Как известно, после 1613 года абсолютно всецари пытались заставить русскую аристократию «работать на государство», — служить. Но чаще это заканчивалось неудачейи постепенно росли противоречия между жившей в свое удовольствие родовитойаристократией и «выскочками», которые получили звание и титул выслугой. И лишьпосле Петра Iможно говорить о появлении особого служилого сословия – дворян.
Со временем обедневшие аристократы шли к государюв услужение, и вскоре уже все дворяне обязаны были служить во благо отечества.Вообще, служба вообще ранее рассматривалась прежде всего как военная служба. Иименно за военную службу ранее давались именья, титулы, звания… Гражданскаяслужба – работа в канцелярии до реформ Петра целиком была на дьяках и подьячих.Церковь была огромной частью государственного аппарата. С увеличением числаобразованных граждан не духовного чина и было связано становление чиновничествакак такового вообще.
Я считаю своей задачей освещение прежде всегосветского столичного чиновничества, так как по моему мнению оно представляетсяклассическим образцом, эталоном служилого класса на государевой службе. Но, естественно,без сравнения столичного и провинциального чиновничества мой рассказ будет неполон.
Есть достаточно многоработ, посвященных проблемам самодержавия и различных аспектов жизни дворянства,в которых имеются некоторые сведения о российском чиновничестве в XIXвеке.
Чиновничествов этих работах предстает как отдельная каста, которая самым непосредственнымобразом влияла на решение вопросов внутренней и внешней политики.
В основномэти работы относятся к 1960-1970-м годам, так что сведения, содержащиеся в них,возможно, могли быть отражены не совсем верно. Негативные моменты могли бытьпреувеличены, а положительные преуменьшены.
В своей книге«Российское самодержавие в конце XIX века» П.А. Зайончковскийобращался к вопросу о сословном происхождении и имущественном положении высшейбюрократии, то есть лиц, занимавших руководящие должности в государственномуправлении. А в работе «Кризис самодержавия на рубеже 1870-1880 годов» указывает,что одной из первых мер были предложения по очищению государственного аппаратаот различных «либеральствующих» элементов, позволяющих себе критикуправительства. Это говорило о непопулярности правительственной политики и оботношении к лицам, осуществляющим эту политику.
В своюочередь Ю.Б. Соловьев в книге «Самодержавиеи дворянство в конце XIX века» показывал малуюприспособленность аппарата самодержавия не только по своему устройству, но и попринципу действия для быстрого и оперативного решения проблем, которыми емуприходилось заниматься и которые его не занимали. Во всем сказывалсямелкочиновничий подход, повсюду давали себя знать гипертрофированныйбюрократизм, безразличие к делу.
В статье А.П.Корелина «Российское дворянство и его сословная организация (1901-1904 гг.)» показанычерез призму дворянского корпоративного устройства основные тенденции эволюциивысшего российского сословия и форм его классовой организации в период отпадения крепостного права до начала первой русской революции.
Таким образомв своей работе я постарался использовать труды, посвященные как чиновничествувообще, так и отдельным аспектам их жизни и деятельности.
Изучениесостояния государственного аппарата России, особенно категории лиц, обслуживавшихнужды государства, начиная от высшей бюрократии и заканчивая рядовыми полицейскимиили низшими служителями различных ведомств, имеет бесспорно большое научноезначение.
Высшее исреднее звено государственного аппарата представляется чиновничеством, то естьлицами, состоящими на государственной службе и имеющими классный чин.
В понятие«чиновничество» включается собственно чиновничество, то есть лица, имеющиеклассный чин и состоящие на службе в государственных учреждениях, а такжеканцелярские служители, занимающие аналогичное положение в правительственномаппарате и впоследствии получавшие классный чин, также служители церкви, таккак церковь являлась долго неотъемлемой частью государственного аппарата.
К этому понятиюв широком понимании слова можно отнести и некоторые категории лиц, не состоявшихна государственной службе. К ним относятся лица, служившие по выборам в органахкрестьянского общественного управления, выполнявшего прямые полицейскиефункции, а также члены земств и городских органов общественного управления,коль скоро и они, хотя бы частично, выполняли те или иные государственныезадания.
Многолетниетруды русских историков подтверждают, что немалое влияние на вопросы внутреннейполитики оказывали чиновники.
Издание в1722 году закона, вводившего Табель о рангах, положило начало образованию вРоссии чиновничества как особой группы, наделенной рядом прав и преимуществ.Собственно, введение Табели о рангах явилось своеобразным развитием закона 1682года об уничтожении местничества. Отныне основной путь получения дворянскогозвания лежал через службу. Именно с этого момента фактически появляется нарядус поместным служилое дворянство, которое с каждым годом увеличивается.
Табельгражданских чинов устанавливал 14 классов, соответствовавших определенным должностям,однако со временем это соответствие все более и более нарушалось.
С введениемТабели занятие любой классной должности в системе государственных учрежденийстановилось невозможным, если данное лицо не являлось чиновником. Длядолжностей, стоявших на самых низших ступенях служебной лестницы, игравших«техническую» роль, — канцеляристов, подканцеляристов, копиистов и т.д. — создавался специальный институт канцелярских служителей. Институт канцелярскихслужителей являлся начальной ступенью чиновной службы, через которую должнабыла проходить основная масса будущих чиновников. При этом продолжительностьпребывания в ней определяло происхождение и образование.
Поступлениена службу в гражданское ведомство определялось тремя условиями: сословным происхождением,возрастом, уровнем знаний.1 Во второй статье указа говорилось, чторазличие вероисповедания или племени не препятствует определению на службу. Впоследующих изданиях 1842 и 1857 годов имеются указания, что евреи, окончившиероссийские университеты или академии и получившие степень доктора, могутвступать в учебную службу, но не иначе как с высочайшего разрешения.) По «правупроисхождения» вступать в гражданскую службу разрешалось: детям потомственных иличных дворян, детям священников и диаконов как православного, так и униатскоговероисповедания, а также детям протестантских пасторов и купцов первой гильдии.Помимо этих категорий разрешалось поступать на службу детям приказныхслужителей, не имевших чина, а также детям придворных служителей, почтальонов идругих низших почтовых служителей, мастеров и подмастерьев фабрик и заводов,«но с тем ограничением, что первые могут быть определены только на местаПридворного ведомства, дети почтовых служителей — по Почтовому ведомству, апоследние по ведомству Кабинета и Департамента уделов».2 Все остальныекатегории населения, как указывалось в пятом пункте «Устава о службе гражданской», не могутпоступать на службу. Однако в следующем пункте говорилось: «Запрещение, в пятойстатье поставленное, остается бездействия, и лица, в оном означенные, получают право вступать в гражданскуюслужбу: 1) когда кто из них по месту воспитания своего приобретет право наклассный чин или вообще окончит курс учения в таком заведении, из которого на основаниисего устава дозволено принимать в службу независимо от рода и знания; 2) когдакто приобретет порядком, для сего узаконенным, ученую или академическую степень».3
Такимобразом, сословные рамки несколько расширялись, т.к. по уставу 1804 года доступв университеты был открыт для лиц всех сословий, а следующий устав 1835 годахотя и ставил своей задачей сделать университеты доступными в основном длядетей дворян, но не устанавливал прямого запрещения для поступления в них лицдругих сословий, кроме детей крепостных.
Но надозаметить, что даже в наиболее реакционное время (конец 40-х — начало 50-хгодов) многие студенты не принадлежали к дворянскому сословию. И данные пофакультетам Московского университета — юридическому (наиболее аристократическомупо составу) и историко-филологическому (наиболее демократическому) подтверждаютэто.
Юридическийфакультет (в %)
Сословия
1847г.
1856г.
Потомственные дворяне
59,4
68,2
Дети чиновников, обер-офицеров, духовенства
16,2
14,8
Разночинцы
15,6
11,7
Иностранцы и лица, сословная принадлежность которых не установлена
9,5
5,2
Историко-филологическийф-т
Сословия
1847г.
1856г.
Потомственные дворяне
35,4
41,2
Дети чиновников, обер-офицеров, духовенства
27,5
41,2
Разночинцы
26,3
11,2
Иностранцы и лица, сословная принадлежность которых не установлена
10,8
6,4
Если учесть,что дети чиновников — это дети чиновников низших рангов, а обер-офицерские дети- дети солдат выслужившихся в офицеры, то процент разночинцев будет выше.
Вообще, особеннов начале века, гражданская служба у дворян не считалась почетной. Так, авторкниги, посвященной столетию государственной канцелярии, по этому поводу писал:«В понятиях того времени гражданская служба вообще не пользовалась особеннымсочувствием, клички «приказный», «чернильная душа», «крапивное семя» и т.п.,бывшие в общем употреблении со времен Сумарокова и Фонвизина, наглядносвидетельствовали о пренебрежительном отношении к людям, которым, однако,вверялись важные государственные дела. Для дворянина вступление в рядычиновников считалось неуместным, и взгляд этот поддерживался иногда указаниямивысших правительственных лиц.».
Не располагаяточными данными о сословном составе чиновничества, можно составить некотороепредставление по сведениям о привлекавшихся к уголовной ответственности задолжностные преступления чиновниках. Так, за 19 лет, с 1841 по 1859 год, былопривлечено палатами уголовного суда и «равными им местами» 78496 чиновников4, принадлежащим к самым низшим классам — от XIVдо VIII.По сословной принадлежности они подразделялись на следующие группы (в %):
потомственные дворяне............17,3
дети личных дворян...............18,0
дети духовенства… 3,4
дети купечества..................7,4
дети разночинцев.................53,9
Другаякатегория чиновников, привлекавшихся к ответственности по должностным преступлениям, судилась вуголовных департаментах Сената. Следовательно, как правило, чины VIII-Vклассов судились в Сенате. Лица же IV-II классов привлекались ксуду в редчайших случаях.5
Числочиновников, привлеченных Сенатом за те же 19 лет, составляло 13481 человек6. По принадлежностям к сословиям онираспределялись следующим образом (в %):
потомственные дворяне...............19,6
дети личных дворян.....……...........40,3
дети духовенства....................6,2
дети купцов.........................8,3
дети разночинцев....................25,3
Проанализировавэти данные можно увидеть, что процент личных дворян, т.е. потомственныхчиновников, значительно возрастает. С другой стороны, резко уменьшается числоразночинцев. Это свидетельствует о том, что чиновники из этой категории недостигали чинов VIII-Vклассов.
Вначале века уровень образования чиновниковбыл крайне низким, что прежде всего, являлось следствием отсутствия сети учебныхзаведений. Только в 1804 году была создана система высших, средних и низшихучебных заведений: университеты, губернские гимназии и уездные училища.Основным видом образования было домашнее, весьма и весьма разнообразное, вбольшинстве своем сводящееся к знанию грамматики и четырех правил арифметики.
Врезультате появился указ 6 августа 1809 года «О правилах производства в чины погражданской службе и об испытаниях в науках для производства в коллежскиеасессоры и статские советники».
Тутже проводилась программа испытаний, которым должны были подвергнуться чиновники.Она состояла из четырех разделов: «Науки словесные», «Правоведение», «Наукиисторические» и «Науки математические и физические». Требования эти, заисключением раздела «Правоведение», не превышали объема знаний уездных училищ,если не принимать во внимание требование переводить с одного из иностранныхязыков. Программа по правоведению требовала основательного познания «праваестественного, права римского и права частного гражданского с приложением сегок российскому законодательству». Объем знаний по математике и физике былминимален, он включал в себя знания «по крайней мере начальных основанийматематики, как-то арифметики с геометрией, и общие сведения в общих частяхфизики»7.
Экзаменыдолжны были проводиться особой комиссией, состоящей из ректора университета итрех профессоров. В летнее время, с мая по октябрь, как указывалось в законе,должны были организовываться при университетах курсы для подготовки чиновниковк указанным предметам.
Указ6 августа 1809 года вызвал буквально ужас у чиновничества и лютую ненависть кСперанскому. Законом об экзаменах на чин были недовольны и широкие круги дворянства.
В1834 году было издано «Положение о порядке производства в чины по гражданскойслужбе», подразделявшее всех чиновников по образованию на три разряда: а) лиц свысшим образованием, б) со средним, в) лиц, окончивших низшие учебные заведениялибо получивших образование на дому. Последним предоставлялась возможностьприобрести права Iи IIразрядов, сдав соответствующие экзамены. Для каждого из разрядов устанавливалисьразличные сроки производства в чины.
Такойпорядок существовал до 1856 года, когда вопрос о чинопроизводства был пересмотрен.В этом году большинство Департамента законов решительно высказались за ликвидациюпреимуществ при производстве в чин для лиц, получивших образование. Они указывали,что «Положение 1834 года, может быть полезное в свое время, оказывается нынеанахронизмом…».
Пообразованию чиновники низших классов (X-XIV) в процентном отношениисоставляли:
Iразряд (высшее образование).......3,2
IIразряд (среднее).................11,3
IIIразряд (низшее).................85,5
Говоряо чиновничестве нельзя не отметить, что в XIX веке условияматериальной жизни основной массы чиновничества, за исключением высшей егогруппы, были крайне тяжелыми.
Рассмотримнекоторые данные «Общего штата губернских и уездных присутственных мест», установленногов 1800 году для 35 губерний I разряда и 7 губерний IIразряда ( Петербургской, Литовской, Выборгской, Курляндской, Эстляндской, Лифляндской,и Иркутской ). В этих губерниях устанавливался повышенный оклад. Так,начальники губерний, относящихся к I разряду получали 1800рублей жалования и 1200 рублей столовых, а II разряда — 2250 рублей жалованияи 1800 рублей столовых. Оклады рядовых чиновников представляли собой следующее ( в рублях ):
По губернским учреждениям
Должность
по I раз.
По II раз.
Советник IV класса (т.е. коллежский советник)
600
750
Губернский прокурор
600
750
Асессор VIII класса (т.е. коллежский асессор)
300
450
Секретари в губернском правлении и в губернских палатах
250
450
Поуездным учреждениям
Должность
по I раз.
по II раз.
Исправник (IX класса титулярный советник)
250
375
Уездный судья (VIII класса коллежский асессор)
300
450
Уездный судья (IX класса)
250
375
Уездный доктор
300
400
Уездный землемер
300
400
Уездный лекарь
140
180
Лекарский помощник (подлекарь — фельдшер)
60
90
Эти данные,относящиеся, за исключением лекарского помощника, в основном к представителямсреднего чиновничества от IV класса (губернаторы) до IXкласса, показывают разницу их содержания.
Чтобыпоказать уровень жизни чиновников, недостаточно привести данные об окладахсодержания, важно знать и размер их бюджета.
Так,примерный бюджет столичных чиновников-аристократов представлял собой расходнуючасть — 1100-1300 рублей, а доходную — 1300-1500 рублей в месяц. Такие бюджетыне типичны, но представляют бесспорный интерес с точки зрения ознакомления сусловиями жизни обеспеченного чиновничества. Более типичным является бюджет,где расходная часть — 25-30 рублей, а доходная — 260 рублей в месяц. Это бюджетчиновника не бедствующего, но живущего очень скромно. Основной статьей расходовздесь является оплата за квартиру, представляющую собой каморку за перегородкой со всеми удобствами(отоплением и освещением).
Впореформенный период наблюдается повышение содержания чиновников высших ицентральных учреждений. Так, например, Сергей Юльевич Витте получал 22 тысячирублей8.
Многие из чиновников,в основном чины с VIIIи выше, владели какой-либо собственностью.
Не за всегода XIXвека есть точные данные о количестве чиновников, а те которые есть составленына основе данных С.М. Троицкого. Он подразделял эти данные на четыре разряда. Кпервому из них он относил чиновников I-V классов, ко второму- VI-VIII классов, к третьему — IX-XIVклассов и, наконец, к четвертому — канцелярских служителей различных классов(канцеляристов, подканцеляристов, копиистов и т.п.).
Вгосударственных и дворцовых учреждениях в середине 50-х годов XVIIIвека состояло: по первому разряду — 145, по второму — 562, по третьему — 1344 ипо четвертому — 3328 человек, или всего 5379 чиновников9.Примерно такое же количество чиновников,как и в середине 50-х годов XVIII века, оставалось и вначале XIXвека.
О численностичиновников в середине века, вернее с 1847 по 1857 год, существуют точныеданные, сохранившиеся в фонде Инспекторского департамента гражданского ведомства.В 1847 году число чиновников составляло 61548 человек. К Iклассу принадлежал 1 человек, ко II — 40, к III- 166, к IV- 484, к V- 1100, к VI- 1621, к VII- 2588, к VIII- 4671 и к IX-XIV- 50877 человек.
На протяжении11 лет существования Инспекторского департамента численность чиновников рослаиз года в год, достигнув к 1857 году 86066 человек.
Такой бурныйрост количества чиновников опережал рост населения в стране. Таким образомгосударственный аппарат в XIXвеке рос примерно в 3 раза быстрее, чем население.
Имеличиновники и свою форменную одежду. Но гражданская форменная одежда,установленная реформой 1834 года, «отличалась значительной вычурностью» и «представлялабольшие затруднения для ношения». Сразу же после своего воцарения Александр IIзаменяет мундиры французского образца полукафтанами, активнее стали носить вэто время также фраки и сюртуки. Девизом мундирной реформы 1855-1856 годовстало «упрощение и удобство». «Большая часть чиновников с такой благодарностьюприняла дарованные удобства, как будто давно их ожидала», — говорилось в отчетеКанцелярии за 1855 год.
Начальнымактом реформы стало утверждение Александром II 9 апреля 1855 годарисунка гражданского вицмундирного полукафтана – с полной юбкой и продольными внутренними карманами по сторонамзаднего разреза. При этом он собственноручно подрисовал обшлага: из круглых онистали разрезными, расклешенными10.
8марта 1856 года принимается очередное решение по развитию мундирной реформы.Согласно утвержденному Александром II «Описанию изменениям вформе одежды чинов гражданского ведомства…», парадные мундиры первых трехразрядов заменялись полукафтанами. Ранее установленные пять форм одежды сохранялись.
Хотяв результате реформы 1855-1856 годов гражданские мундиры стали болеепрактичными, сама их система не приобрела простоты.
Системамундиров еще более усложнялась тем, что для государственных служащих, неимевших чинов и не занимавших классных должностей устанавливались специальныеформы одежды.
Но все жеправильный выбор форменной одежды (кромеповседневной) во многих случаях оказывался настолько сложным, что требовал отчиновников обращения к тексту законов или совету более опытных сослуживцев.
Данные оположении, численности, составе и внешнем виде чиновничества в XIX веке дают возможностьсделать некоторые выводы.
Государственныйаппарат на протяжении XIXвека чрезвычайно вырос. Число чиновников с учетом роста населения увеличилосьпочти в 7 раз. Отсюда можно сделать вывод о том, что государственные расходы насодержание различных чиновников сильно выросли, но не только из-за увеличения численности, но и из-за увеличениявыплат чиновникам и постоянной смены форменной одежды.
Анализ сословного состава чиновничества указывает,что процент потомственных дворян среди чиновников был невелик — около 20. Этосвидетельствовало о пренебрежительном отношении поместного дворянства к государственнойслужбе вообще и к гражданской в особенности. По данным Министерства внутреннихдел, в конце 40-х годов около половины всего дворянства (48%) — 122436 человекиз 253068 — «никогда не бывали ни в какой службе».
Учреждение Табели о рангах приводит к образованиюнового типа потомственного дворянства — служилого, которое к середине века составлялоболее половины дворян — 148685 из 253068 человек.
Итак, а что же в частности? Ведь за этой «сухой» статистикойстояли тысячи человеческих душ… Попробуем воссоздать образ чиновника классическоготипа, и конечно же понять его особенности в сравнении.
Для начала напишем портрет чиновника середины XIХвека.
«ВРоссии все чиновники живут, задрав рыло кверху» — эта вышедшая из круга радикальнойинтеллигенции характеристикаподобной системы справедлива, очевидно, не только для России прошедших времен. В самом деле: сверхуназначают, сверху награждают, сверху распекают… От тех же, кто находится внизу, кем, собственно, и приходитсяуправлять, чиновничья судьбапрактически не зависит."11
Чиновник высокого рангаосознавал что он выше всех остальных, потому и вел себя соответственно… Лишь императорубыл он подотчетен. Одежда на нем тоже выглядела безупречно – сказывались частыевыходы в общество, общение с императором каждодневно. Обладал он повелительнымголосом, был беспощаден к ошибкам подчиненных, но пред императором он отвечал сдрожью в голосе, и осознавал, что именно от государя зависит его положение.Чиновник высшего ранга был уж в годах, он выслужил свою должность, седой или слысиной, с хитрым, вкрадчивым взглядом. Форма на нем туго сидела и воротничокбыл постоянно расстегнут, но не при визитах к государю. Он знает, что указгосударя нужно исполнить безотлагательно, но также знает что поручитьисполнение и надзор он может своему ответственному секретарю. В крайнем случаеон может лишь поинтересоваться результатами. Чиновник такого ранга уже неспешил за новой должностью, зная что выше он уже подняться не сможет и потомувсячески давил своих противников на ступенях служебной лестницы. Но он все жезнал, что долго продержаться на этой должности без радости государя от егозаслуг он не сможет и потому все время либо подыскивал себе теплое место кпенсии, либо старался брать взятки, чем впрочем он вскоре заслужит немилость государяи будет сослан к себе в именье, которое ему подарил богатый промышленник за то,что чиновник помог ему когда-то в получении разрешения от государя настроительство очередного заводика.
Чиновничество было неоднородно. На одном полюсенаходилась чиновная знать, сила и влияние которой при Николае I чрезвычайновыросли. Самодержавие видело в ней для себя надежную опору. Ознакомьтесь смнением А. де Кюстина о чиновной знати: «Можете ли вы представить себебезумную погоню за отличиями, явное и тайное соперничество, все страсти,проявляемые на войне, существующие постоянно во все времена мира?»
На другомполюсе находились мелкие чиновники, о которых вы составили представление науроках литературы, изучая повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»,Н.В. Гоголя «Шинель».
А вот мнение И. С.Аксакова о провинциальных чиновниках: «Что за ужасная, губительная язва — чиновнический клан, особенно мелких канцеляристов-писцов! Получаетдва целковых в месяц, ни к чему на службе, кроме переписывания, не способен,женат, имеет полдюжины детей и мошенничает. Всякий выгнанныйсеминарист лезет в чиновники"12».
Многое очеловеке могут рассказать выражение лица, манера говорить, общаться с близкими,одеваться… Психологи называют такие знания невербальными…13 Вглядимсяв лица чиновников. Как мы живем, такие у нас и лица. На одних — покорностьсудьбе, на других — вызов. Лица робкие, угасшие, испуганные — они привычнее…«Чиновник … низенького роста, несколько рябоват, несколько даже на видподслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек. Он,видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысинойна голове… Он не думал вовсе о своем платье: у него был не зеленый, а какого-торыжевато-мучного цвета вицмундир. Воротничок на нем был узенький, низенький,так что шея его, несмотря на то что не была длинна, выходя из воротника,казалась необыкновенно длинною… И всегда что-нибудь да прилипало к еговицмундиру: или сенца кусочек или какая-нибудь ниточка.»14.
Таков был типаж чиновника низкогоранга. Этот наверняка ни разу не был во дворце, на приеме у императора, а есличиновник этот – провинциал, то не был он и в столице наверно ни разу. Егомечтой скорее был удобный и теплый кабинет, и полное отсутствие ревизий,хорошее жалование (ну конечно о жаловании чиновника высшего ранга он ничего ине слышал, а если слышал, то знал что ему никогда такового платить не будут). Аего склонность всегда брать взятки объяснялась не столько нуждой в том, чтоприносили (ну если какой-нибудь зажиточный крестьянин принесет ему копченостиили большой кусок сала, бутыль самогона он всегда был рад), сколько нуждойпочувствовать свою значимость, значимость своей должности. Заключение
Уж сколько лет в России существует системаканцелярий, аппарат чиновничества, уж сколько раз он перестраивался, но никогдапри новой перестройке государственного аппарата никто не учитывал органику государственноймашины. Как я уже упоминал в начале, государственный аппарат – это не бездушныйробот, идеально выполняющий все (между прочем из-за идеализированностисостояния аппарата управления, устранения со стороны правителя строгогоконтроля, уже много раз в России наступал развал функционирования данной системы),а тысячи живых душ, органическая цепь. И как показал опыт правления Николая I,если к системе применяются репрессии, то и система будет беспощадна к тем, ктостоит ниже, к населению страны. Это, впрочем, доказала и система правлениябольшевиков с 1917 по 1939 года.
Влиял на состояние государственного аппаратаеще и тот факт, что каков бы ни был правитель и его политическая программа, вего концепцию не входит тщательная разработка системы функционированиягосударственного аппарата. Только редкие царственные мужи занимались деломфункционирования системы, и то постоянного внимания уделить наладке системыуправления они не могли.
Сноски:
[1] Корелин А.П. Российское дворянство иего сословная организация // История СССР. 1971. №5.
2 Там же.
3 Там же.
4 Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX века. М., 1970
5 Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX века. М., 1970
6 Там же.
7 Ерошкин Е.П. История государственных учреждений дореволюционнойРоссии. Изд. 2-е., -М., 1976. 346 с.
8 Зайончковский П.А. Кризис самодержавия на рубеже 1870-1880годов. М., 1970.
9 Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII-XIX веках. Формирование бюрократии, — М.,1974. с.173.
10 Шепелев Л.Е. Шляпа должна быть с галуном // Родина. 1996.№7. С. 49-52.
11Левандовский А.А. Самоуправление в контекстесамовластья.//3нание — сила. —1992. — № 2. — С. 64.
12Аксаков И.С. Письма изпровинции. — М., 1991. — С. 196.
13Вербальный (лат. verbalis) — устный, словесный.
14Гоголь Н.В. Полн.собр.соч.- М, 1938. — Т.З. — С. 144-145.