Реферат по предмету "Культурология"


Архитектура и искусство средневековой Европы

Содержание
·  
·  
·  
·  
·  
·  

Введение
Важнейшей особенностью европейской средневековойкультуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. Вусловиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской Империитолько церковь в течение многих веков оставалась единственным социальныминститутом, общим для всех европейских стран, племен и государств. Церковьоказывала огромное влияние на формирование религиозного мировоззрения, распространяяидеи христианства, проповедуя любовь, всепрощение, веру во всеобщее счастье,равенство, добро. Эта картина мира целиком определяла менталитет верующих селяни горожан и основывалась  на образах итолкованиях Библии. История культуры Средневековья — история борьбы церкви игосударства. Положение и роль искусства были сложными и противоречивыми. Но,несмотря на это, средние века оставили после себя много грандиозныхпамятников архитектурного искусства. Беспомощность строительной техники,отличающая первые столетия средневековья (приблизительно до Карла Великого),сменилась большим подъемом строительного искусства в следующие столетия.
В областиархитектуры западноевропейское средневековье выработало два значительных стиля– романский и готический.
Романскийстиль, начавший развиваться при Каролингах, получил свое название оттого, чтоон являлся подражанием древним римским постройкам. Для этого стиля характернытолстые стены, сравнительно невысокий купол, толстые и приземистые колонны.Архитектура готическая являлась более совершенной. Ее характерной чертойявляется стремление архитектора построить здание как можно выше. Местополукруглой сводчатой арки заняла стрельчатая арка. Готические соборы имеливнутри много высоких и изящных колонн. Обильные выпуклые украшения — статуи,барельефы, висячие арки, причудливая каменная резьба — богато украшалиготические здания изнутри и снаружи.
Кромероманского и готического стилей, средневековая архитектура широко пользоваласьеще двумя стилями: византийским в Италии (в Венеции — собор св. Марка, отчастиДворец дожей и др.) и арабским (мавританским) в Испании (наиболее известныйпамятник — собор в Севилье, переделанный из арабской мечети).

Художественнаякультура Раннего Средневековья.
Раннее Средневековье — время, когда в Европепроисходили бурные и очень важные процессы, такие, как вторжение варваров,закончившиеся падением Римской империи. Варвары селились на землях бывшейимперии, ассимилировались с ее населением, создавая новую общность ЗападнойЕвропы.
В целом раннее средневековье было временемглубокого упадка европейской цивилизации по сравнению с античной эпохой. Этотупадок выражался в господстве натурального хозяйства, в падении ремесленногопроизводства и, соответственно, городской жизни, в разрушении античной культурыпод натиском бесписьменного языческого мира. На политической карте Европы вэтот период преобладали варварские и раннефеодальные королевства, а в идеологиинаблюдалось полное господство христианской религии, которая оказывала решающеевоздействие на все стороны общественной и личной жизни. Это в полной мереотносится и к произведениям материальной культуры.
В эпоху раннего средневековья в Европе резкопреобладало деревянное зодчество, памятники которого не могли дойти до нашихдней. Однако возводили и фундаментальные каменные постройки, некоторые изкоторых стали наглядными образцами зодчества того времени. Почти все они имеютрелигиозное, церковное назначение.
Для юго-восточной части Европы, входившей всостав Восточной Римской империи (Византии) или испытавшей ее влияние, сначаланаиболее распространенной формой построек были базилики (в переводе сгреческого -«царский дом») — здания удлиненной формы с полукруглым или граненымвыступом в восточной части — алтарем (апсидой). Бывшие в Древнем Римепреимущественно общественными зданиями, теперь они превратились в базиликальныехрамы. Затем стали приобретать все большее значение здания с центрическимпланом — крестово-купольные храмы. В таких храмах купол, опиравшийся на четырестолба, находился на перекрытии нефов.
Новым архитектурным формам соответствовало иновой внутреннее убранство церквей, включая мозаики, фрески, предметыбогослужения, составлявшие в целом определенное художественное единство.Византийская живопись постепенно приобрела символический характер, в нейусилились элементы стилизации и аскетизма, а сама техника изображенияподчинялась строгим правилам.
В зодчестве центральной части Европы также сказывались античные и византийскиеканоны, но проявлялась и своя специфика. В еще большей мере это относилось кзодчеству Северной Европы.

Романский стиль в искусстве и архитектуре
Термин«романский стиль» условен и возник в первой половине 19 века, когда былаобнаружена связь средневековой архитектуры с римской. В 11-12 веках церковь достигла вершины могущества. Ее влияниена духовную жизнь того времени было безгранично. Церковь была главнымзаказчиком произведений искусства. И в проповедях церкви и в сознании народажила идея греховности мира, исполненного зла, соблазнов, подвластного воздействиюстрашных и таинственных сил. На этой основе в романском искусстве ЗападнойЕвропы возник этический идеал, противоположный античному искусству.Превосходство духовного над телесным выражалось в контрасте неистовой духовнойэкспрессии и внешнего уродства облика. Сцены страшного суда и апокалипсиса — ведущий сюжет в оформлении церквей, скульптуры и рельефов. Ведущим видомискусства в средние века была архитектура. Церковная романская архитектураопиралась на достижения каролингского периода и развивалась под сильнымвоздействием в зависимости от местных условий от античного или византийскогоили арабского искусства. Основной архитектурной задачей было созданиекаменного, по большей части монастырского храма, отвечающего требованиям  церковной службы.
Романскийстиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства,меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а,кроме того, искусства античности, эпохи переселения народов, Византии имусульманского Ближнего Востока). В отличие от предшествующих ему тенденцийсредневекового искусства, носивших локальный характер, романский стиль явилсяпервой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванноефеодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинствоевропейских стран. Основой единства романовского стиля была система развитыхфеодальных отношений и интернациональная сущность католической церкви, котораябыла в ту эпоху наиболее значительной идеологической силой общества и благодаряотсутствию сильной светской централизованной власти имела основополагающееэкономическое и политическое влияние. Главными покровителями искусств вбольшинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими,живописцами, переписчиками и декораторами рукописей — монахи; лишь в конце 11в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов).
Отдельныероманские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавалисьсреди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегуреки, господствовали над округой как земное подобие «града божьего»или наглядное выражение могущества сюзерена. Романские здания прекрасногармонируют с природным окружением, их компактные формы и ясные силуэты как быповторяют и обогащают естественный рельеф, а местный камень, чаще всегослуживший материалом, органично сочетается с почвой и зеленью. Наружный обликпостроек романовского стиля исполнен спокойной и торжественно-суровой силы; всоздании этого впечатления немалую роль играли массивные стены, тяжеловесностьи толщина которых подчёркивались узкими проёмами окон и ступенчато углублённымипорталами, а также башни, которые становятся в романовском стили одним изважнейших элементов архитектурных композиций. Романское здание представлялособой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов,призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурнымифризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими егомонолитной целостности. Храмы романовского стиля развивали унаследованные отраннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всегокруглой в плане) церкви; в месте пересечения трансепта с продольными нефамивозводились обычно световой фонарь или башня. Каждая из главных частей храмапредставляла собой отдельную пространственную ячейку, как внутри, так и снаружичетко обособленную от остальных, что во многом было обусловлено требованиямицерковной иерархии: например, хор церкви был недоступен для паствы, занимавшейнефы. В интерьере мерные, медлительные ритмы разделяющих нефы аркад иподпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменнуюмассу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественногомироустройства; это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественноцилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже — куполами), приходящимив романовский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначальнопоявившимися в боковых нефах.
Если в раннемромановском стиле господствовала настенная живопись, то в конце 11 — начале 12вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видомхрамового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто ивсю фасадную стену, а в интерьере сосредоточенные на капителях. В зреломромановском стиле плоский рельеф сменяется всё более выпуклым, насыщеннымсветотеневыми эффектами, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной,вставленным в неё или как бы вырастающим из её массива. Эпоха романовского стиляявилась также периодом расцвета книжной миниатюры, в целом отличавшейсякрупными размерами и монументальностью композиций, а также различных отраслейдекоративно-прикладного искусства: литья, чеканки, резьбы по кости, эмальерногодела, художественного ткачества, ковроделия, ювелирного искусства.
В романскойживописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные спредставлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе,«страшный суд» и т. д.). В строго симметричных композицияхбезраздельно доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерамостальные фигуры. Более свободный и динамичный характер принималиповествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные,изредка — исторические сюжеты). Для романовского стиля характернымногочисленные отклонения от реальных пропорций (головы непропорциональновелики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам),благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивногожеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовнойвыразительности. Во всех видах романского искусства часто существеннейшую рольиграли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны(типологически восходящей к произведениям звериного стиля и непосредственноотражающей дух языческого прошлого европейских народов). Общая система образовромановского стиля, на зрелой стадии тяготевшего к художественномууниверсальному воплощению средневековой картины мира, подготовила свойственноеготике представление о соборе как своеобразной «духовнойэнциклопедии».
Ведущая рольв культурной жизни Европы долгое время принадлежала Франции. Именно здесьнаходится наибольшее количество архитектурных памятников романского стиля.Одним из самых величественных романских храмов находится в Бургундии. Там в XIв. был построен комплекс Клюнийского аббатства с огромной, самой большой вЕвропе тех времен церковью (длина – 127 м, ширина – 40 м). Монастырь в Клюни в товремя называли «вторым Римом». Бургундские архитекторы разработаликонструктивные новшества, позволяющие уменьшить объем стен, увеличитьвместимость соборов, достигнуть большой высоты сводов. Для архитектурыцентральной Франции характерны мощь, простота и монументальность. В массивныхцерквах с толстыми стенами скульптурные украшения использовались скупо. Наискусство Прованса (Южная Франция) сильно повлияло римское и византийскоезодчество. Античные орнаменты, колонны с античными капителями – отличительныеособенности храмов Прованса. Своеобразная архитектурная школа сложилась вНормандии. Внешний облик церквей Нормандии отличает наличие больших башен,расположенных по сторонам фасадов и в центре здания. В XI-XII вв. в Германииначалось строительство крупных соборов в городах на Рейне – в Вормсе, Шпейере,Майнце. Соборы отличает грандиозность и монолитность, целостность исплоченность архитектурных объемов.
             Собор в Вормсе (1181 – 1234 гг.)был похож на непреступную крепость. Стены здания толстые и гладкие, окна –маленькие и узкие, похожие на бойницы. Суровость собору придают величественныеи грандиозные башни.
            Скульптурныеукрашения архитектор Германии использовали редко. Отдельные скульптуры героевбиблейских рассказов, мифологических животных украшали подоконники, галереизданий, не сливаясь с архитектурой.
    Вроманское время в Германии было создано множество местных архитектурных школ,из которых наиболее значительными были рейнская, саксонская и вестфальская.Несколько центров романского искусства существовало на Апеннинском полуострове.Наиболее известные архитектурные памятники находятся в Ломбардии, Милане иВенеции. Культурные традиции были неодинаковы для различных областей Италии.Для Рима и центральных районов Италии характерно преобладание античных, а дляюжных областей – византийских черт архитектуры.    К выдающимсяпамятникам романского искусства относится комплекс в Пизе, включающий собор,баптистерий и колокольню. Строительство собора было начато в XI в. гениальнымархитектором Бускето и продолжено в XII в. архитектором Райнальдо.
     Романскийстиль в Англии господствовал в конце XI-XII вв. Его специфической особенностьюбыло соединение в здании типов монастырского и приходского храмов. Английскиехрамы хотя и весьма сходны с французскими, но имеют большую протяженность ивытянутость в длину (170 м).Излюбленным элементом английской архитектуры были башни.
             Таким образом, основнымиособенностями романского стиля в архитектуре были: преобладание полуциркулярнойформы сводов, массивные, тяжелые опоры, гладкие и толстые стены с небольшимколичеством узких проемов

Готическаяархитектура и искусство
Готический стиль — этохудожественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средних вековискусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (междусерединой 12 и 16 веков). Термин «Готика» введен в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневековогоискусства, считавшегося «варварским». С начало 19 века, когда для искусства былпринят термин романский стиль, былиограничены хронологические рамки Готики, в ней выделили раннюю, зрелую(высокую) и позднюю фазы.
Готикаразвивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидойфеодально-церковной основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи Готики.Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено свечностью, с «высшими» иррациональными силами.
Для Готики характерны символико — аллегорический тип мышления и условностьхудожественного языка. От романского стиля Готика унаследовала главенство архитектурыв системе искусств и традиционные типы культур, зданий. Особое место вискусстве Готики занимал собор — высший образец синтеза архитектуры, скульптурыи живописи (преимущественно витражей).Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов,подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияниевитражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.
Развитие искусства Готики отражало икардинальные   изменения   в структуре средневекового общества: началоформирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижениесветских сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. Помере развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековыхрелигиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реальногомира; складывались новые архитектурные типы и тектонической системы. Интенсивноразвивались градостроительство и гражданская архитектура.
Городские архитектурные ансамбли включали культурныеи светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь частообстраивалась домами с аркадами, торговымии складскими помещениями в нижних этажах. От площади расходились главные  улицы, узкие фасады двух-, реже трёх -этажныхдомов с высокими, фронтонамивыстраивались вдоль улиц и набережных. Города окружались мощными стенами сбогато украшенными проездными башнями. Замки постепенно превращались в сложные комплексы  крепостей, дворцовых и культурных сооружений.Обычно в центре города, господствуя над его застройкой, находился  собор, становившийся средоточиемгородской  жизни. В нем наряду с богослужениемустраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собраниягорожан. Собор мыслился своего рода сводом знания (главным образом богословского),символом Вселенной, а его художественный строй, сочетавший торжественноевеличие со страстной динамикой, изобилие пластических мотивов со строгойиерархической системой их соподчинения, выражал не только идеи средневековойобщественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущеесамосознание горожан, каркас из столбов (в зрелой Готике — пучка колонн) иопирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается изпрямоугольных ячеек (травей),ограниченных 4 столбами и  4 арками,которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегченныминебольшими сводами — распалубками.
Боковой распор свода главного нефа передается с помощьюопорных арок (аркбутанов) на наружныестолбы — контрфорсы.   Освобожденные от нагрузки стены в промежуткахмежду столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счетвынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущениелёгкости и творческое величие усилий человеческого коллектива.
Готика зародилась в Северной части Франции (Ильде-Франс) в середине 12 в. и достигла расцвета впервой половине 13в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5 -нефные базилики с поперечным нефом — трансептом иполукруговым обходом хора («деамбула-торием»), к которомупримыкают радиальные капеллы («венецкапелл»). Их высокий и просторный интерьер озарен цветным мерцанием витражей. Впечатление неудержимогодвижения ввысь и к алтарю создается рядами стройных столбов, мощным взлетомостроконечных     стрельчатых арок,убыстренным ритмом аркад верхней галереи (трифория). Благодаря контрастувысокого главного и полутемных боковых нефоввозникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства.
На фасадах соборов варьируются стрельчатые арки ибогатые архитектурно-пластические  декорации, детали— узорные вимперги, фиалы, краббыи т. д. Статуи на консолях перед колонками порталови в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную символическую сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания,аллегорические образы. Лучшие произведения готической пластики- декор, статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене,Страсбурепроникнуты одухотворённой красотой, искренностью и  благородством.
На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней(ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превращались в величеств. дворцы с богатымвнутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки («отели») богатых горожан.
Смелая и сложная каркасная конструкцияготического собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной мысличеловека,   позволила  преодолеть массивность романских построек,облегчить стены и своды, создать   динамическое  единство внутреннего пространства.
В Готике происходитобогащение и усложнение синтеза искусств,расширение системы сюжетов, в которой отразились средневековое представления о мире. Основным видом изобразительного,искусства была скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание и развитыепластические формы. Застылость и замкнутостьроманских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и кзрителю. Со временем возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека. Новуютрактовку получили темы  материнства,   нравственного  страдания,мученичества и жертвенной стойкости человека.
В Готике органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышеннаядуховность и социальная сатира, фантастическийгротеск и фольклорность, острые жизненные наблюдения.Во эту в эпоху  расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись;достигло высокого подъёма декоративное, искусство, связанное с высоким уровнем развитияцехового ремесла.
В поздней Готике, получили распространениескульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревяннуюраскрашенную и позолоченную  скульптуру и темперную живопись на деревянных  досках.Сложился новый эмоциональный  строй образов, отличающийся драматической (нередко экзальтированной) экспрессией,особенно в сценах страданий Христа и святых. К лучшим образцам французского готического  искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновойкости, серебрянные реликварии,лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель.
Для поздней («пламенеющей») Готики характерен прихотливый,напоминающий языки пламени узор оконных проёмов (ц. Сен-Маклув Руане).Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14—15 вв.).В миниатюрах (гл. обр.  часословах)  наметилось стремление к одухотворённойчеловечности образов, к передаче пространства и объёма. Воздвигались светские постройки(городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы).Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге,Наумбубге) отличают жизненнаяконкретность и монументальность образов, мощная пластическаяэкспрессия. Части храмов  украшалисьрельефами, статуями, растительным орнаментом,     изображениями фантастическихживотных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены трударемесленников и крестьян, гротескные и сатирич.изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.
Сложившаяся готическая каркасная система появиласьв церкви аббатства Сен-Дени(1137—44). К ранней готике относятся также соборы в Лане, Париже, Шартре, например, собор Нотр-Дам на острове Сите в Париже.Богатством ритма, совершенством архитектурыкомпозиции и скульптуры декора отличаютсяграндиозные соборы зрелой Готики  вРеймсе и Амьене, а также часовня  Сент-Шапель в  Париже (1243-1248) с многочисленнымивитражами. С середине 13 века величественные соборы строились в других европейскихстранах — в Германии (в Кельне), Нидерландах (в Утрехте), Испании (в Бургосе,1221— 1599), Великобритании (Вестминстерское аббатство в Лондоне), Швеции (в Упсале), Чехии (хор и трансепт соборасв. Вита в Праге), где готич. строит, приёмы получили своеобразную местную интерпретацию.Крестоносцы донесли принципы Г. до Родоса, Кипра и Сирии.
В конце  13начале 14 века  строительство соборов во Франциипереживало кризис: архитектурные  формыстали суше, декор обильнее, статуи получили одинаковый подчёркнутый З-образный изгиб и черты куртуазности.

Заключение
Таким образом, средние века в Западной Европе —время сложных и трудных поисков мировоззренческих конст­рукций, которые моглибы синтезировать исторический опыт и зна­ния предшествовавших тысячелетий. Вэту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чемзнали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на ос­новедоступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура среднихвеков создала новые художественные стили (романский и готический), но­выйгородской образ жизни, подготовила сознание людей к применению механическихприспособлений и техники.
Эта эпоха подарила нам такие памятники архитектуры,как собор Сан-Витало византийского императора Юстиниана в Равенне (526-548),восьмиугольную дворцовую капел­лу, построенную между 792 и 805 годами КарломВеликим в Ай-ля-Капелле (в настоящее время – Аахен, Германия), собор вВормсе (1181 – 1234 гг.), собор Нотр-Дам наострове Сите в Париже и множество других.
 Вопрекимнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшиедостижения культуры, в том числе институты научного познания и образования.Возникла новая парадигма мышления, дисциплинарная структура позна­ния безкоторой была бы невозможна современная наука, люди полу­чили возможность думатьи познавать мир гораздо более эффектив­но, чем прежде.

Список использованной литературы
1.     
2.        мировыхдостопримечательностей. Москва, 1983г.
3.     
4.     
5.     
6.     
7.     
8.     
9.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.