне она дорога. / Что вот в этой шинели / Мы ходили,дружок, на врага / И его одолели!
Единениес прошлым родины — и в литературной памяти, такой, как в стихотворении «НаташаРостова», а также «Нет в почестях необходимости», в котором связь сотечественной классикой, с ее благородными нравственными заветами входит впоэтическое кредо Благининой и подкреплено намеком- напоминанием о пушкинскойпоэзии: Нет в почестях необходимости.
/ И вкраткой славе — никакой! / Все эти малости и мнимости / Зачеркиваются строкой /О буре, мглою небо кроющей, / И о свече… Бедным- бедна, / Погаснуть быдолжна! / Но все еще горит она… Горит она...
          Именнов крепости и многокрасочности поэтических нитей, скрепляющих прошлое снастоящим, коренится жизнеутверждающее начало поэзии Благининой, убежденность,что жизнь оборвать нельзя, в целом она непрерывна, хотя печалью неотвратимогоконца земного пути последние благининские стихи пропитаны, как горьким соком. Ивсе равно — «Была и буду», потому что все сотворенное человеческим вдохновениемне пропадает бесследно. Остается песня, останется и снегурка, вылепленнаямальчиком:
Явылепил снегурку, / Поставил на виду / Снегурушку-девчурку / Под яблоней в саду
          Мысль,как всегда, «танцует» от конкретного: от тщательно прописанных подробностей, отпарчовой душегрейки снегурочки, от переливающихся крупных янтарей на ее шейке,а потом уже идет к романтически-возвышенному, одухотворенному мироощущениюмаленького творца, понимающего, что его создание — снегурочка «светлей зари» —быстротечно, как всякая красота:
Она мойсад оставит, / Лишь солнце припечет: / Расплещется, растает, / С ручьямиутечет. /
          Чтони строфа, то перебегающие свет, тени, переливы настроений — радость,предчувствие разлуки и снова радость, вера маленького художника, что творениеего не умрет, а останется в природе и всегда будет отзываться ему:
То эхомиз колодца, / То голосом ручья. / То лебедью плывущей / В заоблачном пруду, /То яблоней цветущей / В моем родном саду.
          Ещеи потому между благининскими стихами для взрослых и для детей нет безусловноговодораздела, что и те, и другие просты той самой простотой, что ко многимхудожникам приходит лишь после долгих исканий, а Благининой дана вместе с появлениемее поэзии. [2, с.22]
2. Темасемьи в творчестве
Дом,семья, чувства, которые испытывают дети по отношению к родным и близким,—важная сфера лирических интересов Благининой.
          Большойпопулярностью у читателей-дошкольников пользуется много раз переиздававшеесястихотворение «Вот какая мама!», в котором мама не просто одевает — наряжаетребенка к весеннему празднику, и это придает ее действиям особую приподнятость.У своих близких учатся дети делать необходимую, важную работу; учатся, играя.Девочка шьет «малышу-голышу новую одёжку», яркую, удобную. Старательнопришивает «по кармашку с каждой стороны». Точно так мама пришивает карманы к еекостюму. В другом стихотворении девочка застилает постель, накидывает кисею наподушки. Мама для нее — образец аккуратности: «Я, как мама, не люблю в доме беспорядка...»Игрушки не остаются в стороне: их девочка зовет полюбоваться на свое умение!
Старшаясестренка только что научилась самостоятельно обуваться. Довольная, она хочетвыучить и младшего братца:
Вот они— сапожки. / Этот — с левой ножки, / Этот — с правой ножки. / Если дождичекпойдет, / Наденем калошки. / Эта — с правой ножки, / Эта — с левой ножки. / Воткак хорошо!
Это,конечно, тоже игра. В маленьком спектакле старшая сестра играет рольвнимательной матери. И, как мама, восхищается, что все надето правильно. Хотятакая деталь, как калошки, сегодня вышла из обихода, стихи не устарели.
Гармоническиеотношения в семье складываются не только из заботы взрослых о детях, но и издетской заботливости. Вот стихотворение о дедушке. Он уже очень стар, «ходитьбедняге тяжело», дрожат колени.
Онничего почти не видит, / Не слышит ничего — глухой… / Его и курица обидит. /Наш дедушка совсем плохой! [5, с.73]
Благининане побоялась употребить эпитет «плохой» не в значении «лишенный положительныхкачеств» или «безнравственный», а в давнем значении: «слабый, немощный». Внукинежно любят «совсем плохого» дедушку:
… Онвыйдет — мы ему поможем / Поставить стульчик раскладной./ И хорошенечко усадим,/ Укроем ноги, а потом / Седую бороду разгладим / Или в косички заплетем
Детскиестихи о старике перекликаются со взрослыми, из книги «Складень»:
Спятстарики и не боятся стужи, / Укрытые последней тишиной. / Старуха дремлет, думаяо муже, / А он лежит к своей судьбе — спиной. /… Через детей и внуков он —вернувший / Великое младенчество свое… / Он тут, он рядом, не навек уснувший,/ Не навсегда покинувший ее. / Теперь она с бессонницей не сладит: / Кому изних и скоро ль уходить? .../ И край его рубашки гладит… / Так — еле-еле, чтобне разбудить. («Старики»)
Одно излучших «семейных» стихотворений Благининой — «Посидим в тишине»:
Мамаспит, она устала… / Ну, и я играть не стала! / Я волчка не завожу, / А уселасьи сижу. /… Луч метнулся по стене, / А потом скользнул по мне. / — Ничего,—шепнул он будто,— / Посидим и в тишине!
Разговорс лучом, крадущимся «по маминой подушке»,— трогательное свидетельство того, какв детях наливаются зерна добра и юное сердце отвечает на любовь любовью. [5, с.74]
3. Тематруда в поэзии Е.А. Благининой
ЯркоЕлена Благинина изображает труд и людей труда. Показывая одновременно, какдушевные качества человека раскрываются в труде. Профессий в стихах ЕленыБлагининой много. И они — разные. И все — нужные людям. И как привлекательновыглядит у Елены Благининой «Веселый человек» (так называется стихотворение)!Появившись в доме, он «все перевернул вверх дном»:

Ондвигал кресла и столы. / Он залезал во все углы, / Он краску на пол проливал /И песни распевал.
          Этотперечень реален. И он вызвал восторг у наблюдавшего за ним ребенком.
Покурив,отдохнув, полотер берется за работу:
Сукно ищетку притащил / Веселый человек. / Он щетку воском навощил, / Веселыйчеловек./ И ну плясать, и ну свистеть — / И начал так паркет блестеть,/Что окна вместе с синим днем/ Вдруг отразились в нем. / Потом паркет сукном натер / Веселый человек. / Ох,удивительно хитер / Был этот человек! / Он двигал мебель как хотел, / Он стульяв воздухе вертел, / Но даже тетя на него / Не злилась, ничего!
          Квосторгу и зависти прибавляется досада. В чем дело? Тетя дает полотеруположенные деньги.
А мне заэту кутерьму, / Какую поднял ты в дому, / Такой бы вышел нагоняй, / Что толькоай-ай-ай!
И то,что труд сближен с искусством, проявляется в поэтически воспетой эстетическойего стороне — в сравнении полотера с танцором, в ритме, совпадающем сдвижениями танца, в пластичности описаний, в любимой Благининой минуте отражениякрасоты земного в малой его капле — в колее, наполненной дождем, или в зеркаленатертого паркета, отразившего «окна вместе с синим днем».
Это непротокольный рассказ «процесса труда», как у нас говорят, а живой, психологическиверный портрет человека; вырванный из жизни эпизод поэтом одухотворен. Женщинапринесла корыто и начала стирать белье:
Пахнетпена под руками / И пузырится слегка, / Будто дали нашей маме / Не белье, аоблака. / На плите бушует бак, / Крышкой хлопает толстяк.
Этоможно перенести на картину. За пределами картины остается концовка — достояниепоэзии. Белье постирано, развешано на веревке.
Ветермашет рукавами, / Треплет кофты и штаны, / Будто вдруг сбежались к маме / Всетанцоры-плясуны. [6, с.76]
Любоезанятие человека под пером Елены Благининой превращается в поэтическиувлеченное действо, свежее просохшее белье надо прогладить. Будничное занятие.Вот оно — в изображении Елены Благининой:
Утюгидет по простыне. / Как лодка по волне, / И оставляет ровный след / На беломполотне. / Горячий, ровный-ровный след,— / Ни складки, ни морщинки нет.
Одновременновидишь утюг и лодку, простыню и речную гладь, морщины на простыне и волны наводе. Сверх того, видишь человека, который гладит белье. И словно вступаешь сним в беседу. Это — сверхзадача поэтического образа. В стихах Елены Благининойто и дело встречаешься с этой тонко и умно решенной сверхзадачей. Она решаетсякак в стихах для детей, получивших весьма широкое признание, так и в стихах длявзрослых, еще, к сожалению, недостаточно оцененных. А вместе с темпроникновенная пейзажно-философская лирика Елены Благининой, скупопредставленная в немногих книгах, относится к числу примечательных и, полагаю,непреходящих явлений русской поэзии.
          Труд,особенно извечный женский, становится для Благининой метафорой жизни итворчества («… простым крестом по снегу вышивала, месила тесто теплых пашенвешних»). Все мотивы она сливает в единственную тему, в единый образ — родины.[5, с.74]
4. ТемаРодины
Нелегкоразъять в анализе цельность благининской поэзии, потому что стихи ее неотдельно о труде, отдельно о природе или о личной жизни. «Россия, страсть моя!»— и все у нее о России: когда рисует весны и осени, рассветы и закаты, когдаразмышляет о собственных стихах. Прислушиваясь к названию древнего городаСуздаля, играя звучанием родной речи, она угадывает в нем давнюю судьбу родины,характер народа: В слове Суздаль — узда и даль, / Удаль, лад, и ад, и слеза...
          Иотчизна воссоздается ею в образах труженика («пахарь, воин, зодчий, рыбак»)…Видишь его то, как сурового, величественного старика с косой («Он вошел вавтобус босой. / И стоял к двери прислонясь...»); то, как бесстрашного машиниста,что «под ветра острый свист ведет тяжелый паровоз». Нет для Благининой труданизкого или высокого — есть поэзия труда, одухотворенного человеком. Потому изстихотворения о прозаическом домашнем занятии, о глажке белья, постепенно начинаютвыплывать иные картины: Горячий, ровный- ровный след,— / Ни складки, ни морщинкинет...
          Певучийрефрен вызывает в воображении плавное струение вод, и чистое белье приноситсвежий запах зимы, потому что пахнет «морозцем, ветерком, недавно выпавшимснежком». И веер искр из-под кружащегося колеса точильщика вырывается в самоенебо… Все эти запахи, этот полет, раздолье неба и земли, столь близких междусобой и отраженных друг в друге, передают нам ощущение простора, того глубокого,легкого дыхания, каким дышат благининские стихи.
И оно непокидает даже в «Букварике», составленном, казалось бы, с одной целью: научитьребенка различать буквы… Теперь, когда для детей будут писаться новыеучебники, «Букварик» Благининой мог бы служить образцом, в котором практическая,познавательная цель нашла поэтическое выражение.
Надоизучить букву «о» — и звук гуляет по строке, то попадает под ударение, тоуходит от него. Музыкальные оттенки меняются, и в конце концов все складываетсяв пейзаж, который всегда набрасывает Благинина: даль за окном, высота неба, облака,отраженные в реке:
Открытыокна широко. / За окнами — Ока. / А над Окою высоко, / Высоко облака. / ОниОкой отражены, / В Оке повторены. [5, с.75]
          Иногда,как здесь, в стихах слышна лишь музыка, но чаще всего радуют глаз цвета синевыи золота. Золото — это «зерна потоки золотые», и солнце уподоблено хлебу:
Солнышкото спрячется за тучей, / То раскинет желтые лучи. / И сидит поджаристый,пахучий / С золотистой коркой хлеб в печи...
В«Землянике» читатель услышит гимн жизни и родине, которую уничтожить невозможно— вопреки разрушительному грохоту, в прахе и дыме войны поспевала земляника икуковала кукушка, поддерживая уверенность в победе. Причем архитектоникастихотворения подчеркнуто проста: две строфы — вопрос, одна строфа — ответ…Вопросы-ответы создают интонацию беседы с глазу на глаз, узор этих вопросов-ответовсимметричен:
Апоспевала ль земляника...? / А куковали ли кукушки? / Да, здесь кукушка куковала./ И земляника поспевала.
          Пейзажвпаян в гражданскую тему и гражданская тема — в пейзаж. Одухотворенная природа— жалобно клонящая головки и все-таки поспевающая земляника, и все-такикукующая кукушка — вырастает в символ непокоренности. И вывод прям, публицистичен:
Не потомули русский войн / В пылу бомбежек и атак, / Был духом тверд, душой спокоен / Изнал, что сокрушится враг.
Сад уБлагининой — образ родины. Название томика «Окна в сад» подкреплено эпиграфомиз Марины Цветаевой: «Пошли мне сад на старость лет...» Образ сада возникает встихотворениях «Угадайте, где мы были?», «Зима», «Зайчики», «На моем окошке»,«Мороз», «Милый сад», «О яблоке», «О дроздах» — всех не перечислить! [2, с.19]
5. Языклирики, особенности стиха
Устная иписьменная речь Елены Александровны представляется литературоведам образцовой.Разливы этой речи во всех ее тонах, во всех полутонах звука и цвета доставляютистинное удовольствие. После речевой мешанины, языковых коктейлей, послестилевой безвкусицы, которые мы встречаем сплошь и рядом у современных авторов,сочинения Елены Благининой доносят до нас переливы живого народного говора,сохраняют чистоту и прозрачность его. В этом смысле Елену Александровну можноназвать хранительницей огня, хозяйкой речевых кладов. И здесь она может быть идолжна быть наставницей. Вслед за Пришвиным и Житковым, Соколовым-Микитовым иПаустовским, Исаковским и Фраерманом. Свобода и изящество слога,изобретательность и естественность словесного волеизъявления без словеснойэквилибристики, богатство интонаций и гармония переходов от одной к другой —вот что можно сказать о языке произведений Елены Благининой. Здесь дляисследователей непочатый край работы.
Четырехстопныйямб, чередующийся с трехстопным, столь частый четырехстопный хорей, амфибрахийбаллад и описаний, редкие дактиль и анапест — все служит поэту. У ЕленыБлагининой нет стереотипов. Все живо, все движется, все служит образу,характеру, мысли. И все так просто, все сделано из основных стихий мира: огня,воды, воздуха.
Вот явзял гармошку в руки, / Тронул бережно лады — / Полились на пальцы звуки / Ручейками без воды.
Сколькораз изображали гармонь! А такая гармонь только у Елены Благининой.
Истопиламама баньку, / Паньку на руки взяла. / Через все сугробы Паньку / Мама в банькупонесла.
Хочешьне хочешь, а запомнишь. Вроде бы частушка, но нет — нечто другое, сугубоблагининское. Ее лад и склад речи. И в первом и во втором четверостишиях один итот же размер. А звучат они по-разному. Дело в интонации. На одной и той жеритмической стежке дается разный интонационный узор. Это ли не мастерство! Времяидет, а оно не стареет. Напротив, с годами все видней и все ценней запечатленныйтруд поэта. [6, с.77]
Благининой— это особый разговор. Она всегда готова ввернуть словцо, которое найдешь не вовсяком словаре. Она писала, скажем:
«денекни на што не похож», «наших деток не булгачь», «чисто баба-яга», «ну-ка,парень, сыграни», «я на крик», «девчонки заверчёные», «утешные слова», «дюжеплох», «маменька несет хлебца мякенька», «в растопыр — брове-усы» и т. д.
Она небоялась просторечий, не страшилась соединять слова из разных пластов: этопроявление внутренней свободы, органичного ощущения родного языка.
Языклирики Благининой богат, гибок. Он способен выразить самые тонкие оттенкичувств. Он радует слух своим многообразием. Он не закостенел, потому что напитансоками народной речи. По словам А. Адалис, ее речь, «живая и чистая, открываетчитателю помыслы и чувства поэта, столь часто остающиеся скрытыми,бездыханными, не проявленными у многих стихотворцев,— иногда и талантливых, ичувствующих, и мыслящих, но не способных породниться с читателем из-запросчетов в языке — в словаре, в синтаксисе, в течение речи...» [2, с.22]
Благининане изощряется в изобретении невиданных слов, рифм, размеров. Спокойноиспользует традиционные рифмы и традиционные размеры, но возвращает импервозданность. И чередование четырехстопного ямба с трехстопным, и глаголыдействия и движения, выстраивающиеся в сплошной рифмовке, к словесные повторыверно служат образу маленького героя, жадно, деятельно познающего мир и сознательноутверждающего это активное, веселое познание:
Я домане люблю сидеть, / Нет, не люблю сидеть. / Мне нравится на мир глядеть, / Насолнечный глядеть.
          Литературнаяпамять находит себя и в легкой архаичности благининского слога. Она впостоянном привлечении фольклора, так озорно и мастерски осмысленного встихотворении «Сороки» с переменчивостью его ритма с вкраплениями подлинногораешника, с заражающим весельем ярмарки. И частушечная интонация, ритмикахорошо приживаются в стихотворении для детей — о детях, мастерящих лодочки:
Ручейки звенят-поют./ То и знай встречаются. / Наши лодочки плывут, / На волнах качаются. [5, с.73]

Вместо заключения
          Несмотряна уготованные судьбой горести, Благинина — на протяжении многих лет жизни — неутратила оптимизма и своей заповедной духовности, основы которой были заложены,конечно же, еще в детстве, на Орловщине. Это выразилось и в ее поэзии.
Все,знавшие Елену Александровну Благинину, хранят в памяти ее неповторимый образ,ее редкое обаяние, ее строгость, честность, достоинство художника, нестремящегося к славе, ни разу не высказавшего обиды на молчание критики или наневнимание, скажем, радио или телевидения. Впрочем, цену себе Благинина знала.Она была признанным учителем поэтической молодежи. Примером житейской стойкостии преданности искусству. Смирения и милосердия. Гордости и независимости. Вгорькие годы поддерживала семьи безвинно репрессированных Евгения Таратута, в1950 году арестованная и как «шпионка» приговоренная к пятнадцати годамлагерей, вспоминает: «Многие тогда отвернулись от моей семьи… Лена Благининапостоянно помогала моим». «В самые тяжкие дни Лена не теряла мужества и не уставалатворить добро». [1, с.44]
Впередииздание ее избранных стихотворений, публикация писем и документов из обширногоархива. Земляки Благининой, орловцы, открыли на ее родине мемориал. Они нестали дожидаться тогда еще далекого две тысячи третьего года, когда со дня еерождения исполнится сто лет.
Малыши,что впервые слушают нынче ее сказки, считалки, тараторки, втапоры (любимоеблагининское слово!) будут читать ее лирику, радуясь и грустя вместе с«россиянкой, солдаткой, вдовой», обладавшей «чудесным, народным, бабьим», поопределению К. Чуковского, голосом.
Благининскоенезаносчивое слово, традиционные размеры, рифмы находятся в безошибочномсозвучии с избранной темой и смыслом стиха. Наверное, поэтому свеча ее поэзии,горящая уже много лет, не гаснет и не сгорает. [4, с.15]

Литература
1. Елена Благинина // Дет.лит. –1988. — № 5. – С.43 – 44.
2. Митина, С. Благининские посиделки// Дет.лит. – 1994. — № 4. – С.18 – 22.
3. Огнецвет, Э. Родниковая радость //Дет.лит. – 1994. — № 4. – С.22 – 24.
4. Озеров, Лев Хранительница огня //Дет.лит. – 1983. — № 5. – С.11 – 15.
5. Павлова, Н. Лирика детства /Н.Павлова. – М.: Дет.лит., 1987. – 148 с.
6. Приходько, В. «Была и буду» //Дет.лит. – 1990. — № 10. – С.74 – 78.
7. Тарасова, Л.Н. Встреча списательницей Е.А. Благининой // Нач.шк.- 2000. — № 2. – С.107 – 111.

Приложение
Сценарийпраздника–встречи с творчеством детской писательницы Е.А. Благининой
Наступилдолгожданный день нашей встречи с писателем Еленой Александровной Благининой.
В уголкечтения — выставка книг Е.А. Благининой, с которыми дети познакомились заранее:«Гори-гори ясно!», «Если встанешь на заре...», «Аленушка», «Клятва бойца», «Не мешайтемне трудиться», «Почему ты шинель бережешь?», «Огонек», «Научусь- ка», «Журавушка».
На доске- портрет писательницы.
Покагости собирались, в классе звучала музыка.
Наконец,все в сборе, и мы начали наше представление.
На сцене появляется Фея. В руке онадержит волшебную палочку.
Фея
Дорогиеребята! Милые родители! Сегодня мы отправимся с вами в путь по волшебнойстране, в которой живут стихи, сказки, загадки и песенки, считалки и игры,написанные писателем Еленой Александровной Благининой.
Феявзмахивает волшебной палочкой и декламирует:
Зиманегаданно- нежданно / Пришла на черные поля,/
Ещевчера была туманна / Дождем одетая земля./
Деревья жалобноскрипели, / Ручьи холодные текли… /
И вдруг мотели налетели / И столько снега намели!/
И они медленноложатся / На сад, на кровли, на скамью,/
Снежинкивьются и кружатся / И рвутся в комнату мою./
Они летят,легки и ломки / И ослепительнее звезд, /
Какбудто в синие потемки / Дрожащий перекинут мост.
Гаснетверхний свет, но работает подсветка. Звучит музыкальная пьеса Г. Свиридова «Вальс»из иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель». На сцену выбегают девочки вкостюмах снежинок. Они исполняют танец «Снежинки» и быстро убегают.
Вновьтихо звучит музыка. Это пьеса «Декабрь» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского. Под звуки музыки дети читают.
Морозыжестокие / В этом году! / Тревожно за яблоньки / В нашем саду./
Тревожноза Жучку: / В ее конуре — / Такой же морозище, / Как на дворе./
Нобольше всего / Беспокойно за птиц, / За наших воробышков, / Галок, синиц./
У насприготовлено / Все для зимы: / Рогожей укутаем / Яблоньки мы./
Побольшесенца / В конуру принесем, / Беднягу дворнягу / От стужи спасем./
Ноптицы! / Как холодно / В воздухе им! / Поможемли мы / Беззащитным таким?/
Поможем!/ Их надо кормить, / И тогда / Им будет легко / Пережить холода. («Мороз».)
Исполняетсятанец «Птицы». Его исполняют мальчики, одетые в костюмы птиц (музыка иззаставки к передаче «В мире животных»).
Ребятаисполняют песенку о зиме (Е. Крылатов «Кабы не было зимы» из мультфильма «Зимав Простоквашино»).
Мальчик
Явылепил снегурку, / Поставил на виду / Снегурушку-девчурку / Под яблоней всаду. /
Стоитмоя царевна / Под круглым деревцом — / Царевна-королевна, / Пригожая лицом. /
Впарчовой душегрейке / Стоит светлей зари, / И крупные на шейке / Играютянтари… («Снегурка».)
Девочка. Варежки у Вари / Пропали набульваре. / Воротилась Варя / Вечером с бульвара / И нашла в кармане / ВарежкиВарвара… / Вот ведь как!
Далеепроводится игра «Метелица». (Эта игра Е. Благининой печаталась в 1963 г. всборнике «Красный день календаря».) Здесь, прежде всего, необходимо выбратьМетелицу, Морозца и Тучку. Выбираем их с помощью благининских считалок:
1.       Паровоз,паровоз, / Что в подарок нам привез? / — Я привез цветные книжки / — Пустьчитают ребятишки! / Я привез карандаши — / Пусть рисуют малыши!
2.       Чтобыдом построить новый, / Запасают тес дубовый, / Кирпичи, железо, краску, /Гвозди, паклю и замазку. / А потом, потом, потом / Начинают строить дом!
3.       Петушок,петушок, / Покажи свой кожушок. / Кожушок горит огнем, / Сколько перышек на нем?Раз-два-три-четыре-пять, / Невозможно сосчитать!
Послетого как выбраны Метелица, Морозец и Тучка, остальных ребят делим на Снежинок(девочки) и Кустики (мальчики). Все, кроме Метелицы, становятся в круг, а Метелицавходит в него и останавливается. К ней подходит Морозец.
Морозец.
Метелица,красавица, ты что невесела?
Метелица.
Погодамне не нравится — Морозна и светла.
Морозец.
А тывзмахни-ка ручками, / А ты слетай за тучками, / Одну хоть приведи. / Без снегавсе соскучились, / Поля-то как измучились — / Им холодно, поди.
Метелица.
Ну чтож, всплесну ладошками, / Притопну-топну ножками, / С ветрами в пляс пойду!
Морозец.
А вот итучка стелется. /
Тучка (выходяиз круга).
Иду ктебе, Метелица, / Иду, иду, иду! / Мои снежинки просятся / Давно на землюброситься — /
Попробуйудержи! / Мне с ними и не справиться. / Метелица, красавица, / Возьми их,покружи!
Морозец,Тучка, Снежинки берутся за руки и быстро-быстро кружатся вокруг Метелицы,которая в это время пляшет «Русскую». Кустики выравниваются в цепочку и стоятпока на месте,
Все поют(хорам).
Какпошла, пошла / Метелица мести, / Заметает псе дороги, все пути, / Сыплет снегомна озябшие поля, / Согревается колхозная земля. / Ты пляши, пляши, Метелица,пляши! / Урожаи нынче будут хороши!
Послепляски Снежинки вытягиваются в цепочку и идут навстречу Кустикам, приговаривая:
—      Посмотрите,кустики, кустики! В самом деле, кустики, кустики (пятятся назад).
Снежинкиопять идут вперед.
Тут ихраньше не было, не было! Право слово, не было, не было! (Снова пятятся).
Снежинкиостанавливаются. Теперь Кустики идут на них, так же точно играя:
—      Мыгустые кустики, кустики! / Право слово, кустики, кустики! Нас тут раньше небыло, не было! / Прямо слово, не было, не было.
Снованачинают двигаться Снежинки:
—      Вызачем посажены, кустики, / Для чего взлелеяны, милые?
ТутМорозец, Метелица, Тучка и Кустики берутся за руки и кольцом окружают Снежинок,говоря:
—      Чтобснежинок удержать, / Чтобы им не убежать, / А пушистым одеялом / До весны-красны лежать!
Ктопервый выскользнет за цепь, тот и Метелица. («Метелица».)
Раздаетсястук в дверь. На сцене появляются Незнайка и кот Матроскин.
Незнайка
Привет,а вот и мы! Вы нас не ждали? А мы узнали о вашем празднике и решили тожепринять в нем участие.
Матроскин
Мыпришли к вам с сюрпризами. Послушайте нас внимательно.
Незнайка
Есть ещеигра для вас / Я начну стихи сейчас.
Матроскин
Я начну,а вы кончайте, / Хором дружно отвечайте!
Незнайка.
На двореснежок идет, / Скоро праздник… (Новый год).
Матроскин. Мягко светятся иголки, / Хвойныйдух идет… (от елки).
Незнайка.
Ветвислабо шелестят, / Бусы яркие… (блестят).
Матроскин.
Акачаются игрушки — / Флаги, звездочки… (хлопушки).
Незнайка.
Нитипестрой мишуры, / Колокольчики… (шары).
Матроскин.
Рыбокхрупкие фигурки, / Птицы, лыжницы… (снегурки).
Незнайка
Белоус икраснонос / Под ветвями Дед… (Мороз).
Матроскин
Иверхушку украшая. / Там сияет, как всегда, / Очень яркая, большая, / Пятикрылая…(звезда).
Незнайка.
Ну иелка, просто диво, / Как нарядна, как… (красива).
Незнайка.
Ой,какие все молодцы! Как хорошо добавляете нужное слово!
Матроскин.
Атеперь, Незнайка, давай проверим, как ребята умеют отгадывать загадки.
Незнайка.
Давай!Итак, первая загадка:
Что зазвездочки сквозные / На пальто и на платке, / Все сквозные- вырезные, / Авозьмешь — вода в руке? (Снежинки.)
Матроскин.
Нашсеребряный кинжал / Недолго дома полежал. / Мы поднять его хотели, / А он кпорогу побежал! (Сосулька.)
 Незнайка.
Есть,ребята, у меня / Два серебряных коня. / Езжу сразу на обоих! / Что за кони уменя? (Коньки.)
Матроскин.
Какойэто мастер / На стекла нанес / И листья, и травы, / И заросли роз? (Мороз.)
Незнайка.
Красавицакакая / Стоит, светло сверкая, / Как пышно убрана… / Скажите, кто она? (Елка.)
Матроскини Незнайка прощаются с ребятами и зрителями.
Итак,наша встреча подошла к концу. Она помогла нам поближе познакомиться створчеством Е.А. Благининой. Ребята узнали, что Е.А. Благинина является авторомне только стихов, но и загадок, сказок, считалок, тараторок, игр и песенок,переводов. Среди огромной массы литературы ребята смогли самостоятельно найтикниги Е.А. Благининой, внимательно рассмотрели и прочитали их.
Послепроведения встречи с писателем ребята увидели свои ошибки и сами (без моей помощии подсказки) их исправили. Вы догадались, о каких ошибках идет речь? Конечноже, кот Матроскин и Незнайка не персонажи книг Е.А. Благининой. Ребята еще развспомнили произведения писательницы, нашли там несколько героев, которымследует подражать, и заменили главных героев Матроскина и Незнайку на Белочку иАленушку. Ребята сами пришли к выводу, что, если проводим встречу сопределенным писателем, то в спектакле должны быть герои только егопроизведений. [7]


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Buddhism Essay Research Paper BuddhismFacts1 Buddhism is
Реферат Туробъекты Западного Казахстана
Реферат Аповоротись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за по­повские подрясники? Иэдак все ходят в академии
Реферат Особенности мотивационной готовности к обучению в школе детей 6 и 7-летнего возраста
Реферат Промышленный переворот, капиталистическая индустриализация и ее особенности в Германии
Реферат Ганглиоблокаторы Курареподобные средства
Реферат Ответственность за вред причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры, суда
Реферат Marketing All The Time Essay Research Paper
Реферат Проблема трансформации данныхотечественного учета в формате МСФО
Реферат Трагедия личности, семьи, народа в поэме Ахматовой Реквием 2
Реферат Кредитная система. Место и роль в ней центрального банка и коммерческих банков
Реферат 3. Организация работы в кабинете информатики, классах с пэвм или вдт, основные виды деятельности учителя и учащихся
Реферат Диагностика банкротства предприятия и разработка антикризисной программы на примере ООО Оптим
Реферат Методы повышения эффективности работы с посредниками
Реферат Международно-правовая регламентация положения населения