НОУ
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО
КУЛЬТОРОЛОГИИ
НА ТЕМУ:
КультураГермании в1933-1945 годах
Выполнена студентом
1 курса, группы ФК-103Ф
заочногоотделения
Козловым А.А.
Преподаватель:
Никулин С.Э.
С.-Петербург
2005
Система сложившаяся после прихода Гитлера к власти недопускала различий между политикой и повседневной жизнью большинства. Гитлерхотел создать такое органичное общество, в котором все стороны жизни должныбыли согласовываться с его основными целями. От каждого требовалось строгаяприверженность взглядам, охватывающим все стороны человеческой натуры впроявлениях расы, крови и духовности.
Все люди и организацииподлежали “нацификации”, то есть оказывались под контролем партии, являвшейся блюстителемобщества.
Вместо профсоюзов былсоздан Немецкий трудовой фронт. Образовательная система была реорганизована так,чтобы партия получила полный контроль над образованием. Также были созданыорганизации охватывающие частную жизнь граждан: “Гитлерюгент” и др.
Человек должен быть един со своим народом, при этом его “я” ичувство отчужденности трансформируется в чувство сопричастности.
На иностранные книги,периодику и газеты была введена жесткая цензура, внутренняя же литература ихудожественная деятельность строго контролировалась.
Нациская культуравызревала в течении десятков лет, когда немецкий народ находился в загнанномсостоянии. Немцы вынуждены были утверждать собственную точку зрения наискусство, литературу и др. Нациская культура взывала к народным вкусам и этимвстречала массовую поддержку.
А.Гитлер постоянноподчеркивал значение идеологического фактора и мировоззрения, придавая имисключительную важность. Основу новой Германии должны были составить “новыелюди”-продукт “правильного” мировоззрения. Идеология проникала во все аспектыбытия. Мировоззрение проистекает из глубины человеческой души, поэтому должнавыражаться не материально, а духовно. “История- лишь следствие высочайшегопроявления духа”.
Вот почему Гитлерпридавал большое значение артистизму и выразительности. Его выступление в Домегерманского искусства в 1937 году хорошо иллюстрирует это. Лейтмотивом его речипрозвучала идея о том, что “новый человек” средоточием культуры, созидающейличностью, утверждающий “ германизм”.
Проведение массовых митингов стало одним изприемов. Массовое воздействие на людей также осуществлялось через литературу,живопись, скульптуру, театр, кино и образование. Культура должна была вдохнутьв людей национальную гордость, преодолеть их чувство неполноценности инаправить их творческую энергию в необходимое русло стремительного потокаразвития страны. Важное значение придавалось и “традиционным узам” человека:народ, семья, мораль. Отношение к женщине и семье носило консервативныйхарактер.
Причина этого вполне ясна: нациская идеологияисходила из германских традиций. В случаях, когда речь шла о будущем, в ходпускалось мифическое прошлое. Нацизм пытался увязать современность с моральнойатрибутикой народа в прошлом. В действительности мораль являла собой буржуазнуюмораль XIXвека,основанную на святости семьи, брака и скромного образа жизни.
Гитлер обращался в основном кквалифицированным рабочим, белым воротничкам, к мелким предпринимателям. Идеологиядавала новый статус и цель в жизни. Но она не угрожала их интересам.
Нацизм требовал героев. Геройсоответствовал новому мировоззрению и был наделен огромной силой воли. Именноволя делала человека героем: сильное желание можно превратить в реальность. Вэтом явно прослеживается философия Ницше, идеи которого были широкораспространены среди интеллигенции вначале века. Силу индивидуума он увязывал свойной, при которой сила оказывалась просто необходимой.
К современным героям (Ф. Тодт-строительавтострад) были добавлены герои прошлого(Фридрих Великий).
Культура занимала в нациской системецентральное место, и задачи ее были определены четко: поддержка ираспространение мировоззрения. Мировоззрение должно было проникать в умы народа.Культура не должна отрываться от корней. Отрицались такие виды искусства какэкспрессионизм. Широко использовали связь с пошлым, причем делался упор надостоинства доиндустриального общества. Типичной в этом плане была выставканемецкого искусства 1937 года, на которой важную роль играли деревенские мотивы.Рабочему, потерявшему свои корни, противопоставлялся крестьянин, сидевший наземле и укорененный в ней. Это широко пропагандировалось в печати.
Очень большое значение придавалосьрадио, поскольку Гитлер придавал особое значение произносимым речам. А намитингах центральную роль играли речи. Радио же несло слово в массы. На рынокпоставлялись дешевые радиоприемники, а на улицах были вывешены громкоговорители.
Медицина следовала постопам других наук. Лечению подвергался весь человек, включая душу.
Идеология, элементынадежды на лучшее и мессианство придавали движению характер новой веры. Нацизмстал тотальным мировоззрением, исключавшим все другие. Поэтому христианство превратилосьв соперника. Гитлер выступал против него- на первых порах очень осторожно,желая все же заручится поддержкой христианских церквей. Но он считал, что современем влияние христианства ослабнет. Была поставлена цель поглощение религииидеологией.
Прослеживается ориентациянацизма на молодежь, так как в молодежи усматривали ключ к успеху движения. Решающуюроль играли образование и воспитание потому, что внедряя идеологию черезобразование выигрывалась битва за умы. А это нацисты понимали очень хорошо.
Мировоззрение игралоключевую роль и в понимании демократии. Фюрер и народ равноправны, посколькуявляются представителями одной и той же расы и носителями одной и той же крови.Поэтому и их цели должны быть одинаковыми, так как призваны служить интересамнации. Что выделяет лидера из массы,так это организаторские способности.
Гитлер и его окружение сами верили в свое мировоззрение,но и умело настраивали народ на эти взгляды.
Гитлеровскоемиропонимание миропонимание ушло навсегда. Однако, следует учитывать, чтонациские идеи, на определенном отрезке истории, рассматривались на полномсерьезе. Это мировоззрение тем не менееспособна обрести силу морали и стать базовой для народной стихии. Революциядуха для многих людей более заманчива, чем та, что связана с социальными иэкономическими изменениями.
Литература
Д. Моссе Нацизм икультура, Москва, Центрполиграф, 2003
А. Гитлер Моя борьба,Москва, Витязь, 2002