Реферат по предмету "Медицина"


Значение "Канон" врачебной науки для развития медицины Авицена

Сургутскийгосударственный университет
медико-биологический факультет
(курс истории медицины)
реферат
на тему:
Значение “Канона врачебной науки” для развития
медицины.
Выполнилстудент_______________
______________________________
Проверил______________________
______________________________
Подпись__________Дата_________
Сургут 1997
ПЛАН:
1.     Биография Ибн Сины.
2.     Общаяхарактеристика эпохи.
3.     Значение “Канонаврачебной науки”.
Огромную роль вразвитии медицины сыграла научная и практическая деятельность Ибн Сины.
Ибн Синапринадлежит к числу величайших ученых Средней Азии, обогативших мировую наукудостижениями первостепенной важности. Труды Ибн Сины и его великогосовременника Абу Райхана Беруни знаменовали наивысшую ступень развития науки насредневековом Востоке.
Отец Ибн Сины,Абдаллах, был родом из Балха. В период правления саманидского эмира Нуха ибнМансура (976-997) Абдаллах переехал в Бухару, где был назначен начальникомсбора налогов с селения Хурмитан, недалеко от города Бухары. Затем он некотороевремя жил в селении Авшана, там женился на девушке по имени Ситора. В началемесяца сафар 370 г. хиджры (вторая половина августа 980 г.) у них родился сынХусейн (таково собственное имя Ибн Сины). Хусейну было около 5 лет, когда семьяпересилилась в столичный город Бухару, являвшуюся тогда одним из крупнейшихцентров Востока. Мальчика отдали в школу.
С раннегодетства Ибн Сина обучался корану и адабу (сюда входили грамматика, стилистика ипоэтика) к 10 годам жизни в обеих областях достиг совершенства. Кроме того, онизучал арифметику и алгебру, а потом под руководством своего домашнего учителяАбу Абдаллаха ан-Натили начал изучать логику, Евклидову геометрию и “Альмагест”Птолемея. Однако скоро ан-Натили вынужден был признать, что исчерпал свойучебный материал и уже не в состоянии удовлетворить познавательный интересмальчика, и Ибн Сина самостоятельно продолжал свое учение. Он с увлечениемзанялся изучением естественных наук, и прежде всего медицины. Одновременнозанимался врачебной практикой – бесплатно лечил больных. В возрасти 17 лет ИбнСина, как врач, пользовался в Бухаре такой славой, что был приглашен ко дворуНуха ибн Мансура, который долгое время болел, и лечившие его придворные врачиничем не могли ему помочь. Ибн Сине удалось в короткий срок вылечить правителя,и в благодарность за это молодой ученый получил разрешение пользоватьсядворцовой библиотекой, которая была одной из лучших и богатейших библиотек навсем Ближнем Востоке. В результате он расширил свои научные познания дограндиозных масштабов.
Основательноусвоив логику, естествознание, медицину и др. науки Ибн Сина перешел кметафизике, считавшейся тогда одним из основных разделов философии.
ЗавоеваниеБухары Караханидами, падение династии Саманидов (999 г.) и последовавшие заэтими событиями феодальные междоусобицы не позволили Ибн Сине продолжить своинаучные занятия в Бухаре. В 1002 г. умер его отец. Все это побудило Ибн Синупокинуть родной город и отправиться в Хорезм, в Ургенч, где политическаяобстановка была более благоприятной.
Жестокийправитель Гасни султан Махмуд (998-1030), который опирался в своей политике нареакционное духовенство и подавлял всякое проявление научного свободомыслия,стремился вклбчить богатые земли Хорезма в состав своего государства. Не желаяпопасть в подчинение этому правителю, Ибн Сина примерно 1010 – 1011 гг. тайнопокинул Хорезм и отправился в Хорасан. Он прибыл в Гурган, феодальное княжествона юго-восточном побережье Каспийского моря. Здесь Ибн Сина познакомился с АбуУбейдом Джузджани, который стал его верным учеником, сопутствовавшим ему доконца его жизни. Джузджани записал со слов Ибн Сины его автобиографию,доведенную до прибытия ученого в Гурган. Он оставил нам и описание дольнейшихсобытий жизни своего учителя. Благодаря этому мы распологаем достовернымисведениями о жизни и деятельности Ибн Сины.
В Гургане ИбнСина возобновил научную работу и врачебную практику. Он приступил Первой книгисвоего главного труда по медицине – “Канона врачебной науки” и др. сочинений. В1014 г. Ибн Сина покидает Гурган и некоторое время живет в Рее и Казвине. Затемприбывает в Хамадан и поступает на службу к буидскому правителю Шамс ад-дауле(997-1021) с начала в качестве придворного врача, а за тем и визира. Здесь оннаписал многие свои произведения, начал работу над многотомной философскойэнциклопедией “Китаб аш-шифа” (“Книга исцеления”).
В 1023 г. ИбнСина переезжает в Исфаган и завершает там “Китаб аш-шифа”, создает другие трудыв том числе свою краткую философскую энциклопедию на персидском языке“Даниш-наме” (“Книга знания”).
Почтинепрерывные скитания по городам Мавераннахра и Ирана, постоянный напряженныйтруд, бессонный ночи, неоднакратные тюремные заключения надломили организм ученого.Он страдал колитом, от которого он и умер в рамазане 428 г. (в июне 1037 г.) ввозрасте 57 лет. Ибн Сина был похоронен в Хамадане, его могила сохранилась донаших дней.
Как подлинныйученый – энциклопедист Ибн Сина с большим успехом работал почти во всехобластях знания. В источниках упоминается свыше 450 названий его сочинений, ачисло дошедших до нас трудов около 240. Они охватывают такие области науки, какфилософия, медицина, логика, психология, “физика” (т. е. естествознание),астрономия, математика, музыка, химия, этика, литература, языкознание и др.
Однако Ибн Синапрославился главным образом благодаря своим трудам по философии и медицине.Изчисла дошедших до нас филосовских трудов ученого упомянем “Книгу исцеления”(“Китаб аш-шифа”), “Книгу спасения” (“Китаб ан-наджат”), “Указания инаставления” (“Ал-ишарат ва-т-танбихат”) и “Книгу знания” (“Да-ниш-наме”).
Ибн Синаиспользовал все ценное, что было выработано его предшественниками в областиестествознания и философии и создал философию, ставшую вершиной развитиятеоретической мысли в странах Ближнего и Среднего Востока в эпоху раннегосредневековья. Несмотря на противоречивость отдельных положений, философскоеучение Ибн Сины в условиях феодализма сыграло прогрессивную роль. В нем отчетливовыступает материалистическая тенденция, стремление противопоставить религиинаучные познания, основанные на опыте и логических доказательствах.
Определенныйинтерес представляют работы Ибн Сины по психологии. В этом вопросе он сделалбольшой шаг к материализму, ибо впервые пытался увязать отдельные видыпсихической деятельности человека с определенными частями головного мозга.
Общественно-политическиевзгляды великого философа свидетельствуют о том, что и в этой области онпридерживался прогрессивных идеалов. Ибн Сина выступал за идеальноегосударство, население которого должно состоять из правителей, производителей ивойска, и каждый должен заниматься полезной работой.
Ибн Сина с успехом занимался и другими науками. Онобладал широкими для своего времени познаниями в области химии, и емуприписываются несколько химических работ. Ибн Сина во многом содействовалпоследующему развитию химии, главным образом благодаря критике основногопринципа алхимии, а именно, возможности превращения неблагородных металлов вблагородные.
В областигеологии он высказал оригинальную, близкую современной научной теории точкузрения на горообразование. По его мнению, горы образовались в результате 2факторов: 1- поднятие земной коры во время сильных землетрясений, 2 – действиепотока воды, которая в поисках пути делает большие углубления в долинах и этимсамым обусловливает образование больших возвышенностей.
Ибн Сина многозанимался и вопросами ботаники, ибо как врач, он не мог не уделять должноговнимания изучению растений, имеющих целебные свойства. Карл Линней(1707-17078), учитывая заслуги Ибн Сины в области этой науки, назвалвечнозеленое тропическое растение его именем – Авиценния.
Значительныйслед оставил Ибн Сина и в области поэзии. Многие свои научные трактаты он написалстихами в размере раджаз. Кроме того им написано несколько произведений,которые оказали заметное влияние на последующую персоязычную литературу.Существует связь между посланием Ибн Сины “Ат-тайр” (“Птица”) и известнойпоэмой “Фаридаддина Аттара” (12 век) “Мантик ат-тайр” (“Разговор птиц”). Этатема вводится в узбекскую литературу Алишером Навои (1414-1492). Существует ещенесколько кит’а и газелей около 40 четверостишей Ибн Сины на персидском языке.
Особенно великизаслуги Ибн Сины в области медицины. Его справедливо считают одним извеличайших ученых медиков в истории человечества. По сведениям различныхисточников, общее число медицинских трудов Ибн Сины доходит до 50, но из нихсохранилось около 30 в степени 8. Посодержанию их можно разделить (за исключением “Канона”) условно на три группы:1) труды общего характера, в которых освещаются те или иные разделы медицины инекоторые ее теоретические вопросы; 2) труды о заболеваниях какого-либо одногооргана или об одной конкретной болезни, например, о заболеваниях сердца исредствах его лечения, о болезни толстой кишки (куландж), о расстройствахфункции половых органов;3) труды по лекарствоведению.
Однако главныммедицинским трудом Ибн Сины, принесшим ему многовековую славу во всемкультурном мире, является  “Канонврачебной науки”. Это подлинно медицинская энциклопедия, в которой с логическойстройностью излагается все, что относится к профилактике и лечению болезней. В“Каноне врачебной науки”, а также в ряде специальных работ по лекарствоведению(“Книга о лекарствах при сердечных болезнях”, “О свойствах цикория”, “Освойствах уксуса — лида” и др.). Ибн Сина не только объединил разрозненный опытпрошлого и дополнил его результатами собственных наблюдений, но и сформировалряд принципиальных положений рациональной формации. Если Ибн Аббаз (930-994)указывал на благоприятные условия проверки действия в больнице, то Ибн Синапредлагает систему их испытания, включающую наблюдение за их действием упостели больного, постановку опытов на животных и даже некоторое подобиеклинического испытания. При этом Ибн Сина считает наиболее надежнымэкспериментальный путь проверки действия лекарственных средств и предлагает“условия”, обеспечивающие “чистоту эксперимента”. В “Каноне врачебной науки”содержаться указания на необходимость выявления побочного действия лекарств, наналичие взаимного усиления их и взаимного ослабления действия лекарственныхсредств при их совместном назначении.
Ибн Синасвязывал развитие рациональной фармации с применением лекарственных средств, полученныххимическим путем. Эта идея, которую разделяли некоторые арабские исреднеазиатские ученые и врачи (Джабир ибн Хайян; Рази, Бируни и др.), была вдальнейшем развита алхимиками средневековой Европы, а также врачами эпохиВозрождения и Нового времени. Ибн Сина описал много новых лекарственных средстврастительного, животного и минерального происхождения.В частности, с его именемсвязывают первое применение ртути,которая в 10 в.добывалась в окрестностях Бухары, для лечения сифилиса. Им же как побочноедействие ртути описаны проявления ртутного стоматита. Из перечня лекарственныхсредств, приложенного к Книге второй “Канона врачебной науки”, около 150значились в первых восьми изданиях русской фармакопеи.
Являясьпорождением древнейвысокоразвитой культуры, среднеазиатскаямедицина в значительной степени определила уровень и своеобразие медициныарабского Востока. Обобщающие энциклопедические труды среднеазиатских врачей вомногом способствовали сохранению и развитию достижений медицины древности (античной,эллинистической, индийской, иранской, среднеазиатской), осмыслению и синтезу ихбогатого практического опыта и теоретических концепций. Подобно обобщающимтрудам арабских врачей, некоторые среднеазиатские мед. Энциклопедические трудыбыли переведены на европейские языки и сыграли важную роль в развитии медициныв Европе. Это прежде всего относится к “Канону врачебной науки” Ибн Сины,несомненно, являвшемуся самой популярной из мед. книг, созданных на Востоке. Напротяжении нескольких веков “Канон” служил основным учебным пособием вевропейских университетах, оказав огромное влияние на уровень специальныхзнаний врачей средневековой Европы. Передовые среднеазиатские ученые –философы, врачи, естествоиспытатели явились провозвестниками ряда новых идей, получившихпризнание и развитие лишь несколько веков спустя. К ним относятся попыткивнедрения экспериментального метода в патологию и лекарствоведение, утверждениеестественно-научной сущности медицины как области научной и практическойдеятельности, идеи связи медицины с химией, взаимосвязи организма с окружающейсредой и роли этой среды в патологии, неразрывной связи психического ителесного, предположение Ибн Сины о невидимых существах, могущих вызыватьлихорадочные заболевания и распространяться через воздух, воду и почву, и др.Передовые врачи и ученые Средней Азии активно выступали против царивших всовременной им медицине суеверий, отвергали астральные представления,магическую цифрологию, целебные свойства драгоценных камней, заговоров,амулетов, противопоставляя рациональные средства диагностики, терапии игигиены. Однако все их усилия остались по преимуществу “гласом вопиющего впустыне”. Большинство представителей мед. профессий охотно применяли, а иногдаи предпочитали магические и мистические приемы методам рациональной диагностикии терапии, по большей части предоставляя судьбу своих пациентов воле аллаха.Что же касается новых идей, то они нашли мало приверженцев. Разумеется, и те изсреднеазиатских врачей и ученых, кто составил гордость медицины Средней Азии-Бируни, Масихи, Ибн Сина, ал-Джурджани (ок. 1080-1141), Фахраддин Рази, УмарЧагмини и др.- не смогли полностью преодолеть сковывавшего влияния феодальногомировоззрения. Труды древних, за исключением некоторых частностей, они почиталивысшим авторитетом. Ни один из них не усомнился в справедливостинатурфилософского учения о четырех соках. Все придерживалисьанатомо-физиологических представлений Галена. Ни один из них не занималсяанатомией, без развития которой было немыслимо построение рациональнойфизиологии и патологии. Причины, не позволявшие врачам мусульманского Востокаизучать анатомию человека, хорошо известны, а гуморолистические концепции,содержащие элементы диалектики и материалистическое, хотя и эклектическое,объяснение жизнедеятельности и механизмов развития патологических процессов,неизмеримо прогрессивнее “медицины пророка”. Эпоха не позволила им “перешагнутьчерез себя”. И, если для истории медицины наиболее выдающимися достижениямикрупнейших врачей Средней Азии являются прежде всего их неоцененные новые идеи,значительно опережавшие свое время, то для современников и ближайших потомковнаиболее существенными и значимыми были их достижения в области практическоймедицины- диагностики, клиники, лечения, гигиены.
Творчесво Ибн Синызанимает особое место в истории культуры. Крупнейший врач и мыслитель своеговремени, он был признан уже современниками, и присвоенный ему еще при жизнипочетный титул “шейх-ар-раис” (наставник ученых) сопровождал его имя в течениемногих веков. Философские и естественно-научные сочинения Ибн Сины пользовалисьширокой известностью в странах Востока и Западной Европы, не смотря на то, чтоосновное его философское произведение “Книга исцеления” было объявленоеретическим и сожжено в Багдаде в 1160 г. Обессмертивший его имя “Канонврачебной науки” многократно переводился на многие европейские языки, около 30 раз издавался на латинском языке иболее500 лет служил обязательным руководством по медицине для европейских  университетов и мед. школ арабского Востока.
Из 274 трудовИбн Сины медицине посвящено только 20. Тем не менее принято считать, что извсех областей знаний, которыми занимался Ибн Сина, наибольший вклад им внесен вмедицину. Прежде всего “Канон врачебной науки” принес ему всемирную славу ибессмертие. Каждая книга, в свою очередь, делится на части (фан), отделы(джумла), статьи (макала) и параграфы (фасл).
  В Книге первой излагаются теоретическиеосновы медицины и общие положения практической медицины. В ней дается определение понятия медицины, раскрываются задачиэтой науки, приводятся учение о соках и натуре (темпераменте), сжатыйанатомический очерк так называемых “простых” органов человеческого тела — костей, хрящей, нервов, артерий, вен, сухожилий, связок и мышц. Рассматриваютсяпричины, проявления и классификации болезней и общие правила их лечения.Подробно излагаются учения о питании, образе жизни (общая диэтетика) исохранении здоровья во все периоды жизни (общая и частная гигиена).
Книга вторая –это капитальный свод  сведений о лекарственныхсредствах, применявшихся в медицинской практике того времени. В ней дано свыше800 лекарственных веществ растительного, животного и минерального происхожденияс указанием их лечебных свойств и способов применения. Помимо лекарственныхсредств, производившихся в Средней Азии и в других странах Ближнего и СреднегоВостока, автор указывает немало лекарств, привозимых из Индии, Китая, Греции,Африки, островов Средиземного моря и др. районов земного шара. Многие из нихстали известны прямо или косвенно средневековой Европе по сочинениям Ибн Сины,что само по себе характеризует значение “Канона” в истории лекарствоведения.Эта книга дает возможность ознакомиться не только с научной, но и с бытовой,народной медициной времени Ибн Сины. Многие лекарства, предложенные Ибн Синой,прочно вошли в фармакопею и применяются по сегодняшний день.
В Книге третьейтрактуются “частные” или “местные” болезни органов человека, начиная с головы икончая пятками, иными словами она посвящена частной патологии и терапии. В неевходят описания болезней головы и мозга (в том числе нервных и психическихболезней), глаза, ухо, носа, полости рта, языка, зубов, десен, губ, горла,легких, сердца, груди, пищевода, желудка, печени, желчного пузыря, селезенки,кишечника, заднего прохода, почек, мочевого пузыря, половых органов. Каждыйраздел начинается с подробного анатомического описания соответствующего органа.
В Книгечетвертой рассматриваются “общие” болезни тела, не присущие лишь одному органу.К числу таковых отнесены различные лихорадки (кризисы при болезнях), опухоли (втом числе рак), прыщи, раны, язвы, ожоги, переломы и вывихи костей, ранения ипрочие поражения нервов, повреждения черепа, груди, позвоночника, конечностей.В этой Книге говорится также о хронических и острых заразных болезнях: оспе,кори, проказе, чуме и бешенстве; освещены основные вопросы учения о ядах(токсикология). Специальный раздел книги посвящен вопросам сохранения красотытела (косметика).
Книга пятая“Канона” представляет собой фармакопею. В ней излагаются способы изготовления иприменения различных форм лекарств сложного состава. В первой части Книгиописываются различные противоядия (терьяки), лекарственные кашки, пилюли,таблетки, порошки, сиропы, отвары, настои, вина, пластыри и т. д., а во второйчасти указываются испытанные средства, предназначенные для лечения конкретныхзаболеваний органов головы, глаз, уха, зубов, горла, органов грудной и брюшнойполости, суставов и кожи.
Физическиеупражнения он называл “самым главным условием” сохранения здоровья, наследующее место он ставил режим питания и режим сна. Особые главы “Канонаврачебной науки” Ибн Сина посвятил воспитанию и уходу за ребенком. В нихсодержится много тонких наблюдений и разумных советов. Другой сильной стороной“Канона врачебной науки” Является точное описание клинической картины болезней,тонкости диагностики. Первые описания ряда клинических явлений, их объясненияговорят о необычайной наблюдательности Ибн Сины, его таланте и опыте. Вдиагностике Ибн Сина пользовался ощупыванием наблюдением над пульсом,определением влажности или сухости кожи, осмотром мочи и испражнений.
Ибн Сина многозанимался проблемами психологии, и психические расстройства интересовали его нетолько с чисто врачебных позиций, но и как объект психологического исследования.По-видимому, в этом кроется причина того, что при описании психическихрасстройств он подробно излагает свои взгляды на природу психических процессови причины их нарушения. В представлении о сущности психических процессовособенно наглядно проявляются материалистические стороны философии Ибн Сины: ниу кого раньше не встречается столь четкого представления о связи отдельныхпсихических процессов с функцией определенных участков головного мозга.Достаточно вспомнить, например, указания Ибн Сины о том, что ушибы, разрушающиеотдельные части мозга расстраивают чувствительность и вызывают выпадениенекоторых функций. Полностью отвергая демонологические взгляды на сущностьпсихических болезней, Ибн Сина считал непосредственной причиной психическихрасстройств либо влияние условий окружающей среды, либо телесныерасстройства.  При этом выяснениевзаимосвязей и взаимовлияния психического и соматического, по-видимому,представляла для Ибн Сины особый интерес: в “Каноне” содержатся указания навозможность возникновения психоза при острых лихорадочных заболеваниях, насвязь расстройств желудочно-кишечного тракта с психическими переживаниями(“сильным горем”, гневом, огорчением и т. п.).
Через столетиепосле смерти автора “Канон” становится известен и на Западе. Уже в 12 в. он былпереведен с арабского на латинский язык Герардом Кремонским (1114-1187), в 13в. – на древнееврейский и разошелся во множестве рукописей. После изобретениякнигопечатания в 15 в. в числе первых изданий был и “Канон”. Примечательно, чтоего первое издание появилось в 1473 г. в Страсбурге – одном из центровгуманизма эпохи Возрождения. Потом по частоте изданий он соперничал с Библией –только за последние 27 лет 15 в. “Канон” выдержал 16 изданий, а всего ониздавался около 40 раз полностью и бесчисленное множество раз в выдержках. Втечение пяти столетий  “Канон” служилнастольной книгой для врачей многих стран Азии иЕвропы. Во всех старейшихунтверситетах Европы до середины 12 в. изучение и преподавание медициныосновывалось на труде Ибн Сины.
Отдельные части“Канона” переводились на европейские языки, но полного перевода не было.Коллектив Института востоковедения АН Уз ССР, откликнувшись на призыв  Всемирного Совета Мира (1952 г.) отметить вовсем мире 1000 – летие со дня рождения (по лунному календарю) Ибн Сины,приступил к переводам  с арабского языкана русский и узбекский языки главного медицинского сочинения великого ученого.Эта грандиозная работа была успешно завершена в 1961 году публикацией полноготекста “Канона” на обоих языках.
Список литературы:
1.    
2.    
3.    
4.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Холистичность теории интерпретации Д.Дэвидсона
Реферат Организация и повышение эффективности производства зерна ячменя в ФГУП УОХ "Липовая Гора"
Реферат Брекеты - основной метод исправления аномалий прикуса
Реферат Литература - Неврология ЗАБОЛЕВАНИЯ ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Реферат Аудиторський звіт незалежної аудиторської фірми «каупервуд» щодо річної фінансової звітності Закритого акціонерного товариства акціонерного банку «Радабанк» за період, який закінчився 31 грудня 2007 року
Реферат Разработка стандарта предприятия
Реферат Проблема бытия в европейской философии средних лет
Реферат Имидж делового человека 7
Реферат Севильский церюльник, или Тщетная предосторожность
Реферат Ульяновск
Реферат Money & banking
Реферат The Chrysalids Essay Research Paper A society
Реферат " Підвищення якості та продуктивного потенціалу культурних рослин на основі фізіолого- генетичних та агрохімічних заходів"
Реферат Статистичний аналіз урожайності технічних культур
Реферат «Методика экологического развития дошкольников»